Как ребенок общается со сверстниками в детском саду

Обновлено: 18.05.2024

Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.).

Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие.

Целевая аудитория: направлена наспециалистов, которые работают или готовятся к работе с детьми, педагогов, психологов, социальных работников, воспитателей детских садов, дефектологов, , студентов соответствующих вузов и факультетов. Ну и, конечно, всем тем, у кого есть ребенок или кто ожидает его в скором будущем, всем мамам и папам.

Возможности использования: использование информации в целях наиболее успешного воспитания ребенка, обеспечения его психического здоровья, успешного формирования психических свойств и качеств личности.

Общение ребенка со сверстниками

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

трудности и дефекты общения в психологии.Виды трудностей и способы .

. Воронеж: НПО , 1996.-256 страниц. 2.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.: ил. - . А. П. Теория и практика общения : учеб. пособие для студ. уч­реждений сред. проф. образования/ А. П. Панфилова. - 4-е . человек скрывает свои истинные чувства и эмоции под маской. Иногда, эти действия часто появляются независимо от его желаний, тогда, .

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их — важнейшая задача родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Особенности общения дошкольников

Однако, прежде чем говорить о проблемных формах межличностных отношений, нужно понять, что со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым. Первое — яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия — до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.

Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми

. по изучению и описанию роли общения детей раннего возраста с взрослыми. Раскрыть основные особенности общения детей с взрослыми. Определить влияние общения на психическое развитие ребенка. В данной работе использованы следующие . - за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни .

Третья отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет).

Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ

. детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ. Гипотеза: мы предполагаем, что детям раннего возраста присущи следующие особенности общения: интерес к действиям сверстника, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка .

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Типичные вопросы и ситуации для обсуждения с психологом

В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.

С возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его нерегламентированность и раскованность.

В общении со сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог моежт распадаться. Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Круг детей

Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте

Проблемы общения ребенка со сверстниками

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.

И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.

Общение дошкольников

Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.

Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.

В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам?

К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.

Кратко рассмотрим факторы неправильного общения между детьми дошкольного возраста со сверстниками.

Агрессивные дети

Агрессивный мальчик

Если ребенок агрессивен, то вряд ли с ним станут дружить сверстники. Скорее всего, дети будут избегать такого ребенка. Такие дети являются объектами повышенного внимания со стороны родителей и педагогов.

У большинства дошкольников агрессивность проявляется в той или иной степени. И это нормально, когда ребенок с некоторой долей агрессии реагирует на несправедливые действия со стороны. Однако такая форма агрессивного поведения никак не отражается на общем состоянии малыша и всегда уступает место миролюбивым формам общения.

Но есть дети, чьи агрессивные проявления являются устойчивой стороной личности, сохраняются и даже развиваются в качественные характеристики дошкольников. Это вредит нормальному общению детей.

Обратимся к другой проблеме общения детей.

Обидчивые дети

Обидчивый мальчик

Хотя обидчивые дети не причиняют другим особого вреда, но общаться с ними тоже очень сложно. Любой неправильно брошенный взгляд в сторону таких дошкольников, случайно выроненное словечко, и вы уже теряете всякий контакт с таким ребенком.

Обиды бывают очень продолжительными. Обидчивому ребенку непросто преодолеть это чувство, и он надолго может замкнуться в себе.

Это чувство разрушительно действует на любые дружеские отношения. Обиды приводят к болезненным переживаниям детей. Они берут свое начало в дошкольном возрасте. Дети более раннего возраста еще не знакомы с этим чувством.

В период дошкольного детства, когда формируется самооценка ребенка, обида возникает внезапно и укореняется глубоко в детском сознании.

В отличие от агрессивного ребенка, обидчивый малыш не дерется, не проявляет физическую агрессию. Но поведение обидчивого дошкольника демонстративно страдальческое. И оно не располагает к дружескому общению.

Зачастую обиженный дошкольник специально привлекает к себе внимание окружающих, намеренно отказываясь от общения с любым, кто к нему приближается.

И еще одна проблемная категория детей в плане общения.

Застенчивые дети

Застенчивый мальчик

Общение с застенчивыми детьми приносит мало удовольствия. С незнакомыми детьми и взрослыми они вообще отказываются общаться. Познакомиться с ними — проблема высшего уровня.

К сожалению, у большинства детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки застенчивости. И если у 60% дошкольников застенчивость улетучивается как только ребенку предлагают что-то интересненькое, то других вытянуть на разговор — большая сложность.

Разговорить застенчивого дошкольника удается далеко не каждому и не всегда. При приближении незнакомого человека, будь то взрослый или ребенок, застенчивый малыш чувствует эмоциональный дискомфорт, робеет. В его поведении можно уловить нотки тревоги, и даже страха.

У застенчивых дошкольников, как правило, заниженная самооценка, что и мешает им вступать во взаимоотношения со сверстниками. Им кажется, что они сделают что-то не так, как от них требуют. И поэтому отказываются вообще делать шаги навстречу к коллективу детей.

Остаются в стороне от общих дел и любой совместной деятельности, наблюдая за играми других детей со стороны.

Хочется отметить еще один тип детей, имеющих проблемы в общении.

Демонстративные дети

Такие дети, как правило, сравнивают себя с другими детьми и демонстрируют свои успехи всем окружающим. Они высокомерны и горды, даже будучи в детском возрасте.

Демонстративный мальчик

Демонстративность переходит постепенно в устойчивое качество личности ребенка и приносит ему самому немало негативных переживаний. С одной стороны, ребенок расстраивается, если его воспринимают иначе, чем он себя выставляет. С другой стороны, он не желает быть таким как все.

Временами демонстративный ребенок способен совершить положительный поступок. Но это совсем не ради другого, а только лишь для того, чтобы в очередной раз показать себя, продемонстрировать свою доброту.

Общение с демонстративным ребенком очень осложняется в дошкольном возрасте. Демонстративные дети любят привлекать к себе излишнее внимание, часто приносят в детский сад красивые игрушки, чтобы похвастаться перед другими детьми.

Что интересно, демонстративные дети бывают активны в процессе общения. Но это общение с их стороны лишено интереса к другому.

Говорят они исключительно о себе любимом. Если же им не удается самоутвердиться в глазах сверстников, и особенно взрослых, то такие дети начинают проявлять агрессию, скандалят, ссорятся со всеми подряд.

И хотя общаться с ними другие дети особо не хотят, сами же они очень нуждаются в окружении. Потому что им нужно, чтобы их кто-то слушал, чтобы демонстрировать себя перед социумом.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демонстративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.

Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.

obshhenie-detej

Дошколята отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.

Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.

Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюдаются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.

Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут преобладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, кривляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происходит в общении со взрослым.

Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивидуально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения детей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.

Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно считать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью. В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается сказать свое веское слово последним. И никто из детей не желает уступать.

О формах общения детей со сверстниками

Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.

Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.
Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.

Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.

Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.

Проблемные ситуации дети в таких случаях разрешают неохотно.

Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.

Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.

Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.

Выпадет одна роль, и возникает проблема — сюжет игры нарушен.

Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.

У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.

Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.

В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи. Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей.

В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:

  • рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
  • формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).

Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.

Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?

Дети общаются

Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон. Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как собственно речевые, так и навыки речевого этикета.

Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

Отдавая ребенка в детский сад, многие родители вздыхают с облегчением и надеются на то, что ребенок без их помощи сможет овладеть искусством общения со сверстниками. Найдет себе новых, а может быть даже первых друзей, с которыми будет играть и учиться строить общение.

дети в детском саду

В развитии малыша одну из важнейших ролей выполняет общение. С младенчества дети учатся общению со взрослыми, в ходе которого получают знания об окружающем его мире, совершенствуют полученные навыки, получают заботу и любовь. До трёх лет малышу достаточно общения с родителями и близкими людьми, а дальше появляется потребность в общении со сверстниками. Игры с друзьями приносят массу удовольствия, учат выстраивать взаимоотношения, а также помогают выразить свою индивидуальность. Вот тут-то мы, взрослые, должны научить ребенка общению со сверстниками, если у него возникают проблемы - помочь ему их решить и поддержать.

Общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми. Ребенок воспринимает родителя или другого взрослого как учителя или кумира и общение с ним строится из позиции ведомого, а с друзьями он общается на равных. Это общение приносит массу положительных эмоций, а также нет четко установленных границ, поэтому малыш может быть более раскрепощенным.


Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте:

Возраст 0,5 – 1,5 года. Малыши этого возраста воспринимают другого ребенка как кого-то нового и неизвестного. Они не стремятся к взаимодействию друг с другом, не организуют совместных игр. В этом возрасте ребенку достаточно общения с родителями.

Возраст 2 – 4 года. В данном возрасте детки учатся взаимодействовать друг с другом, находят общие игры и шалости. Но для ребенка важным остается не коммуникация, а само действие.

Возраст 4 – 6 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно–ролевая игра, а она не может быть без партнёра. Поэтому в этом возрасте игра с друзьями выходит на первый план и общение со сверстниками занимает главную роль в жизни ребенка. Для них становится важным признание со стороны сверстников.

Возраст 6 – 7 лет. В подготовительной группе у деток уже сформированы навыки общения. Они заботятся о своих друзьях, сопереживают им, стараются учитывать их интересы во время игр или занятий. В семь лет дети уже умеют делиться своими переживаниями или впечатлениями и обязательно делают это со своими друзьями.

Родителям нужно не забывать, что все дети разные по характеру и типу темперамента. Так холерикам легче и проще находить новых друзей, потому что они заводные и бойкие, тогда как меланхолику, который больше привязан к матери, в новом коллективе намного сложнее, они более робкие и застенчивые. Поэтому им завести новых друзей гораздо сложнее.

Одно из причин неумения заводить друзей может стать микроклимат в семье. Если родители часто конфликтуют или спорят на глазах у ребенка, это может послужить его замкнутости, пассивности и недружелюбию. Таким деткам сложно выстраивать добрые взаимоотношения, так как перед их глазами совсем другой пример.

Чтобы у ребенка не возникало проблем в общении со сверстниками, ему нужно объяснить несколько простых правил:

Внешний вид. Никто в детском саду, да и во взрослой жизни не захочет общаться с неухоженным, грязным и плохо пахнущим человеком. Нужно объяснить малышу, что следить за своим внешним видом - это обязательное правило.

Грубость. Расскажите ребенку про волшебные слова, с помощью которых он сможет легко и просто найти общий язык даже со взрослым. Ведь никто не любит, когда с ним разговаривают грубо и в приказном тоне.

Эрудированность. Старайтесь обсуждать с малышом как можно больше разных тем по разным направлениям, чтобы его словарный запас был многогранным и ярким, с таким ребенком приятно будет поговорить даже воспитателю.

Также одной из проблем общения со сверстниками могут стать личностные качества ребенка:

Агрессивные дети редко находят себе друзей среди сверстников, так как никто не желает быть обиженным или остаться без своей любимой игрушки, потому что ее могут отобрать.

Чересчур стеснительные дети также испытывают проблемы в общении, так как они чувствуют себя неуверенно в коллективе сверстников.

Эгоистичные дети, которые зациклены только на себе, могут потерять своих друзей, так как им будет не интересно общаться с эгоистами.

Пассивные дети могут остаться без друзей, так как не способны проявить инициативу, которая больше всего ценится в этом возрасте.

Что же делать родителю, если с его ребенком не хотят дружить в детском саду. Конечно, первое что нужно сделать – это поговорить с ребенком и выяснить причину у него, далее пообщаться с воспитателем. Желательно сделать это в отсутствии ребенка. Выяснив причину, постараться совместными усилиями ее решить, но иногда бывает так, что проблема скрыта и на первый взгляд не видна. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Мы хотели бы рассказать о двух самых распространенных причинах нежелания дружить с детьми и привести варианты их решения.

дети в детском саду

1. Плохие отношения с неформальным лидером:

Повышайте самооценку, хвалите малыша, помогите ему приобрести навык, который будет интересен его сверстникам, например, научите играть в самую актуальную игру.

Если проблема не решается и ребенок продолжает жаловаться на обидчика, то поговорите с воспитателем и родителями.

2. Если причина в самом ребенке: его робости и застенчивости, то работаем над его самооценкой:

Конструктивное выражение своих негативных чувств. Ругайте поступки, а не личность ребенка.

Снижайте планку требований к ребенку.

Хвалите даже за самые незначительные достижения и поступки, говорите о том, что любите его любым, несмотря ни на что.

Разговаривайте с ребенком дружелюбно и вежливо – это даст понять и ощутить его важность и нужность.

Позволяйте принимать самостоятельные решения – это позволит малышу быть более решительным в общении со сверстниками.

Советы родителям, как научить ребенка общению со сверстниками:

Искренние и открытые взаимоотношения в семье помогут ребенку понять, как можно с помощью простых и вежливых слов или оказание помощи построить общение со сверстниками.

Разговаривайте с малышом о тех эмоциях, которые вы испытываете, будь то печаль или радость. Учите ребёнка выражать свои эмоции с помощью слов.

Учите ребёнка уважать интересы других людей, но при этом не идти на поводу у них. Говорите о том, что его интересы тоже важны.

Учите выходить из конфликтных ситуаций и отстаивать свое мнение словесными аргументами и доводами, а не дракой.

Не влезайте в детский конфликт, если это не угрожает здоровью детей.

Относитесь положительно к новым знакомствам.

Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних или на улице.

Не высказывайтесь негативно о других детях, особенно о его друзьях.

Как можно чаще посещайте места скопления детей его возраста (детские клубы, площадки и пр.)

Уважительно общайтесь с родителями его друзей, даже если Вам неприятен этот человек.

Не забывайте, что основы общения закладываются в семье. Ребенок с рождения наблюдает за взаимоотношениями между мамой и папой, а в дальнейшей копирует их. Одной из важнейшей задачи родителей является научить ребенка общению с обществом.

Взаимоотношения между дошкольниками

В раннем детстве для детей крайне важно научиться взаимодействовать со сверстниками. Эти навыки имеют огромное значение для их социальной адаптации и дальнейшего развития в старшем возрасте. Родители должны поощрять общение ребенка со сверстниками и вмешиваться только тогда, когда ситуация выходит из-под контроля.

Образовательная программа для детских садов направлена на то, чтобы развить у детей ценные навыки, которые помогут им лучше общаться со сверстниками. Программа основана на игровой деятельности, в ходе которой дети, например, понимают, как хорошо играть со сверстниками и общаться с ними. Во время игр дети учатся контролировать чувство агрессии и решать проблемы, которые могут возникать в различных социальных ситуациях.

В частности, в детском саду ребенок:

  • учится социальным навыкам (с помощью историй, рисунков, разыгрывания различных ситуаций с использованием кукол и т. д.) и практиковать их (в ходе ролевых игр). Ребенок также учится, как вести себя в различных социальных ситуациях (например, делиться игрушками, извиняться и т. д.);
  • учится тому, как инициировать игру со сверстниками, задавать вопросы и поддерживать сверстников;
  • получает ценный опыт позитивного взаимодействия со сверстниками. Воспитатель обеспечивает такое взаимодействие и предоставляет возможности для игры.

Развитие таких навыков помогает детям заводить друзей и легко вливаться в компании сверстников. Это становится очень важным, когда ребенок идет в школу.

Насколько это важно?

Взаимоотношения со сверстниками в раннем детстве имеют большое значение для психосоциальной адаптации ребенка в детском саду и в будущем – во время учебы в школе. Опыт групповых игр и дружеских отношений помогают ему развивать новые социальные навыки, усваивать социальные нормы и правила, связанные с межличностными отношениями. Это очень важно, ведь чаще всего ребенок общается со сверстниками и вне детского сада или школы. Кроме того, у многих детей есть братья или сестры с небольшой разницей в возрасте. Так или иначе, практически каждый ребенок ежедневно общается со сверстниками.

К четырем годам у большинства детей появляется лучший друг или подруга, и они начинают понимать, кто из сверстников им нравится, а кто – нет. Однако от 5 до 10% испытывают трудности в отношениях со сверстниками, которые могут их не принимать или издеваться над ними. Проблемы со сверстниками в раннем возрасте могут негативно сказаться на социальном и эмоциональном развитии ребенка в будущем. Чем раньше родители или воспитатель предпримут какие-то шаги для решения этой проблемы, тем лучше.

Что уже известно ученым?

В первые два года жизни ребенок развивает ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих навыков, которые помогают ему развивать позитивные взаимоотношения со сверстниками. К ним относятся совместное внимание, эмоциональная регуляция, умение сдерживать эмоции, имитация действий другого человека, понимание причинно- следственных связей и языковые навыки. На взаимоотношения со сверстниками также могут влиять внешние (например, взаимоотношения ребенка с родителями, культурные или социально-экономические особенности его семьи) или внутренние факторы (например, нарушения физического, психического развития, расстройства поведения и т. д.).

Причины трудностей во взаимоотношениях со сверстниками

Дети, которые страдают от вышеперечисленных нарушений развития, как правило, менее успешны в общении, чем их сверстники. Например, дети со слаборазвитыми коммуникативными, социальными навыками или со слаборазвитой моторикой часто проявляют неадекватное (например, агрессивное) поведение и меньше взаимодействуют со сверстниками. Соответственно, и сверстники реже принимают их в свою компанию.

Даже у детей, не имеющих никаких нарушений, могут возникать трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Это связано, прежде всего, с их поведением. Агрессивные, гиперактивные или, наоборот, замкнутые дети часто сталкиваются с тем, что сверстники их не принимают.

Агрессивное поведение может влиять на взаимоотношения со сверстниками в большей или меньшей мере в зависимости от пола, возраста и особенностей группы сверстников.

Например, ребенка, проявляющего агрессию, сверстники чаще отвергают в дошкольном и младшем школьном возрасте, чем в более поздние периоды. Агрессивные дети могут быть популярны в группе сверстников, которые поддерживают агрессивное поведение или нейтральны к нему. Агрессивному ребенку обычно не составляет трудностей найти себе друзей среди таких же агрессивных детей.

Однако трудности во взаимоотношении со сверстниками вызывает не столько наличие или отсутствие агрессии у ребенка, сколько отсутствие социальных навыков. Застенчивые и замкнутые дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками, хотя это чаще проявляется уже в школьном возрасте.

К чему приводят трудности в общении со сверстниками

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками часто приводят ребенка к низкой успеваемости и трудностям в учебе. Например, конфликт со сверстниками и неприятие с их стороны могут значительно снизить мотивацию ребенка к учебе. Дети, у которых в классе есть друзья, как правило, более мотивированы.

В долгосрочной перспективе такие проблемы приводят к плохой социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками могут приводить к исключению из школы, ранней преступности, эмоциональным проблемам, депрессии и тревожным расстройствам. Однако такая взаимосвязь относительна, поскольку на эмоциональные проблемы подростков могут влиять и другие факторы (например, особенности психики или окружение). Тем не менее, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками способны усугубить влияние других факторов. И наоборот, позитивные взаимоотношения со сверстниками снижают риск появления у ребенка различных эмоциональных проблем в будущем.

Особое место в отношениях ребенка со сверстниками занимают отношения с братьями или сестрами. Они более близкие и длительные, чем любые другие отношения в его жизни. Благодаря им ребенок учится понимать эмоции, мысли, ценности и убеждения другого человека. Частые конфликты с братьями и сестрами могут приводить в будущем к плохой социальной адаптации ребенка и даже формировать у него склонность к насильственному поведению.

Как с этим бороться

Программы, разработанные для развития социальных и эмоциональных навыков у детей дошкольного возраста, дают хорошие результаты на протяжении уже длительного времени. Сегодня в детских садах приняты универсальные программы, в которых воспитатель взаимодействует со всей группой одновременно, способствуя развитию у детей социальных навыков. Их дополняют коррекционные программы, направленные на устранение существующих проблем, которые могут привести к проблемам в общении со сверстниками.

Исследования показывают, что сочетание в процессе дошкольного образования универсальных и индивидуальных программ способствует оптимальному социальному развитию детей. Универсальные программы создают такую атмосферу в группе, в которой каждый ребенок восприимчив к окружающим. Это способствует развитию социальных навыков.

В детском саду дети должны развить ряд навыков, которые помогут им вливаться в компании сверстников. Это навыки совместной игры, языковые, коммуникативные навыки, понимание эмоций других людей, саморегуляция, контроль агрессии, навыки решения социальных проблем и т. д. Универсальные программы дошкольного образования направлены на развитие этих навыков, и их применение в детских садах демонстрирует хорошие результаты.

Ключевые компоненты таких программ – обучение детей младшего возраста навыкам совместной игры и общения, а также различные виды групповой работы. Это оказалось эффективным для детей с различными социальными и поведенческими проблемами.

Чтобы научить позитивно общаться со сверстниками детей из особых групп (например, детей с инвалидностью), необходимо внедрять в систему дошкольного образования специальные инклюзивные программы. Дети с инвалидностью требуют разработки индивидуальных и систематических стратегий обучения для того, чтобы развить социальные навыки. Главное в этом процессе – обеспечить ребенку взаимодействие со сверстниками, у которых социальные навыки развиты.

Также к группам риска относятся дети из семей с низким социально-экономическим статусом, представители этнических меньшинств и т. д. В дошкольном возрасте игровая деятельность является практически единственным способом развить социальные навыки детей. Когда воспитатели корректируют поведение детей в этом процессе, это помогает им улучшить взаимодействие со сверстниками. Совместные действия воспитателей и родителей помогают развивать социальные навыки у детей из разных культур и социальных групп.

Читайте также: