Как различить когда надо писать на конце приставки з а когда с кратко
Обновлено: 04.07.2024
Приставки, оканчивающиеся на З и С, пишутся так, как слышатся. Нужно смотреть, какой звук стоит в начале корня:
- звонкий согласный или гласный, то произноcится и пишется З, например, изобилие, безрадостный, возрождение, разыскать;
- глухой согласный, то произносится и пишется С, например, исписать, бессердечный, восполнение, нисходить.
Комментарий: приставка с- этому правилу не подчиняется и всегда пишется одинаково; приставки З в русском языке нет.
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Перечислим эти приставки:
- бе з -/бе с -;
- во з -(в з -)/во с -(в с -);
- и з -/и с -;
- ни з -/ни с -;
- о-бе з -/о-бе с -;
- ра з -/ра с -;
- ро з -/ро с -;
- чре з -/чере с -.
Примеры:
- бес к онечный
- вос п ламениться
- вс п ыхнуть
- ис с ледователь
- нис х одить
- о бес ц ветить
- рас ш ипеться
- рос п ись
- черес п олосица.
Глухие согласные поможет запомнить волшебная фраза:
Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц ?
Примеры:
- без р адостный
- воз д аяние
- вз г лянуть
- из д елие
- о без г лавить
- низ водить
- раз д елочный
- роз д анный
- чрез м ерность.
бе з вку́сный [б’ и с ф к у с н ы й’]
Только приставка с-, образно говоря, не подчиняется изложенному правилу. Она всегда пишется в слове, независимо от того, с какого согласного начинается его корень.
- здравствуй
- здани е
- здоровь е
- здрав ица
- здрав ница
- здоров як
- здесь
- здеш ний.
Обратим внимание снова на перечень приставок, приведённых выше, и убедимся, что среди них нет приставки нес-, а существует приставка низ-/нис-. Значит, в морфемном составе приведенных слов не одна, а две приставки:
- не с быточный
- не с гибаемый
- не с говорчивый
- не с гораемый
- не с данный
- не с добровать.
Вот так спряталась приставка с- в середине слов. Хотя слышится звук [з] перед звонким согласным корня, все же, предварительно выполнив морфемный разбор перечисленных слов, безошибочно напишем в них приставку с-.
Видеоурок
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №2. Контрольные вопросы и задания, с. 44 – 45
Контрольные вопросы и задания.
1. Что изучается в морфемике?
Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке — морфемике.
2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например: звон/ить, звон/кий, пере/звон.
При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым. Например: звонить, звонит, звонят; телефон, телефона, телефону.
3. Как найти окончание и основу слова?
Окончание — зна́чимая часть слова, которая образует формы слова. Чтобы найти окончание, нужно изменить слово, изменяемая часть и есть окончание. Окончания можно выделить только у изменяемых слов.
В основе слова заключено его лексическое значение. Неизменяемые слова состоят только из основы (например, наречие сегодня). В изменяемых словах основа — это часть слова без окончания.
4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
Основа слова может состоять из корня, приставки и суффикса.
5. Покажите на двух—трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
Пере/лет/е/л[а] (окончание -а указывает, что глагол стоит в ж. р., ед. ч.; суффикс -л- указывает на прошедшее время, приставка пере- бразует глаголы со значением перемещения через какую-либо преграду).
Без/бреж/н[ый] (окончание -ый указывает, что это прилагательное м. р.; суффикс -н- образует прилагательное от существительного со значением общей характеристики; приставка без- образует слово со значением отсутствие качества, обозначенного корнем).
6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
Выравнивать — выровнять, заря — зорька, гореть — загар, опоздание — опаздывать; оспорить — оспаривать; порхать — вспархивать; звон — звенеть; копать — вскапывать; бросать — забрасывать, осмотреться — осматривать; дрогнуть — вздрагивать.
Друг - дружок; скакать — скачет, дразнить — раздражать; сладкий — наслаждение; брызгать — брызжет; брюзга — брюзжать; гости — угощать; увлекаться — увлечение.
7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
В корне: лоб — лба, беру — брать.
В суффиксе: замочек — замочка, иголочек — иголочка.
В приставке: подзывать — подозвать, разбирать — разобрать.
8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда — с?
В приставках на -з / -с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с.
9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос ?
В корне -лаг- — -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.
В корне -раст- — -рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова-исключения: росток, отрасль, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав.
10. Какая буква — о или е — пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.
11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?
Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
Буква ы после ц пишется:
Пишем так, как слышим. Например: разгореться, расписать.
Давайте поговорим о том, как надо объяснять орфограммы в этих приставках в школе. И обсудим еще несколько важных тонкостей.
Почему приставки на з-с пишутся так, как слышатся
Потому что происходит озвончение или оглушение. Если после приставки звонкий согласный, то он воздействует на конечный согласный приставки и делает его звонким. Мы никогда не произнесем [расдача]. Мы можем произнести только [раздача]. И пишем, соответственно, также.
Если после приставки глухой согласный, то получается обратная ситуация. Конечный согласный приставки тоже становится глухим. Поэтому нельзя произнести и написать [разкрутка], можно только [раскрутка].
Как объяснять орфограммы в этих приставках
Если вам встречается приставка на з-с, то объяснять согласную в этой приставке надо так:
Как быть, если после приставки гласная
Примеры слов с приставками на з-с
Приведу несколько примеров слов с приставками, которые оканчиваются на з-с. Произнесите каждое слово вслух и потренируйтесь мысленно объяснять правописание приставки.
- Проглотите, не разжевывая.
- Душераздирающий крик.
- Распрекрасная царица.
- Разгоните ворон.
- Расступись, честной народ!
- Распоясался Тугарин Змей, не то что раньше.
- Разгуляюсь на воле!
- Размажьте масло по каше.
- Раскрасьте карандашами.
- Распределите по группам.
Что еще почитать и посмотреть
Посмотрите мое коротенькое видео о том, как правильно надо объяснять орфограммы. Оно поможет вам понять общий принцип работы со всеми орфографическими правилами. Правило о приставках на з-с – как раз орфографическое.
Еще одно полезное видео – о том, как правильно учить русский:
И несколько статей:
-
. В статье много практических советов. Я объясняю, как повысить грамотность за короткий срок и начать чувствовать себя более уверенно при написании текстов, выполнении письменных работ. . Кроме определения вы найдете там советы и рекомендации о том, как правильно и быстро осваивать орфографические правила. . Недавно я дополнил эту статью, добавил в самое начало бесплатные курсы, тренажеры и электронные пособия. Прочитайте хотя бы первый блок, а дальше, если платные курсы вам неинтересны, можете не читать.
Заключение
Мы разобрали правило написания приставок на з-с. Я думаю, оно вполне простое, запоминается легко. Остались ли у вас какие-то вопросы по теме? Все ли понятно по части графического объяснения этой орфограммы?
Читайте также: