Как революционеры относились к реформам александра 2 кратко

Обновлено: 06.07.2024

В статье поднимается одна из основных проблем в русском революционном течении - народническая проблема. Актуальность данной проблемы основывается на сосуществовании противоположных точек зрения на революционные движения в Российской империи в начале XX века, а, следовательно, и на сосуществовании разных историографических школ. В статье рассматриваются причины возникновения народничества в Российской империи, этапы его развития, причины внутреннего разделения народничества на разные течения, сравниваются проекты различных течений внутри народничества и народническая деятельность различных течений. Анализируются и сравниваются народнические и правительственные проекты по развитию страны, выявляются их достоинства и недостатки, а также анализируются конкретная деятельность народнических организаций и правительства на пути осуществления этих проектов. В статье особый акцент ставится на главных пунктах разногласий между народническими и правительственными проектами и между народнической и правительственной деятельностью. В статье поднимается вопрос о возможностях реализации народнических и правительственных проектов с учетом главного фактора социально-экономической жизни Российской империи – крестьянской общины, выявляется роль, уделяемая крестьянской общине в народнических и правительственных проектах.


2. Из воспоминаний В.П. Мещерского о процессе над В. Засулич// Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2013. С. 312-313

Введение

Народническая проблема является одной из основных в русском революционном течении. Отношением к народничеству определяется точка зрения исследователя и на последующие события в истории России. Кто они – герои или преступники?

На данный момент нельзя сказать, что один из вариантов ложный. Проблема заключается в объективной оценке того влияния, которое народнические организации оказали на существующий строй и последующее развитие страны. Возможно, именно сейчас, когда прошло уже достаточно много времени с тех событий и когда у нас есть возможность посмотреть на народническое движение со стороны, нам удастся прийти к какому-нибудь ответу, основываясь на точных исторических сведениях.

Актуальна ли народническая проблема? Народническое движение – это отражение общественной мысли на действительность. Образованная часть общества осознала, что она хочет принимать участие в жизни государства, хочет стать двигателем прогресса. И она начала действовать. Возможно, сейчас нашему обществу и не хватает какого-то действия, и тогда нам стоит обратить пристальное внимание на то, что предпринимала общественность, и то, к чему это привело.

Цель нашей работы: сравнить народнические и правительственные проекты по развитию страны, выявить все достоинства и недостатки и попытаться дать наиболее объективную оценку деятельности народников.

А значит, наши задачи таковы:

  • Рассмотреть зарождение народнического течения;
  • Выявить его цели;
  • Изучить проекты правительства и народников;
  • Сравнить проекты и соотнести их с действительностью;
  • Определиться со своим ответом по данной теме.

В данной работе мы обращался к различным источникам, а именно: к программам революционных организаций, реформам Александра II, статистическим данным. Помимо них мы рассмотрели две монографии: одну, описывающую народников (В.В. Зверев), другую – правительство (П.А. Зайончковский).

Глава 1. Народничество.

Параграф 1. Появление народничества, первые организации.

Но, естественно, это сделать не так просто – народ должен осознать необходимость преобразований, - а для этого нужно провести агитацию. Кто должен проводить агитационные работы? Интеллигенция. Та самая интеллигенция, которая смогла добиться своих позиций за счет невероятных усилий народа, должна была теперь отплатить свой долг народу. [II,2,c.63] И только после того, как крестьяне будут интеллектуально подготовлены, возможен переход при помощи реформ к социалистическому государству. Революцию Герцен и Чернышевский воспринимали как крайнюю меру.

Созданный Герценом и Чернышевским идеал общественного устройства стал ответом на развитие капиталистических отношений на Западе и на начавшийся процесс модернизации России. Стремление не допустить подавления человека цивилизацией машин привело к появлению новой доктрины, а социализм и реформаторство – его конкретным выражением. [II,2,c.74]

Первые народнические организации оказались нежизнеспособными – требовалась определенная программа, выработка методов действий. Вся их деятельность не дала какого-либо результата, что было вызвано даже не проблемами с конспирацией, дисциплиной, порядком, а по большей части отсутствием четкого плана действий. Опыт первых организаций был достаточно весомым для будущих организаций.

Параграф 2. Течения в народничестве.

В современной историографии выделяют два основных течения в народничестве: умеренное и радикальное.

Представители умеренного крыла видели свою цель в реформаторской деятельности – перевоспитание личности с постепенным и последовательным ненасильственным преобразованием социальных, политических и экономических отношениях. Такие идеи изначально были высказаны Герценом и Чернышевским. Это течение называют эволюционным. Взгляды умеренного крыла народников были представлены творчеством Н.К. Михайловского. Михайловский считал, что в результате соединения кооперативного труда, который помогает человеку развить свои таланты и сохранить индивидуальность, эмоционального сопереживания людей с целевой направленностью социальной эволюции общество сумеет преобразиться, выйти на новый уровень развития. [II,2,c.155]

Радикальное крыло в свою очередь делится на три направления: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое. Такое деление в основном связано с существованием различием в средствах достижения цели в учениях народничества.

Лавров, Бакунин, Ткачев и Михайловский в своих работах развили основные идеи родоначальников народничества. Теоретики трех основных направлений радикального народничества сходились во мнении о роли общины в грядущей революции. Различия же между направлениями заключались в методах ведения революционной борьбы и в конкретной форме государственного устройства.

Спонтанные действия народников не пробили бреши в консервативной утопии. Народники увидели несостоятельность своих спонтанных действий и поэтому решили перейти к более четкому планированию. Теперь, когда появились методы ведения борьбы, народникам нужно было объединиться друг с другом, создать прочную организацию с программой, центром управления.

Параграф 3. Революционные партии 1870-1880 гг.

  1. Переход всей земли в руки крестьян.
  2. Политический идеал – мирское самоуправление,
  3. Полная свобода вероисповеданий.
  4. Предоставление права на самоопределение некоторым частям России (Малороссия, Кавказ, Польша…).
  1. Организаторская: помочь организоваться элементам недовольства в народе и слиться с народными организациями.
  2. Дезорганизаторская: ослабить силу государства.

Событием, открывшим эпоху политического терроризма в России и начавшим раскол в партии, стало покушение В.И. Засулич на жизнь петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова 31 марта 1878 г. К этому времени народнические идеи стали достаточно популярны среди интеллигенции. Примером тому служит оправдание Веры Засулич. В.П. Мещерский пишет, что «за правительство и Государя никто не смел высказаться, а сочувствие к крамоле высказывалось громко [I,2].

  1. Постоянное народное представительство;
  2. Широкое областное самоуправление;
  3. Принадлежность земли народу;
  4. Передача заводов и фабрик в руки рабочих;
  5. Полная свобода совести, слова, печати, сходок, избирательной агитации;
  6. Всеобщее избирательное право без цензов;
  7. Замена постоянной армии территориальной.

Ближайшая задача партии – государственный переворот с передачей власти народу, проведение Учредительного собрания. [I,3]

Пропасть между интеллигенцией и крестьянством привела к тому, что народники не смогли опереться на широкие массы. Конечно же, их поддерживала определенная часть рабочих, интеллигентов, крестьян, но широкой социальной опоры народники так и не нашли.

С середины XIX века в России появляется новая политическая сила – народническое движение. В очень короткий срок народническое движение достигло больших успехов на пути своего становления. Народнические организации предлагают свой вариант развития - построение социализма, минуя капитализм, предпосылку которого они видят в существовании общины; они уделяют особое внимание развитию личности. Народнические организации оказались настолько опасным соперником, что власть сразу же приступила к активным действиям по их нейтрализации.

Глава 2. Правительственный проект.

К моменту восшествия Александра II на престол в России скопился целый комплекс проблем, требовавших скорейшего разрешения. Для этого правительство создает проекты, направленные на модернизацию страны: переход к капиталистическим отношениям, развитие личности, развитие правовой системы. В данной теме меня будут интересовать следующие реформы и проекты: Крестьянская реформа, Судебная реформа, Земская реформа и реформа городского самоуправления, школьная реформа, а также проект преобразования государственной власти. Именно эти реформы являлись главными в правительственном проекте преобразования российской действительности в отношении крестьянства.

Крестьянская реформа 1861 г.

3 января 1857 г. вместе с созданием Секретного комитета по крестьянскому делу (который почти сразу был переименован в Главный) началась активная подготовка к отмене крепостного права. Я.И. Ростовцевым был предложен проект, который взяли за рабочий вариант. 4 декабря 1858 г. Его положения таковы:

Судебная реформа 1864 г.

Судебная реформа – комплекс преобразований в сфере судоустройства и судопроизводства, разработанный в 1861—1863 годах , утвержденный в 1864 году и проведенный в 1866—1899 годах. Реформа предполагала полное изменение судоустройства с созданием двух ветвей судов – мировых и общих судебных. Эта реформа давала крестьянству возможность обращаться в суд для решения всех мелких, бытовых проблем. Такие проблемы решались очень быстро, и очень дешево. И крестьянство не пренебрегало этой возможностью. Народ стал обращаться в суд намного чаще, и этот факт [I,10] находит свое отражение сознании людей – теперь власть – это что-то, что является твоим заступником, что-то, что всегда поможет. Крестьянское правосознание получает толчок к развитию, увеличивается спектр прав крестьян. Развитие прав человека – один из признаков модернизации.

Земская реформа 1864 г.

Реформа городского самоуправления 1870 г.

Итогом реформы является появление органов самоуправления у городов, которые занимаются всеми хозяйственными делами. Общество продолжает приобщаться к гражданской жизни.

Школьная реформа 1864 г.

В 1864 г. Александр II проводит школьную реформу, которая вводит новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа должны заниматься совместно государство, церковь и общество (земства и города). Вводились земские школы, где крестьян обучали грамоте. В школах преподавали закон божий, арифметику, чтение, письмо и церковное пение. В училища принимали детей всех сословий без различия вероисповедания. Образование народа, развитие личности – один из признаков модернизации. [I,9]

Конституция М.Т. Лорис-Меликова.

Что же у нас имеется со стороны правительства? Правительство предлагает нам свой вариант развития России. Этот вариант предполагает развитие по пути модернизации. Все вышеперечисленные реформы ведут к развитию капитализма. Во-первых, ликвидируется старая система землевладения – главный тормоз экономического развития. Во-вторых, развиваются права человека, (его правосознание) главного субъекта капиталистического общества. На это направлены школьная и судебная реформы. В-третьих, человек привлекается к управленческой деятельности (местное самоуправление, а также проект М.Т. Лорис-Меликова). На это направлены земская и городская реформы. Также для развития капитализма проводятся финансовые реформы 1860-х гг.

Глава 3. Община как препятствие на пути к преобразованиям.

Герцен говорил, что община – это своего рода государство. [II,2,c.42] Он имел полное право на это высказывание, ведь община в действительности контролирует все сферы жизнедеятельности крестьян: распределяет землю между ее членами, предоставляет им определенные права, навязывает конкретные обязанности, собирает налог, а самое главное – помогает выжить. Но спектр функций общин не ограничивался одними лишь административными функциями: она, как и любое государство, имела свою идеологию, свои ценности. И именно эти ценности являлись основным препятствием для реализации программ как народников, так и правительства.

Общинный строй в России существовал со Средних веков. В те времена крестьянам было крайне тяжело существовать поодиночке, поэтому они создали коммуну, которая смогла обеспечить их необходимыми средствами для выживания. Именно поэтому общинные ценности ориентируются на саму общину. Главная ценность – существование общины, которую крестьяне именовали миром. Так как община – это объединение равноправных людей, основными ценностями были мирская воля (решения, принятые на общинном сходе), коллективизм, солидарность, стабильность, согласие. Община вмешивалась во все сферы жизнедеятельности крестьян: экономическую, социальную, культурную и даже политическую.

В экономической сфере община решала все вопросы, связанные с распределением земли, установкой сроков полевых работ, собиранием налогов. В политической сфере община избирала представителей в земства. В социальном отношении община решала все вопросы о браках, разводах, правах её членов, а также предоставляла социальную защиту. В культурном плане ценности общины полностью уходили в Средневековье: воспитание членов общины по обычаям, традициям, религии, неприятие новых идей, недопустимость эксплуатации земли (земля – это мать, кормилица, а не средство накопления богатства).

В XIX веке крестьянство столкнулась с двумя программами преобразований, требования которых противоречили основным ценностям общины. Проект народничества был для крестьян более удобен, более выгоден, но он не смог найти свое воплощение в действительности – существующая крестьянская идеология была слишком крепка, а народничество не имело других средств достижения своей цели, кроме как пропаганды. А проект правительства был реализован в полной мере – этому способствовала сила государственного принуждения, да и проект был продуман таким образом, что он, не вызывая подозрений среди неграмотных крестьян, мог кардинально изменить жизнь крестьян, не вызывая среди них подозрений. Именно поэтому правительственная программа одержала верх.

Заключение

Если проанализировать программы, рассмотреть последствия и составить причинно-следственные связи, то можно прийти к выводу о том, что проблема достаточно актуальна. Можно ли с уверенностью сказать, чей проект принес бы больше пользы России спустя несколько десятков лет? И идеи модернизации, и идеи социализма в конечном итоге направлены на благо человека, общества. Но в данном случае мы встанем на сторону правительства по следующим причинам:

  • Программа преобразований правительства намного лучше продумана, конкретизирована;
  • Правительство знает, что оно хочет получить в результате проведения реформ, а не отдает всю власть Учредительному собранию, тем самым, пуская всё на самотек;
  • У правительства нет в планах замены постоянной армии территориальной (территориальная армия крайне неэффективна);
  • Правительство не предоставляет сразу всем крестьянам всеобщее равное голосование;
  • Правительству для реализации своих планов не нужно никого убивать.

К реформам Александра II относятся:

  • Отмена крепостного права (1861);
  • Финансовая реформа (1863);
  • Реформа высшего образования (1863);
  • Реформа образования (1864);
  • Земская реформа (1864);
  • Судебная реформа (1864);
  • Цензурная реформа (1865);
  • Реформа городского самоуправления (1870);
  • Реформа среднего образования (1871);
  • Военная реформа (1874).

Эти преобразования решили ряд социально-экономических проблем, проложили дорогу для развития капитализма, расширили границы правового государства и гражданского общества, однако так и не были доведены до конца.

Под влиянием консерваторов к концу правления Александра II некоторые реформы были свернуты.

Отмена крепостного права

Манифест сопровождался рядом актов, касающихся вопросов освобождения крестьян. Основные положения крестьянской реформы:

Готовые работы на аналогичную тему

Отмена крепостного права легла в основу модернизации страны.

Великие реформы

В начале 1862 года впервые в истории страны был опубликован государственный бюджет. Министр финансов М. X. Рейтерн являлся сторонником поощрения частного предпринимательства.

В 1863 году университеты получили либеральный устав, предоставивший широкую автономию, включавшую выборность ректора, деканов факультетов, профессоров, свободу в распределении денежных средств. Вузы могли получать литературу из-за границы и издавать труды без цензурного контроля. Совет университета сам решал административно-хозяйственные, научные и учебные вопросы, а представитель правительственной администрации лишь наблюдал за его работой.

Школьная реформа 1864 года ввела равенство в среднем образовании для представителей всех сословий и вероисповеданий. В классических гимназиях упор был сделан на изучение гуманитарных дисциплин, в реальных гимназиях — на точные и естественные науки. После окончания гимназий в университеты поступали без экзаменов. Обучение в гимназиях и вузах преимущественно было платным. Начальное образование можно было получить в министерских, земских и церковно-приходских школах.

Земской реформой 1864 года началось создание земских органов самоуправления, избираемых населением и занимавшихся местными проблемами.

Городская реформа в 1870 году создала городское выборное самоуправление, строившееся на тех же принципах, что и земское.

Судебная реформа стала наиболее последовательной из всех реформ 60–70-х годов XIX в. Рассмотрение судебных дел было устным, публичным, состязательным, гласным. В процессе принимали участие судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели. Мировые судьи решали мелкие гражданские дела. В судопроизводстве признавался принцип презумпции невиновности.

Реформу печати начала отмена в 1865 году предварительной цензуры для столичной прессы и книг. Вводилась карательная цензура, теперь стали наказывать за опубликованные материалы. Для массовых народных изданий и провинциальной печати цензура сохранялась. Оставалась и духовная цензура. Однако печать в этот период стала более свободной.

Военную реформу осуществлял Д. А. Милютин. В 1874 году рекрутскую повинность заменила всеобщая воинская обязанность, распространявшаяся без различия сословий на все мужское население, достигшее 20 лет. Проходило перевооружение, было реорганизовано военное управление, совершенствовалась система военных судов, улучшалась работа военных учебных заведений. Срок службы зависел от образования. Студенты освобождались от воинской службы, однако обычно служили полгода в качестве вольноопределяющихся.

Деятельность Александра II в оценках современников

Деятельность императора Александра II вызвала среди современников огромное количество споров, в плане необходимости реформ, их завершенности и исторического значения.

Деятельность Александра II в целом современники оценили очень высоко. По инициативе крестьянских, земских и городских обществ в его честь были сооружены памятники во многих селах и городах.

Однако большая часть населения не была готова принять перемены в формате, который давала власть, а именно их неполноту и незавершенность.

Огромен объем источников и литературы об Александре II огромны. Его царствование отражено в мемуарах многих ведущих деятелей эпохи, от А. М. Горчакова, великого князя Константина Николаевича и П. А. Валуева до М. Т. Лорис-Меликова и Д. А. Милютина.

Слева политику царя резкой критике подвергли революционеры, начиная с А. И. Герцена и кончая Н .Г. Чернышевским. Ополчились на него и правые консерваторы и реакционеры, начиная с И. С. Аксакова и заканчивая К. П. Победоносцевым и М. П. Погодиным.

Среди апологетических работ можно назвать фундаментальные труды Н. П. Семенова, С. С. Татищева, И. И. Иванюкова. С либеральных позиций критический обзор правления Александра II дан в работах А. А. Корнилова, М. К. Лемке, Ю. В. Гессена, и многих других.

А.А. Корнилов отмечал:

Бессословные земство и город, привлекая разные слои населения к работе на общую пользу, содействовали скреплению общественных групп и классов в единое тело. В этом отношении городская и земская реформы были таким же великим делом, как и крестьянская реформа. Они положили конец преобладанию дворян, демократизировали общество, привлекли к работе на государственную пользу новые слои общества.




Часовня на месте покушения Д. В. Каракозова 4 апреля 1866 года
на Александра II (не сохранилась)



И. Е. Репин. Арест пропагандиста. 1880–1892 годы


П. Я. Пясецкий. А. Желябов и С. Перовская на процессе первомартовцев. 1881 год


Либеральный и революционный общественно-политические лагеря в России 1860- 1870-х гг.

Как либеральные реформы повлияли на общественное движение в стране?

Дошло до того, что в 1860-е гг. либеральный лагерь был вынужден отказаться от своего основного программного положения — требования введения в России представительного правления и принятия конституции. Подобное требование, по мнению либералов, могло испугать правительство, вставшее на путь реформ. Кроме того, и конституция, и парламент (или Земский собор) в тот момент могли быть только дворянскими — либералов, ратовавших за установление в российском обществе мира и сословного единства, это не устраивало.

В 1870-е гг. после отхода правительства Александра II от курса реформ либералы перешли в оппозицию к Зимнему дворцу. Они вновь стали пропагандировать свои политические и социально-экономические лозунги. Особенно активно в это десятилетие проявил себя земский либерализм. Земства и городские думы способствовали сплочённости либеральных сил.

Таким образом, знания и искреннее желание либералов помочь правительству в период Великих реформ остались невостребованными.

1. Охарактеризуйте позицию российских либералов в 1860—1870-е гг.

2. Почему либералы не могли стать заметной оппозицией правительству?

1. Как революционеры относились к реформам Александра II?

2. В чём сходство и различие взглядов А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского?

https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-9-class-lyashenko-2016/russian-history-9-class-lyashenko-2016.files/image129.jpg

Н. Г. Чернышевский. Фотография

Народников начала 1860-х гг. вдохновлял тот факт, что в первые месяцы 1861 г. крестьяне не приняли условий отмены крепостного права. Во всяком случае, как мы уже говорили, в Пензенской и Казанской губерниях войскам пришлось применять оружие для усмирения бунтов. Радикалы сочли эти события свидетельством скорого начала народной революции.

Между тем в революционном лагере возникло новое течение — экстремизм. Экстремисты звали к немедленному революционному действию, не принимая в расчет степень готовности к нему народа и самих революционеров.

https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-9-class-lyashenko-2016/russian-history-9-class-lyashenko-2016.files/image130.jpg

Вечеринка. Художник В. Е. Маковский

https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-9-class-lyashenko-2016/russian-history-9-class-lyashenko-2016.files/image131.jpg

Студент-нигилист. Художник И. Е. Репин

Таким образом, уже на начальном этапе формирования народничество прошло сложный путь. На этом пути были и надежды на правительственные реформы, и попытки организовать свои силы и с помощью союзников создать единую оппозицию правительству, и призывы к немедленному революционному действию.

1. Какие методы использовали революционеры для достижения поставленных целей?

2. Как в обществе относились к деятельности революционных кружков?

Вопросы и задания

1*. Определите черты сходства и различия в деятельности тайных кружков в первой и во второй половине XIX в.

2. Почему либеральные реформы, проводившиеся правительством, не привели к снижению революционной активности в стране?

4*. Прокомментируйте приведённое ниже мнение:

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Как либеральные реформы повлияли на общественное движение в стране?

A. Либералы и революционеры объединились в критике правительства.

Б. Революционеры подвергли правительство критике за стремление соблюсти интересы привилегированных слоёв населения.

B. Либералы отказались от требования ввести представительное правление и конституцию.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

Единственным источником всех бедствий, терзающих Россию, есть самодержавный деспотизм; под влиянием его сложился весь настоящий гибельный порядок вещей, давящий нас и губящий всякое развитие. Самый поверхностный взгляд на все отрасли русской жизни подтверждает эту очевидную истину и убеждает, что все они парализованы и убиты бессмысленным самодержавием, составляющим непрерывную иерархическую цепь, начинающуюся державным императором и оканчивающуюся самым последним чиновником, таким же самодержцем в сфере, ему подчинённой.

Но терпению людей есть конец. Даже рабы, доведённые до безнадёжного отчаяния, восстают за свои похищенные права, и восстание их тем грознее, чем ужаснее были оскорбления и истязания. Измученные и лишённые всех человеческих прав, все классы русского общества почувствовали наконец потребность новой, свободной жизни. Самодержавие. никогда добровольно не может отказаться от вооружённого господства над жизнью людей и их свободою — и потому должно быть разрушено. Для людей, отдавшихся со всею энергией служению делу народного освобождения, исход один только — в неуклонной борьбе с врагом русского народа, с императорским правительством, всегда обманывавшим нас, всегда попиравшим заветные права наши, проливавшим нашу кровь, губившим братьев и сыновей, уничтожавшим покой, разрушавшим труд, разорявшим богатство нашей страны.

2. Как члены организации обосновывали необходимость свержения самодержавного правительства?

Читайте также: