Как связано изображение природы тютчевым с идеями немецкой философии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Преобладание пейзажей - одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако поэт - не простой созерцатель природы, он стремится проникнуть в глубину ее жизни, познать ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы. И не удивительно, что природа, как и человеческая душа, как и сама жизнь, кажется ему противоречивой, вызывает совершенно противоположные чувства. В явлениях окружающего мира поэт старается найти отклик на свои переживания, стремится преодолеть терзающие его противоречия.

С одной стороны, в природе Тютчев видит полную гармонию, источник загадочной красоты, высшую силу, перед которой преклоняется человеческий разум:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон,

То вялый, безотрадный сон .

Сознавая обреченность своей короткой жизни, человек обращается к природе, потому что ее существование кажется ему более устойчивым, даже вечным. И соединение с ней дарит ему иллюзию продления, гармоничности собственной жизни. Иногда эмоциональное единство природы и человека выражается не открыто, а иносказательно, становясь своеобразным символом человеческой жизни. Или же картины природы являются лишь толчком для раздумий автора о человеческой судьбе. Но в каждом из этих случаев безошибочно угадывается связь души человека с бескрайними просторами окружающего мира:

Уникальность Тютчева как поэта состояла в том, что жил в Германии, и, смотрел на те же немецкие ландшафты и читал и переводил немецкую поэзию. Он полностью принадлежал к немецкой культуре, отчасти усвоенную им и через русскую культуру.

Между неподвижными предметами и экраном передвигают собирающую линзу. При двух ее положениях на экране получают резкое изображение

Преломленный луч составляет с отраженным угол 90°. Каков показатель преломления второй среды, если показатель преломления

Знаменитый философ-просветитель, под руководством которого издавалась первая французская энциклопедия: Д. Дидро

Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.

Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.

Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.

Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.

Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.

Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева

В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону. Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи. Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.

В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.

Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям. Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой. Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.

В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек. Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира. Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

Федор Иванович Тючев – это великий поэт девятнадцатого века. С помощью своего поэтического таланта он очень точно выбирает очень яркие сравнения природы. Он сумел отобразить всю ее красоту и величие.

Поэзия этого поэта бывает очень и очень разной. Но она всегда такая неповторимая. Природа, которую нельзя уже забыть, если хоть когда-либо прочувствовал эту красоту. Читая стихотворения этого поэта, представляешь природу, как что-то воодушевленное, живое. А ведь это потому, что поэт любит природу и она ему небезразлична. Благодаря своему таланту Федор Иванович хочет дать возможность своему читателю приблизиться и полюбить природу. Окунаясь в творчество этого выдающегося поэта понимаешь, что Ф.И.Тючев очень любил природу осенью и весной. В своих стихотворениях он показывает природу с разных сторон, его природа умеет грустить, радоваться.

Автор показывает своему читателю не одно какое-либо состояние природы, он показывает ее разнообразие оттенков и состояний.

Много своих стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток.

Ночь так же является одной из главных тем в поэзии Федора Ивановича. Ночь, описанная автором не только обыкновенно красива, ее красота царственна. Показывая своему читателю ночь, автор рисует ее чистой и святой, полной незримых тайн и загадок.

Автор догадывался, что люди – это частичка природы, и они могут черпать силу и энергию от самой матушки природы. Природа является большим кладом вдохновения и основой счастливой жизни.

Другие сочинения: ← Любовная лирика Маяковского↑ Другиепо рассказу Радуга Бахмутова →

Вариант 3

Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.

Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.

Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.

С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.

Сочинение: Природа в лирике Тютчева

(351 слово) Не каждому человеку дано видеть истинную красоту природы, внимать её речи. Фёдор Иванович Тютчев обладал удивительным даром замечать даже самые потаённые грани окружающего мира. Поэт вёл с ним диалог, ощущал неразрывную связь, узнавал сокровенные тайны, это связано с тем, что Тютчев воспринимал природу как живое существо, наделяя её человеческими качествами, данный лейтмотив проходит через всю пейзажную лирику автора, вот почему ключевым приемом в его стихотворениях стало олицетворение.

Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто все — простор везде.

Таким образом, пейзажные стихотворения Тютчева – апогей союза двух начал: человеческого разума и природной силы.

Автор: Любовь Богданова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение: Природа в лирике Ф.И. Тютчева

(543 слова) Тема природы в произведениях Тютчева является одной из основных. Его творчество можно сравнивать поэзией А.А. Фета: оба поэта применяли на практике принципы чистого искусства, то есть не вкладывали в лирику злободневных проблем и тем. Они часто описывали природу и ее красоту. Но основное отличие произведений Тютчева в том, что он всегда вкладывает в описание окружающего мира философскую тему или соответствующий мотив. Для него природа — источник мудрости и универсальных образов, которые способны пролить свет на тайны мироздания. С помощью эпитетов и сравнений он погружает нас в мир загадки, а не только растений или животных.

Как таковой динамики у стихотворений нет, обычно у Тютчева доминирует описание природы, но то, с какой трактовкой описывается то или иное явление, дает понять, что природа скрывает в себе тайное знание, благодаря которому в ней мы наблюдаем полную гармонию. Этот процесс наблюдения через слова, ритм и рифму завораживает. Кажется, что лирический герой Тютчева, как солнечный зайчик, который освещает каждый объект, который описывает.

Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

Философия для творчества автора характерна, ведь он долгое время изучал ее в европейских университетах. Видимо, поэтому он писал свои произведения всегда с глубоким внутренним посылом. Ему хочется быть наравне с природой, постичь ее тайны. Пейзаж в его стихотворениях представляется то приземленным, то чем-то возвышенным, как и человеческая душа, ведь Тютчев пишет не столько про природу, сколько про свое внутренне состояние, олицетворяя природные явления и наделяя их сознанием и волей. Природа для Тютчева — воплощение всех переживаний, дум, ощущений, поэтому она занимает центральное место в его творчестве.

Не стоит считать, что описание природы в исполнении Тютчева может быть скучным. Пейзаж воспринимается автором не так, как восприняли бы его обычные люди. Жару он может описать как что-то размеренное и доброе, или же перевернуть ее восприятие: изобразить жаркий день как неприятное время, сравнивая жару с болью, которая нависает над человеком или природой.

Зрительный ряд: портрет Тютчева, репродукции Куинджи “Березовая роща”.

“Лунная ночь на Днепре”; Левитан “Март”, “Золотая осень”, “Весна – большая вода”.

Музыка: Бетховен “К Элизе”

Томик полного собрания стихотворений Тютчева.

Эпиграфы к уроку:

Баратынский. Пушкин, Тютчев - вот три заветных имени для всех, кто любит русские стихи. (В.Брюсов)

О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии. (И.Тургенев)

Ход урока

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о творчестве одного из самых удивительных русских поэтов со странной поэтической судьбой. Обратимся к первому эпиграфу: два первых имени вам хорошо знакомы, имя Тютчева для вас менее знакомо, но также не ново, ведь его стихотворения приходят к нам в детстве: “Люблю грозу в начале мая. ”. “Зима недаром злится. ”, “Есть в осени первоначальной. ”. А между тем при жизни поэта творчество его было знакомо лишь узкому кругу близких людей. Да и сам Тютчев гораздо серьезнее относился к своей государственной службе, чем к поэтическим опытам.

Пушкин в 1836 году, познакомившись со стихотворениями Тютчева, пришел в восторг и напечатал в “Современнике” подборку из 24 стихотворений, но и тогда для массового читателя они прошли незамеченными. А полное собрание стихотворений Тютчева вышло лишь после его смерти в 1883 году.

Фет написал об этом сборнике:

Но муза, правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

В небольшой книжке (показываю сборник) собраны все стихотворения Тютчева, как видите, его поэтическое наследие невелико, но оставило заметный след в литературе.Поэты - символисты начала 20 века считали его своим предшественником. Высоко ценил глубину, образность и красоту тютчевских стихов Тургенев (обращаемся ко второму эпиграфу).

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с поэтикой и проблематикой пейзажно-философской лирики Тютчев. Проведем мы урок в творческой лаборатории художника слова. (чтобы создать эмоциональное настроение, прослушиваем отрывок из произведения Бетховена “К Элизе”)

П. Философские основы лирики Тютчева.

Заранее подготовленные ученицы читают стихотворения “Накануне годовщины 4 августа”, “В часы, когда бывает. ”

Она с небес слетает к нам,
-Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре –
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

- Начало творческого пути Тютчева пришлось на эпоху расцвета романтизма. В чем особенность этого художественного метода? (ответы учащихся).

Но, даже следуя романтическим традициям в своем творчестве, Тютчев по-
своему подходит к решению поэтических проблем. Прослушаем стихотворение
“Silentium” (“Молчание”) (читает учитель). Это стихотворение чрезвычайно важно для понимания творчества и поэтической судьбы поэта. Типично романтический мотив одиночества Тютчев не связывает с конфликтом личности и толпы (что было привычно и понято у романтиков). Поэт утверждает, что человеческие чувства подчиняются тем же законам, что и “звезды в ночи” и так же обречены на безмолвие. Прав ли поэт? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперимент.

На столах разложены листочки с рифмами, попробуйте написать стихотворение (4-8 строк, используя любые рифмы).

Рифмы: ночной – твой, безумно - шумно, языком - в нем, в муке - звуки, Пой - ночной, родимый - любимой, слиться – Шевелится, груди - не буди.

Учащиеся читают свои стихи: (Пример стихотворения ученика)

Как иногда порой ночной
Тьма обнимает нас безумно,
Стук сердца заглушает твой
Дождь, по листве стекая шумно.
И жалким, слабым языком
Деревья плачут, словно в муке.
Послушай дождь, услышишь в нем
Понятные для сердца звуки.
Новиков Юрий

- О чем ваши стихотворения? (То, что происходит в природе, находит отклик в душе человека, созвучно ей).

А теперь послушаем стихотворение Тютчева, из которого были взяты рифмы (“О
чем ты воешь, ветр ночной?”). Данное стихотворение отражает философские взгляды Тютчева на мироздание. Природа говорит понятным языком. Это одно из положений немецкой натурфилософии (философии природы), которую хорошо знал Тютчев. Со взглядами немецких философов он познакомился в кружке любомудров во время учебы в Московском университете (философия от греческого рhilo - любовь, sophia - мудрость). Особенно близки оказались Тютчеву мысли Руссо, который писал: “Одна только книга открыта очам - это великая книга природы. Вечно живая, она говорит людям понятным языком”. Развивая эту мысль, споря с теми, кто считал природу мертвым миром. Тютчев пишет стихотворение “Не то, что мните вы, природа. ” (читает ученица)

Прочитав книгу немецкого философа Паскаля, Тютчев задает себе вопросы: “Что такое человек во вселенной?”, “Что значит человек в бесконечности?”. Особенно заинтересовала его следующая мысль философа: “Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий”. Эта мысль дала импульс к размышлениям о единстве и разладе человека с природой, о его величии и слабости, что находит отражение в стихотворениях. (“Певучесть есть в морских волнах” читает ученица).

Но особенно популярны были среди любомудров взгляды Шеллинга, который называл природу “величественной поэмой, скрытой под оболочкой чудесной тайнописи”. Любомудры считали, что разгадать эту тайнопись, увидеть за ней живую основу мирозданья может лишь поэт. Поэтому настоящая поэзия должна быть связана с философией. Ведь в поэзии человек познает себя, окружающий мир и высшие законы бытия.

Был знаком Тютчев и с учением Шеллинга о мировой душе, поэт убежден, что она находит воплощение как в природе, так и во внутреннем мире человека. Человек и природа образуют единство, граница между ними проницаема, размыта. Человек и природа - явления одной сущности (стихотворение “Волна и душа” читает ученик) С этой точки зрения - постижение природы есть созерцание самого себя в природе, вот почему философские стихотворения Тютчева имеют особую композицию.

- В чем её особенность? (Стихотворения состоят из двух частей, построены на контрасте).

Излюбленный контраст - день и ночь, свет и тьма. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности, он никогда не забывает, что светлый дневной облик природы - всего лишь золототканый покров (стихотворение “День и ночь” читает ученица).

День и ночь - это всего лишь символы двух сторон Вселенной. В этом стихотворении Тютчев называет темную сторону “бездной безымянной”, но во многих стихотворениях он дает ей имя “хаос”. Что же это такое? “Хаос” - отрицательная беспредельность, зияющая бездна безумия - это сущность мировой души и основа мирозданья. Присутствие хаотического начала в глубине бытия сообщает различным явлениям природы ту силу и свободу, без которых не было бы жизни и красоты (В.Соловьев). Таким образом, хаос как темная первооснова всего есть величайшая тайна, наедине с которой человек остается ночью, и в эти минуты он чувствует себя на краю бездны. Но было бы неправильным считать поэзию Тютчева лишь иллюстрацией к философским тезисам. Он дал свое собственное, неповторимое решение проблем жизни. Поэт поднимается до понимания соотношения двух миров - человеческого и природы не как ничтожной капли и океана, а как двух беспредельностей: “Все во мне и я во всем”. Картины природы Тютчева воплощают глубокие раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, о мироздании - это и есть основные темы его пейзажной лирики. Природа в произведениях Тютчева изменчива, особенно привлекают его промежуточные моменты жизни природы (осень первоначальная, “тихой ночью, поздним летом”) (стихотворения “Осенний вечер”, “Еще земли печален вид” читают ученики)

Краски в пейзажах Тютчева приглушены, смягчены, самый яркий цвет - золотой, небо - голубое, лазурное и т.д.

- Обратимся к репродукциям, почему полотна Левитана и Куинджи соответствуют стихотворениям Тютчева? (ответы учащихся).

III Наблюдения над поэтическим материалом:

(Стихотворения удобнее отпечатать и раздать учащимся. Предлагаемые стихотворения: “Полдень”. “Осенний вечер”, “Так, в жизни есть мгновенья. ”, “Осенней позднею порою. ”, “Как хорошо ты, о море ночное. ”, “Как неожиданно и ярко. ”, “Ночное небо так угрюмо. ” и другие)

Природа у Тютчева одушевлена, ее живую красоту он воспринимает не как свою фантазию, а как истину. Поэтому поэзия Тютчева устремлена к величественному, отсюда тяготение к одической традиции.

- Найдите в текстах примеры, доказывающие справедливость этого суждения. (Учащиеся находят примеры употребления слов высокого стиля, торжественной архаичной лексики, инверсии, ораторских приемов: обращения к природе, обобщение себя с читателем местоимением “мы” и т.д.)

- А теперь понаблюдаем над художественными приемами (тропами), с помощью которых Тютчев создает свои картины. (Учащиеся находят метафоры, эпитеты, сравнения, оксюморон, антитезу, олицетворения и др)

IV. Учитель совместно с учащимися анализирует стихотворение “Поток сгустился и тускнеет. ”. Затем учащиеся самостоятельно, только с минимальной помощью учителя анализируют стихотворения “Смотри, как на речном просторе. ” и “Тени сизые смесились. ”

V. Учащиеся делают вывод: в чем особенность поэтики и проблематики произведений Тютчева. Предлагаются четыре стихотворения, два из которых принадлежат Тютчеву (3 и 4), учащиеся должны найти их и объяснить свой выбор.

Стихотворения для выбора:

1. Облака толпой косматой
По небу летят,
Ниве, юной, полосатой,
Бурею грозят.
Ветер дремлет над травою.
Воздух душен стал:
Гром за синею горою
Глухо застонал.
Что ж, дитя, ты приуныло,
Что глядишь в окно?
Думы ль вещей тайной силой
Сердце смущено?
Верь, что завтра утром рано
Заблестят поля –
Я с тобой вот также стану,
Обниму тебя…
2. Лунный свет сверкает ярко,
Осыпая мрамор плит;
Дремлет лев Святого Марка,
И царица моря спит.
По каналам посребренным
Опрокинулись дворцы,
И блестят веслом бессонным
Запоздалые гребцы.
Звёзд сияют мириады,
Чутко в воздухе ночном;
Осребрённые громады
Вековым уснули сном.
3. Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь объята снами…
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То гас её: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил чёлн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость тёмных волн.
Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
4. Как сладко дремлет сад темно-зелёный
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь ветви яблони, цветами убелённой,
Как сладко светит месяц золотой.
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звёздный сонм горит,
Музыки дальней слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершине леса,
Проснулся чудный еженощный гул…
Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

VI. Подведение итогов урока.

VII Домашнее задание (на выбор):

Написать стихотворения в стиле Тютчева или сочинение “Чем лирика Тютчева привлекает современного писателя?”

Читайте также: