Как сделать экспозицию в школьном музее

Обновлено: 08.07.2024

В школьном музее в отличие от других музеев превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Своей экскурсионно - просветительской деятельностью музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора: во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры; во-вторых, проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей.

Профиль любого школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. Это может быть история, краеведение. Выбор профиля музея должен определяться конкретными условиями школы, возможностями комплектовать фонды музея подлинниками. Музей школы может представлять собой музей сложного комплексного профиля, который создаётся на базе изучения истории края, истории школы, города, района.

Создавая музей, необходимо учитывать и хронологические рамки музейной экспозиции. Так, например, создавая экспозиции по истории школы, необходимо опираться на материалы с момента возникновения школы, создавая материалы об истории, например, города, села учитывать исторические факты с самого начала образования населённого пункта.

Школьный музей наряду со всеми музеями является хранилищем социальной памяти. Поэтому к нему предъявляются общемузейные требования.

- программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

Музей школы может быть отнесён как к школьному образовательному, так и к музейному пространству. Школьные музеи все более активно интегрируются в учебно-воспитательный процесс.

Для того чтобы раскрыть вопрос о музейно - педагогических подходах к созданию музейной экспозиции школьном музее, остановимся подробнее на вопросе, связанном с организацией музея.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

1 этап (Определение групп)

Для дальнейшей работы я предлагаю разделиться на 2 группы. Для этого вам необходимо выбрать словосочетания: школьная жизнь или предметы быта (делятся на группы).

(раздаются карточки с написанными понятиями и их определениями. Нужно установить соответствие между понятием и его значением).

Проверим по слайдам.

Экспедиция – поездка группы лиц, отряда с каким - нибудь специальным (исследовательским, военным, просветительским) заданием.

Экспозиция - размещение каких – либо предметов, выставленных для обозрения.

Экспонат – предмет, выставленный на выставке в музее.

Экскурсия – поездка (посещение) чего – либо с образовательной или увеселительной целью.

Экскурсант - участник экскурсии.

Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам.

А теперь, пользуясь этими терминами, установите последовательность действий для оформления пространства экспозиции .

( Сегодня мы должны предпринять экспедицию, чтобы обнаружить предметы, которые будут в музее экспонатами. Оформив экспозицию, мы сможем провести экскурсию по школьному музею).

Итак, экспозиция является научно обоснованной совокупностью предметов, выставленных для обозрения.

Сегодня наша задача – оформить экспозицию в школьном музее.

Музейные предметы, расположенные в определённом логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей эмоционально.

4 этап (Составляем экспозицию как умеем)

Экскурсия предпринята, экспонаты доставлены.

Начинается работа в группах.

Ваша задача составить экспозицию и определить правила по Порядку размещения экспонатов . Время на выполнения задания 2 минуты.

Пока группы пробуют составить свои экспозицию , я вам расскажу о том, что представляет собой музейная экспозиция. Итак, Музейная экспозиция-это целенаправленная и научно-обоснованная демонстрация музейных экспонатов (предметов), которые композиционно организованы, снабжены комментариями, художественно и технически оформлены. Экспозиция создает специфический музейный образ природного или общественного явления.

Экспонаты в экспозиции группируются по-разному. Иногда это интерьер дома, фрагмент природной среды или определенное расположение предметов.

5 этап (Теоретическая часть составления экспозиции)

Как же мы составляем экспозицию?

Существует научно-обоснованный порядок группировки экспозиционных материалов. Он называется методом построения экспозиции.

У нас традиционно выделяют несколько методов экспонирования. Рассмотрим самые интересные:

1. Ландшафтный (показ на слайде)

2. Ансамблевый (показ на слайде)

3.Тематический (показ на слайде)

Сейчас ваша задача рассмотреть эти экспонаты, которые лежат перед вами. И пока вы их рассматриваете, знакомитесь с ними, я расскажу вам о методах экспонирования

Ландшафтный метод - зародился в Лондоне (1851г.) на выставке биологических групп животных.Из леса был срезан и привезен почвенный покров, каждый цветок и травинка были сделаны из другого материала (воск,бумага) и все это распологалось так, как это было в природе.

(пенечек, грибочек,цветы ландыша ит.д.)Муляжи, фотографии, лепка,т.е. ландшафтный метод – это прародитель панорамы и диарамы, как мы их сейчас называем.

Следующий метод- ансамблевый . Сложный в условиях школьного музея. Огромное значение уделяется пространственному решению. Большие экспозиционные пространства, применяются подиумы- для открытого экспонирования больших предметов, рамные конструкции.Например, фрагмент Романовского моста. Цветовая гамма и освещение здесь также играет большое значение. Такие экспозиции создаются в творческом союзе с художниками, архитекторами, дизайнерами и инженерами. Исходными документами являются проект и художественная концепция экспозиции.

Тематическая экспозиция - в нее входят архивные и фотографические материалы,документы, экспонаты по заданным темам. Например экспозиция “Умирая,не умрет герой. ” (Слова из стихотворения Мусы Джалиля). Что мы здесь можем разместить? Конечно, фотографии соратников великого поэта из числа ветеранов Великой Отечественной войны,фотографии фронтовиков, военные письма и открытки.

Тематическая экспозиция- это экспозиция, где посредством музейных экспонатов мы раскрываем тему, проблему, создавая определенный образ какого либо события или явления.

Наши участники мастер класса занимаются составлением такой тематической экспозиции. Давайте посмотрим что у них получилось.

Каждая группа представляет правила по Порядку размещения экспонатов.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые правила:

крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;

не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер, тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Если после сравнения правил есть ошибки, группы исправляют экспозиции.

6 этап (составляем экспозицию в музее по правилам)

Работа непосредственно в музее, созданная экспозиция с учётом правил переносится в музей на определённое место.

7 этап (Мини-экскурсия по музею)

8 этап (Слушаем проект учащихся)

9 этап (Заключение)

Как вы думаете, участники мастер-класса, какой подход в обучении мы использовали при обучении составления музейной экспозиции.

Мастер-класс мне хотелось бы завершить словами Конфуция

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

10 этап (Рефлексия)

На ваших рабочих местах приготовлены картинки сундучков для рефлексии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: - развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать; развивать творческое мышление, коммуникативные умения учащихся;

Воспитывающие: - воспитывать чувство уважения к коренным жителям Ямала и их культуре, любви к своей малой родине.

Добрый день, ребята! Добрый день, гости! В нашем школьном музее в скором времени открывается выставка, посвящённая годовщине образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Вы видите, что в экспозиции некоторое пространство пустует, и нам с вами нужно заполнить его. Как интересно и правильно это сделать, нам предстоит узнать сегодня.

(раздаются карточки с написанными понятиями и их определениями. Нужно установить соответствие между понятием и его значением).

Экспедиция – поездка группы лиц, отряда с каким - нибудь специальным (исследовательским, военным, просветительским) заданием.

Экспозиция - размещение каких – либо предметов, выставленных для обозрения.

Экспонат – предмет, выставленный на выставке в музее.

Экскурсия – поездка (посещение) чего – либо с образовательной или увеселительной целью.

Экскурсант - участник экскурсии.

Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам.

А теперь, пользуясь этими терминами, установите последовательность действий для оформления выставки.

(Сегодня мы должны предпринять экспедицию, чтобы обнаружить предметы, которые будут в музее экспонатами. Оформив экспозицию, мы сможем провести экскурсию в школьном музее).

Итак, экспозиция является научно обоснованной совокупностью предметов, выставленных для обозрения. Сегодня наша задача – оформить экспозицию в школьном музее.

Музейные предметы, расположенные в определённом логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей эмоционально.

Сегодня мы отправимся в экспедицию в школьный музей, где представлены образцы ненецкой одежды, с исследовательским заданием. Мы должны провести исследование в области ненецкой одежды, выяснить различия между женской и мужской одеждой (зимней), характерными признаками ненецкого орнамента. А экспонаты для нашей выставки вы, ребята, изготовите сами.

Как вы знаете, в нашем суровом краю зимы долгие и холодные. Чтобы выжить здесь, коренным жителям Ямала нужна тёплая и практичная одежда. Давайте рассмотрим предметы одежды ненцев, находящиеся в нашем музее. Зимняя одежда ненцев шьётся из меха оленя, который состоит из полых (то есть пустых внутри) ворсинок. Благодаря этому дольше сохраняется тепло, а так как олений мех обладает водоотталкивающим свойством, снег не налипает на одежду. Мужская одежда, сшитая мехом внутрь, служит даже дезинфицирующим средством (вместо мыла и воды).

Различают мужскую и женскую одежду.

Мужская одежда. Малица – глухая длинная широкая рубаха с пришитым капюшоном. Малица, суживающаяся к плечам и расширяющаяся книзу, шьётся из шкур молодых оленей мехом внутрь, к рукавам малицы пришиваются камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. одевают малицу через голову. Всё это не случайно, нераспашной принцип изготовления мужской одежды подчинён условиям быта людей – чтобы ничто не мешало в работе.

Женская одежда отличается по крою и цветовому решению. Паница (ягушка) - распашная (для удобства при кормлении грудью маленьких детей), капор (женский зимний головной убор) не пришивается к панице.

Детская одежда имитирует взрослую, но, что примечательно, изготавливается из шкур не лучшего качества. Это тоже не случайно – считается, что ребёнок ещё не достоин носить одежду хорошего качества, да ещё ведь дети быстро растут, часто портят одежду.

Как и у любого народа у ненцев есть повседневная и праздничная одежда. Как вы думаете, какие различия могут быть между повседневной и праздничной одеждой? Конечно, праздничная одежда более ярко украшена. Если в повседневной преобладают чёрный, серый, коричневый в сочетании с белым цветом, то в праздничной (особенно женской) – появляются такие цвета, как жёлтый, красный, синий, оранжевый.

Закрепление полученной информации.

Итак, экспедиция завершилась успешно, можем приступать к выполнению экспонатов для выставки. Мы пригласили из музейного ресурсного центра мастера, который проведёт мастер-класс по изготовлению предмета декоративно-прикладного искусства.

(во время работы звучит ненецкая песня об умелой мастерице, которая шьёт одежду для своего мужа и детей)

Теперь, когда изделия готовы, можно приступать к оформлению экспозиции.

Экспозиции различают по форме представления и по принципам структуры экспонатов.

По форме представления экспозиции могут быть стационарными (постоянно действующими) и временными.

По принципам структуры экспонатов - тематическими, монографическими, ансамблевыми, систематическими.

Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, макеты, модели и т.п.), раскрывающие какую-нибудь тему или проблему и образующие экспозиционный комплекс.

Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, музей хлеба, музей стекла и т.д.

Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка, подпольная типография и т.п.

Индивидуальность музейной экспозиции заключается в том, что отражение в ней того или иного события или явления осуществляется с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Над созданием экспозиции работают научные работники, художники, дизайнеры, техники и другие специалисты. Нам с вами приходится полагаться на собственные силы.

Виды текстов: оглавительные, объяснительные, ведущие, этикетаж.

(оформление выставки детских работ с учётом полученных знаний).

Какой является наша экспозиция по форме представления? (временная)

По принципам структуры экспонатов? (тематическая)

Какие виды текстов можно обнаружить в экспозиции в целом? (оглавительные, объяснительные, этикетаж)

Методика создания экспозиции школьного музея, экспозиционная документация

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Лаборатория музейной педагогики

Консультация для руководителей школьных музеев

Методика создания экспозиции школьного музея, экспозиционная документация

Консультант: Краснова Елена Михайловна, заведующий лабораторией музейной педагогики

Ключевые слова: музейная экспозиция, экспонат, экспозиционный комплекс, музейный раздел, проектирование экспозиции, документация экспозиционного проектирования, научная концепция, тематико-экспозиционный план, этикетаж.

Краткая аннотация контента консультации

Педагоги, занимающиеся созданием школьных музеев, не всегда знают, как правильно спроектировать работу по созданию экспозиции школьного музея, какие документы экспозиционного проектирования существуют и как правильно разместить экспонаты, провести этикетаж. От умения поэтапно работать над созданием экспозиции зависит успешность раскрытия тематики музея.

Запрос на консультирование

Как правильно спроектировать экспозицию, а так же разместить предметы и документы на экспозиционной площади? Какие основные этапы работы над экспозицией? Какая документация сопровождает процесс создания музейной экспозиции?

Консультационный текст

Понятие музейной экспозиции

Экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Наличие экспозиции — один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она часто включает единственные в своём роде документы и предметы — экспонаты. Грамотно организованная работа с фондовым материалом музея при построении экспозиции залог успешного раскрытия избранной темы.

Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

В практике музеев выработалась следующая схема членения музейной экспозиции, приемлемая и для школьных музеев:

  • первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат — предмет, выставленный для обозрения;
  • музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс;
  • несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс — музейный раздел;
  • разделы составляют музейную экспозицию в целом.

Подготовка создания экспозиции

Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.

Создание экспозиции требует наличие ряда условий:

  • фондов музейных предметов на тему экспозиции (это не исключает дополнительный сбор материала);
  • краеведческой основы коллекции, что может обеспечить подлинной предметной базой при сборе материала;
  • авторского коллектива, ориентирующегося в проблемах намеченной темы и знакомого с методикой экспозиционной работы;
  • помещения, предназначенного для экспозиции.

На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.

После выбора темы разрабатывается план комплектования и начинается собирательская работа. Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.

Принципы построения экспозиции

Экспозиция — это совокупность предметов, подобранных и выставленных по определённой системе для обозрения. На основе общих принципов создаётся концепция экспозиции, где даётся единый замысел, трактовка научного содержания, что служит основой для возможностей экспозиционных и архитектурно-художественных решений.

При создании экспозиции необходимо учитыватьобщие принципы её построения — это принципы, которые обуславливают группировку и интерпретацию экспозиционного материала. Они служат основанием для определения структуры, характера экспозиции (разделов, тем, рядов). Выбор принципов построения экспозиции идёт в ходе научного и художественного проектирования экспозиции. Современные методы экспозиционной работы предполагают сочетание различных принципов при создании экспозиции.

Среди них можно выделить такие, как:

Методы экспозиционного показа

Методом построения экспозиции называется применение научного обоснования, исходящего из содержания порядка групп и организации экспозиционных материалов. Предполагает определение характера научной обработки экспозиционной темы и определения последовательности и проектирования музейной экспозиции. Определяет формы сотрудничества экспозиционера и художника; определяет способы интерпретации материала. Существует несколько методов экспозиционного показа:

  • систематический метод — показ экспозиции, где однородные предметы представлены в соответствии с тематикой научной дисциплины. В основе метода систематизации музейные коллекции. Структурной единицей систематизации является экспозиционный ряд;
  • ансамблевый метод – создание экспозиции, в которой на основе научных данных сохраняется или воссоздаётся ансамбль музейных предметов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. В нём воспроизводится реальное отношение среди предметов, благодаря чему предмет демонстрируется в среде своего бытования (интерьер, его фрагмент, ансамбль или комплекс архитектурных сооружений);
  • тематический метод — его основа это музейные предметы различных типов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. Важным фактором является создание экспозиционного образа, который является основой для художественного решения. Завершением является разработка экспозиционных комплексов. При использовании этого метода в экспозицию частично включаются элементы ансамблевой и систематической экспозиции.

Экспозиции школьных музей обычно имеют два зрительных плана: вертикальный и горизонтальный. Первый более удобен для обозрения. В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в витринах) представляют основные, наиболее важные в познавательной и воспитательном отношении экспонаты. Они дополняются и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы). Реже в школьных музеях используется третий план — скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы). Экспонаты, размещённые таким образом, скрыты от глаз посетителей.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые общие правила:

  • крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;
  • мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;
  • наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;
  • не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Этапы работы над экспозицией

Создание экспозиции это сложный процесс. Подготовка музейной экспозиции проходит в две стадии: проектирование и осуществление, в ходе чего необходимо учитывать цели, задачи, тему экспозиции, музейные материалы, которые составляют её основу. Проектирование экспозиции составляет основное содержание экспозиционной работы и осуществляется экспозиционерами, музейными художниками, иногда с участием инженеров и других специалистов. Составными частями в проектировании экспозиции являются: научное, художественное и техническое проектирование.

Документация экспозиционного проектирования — это совокупность документов, последовательно создаваемых при участии экспозиционера, художника, что является важным при создании музейной экспозиции.

Поэтому необходимо обеспечить глубокую научную разработку экспозиционной тематики. Создание научного проекта проходит несколько этапов. В итоге проектирования экспозиции создаётся комплекс документов, последовательно уточняющих её несколькими документами, разработанными параллельно.

Порядок

составления

экспозиционной

документации

(этапы)

Разработка научной концепции

Порядок составления документации научного проектирования

Порядок составления документации художественного проектирования

I.

II.

1. Определения целей и задач, актуальности темы2. Историческая справка о музее, создание экспозиции (реэкспозиция)

III.

IV.

V.

VI.

VII.

Весь комплекс документов, включая художественный проект, составляет основу для технического проектирования.

Концепция экспозиции — это её идейно-теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами. В связи с этим необходимо, что бы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала.

Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП) один из важных этапов научного проектирования при создании музейной экспозиции.

В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование всей экспозиции, указать номер школы или гимназии, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления. В начале плана в верху страницы, чётко и полно пишутся разделы, темы экспозиции.

Читайте также: