Как работать с современными детьми в школе

Обновлено: 08.07.2024

Организация: МБОУ Мещерская СОШ

Населенный пункт: п. Мещерское, г.о. Чехов, Московская область

Автор: Букин Иван Игоревич,

учитель начальных классов

МБОУ Мещерская СОШ

г.о. Чехов Московская область.

Я работаю учителем начальных классов уже более 10 лет, каждый новый набор через 4 года неповторим, дети приходят совершенно другие, с новыми ценностями, установками, идеалами. Общаясь с более опытными педагогами, постоянно слышу, что учить современных детей трудно, им ничего не интересно…

Я считаю, что не все потеряно, нужно лишь идти в ногу со временем и преподавать свой предмет, опираясь на интересы современного ребенка.

Каждый ребёнок с момента рождения испытывает потребность развиваться и обучаться. И задача родителей и учителей - поощрять это стремление. В современном мире ребёнок получает такой огромный поток информации, что часто теряет интерес к учёбе как таковой. Задача современного учителя – научить ребенка в огромном потоке информации, которая обрушивается на ребенка с экранов телевизоров, в сети Интернет найти нужное, достоверное, безопасное.

Экономия времени на проверку работ учеников для современного учителя является очень актуальной. В своей работе я использую различные интерактивные системы опросов, такие как Classtime (инструмент для учителей, который помогает мгновенно оценить прогресс класса и каждого ученика индивидуально), Plickers (приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Работает оно с применением QR-кодов, более привычных нам в рекламе, магазинах), Online Test Pad (бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования, создания опросов, кроссвордов, логических игр). Данный формат значительно экономит время учителя, детям интереснее выполнять такие задания.

Как у учителя начальных классов передо мной стоит еще одна задача – детское чтение и работа с текстом. Но вот очередная проблема, современных детей очень трудно увлечь чтением потому, что на них сваливается неиссякаемый поток информации, дети привыкли получать информацию быстро, не задумываясь, а ведь чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств.

Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет? Но неужели единственный способ приучить ребенка читать это ЗАСТАВИТЬ?

Данную проблему я начал решать еще в 2011 году. В нашем поселке Мещерское есть сельская библиотека. Как вы думаете, частыми посетителями библиотеки были дети?

Вместе с библиотекарем Кадильниковой Ольгой Александровной мы решили приучать детей к чтению, маленькими порциями, небольшими шагами. Стали устраивать совместные мероприятия то в классе, то в самой библиотеке, подбирали интересный материал как раз по изучаемым темам.

Сейчас данная работа ведется систематически и приносит свои положительные плоды. Ежемесячно у нас проходит библиотечный урок, регулярно мы организуем недели детской книги для всей начальной школы. Дети стали читать, а это ли не победа?

Для развития читательской грамотности я также использую интернет сервисы. Вместе с учениками мы создаем онлайн-стенгазету с помощью Whiteboard-сервиса WikiWall. WikiWall это онлайновый сервис для совместного создания газеты несколькими пользователями. Работая в форме газеты я учу детей работать с информацией, ведь в газете должна быть только самая важная информация, следовательно выбирая материал из книг или интернета, необходимо сразу сжимать информацию и использовать только выжимки. В процессе создания газеты детское общение через интернет направлено в образовательное русло и посвящено созданию газеты по заданной теме.


Сегодня школьники растут в принципиально новое время. Вокруг них множество гаджетов, которые существенно облегчают возможность получения образования. При этом кардинальным образом меняется само восприятие информации. Какую же стратегию выбрать сегодняшним учителям и родителям, рассмотрим в этой статье.

Развитие внимательности


У сегодняшних подростков есть проблема. Они настолько привыкли к подсказкам, которые получают от своих смартфонов, что не могут сосредоточиться в классе.

Поколения Z (в возрасте от 10 до 24 лет) и Альфа (в возрасте от 0 до 9 лет) родились в мире, где алгоритмы заставляют их нажимать клавиши, анализируя огромное количество информации в быстром темпе.

Поэтому не все учителя понимают, как адаптировать традиционную учебную программу к школьникам, воспитанным на технологиях?

Развитие мозга - сложная тема, но за последние несколько лет исследователи во всем мире выразили озабоченность по поводу влияния смартфонов и мультизадачности на концентрацию внимания.

"Существует все больше доказательств того, что технологии, социальные сети, прямой доступ к Интернету и смартфоны наносят ущерб способности детей сосредоточиться, - говорит доктор Джим Тейлор, автор исследования о влиянии технологий на процесс образования. - Мы коренным образом меняем способ мышления детей, то, как развивается их мозг".

Учителя тоже обратили на это внимание. Технологические эффекты наиболее очевидны при выполнении традиционных школьных заданий. Особенно при чтении, когда дети переходят с текстовых цифровых носителей на приложения, с большим количеством изображений. Например, Instagram.

"Сейчас студентам кажется особенно утомительным читать сложный или длинный текст без регулярных перерывов, - говорит учительница шестого класса начальной школы им. Германа Леймбаха в Сакраменто (Калифорния) недалеко от Силиконовой долины, Эрика Свифт. - Вы видите отсутствие у них выносливости, когда они просят перерывы, вместо того, чтобы работать, некоторые просто отказываются от сложных и объемных заданий, когда нужно много читать".

Тейлор объясняет, что внимание ценно не только само по себе. Это функция, влияющая на процесс обучения.

"Без возможности уделять внимание чему-либо дети не смогут обрабатывать информацию. Они не смогут интерпретировать, анализировать, синтезировать, критиковать и принимать какое-то решение по поводу полученных данных", - подчеркивает он.

Класс будущего


Когда ученики не могут концентрироваться на длинных лекциях, учителя начинают подавать информацию небольшими частями. Многие начинают занятия с упражнений на собранность, чтобы ученики смогли сосредоточиться.

Некоторые даже предпочитают общаться с подростками на привычных им платформах. Например, в YouTube и Instagram. Вице-президент по глобальным исследованиям в области образования Аша Чокси приводит в пример учителя, который записывает видео, на которых проводит научные эксперименты. Он выкладывает их в YouTube, а затем использует в классе, чтобы проиллюстрировать материал в учебнике.

Эти платформы расширяют внимание, когда они отражают интересы студентов. Деслер хвалит учителей, которые связывают историю нацистской пропаганды с киберзапугиванием. "Речь идет о включении соответствующей информации в обязательную учебную программу таким образом, чтобы студенты действительно заинтересовались, - говорит она. - Если вы связываете какие-то исторические события с тем, что происходит в окружающей действительности, воспринимается такая информация намного лучше".

Технологии на службе учителей


В некоторых школах успешно используются такие платформы, как Google Classroom. Это позволяет учащимся и родителям отслеживать оценки и домашние задания, лучше понимать, где отстают ученики.

Интегрированное обучение


При этом многочисленные исследования доказали, что успешным может быть и более традиционный подход. В 2015 году специалисты Лондонской школы экономики выяснили, что результаты учеников значительно улучшились, когда школы в Бирмингеме, Лондоне, Лестере и Манчестере запретили использование телефонов в классе.

Профессор нейробиологии Уильям Клемм, автор цикла "Обучающие навыки", указывает на исследование, проведенное в 2014 году, в котором было отмечено, что запись лекций в тетрадях от руки помогла студентам лучше усваивать информацию, чем когда они печатали в ноутбуках.

Личное общение с учителем по-прежнему является наиболее важным компонентом в образовательном процессе. Однако многие полагаются на технологии только потому, что у них нет достаточных ресурсов для работы в автономном режиме.

Учись думать


Хотя технологии подрывают некоторые аспекты образования, они также дают студентам огромные возможности. "Существует мнение, что молодые люди стали сейчас более апатичными и ленивыми из-за влияние гаджетов, - говорит Чокси из Pearson. - На самом деле мы действительно недооцениваем роль, которую технологии играют в образовании детей прямо сейчас, и силу, которую они дают им в процессе обучения".

Например, студенты, которым не терпится, чтобы преподаватели отвечали на вопросы, все чаще стремятся сами найти ответы. "Они могут зайти на YouTube, чтобы выяснить, как решить проблему, прежде чем идти к учителю или обратиться к учебнику", - говорит Чокси.

Тейлор отмечает, что, поскольку добыть информацию очень просто, главная задача заключается не в том, чтобы знать больше окружающих. Вместо этого ценится способность критически и творчески мыслить. Те самые навыки, которые часто страдают под воздействием технологий.

Особенности поколения Z


Сегодня многие обвиняют поколение Z в том, что его представители не умеют учиться. Но появляется все большие сторонников того, что это учителя не в состоянии к ним подстроиться.

Сегодня к поколению Z относится каждый четвертый житель планеты. Уже через несколько лет все они будут активно трудиться. Его особенность заключается в том, что оно более образованно, чем предыдущие. При этом не стремятся взрослеть, отказываются от детей, брака и продвижения по карьерной лестнице.

Образовательные тренды

С подобными проблемами приходится сталкиваться и в России. Приходится даже разрабатывать специальные тренды, чтобы подстраиваться под таких детей.

Один из важных моментов заключается в том, что в современных условиях необходимо учиться всю жизнь. Подросткам следует это осознать уже с самого детства. Они должны уметь ставить себе задачи, находить им реальное применение. Ученики должны выступать в роли искателей совершенно в любой профессии.

Другими трендами являются адаптивное мышление и интегрированное обучение.

Рекомендации


Представитель поколения Z уже не хочет становиться пассивным учеником. Сегодня для преподавания у них разрабатывают специальные рекомендации, которые стараются использовать и у нас в стране.

К ним относятся использование инфографики, деление и структурирование учебного материала, умение мыслить дигитально, то есть задействовать онлайн-площадки для получения информации.

Как вы считаете, положительное или отрицательное влияние оказывают гаджеты на современных школьников?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Как и чему учить детей 21 века?

Шепелева Ольга Геннадиевна

Учитель начальных классов

Разница между учеником 90-х годов и сегодняшним учеником огромная, даже можно сказать - колоссальная. Это и не хорошо и не плохо , такова данность. Современные дети подвижные, активные, критичные, любопытные, очень прагматичны, на кончиках их пальцев целый мир (все гаджеты). Они сильно другие! Они увлекаются только тем, что им интересно, что принесет им потом, в будущем, конкретную пользу, все остальное кажется им лишним, ненужным, неважным. Чаще всего ребенок юриста уже знает, что пойдет на юридическую специальность, ребенок предпринимателя — на менеджмент. Зачем им мировая художественная литература, история искусств, законы физики и химии, если они хотят быть финансистами?

У сегодняшних детей другой объем знаний — в чем-то больше, в чем-то, наоборот, меньше, у них другие возможности: они ездят на отдых за границу, пользуются интернетом. Но все это внешняя оболочка, а если ее снять, дети все равно остаются детьми, абсолютно такими же, как и 20- 30 лет назад. Конечно, и жизнь раньше была другая. Люди были закрепощенные, зажатые, закабаленные.Сейчас куда более свободные или, можно сказать иначе, более развязные, бесцеремонные, вызывающие, без комплексов.

Но наступил 21 век. Не пора ли что-то менять в образовании? Для чего детям сегодня образование? Среди всех людей, живущих на земле, каждый седьмой ребенок левша. С каждым годом их становиться больше. Правшей и левшей надо учить по- разному, так как они по-разному воспринимают информацию. Учитывают ли эти особенности учителя школ, гимназий, лицеев, да в конце концов воспитатели в детских садах? До 90-х годов левшей упорно переучивали в правшей. Зачем? Вопрос левшей очень глобальный и рассмотреть его хочется в другой статье. Наравне с левшами также можно рассмотреть и детей с повышенным уровнем интеллекта. С каждым годом дети умнеют. На сегодня точно ясно, что учить всех детей одинаково не получится и всех уложить в одинаковые форматы обучения.

Что имеем то, имеем! И чтобы понять, как учить современного ребенка, нужно понять: во-первых, чем определяется его социальное отношение, общественные условия , социальные условия развития, а во-вторых, что из этого проистекает. И тогда вопрос о том, как мы будем учить ребенка, с неизбежностью окажется в связке с вопросами: кого мы учим, чему и зачем? Чего мы хотим от образования? И можем ли чего-то хотеть при такой непредвиденности будущего в эпоху быстрых перемен? То есть, другими словами, какой он сам, сегодняшний ребенок? Как условия впоследствии, отражаются на нем? В чем слабые, а в чем сильные стороны такого развития? [2]

Наше отечественное образование всегда было ориентировано на глубокие, крепкие, фундаментальные знания. В последние десятилетия стали популярны новые подходы, ориентированные не на знания, а на умения, на компетенции. Как найти правильный баланс между одним и другим?

В связи с данной проблемой перед школьным образованием встал вопрос: как и чему учить современных детей?

В этом кроется разгадка ошибочного мнения, что дети в школе сильно перегружены объемами информации, которую они не в состоянии запомнить. А причина перегрузки именно в заучивании без понимания, поскольку память ребенка — это не жесткий диск, на который можно записать что угодно, ребенок хорошо усваивает только то, что имеет для него смысл, то, что связано с его опытом, то, что имеет эмоциональную окраску. А когда он что-то понял, вот тогда можно запоминать, тогда материал будет легче извлечь из памяти, поскольку он обрастет ассоциативными связями. Дети, которые учатся осознанно и постоянно задают вопросы, могут и хотят запоминать в разы больше информации, чем требует школьная программа, и им это в радость.[3]

Мы попали в мир, с которым не знаем, что делать. Устройства, которые, как говорят, чуть ли не миром уже управляют, действуют со скоростями, в которых люди не живут — это наноскорости. Сейчас роль образования чрезвычайна. Но при этом его нужно изменять. Возможно, надо детей научить учиться, держать внимание, держать память, справляться с информационными потоками, и не тронуться умом от всего этого.

Мир меняется. А мы? Чем ответит образование? Каким будет образование? Оно несомненно должно меняться. Нет идеи которая может заменить классно-урочную систему, но она появится, когда в обществе перестанут этого бояться. Сегодня этому сопротивляются все: педагоги, родители, чиновники.

Образованный человек был востребован всегда и везде. И каким будет образование, что его ждет в будущем…? Пока под огромным вопросом.


Как и все новое, система не была принята позитивно сразу и всеми, но обрушившаяся на мир пандемия показала, что именно онлайн-образование устойчиво в любой ситуации. За время локдауна ученики и учителя не потеряли связи, продолжали заниматься и выполнять домашние задания, а также готовились к экзаменам и успешно их проходили. И после 2020 года московские школы полностью освоили цифровой формат.

Школа будущего: ничего лишнего

К большой радости родителей и учеников этот учебный год все-таки стартует офлайн. Но МЭШ — это не просто система дистанционного обучения, но и отличная вспомогательная платформа, даже когда ребята ходят в школу.

В нашем детстве, если ты не понял какую-то тему, приходилось просить учителя объяснить все еще раз, оставаться после уроков. Сейчас ученик может посмотреть любой урок столько раз, сколько нужно, чтобы действительно в нем разобраться.

Иван Коновалов, ученик 10-го класса:

— Лично для меня с электронным журналом жизнь стала проще: ничего не надо записывать, узнавать домашнее задание по телефону, все можно посмотреть с любого гаджета. Современные цифровые дневники не дают возможности скрыть оценку или замечание, как раньше, поэтому один из способов — договориться с учителем, что он ставит точку, а ты исправляешь оценку. Но это зависит от человеческого фактора, а не от самого дневника как такового.

А еще в МЭШ есть виртуальные лаборатории, которые дают возможность проводить опыты по физике, смотреть интерактивные карты по истории и географии, создавать 3D-фигуры и путешествовать во времени и пространстве не выходя из дома. Гибкая программа и фокус на проектную работу развивают у школьников навыки самостоятельности в учебе, подчеркивают эксперты.

А еще больше не нужно писать записки, если отпрашиваешь ребенка с уроков или оставляешь дома по причине болезни — все это можно отметить в цифровом формате.

С переходом в онлайн коммуникация между родителями и школой стала проще и эффективнее. Не нужно идти к учителю или ждать родительского собрания, чтобы узнать оценки своего ребенка или решить какие-то вопросы.

Александра Дроздова, мама школьников 12 и 14 лет:

— В любой момент можно посмотреть расписание, домашние задания, оценки и шкалу оценок. Стало реально прогнозировать оценку за год — МЭШ показывает, сколько нужно получить пятерок, чтобы поднять успеваемость с 3 на 4, например, и ребенок сразу видит, по каким предметам и в каких областях нужно приложить усилия.

Улучшилось и качество подачи материалов. Учителя теперь не ограничиваются заданиями по учебнику, а к каждой теме добавляют ролики, вебинары, тесты. И это тренд времени.

Уроки от лучших учителей Москвы и мира

Материал платформы МЭШ — это знания и опыт лучших учителей школ Москвы. Кроме того, на базе платформы педагоги из других городов и стран могут предложить свой сценарий урока, а это дополнительный обмен компетенциями, которые после проверки методистами становятся доступны школьникам. Представляете, если бы вам в школе объяснили одну очень сложную тему сразу несколькими способами? Возможно, тогда тригонометрия не казалась бы просто страшным словом, а стала бы любимым предметом.

МЭШ облегчает подготовку и самим учителям — платформа стала интереснейшим конструктором материалов и заданий для каждого урока. А с помощью видеоконференций можно не только пообщаться с родителями, но и посетить всем классом музей, не покидая здание школы.

Светлана Григорьева, учитель русского языка и литературы средних и старших классов:

— Тесты, видеоуроки и игры в виде приложений — все это делает занятия интереснее, а ученикам проще усваивать информацию в современном формате.

А за разработку уроков в МЭШ учителя имеют возможность получить категорию, стимулирующую единоразовую премию. Это мотивирует и позволяет каждый день развиваться!

Даже такая консервативная система, как образование, подстраивается под тех, за кем будущее, и в итоге происходит взаимное обучение: дети помогают взрослым встроить свои знания и опыт в современную реальность, а взрослые, используя современные методы, передают свои знания и опыт подрастающему поколению. Это и есть образование в стиле МЭШ.

Читайте также: