Как проходит день воспитателя в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Недавно НЭН публиковал интервью создательницы телеграм-канала Unpublished, мамы 13-летнего сына, Марины Мантлер (кто пропустил, обязательно почитайте ). На этот раз нам в руки попал рассказ Марины о личном опыте работы в детском саду, который мы с радостью публикуем. Это очень увлекательное чтение для родителей, которые бы хотели посмотреть на быт группы из 25 маленьких людей со стороны, понаблюдать за тем, как проходит обычный день ребенка, пока родители на работе, а также убедиться в том, что не все воспитатели должны гореть в аду.

Решила рассказать о своем опыте работы в детском саду, потому что со временем поняла, что работа воспитателем — это абсолютно мое — то, чем мне хотелось бы заниматься всю свою жизнь. Но, к сожалению, уровень заработной платы не позволяет даже задуматься о том, чтобы вернуться к педагогической деятельности. На 15-20 тысяч рублей в Москве не то, что не проживешь, даже за жилье заплатить не сможешь. Но я не оставляю надежды найти такой вариант работы с детьми, который позволит мне заниматься любимым делом и не задумываться о материальной стороне вопроса.

Итак, расскажу об особенностях работы воспитателем в отдельно взятом муниципальном детском саду Москвы в средней группе детей возраста 4-5 лет в 2009-2010 годах. Я проработала полный год, все четыре времени года, включая летний период, когда наш детский садик был дежурным. История, разумеется, абсолютно субъективна и не претендует на истину в последней инстанции – понятно, что в каждом детском саду совершенно разный персонал, руководство, материальная база, разве что дети в большинстве своем похожи.

Рабочий день воспитателя в зависимости от смены начинается в 7 утра ,

а заканчивается в 19-00. В каждой группе два воспитателя и одна нянечка. Один
воспитатель работает с 7-00 до 13-00, второй его сменяет — с 13-00 до 19-00. Кажется, точное время смены можно обговаривать, либо это может регулироваться внутренним уставом и распорядком. Неподвижными остаются только границы — время начала и конца рабочего дня.

Из-за маленьких зарплат воспитатели иногда берут вторые смены в других группах, а иногда полностью работают в своей группе или подрабатывают нянечкой, что не очень хорошо сказывается на воспитательном процессе. На мой взгляд, у детей должен быть перед глазами разный подход к воспитанию и обучению, но, главное, воспитателю всегда лучше быть этаким веселым и жизнерадостным Карлсоном, который не испытывает эмоциональных перегрузок, не злится на детей и не позволяет себе срывать на них свою усталость.

В среднем в группе 25 детей .

Несмотря на их похожесть в границах одного возраста и некоторый стандарт общего развития, они все очень разные. Когда встречаешься с ними в первый раз, кажется, что никогда никого не запомнишь. Будешь все время по бумажечке зачитывать имена с фамилиями, стараясь различать их по деталям одежды.

К моему великому удивлению, все оказалось совсем не так. Через пару недель уверенно различаешь каждого из них, а через месяц готов рассказать родителям об особенностях всех воспитанников. Кто-то обожает собирать пазлы, кто-то прилежно учится и перфекционистки заполняет тетрадки, кто-то обладает бурной фантазией в играх и на прогулках, кто-то без ума от кубиков разных размеров и строит из них целые города с замками. Кто-то с удовольствием проявляет нежность и любовь к воспитателю, кто-то стесняется своих эмоций, кто-то плачет и легко расстраивается, а кто-то буйствует и терроризирует всю группу.

У меня был один сложный ребенок с синдромом дефицита внимания, если бы тогда можно было найти больше литературы об этом или узнать какие-то подробности, то я бы по-другому выстраивала процесс воспитания. Но мне приходилось руководствоваться интуицией, так как все, что говорили о нем другие воспитатели было просто потоком негатива, вроде — он не от мира сего, ненормальный, а иногда просто — дурак и всё. А этот мальчик оказался просто особенным, непохожим на остальных настолько, что надо было выстраивать индивидуальный подход. Но какой индивидуальный подход, если в группе 25 детей, которые иногда устраивают такой тарарам, что хочется всех рассадить по углам и услышать наконец тишину.

На детей никогда нельзя воздействовать физически.

Даже если они начнут уничтожать казенное имущество или бить других детей. Воспитатель должен уметь словами или своими действиями утихомирить детей и вырастить из них дисциплинированный коллектив. Я сама по себе абсолютный бунтарь. Мне нравится творчество, полет фантазии, радостные и счастливые дети, бегающие или увлеченно играющие. Но в этом случае мне обо всем таком пришлось на время забыть. Точнее, мне всё же удалось найти точку равновесия, золотую середину, при которой получалось лавировать между строгостью и любовью.

Примерный распорядок дня был следующим. Прием детей, завтрак, физкультура, уроки по расписанию, прогулка, обед, сон-час, полдник, факультативное занятие, свободное время, прогулка. Почти все элементы распорядка были подвижными, за исключением еды и послеобеденного сна. Естественно, в дождь и мороз детей никто гулять не поведет, тогда можно придумать какие-нибудь игры в группе. Мне нравилось чередовать учебные занятия с легкими физическими упражнениями, дети с удовольствием разбавляют умственную и физическую активность.

Мне нравилось творчески подходить к процессу обучения.

Например, в преддверии праздников дети из года в год готовят стандартные и одинаковые открытки. На 8 марта — мамам и бабушкам, на 23 февраля — папам и дедушкам и так далее. Я решила разнообразить процесс. Вспомнила, что в моем детстве было соленое тесто. Нашла в интернете его рецепт и выпекла дома 25 сердечек. Принесла их в группу, раздала вместе с красками и сказала детям рисовать на сердечках все, что им захочется, что придет в голову. Разукрасить это в качестве подарка маме. Вы бы видели их лица. А лица и восторги мам после получения подарка вообще сложно описать. Открытки я тоже делала вместе с детьми креативные — в виде рамок с фотографиями, украшенные ракушками.

Самое важное — мантра для воспитателя: детей надо сдать родителям ровно такими же, какими их привели в сад.

Когда детей забирают, начинается еще одно испытание для воспитателя, которое со временем проходит. Детей нужно отдать строго в руки родных, а иногда этих родных у ребенка добрый десяток человек. Братья, сестры, бабушки, племянники, тети, дяди и так далее. В первые дни мне хотелось держать каждого ребенка за руку, а приходящего взрослого различать только если ребенок сам к нему бросится в объятия, или по паспорту. А есть такие дети, которых мама зовет-зовет, а он сидит в песочнице, занят делом и не откликается. Воспитателю остается только сверяться по своим книжечкам и записям, чтобы опознать родителя. Ходит куча баек, когда детей забирали чужие родители, дедушки путали их, бабушки не разглядели, а дети уверенно шагали с чужим взрослым в темную даль.

До сих пор непонятно, как реагировать на рассказы детей о проведенном дне в детском саду. Иногда бывает, что дети любят фантазировать. Иногда они фантазируют страшные вещи про воспитателей.

Но чаще всего они искренне рассказывают обо всем подряд. Был случай, когда нянечка специально открывала окно в спальне во время сон-часа, чтобы дети заболевали, и их приходило меньше. Дети говорили об этом родителям, но те не верили, только спустя кучу времени обратили внимание на последствия, которые сходились с детскими рассказами. Дети также любят рассказывать воспитателям, которые вызывают их доверие, о том, что происходит у них дома. Не наказывайте и не ругайте их за это, но будьте в курсе, что воспитатель может знать о подробностях вашего семейного быта.

Рабочий день воспитателя. В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада? Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером. Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад.

Обязанности воспитателя : в первую очередь воспитатель – это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.

Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.

К режимным моментам относятся :

2. Утренняя гимнастика.

3. Подготовка к завтраку, завтрак.

4. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.

5. Подготовка к 1 прогулке, прогулка.

6. Подготовка к обеду, обед.

7. Организация сна детей.

8. Организация подъема детей и закаливающих процедур.

9. Подготовка к полднику, полдник.

10. Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом. Их нужно использовать для установления до-верительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребенком. В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, рассказывает, обсуждает. Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка. В процессе умывания, одевания, приема пищи малыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Постепенно ребенок учится самостоятельно умываться, одеваться и пр. Участвуя вместе с воспитателем в повседневных делах, следуя примеру взрослых, ребенок приобретает социальные навыки.

Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать до-брожелательную атмосферу сотрудничества. Следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

Организация утреннего приёма.

Приём детей может проходить как на воздухе, так и в помещении. В хорошую погоду прием детей в любое время года желательно проводить на свежем воздухе. Необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему : подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

Необходимо обеспечить условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Воспитателем заранее продумывается, организация деятельности детей в период от приема до подготовки к завтраку. Закончив прием детей, педагог проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику. Воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми. После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные ставят посуду на столы, остальные дети постепенно, по пять-шесть человек, идут умываться.

Подготовка к приему пищи

Для обеспечения преемственности питания в детском саду, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми.

Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место.

В организации питания, начиная со средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

Подготовка к прогулке

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате.

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Прогулка состоит из следующих частей:

• труд на участке,

• самостоятельная игровая деятельность детей,

• индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств,

• самостоятельная двигательная активность.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости. Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, мальчики пропускают девочек вперед. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Подготовка к дневному сну

Подъем после сна, закаливающие мероприятия

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится бодрящая гимнастика, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой. После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.

Игры, вечерняя прогулка, уход детей домой

На вечерней прогулке, в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.

Обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду.

Памятка для педагогов по организации и проведению режимных моментов

Воспитатель, помни!

1. Переступая порог детского сада и своей групповой комнаты, оставь плохое настроение за дверью!

3. Сердечность, чуткость, справедливость, доброта, вежливость – обязательные профессиональные качества педагога.

4. Один из основных приемов общения – тонкое понимание своих воспитанников.

5. Воспитатель должен заботиться не только о содержании требований, но и о форме и тоне их предъявлений, так как не стоит забывать, что ребенок очень чувствителен.

6. Помните! Грубое слово, брошенное взрослым, необдуманный поступок, несправедливо наносят ребенку глубокую рану.

7. Завоевать любовь детей, – значит, жить их жизнью!

8. Помните об ответственности за жизнь детей и принимайте решение без спешки.

9. Педагог должен дать ребенку образец того общения, которым ребенок еще не владеет, и, опираясь, на достигнутый уровень, как бы вести его за собой. Не забывайте, что ключом к успешному воспитанию является высокая культура педагогического общения!

10. Самое главное – это любовь к детям. Любить детей и бережно к ним относится.

Организация режимных моментов в детском саду во второй младшей группе Режимный момент, Время Приход детей в детский сад, самостоятельная деятельность, игры. (7.00-8.20) ЦЕЛЬ: Создать ребенку хорошее настроение.

Как обычно проходит день воспитателя? Воспитатели приходят на работу к 7.30, встречаем детей, отмечаем на табеле детей,чтобы получить завтрак. Потом дети садятся завтракать,после завтрака у нас занятии до 10. Ну это в разных группах по разному. Смотря какой возрост. Потом прогулка(ох как мы не любим гулять🤦🏻‍♀️за это и ругают,и жалуются на нас). Потому что тяжело одевать,раздевать. Еще у некоторых неудобная обувь со шнурками, с пуговицами. И наконец то выходим гулять,там уж надо быть аккуратной. Нельзя никому кричать,дергать. Потому что из окон дома смотрят и родители,и родственники и знакомые детей.

После прогулки заходим,раздеваемся,одежду вешаем сушиться. Попробуй только забыть вешать,скандал со стороны родителей обеспечан🤦🏻‍♀️ Потом обедаем, и всеми любимая время дня это ТИХИЙ ЧАС.

В идеале в тихий час мы должны писать план,готовить материал для поделок. Но у нас не так уж🤗 в это время пьем чай, сплетничаем🤗😅.

Вот мне надо план писать,а я лежу,пишу статью😊😂 В 14.00 приходит вторая воспитательница,потом она уже остается с детьми,а я ухожу домой. После сна дети встают,одеваются. Потом полдник и ужин у них. В режимных моментах кто то рисует,лепит,книжки смотрят. Потом детей забирают, а кого не забирают оставляем в дежурную группу. Вот это я вкраце только описала день воспиьателя.


ПЕРВАЯ СМЕНА

До места работы Надежда добирается пешком, т.к. живет в двух остановках от садика. 15-ти минутная пешеходная прогулка, конечно, бодрит, но только не в зимнее время, когда утром темно и валит снегопад. В 6:45 Надежда Николаевна заходит в детский сад, расположенный во дворе дома № 8 по улице Верхняя Дуброва. Под несравнимый ни с чем запах детсадовской кухни у воспитателя есть ровно час, чтобы подготовить группу, достать необходимые материалы к подготовленному занятию.


Всего в группе 25 ребят, сегодня пришло 22 человека. Мальчики и девочки, как опытные официанты, бегают от раковин к столикам. Кто-то лениво возит ложкой в пшенной каше, кто-то наоборот - за считанные секунды съел свою порцию и просит добавки. Во время завтрака Надежда Николаевна и ее помощница нянечка Галина Анатольевна успевают лишь выпить чаю с бутербродом. Следующий прием пищи будет только во время тихого часа.





Режим есть режим, поэтому пора собираться на прогулку. Каждому ребенку приходится завязывать шарф, шапку, шнурки. И если детишки на улице бегают и играют, то Надежда Николаевна пристальным взглядом следит за безопасностью детей. Сегодня не холодно, но мокро. На помощь воспитателю приходит старая шуба или деревенский тулуп с валенками. Гулять приходится каждый день, несмотря на погоду, если, конечно, не идет сильный дождь и нет крепкого мороза на улице. Во время прогулки помещения группы проветриваются.





Перед уходом еще много нужно обсудить с коллегами, сдать группу второму воспитателю и отправляться по своим делам.

ВТОРАЯ СМЕНА

Вторая смена воспитателя начинается с 11 часов 45 минут. Пока первый воспитатель гуляет, второй принимает дела о занятиях и готовится ко второй половине дня.

В 15:00 приходится будить детей и звать их на полдник. После - вновь занятия. А затем свободное время, в которое, как бы сейчас назвали, начинается экшн. Мчатся грузовики, куда-то спешат пожарные, полиция и скорая помощь, будущие мамы прогуливаются с колясками, шумят и грохочут поезда, но в этом шуме главный все же Надежда Николаевна. Она строго контролирует детей.








После вкусного ужина: пирога с мясом, яблоком, кабачковой икрой и сладким чаем - пора собираться на вечернюю прогулку. Многие из родителей уже во время приема пищи подходят за своими детьми, которые не хотят идти домой.





Свою жизнь после детского сада Надежда Николаевна планирует связать с деревней: завести коз, свиней, корову. Жить и наслаждаться свежим воздухом, выращивать свои любимые цветы, кататься по хвойному лесу на лыжах и, конечно, нянчить внуков и правнуков.

Сегодня мы побывали в детском саду и посмотрели на работу воспитателя. В следующем выпуске мы познакомим читателей с очередным героем нашего проекта.

Читайте также: