Как спят дети в детском саду в германии

Обновлено: 25.06.2024

В каждой стране малыши воспитываются в разных условиях. И дело не только в семье. Есть огромная разница в построении работы детских учреждений и в целом в отношении к детям. Она заметна в неких бытовых моментах, в правилах, в режиме дня, в занятиях. Порой различия сразу бросаются в глаза, а порой еле уловимы. Но особенно четко их видят родители, которые переехали с дошкольниками из одной страны в другую.

1. Германия

Дети в группах смешаны по возрасту. Во дворе все вместе гуляют, играют, а персонал разделяется по двору, и каждый присматривает за своей зоной. Разрешено покидать территорию сада и гулять по району вместе с воспитателем. Для этого используются многоместные коляски, а те, кто уже быстро ходит, следуют рядом с няней.

Здесь нет точного времени, когда нужно прийти: садик открывается в 6 утра, но привести ребенка нужно до 9. Когда кроха приходит, его ждет завтрак: мюсли, хлеб, булочки, варенье, колбаса, вареные яйца и так далее. Каждый сам выбирает, что будет есть и пить. Главное тут — научить себя обслуживать. Воспитатели только наблюдают и подключаются, если что-то не получается, напоминают про необходимость вымыть руки. Более старших детей просят помогать малышам и новеньким. Их за помощь активно хвалят. После завтрака ребята занимаются кто чем хочет: играют, читают книги.

Летом в хорошую погоду малыши едят на террасе на открытом воздухе и на улице проводят весь день, кроме тихого часа. Спят они на матрасах в той же комнате, в которой играют. Перед сном им читают сказку и учат самостоятельно чистить зубы. Кто не хочет категорически спать или не может заснуть, уходит в специальное место — почитать тихонько, порисовать.

2. Швеция

Ребенка в детский сад можно отдать с 1 года, и никаких требований к нему не предъявляют. Он может не уметь говорить, ходить на горшок — тут к этому относятся с пониманием. Первые дни малыш проходит адаптацию и посещает сад вместе с мамой на 1–2 часа в день, потом уже без мамы это же время, затем остается чуть дольше — на обед, на дневной сон, постепенно переходя на полный день.

Ребенку нужно нажать на изображение животного, которое закреплено за его фамилией.

3. Франция

Тут в садах строгое расписание: приходить можно с 8:20 до 8:40. Причем зайти внутрь могут только родители детей из младшей группы. Ребят из средней и старшей группы оставляют у входа. Там их забирает персонал. Если опоздали и двери уже закрыты, то малыша в группу сегодня не примут. Воспитатели специализируются по возрастам и меняются у ребенка каждый год. Соответственно, один ведет младшую группу, другой — среднюю, третий — старшую.

Воспитатели между собой общаются, гуляют вместе, и малыши их знают. Так что переход в новую группу проходит без стресса. В конце каждого года родителям выдают толстый альбом, в который в течение года вклеивались распечатанные фото с дней рождения, праздников, поездок, рисунки и фото работ детей. Все это совершенно бесплатно.

4. Нидерланды

Оплачиваемый декретный отпуск в Нидерландах длится всего 4 месяца, причем 1 месяц положено взять до планируемой даты родов. Поэтому большинство малышей отправляется в детский сад уже в 3-месячном возрасте хотя бы на несколько раз в неделю. Все садики в Нидерландах частные и платные. Стоимость зависит от конкретного учреждения, но вариантов дешевле € 7 в час не бывает, и это обычно солидная нагрузка на семейный бюджет. Дети посещают его до 4 лет. В 4 года, прямо после дня рождения, можно идти в школу, которая бесплатна. Ждать 1 сентября не нужно.

5. Финляндия

Оплата садика зависит от необходимого количества часов, которое запросили родители. Например, 170 часов в месяц будет стоить примерно € 300. Предусмотрено несколько групп для детей разного возраста — от 9 месяцев до 5 лет. Каждый день проводится какое-то особое занятие. Например, спорт, драматический кружок, чтение детской литературы. Спальни, как и во многих европейских странах, соединены с игровой комнатой, но примечательно то, что дети до года спят в особых ящиках. Это уменьшает риск падения.

6. Япония

Главное условие приема в учреждения дошкольной системы Японии — и мама, и папа должны работать. Не работаете — будьте любезны, воспитывайте детей дома. Декретный отпуск длится не больше года, и в Японии все меньше женщин, которые готовы оставить работу навсегда ради домашнего хозяйства. В детских садах с ребятами занимаются разные педагоги, делается акцент на развивающие занятия. Родители тоже активно вовлечены в жизнь учреждения, их обычно подключают к праздникам и спортивным состязаниям, в которых должна участвовать вся семья.

7. Китай

В Китае декрет у мамы проходит как одно мгновение и длится чуть больше 3 месяцев, а дальше с чадом возятся в основном бабушки и дедушки. С 3 лет ребенка устраивают в сад. Так как в этой стране культ образования, то тут крайне важно, в какой детский сад ходит малыш, потому что от этого зависит, в какую школу он пойдет дальше, в какой институт и где будет работать. Можно сказать, детский сад сразу определяет судьбу.

Престиж дошкольного учреждения демонстрирует наличие учителя-иностранца, который будет обучать детей английскому языку. Причем неважно, носитель ли он языка или просто может связать два слова.

8. Великобритания

Тут садик создан не для обучения, а для времяпрепровождения и социальной жизни. Здесь каждый день посвящен какой-то теме. С детьми поют песни по тематике дня, читают, учат стихи, занимаются творчеством. В зале в свободном доступе всегда есть пластилин, все для рисования, специальная масса для развития моторики. В течение дня малыш может свободно заниматься то одним, то другим делом. Есть костюмы и наряды для игр, детская кухня, уголок доктора. Кроме того, на занятия к детям приходят люди разных профессий, чтобы они рассказали подробности своей работы.

9. Бразилия

Глядя на то, как здесь воспитывают детей, создается впечатление, что им все можно. Cон, питание, горшок и прочее — все будет так, как удобно ребенку и родителям. Никто не напрягается, не придерживается режима и уж тем более не ругает своих чад. Бразилия — страна экстравертов, а все потому, что тут уделяется огромное внимание дружелюбию. Главные правила — играть вместе, все вокруг друзья, не ссориться, делиться, учиться помогать друг другу, быть вежливым. Ребята обнимаются при встрече и при прощании в садике, персонал приветлив, часто целует воспитанников.

В садиках же крайне внимательно относятся к вопросу безопасности, и для постороннего проникнуть на территорию — невыполнимая миссия. Есть список людей, которые уполномочены приводить и забирать ребенка. Хотя во многих садах мамам и папам вход воспрещен, кроме как в дни родительского собрания. Кроху они оставляют в дверях садика.

10. Канада

Здесь нет привычной всем системы муниципальных детских садов, есть только частные. Ими может владеть как компания, так и отдельный человек. Сады компаний, как правило, находятся в отдельных зданиях, а домашние — в обычных частных домах и квартирах: хозяева тут же живут — и тут же у них садик. Группы для малышей 1–2 лет самые дорогие. Декретный отпуск длится не больше года, и потому большинство детей отправляется в садик именно в этом возрасте.

В садах нет отдельной спальни с кроватями, детям во время тихого часа расстилают матрасы, которые после сворачивают и убирают. Все спят в обычной одежде, никого не переодевают в пижамы. Русские мамы иногда жалуются, что в канадских садиках мало занимаются развитием детей. Специальных программ и уроков в большинстве из них нет, ребята просто играют в разные игры и общаются. Тут считается, что в возрасте 3–4 лет другого и не требуется — успеют всему научиться в школе, которая длится целых 13 лет.

Мама детсадовца пожаловалась на условия, в которых приходится спать ее ребенку. Однако вместо поддержки нарвалась на критику со стороны других родителей. Дескать, не надо придираться. А как вы считаете, права ли мама?

«Побывала в нашем детском саду и ужаснулась, — пишет мама Наталья Гуменюк из Калининграда в сообществе для родителей Momshare. — 30 маленьких кроваток вплотную друг к другу. С проходом в 10 см. Пол под ними мыть можно только поднимая их. Уверена, что никто это делать не будет.

В подтверждении своих слов Наталья прикрепила фотографию спальни для дошколят.

Однако вместо негодования участников группы, автор поста получил совсем другую реакцию. Основной посыл такой: не надо придираться, за границей условия куда хуже.

Более того, в некоторых странах и вовсе не принято укладывать детей на сонный час. Вот что рассказывают родители в комментариях.

Италия

Испания

Франция

Англия

Дания

Швеция

Германия

Швейцария

Австралия

Марокко

Финляндия

Израиль

Эстония

Китай

А что говорит закон

Дочка ходит в сад уже больше 2-х месяцев, мы привыкли к новой системе (а садики в России и Германии – это две разные планеты), наладили новый режим, подружились с детьми и сотрудниками сада. И я, наконец, готова об этом рассказать.

В немецком детском саду дети спят на полу

Хотя бы эти пресловутые матрасики. Когда я пришла в сад на родительское собрание, нам провели экскурсию по саду и показали стопку матрасиков с одеяльцами – мол, тут наши дети при желании (!) будут отдыхать после обеда. На деле все оказалось не так. Матрасики были предназначены для младшей группы (годовасики с сосками и в памперсах, действительно, спали после обеда на матрасиках под одеялами). А старшая группа спала на полу! Просто на полу на ковре в музыкальной комнате! Когда я это увидела, я глазам своим не поверила – 10 детей валяются на полу вповалку. Кто спит, кто ковыряет в носу, кто болтает с соседом. Ни матрасов, ни подушек, ни одеял. Эта картина мне совсем не понравилась. И было жалко дочку, которая привыкла к дневному сну, но в таких специфических условиях заснуть никак не могла (еще бы!). Муж предложил принести в садик одеяло и подушку для Марты. Я ужасно комплексовала (есть у меня какой-то глупый страх показаться сумасшедшей русской), но принесла все-таки в группу одеяло и подушку.

Реакция воспитателя рассеяла все мои сомнения:

- Оооо! Одеяло! Отлично! Хорошо бы все родители принесли своим детям одеяла и подушки.

(Кстати, со временем все остальные родители так и поступили).

Осмелев, я попросила воспитательницу принести для Марты матрас из младшей группы (извинившись 100 000 раз в процессе), объяснив, что такие условия для моего ребенка очень-очень непривычные. Спать после обеда она хочет, но не может. Марте постелили матрасик. А через недельку воспитательница заговорщицким шепотом позвала меня в комнату, где отдыхали дети, и показала такую картину – все дети спят на матрасиках, укрытые одеялками.

- Все захотели спать, как Марта!

Второе, что меня удивило в немецком садике это… мужчины-педагоги!

Тут, когда мы искали свободное место в саду и обошли порядка 15 заведений – в каждом я видела мужчин в группах – они кормили малышей с ложечки, вытирали носы, играли в мячики и куклы. Совсем юные студенты с дредами и пирсингом, взрослые солидные мужчины – все одинаково охотно возились с детьми. В нашем саду тоже два воспитателя мужчины, дети их обожают.

Еда

В большинстве садиков завтраки надо приносить с собой (ланчбоксы, бутылочка), в саду кормят обедом и полдником. Наш сад – не исключение. Дети носят с собой в сад на завтрак бутерброды и фрукты. Марта пока завтракает дома привычными кашками, сырниками и творожками. Но совсем скоро я пойду на языковые курсы, и ей придется перестраиваться на другой режим питания. Горячий обед готовят в саду, что очень здорово. Потому что в некоторых садах готовую еду привозят и разогревают в микроволновке. А на полдник детям дают внушительную фруктовую нарезку (яблоки, груши, бананы, дыни, арбузы, мандарины, киви).

Свобода

И последнее, что меня поразило (приятно) – отсутствие каких-то четких правил, регламента и даже режима. Нет, правила группы есть! Причем самые настоящие, которые принимались вместе с детьми, путем голосования, записывались на бумагу. И теперь этот свод правил висит в группе на почетном месте: мы не деремся, не ломаем игрушки, не кидаемся едой, не приносим в группу пистолеты, не рвем чужие рисунки.

Еще есть прогулки и трапезы в одно время. В остальном – полная свобода. Я прихожу за дочкой и вижу, что все заняты своим делом – кто-то лепит из пластилина, кто-то рисует, кто-то играет на полу, а кто-то спит в уголке комнаты калачиком! Даже едят дети в разных местах (правда, всегда в одно время) – то на кухне, то в группе за столом. А в теплые дни – и во внутреннем дворике на улице! (прелесть, правда?)

Перед садиком у меня, как водится, было очень много страхов. Самый главный – что дочка никого не поймет, и что ее никто не поймет. И в этом коммуникационном вакууме она будет ходить голодная, одинокая, не понятая и страдающая. Но все-таки за нами там, наверху, кто-то, наверное, присматривает. Потому что старшая воспитательница группы Барбара учила в университете русский язык 6 лет. И этих знаний ей хватает, чтобы понять все нужды Марты. Во-вторых, так получилось, что сейчас Марта – единственная девочка в группе (сначала там была еще одна девочка, но сейчас она куда-то пропала), самая маленькая и самая не знающая языка.

По всем этим пунктам ей обеспеченно повышенное внимание со всех сторон – от мальчишек в группе, которые за ней немножко ухаживают и немножко опекают. От педагогов, которые делают скидку на незнание языка, и повторяют все по несколько раз и показывают пример. Но главное, конечно, что успокоило мое материнское сердце – что детей там ЛЮБЯТ! Жалеют, целуют, успокаивают по утрам, играют вместе, дурачатся и делают все, чтобы дети не грустили.

Детский сад в Германии

Воспитательную систему, которая развивает ребенка в его первые 6–7 лет жизни принято называть дошкольной. Важность такой системы сейчас признаётся практически всеми странами мира, хотя не везде она существует, как система и единое целое. Дошкольное образование в Германии систематически начало развиваться с 1840 года.

Краткая история дошкольного образования

педагог Фридрих Фрёбель

Впоследствии сама воспитательная система педагога подверглась справедливой критике, основа которой заключалась в том, что методика игр слишком ограничивала развитие малышей, лишала их возможности полновесного общения с окружающим миром. Но сама идея садов прижилась и со временем стала основой дошкольного воспитания и обучения во всём мире.

Разновидности детских садов в Германии

Открытые детские сады существуют почти повсюду, есть разные их формы и виды. Для Германии характерны следующие типы:

  • Spielgruppe, группы для игры, где дети пребывают в течение первой половины дня;
  • ясли для тех, чей возраст от 3 месяцев до года, есть варианты отдать ребёнка в такие ясли и до достижения им 3-х месячного возраста;

Ясли в Германии

Ясли в Германии

Но ведущими учреждениями дошкольного воспитания являются детские сады, где есть и ясельная группа. По типу финансирования они разделяются:

  • частные, где все затраты полностью возлагаются на родителей;
  • государственные, а точнее земельные, где руководство той или иной провинции берёт на свой бюджет содержание садиков, и они становятся бесплатными;
  • смешанные учреждения, в которых финансирование осуществляется на паритетных началах между государством и родителями.

Но одна из особенностей дошкольного образования этой страны заключается в том, что полностью бесплатных заведений нет. Всё равно родителям придётся озаботиться кормлением ребёнка в течение дня, так как ни одна разновидность садов не предполагает делать это бесплатно.

В немецких дошкольных учреждениях нет должностей поваров и кухонных работников, да и вообще, как таковых, нет кухонь при детских садах.

Как построена система воспитания в немецких детских садах

Особенность дошкольного образования в Германии заключается ещё и в том, что каждое отдельное учреждение вольно выбирать само, по какой воспитательной системе они будут работать.

Такая вольность в русских детских садах вряд ли возможна, все они работают в рамках согласованной системы, отклонения возможны, если только в качестве эксперимента. В Германии существуют следующие системы в детских садах разного уровня:

  • совместное воспитание детей с отклонениями в развитии и нормальных, так называемые интегральные группы;
  • режио-эмилио схема (название дано по одноименному городу в Южной Италии), где сад воспринимается как небольшой город, в котором у каждого имеется собственная задача для осуществления, а эти задачи-задания выдаются каждое утро и проверяются их выполнения вечером;
  • детский сад на ферме – эта методика позволяет воспитать ребёнка ближе к природе, он помогает в уходе за домашними животными и в выращивании овощей;
  • сады на природе или в лесу, своеобразные детские лагеря, где ребёнок приучается к бережному отношению к лесу и учится разным элементарным навыкам работы с древесиной;
  • по правилам детей – в таком типе заведений дети под руководством воспитателя сами устанавливают правила и начинают жить по ним, это приучает к самостоятельности и творчеству;
  • система Монтессори, приучающая ребёнка действовать и жить самостоятельно.

Занятие по системе Монтессори

Занятие по системе Монтессори в детском саду Германии

Все эти системы применяются в дошкольных учреждениях Германии, а в настоящее время в Москве и других городах России.

Распорядок дня

В ясельных группах детей приводят в 8.00 утра. Затем распорядок дня в яслях строится таким образом:

  • завтрак, который родители приносят вместе с детьми;
  • затем смена памперсов, которые меняются каждые пять часов или по мере необходимости;
  • развивающие игры;
  • лепка, рисование.

Воспитатель детского сада в Германии, в особенности в яслях, следит, прежде всего, за детьми, чтобы с ними не произошло неприятностей, вовремя были сменены памперсы и малыши были сыты. Младенцы в 12.30 обедают, чистят зубы и ложатся спать. К двум часам дня родители должны забрать детей из яслей.

Тихий час в детском саду Германии

Спят дети как и во многих странах на матрасах. Перед сном им читают сказку и учат самостоятельно чистить зубы.

В старших группах распорядок выглядит несколько иначе. Детей приводят в детский сад, который открыт уже с 7.00, затем завтрак, после чего садятся в круг и начинают приветствовать друг друга, а также отвечать на вопросы воспитательницы.

В помещении детского сада есть несколько специальных игровых зон:

  • кукольная комната, где уютно устроились разные игрушки;
  • место для чтения, где расположен шкафчик с книгами;
  • строительный уголок, где находятся разные познавательные игры: конструкторы, кубики;
  • зона отдыха.

В таких садах нет кухни и столовой, дети питаются тем, что приносят из дома, в лучшем случае можно разогреть. Детский сад работает до 16.00, после чего детей должны забирать родители, обычно к этому времени они располагаются в свободной зоне, где стоят стулья, столы, диваны.

Прогулка

И в яслях и в детских садах для детей обязательна прогулка. В яслях малышей выводят на воздух в 10.00, прогулка продолжается около 1,5 часа. Малыши в свободной зоне под присмотром воспитателей проводят время на свежем воздухе в течение отведённого времени.

Прогулка в детском саду в Германии

Малыши в свободной зоне под присмотром воспитателей проводят время на свежем воздухе в течение отведённого времени.

В старшей группе дети выходят на прогулку в 13.00 часов. И гуляют уже до прихода родителей в 16.00 часов. Если погода ненастная, то дети пребывают в свободной зоне.

Питание

Еда в детском саду в Германии

Как уже было сказано, нет при немецких детских садах специальных кухонь, где можно приготовить пищу. И в яслях и в детсадах еду в основном приносят с собой. При этом есть вариант за деньги заказать еду в доме престарелых.

В любом случае, ребёнок в течение дня будет питаться всухомятку.

Подбор детского сада для малыша

Несмотря на то, что Германия развитая страна демографическая проблема стоит здесь очень остро, а детских садов не хватает. Родители становятся в очередь на место в саду ещё за шесть месяцев до рождения ребёнка, но при этом надо учитывать некоторые особенности для семей, которые собираются отдать своих детей в дошкольное учреждение:

  • надо продумать, в какой сад будет ходить ребёнок ещё задолго, как минимум за 1,5 года, до его рождения, т. е. подобрать сад, который наиболее близок к месту проживания;
  • лучше всего зарегистрироваться в очередь на садик заранее.

Проблема нехватки мест и регистрации в положенное время касается и частных детских садов. Местом в детсадах может быть обеспечен любой, кто заранее обеспокоится о регистрации данных своего ребёнка.

Адаптация к детскому саду в Германии

Не секрет, что многие дети с трудом привыкают к тому, что им приходится быть на протяжении длительного времени в отрыве от привычной обстановки и родителей. Особенно тяжело в первые недели.

На этот счёт в некоторых детских садах Германии разработана особая методика, смысл которой состоит в том, что после того, как ребёнок отдан на руки воспитательнице, мать уходит не сразу, а какое-то время ещё находится саду. В первые пять дней время пребывания матери уменьшается с 30 мин до 15 мин, на шестой день родитель, передав ребёнка, сразу же уходит на свою работу.

После того, как ребёнок попадает в сад, то в первые дни он находится под особой опекой одной из воспитательниц, которая рассказывает ему о правилах детского сада, показывает игры, т. е. занимается с ним персонально.

Стоимость детского сада

В Германии нет какой-то единой тарифной сетки оплаты за дошкольные учреждения. В каждой земле свои правила, которые зависят от следующих факторов:

  • тип учреждения (частное, смешанное или государственное);
  • количество детей в семье;
  • размер общего дохода в семье;
  • на какое время ребёнок остаётся в детском саду.

В среднем оплата в обычных садах составляет не менее 100 евро на одного ребёнка, в частных детских садах она может достигнуть и 2 000 евро. Ведь уровень жизни в Германии – один из самых высоких в мире.

Проблемы современного дошкольного образования в Германии

Одна из основных проблем – это нехватка дошкольных учреждений. Родителям приходится становиться в очередь ещё задолго до рождения ребёнка. При этом приходится довольствоваться тем местом, которое будет выделено, даже если оно очень удалено от места жительства.

Вторая проблема заключается в том, что все типы дошкольных учреждений страны больше ориентированы на то, чтобы обеспечить контроль за детьми в период отсутствия родителей. Других задач не ставится.

Читайте также: