Как составить план оповещения го кратко

Обновлено: 04.07.2024

МЧС России издал в 2020 году два приказа в сфере планирования мероприятий по гражданской обороне. Документы устанавливают правила разработки, согласования, утверждения Планов гражданской обороны и приведения в готовность гражданской обороны.

Нормативно-правовые акты

Перечень актов, которые учитывают при планировании мероприятий ГО, приведен в таблице.

Закон РФ от 21.07.93 № 5485-1

Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804

Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1297-53

Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП (выписка)

Регулирует подготовку Планов ГО.

Приказ МЧС России от 02.03.2020 № 6с

Регулирует подготовку Планов приведения в готовность ГО.

Приказ секретный. Ознакомиться с его содержанием могут лица, имеющие допуск к гостайне.

Цель приказа 6с — конкретизировать содержание и порядок выполнения мероприятий по приведению в готовность сил ГО.

В чем отличие Планов?

План ГО содержит мероприятия по гражданской обороне, при введении военного положения, объявлении мобилизации в РФ или режиме чрезвычайной ситуации. Документ начинает действовать после Указа Президента РФ.

Приведение в готовность ГО — выполнение мероприятий по повышению защищенности населения и территорий в период нарастания конфликта, до объявления военного положения или режима ЧС. План начинает выполняться после сигнала оповещения, до Указа Президента РФ о введении режима ГО.

Кого касается

Мероприятия по ГО разрабатывают все предприятия.

План приведения в готовность ГО

План гражданской обороны

План гражданской обороны и защиты населения

Кто разрабатывает

Предприятия и организации

Организации без категории по ГО, либо численность работников (смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) чел., получают выписку из Плана ГО муниципалитета.

Руководитель таких предприятий имеет право принять решение о разработке Плана ГО.

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления

Организации, отнесенные к соответствующей категории по ГО

Кто подписывает

Зам. руководителя организации

Зам. Главы администрации муниципального образования, курирующий вопросы ГО

Кто согласовывает

Федеральное министерство или ведомство — для курируемых госкорпораций

ГУ МЧС России — кроме организаций 2 категории

Органы местного самоуправления — кроме госкорпораций

ГУ МЧС России по субъекту Федерации

Кто утверждает

Глава администрации муниципального образования

Сроки плановой ежегодной корректировки по состоянию на 1 января

Планы корректируют досрочно при введении соответствующего режима.

План ГО организации

Документ состоит из трех разделов и Приложений.

Раздел 1. Краткая оценка возможной обстановки

Блок состоит из подразделов:

a. указание всех зданий, сооружений, коммуникаций, объектов;

b. перечень опасных систем;

c. список мест, где возможно скопление любого транспорта с опасными веществами;

d. количество работников в организации/ в смене;

e. состав, предназначение сил и средств ГО организации.

  • Краткая оценка возможной обстановки во время или после военного конфликта либо ЧС:

a. объемы возможных разрушений и потерь;

b. возможная обстановка;

c. возможные объемы разрушений водо- и газообеспечения;

d. размеры зон вторичного поражения, и количество работников этих зон;

e. возможный объем аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

a. данные о потерях;

b. количество пострадавших;

c. скольким работникам нужна йодная профилактика;

d. перечень и объем АСДНР;

e. количество сил и средств, необходимых для проведения спасательных и аварийных работ;

f. сколько выделено на АСДНР.

Раздел 2. Ведение гражданской обороны

2.1. Порядок ведения ГО (объем, сроки, организация мероприятий).

2.2. Организация защиты работников — укрытия, защита от опасных веществ, медицинская защита.

2.3. Управление ГО и связь.

2.4. Оповещение работников.

2.5. Мероприятия по повышению устойчивости работы компании.

2.6. Устройство и проведение АСДНР.

2.7. Организация основных видов обеспечение мероприятий по ГО.

Раздел 3. Выполнение мероприятий по ГО при внезапном нападении противника

Приложения к Плану ГО

Основные показатели состояния ГО на 1 января текущего года.

Возможная обстановка на территории организации, с планами объектов.

Календарный план выполнения основных мероприятий по ГО.

План организации и проведения спасательно-аварийных работ.

Расчет укрытия работников и членов их семей.

План наращивания инженерной защиты работников.

План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования.

Состав сил и средств ГО организации.

Обеспечение и выдача средств индивидуальной защиты.

План приведения в готовность ГО

Приведем примерное описание документа, поскольку доступ к точной структуре защищен гостайной.

Раздел 1. Общие положения

выписки из нормативных актов;

описание мероприятий по решению задач ГО;

Раздел 2. Мероприятия, включаемые в План (примерный список)

проверка готовности сил и средств;

уточнение перечня документации, планов, ресурсов;

принятие документов, согласно ситуации;

уточнение работ по взаимодействию с госорганами;

проведение предварительных работ по маскировке;

проверка технической готовности транспорта для эвакуации;

прочие действия, в зависимости от категории и организации предприятия.

Раздел 3. Список документов по реализации Плана

акты о выполнении, введении в действие и т.д. мероприятий по подготовке ГО;

планы проведенных совещаний;

доклады о выполнении пунктов плана и иных мероприятий;

другие возможные документы.

Порядок и сроки проведения мероприятий установлен в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 07.10.2019 № 1297-53.

Если какие-то мероприятия организацией не проводятся, это указывается в Планах. Если есть дополнительные действия, обязательные для выполнения, они дописываются в документы.

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

План гражданской обороны и защиты населения (план ГО) – один из важнейших документов описывающий мероприятия по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, а также в случаях возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Основной целью разработки мероприятий является снижение потерь среди населения и материального ущерба для экономики страны в результате возможных военных действий противника, террористических актов с применением химического или биологического оружия, а также в результате техногенных или природных аварий на опасных производствах.

Срок разработки плана ГО: от 10 дней

Согласование Плана ГО: от 30 дней

Разработку плана ГО допускается производить как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций на договорной основе. Для некоторых видов объектов также необходимо иметь лицензию ФСБ на работу с секретными документами, например, в случае разработки планов ГО для административно-территориальных образований.

Оперативное планирование, это составная часть подготовительных работ и проведения ГО. Основная цель, обеспечение согласованного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время. Кроме этого оно необходимо для организации защиты населения, его первоочередного жизнеобеспечения, а также обеспечения стабильности работы экономических объектов в военное время. Оперативное планирование служит для поддержания готовности систем управления, оповещения и связи, и для мобилизации сил и средств для обеспечения аварийно-спасательных работ в возможных местах поражения.

Срок действия Плана ГО, порядок согласования и корректировки

Разработка планов гражданской обороны и защиты населения проводится в два этапа.

На первом этапе происходит оценка и анализ возможных ситуаций, которые могут возникнуть в результате нападения противника, а также авариных ситуаций природного или техногенного характера.

На втором этапе определяется необходимый объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по привидению гражданской обороны в готовность. При этом необходимо получить мобилизационное задание от соответствующего органа исполнительной власти с целью обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны. На этом же этапе выполняется непосредственное планирование мероприятий по ГО с последующим оформлением.

План включает в себя три обязательных раздела:

  1. Краткое описание вероятной обстановки в результате нападения противника;
  2. Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
  3. Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

Количество экземпляров плана определяется на усмотрение разработчика, но при этом не должно быть меньше чем количество пунктов управления организации.

Срок действия Плана ГО – бессрочный. Корректировка должна производиться ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. При существенных изменениях обстановки или структуры государственных органов управления и органов местного самоуправления переработка планов гражданской обороны осуществляется по отдельным указаниям соответствующих руководителей гражданской обороны.

  • План ГО федерального органа исполнительной власти согласовывается с Главным управлением МЧС России по г. Москве и МЧС России;
  • План ГО территориального органа исполнительной власти согласовывается с соответствующим Главным управлением МЧС по субъекту РФ;
  • План ГО организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, согласовывается с органом местного самоуправления на территории которой находится организация (Управа, Администрация района и т.д.) и главным управлением МЧС по соответствующему субъекту РФ;
  • План ГО организации, отнесенной к первой категории по гражданской обороне согласовывается с органом местного самоуправления на территории которой находится организация (Управа, Администрация района и т.д.) и главным управлением МЧС по соответствующему субъекту РФ;
  • План ГО организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне согласовывается с соответствующим органом местного самоуправления на территории которой находится организация (Управа, Администрация района и т.д.);
  • План ГО организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время согласовывается с соответствующим органом местного самоуправления на территории которой находится организация (Управа, Администрация района и т.д.).

* Согласование Плана ГО в течении 30 дней, каждым органом исполнительно власти.

** Категории по гражданской обороне делятся на два вида: территории и организации. Так как гражданская оборона закрытая область, категорирование происходит в закрытом порядке. Если организация (предприятие) не знает какая категория ей присвоена, в таком случае необходимо написать запрос в МВД, МЧС и орган местного самоуправления, которые обязаны ответить к какую категорию присвоили вашей организации.

Наши специалисты разработают план ГО в соответствии с законодательными нормативами и возьмут на себя вопросы согласования в МЧС и других территориальных органах исполнительной власти.

Разработка плана гражданской обороны регулируется следующими нормативными актами:

Содержание плана гражданской обороны напрямую зависит от того, к какой категории относится организация. В статье мы расскажем, как составить данный документ для предприятий, работающих в военное время, и тех, которые не отнесены к определенным категориям.

Что такое и для чего составляется план гражданской обороны

ПГО – это один из основных регламентирующих документов по гражданской обороне на предприятии. Его наличие и содержание проверяется во время проверки МЧС по чек-листу. Цель документа – снижение человеческих и материальных потерь в результате возможных техногенных катастроф, террористических угроз, а также в случае военного конфликта.

Какие организации разрабатывают план ГО

Данный документ разрабатывают только те организации, которые отнесены к категориям по гражданской обороне, а также не категорированные, расположенные в зоне возможного радиационного заражения. В этом документе перечисляются подготовительные мероприятия по переводу деятельности предприятия с мирного на военное время. Предприятий таких немного, но они обязаны перевооружиться в течение суток, перейдя с выпуска мирной продукции на обеспечение задач обороны страны.

Опасные производственные объекты, как правило, имеют важное значение в обеспечении обороноспособности государства. Их защита на случай не только стихийных бедствий, но и нападения извне – задача владельцев ОПО. В документе должен быть разработан и утвержден алгоритм действий сотрудников в случае войны, террористических угроз, стихийных бедствий и техногенных катастроф.


Определить необходимость разработки плана ГО в организации можно руководствуясь требованиями Приказа МЧС России от 27.03.2020 № 216 ДСП "Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны"), также в нем приведена Структура плана ГО и определение организаций, который дает определение организаций, которые обязаны разрабатывать план ГО и которым этого не требуется.

Выписка из Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 216 ДСП Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)

План гражданской обороны не разрабатывают : Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек и организации, не отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

План гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, включает три раздела:

  • а) количество зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • б) перечень радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • в) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно-химически опасными веществами (АХОВ), при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • г) численность работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, находящихся одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
  • д) силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне (состав, готовность и предназначение);
  • а) объемы возможных разрушений зданий и сооружений, потери работников, сил и средств гражданской обороны;
  • б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;
  • в) объемы разрушений систем жизнеобеспечения (водо-, газообеспечения);
  • г) размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов), площади зон возможных опасностей, количество находящихся в них работников;
  • д) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при ведении гражданской обороны и при внезапном нападении противника;
  • а) расчетные данные об общих потерях (санитарных, безвозвратных) работников;
  • б) численность пострадавших работников, нуждающегося в оказании первой помощи;
  • в) численность работников, подлежащего йодной профилактике;
  • г) ориентировочный перечень и возможный объем АСДНР;
  • д) численность сил и средств гражданской обороны, необходимых для проведения АСДНР на территории организации;
  • е) численность сил и средств гражданской обороны, выделяемых для участия в проведении АСДНР на территории муниципального образования, территория которого отнесена к группе по гражданской обороне;
  • мероприятий по гражданской обороне;
  • мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по отдельным решениям Президента Российской Федерации;
  • а) организация укрытия работников в ЗС ГО:

-порядок и сроки приведения в готовность имеющихся ЗС ГО, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и необходимого имущества;

-порядок строительства недостающих ЗС ГО и их материально-техническое обеспечение;

-порядок укрытия наибольшей работающей смены организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;

  • б) организация защиты работников от аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), где указываются:

-порядок развертывания пунктов выдачи средств индивидуальной защиты;

-порядок обеспечения работников и сил гражданской обороны средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической защиты и контроля;

  • в) организация медицинской защиты, где указываются:

-мероприятия по выполнению медицинского обеспечения работников организаций;

-порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты;

  • а) организация управления гражданской обороной в пункте постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в безопасном районе;
  • б) порядок применения запасных (дублирующих) пунктов управления;
  • в) состав и задачи оперативных групп, убывающих на запасные (дублирующие) пункты управления, сроки убытия и прибытия на запасные (дублирующие) пункты управления;
  • г) время занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;
  • д) организация связи;
  • а) мероприятия по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
  • б) мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
  • в) мероприятия по противопожарной защите;
  • г) другие мероприятия;
  • а) состав, оснащенность и сроки приведения в готовность спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
  • б) организация медицинской помощи пораженным и личному составу аварийно-спасательных формирований;
  • в) силы и средства, выделяемые в состав муниципальных спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (служб);
  • г) восстановление работоспособности спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и порядок их дальнейшего применения;
  • д) силы и средства гражданской обороны, действующие в интересах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • а) комплексная разведка;
  • б) инженерное обеспечение;
  • в) радиационная, химическая и биологическая защита;
  • г) медицинское обеспечение;
  • д) материальное обеспечение;
  • е) транспортное обеспечение;
  • ж) противопожарное обеспечение;
  • з) охрана общественного порядка;
  • а) порядок оповещения работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне и жилого сектора, прилегающего к указанной организации;
  • б) порядок безаварийной остановки производства, введение режимов световой и других видов маскировки;
  • в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;
  • г) организация укрытия работников;
  • а) восстановление управления и связи, проверки системы оповещения;
  • б) организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • в) приведение в готовность сохранившихся аварийно-спасательных формирований и проведение АСДНР;
  • г) организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
  • д) порядок оказания первой помощи пострадавшим;
  • е) силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил гражданской обороны для ведения АСДНР на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, при внезапном нападении противника;
  • ж) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

2.4. К плану гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, разрабатываются следующие приложения:

2.4.2.1. На плане объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, отражаются:

  • а) зоны возможных опасностей;
  • б) пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • в) пункты управления организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • г) пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
  • д) места размещения ЗС ГО.

2.4.2.2. В пояснительной записке отражаются:

  • а) площади зон возможных опасностей, а также численность работников

и населения, попадающих в них;

  • б) общая площадь заражения радиоактивными и отравляющими веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
  • в) общая площадь заражения аварийно-химически опасными веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
  • г) общие потери (безвозвратные, санитарные) работников;
  • д) общая площадь пожаров;

2.4.5. приложение «Расчет укрытия работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, и членов

  • а) порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в безопасных районах;
  • б) пункты погрузки, порядок следования по маршруту эвакуации имущества, места развертывания производственной деятельности;
  • в) порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
  • г) порядок убытия сил в безопасные районы для обеспечения возобновления производственной деятельности в безопасных районах.

2.4.7.1. План эвакуационных мероприятий в организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;

2.5. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек и организации, не отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

2.6. Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны определяется разработчиком плана самостоятельно, но не менее количества пунктов управления организации.

Читайте также: