Как связаны наука и техника кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ряду ключевых проблем философии техники одно из важных мест принадлежит проблеме взаимосвязи техники и науки. Анализу данной проблемы уделялось внимание уже в эпоху Возрождения. Впоследствии, в Новое время, к ней обращались Ф. Бэкон и Р. Декарт. Особую же актуальность она приобрела сегодня, в век глобальных научно-технических преобразований, в период становления постиндустриальных технологий.

Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.

В исследованиях же в данном случае под техникой могут подразумеваться не имеющие никакого отношения к орудиям производственной деятельности научные приборы, инструменты и другие вспомогательные средства науки. Под наукой же – не производственная, не собственно техническая и даже не просто естественная наука, а наука в ее общем понимании (как систематизированное, теоретическое знание).

На основе изучения движения жидкостей в трубах, скорости их движения, приложенных сил были сформулированы некоторые законы гидравлики и гидротехники; в результате развития машиностроения и строительного дела возникает такая наука, как сопротивление материалов; появление насосов и тепловых двигателей позволило создать теоретическую основу для разработки парового двигателя.

С середины XVIII в. широкое развитие получают исследования по электричеству, теплотехнике; больших успехов достигает техническая оптика (создаются оптические приборы и системы); следует отметить также огромные достижения в области научного знания о металлургии, связанные, прежде всего, с именами М. В. Ломоносова, Р. А. Реомюра (цементация и закалка сталей, по-лучение ковкого чугуна) и Э. Сведенборга, и многое другое[14].

Если наука в XVIII в. достигает состояния, когда ее дальнейший прогресс становится невозможным без вспомогательных технических средств, то техника в XX в. достигает уровня, при котором ее совершенствование может быть обеспечено исключительно путем приложения к ней результатов науки.

Производственная, промышленная техника, обеспечивающая и технологически выражающая социальный прогресс, поступательное развитие общества, становится зависимой от науки и лишь в единстве с ней получает возможность выполнять свою социальную роль (функцию). Институционализированная же наука, хотя и испытывает на себе влияние промышленной техники, сохраняет автономию лишь в областях, направленных собственно на оптимизацию производственных (технических, технологических, экономических, организационных) параметров системы вступает в такое отношение с техникой производства, при котором последняя выполняет роль экспериментальной базы научного исследования.

В некоторых случаях научные исследования, связанные с решением конкретной технической задачи, могут перерастать в фундаментальные научные исследования, что может квалифицироваться как опосредованное влияние техники на науку. Так, конкретное изучение свойств металлов вылилось в кристаллографический анализ более фундаментальной природы. Попытка достижения контролируемого термоядерного синтеза как источника энергии привела к необходимости фундаментального исследования природы плазмы. То есть здесь фундаментальные естественнонаучные исследования были предопределены практическими техническими проблемами и их решением.

Однако генеральным направлением взаимодействия науки и техники на современном этапе научно-технического прогресса является все же влияние, исходящее не от техники на развитие науки, а наоборот.

Для решения этой задачи следует выяснить, что мы понимаем под техникой. Можно ли считать техникой каменный топор, трактор? Зачастую под техникой понимают приборы, механизмы, машины, которые облегчают человеку быт. Однако можно ли считать техникой компьютер, перенесенный в прошлое на 200 лет? В данном случае компьютер не будет считаться техникой без знания, как им пользоваться. Поэтому техника - это не только инструменты, приборы и машины, но также знания по их использованию. Следовательно, науку и технику связывает феномен знания. Не случайно наиболее бурное развитие науки в XVII веке связывают с необходимостью практического применения знания, с развитием производства.

Итак, в качестве техники выступают - знания, навыки, приемы, используемые в деятельности с орудиями труда, и сами орудия, вовлекаемые в деятельность человека. Согласно представлениям о технике, господствующей в сознании западного человека, техника не является таковой без деятельности человека. Любой предмет и техника как таковая проявляют свою сущность, лишь вступая во взаимоотношения со своей противоположностью. Для техники противоположностями являются природа и человек. Поэтому техника является промежуточным звеном между человеком и природой.

Пока при определении техники мы касались орудий, механизмов. Однако существует техника плавания, бега на лыжах, техника воспитания воли и т.д. То есть объектом использования техники может быть сам человек, его способности. Главное - необходимо знать действия, их последовательность для достижения определенной цели. При этом целью всегда является преобразование объекта, на который направлены действия, изменение его состояния, характеристик.

По-разному техника трактовалась в истории мысли. В марксистской традиции - как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент. По Хайдеггеру - как наша первооснова, сущностная характеристика человека, способ самореализации человечества. Рассматривая технику в узком смысле, ее трактуют как совокупность артефактов (т.е. искусственно созданных) для осуществления инженерной, преобразовательно-конструктивной деятельности. Существует достаточно много определений техники. Однако в них присутствует фундаментальное свойство техники – принцип преобразования.

Таким образом, технику можно определить как знания, навыки, приемы, необходимые для преобразования объектов природы, а также сами машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека.

Теперь мы можем определить наиболее существенное отличие науки и техники. Техника всегда направлена на практическое применение. Наука же возникла в Древней Греции как рациональный способ познания истины ради самой истины. И современная наука не может существовать без фундаментальных исследований.

Сближает науку и технику сам человек, его творчество. Открытие физической закономерности и создание технического проекта есть процесс создания нового, процесс деятельности разума. Разум человека достиг высокой степени осознания науки и техники, когда вырисовываются их возможности, границы и тупики развития. Научная деятельность предполагает сознательную деятельность по выработке нового знания. Научное знание – знание систематизированное и осознаваемое. Возникнуть наука могла на определенном качественном уровне развития человека и общества. Техника же - более древний феномен, чем наука, она появилась еще у доисторического человека. Для понимания современной техники необходимо проследить ее эволюцию.

Для решения этой задачи следует выяснить, что мы понимаем под техникой. Можно ли считать техникой каменный топор, трактор? Зачастую под техникой понимают приборы, механизмы, машины, которые облегчают человеку быт. Однако можно ли считать техникой компьютер, перенесенный в прошлое на 200 лет? В данном случае компьютер не будет считаться техникой без знания, как им пользоваться. Поэтому техника - это не только инструменты, приборы и машины, но также знания по их использованию. Следовательно, науку и технику связывает феномен знания. Не случайно наиболее бурное развитие науки в XVII веке связывают с необходимостью практического применения знания, с развитием производства.




Итак, в качестве техники выступают - знания, навыки, приемы, используемые в деятельности с орудиями труда, и сами орудия, вовлекаемые в деятельность человека. Согласно представлениям о технике, господствующей в сознании западного человека, техника не является таковой без деятельности человека. Любой предмет и техника как таковая проявляют свою сущность, лишь вступая во взаимоотношения со своей противоположностью. Для техники противоположностями являются природа и человек. Поэтому техника является промежуточным звеном между человеком и природой.

Пока при определении техники мы касались орудий, механизмов. Однако существует техника плавания, бега на лыжах, техника воспитания воли и т.д. То есть объектом использования техники может быть сам человек, его способности. Главное - необходимо знать действия, их последовательность для достижения определенной цели. При этом целью всегда является преобразование объекта, на который направлены действия, изменение его состояния, характеристик.

По-разному техника трактовалась в истории мысли. В марксистской традиции - как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент. По Хайдеггеру - как наша первооснова, сущностная характеристика человека, способ самореализации человечества. Рассматривая технику в узком смысле, ее трактуют как совокупность артефактов (т.е. искусственно созданных) для осуществления инженерной, преобразовательно-конструктивной деятельности. Существует достаточно много определений техники. Однако в них присутствует фундаментальное свойство техники – принцип преобразования.

Таким образом, технику можно определить как знания, навыки, приемы, необходимые для преобразования объектов природы, а также сами машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека.

Теперь мы можем определить наиболее существенное отличие науки и техники. Техника всегда направлена на практическое применение. Наука же возникла в Древней Греции как рациональный способ познания истины ради самой истины. И современная наука не может существовать без фундаментальных исследований.

Сближает науку и технику сам человек, его творчество. Открытие физической закономерности и создание технического проекта есть процесс создания нового, процесс деятельности разума. Разум человека достиг высокой степени осознания науки и техники, когда вырисовываются их возможности, границы и тупики развития. Научная деятельность предполагает сознательную деятельность по выработке нового знания. Научное знание – знание систематизированное и осознаваемое. Возникнуть наука могла на определенном качественном уровне развития человека и общества. Техника же - более древний феномен, чем наука, она появилась еще у доисторического человека. Для понимания современной техники необходимо проследить ее эволюцию.

Ярослав Соловьёв

По мнению многих ученых наука и техника очень сильно связаны между собой. Если в давние временя техника развивалась на опытах (эмпирически), то сейчас техника развивается благодаря новейшим научным разработкам. Например: для создания компьютера или ядерного реактора ученые основываются на изучении химических, физических и многих других научных процессов. Также для научных исследований необходимы передовые разработки. Только из этих приведенных примеров видно, что наука и техника взаимодействуют между собой, поэтому тесно связаны.


С повсеместным развитием техники и науки философские знания все больше отходят на второй план. Однако не следует забывать о том, что именно философия является "матерью" всех наук. Благодаря ей можно проследить историю той или иной дисциплины, узнать ее предмет, место и тенденции развития. О философских проблемах техники и технических наук будет подробно рассказано в нашем материале.

Что такое наука?

Начать изучение философского направления следует с раскрытия понятие науки. Так принято называть особую сферу человеческой деятельности, целью которой считается формирование и теоретический сбор в систему объективных знаний о любого рода деятельности.

Философией науки и техники в современном обществе закрепляется постулат о том, что само по себе научное знание считается явлением многоликим. Выступает оно в разных качествах. Это всеобщий духовный продукт социального развития, своеобразная форма сознания общества, раскрывающая духовный потенциал материального производства. Наука есть орудие господства человека над природой. Так получилось вследствие того, что сам человек сумел накопить и обобщить опыт своих предков. Это стало и основной мировоззрения для многих.

Особенности науки

Наука обладает рядом индивидуальных и неотъемлемых особенностей. Она использует специально сформированные интеллектуальные средства - такие как терминология, наглядные образы, знаковые системы и многое другое. Само представление о науке как знании было унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она была еще не опытной, а экспериментальной. Тогда наука считалась скорее умозрительной, а задача ее состояла в идеальном формировании существующего мира. Сегодня же целью научного знания считается преобразование окружающей среды.

философские проблемы науки и техники учебник

Если кратко, философскими проблемами науки и техники закрепляется тезис о том, что научное знание - это полноценная система общественной деятельности исследовательского характера, которая направлена на производство новых знаний о мире, природе, человеке и его мышлении.

Классификация наук

Научная классификация являет собой процедуру раскрытия взаимной связи наук на базе ряда принципов. Системой закрепляется выражение этих принципов в виде особой связи, которой определяются:

  • предмет науки и объективные отношения между разными его сторонами;
  • целями, которыми формируются и которым служат знания;
  • методы и условия исследования предметов наук.

Выделяются также основные принципы классификации. Первая группа включает в себя объективный принцип, где связь наук выводится из цепочки самих исследовательских объектов, и субъективный принцип, когда в основу научной классификации включаются особенности субъекта, то есть ученого.

Есть также методологическая точка зрения, согласно которой классификации наук делятся на внешнюю, с расположением дисциплин в строго определенном порядке, и внутреннюю, когда все науки выводятся и получают свое развитие друг за другом.

С точки зрения логики, за основу классификации следует взять различные стороны общей связи наук. Тут есть два принципа: убывающей общности и возрастающей конкретности. В первом случае происходит переход от общего к частному, а во втором - от абстрактного к конкретному.

Закономерности развития научных знаний

Следует выделить наиболее важные закономерности развития науки. Первый момент связан с тем, что развитие научного знания обусловлено потребностями социально-исторической практики. Это являет собой главную движущую силу, то есть источник развития науки.

философские проблемы техники и технических наук

В системе философских проблем техники и технических наук закрепляется вторая закономерность. Связана она с тем, что в своем развитии научное знание включает в себя относительную самостоятельность. Наука может ставить перед собой множество конкретных задач, однако решение их может быть реализовано лишь по достижении определенных уровней развития познавательного процесса. Происходит последовательный переход от явлений к сущности, от менее глубоких процессов к более глубоким.

Особенности развития науки

Третий момент связан с постепенным развитием науки при чередовании периодов относительного спокойного развития и бурной ломки теоретических научных основ, системы ее понятий и представления. Четвертая закономерность связана с тем, что происходит некая преемственность в эволюции методов, принципов и приемов, понятий и систем.

Происходит единый целенаправленный процесс со множеством сложных внутренних элементов. Существует и множество других закономерностей в системе философские проблемы техники. Наука и техника сами по себе считаются явлениями очень сложными. В связи с этим закономерностей здесь достаточно много.

Аксиологические и нравственные проблемы современного научного знания

Следует кратко изучить основные ценностные и моральные проблемы науки и техники. Философские проблемы техники тесно связаны с таким явлением, как этика. Это раздел в науковедении, который охватывает исследование моральных норм, регулирующих отношения между учеными. Исследованию подвержены и социально-этические проблемы, порождаемые усиливающимся взаимодействием общества и научного знания.

философские проблемы науки и техники кратко

В научных работах и учебниках философские проблемы науки и техники закреплены достаточно четко. Помимо этики, здесь следует выделить понятие общечеловеческой морали и гуманизма. Все подобные явления характерны для каждой научной дисциплины как для специального общественного института. Сами нормы дают возможность ученым получать новые, оригинальные и проверенные результатов научной деятельности.

Важное место в системе социально-этических проблем, которые связаны с наукой и техникой, философскими проблемами техники, занимает дилемма о социальной ответственности каждого представителя науки. Особая ее актуальность объясняется превращением научного знания в прямую производительную силу.

Техника с философской точки зрения

Техника являет собой систему искусственно сформированных органов общественной деятельности, которые развиваются посредством опредмечивания в природном материале любых рабочих функций, знаний, опыта, познания и применения сил с закономерностями природы. Современная техника делится на следующие отрасли функционального характера:

  • производственная техника;
  • военная техника;
  • транспорт и связь;
  • образовательная техника;
  • культура и быт;
  • медицинское оборудование;
  • техника управления.

наука и техника философия кратко

Естественно, функциональные отрасли не ограничиваются обозначенным выше списком. Закономерности технического развития не сводятся к одним лишь закономерностям социально-экономического характера. Исходный пункт в социологическом исследовании техники - это анализ взаимоотношения ее с человеком в трудовом процессе.

Внутренняя логика совершенствования техники связана с человеком и природой. Определяющим фактором является логическое и историческое соотношение техники с функционирующими органами человека. Замена естественных производственных инструментов на искусственные, а также замена силы человека силами природы являет собой базовый закон самодвижения техники.

Закономерности совершенствования техники

История техники может быть поделена на три этапа. Здесь следует выделить, например, орудия ручного труда, то есть инструменты. Характеризуются они способом соединения техники и человека в технологическом процессе, при котором представитель общества представляет собой материальную базу технологического процесса, а орудия только усиливают и удлиняют его работающие органы. Сама работа носит при этом ручной характер.

философские проблемы науки и техники рпд

Второй этап связан с машиной. Если кратко, философия науки и техники сводится к тому, что технический элемент является базой технологического процесса. Человек же только старается дополнять ее своими органами труда. Сам труд, соответственно, становится механизированным.

Отдельно следует выделить процесс автоматизации, предпосылки которого появились еще в античной культуре. Философия науки и техники предполагает, что автоматизация характеризуется свободным типом связи техники и человека. Переставая быть прямым элементом технологической цепи, человек приобретает условия для применения своих способностей в творчестве. Сама техника не ограничивается в своем совершенствовании физиологическими пределами организма.

Техническое задание и техника

Философские проблемы науки и техники включают также понятие технического знания. Данное явление следует считать обособленной отраслью знания, отличной от естествознания в силу того, что его объект, а именно техника, подвергается непрерывным изменениям. Оно определяет постоянную направленность технологического знания в будущее.

философия наука и техника в античной культуре кратко

Распространение технических наук существенным образом усложнило всю сферу научного знания. Изначально они решали задачу о том, как практически применить естественнонаучные достижения. Подобного рода производственные задачи дали определение прикладному характеру технических наук. Техническая же теория выполнила роль связующего звена между естественной научной теорией и практикой инженерного характера.

Тем не менее следует помнить о том, что конструктивно-технологические расчеты часто идут впереди уровня развития естествознания попросту из-за того, что задачи техники как части материально-технической практики несколько опережают уровень развития естествознания. А потому техническая теория в системе философских проблем науки и техники (РПД) может и должна в дальнейшем задавать направление научных поискам. Далее следует обозначить основные особенности технического знания.

Специфика технического знания

Первые отголоски специфических особенностей технического знания стали появляться еще в философии науки и техники античной культуры. Кратко в этом разобраться поможет анализ специфики обозначенного явления. Вот что следует здесь выделить:

  • Содержание технического знания с необходимостью включает процедуры измерения, в то время как в естественнонаучной картине они являют собой лишь средство получения знания.
  • Физические теории, которые выступают в качестве эмпирического основания технических теорий. В структуру вводятся такие теоретические понятия, как "язык теоретического уровня".

Таким образом, само понятие технического задания достаточно многогранно. Примеры этого явления можно отследить во все времена существования философии. Это философия науки и техники в Средние века, в Эпоху Возрождения и прочие периоды. Примеры некоторых работ Леонардо да Винчи вполне можно обозначить как технические задания.

Техническая теория и ее содержание

Содержание теории обуславливается следующими моментами:

  • выбор цели, то есть назначение конструкции;
  • исследование возможностей, которые предоставляются естествознанием для достижения цели;
  • изучение материалов, которые могут быть применимы для создания конструкции;
  • анализ исследований, которые связаны с применением нового технического объекта.

философия наука и техника в античной культуре

В зависимости от характера решаемых задач образуется ряд технических объектов. Всем им следует дать подробную характеристику.

Классы технических теорий

В зависимости от характера решаемых задач и сложности технических объектов, следует говорить о трех классах технических теорий. Первая - метатеория. Это интегративная форма знания, формулирующая законы и принципы, которые относятся к потенциальной действительности. Второй элемент - это теория. Так называют систему знаний, внутри которой происходит решение некоторого класса проблем, которые обуславливаются их целевым назначением.

Наконец, субтеория. Это особая знаниевая система, формирующая способы реализации теоретически решенной, технической задачи. Сюда относятся, в частности, технологические разработки.

Читайте также: