Как рассчитывается цена на продукцию кондитерского цеха кратко

Обновлено: 02.07.2024

В больших компаниях каждый выполняет свою функцию. Домашнему кондитеру приходится все делать в одиночку, особенно поначалу. Ты и кондитер, и закупщик, и сммщик, и маркетолог, занимающийся продажами. Приходится и цену назначать самому, даже если раньше не было опыта в этом. Здесь мы разберем, как это сделать правильно.

Любая цена состоит из себестоимости и выручки. То есть какое-то количество денег вы потратите напрямую на ингредиенты и приготовление, а какое-то возьмете за свою работу, в качестве прибыли и на развитие бизнеса.

Подсчет ингредиентов для приготовления

Итак - первый этап, подсчет ингредиентов для приготовления. Здесь подсчитайте все, что вы покупаете, чтобы сделать тортик. Если это уникальные ингредиенты для торта, считайте покупку ингредиента целиком. Повторяющиеся, соответственно, стоит считать не полностью - если килограмма муки вам хватит на четыре изделия, то и стоимость его нужно делить на четыре.

Чтобы не сидеть с калькулятором каждый раз, заранее пропишите и посчитайте все ваши предложения, притом в расчете на 1кг. Так вы сможете быстро сориентировать по цене, у вас уже будет стандартная база.

Подсчет добавочных продуктов

Второй шаг - подсчет добавочных продуктов. Например, стандартно вы готовите торт с вишневым кремом, но клиент хочет добавить внутрь еще и шоколад. Значит, это будет влиять и на цену - здесь вы вычисляете, сколько потратите на этот шоколад. Также влияют и безлактозные/безглюкозные/другие особые заказы. Скорее всего, они будут стоить дороже и домашнему кондитеру нужно будет включить и их.

Итак, основу для торта мы посчитали. Ваше меню может содержать не только стоимость за килограмм, но и цену добавочных опций, чтобы клиенту было сразу просто и удобно определиться.

Посчет декор торта

На третьем этапе мы считаем декор. Его не очень удобно рассчитывать на килограмм - во-первых, мы не получим прямого соотношения по размеру торта. Во-вторых, можно позволять клиенту выбирать и менять декор, если он идет отдельно для каждого заказа. Тем более это удобно, если вы используете дорогие сладости, особенные посыпки для декора - тогда каждый вариант будет отличаться по стоимости.

Считаем дополнительные расходы

Ингредиенты рассчитали, вроде бы все, теперь себестоимость торта понятна? Нет. Не забывайте, что для его приготовления дома вы еще используете миксер, насадки, специальную посуду и кондитерские формы. Их вам нужно было купить, они ломаются от частого использования, поэтому и их мы закладываем в стоимость. В среднем дополнительные расходы считаются в количестве 50-70% от стоимости ингредиентов, сюда же входят транспортные расходы, расходники в виде канцелярии, коробок, ленточек.

От чего может зависеть этот процент?

  • Общее количество оборудования, его разнообразие и качество
  • Варианты расходников и их цена
  • Количество заказов - чем больше вы готовите, тем быстрее износится оборудование и тем больше его вам нужно
  • Если вы покупаете рекламу, платите кому-то за написание постов, печатаете листовки - это тоже включите в допонительные расходы
  • Сюда же можно включить прибыль от продажи, тогда на этом этапе можете добавлять до ста процентов и даже чуть больше

Делаем необходимую наценку

Последний шаг - ваша зарплата. То есть сюда вы добавляете стоимость вашей работы. В среднем считается где-то 100-150 рублей за час активной работы - это где-то пять-шесть часов на торт, не считая времени в духовке и холодильнике. Если на предыдущем этапе вы не закладывали прибыль, сделайте это здесь - сравните цены с рынком и добавьте до подходящего значения.

Несколько важных мелочей:

Посмотрите, сколько стоят работы кондитеров в вашем городе, сравните их со своими. Если вы делаете все круче и используете более дорогие и интересные продукты - берите больше, если не уверены в себе - меньше. Но старайтесь соотносить с работами на рынке.

Цена может зависеть от сезона - декор клубникой летом и зимой будет стоить совсем по-разному, так что и продавать такой торт нужно дороже.

Берите предоплату, обычно это 50%. Так вы сможете спокойно закупить продукты, а еще это ваша гарантия, что вы не останетесь ни с чем и не уйдете в минус, если клиент откажется. Назначайте срок отказа, после которого не вернете предоплату.

Не стесняйтесь называть свою цену при продаже. Всегда будут те, кому это дорого, но такие люди - не повод работать бесплатно, а если количество довльных клиентов растет - вы все делаете правильно.

Пример расчета стоимости торта

Таблица для расчета стоимости торта может выглядеть таким образом:

2114 руб, 50 коп

Можно добавить в нее затраты на газ, электричество и воду. Не забудьте указать затрату на дополнительные расходные материалы, упаковку и доставку.

Не секрет, что в сфере пищевой промышленности производство кондитерских изделий по праву занимает лидирующие позиции: спрос на эту продукцию будет всегда. Вопросам себестоимости уделено достаточно внимания в бухгалтерских изданиях, тем не менее каждому предприятию хотелось бы получить отраслевые рекомендации по учету затрат и калькулированию себестоимости. В статье рассмотрены принципы и нюансы расчета себестоимости кондитерских изделий и лакомств.

Начинаем с нормативной базы (незавидной)

В настоящий момент для кондитеров не разработан отдельный нормативный документ, в котором был бы четко прописан порядок учета затрат на производство и калькулирования себестоимости кондитерской продукции. В такой непростой ситуации можно либо поискать рекомендации для аналогичных производств, либо разработать порядок самостоятельно. Предлагаем читателю золотую середину - взять нормативный документ коллег и доработать его с учетом специфики производства на предприятии. Из положений по учету производственных затрат на предприятиях пищевой промышленности нам наиболее подходят Методические рекомендации по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости масложировой продукции, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 14.12.2004 N 537 (далее - Методические рекомендации). В их п. 6.10, в частности, сказано, что в организациях, вырабатывающих косметические изделия, смазки, литейные крепители, салатное масло, халву и кондитерские изделия, учет и планирование осуществляются в соответствии с положениями Методических рекомендаций по основному производству. Таким образом, бухгалтер кондитерской фабрики вправе воспользоваться именно этим документом, чтобы разработать правила учета затрат и калькулирования себестоимости выпускаемых изделий. Для этого финансовый работник должен четко представлять, как ведутся учет и планирование по основному производству у коллег. Попробуем выделить главное в учете затрат и калькулировании себестоимости.

Продолжаем классификацией затрат

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, сырья, материалов, основных средств, топлива, энергии, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и продажу. Все поименованные виды ресурсов отражаются и группируются в бухгалтерском учете по элементам затрат и статьям калькуляции.

Укрупненным делением является классификация осуществленных расходов по элементам затрат (безотносительно назначения и направления понесенных расходов):

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда (в том числе отчисления на социальные нужды);
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Однако такой группировки затрат недостаточно для расчета себестоимости кондитерских изделий. Нужно разделить затраты по элементам до уровня статей калькуляции, перечень которых приведен в Методических рекомендациях. Мы скорректируем его с поправкой на специфику выпуска кондитерских изделий. В итоге получится следующая группировка затрат по калькуляционным статьям расходов:

  • производственные затраты (счета учета 20, 21, 23);
  • общепроизводственные расходы (счет учета 25);
  • общехозяйственные затраты (счет учета 26);
  • коммерческие расходы (счет учета 44);
  • затраты обслуживающего производства (счет учета 29).

В основе группировки затрат на производство по калькуляционным статьям лежит экономическая однородность затрат по их целевому назначению. Обобщим на схеме разделение расходов по элементам затрат и статьям калькуляции.

Приведенную группировку затрат для целей учета и расчета себестоимости нельзя назвать окончательной. В зависимости от технологий и специфики производства, от ассортимента выпускаемой продукции бухгалтер может ввести дополнительные статьи калькуляции или, наоборот, убрать лишние, оставив только актуальные для предприятия.

Представим в таблице примерный перечень общепроизводственных расходов, связанных с обслуживанием основных и вспомогательных производств организации.

В аналогичном порядке бухгалтер может детализировать производственные, общехозяйственные, коммерческие расходы предприятия кондитерской промышленности.

Списание затрат

Расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, потери от брака отражаются по дебету счета 20 "Основное производство". Аналитический учет по данному счету ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг).

Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, списываются на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. На основное производство списываются также расходы вспомогательных производств (с кредита счета 23 "Вспомогательные производства"), косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства (со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы"). Суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ, услуг отражаются по кредиту счета 20 и списываются в дебет счетов 43 "Готовая продукция", 40 "Выпуск продукции, работ, услуг", 90 "Продажи". Такие предписания даны в п. 1.16 Методических рекомендаций. Бухгалтер кондитерской фабрики может взять этот порядок списания затрат за основу и разработать свои правила, закрепив их в учетной политике для целей бухучета.

Особое внимание уделим материальным затратам. Практика показывает, что в кондитерском производстве материальные затраты, связанные с изготовлением продукции, составляют от 70% до 90% себестоимости. У предприятий пищевой промышленности, идущих в ногу со временем, учет таких затрат практически полностью автоматизирован. Организация автоматического учетного процесса по систематизации и распределению материальных затрат - задача непростая. Для ее решения как минимум нужно сделать следующее:

  1. Определить состав ингредиентов того или иного вида кондитерской продукции.
  2. Установить фактическую цену, по которой оприходованы и отражены в учете продукты, необходимые для производства каждого вида кондитерского изделия.
  3. Определить фактический расход ингредиентов по производственному отчету.
  4. Рассчитать фактическую себестоимость продукции в оценке материальных затрат (исходя из данных о цене и расходе сырья и вспомогательных материалов (тары)).
  5. Провести (в целях контроля) сравнение полученных значений с плановой себестоимостью продукции.

Поясним приведенный алгоритм. Представим в таблице перечень материальных затрат, необходимых для производства конкретного кондитерского изделия.

В таблице показаны только прямые расходы на материалы, являющиеся компонентами кондитерского изделия. При этом есть еще косвенные расходы, большую часть которых составляют потребляемые основным производством энергоресурсы. Их следует распределить между полуфабрикатами и видами выпускаемой продукции, относя косвенные материальные затраты только к тем объектам калькуляции, с которыми они могут быть связаны в технологическом процессе.

Обращаем внимание, что на кондитерской фабрике по материальным затратам должен быть организован натуральный стоимостный учет (по наименованиям МПЗ, их количеству и учетной цене) - для контроля за движением сырья и материалов, используемых в производстве кондитерских изделий. Организация такого учета также позволяет повысить эффективность использования материальных ресурсов.

Кондитерские фабрики, учитывая ценность сырья, как правило, устанавливают порядок нормирования расхода запасов: разрабатывают и утверждают нормы, обеспечивают их соблюдение при отпуске сырья в цеха. Лимиты на отпуск сырья и материалов на производство устанавливаются на основе норм расхода материальных ценностей, производственных программ цехов. Лимиты отпуска материальных ценностей могут изменяться в связи с условиями производства. Изменения в лимиты вносятся теми же лицами, которым предоставлено право их утверждения. К сверхлимитному отпуску материалов относится дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (расходов сверх норм). Если изменения в лимиты не вносились, а имеют место сверхнормативные расходы по сырью и продуктам, то они не должны участвовать в формировании себестоимости кондитерских изделий.

Несколько слов о кондитерском браке

Браком в производстве считаются продукция, полуфабрикаты, а также работы, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут использоваться по прямому назначению или могут быть использованы лишь после дополнительных затрат на исправление (п. 5.4 Методических рекомендаций). В зависимости от характера дефектов, установленных при технической приемке, брак делится на исправимый и окончательный. Продукция кондитерских фабрик такова, что в большинстве случаев имевший место брак является исправимым. Такие изделия, полуфабрикаты после исправления могут быть использованы по прямому назначению, и их исправление технически возможно и экономически целесообразно.

Стоимость исправимого брака слагается из стоимости материалов и полуфабрикатов, израсходованных на исправление дефектной продукции, из затрат на оплату труда, начисленных за операции по исправлению брака, а также соответствующей доли общепроизводственных расходов. Себестоимость самой продукции и полуфабрикатов, являющихся исправленным браком, не включается в потери по исправлению брака. Учет и определение потерь от брака в стоимостном выражении осуществляются в бухгалтерском учете на счете 28 "Брак в производстве", а технический учет - в отделе технического контроля организации. По дебету данного счета отражаются продукция и полуфабрикаты, оказавшиеся неисправимым браком. Что же касается исправимого брака, он продолжает учитываться на соответствующем счете учета производственных затрат, в то время как расходы на его исправление отражаются по дебету счета 28. По кредиту данного счета списываются учтенные ранее затраты на исправление бракованной продукции (полуфабрикатов), а также суммы: фактически удержанные с виновников брака; взысканные или присужденные судом с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак.

Пример. На кондитерской фабрике выявлен брак, расходы по исправлению которого составили 10 тыс. руб. Руководством фабрики принято решение не удерживать с виновных лиц стоимость бракованных изделий и затрат на их исправление. Себестоимость готовой продукции до исправления брака составляла 50 тыс. руб.

В бухгалтерском учете кондитерской фабрики будут сделаны проводки:

Особенности кондитерских полуфабрикатов

На кондитерских фабриках, вырабатывающих несколько видов продукции, существует так называемый внутрихозяйственный оборот продукции, когда при производстве продукции может использоваться как приобретенное у поставщиков сырье, так и выработанное в самой организации (например, шоколад для приготовления кондитерских изделий). Эта особенность должна найти отражение в учете затрат и калькулировании себестоимости "сладкой" продукции.

Напомним: в общем случае полуфабрикатом считается изделие, прошедшее одну или несколько стадий обработки и подлежащее доработке (доведению до готовности) в последующих производственных цехах предприятия или предназначенное для укомплектования выпускаемой готовой продукции. К полуфабрикатам собственного изготовления на кондитерской фабрике, в частности, относится прошедшее обработку сырье. Полуфабрикаты могут различаться по степени готовности: чем она выше, тем меньше технологических операций необходимо для того, чтобы от полуфабриката перейти к выпуску готовой продукции.

Различие в степени готовности не принципиально для бухгалтера. Для него главное, что полуфабрикаты - продукты, технологический процесс производства которых не закончен. Они подлежат дальнейшей переработке в целях изготовления продукции или, что не исключено, для реализации другим предприятиям. В первом случае полуфабрикаты прошли частичную обработку (значит, это уже не запасы), но о готовой продукции говорить пока преждевременно (технологический процесс не закончен). То есть полуфабрикат есть нечто среднее между МПЗ и готовой продукцией . Но одновременно (второй вариант) полуфабрикат на кондитерских фабриках может считаться самостоятельным видом готовой продукции. Поэтому важно в учете разделять эти два вида изделий.

См. также статью М.О. Денисовой "Полуфабрикаты: оценка и учет", с. 9.

Обратите внимание, что у кондитерского предприятия могут быть сырье и материалы, подвергшиеся частичной обработке, но не являющиеся полуфабрикатами. Данные изделия относятся к незавершенному производству (например, мука). Отличие такого сырья и материалов от полуфабрикатов в том, что они не прошли полную обработку даже на одной из стадий производства, проще говоря, "сырые".

Производство полуфабрикатов в массовом масштабе требует обособленного их учета. Он необходим и в ситуации, когда полуфабрикаты изготавливаются как для собственных нужд, так и для реализации другим промышленным предприятиям. В этом случае следует учитывать затраты на изготовление полуфабрикатов по цехам комплексной статьей "Полуфабрикаты собственного производства". Инструкция к Плану счетов позволяет вести обособленный учет полуфабрикатов на счете 21, на котором отражаются все расходы, связанные с их изготовлением. Аналитический учет по счету 21 "Полуфабрикаты собственного производства" ведется по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям. Покажем, как будет выглядеть корреспонденция счетов, если полуфабрикат (шоколад) используется и для изготовления кондитерской продукции, и для продажи другим предприятиям. При этом в учете формируется полная фактическая себестоимость полуфабриката.

При отпуске конечным покупателям рассматриваемый полуфабрикат является одним из видов готовой продукции кондитерской фабрики. Поэтому для учета его себестоимости также следует учесть затраты на формовку и упаковку. Учет в этом случае корректнее вести с использованием счета 40.

Учету полуфабрикатов нужно уделить особое внимание, чтобы не запутаться со способом их использования (в качестве, например, начинки для иного вида продукции либо в качестве самостоятельного продукта).

В заключение о вспомогательных производствах

В кондитерской промышленности вспомогательные производства не принимают непосредственного участия в выпуске основной продукции, но способствуют этому, обеспечивая условия, необходимые для нормальной работы основного производства. По сути, состав затрат вспомогательного производства аналогичен расходам основных цехов (за отдельными исключениями). Заметим, что в себестоимость продукции и услуг вспомогательных производств общехозяйственные расходы не включаются, кроме той части продукции и услуг, которые выполнены для сторонних организаций и для строительства.

В кондитерской промышленности к вспомогательным производствам относятся электростанции, паросиловые хозяйства, компрессорные станции, водоснабжение, ремонтно-механические, ремонтно-строительные, транспортные цеха, цеха производства тары и упаковки, газовый цех и ряд других. При этом для калькулирования работ и услуг вспомогательных производств, относимых к другим отраслям, применяются положения по учету и калькулированию себестоимости продукции соответствующих отраслей. Если таких документов не окажется в наличии, бухгалтер вправе обратиться к рассмотренным в статье Методическим рекомендациям, в которых описаны общие принципы учета и распределения расходов вспомогательных производств.

Итак, мы затронули часть вопросов, связанных с калькулированием себестоимости продукции кондитерской фабрики. Полностью описать в одной статье весь процесс сбора и распределения затрат от их возникновения до включения в стоимость готовой продукции невозможно. Тем не менее надеемся, что читатель задумается, как повысить точность и объективность оценки себестоимости кондитерских изделий, и примет взвешенное решение, позволяющее в конечном итоге увеличить получаемую предприятием прибыль.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Расчёт фактической себестоимости готовой продукция – задача очень важная для производственного предприятия, от неё зависит прибыль и рентабельность хозяйствующего субъекта, формирование планов его развития и корректирующих управленческих решений, направленных на снижение себестоимости и разработки конкурентной ценовой политики. Однако, зачастую, подсчет этих данных завершается только к концу первой декады месяца, следующего за отчётным. Поэтому такое положение дел, когда результат нашей деятельности в части принятия решений по закупке сырья у того или иного поставщика, формированию матрицы производства продукции и ценообразованию будет оценён только через месяц не может устраивать собственника.

Текущая калькуляция

В основе построения отчета заложено положение, что хлебобулочное и кондитерское производство в основе своей материалоёмкое и основу его составляет пищевое сырье с ограниченным сроком хранения. Так как система всегда имеет основную рабочую рецептуру по каждой продукции (см. Рисунок 2), то всегда можно просчитать какое количество сырья пошло на любой выпуск или реализацию.

количество сырья

Цены на сырье в нашем случае имеют ярко выраженную сезонность, поэтому для оценки материальной составляющей себестоимости берется средняя цена поставок за последние две недели, что на наш взгляд, позволяет объективно её оценить. Изменение цены сырья сразу же находит отражение в отчёте, меняет текущую себестоимость и помогает принять менеджменту организации правильное решение.

Сырьё по плановой цене

В данном случае мы посчитали, что использовать цену остатков материалов не совсем целесообразно, так как рыночная цена может значительно отличаться от учётной.

Этот реквизит заполняется по статистическим данным отношения нематериальных расходов к полной себестоимости продукта. В результате чего мы можем сделать оценку не только материальной, но и полной себестоимости готовой продукции.

Кроме того, отчет позволяет нам видеть показатели прибыли и рентабельности не только в разрезе продукции, но и в разрезе покупателей. Мы можем видеть, насколько эффективно мы работаем с каждым из них, и насколько правильно строится наша ценовая политика.

Владелица кондитерского цеха во Владивостоке рассказывает о своем бизнесе: прокуренные курьеры, гневные отзывы и взлом инстаграма. Но авторские пирожные и любимое дело этого стоят.

Чтобы кондитеру из инстаграма заработать сто тысяч рублей в месяц, нужно беспрерывно печь торты и забыть о других делах. Наталье захотелось большего. Она потратила миллион на обучение в зарубежной кондитерской школе и открыла кондитерский цех. Теперь зарабатывает больше, но появились другие проблемы.

Героиня — Наталья, владелица и шеф-кондитер ателье NG и кафе Natalia Galat Cafe Записали Юлия Колодько, редактор и Ирина Усиченко, шеф-редактор.

Кондитер с европейским дипломом

Я всегда любила печь, но делала это для друзей и знакомых на праздники. Просто печь по рецептам было неинтересно. Я пыталась повторить знаменитых кондитеров вроде Пьера Эрме, работала с мастикой, лепила машинки из крема.

Когда набила руку, открыла коммерческую ветку на городском форуме для мам. Там продавали одежду, наращивали ногти, предлагали выпечку. Заказов стало больше, но я по-прежнему оставалась кондитером на дому.

Потолок домашнего кондитера — 50-100 тысяч рублей в месяц. Чтобы заработать эти деньги, нужно жужжать миксером с утра до ночи.

Потолок домашнего кондитера — 50—100 тысяч рублей в месяц

Я поступила во французскую школу Le Cordon Bleu — самую крупную в мире школу гостиничного бизнеса и кулинарии. По образованию я учитель английского и французского, и мне не нужно было сдавать экзамены на знание языка. У школы есть филиал в Таиланде, и я поехала туда. Это дешевле и проще, чем во Францию.

В Бангкоке я научилась тому, чего никогда не узнала бы из книг и мастер-классов на ютубе. Нам по три часа рассказывали об элементарных песочных печеньках, а следующие три часа мы учились нарезать их по 0,45 мм, а не 0,3 мм. Шеф ходил с линейкой и проверял.

Каждая ступень длилась по три-четыре месяца и стоила 300-350 тысяч рублей. Когда я была на втором курсе, доллар вырос, и стоимость обучения стала неподъемной. Пришлось занимать, тратить накопления, привлекать родственников. В итоге всё получилось: я закончила школу лучшей ученицей в своем потоке.


После обучения я стала единственным кондитером европейского уровня во Владивостоке. Цену на торты я подняла с двух до пяти тысяч рублей. Старые клиенты хотели попробовать, чему я научилась за время учебы, и приводили новых. Доход вырос в 2,5 раза, я зарабатывала около ста тысяч рублей в месяц.

Клиентов становилось больше. Приходилось отказываться от заказов, потому что я не могла хранить одновременно двадцать тортов в холодильнике. Негде было поставить свой суп: всё было забито сливками, фруктами, шоколадом. И тут появились партнеры, которые предложили сделать торты бизнесом.

Партнеры попросили четыре миллиона на ремонт

Три года назад я сотрудничала с владельцами популярной пекарни во Владивостоке. Однажды мы заговорили о совместной кондитерской. Я им нравилась как мастер, а у них были деньги, знания и связи.

Мы решили так: они занимаются рекламой, сбытом продукции, бухгалтерией, а я буду шефом на кухне и генератором идей. Решили, что вложения будут пятьдесят на пятьдесят. Я уже представляла, как обустрою кухню, какую куплю печь.

Они сняли помещение и озвучили сумму: четыре миллиона рублей на ремонт и 150 000 в месяц за аренду. Я была готова занять деньги, чтобы отдать им половину, но вдруг закрались сомнения. За четыре миллиона во Владивостоке можно с нуля открыть кафе, а тут столько стоит ремонт помещения в 50 квадратов. Сумма аренды тоже казалась завышенной за помещение не в центре города.

Я попросила смету, и они мне отказали. Сказали, что такое не показывают даже близким друзьям, а после этого перестали отвечать на звонки. Хорошо, что я вовремя опомнилась, сейчас бы отрабатывала долги.

Я попросила смету, и они мне отказали. Сказали, что такое не показывают даже близким друзьям

Потом встретила своего будущего мужа, который тогда занимался бизнесом по продаже пива. Он взял на себя управленческие дела. Так у нас появился производственный цех, первые сотрудники и две кондитерские точки в торговых центрах.

Полгода на поиск помещения

Несколько раз хорошие варианты уходили от нас в последний момент. В итоге мы нашли помещение, где раньше была пекарня. Увидели и сразу решили: берем.

Специальное оборудование не нужно. Для выпекания бисквитов нужна обычная конвекционная печь, только помощнее, чем кухонная. Для замораживания слоев можно обойтись простой морозильной камерой. Вот примерные цены.

Читайте также: