Как связаны занятия населения тундры с природными условиями кратко

Обновлено: 02.07.2024

Проработав по системе Л.В.Занкова достаточно продолжительный промежуток времени (14 лет), пришла к выводу, что краеведческий материал дает благодатную почву для формирования у обучающихся целостного взгляда на окружающий мир и создает условия для духовно-нравственного воспитания и практической ориентации в окружающем мире, пробуждает интерес к накоплению знаний о народах, проживающих в родном крае, содействует развитию школьника. Поэтому свои уроки стараюсь строить на основе веры в учеников, в стремлении внушить им, что урок - это взаимный процесс сотрудничества и сопереживания учителя и ученика. Ведь, испытав вместе чувство успеха в поисках нового, дети проявляют желание и готовность в дальнейшем решать интересные задачи.

Краеведческий материал достаточно широко можно использовать на любом уроке, а также во внеклассной работе.

  • познакомить с населением, живущим в тундре, и его основными занятиями;
  • формировать умение использовать знания о взаимосвязях компонентов в природе, сравнивать и делать выводы;
  • использовать дополнительный информационный и краеведческий материал к уроку;
  • воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному краю.

Организационный момент, тема и цели урока.

Учитель. Я прочитаю вам четверостишье из стихотворения известной вам саамской поэтессы Октябрины Вороновой, а вы попробуйте найти ответ на вопрос, о ком и о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Долго путь нелегкий длится.
Ночь полярная глуха.
Довелось остановиться
Мне в жилище пастуха.

Совершенно верно, мы будем говорить о тундре.

Наша цель дать ответ на вопрос, какое население в этой природной зоне проживает и чем оно занимается.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Чем знакомо вам слово "тундра"?

(Ответы учащихся. Мы живем в тундре. Есть Ловозерские тундры.)

Учитель. Давайте уточним,о чем пойдет речь? Что же такое Ловозерские тундры?

(Ответы. Горы)

Учитель. Верно, но раз они невысокие, то лучше сказать, что возвышенности у нас на Кольском полуострове носят такое название. Есть Ловозерские тундры, Хибинские тундры. Посмотрите на карте, где они расположены.

- Какой еще смысл мы вкладываем в слово "тундра"?

(Ответы: это природная зона, где мало растительности)

Учитель. Верно. Тундра - это природная зона с бедной растительностью в приполярных областях. Покажите на карте, где она расположена?

(Ученик у доски: вдоль побережья Северного Ледовитого океана тянется тундра с запада на восток).

Учитель. Что вы знаете о климате в тундре?

(Ответы детей: лето короткое, а зима длинная до 8 месяцев. Зимой не только холод, но и жестокие метели, полярная ночь. Осадков выпадает мало.

Из-за малого испарения почвы здесь заболоченные, маломощные. Для всей тундры характерна вечная мерзлота.)

Учитель. Вы верно заметили, что зимой у нас полярная ночь. Как думаете, а оказывает ли она влияние на человека, а если "да", то какое?

(Ответы детей. Постоянно темно и человеку от этого тяжело. Ему не хватает солнца, света, хочется спать, он вялый и т.п.)

Учитель. А можно ли его состояние облегчить? И как это сделать?

(Ответы детей. Можно не выключать свет. Пить витамины и есть больше овощей и фруктов. Правильно соблюдать режим дня: труд и отдых чередовать, спать достаточно. Больше двигаться.)

Учитель. Найдите в учебнике на с.178 ответ на вопрос: как облегчена жизнь населения в городах в полярную ночь?

(Ответы учащихся после чтения отрывка в учебнике)

Учитель. Вы были правы. Давайте и мы сделаем физкультминутку.

Физкультминутка. Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать.
Голова устала тоже, так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два. Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Учитель. А теперь расскажите, какая растительность в тундре?

(Ответы детей. Много полезных растений: ягодники, кормовые, лекарственные.

Растет карликовая березка, ива, можжевельник. Низкий рост растений позволяет им пользоваться защитой от вымерзания. Это снеговой покров.

Летом они получают тепло от почвы, которая нагревается сильнее, чем воздух вокруг.)

Учитель. А животные тоже приспособились к суровым условиям тундры? А как?

(Ответы детей. У них густой мех, белая или светло-серая окраска зимой, а летом - коричневая.)

Учитель. Выполните задание. Из данных объектов природы исключите те, которые не встречаются в тундре.

Объекты ( на доске ): песец, дятел, ягель, морошка, малина, ландыш, лемминг, дуб, олень, брусника, куропатка, скворец.

Проверка работы. Какие объекты вы исключили и почему условия тундры им не подходят?

(Ответы учащихся с объяснением)

Учитель. Узнали ли вы дома, какие народы живут в тундре?

Учитель. Совершенно верно вы рассказали, но некоторые из них - это коренные жители Крайнего Севера России (например: саами, ненцы, коряки, эвенки, чукчи и т.п.), а некоторые сюда переселились (например, коми).

Скажите, подстерегают ли опасности человека в тундре? Какие?

(Ответы: хищники, зимой - сильные метели)

Учитель. Условия тундры очень суровые. Как приспособились люди к тяжелым природным условиям вы узнаете поработав с учебником на с.179.

(Ответы детей. Население малочисленно. Жилище - чум. Это переносное жилище северных народов - шатер, покрытый шкурами или корой.

Одежда - малица. Это кожаная рубаха с капюшоном и рукавицами.

Обувь - меховые унты, пимы.

Транспорт - олени, сейчас используют вездеходы, снегоходы - бураны, вертолеты, а у некоторых народов - собаки.)

Учитель. Узнайте из учебника с. 178, когда используются разные виды транспорта и в связи с чем?

(Ответы учащихся)

Учитель. О ком мы сегодня ведем речь на уроке?

(Ответы: о населении, живущем в тундре)

Учитель. Подумайте и скажите, какое основное занятие населения в тундре и почему?

(Ответы учащихся. Оленеводство, так как жизнь оленеводов связана с оленями.

Это для них основной вид транспорта, дом, одежда, пища)

Учитель. Почему оленеводы вынуждены вести кочевой образ жизни?

(Ответы учащихся.Это связано с сезонностью. Олений корм ягель растет очень медленно, всего на 2 - 3 мм в год. Во время летнего выпаса оленей запасы его значительно уменьшаются. Поэтому надо знать и помнить о правилах поведения в тундре, чтобы не нанести большого вреда в окружающей среде)

Учитель. Чем еще по вашему занимается население тундры?

(Ответы учащихся. Рыболовством, охотой, народными промыслами)

Учитель. Узнайте из учебника на с.180, какую рыбу ловят в тундре и для чего?

(Ответы учащихся)

Учитель. А на кого охотятся в тундре и что должны знать охотники?

(Ответы учащихся).

Учитель. Какие народные промыслы северных народов вы знаете?

(Ответы учащихся).

Учитель. Где еще живет население тундры и чем занимается?

(Ответы учащихся: в городах, поселках, где есть школы, больницы, клубы, детские сады, магазины и т.п..)

- В тундре живут разные народы.

- Они приспособились к природным условиям.

- Основные занятия: оленеводство, рыболовство, охота, народные промыслы.

- Значительная часть населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому.

- Развивается добыча нефти, газа, цветных металлов, угля и других полезных ископаемых.

Учитель. Мне бы хотелось подвести итог нашей работы сегодня словами саамской поэтессы Октябрины Владимировны Вороновой:

- Тундра ты, тундра, красавица моя,
Спутница, тундра, кормилица моя.

- Действительно, тундра тогда останется красивой, когда мы о ней не будем забывать, а будем бережно и разумно использовать.

Занятия жителей тундры зависят от климата. Так как лето здесь короткое, а зима длится около 8 месяцев, то растительность здесь не такая разнообразная,как в других климатических поясах. Соответственно, заниматься земледелием здесь невозможно. Население тундры, в основном, промышляет охотой и рыболовством. Здесь также процветает оленеводство. А поскольку ягель - мох, который поедают олени, отрастает очень медленно, то оленеводы вынуждены вести кочевой образ жизни. Еще в тундре ведется добыча полезных ископаемых: нефти,газа, урана,золота и цветных металлов.

В тундре вечная мерзлота, то есть понятно, что растениеводством заниматься не получится, поэтому основные занятия- оленеводство, рыболовство, охота и народные промыслы. Не очень развито и строительство, так основное население ведет кочевой образ жизни. И еще работают на местных нефте и газодобывающих станциях.

Образование: высшее (бакалавр + магистр). Увлечения: спорт, путешествие, кофе:) · 23 янв 2018

Для начала познакомимся с природными условиями тундры, чтобы понять, какое влияние ни оказывают на жизнь человека. Зима продолжительная (8—9 месяцев) и холодная (до −50° С). Лето также относительно холодное, средняя температура июня около 12° С. Зимой несколько недель длится полярная ночь. В тундре произрастают кустарники, невысокие травы, лишайников и мхи. Отсутствуют д. Читать далее

Холодно, короткое лето, все растет плохо и медленно - поэтому в сельском хозяйстве занимаются тем, что добывают то, что выращивается матушкой природой - олени, рыба, добыча или разведение зверя (пушнина, мясо) , сбор грибов и ягод, хотя есть и очаги земледелия. Прокормится без земледелия требует больших площадей - поэтому население в тундре редкое. Из за природных условий все остальные отрасли требуют больших энергозатрат и поэтому нерентабельны. Единственное исключение месторождения полезных ископаемых и их добыча. Поэтому сырьевые отрасли в ряде регионов Севера развиты достаточно сильно. (Кольский полуостров, Западная Сибирь, Таймыр)

В тундре вечная мерзлота, что-то делать с землёй там невозможно, ничего расти не будет, поэтому народ в тундре занимается оленеводством, рыболовством, охотой и народным промыслом. Оленеводы ведут кочевой образ жизни, чтобы животным было чем питаться, потому что на такой земле растения растут очень медленно.

Так как в тундре очень низкая температура, местные жители занимаются в основном оленеводством, добычей нефти и газа, а также принято месить глину, чтобы согреться на задних дворах друг друга.

Практически все люди которые живут в тундре. Занимаются оленеводством. Либо работают на местных нефте и газодобывающих станциях. Фактически они не заняты сотворением и строительством мира, а просто выживают.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: познакомить учащихся с бытом коренных жителей Севера, условиями и.

Цель урока: познакомить учащихся с бытом коренных жителей Севера, условиями их жизни, хозяйственной деятельности человека в тундре в настоящее время, с новыми словами: НАРТЫ, ПОМОРЫ, ЧУМ, ЗВЕРОВОДЧЕСКИЕ ФЕРМЫ; развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, связную речь; учить устанавливать причинно – следственные зависимости между природными условиями и деятельностью людей; воспитывать уважение к людям труда, проживающих в суровых условиях Севера, толерантное отношение к людям других национальностей.

Из-за сурового климата плотность населения в тундре небольшая

Из-за сурового климата плотность населения в тундре небольшая

В тундре проживают различные народы: ненцы, чукчи, эскимосы, эвенки, якуты, э.

В тундре проживают различные народы: ненцы, чукчи, эскимосы, эвенки, якуты, эвены, коряки.

Чукчи

Якуты

Эскимосы

Эвенки

Коряки

Ненцы

Эвены

Одеваются в тёплые меховые шубы, обувь, чтобы не замёрзнуть в условиях сурово.

Одеваются в тёплые меховые шубы, обувь, чтобы не замёрзнуть в условиях сурового климата малицы Турбаза и пимы

Для передвижения по снегу используют лыжи. Для дальних переездов используют о.

Для передвижения по снегу используют лыжи. Для дальних переездов используют оленьи и собачьи упряжки - нарты

Нарты - это узкие, длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из соба.

Нарты - это узкие, длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак или оленей.



Основные занятия населения Рыболовство, охота на пушного зверя, оленеводство.

Основные занятия населения Рыболовство, охота на пушного зверя, оленеводство, звероводство, добыча полезных ископаемых, овощеводство. Из мяса и жира люди готовят пищу, из шкур шьют одежду, из костей делают украшения.

Китовый ус Корсет Леска

Китовый ус Корсет Леска

Оленеводство Люди, пасущие оленей ведут кочевой образ жизни, потому что олени.

Оленеводство Люди, пасущие оленей ведут кочевой образ жизни, потому что олени съедают корм вокруг и приходится искать новое пастбище.

Поморы На юго-западе тундры, у побережья Белого и Баренцева морей издавна сел.

Поморы На юго-западе тундры, у побережья Белого и Баренцева морей издавна селились русские рыбаки - поморы.

Жилище северян - ЧУМ

Жилище северян - ЧУМ

Добыча полезных ископаемых Во второй половине 20 века в тундре активно разраб.

Добыча полезных ископаемых Во второй половине 20 века в тундре активно разрабатываются месторождения нефти, природного газа, апатитов, угля. В тундру приезжают работать инженеры, геологи, нефтяники из разных регионов страны.

Звероводство Во многих хозяйствах организованны звероводческие фермы для разв.

Звероводство Во многих хозяйствах организованны звероводческие фермы для разведения ценного пушного зверя. Хорошее питание животных и уход за ними способствуют улучшению меха. Он блестящих, густой и длинный.

Овощеводство Вокруг городов и посёлков создают теплицы и хозяйства. На юге ту.

Овощеводство Вокруг городов и посёлков создают теплицы и хозяйства. На юге тундры выращивают капусту, картофель, морковь, лук, брюкву, репу, горох, бобы, кормовые травы, овёс, ячмень.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 352 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.12.2017 10857
  • PPTX 5.2 мбайт
  • 195 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гончаренко Мария Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: