Как создавались иконы кратко

Обновлено: 07.07.2024

365 дней одной иконы

Икона, судя по всему, будет необыкновенная. Но она должна быть готова через пару месяцев, а образ лишь намечен карандашом, хотя студентам отводится целый год на подготовку такой работы. Дело тут не в нерадивости, а просто в технологии написания современных образов: прежде чем взяться за кисточку, за что только не приходится браться иконописцу…

Малярно-столярные работы

Прежде чем взяться за кисточку, иконописец вынужден несколько дней посвятить подготовке. Нет, речь не о тысяче поклонов или десятке акафистов, и даже не о строжайшем посте. До кисточки в руках ремесленника побывает шкурка, резец, шпатель и множество разных инструментов и приспособлений, в том числе самодельных.

Да, любая икона, конечно, начинается с молитвы. Но технологически – с доски.

Сегодня вопрос решается гораздо проще: изготовлением основы под иконы занимаются специализированные мастерские, где доски определенным образом склеивают, просушивают. Самый распространенный материал – липа: она плотная и легкая в обработке – что называется, дешево и сердито. Иногда – например, для более дорогих икон – используют бук, дуб или кипарис, а, если уж совсем ничего нет, на худой конец можно взять и смолистую сосну.

Вот доска ложится на стол перед иконописцем – и тут-то он перевоплощается скорее в ремесленника, нежели в художника…

Теперь можно писать икону? Увы, нет – рано.

Теперь на доску клеят паволоку – льняную или хлопчатобумажную ткань (иногда – просто марлю), играющую роль подстраховки: даже если дерево потрескается, изображению это не повредит. В самых древних русских иконах, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски, однако века с XIV-го ткань научились приспосабливать лишь на места, наиболее подверженные растрескиванию – стыки многочастной иконной доски, локальные дефекты (сучки, свили).

Воображению: быть

Когда доска стала гладкой, как слоновая кость, должно быть, можно, наконец, приниматься за написание иконы. Нет, рано.

Принципиальные различия труда художника и труда иконописца начинаются уже здесь, на этапе подготовки эскиза, потому что иконописец, в отличие от собрата по цеху, просто так взять из головы наобум придуманный сюжет и перенести его на бумагу не может.

Современные студенты таких возможностей лишены, потому они обязательно пишут с какого-то образца – фотографии, древнего образа. А как же воображение?

НЕиспорченный телефон

Отношение к выбору образца – часть традиции. Удивительно, как она вообще не исчезла за 70 с лишним лет безбожной власти, провозгласившей новое искусство! Принципиальные основы иконописи передавались буквально из уст в уста и так перешли от дореволюционных мастеров к современным. К примеру, непрерываемая цепочка преемственности идет от известной иконописицы Иулиании Соколовой (1899 – 1981), духовной дочери отца Алексея Мечева и основательницы иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре, обученной на традициях дореволюционных мастеров. Ее преемники и ученики воспитали нынешних преподавателей иконописи в Московской Духовной Академии, в Свято-Тихоновском православном университете, в Богословском институте и т.д.

Вот и Екатерина Дмитриевна постигала мастерство у И.В. Ватагиной, ученицы и помощницы матушки Иулиании. У нее же завкафедры иконописи научилась никогда не ругаться, что бы ученик ни делал – об этом мне уже рассказывали сами студенты.

Верность традициям – из упрямства.

Написанный с образца рисунок – это уже полдела. Затем он переносится на доску и… пора браться за кисточки? Нет, не пора.

В иконописи используются темперные краски, история использования которых насчитывает более 3 тысяч лет – еще саркофаги египетских фараонов расписывались таким письмом. В России эта техника преобладала в искусстве вплоть до конца XVII века.

Итак, яичный желток смешивается с приготовленном на паровой бане пивом (из 4 бутылок после этой процедуры получается осадок толщиной порядка 10- 15 см ) – вот она, готовая эмульсия. Иногда в эту композицию добавляют еще и уксус, чтобы краска дольше хранилась. Если она нужна на один день, желток просто разводится водой.

Полученную эмульсию растирают с цветовыми пигментами – все почти как в старину, с той лишь разницей, что пигменты сейчас как раз можно везде купить. Только вот незадача: российские пигменты тусклые, потому что земля за короткое лето не получается достаточно света. На помощь приходит яркие пигменты из более обласканных солнцем стран, например из Италии. Вот так вот щедрая католическая итальянская земля становится основой для удивительной православной русской иконы!

Самовыражение иконописца

Цвета красок – красный, оранжевый, фиолетовый, желтый, зеленый, голубой, синий, красно-коричневый, коричнево-черный, черный. Тут вольность тоже сильно ограничена, так, например, серый в иконописи никогда не использовался и никому в голову не придет пробовать в этом деле, скажем, розовый или цвет морской волны.


Что ж получается – сплошные запреты, минимум творчества и самовыражения?! Иконописец тем и отличается от художника, что он не столь свободен в своем творчестве. Но здесь важна оговорка: икону-то можно лишь отчасти назвать самовыражением. Ведь это отражение веры не только личной, но и веры соборной – перед образом будет молиться, может быть, не одна сотня людей.

Да ведь и цель этого творчества несколько другая, нежели представить свой богатый внутренний мир на суд критика или любопытствующего зрителя.


Выходит, каноны и рамки оправданы огромной ответственностью цели. Поэтому-то в иконописи не может быть случайных или спонтанных элементов, которыми изобилует академический рисунок, особенно современный, где все зависит от вкуса и выбора художника.

А ведь это удивительно: такой столп в искусстве, как вожделенная свобода самовыражения, отходит в тень, когда дело касается иконы…

Технология иконописания, или как создается икона в мастерской.

Начиная рассказ о том, как появляется на свет икона, можно разделить основные этапы её создания на две независимые части. Первая часть – это всё, что связано с её материальной составляющей, а именно – изготовление доски, левкаса, приготовление красок, техника золочения, покрытие уже готового образа олифой и т.д. Вторая же – всё, что связано с написанием самого Образа – это работа с подлинниками и подготовка прорисей, этапы написания Образа в каноне, от иконографии до роскрыши, движков, а так же, многое другое. Итак, всё по порядку.

Этапы создания иконы

Ценность сохранившихся до наших дней технологий создания иконы - это грандиозный опыт византийских мастеров, создавших новое направление в искусстве. Своими технологиями они предоставили большие художественные возможности для написания Образа и позволили сохранить его максимально долго. Об этом нам говорят иконы тысячелетней давности, написанные во времена Византийской империи и дошедшие до наших дней.

Процесс создания иконы:

  1. анализ иконографии святого, разработка образа, выбор композиционного решения;
  2. изготовление иконной доски;
    1. выбор древесины под икону, склейка досок, установка шпонок, нанесение защитных покрытий;
    2. вырезание ковчежца, пропитка доски костным клеем, наклеивание льняной паволоки на поверхность доски;
    3. приготовление левкаса, нанесение слоев левкаса на поверхность доски, шлифовка левкаса;

    Изготовление иконной доски

    Из древесины для изготовления основы предпочтение отдается липе, ольхе, лиственнице или кипарису. Древесина просушивается несколько лет, убираются участки с сучками и трещинами, вырезаются сердцевины – всё это обеспечивает минимально возможное коробление иконы в будущем. Склеивается доска костным клеем.

    С тыльной или торцевой стороны врезаются шпонки, изготовленные из древесины более твердых пород. Шпонки служат дополнительной защитой иконной доски от раскалывания и коробления.

    После тщательной пропитки животным клеем лицевой стороны, на доску наклеивается льняная паволока. Она служит надежной сцепкой между поверхностью доски и меловым левкасом, закрепляя его на поверхности доски, и не давая отслоиться в будущем. После тщательной просушки на паволоку наносится 10-15 слоев специального мелового грунта – левкаса, который послужит основой для красочного слоя. Состоит он из натуральных компонентов – мела, животного клея и меда. На последнем этапе сухую поверхность левкаса выравнивают, тщательно шлифуют. Обратная сторона доски и торцы покрываются морилкой и мастикой на основе натурального дегтя, который является сильнейшим природным антисептиком и консервато ром. Итак, доска готова.

    Нанесение прориси (рисунка)

    Далее на поверхность левкаса переносится подготовленный заранее рисунок (прорись) Образа, затем изображение частично процарапывается (графится) для сохранения контуров под слоем краски.

    В этом случае заранее наносится рисунок этого орнамента.

    Следующий ответственный этап - золочение. Этот процесс требует определенного мастерства. В иконописи используется чистое листовое (сусальное) золото или серебро толщиной 12-30 мкм. Как и всякий цвет в иконе, золото имеет богословский смысл. Оно символизирует Божественный свет, свет Царствия Небесного, о котором свидетельствует икона. Существует несколько способов золочения. Каждый из них имеет свои особенности и возможности. Общее же для всех способов золочения это - подготовка полированной поверхности (на левкас наносится слой специального полимента)

    Нанесение клеевого состава, наложение золота, дополнительная полировка, закрепление золота защитным лаком.

    Этап золочения завершен, и мастер переходит непосредственно к написанию образа. Сохранение древней традиции предусматривает использование в работе натуральных пигментов минерального и органического происхождения. Натуральные пигменты, полученные, как правило, раздроблением минералов и перетиранием их на стекле с водой или яичной эмульсией, практически не подвержены выцветанию, что является одной из главных проблем синтетических красителей.

    Соединяясь с яичным желтком, натуральный пигмент образует прочный красочный слой и неповторимый эффект восприятия цвета. А определенная техника позволяет использовать это и создать впечатление светимости красок на иконе.

    Техника яичной темперы по праву сохраняется и используется современными мастерами по причине своих особо ценных качеств. Спустя время красочный слой густеет, кристаллизуется, становится твердым, при этом сохраняя яркость и насыщенность всех цветов. Использование натуральных пигментов позволяет достичь насыщенности цвета, сохраняя при этом его воздушность и глубину.

    После того, как завершились все этапы написания Образа красками в технике, предусмотренной канонами церковной и иконописной традиции, после просушки красочного слоя в течение несколько дней, подходим к завершающей стадии создания иконы - покрытию её защитным слоем олифы и лака.

    Кроме предохранения живописи от внешних воздействий, консервируя её, слой олифы (вареное льняное масло) придает натуральным пигментам особую глубину, насыщенность и игру цвета. Икона покрывается олифой и хорошо просушивается в течение 3-4 дней, после этого дополнительно покрывается слоем лака для предотвращения дальнейшего окисления олифы и её потемнения со временем.

    Про каждый, даже незначительный этап, можно рассказать еще очень много, всё это профессиональные рецепты и тонкости, которые превращают этапы создания иконы в искусство.

    Павел Корин родился в семье иконописца и сам закончил иконописную школу. А еще он был страстным коллекционером. Он собирал предметы искусства и иконы, а когда в Палехе массово начали закрываться иконописные мастерские, вместе с братом Александром спасал из них прориси.

    В коллекции Павла Дмитриевича сохранилось множество иконописных инструментов. На их основе мы расскажем, как создавались иконы.

    Видок — дощечка, на которой показаны названия основных элементов иконописной доски, орнаментов и цветов краски.


    Размер доски должен соответствовать размеру прориси. Хотя для изготовления иконописных досок использовались разные породы деревьев, чаще всего предпочтение отдавалось липе, так как доски из липы относительно легки в обработке.

    Сначала на иконописную доску наклеивалась паволока— льняная или хлопковая ткань, которая сохраняла левкас и красочный слой от разрыва, в случае появления трещины на доске. После просушивания доски поверх паволоки накладывался грунт — левкас, специальный раствор на основе мела или алебастра, смешанного с клеем животного происхождения. Это мог быть рыбный клей или мездровый (на основе высушенных и измельченных шкурок животных). Слои левкаса наносились тонко, равномерно рукой или шпателем, каждый последующий слой наносился после того, как высыхал предыдущий, когда грунт достигал нужной толщины и окончательно высыхал, шлифовали его до гладкости.


    Второй способ — работа с припорохом. Рисунок с прориси наносили карандашом на кальку, затем ее клали поверх двух-трех листов бумаги и делали частые мелкие проколы по контуру. Затем закрепленную на иконописной доске кальку с дырочками и нужно было припорошить сверху черным пигментом с помощью тампона из марли (мешочка с толченым углем). Просеянный сквозь отверстия порошок оставлял на левкасе контур будущей иконы.

    Иногда иконописцы обходились и без кальки: по самой прориси делали проколы и превращали ее в припорох. В собрании дома-музея Павла Корина хранятся именно такие припорохи на бумаге, где проколы идут как по чистому листу, так и по контурному рисунку.

    Все нанесенные линии прорисовывали тушью, чтобы рисунок был графически четким. Нимбы и круглые элементы иконы можно прорисовать циркулем. Уже на иконописной доске по контуру или в тех местах, где будет темный цвет, иногда процарапывали рисунок иглой.

    Иконы пишут иконописцы. Но, помимо непосредственно написания образа, в изготовлении иконы участвует множество разных специалистов. А начинается все с подготовки иконной доски. Скажем, у нас в мастерских созданием иконных досок занимается целый особый цех.
    Для изготовления икон преимущест­венно используют древесину липы. После распила, сушки и придания иконной доске нужной формы ее специальным образом скрепляют, грунтуют, а затем наклеивают на нее льняную ткань — паволоку, на которую наносится до пятнадцати слоев левкаса — смеси рыбьего клея и алебаст­ра, причем каждый слой тщательно просушивается. Если фон иконы будет золотым, подложка из левкаса не даст золоту впитаться в дерево, исчезнуть в нем и со временем потускнеть.
    Нанесенный и высушенный левкас тщательно шлифуют до тех пор, пока поверхность доски не станет идеально гладкой. Но прежде чем к росписи приступят иконописцы, на доску затупленной иглой переводят контуры рисунка, а фон покрывают сусальным листовым золотом. Только после этого будущий образ поступает к художникам.
    Одни иконописцы — доличники — раскрывают иконы в цвете, пишут палаты, одежды, пейзаж. Другие, более опытные и искусные — личники — пишут лики.
    По традиции иконописцы пользуются яичной темперой. Эти краски изготавливают вручную на основе минеральных пигментов и яичной эмульсии. Это позволяет наносить как плотные цвета, так и выполнять тончайшие плави — письмо, при котором тонкий слой краски накладывается на все элементы композиции.
    В самом конце иконы покрываются олифой и лаком.

    Читайте также: