Как рисует набоков образы прошлого в рассказе круг кратко

Обновлено: 06.07.2024

Естественно, название произведения указывает и на особенности построения, и на главные смысловые части.

Кольцевая композиция не только раскрывает смысл названия, но и воплощает заглавную идею о периодичности жизни.

Образ круга возникает с первых строк произведения, при воспоминаниях героя о школе, об отце. Прямо здесь рождается идея о том, что прошлое снова и снова всплывает в сознании человека. Далее намек на круг понятен при упоминании об отношении людей к Годунову-Чердынцеву. Этот герой постоянно был окружен слухами. Домыслов было настолько много, что его четкий образ почти стерся из памяти. И после его смерти главный герой даже не может вспомнить, когда именно умер Годунов-Чердынцев. Затем писатель начинает открыто упоминать образ круга, описывая детали предметов или отношения между людьми: круги на воде, монетка, круг дружбы, любви, семьи, а также круг сна.

Повествование о детстве главного героя не случайно прерывается ретардацией – рассказом о реке и Василии, сыне кузнеца, с которым Иннокентий ходил рыбачить. Здесь мы видим литературный прием – антитезу, выражающуюся в противопоставлении Василия и Тани, возлюбленной героя. Василий умеет радоваться простым вещам, а Таня кажется Иннокентию утонченно-аристократичной. Поэтому, когда главный герой попал вместе с отцом на обед к семье Чердынцевых, он был смущен поведением членов этой семьи. Они оказались искренними и простыми.

Затем этого автор переносит нас на много лет вперед, повествуя о встрече Иннокентия и Елизаветы Павловны, матери Тани. Мы не знаем подробностей их разговора, нас сразу перекидывает к приходу Тани. Она осталась такой же непринужденной, хоть и изменилась внешне. Герой чувствует разницу в социальном положении, особенно остро после прихода Таниного мужа.

Довольно интересна композиция рассказа. Он начинается с эпилога – причин, за ним следует экспозиция – рассказ о детстве главного героя, завязка – переезд Тани в Лешино и её знакомство с Быковым, кульминация – расставание в парке, развязка – встреча в Париже и эпилог – размышления Иннокентия в кафе.

Оборудование уроков: портрет В. В. Набокова, его книги.

Методические приемы: лекция; комментированное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Чтение и анализ 2—3 сочинений по литературе 60—70-х годов

II. Слово учителя

Русское зарубежье — это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. Нас интересуют, прежде всего, те, кто сохранял и создавал русскую культуру за рубежом. В эмиграции жили видные писатели, философы, ученые, художники, музыканты. Уехали из советской России Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Ходасевич, И. Северянин, И. Бунин, А. Куприн (вернувшийся в СССР уже перед смертью), В. Набоков, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев.

В середине 20-х, когда стало очевидным, что эмиграция — явление не временное, что вернуться в Россию вряд ли возможно, когда стало ясно, что от родины литераторы отрезаны — их не печатают в России, устраивают над ними заочные суды — центр литературной эмиграции перемещается в Париж. Общими почти для всех писателей-эмигрантов были ностальгические мотивы, воссоздание прошлого, которое с годами становилось все притягательнее и чище. В эмигрантской прессе обсуждались вопросы будущего русской литературы. Может ли русский писатель творить в отрыве от родины, от читателей? Какова судьба литературы в Советской России? Способно ли старшее поколение эмигрантов подготовить себе литературную смену?

Перепечатывались произведения советских авторов — Ильфа и Петрова, Олеши, Зощенко, Бабеля, Шолохова. Но обратной связи не было: в Советском Союзе эмигрантов почти не печатали. Молодое поколение не смогло полностью реализоваться в условиях эмиграции, несмотря на обилие талантливых писателей. Литература русской эмиграции первой волны как единое целое существовала до второй мировой войны. Одни оказались в рядах французского Сопротивления, другие — в немецких концлагерях, в оккупации, третьи эмигрировали в США. Судьбу эмиграции разделил и выдающийся русский литератор, состоявшийся как писатель и поэт вне России — Владимир Набоков.

III. Возможен доклад
заранее подготовленного ученика о биографии писателя

Широкому русскому читателю имя Набокова открылось на рубеже 80—90-х годов ХХ века, с тех пор его книги печатаются значительными тиражами. Многочисленные издания, в том числе солидный пятитомник с комментариями, вышли к столетию со дня его рождения, которое отмечалось в 1999 году.

Набоков создал не просто особый художественный многослойный мир, полный загадок, игры, ловушек, подсказок, сюрпризов, удивительных превращений, зеркальных отражений, аллюзий (аллюзия — намек на реальное литературное, историческое, политическое явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется). Он создал нового читателя, способного проникнуть в этот мир, увлечься игрой, пытающегося разгадать тайны текста, включиться в диалог с автором, готового все полнее и полнее постигать многообразие, многоцветность, философскую глубину сотворенного Набоковым мира.

Слово учителя

Теперь кажется понятным замысел писателя: текст закольцован, образует круг, по которому можно пройти еще и еще раз. Не будем обольщаться, что мы уже разгадали набоковскую загадку, и попробуем пройти по этому кругу снова, только медленнее.

Задание.
Найдите в тексте образы круга, образы, напоминающие круг.

— Как рисует Набоков образы прошлого?

— Как они соотносятся с ключевым образом круга?

— Какие художественные приемы создают картину?

— Каково значение образа круга?

V. Заключительное слово учителя

И читатель движется уже не по кругу, а по спирали — в глубь рассказа.

Домашнее задание

1. Письменный разбор рассказа Набокова (по выбору).
2. Индивидуальное задание (2—3 ученика): подготовить доклады по произведениям В. Распутина, В. Астафьева, Ф. Абрамова и Ч. Айтматова.

Цели урока: показать некоторые особенности творчества В. В. Набокова; дать представление о специфике художественного стиля писателя; развивать умения и навыки анализа текста.

Оборудование: портрет В. В. Набокова.

Ход урока

I. Слово учителя

Трудно сказать, с какого произведения лучше начать знакомство с творчеством Набокова. Возможно, с рассказов, с ранних романов. Может быть, прислушаться к мнению самого автора?

II. Аналитическая беседа

— Что находится в центре авторского внимания?
(В центре повествования Набокова — человек, который обречен полностью раствориться в мире единодушного безличия.
Набоков был противником деспотизма в любых его проявлениях. Он резко высказывался по поводу диктаторов, говорил, что мечтает дожить до того дня, когда Сталина и Гитлера отправят на необитаемый остров. Свое отношение к деспотическим режимам Набоков выразил в романе: писатель создал целый мир, пронизанный беспросветной пошлостью, и в то же время поставил под сомнение реальность его существования. Тем самым писатель как бы перечеркивает, уничтожает, стирает античеловеческий мир.)

— Как развиваются в романе излюбленный набоковский мотив — мотив псевдолюбви?

Комментарий учителя

Обмен мнениями о трактовках финала романа.

III. Мини-практикум по роману

— Согласны ли вы с мнением критиков? Каковы основания для подобной оценки творчества Набокова?

— Согласны ли вы с мнением Н. Анастасьева? Приведите аргументы в защиту своего мнения.

7. В чем своеобразие композиции романа?

8. Какова функция мотива сна в романе?

9. Вспомните, каковы были ваши первые впечатления от произведений Набокова?
Изменились ли они, когда вы познакомились с ними подробнее?

Домашнее задание

Дополнительный материал

«Следует помнить, что произведение искусства — это всегда создание нового мира, и поэтому прежде всего надо попытаться как можно полнее понять этот мир во всей его обжигающей новизне, как не имеющий никаких связей с мирами, нам уже известными. И лишь после того, как он будет подробно исследован — лишь после того! — можно отыскивать его связь с другими художественными мирами и другими областями знания.

Набоков считал, что читатель должен иметь воображение, хорошую память, чувство слова и, самое главное, — художественное чутье.

ЦЕЛЬ: выявить своеобразие творческого метода Набокова, совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения.

ТИП УРОКА: аналитическая беседа.

- Что в личности и судьбе Набокова заинтересовало вас?

- Какие произведения Набокова вы читали? Что удивило, заинтересовало, заставило задуматься?

- Что необычного вы видите в композиции рассказа?

- Теперь кажется понятным замысел писателя: текст закольцован, образует круг, по которому можно пройти ещё и ещё раз. Не будем обольщаться, что мы уже разгадали набоковскую загадку, и попробуем пройти по этому кругу снова, только медленнее.

- Найдите в тексте образы круга, образы, напоминающие круг.

- Как рисует Набоков образы прошлого?

- Как они соотносятся с ключевым образом круга?

Круг становится объёмным – превращается в мокрый мячик для тенниса.

- Как развивается образ круга в этом отрывке (самом большом)?

- Куда выводит читателя этот круг?

- Что чувствует Иннокентий? Как автор передаёт состояние своего героя?

Вывод. Слово учителя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Первое, что приковывает внимание читателя, это – заглавие рассказа. Какую функцию выполняет это заглавие? Это заглавие-метафора, заглавие-символ.

Символ круга – древнейший мистический символ, традиционно обозначающий Небо, Вселенную и Вечность. Круг - древний дохристианский знак колеса-солнца. Сложный символ, соединяющий идею совершенства и вечности, так как движение по кругу символически означает постоянное возвращение к самому себе.

Сам по себе рассказ представляет собой поток воспоминаний, автор использует прием ретроспекции. Причем воспоминания выхвачены из жизни именно те, которые главный герой хорошо помнит и которые для него наиболее значимы (все они связаны с Таней и с тоской по России). Воспоминания носят фрагментарный характер и связаны между собой ассоциациями.

Эмоционально-экспрессивный ряд, который характеризует тайные переживания героя:

Бешеная тоска, было жаль, вспомнил прошлое со стеснением сердца, с грустью, душила ненависть, сделалось воспоминанием стыдным, напряжённость, страдальческий оскал, пылкий восьмиклассник, был угрюм, узнал не без огорчения, мрачный, наслаждение, был ещё угрюмее обычного, отбуркиваясь и хмыкая, с ужасом и умилением, боясь из брезгливости двинуться, остро чувствовал социальную сторону вещей, казалось омерзительным, со сладострастным отвращением, репетиция гражданского презрения, улыбавшийся как в забытье, смертельно боялся молчать, отчаяние, залился счастливым смехом, жарко смутился, внутренне содрогался, бесило его, жаждал, хмурый, ненавидел, обливаясь слезами, дрожа, зарыдала ещё пуще, выйдя из мгновенного оцепенения, мучась, не плачут навзрыд, хотелось плакать, ужасное на душе беспокойство, было беспокойно. Этот словесный ряд тоже создает некий круг - круг переживаний, чувств героя.

Таким образом, мы видим, что автор не случайно построил свой рассказ по принципу кольца. Композиция раскрывает основную идею рассказа: настойчивое повторение образа круга на разных уровнях смысла - от конкретного до метафорического - рождает ощущение неизбежности, повторяемости жизненного круга. Для Иннокентия тоска по Тане неразрывно связана с тоской по России и у автора воспоминания о родине выходят на первый план. И куда бы не отправился писатель – его везде настигает ностальгия по Родине.


История создания

Образ круга в рассказе Набокова – знак, который символизирует бесконечность, отображая непрерывность времени и жизни, их единство. Название рассказа формулирует основную тему и абзац за абзацем, а всего их в произведении 17, вводит в суть проблемы, явно или неявно, но соотносится с ходом повествования. Многие произведения этого автора требуют повторного прочтения, потому как первое – только беглое знакомство с героями, при втором же прочтении все окрашивается совершенно в другие тона, в этом и кроется загадка набоковской прозы.

набокова круг

Знакомство с героями

рассказ круг набоков

Краткий пересказ

Покойный отец был деревенским учителем в Лешино, вблизи усадьбы известного ученого Годунова-Чердынцева. Жил Иннокентий у тетки на Охте и рос необщительным и угрюмым мальчишкой. Учился без желания, но неожиданно для многих окончил гимназию с отличием и поступил на медицинский факультет. В Лешино к отцу он ездил на каникулы и вспомнил, как снесли старое здание и начали строительство новой школы. Он смотрел за реку, на заповедное имение барина Чердынцева, и его душила ненависть. Когда хозяин усадьбы помог его отцу выпутаться из какой-то политической истории, поэтому Илья Ильич подобострастно любил барина за заступничество.

Знакомство с Таней

набоков круг анализ

Как-то Чердынцев пригласил их с отцом на семейное торжество в честь шестнадцатилетия дочери Татьяны. Вскоре Иннокентий получил от нее записку: девушка приглашала его не свидание. Ее приход и их близость казались юноше чудом. Но Татьяна плакала и говорила, что завтра уезжает, все кончено.

Двадцать лет спустя

Анализ произведения

Годуновы-Чердынцевы

набоков круг идея

Лешино

набоков круг отзывы

Обед у барина

Татьяна

владимир набоков

Встреча в Париже

набоков круг отзывы читателей

Отзывы

Читайте также: