Как работать на интерактивной доске пошаговое руководство в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

На мастер - классе мы более подробно рассмотрим возможности использования интерактивной доски на занятиях в ДОУ, попробуем сами создать образовательный ресурс для занятий.

Преимущества интерактивной доски

Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей:

· Навыки учебной деятельности

Интерактивная доска – эффективный инструмент развития познавательной активности дошкольников. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты в познавательно – речевом развитии дошкольников:

- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

- глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

- тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.

- старшие дошкольники раньше овладевают чтением и письмом; учатся планировать, выстраивать логические связи между предметами и явлениями;

- эффективно развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;

- уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления; развивается способность к прогнозированию конечного результата действий.

Интерактивные средства значительно расширяют возможности предъявляемого познавательного материала, позволяя повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.

В нашем детском саду установлена система IQ Board, которая состоит из 3 частей: 1) сенсорный экран;

2) мультимедийный проектор;

Для работы в системе на компьютер устанавливается специальная программа, которая может так же работать и отдельно от сенсорного экрана. Способы применения интерактивной доски на занятиях в детском саду могут ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы и создание проектов в графических, программных средах.

Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской или рукой.

Самый простой способ использования интерактивной доски воспитателем - демонстрация готовых презентаций, обучающих роликов, мультфильмов.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:

· Начальные знания устройства компьютера

· Работа в программах: Word, PowerPoint

· Основы работы в Интернете (использование интернет-браузера для поиска картинок, видео - информации)

А так же готовые мультимедийные ресурсы:

- логические игры и головоломки

Для создания мультимедийных ресурсов к данной доске всегда требуется установка программного обеспечения (в нашем случае ПО было настроено непосредственно при установке самой интерактивной доски). При этом для конкретной доски необходимо свое ПО.

Рассмотрим сначала методы работы, которые может использовать педагог на занятиях непосредственно работая с инструментами интерактивной доски.

Обратите внимание на панель инструментов.

(инструменты для письма и рисования, работа с геометрическими фигурами, текстом, инструменты: лупа, шторки, фотоаппарат, видеокамера, просмотр выполненной работы ).

Теперь перейдем к созданию образовательных ресурсов для занятий.

Сегодня я предлагаю поработать с материалом по развитию речи (с играми):

Цель: Упражнять в объяснении значения слов.

Цель: Упражнять в названии детенышей диких животных.

Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь, рассуждать.

Ход: на интерактивной доске расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить - почему. Ребенок выбирает картинку и кликает на нее стилусом (если ответ правильный она сама зачеркивается, если неправильный – то нет). Ребенок объясняет почему он сделал такой выбор ( « Здесь лишняя картинка воробья, т.к. петух и гусь домашние птицы, а воробей - нет и т.д.).

Вот один из многих вариантов использования интерактивной доски для организации образовательного процесса в ДОУ. Её применение позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационном мире, овладевать практическими навыками работы с современной техникой, развивает разносторонние умения, способствует осознанному (практически примененному) усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

В современном мире всестороннее развитие детей дошкольного возраста невозможно без использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Информационно –коммуникативные технологии прочно закрепились в современном обществе, стали неотъемлемой частью жизнедеятельности взрослого человека, а также средством обучения детей.

Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний.

Интерактивная доска предоставляет широкие возможности для проведения образовательной деятельности, позволяет сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала.

Однако, у интерактивной доски большие ресурсы : переместить изображение или текст, расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, составить изображение в соответствии с образцом, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку, ориентироваться в пространстве, практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать. Педагоги могут показывать на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию.

Занятия с интерактивной доской помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки).

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают.

Подводя итоги, можно сказать, что нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Таким образом, интерактивная доска является универсальным средством и для использования её в образовательном процессе и для повышения уровня педагога в области овладения ИКТ.

Особенности работы с интерактивной доской в ДОУ

Интерактивная доска – это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.

Рост не позволяет детям использовать всю поверхность доски. Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей). Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не “роняя”.

В большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги работают за компьютером, не имея рядом интерактивной доски. Небольшие размеры монитора создают иллюзию компактности всех объектов на странице, и часто недооценивается разница между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. В среднем картинка на доске в пять раз больше, чем на мониторе.

При работе с интерактивной доской необходимо придерживаться требований СанПиН: при использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Таким образом, местное освещение для интерактивной доски не используется. Следует обратить внимание, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов и заданий. В середине занятия необходимо проводить гимнастику для глаз.

Навыки, необходимые для применения интерактивной доски :

Начальные знания устройства компьютера,

Работа в программах : Word, PowerPoint,

Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Знакомство с интерактивной доской

Интерактивная доска SMART это сенсорный дисплей, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.

1. Компьютер посылает изображение проектору.

2. Проектор передает изображение на интерактивную доску.

3. Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно прикасаясь к поверхности доски.

Notebook – главный инструмент для работы с интерактивной доской, сочетающий в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов (презентаций) и основного средства хранения сделанных в процессе демонстрации рукописных примечаний, пометок.

Записная книжка (SMART Notebook, представляет собой графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов.

Работа с интерактивной доской :

Чтобы выбрать приложение с помощью интерактивной доски, дважды нажмите на значок приложения. Двойное касание для вызова приложения эквивалентно двойному щелчку левой кнопки мыши, которым запускается приложение на компьютере. Аналогично, каждое касание интерактивной поверхности эквивалентно одному щелчку левой кнопки мыши.

Интерфейс программы смарт

В верхней части находится строка меню, включающая обычный набор, который можно видеть в любом текстовом редакторе это - файл, правка, вид, вставка, формат, рисование, справка.

Панель инструментов – основной элемент управления программным обеспечением интерактивной доски. Панель инструмента всегда находится на экране и обеспечивает доступ к меню программного обеспечения. На панели инструментов расположены значки наиболее используемых инструментов.

Для получения желаемого результата необходимо запомнить простые правила: выберите необходимый инструмент (если не понятно назначение инструмента, просто подведите указатель мыши к его изображению и прочитайте подсказку); выполните желаемое действие (получите результат).

Изменить порядок страниц

Переносить объекты с одной страницы на другую

Настройка сортировщика страниц

Сортировщик страниц можно переместить с одной стороны окна SMART Notebook на другую, нажав значок "Переместить боковую панель"

Размер сортировщика страниц можно изменить, перетягивая его край влево или вправо. Если сортировщик страниц не используется, его можно скрыть, установив флажок "Скрывать автоматически".(Чтобы отобразить скрытый сортировщик страниц, нажмите "Сортировщик страниц" .)

На вкладке "Вложения" отображаются файлы и ссылки на веб-страницы, вложенные в текущий файл.

Вкладка "Свойства" позволяет изменять формат объектов, таких как цифровые чернила, фигуры, линии, текст и таблицы. В зависимости от выбранного объекта, вы можете изменять:

цвет, толщину и тип линий;

прозрачность и эффекты заливки объектов;

тип шрифта для текстовых объектов, его кегль и стиль;

На вкладке "Свойства" отображаются только опции, доступные для выбранного объекта.

На вкладке "Свойства" также имеется кнопка "Запись страницы", для записи действий на текущей странице.

Вкладка "Надстройки" позволяет работать с надстройками ПО SMART Notebook, включая мастер создания занятий.

SMART Response

Вкладка SMART Response является частью ПО SMART Response и доступна, только если на компьютере установлено ПО SMART Response.

В области страницы отображается содержимое выбранной страницы в файле. Это область страницы, где можно создавать объекты и работать с ними.

Отображение страниц в полноэкранном режиме.

В полноэкранном режиме SMART Notebook открывает область страницы на весь экран и скрывает другие элементы интерфейса.

Панель инструментов позволяет выбирать и использовать различные команды и инструменты.

Кнопка - предыдущая страница.

Отображение предыдущей страницы текущего файла.

Кнопка - следующая страница.

Отображение следующей страницы текущего файла.

Отмена последнего действия.

Позволяет повторить действие, отмененное с помощью инструмента Отмена.

Вставка новой пустой страницы в текущий файл.

страницу. Удаление текущей страницы из текущего файла.

Кнопка - открыть файл. Позволяет открыть ранее созданный документ Notebook с любого носителя.

Позволяет сохранить новый или измененный документ Notebook.

Кнопка - просмотреть экран. - Во весь экран.

Позволяет распахнуть рабочую область Notebook на полный экран для удобства работы с документом.

Позволяет быстро вставить копию из буфера обмена.

Удаление всех выделенных объектов.

Кнопка - захват экрана.

Кнопка - показать/ скрыть затенение экрана На экране появится серая шторка, при этом в середине верхнего, нижнего, левого и нижнего краев отображается точка для постепенного открытия шторки

Позволяет создавать таблицу нужного размера (по выбранному количеству строк и столбцов).

Кнопка - выбрать. Позволяет выделять ранее вставленные или созданные элементы, чтобы в дальнейшем можно было производить с ними различные действия.

Тип пера Типы Свойства

Создание надписей или рисунков цифровыми чернилами разных цветов и типов линий.

Создание надписей или рисунков цифровыми чернилами с эффектом цветного карандаша.

Выделение текста и других объектов.

Добавление цветных элементов в презентации.

Создание объекта, который будет медленно исчезать.

Перо распознавания фигур

Используется для рисования таких фигур, как круги, овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники и дуги.

Создание разнообразных фигур, в том числе кругов, квадратов, треугольников и других геометрических фигур: сердцеобразных, галочек и т. д.

Возможны два варианта работы с фигурой :

1. Добавление фигуры на страницу, и затем редактирование ее свойств.

2. Предварительная настройка цвета, линий и прозрачности фигуры, и последующее ее добавление на слайд.

Кнопка - правильные многоугольники. Создание правильных многоугольников с количеством углов от 3 до 15.

Рисование прямых линий и дуг.

Возможны добавление линии на страницу, и затем редактирование ее свойств, или предварительная настройка линии и последующее ее добавление на слайд.

Элемент для стирания линий, нарисованных пером, выделений маркером. Ластик определенного (видимого на инструменте) размера:

Элемент для ввода текста с возможностью изменения начертания шрифта, размера, цвета и прозрачности.

Свойства объектов Изменение цвета контура и заливки, выделенного элемента.

Изменение свойств линий выделенного элемента.

Изменение прозрачности выделенного элемента.

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ общеразвивающего вида по работе с детьми с церебральным параличом Внашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские.

Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками. Материал подготовила воспитатель Медведева Елена Николаевна. Современные.

Самостоятельная речевая деятельность Самостоятельная речевая деятельность. В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление.

Методические рекомендации по использованию музыкальной игры-сказки в работе с дошкольниками В настоящее время музыкальная игра-сказка находит широкое применение в работе педагогов-дошкольников. В музыкальной игре-сказке дети без.

Методические рекомендации по использованию опорных схем-символов в работе с детьми Работу по опорным схемам желательно проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, а также игровых пособий - лото со специальным.

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,.

Данный мастер - класс позволяет освоить простейшие приемы работы с интерактивной доской.

ВложениеРазмер
master_-_klass_interaktivnaya_doska_v_dou_priemy_raboty_s_interaktivnoy_doskoy.docx 52.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Подготовила: воспитатель высшей категории

Цель мастер – класса - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию интерактивного оборудования в образовательной деятельности ДОО с целью повышения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи: Продемонстрировать функциональные возможности интерактивной доски IQBOARD в работе.

2.Формировать практические навыки применения интерактивной доски на примере игр.

3. Повышение профессионального мастерства педагогов.

4. Обеспечение взаимодействия между педагогами таким образом, чтобы в процессе взаимодействия полученная информация превращалась в их личное знание.

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. Использование интерактивной доски как средства демонстрации наглядного материала повышает интерес детей к занятию. Более того, такой способ несет образный тип информации, который хорошо понятен дошкольников. —Возможности манипулировать объектами на экране способны надолго привлечь внимание ребенка. —Использование интерактивной доски, как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.

Сейчас мы с вами рассмотрим, какие функции имеет интерактивная доска IQBoard.

Основное рабочее окно доски содержит несколько рабочих панелей:

1 Панель меню – оно содержит меню для всех функций

2 Панель общих инструментов - Включает инструменты управления страницей и объектом.

На этой панели находятся иконки- создать документ, сохранить, копировать, удалить документ. Так же здесь находится иконка – создать фон страницы.

Создание фона страницы, предложить кому – ни будь из педагогов создать фон страницы.

3 Панель дополнительных инструментов. Включает некоторые инструменты для работы с экраном и инструменты для демонстраций. На этой панели есть иконка – волшебный экран, с помощью которого мы можем скрыть предмет на экране. Можно использовать при отгадывании загадок – отгадка скрыта за экраном.

4 Панель инструментов для рисования – включает в себя все инструменты рисования.

На этой панели находятся иконки для рисования – ручки, маркеры, кисти, магическая ручка, ластик. Геометрические фигуры, диаграммы, заливки, рисование по точкам.

(Предложить желающим попробовать нарисовать елочку из геометрических фигур)

5 Панель дополнительных функций . Она находится на доске слева внизу.

Здесь находится иконка – полноэкранный режим, при нажатии на которую можно скрыть панель ресурсов и панель учителя. Позволяет работать на всем пространстве доски.

Иконка сдвинуть панель ресурсов вправо или влево позволяет установить панель ресурсов слева или справа экрана.

Иконка скрыть предпросмотр позволяет закрыть область предпросмотра панели ресурсов.

6 Панель ресурсов. Она находится на доске слева. Предоставляет доступ и возможность управления ресурсами программы IQBoard,

У объекта можно изменить свойства (толщина, цвет и так далее). Предложить коллегам найти на панели ресурсов любой предмет и произвести с ним действия (блокировать, клонировать, повернуть).

Проводится с коллегами интерактивная игра для детей подготовительной группы.

На этом я заканчиваю свой мастер – класс. Хотела бы узнать: интересно вам было на нем присутствовать и взяли ли вы для себя что – ни будь полезное из данного вам материала. Понятно ли был представлен материал?


Особое место среди устройств для учебы, презентаций и бизнеса занимает интерактивная доска. Это сенсорный экран, работающий в паре проектором и управляющийся с помощью компьютера. На нем рисуют, презентуют информацию, просматривают сайты, сохраняют и делятся заметками.

В статье расскажем, для чего нужна интерактивная доска, как ее подключить и настроить через компьютер или ноутбук.

Зачем покупать электронную доску

Чаще всего экран покупают в офис, детский сад или школу. Поэтому подробно остановимся на преимуществах использования в каждом учреждении.

Зачем пользоваться интерактивной доской в детском саду

С помощью ИД можно в игровой форме обучать и воспитывать дошкольников. К работе относятся:

  • Полезные задания.
  • Коммуникативные игры.
  • Творческие упражнения.
  • Совместная деятельность детей и многое другое.


Таким способом можно развить творческие способности и создать благоприятное психологическое состояние. В основном, интерактивная доска в детском саду работает для развития детей и повышает готовность малыша к школе.

Помните, что применяют экран только как дополнительное техническое оборудование для кратковременного использования. На занятии 20-25 минут применения доски длится не более 7 минут.

Как работает интерактивная доска в школе


Учителя могут придумывать новые стили обучения, ориентируясь на возрастную категорию, а также находить, редактировать и сохранять нужную информацию.

Непрерывная продолжительно работы обучающихся должна длиться:

  • В 1-4 классах не превышает 5 минут.
  • В 5-11 классах — 10 минут.

Как использовать интерактивную доску в офисе


Большинство предприятий для проведения совещаний и презентаций приобретают ИД. С целью повышения квалификации сотрудников на ней удобно проводить занятия. Докладчик может не сидеть за компьютером, но при этом управлять процессом. В общем, оборудование затрагивает любую сферу деятельности компании или отдела.

Если вы еще не используете ИД, обязательно задумайтесь о ее приобретении.

Установка интерактивной доски: как подключить и настроить

Если вы решили устанавливать экран самостоятельно, то легче это сделать вдвоем. Установить его можно на стене из таких материалов, как:

  • Кирпич.
  • Металл.
  • Строительный гипс.
  • Гипсокартон.
  • Шлакобетонный камень.


От типа интерактивной доски будет зависеть способ установки и настройки. Магнитное крепление просто примагничивают на металлическую или металлокерамическую маркерную доску. Если у ИД будет дополнительная рабочая поверхность, то установку дополнительной поверхности проводят после закрепления основной центральной части.

Чтобы правильно установить доску, нужно:

  1. Правильно выбрать высоту. Например, для школы установка производится на высоте 70-90 см.
  2. Установить крепления для доски и кронштейн для проектора.
  3. Повесить оборудование.

Также экран можно устанавливать на стойке, оснащенной штангой. Таким образом, оборудование становится мобильным и его быстро перемещают из одной комнаты в другую.

Рассмотрим поэтапную настройку интерактивной доски после установки:

Далее нужно откалибровать интерактивную доску:

  • Нажать на ПК значок базового меню и выбрать пункт откалибровать (Калибровка, Ориентация).
  • Специальным пером коснуться меток, которые появятся.

Также можно установить дополнительные программы и открыть их с помощью Smartboard Notebook.

Как пользоваться интерактивной доской

Многие пользователи даже не догадываются о широком функционале данного оборудования. А ведь они действительно могут упростить работу и даже сделать ее интересной.

Управление руками. Нажмите пальцем на экран, чтобы включить курсор на электронной доске, а затем проверьте, как работают другие функции.

  • Два раза нажмите на файл, чтобы открыть его.
  • Удерживайте палец для щелчка правой кнопки мыши.
  • Некоторое время подержите палец на иконке, чтобы перенести в нужное место.


Перо. В специальном лотке под устройством находятся перья, с помощью которых можно писать и рисовать на интерактивном экране, как на обычной доске. Если вы закончили писать и надо выйти из режима письма, то достаточно вернуть перо на свое место.

Применение ластика. В том же лотке находится ластик, чтобы удалить написанный текст. Принцип работы ничем не отличается от обычной стирательной резинки.

Читайте также: