Как связаны деятельность и потребности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Ministerstvo_nauki_i_obrazovania.docx

Министерство науки и образования

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тюменский Государственный Университет

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

Потребности и деятельность человека, их взаимосвязь

Студент 2 курса

3.От Потребности к Деятельности……………………………………………8

Список используемой литературы

Вторая половина XX века богата открытиями в области проблем человека, в естествознании и технических науках, достижение которых непосредственно связано с использованием категории деятельности.

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Одни авторы приписывают деятельность некоторым видам животных и даже техническим агрегатам, другие исходят из того, что деятельность - исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности.

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Одни авторы приписывают деятельность некоторым видам животных и даже техническим агрегатам, другие исходят из того, что деятельность - исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности.

Понятие "труд" и "деятельность" нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность - это более широкое определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды. Определяя в "Капитале" труд как "прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой. " Маркс подчеркивал, что труд есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей. вечное естественное условие человеческой жизни".

Используя в процессе труда преобразованные в результате деятельности природные силы, человек находится во власти внешней необходимости, а его свобода существует как потенциальная возможность в виде накопления ее материальных предпосылок.

Внетрудовая деятельность осуществляется в различных сферах общественной жизни (культура, наука, воспитание, спорт и др.). В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более многообразен, связь между ними и субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов деятельности обусловливает более широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень самостоятельности и свободы. Если труд есть по существу преодоление сопротивления природной материи и серьезной затратой физических сил, то деятельность не требует такой затраты физических сил и требует большей затраты умственных усилий и нервных перегрузок.

Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Можно выделить следующие большие группы потребностей:

Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Рассмотрим краткую характеристику данных потребностей

Биологические (естественные) потребности - это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Материальными называются потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как "продовольственная корзина", "прожиточный минимум" и др.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Однако социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Духовные потребности. Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура -субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные потребности. Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности. 6

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

О том, как связаны деятельность и потребности, сказано немало. Есть целые научные труды, посвященные данной теме. Она действительно очень интересна и многообразна. Всю её обсудить сложно, ведь суть касается самого непознанного существа на свете – человека. Но вот основные понятия хотелось бы отметить вниманием.

как связаны деятельность и потребности

Общие положения

Потребность, в свою очередь, характеризуется многими учеными как нужда или дефицит чего-либо, являющегося необходимым для человека. У нас их много. Они делятся на категории. Есть духовные, материальные, социальные, психологические, биологические потребности. И все они естественны, так как удовлетворение их в полной мере способствует гармоничному мироощущению человека и его полноценному существованию в обществе.

 как связаны деятельность и потребности человека

Интеллектуальная составляющая

Можно многое рассказать о том, как связаны деятельность и потребности. И обратиться в первую очередь нужно к разуму. А точнее, к интеллектуальной деятельности человека. Она подразумевает получение информации, её переработку и усвоение. Человек – существо дюбознательное. И из любой полученной информации вполне способен извлечь для себя пользу. Также человеку свойственно учиться. Многие поступают в вузы, получают образование. Занимаются саморазвитием: читают, изучают языки. Зачем? Потому что у нас есть потребность в самоутверждении. Человеку важно ощущать себя ценным, небесполезным, нужным, обладающим теми или иными навыками (может быть, даже уникальными в какой-то мере). Это и есть мотив к интеллектуальной деятельности.

Материальность

Говоря о том, как связаны деятельность и потребности, нельзя не затронуть вниманием и такую тему, как деньги. Они нужны каждому. Потому что только деньги дают нам возможность купить жильё, чистую воду, еду, одежду, кровать для здорового сна. А нужда во всём перечисленном является нашими биологическими потребностями. Бесплатно из того, что необходимо нам, мы можем получить лишь воздух. За всё другое надо платить.

деятельность и потребности человека

Научный взгляд

Говорят, что деятельность и потребности человека связаны с ценностными ориентациями. Именно от них и зависит, на что именно будет направлен мотив личности. Потому что ценности – это основание для всего. И убеждения. Это устойчивые принципы, идеалы и взгляды на мир. Если вдуматься, то именно ценности с убеждениями определяют не только нашу деятельность, но и, собственно, потребности.

В пример можно привести простую ситуацию. Человеку нравится богатая жизнь. Для него главной ценностью является внушительное материальное состояние. И для того чтобы добиться богатства, он будет работать, планировать бизнес, развивать его и думать, как можно заработать ещё больше. Его мотивирует результат, которым является состояние. Вот, в принципе, эта ситуация и показывает, как связаны деятельность и потребности человека.

 потребность деятельность мотив деятельности

Неразрывность

Как уже можно было понять, все ранее перечисленные понятия связаны друг с другом непосредственно. Потребность, деятельность, мотив деятельности – это неразрывный треугольник, в котором одно исходит из другого.

Важно отметить, что всё несёт в себе целенаправленный характер. Будь то потребности экономической деятельности или творческой. В любом случае активность человека направлена на достижение той или иной цели. Это факт. Потому что бесцельная активность – это не деятельность. А просто времяпрепровождение.

Также стоит отметить, что деятельность человека характеризуется созидательным, творческим, продуктивным характером. Можно провести параллель с животными. Активность, проявляемая братьями нашими меньшими, имеет под собой потребительскую основу. И ничего нового в итоге не создается. Только то, что уже предусмотрено и дано природой. И в конце концов деятельность человека связана с духовной культурой. Личности свойственно развиваться. Это одна из базовых потребностей. Жаль, правда, что в наше время многие о ней забывают.

1. Что такое деятельность?
2. Какие черты присущи деятельности человека?
З. Как связаны деятельность и потребности?
4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?
5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
6. Что можно отнести к результатам (продуктам) дeятельности человека?
7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
8. Как связаны деятельность и сознание?

1 Деятельность - это такая форма активного взаимодействия любого живого существа с моральным, социальным или материальным миром. Это то, чем ты занимаешься ( хобби )
2 1-Продуктивная (то есть, мы хотим получить результат)
2-. Сознательная (здесь мы осознанно строим свою деятельность, выдвигаем свои цели, прогнозируем результат)
3-. Общественная (когда идет процесс деятельности, мы вступаем в контакт с людьми)
4-. Преобразующая (в ходе деятельности мы меняемся и окружающий мир тоже)
3 потребности побуждают к деятельности, являются ее причиной
4 Мотив от цели отличается направленностью. Цель - одна, а мотивов ее достижения может быть несколько. Мотив деятельности - личный комплекс побуждений. Можно иметь кучу мотивов для достижения одной и той же цели.
5 Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
потребности бывают:
биологические - потребность в пище, жилище, одежде и др.
социальные - потребность в общении, в общественной деятельности
духовные - потребность в знаниях, в творческой деятельности
6 Таковыми являются:

1) материальные и духовные блага

2) формы общения людей

3) общественные условия и отношения

4) а также способности

6) знания самого человека.
7 Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную деятельность, а также созидательную или разрушительную.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
8 Сознание представляет собой единство форм познания человека и его отношения к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, настроение, мечта, склонность, настойчивость, принципиальность, формы проявления сознания человека.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Деятельность и потребности человека


Деятельность – это целенаправленное преобразование окружающей действительности. Человеческая деятельность имеет цель , когда деятельность животных строиться на инстинктах . Также деятельность человека носит преобразовательный, осознанный и созидательный характер.
Одним из видов человеческой деятельности является познание мира.
Познаётся мир с помощью следующих форм деятельности:
1.Игра(детство);
2.Учёба(отрочество, юность);
3.Труд(взрослый человек).
Игра, учёба и труд являются тремя основными формами человеческой деятельности .
Потребность – это нужда человека в чём-либо необходимом для его жизнедеятельности.
Потребности выступают в качестве мотивов деятельности.
Потребности бывают:
1.Биологические(вызваны физиологическим инстинктом);
2.Социальные(вызваны социальным инстинктом);
3.Духовные(вызваны интеллектуальным инстинктом).
К биологическим потребностям можно отнести потребности во сне, пище, воде, отдыхе.
К социальным потребностям в первую очередь относятся общение и труд.
К духовным потребностям относятся потребность в познании, творчестве, самореализации.

Читайте также: