Как смута поменяла мировосприятие россиян кратко

Обновлено: 02.07.2024

Формально Смута прекратилась в 1613 г., с того момента, как представительный орган всех сословий России – Земский Собор, – избрал на царствование представителя новой династии Романовых – Михаила Федоровича.

Однако формальное окончание политической, экономической и социальной нестабильности в стране не означало, что всё худшее позади. Российскому обществу еще много лет предстояло преодолевать негативные последствия того, что случилось в начале XVII века.

Следует признать, что итоги Смутного времени носят неоднозначный характер. Многие историки рассматривают последствия исключительно как отрицательные. С таким утверждением нельзя согласиться, и вот почему. Пройдя через тяжелые испытания, поставившие страну на грань исчезновения, все сословия смогли найти в себе силы, преодолеть разногласия и обиды и договориться о будущем устройстве страны. Люди смогли отстраниться от сословных и классовых обид, смогли найти силы, чтобы разрешить имеющиеся проблемы.

Теперь рассмотрим более частные случаи того, что случилось в результате окончания смутного времени.

Итоги Смуты

Итог 1. Политическая независимость.

Нашим предкам удалось отстоять политическую независимость страны. Россия не была покорена ни Польшей, ни Швецией. Страна осталась на мировой политической карте, как самостоятельный субъект права. Политическая независимость, добытая в 1613 г., позволила нашей стране в дальнейшем вырасти в одну из сильнейших держав мира. Этот итог Смутного времени мы можем считать, положительным.

Готовые работы на аналогичную тему

Итог 2. Восстановление системы управления в стране.

Итог 3. Религиозная независимость.

В Средние века религия играла огромную роль в жизни общества. Само государственное устройство страны носило сильный религиозный оттенок. Православие было основополагающим принципом устройства общества того времени. Одной из задач военной интервенции в Смуту было желание принудить Россию отказаться от Православия и принять Католичество. Потеря религиозной идентификации было недопустимо для всего общества.

В России были согласны принять в качестве нового царя польского королевича Владислава, но от него требовалось принять православие. Владислав этого условия не выполнил, что явилось сигналом для организации сопротивления внешним оккупантам. Можно заключить, что для жителей России того времени сохранение православной веры было важнее, чем иностранец на престоле. Сохранение веры позволило сформировать общий самоидентификационный код россиян.

Рассматривая с высоты сегодняшнего дня события того времени следует признать верность принятого решения.

Итог 4. Территориальные потери.

По итогам Смутного времени за внутреннюю политическую стабильность страна заплатила территориальными потерями. Были отданы:

  • Польше: Смоленск и Смоленская область;
  • Швеции: побережье Финского залива.

Для возвращения этих потерь нашей стране потребовалось еще 100 последующих лет. Итог отрицателен.

Итог 5. Человеческие потери.

За время Смутного времени в стране погибла приблизительно треть населения страны. В некоторых регионах численность жителей упала ниже уровня XVI века. В стране усилилась внутренняя миграция на окраины страны. Изменение демографического состояния российского общества повлияло на ухудшение состояния и без того разоренной экономики. Итог – отрицательный.

Итог 6. Формирование нового сословия – дворянства.

Основной движущей силой, которая смогла создать условия для преодоления кризиса Смуты были служилые люди. Появление и закрепление на исторической сцене нового сословия обусловлено желанием новой династии иметь людей верных, доказавших свою преданность. Старая элита, в лице боярства, окончательно себя скомпрометировала поведением в 1598 -1613 гг. и сотрудничеством с интервентами.

Итог 7. Экономическое разорение и истощение страны.

Для поддержания экономики в стране были приняты законодательные акты закрепощавшие крестьян. Именно экономическое разорение страны породило крепостное право в России. Итог – отрицательный.

Изложив эти заключения, мы можем сделать основной вывод: как и любое историческое явление, Смутное время носило двойственный характер:

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

1) Смута - эпоха, в которую происходили гражданские войны, были с царями неурядицы, то есть впервые был избран царь, да еще и не принадлежащий династии, просто шурин Федора Ивановича, убийство Дмитрия Ивановича и появление Лжедмитрия, восстания и войны, еще и процесс закрепощения шел активным ходом, исходя из этого можно понять, что россияне стали недовольными, разоренными, как и их страна.

Смутное время конца XVI — начала XVII века предоставляет нам самые многочисленные уроки. Но, думается, что одними из важнейших следует признать уроки выхода из Смуты. Понять, как Россия смогла преодолеть Смуту, — очень важно и поучительно.

Смутное время конца XVI — начала XVII века предоставляет нам самые многочисленные уроки. Но, думается, что одними из важнейших следует признать уроки выхода из Смуты. Понять, как Россия смогла преодолеть Смуту, — очень важно и поучительно.

История — это не только факты и события. История — это наука для потомков. Ведь дело людей, изучающих или интересующихся историей, состоит не только в познании исторических событий, но и в их осмыслении, а может быть, самое главное, в извлечении уроков из прошлого. Наверное, не дело потомков судить историю, но обязанность — учиться у истории, осмысливать исторический опыт своих отцов, дедов и более далеких предков.

Но помимо религиозно-мистического смысла загадка, связанная со смертью царевича, оказала прямое влияние и на политическую ситуацию в стране. Уже в 1601 — 1602 годах объявился самозванец Григорий Отрепьев, принявший имя Димитрия и вошедший в отечественную историю под именем Лжедмитрия I. Очень многие, недовольные правлением Бориса Годунова, поверили в то, что царевич Димитрий был чудом спасен и теперь является законным наследником русского престола. В дальнейшем имя спасшегося царевича, под знамена которого вставали войска, стало настоящим катализатором Смуты. А воцарение Лжедмитрия I в Москве в 1605 году как бы подтвердило общее убеждение в том, что это и есть истинный царевич.

В мае 1606 года в результате восстания Лжедмитрий I был свергнут с престола и растерзан разъяренной толпой. Царем стал Василий Шуйский, имеющий гораздо меньше прав на царство, нежели сын Ивана Грозного, каковым многие продолжали считать Лжедмитрия. Поэтому правительство Шуйского сразу же предприняло энергичные меры для того, чтобы, во-первых, доказать истинность гибели царевича в 1591 году и, во-вторых, утвердить образ погибшего царевича как невинно убиенного мученика. В таком случае появлялась возможность пресечения дальнейшего развития самого факта самозванства.

Для этого уже летом 1606 года (3 июня) из Углича в Москву были перенесены и освящены останки царевича. А сам царевич, признанный святым, стал именоваться святым Димитрием, Угличским страстотерпцем. Тогда же началась работа над составлением Жития Димитрия Угличского. Сегодня известно четыре редакции этого Жития — XVII — начала XVIII века, сохранившихся во множестве списков. По мнению С. Кедрова, само Житие написано патриархом Гермогеном или же по его распоряжению. Впрочем, подобное предположение еще требует обоснования.

osada_lavri-1

Несмотря на официальную канонизацию царевича Димитрия этот святой далеко не сразу получил народное признание. Во всяком случае, в течение еще минимум двух лет (1606-1610 гг.) у многих продолжала сохраняться вера в то, что настоящий царевич Димитрий жив. Так, настоящим царем был признан новый самозванец Лжедмитрий II, под знамена которого встали многочисленные войска. Кроме того, появились и другие самозванцы, буквально расплодившиеся тогда по всей России.

Тем не менее, со временем политическая ангажированность постепенно уходила в небытие, зато образ святого Димитрия Угличского как заступника Русской земли и чудотворца все более утверждался в сердцах русских людей, а его Житие уже постоянно публикуется в Минеях Четьих, издаваемых в XVII-XVIII вв. Известный агиограф Димитрий Ростовский, автор четвертой редакции жития, сравнивает Димитрия Угличского с убитыми Святополком Борисом и Глебом, а число чудес, явленных святым (преимущественно исцелений от слепоты) доводит до 46.

Наиболее яркий пример стремления народа к духовному очищению предоставляет нам реакция на Нижегородское видение, свершившееся в мае 1611 года. К тому времени в Москве уже вовсю хозяйничали поляки, впущенные туда боярским правительством, польский король Сигизмунд всячески стремился занять русский престол, отодвигая даже своего сына Владислава, а патриарха Гермогена поляки бросили в заточение. Иначе говоря, самостоятельного и независимого Российского государства фактически уже не существовало.

Поэтому суть видения в принципе ясна — русский народ должен очиститься от грехов посредством трехдневного поста и тем самым вернуть себе Божию милость. Возвращение к истинной вере русский народ должен продемонстрировать построением храма в Москве и установлением особого почитания иконы Владимирской Божией Матери. За это Господь подарит русской земле мир и нового, истинного, избранного самим Богом царя.

Кто мог возглавить, и кто возглавил народ в период выхода из Смуты?

Но Сигизмунд отказался исполнить условия договора и требовал от послов, чтобы они признали русским царем его самого. Не собирался польский король и выводить свои войска с российской территории и требовал сдачи Смоленска. К тому же поляки требовали от русской стороны согласия на свободу распространения католического вероисповедания в России. Сторонники Сигизмунда в Москве всячески содействовали соглашению с польским королем на его условиях и написали грамоту посольству под Смоленск, чтобы послы согласились на все условия польского короля. Но патриарх Гермоген даже под угрозами эту грамоту не подписал. Именно позиция патриарха определила и позицию русского посольства — без подписи патриарха посольство отказалось выполнять распоряжения привезенной из Москвы грамоты.

Поляки понимали значение личности патриарха для русского народного движения сопротивления. В начале 1611 года его посадили под домашний арест на патриаршем подворье. Его смущали всяческими посулами и обещаниями, но святейший Гермоген оставался стоек и не поддавался ни на какие уговоры. Тогда в марте 1611 года Гермогена свели с патриаршего престола и заточили на Кирилловом подворье в Московском Кремле.

Однако и после смерти святейшего патриарха Русская Церковь осталась во главе народного сопротивления. Местоблюстителем патриаршего престола стал считаться митрополит Казанский Ефрема, который оказал действенную поддержку организации Второго ополчения К. Минина и Д. М. Пожарского. К тому же митрополит Ефрем призывал и остальных иерархов Церкви, и все города. Немалую роль в организации народного сопротивления сыграли воззвания братии Троицкого монастыря во главе с архимандритом Дионисием и келарем Авраамием Палицыным. Эти грамоты также призывали присылать ратных людей и денежную казну на помощь воеводам, соединившимся для освобождения Москвы от поляков. Помимо организационной деятельности и духовного окормления Русская Православная Церковь оказала народным ополчениям немалую материальную помощь: собирали продовольствие, деньги на жалование. Крупные монастыри, такие как Кирилло-Белозерский и Троице-Сергиев, отсылали ополченцам всю свою казну.

Конечно же, серьезное значение имели и церковные благословения, которые русские иерархи и монахи давали ополченцам. В этом ряду стоит и знаменитое благословение преподобного Иринарха Затворника, инока Борисоглебского монастыря под Ростовом, который, как когда-то в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем, также даровал в 1612 году свое благословение Дмитрию Михайловичу Пожарскому и всему воинству. Второго ополчения идти на Москву и освободить Россию от иноземного врага.

Кстати, уже и после избрания нового царя — Михаила Федоровича Романова — Русская Церковь продолжала играть важнейшую организационную и стабилизирующую роль в обществе.

Осада Москвы ратями Первого ополчения была трудной и, в принципе, неудачной. Слишком много было еще разногласий между различными социальными силами, из которых состояли ополченские полки, — у бояр, помещиков, крестьян и казаков были зачастую разные интересы. И все же стремление к скорейшему освобождению Москвы было, несомненно, реальным и серьезным стимулом к объединению.

Но народ не оставил надежду на объединение. В очередной раз убедившись в том, что среди бояр, воевод и казаков еще слишком много изменников, в народе зарождается новое движение, требующее и новых организационных форм. Так возникает знаменитое Нижегородское ополчение, ставшее основой Второго народного ополчения русских городов.

Разбив разрозненные отряды Первого ополчения, войска Второго ополчения 27 июля 1612 года выступили к Москве. В этот момент в союз с руководством Второго ополчения вступил и князь Д. Т. Трубецкой, а И. Заруцкий, наоборот, ушел в Коломну. И хотя между отрядами ополчений продолжали существовать серьезные противоречия, все же в августе 1612 года в решающей битве с поляками Д. Т. Трубецкой пришел на помощь Д. М. Пожарскому. Но окончательное объединение войск Первого и Второго ополчений произошло в октябре 1612 года.

Но, как бы там ни было, совместными усилиями русские рати освободили Москву от иноземного врага — 26 октября 1612 года сдался польский гарнизон Кремля и 27 октября отряды ополчения вступили в Москву.

Размеры Смуты - социальной катастрофы начала XVII века поразительны: от локальных очагов столкновений до всенародного выступления. В водоворот всероссийской гражданской войны были вовлечены все слои общества. Затеяло Смуту боярство, стремившееся ограничить власть царя. В развитии Смуты боярство раскололось, отделилось среднее боярство. К нему примкнуло столичное боярство и приказные дьяки. Вслед за средним боярством и московским дворянством выступило дворянство низшее, провинциальное. Наконец, в Смуту включились низшие неслужилые, тяглые и нетяглые классы. Сначала они выступают с дворянами, а затем отделяются и действуют враждебно по отношению к дворянам и боярам. Вмешательство низших классов изменило направление Смуты. Политическая борьба верхов за власть и образ правления, выступления низов превратили Смуту в социальную борьбу.

Страна оказалась на грани потери государственности и независимости. Однако благодаря крепким национальным - русским и религиозным - православным связям общество не распалось. Когда в государство вторглись полчища интервентов, у россиян проснулось чувство патриотизма, национального единства, что заставило объединиться враждовавшие друг с другом классы для изгнания врагов из пределов государства. Москва и вся Россия были спасены. Хотя потребовалось еще по крайней мере 7 лет после избрания царем Михаила Романова, чтобы добиться стабилизации. Продолжались оккупации больших российских территорий, разбой казаков атамана Заруцкого.

В результате Смуты европейская территория страны сократилась. Общественный порядок, которым были не довольны все классы общества, не изменился. Большинство в обществе высказалось за восстановление Московского царства. Таков итог "московской разрухи" XVII века. В отличии от других гражданских войн во всемирной истории она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением монархической государственности. Но было и новое. Смута XVII века повлияла на дальнейшее развитие Руси.

Читайте также: