Как приучить ребенка вставать в школу самому

Обновлено: 02.07.2024

Садик, школа. Что в этих словах общего? Правильно, будильник. А также слезы, негодование и нытье про можно я еще чуть-чуть. Если ваши нервы на исходе, то эти пять правил легкого подъема — именно для вас.

В одночасье биологические часы организма, привыкшие к вольному лету, не перестроить, и родителям придется запастись терпением, чтобы приучить своего ребенка к новому графику.

кандидат психологических наук, практикующий психолог

«Представьте, какой у ребенка стресс: первоклассникам нужно освоить совершенно новую систему обучения и взаимоотношений в школе, у учеников постарше большая нагрузка. Копится усталость, наступает эмоциональное выгорание — все, как у взрослых. Только детям грозит не увольнение, а плохие оценки и потеря интереса к учебе. Или даже проблемы со здоровьем.

Правило № 1. Главный пример — родители

Как бы банально это ни звучало, но начинать нужно с мам и пап. До 8 лет ребенок полностью копирует манеру поведения, принятую в семье. Ждете дисциплины от ребенка — покажите ему пример. Распланируйте утро так, чтобы сборы на учебу детям и работу взрослым прошли без спешки, но со всеми необходимыми процедурами.

Правило № 2. Утро начинается с вечера

Приучите ребенка планировать свое время заранее. Проговорите с ним перспективы следующего дня, спросите его мнения насчет одежды и необходимых вещей (возможно, завтра в школе будет чаепитие и нужно принести с собой печенье, или в садике пройдет небольшой утренник, дети приходят с любимыми домашними игрушками). Приготовьте детскую одежду для следующего дня и положите ее на видное место, а если ребенок — школьник, это должен делать он сам. Не сделал? Напомните ему. Обязательно с вечера нужно собрать портфель. Будьте уверены, если переложить это действие на утро, половину учебников и тетрадей сонный малыш оставит дома.

Правило № 3. Создайте ритуал

Скоро опять прозвенит первый звонок школьного будильника… Применив пару хитростей, ты можешь стать отцом-суперменом и научить ребенка рано вставать без скандалов и рукоприкладства.

Не знаем, для кого раннее вставание в школу сложнее — для детей или для их родителей, которым нужно этих детей собирать и отвозить.

В эти моменты начинаешь с нежностью вспоминать онлайн-школу, когда рубашка, а иногда и расческа вообще не были проблемой и вставать можно было за полчаса до уроков. Но ладно, свят, свят, пусть будет раннее вставание, только не онлайн-школа!

1. Правило 15 минут

Самый первый лайфхак пора начать применять уже сейчас. Суть его заключается в том, чтобы двигаться в сторону школьного будильника постепенно.

Отметь, когда ребенок встает на каникулах. Мы надеемся, что тебе повезет, и это не будут какие-нибудь 12 часов дня. Допустим, десять утра. Так вот, прямо завтра поставь ему будильник на 9.45. Послезавтра — на 9.30 и так далее. За 10 дней оставшиеся до школы ты успеешь продвинуться аж на два с половиной часа!

Поверь, постепенная акклиматизация — это гораздо гуманнее, чем дать дитятку понежиться последние дни лета. По крайней мере, в первые дни школы ты избежишь жуткого недосыпа, который наложится на нервы первых учебных дней после длительного перерыва.

2. Полюби будильник

Мелодия, которая в телефоне играет по умолчанию, как правило, просто ужасная. К тому же она порядком себя дискредитировала в предыдущие разы своего безжалостного влезания в утренние сны.

Спроси у ребенка, что он слушает, и выбери что-нибудь из этого репертуара. Начинать день лучше с чего-то приятного. Это, кстати, касается и твоего будильника тоже.

Ну ладно, может быть, не ставь самого любимого исполнителя. За много неприятных утр даже он покроется патиной тихой ненависти, пощади кумира. Возьми средне любимого и поменяй мелодию через пару месяцев. Так она будет эффективнее и приятнее.

3. Белый свет

Недавние исследования установили, что сразу после вставания очень полезно смотреть на яркий солнечный свет (хотелось бы!) или хотя бы на свет яркой лампы белого спектра. У нас в этом случае начинают вырабатываться гормоны, необходимые для здоровья и бодрости в первой половине дня. Также эта процедура налаживает циркадные ритмы, благодаря которым мы лучше спим ночью и бодрствуем днем.

Сразу, как прозвенел будильник, подходим к кровати ребенка и отдергиваем шторы или включаем свет, не слушая возражений.

Рассказываем, как организовать день ребёнка таким образом, чтобы ежедневный ранний подъём в школу не становился для него (и для вас) кошмаром.


Сколько времени нужно ребёнку на сон

Если ваш ребёнок не хочет вставать утром в школу, скорее всего, он просто не высыпается. В таблице ниже мы приводим суточную норму сна для детей разного возраста.

Однако на практике далеко не все дети готовы соблюдать эту норму, предпочитая ложиться как можно позже. Итак, прежде чем ответить на вопрос, как поднять ребёнка в школу утром, нужно понять, как уложить его спать вечером.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Как научить ребёнка вовремя ложиться

Как правило, дети идут в кровать неохотно. Даже если они устали, им хочется как можно больше времени провести за любимыми занятиями, поиграть в видеоигры или посидеть в соцсетях.

Если ребёнок привык засиживаться допоздна, не стоит просто загонять его в постель на два-три часа раньше. Такая резкая смена режима сна может привести к бессоннице, снижению общего тонуса и росту нервного напряжения. Время отхода ко сну нужно корректировать постепенно, по десять-пятнадцать минут в два-три дня.

Сформировав у ребёнка режим, постарайтесь более не отступать от него. Конечно, в выходные можно позволить засидеться попозже и подольше поспать, однако проследите, чтобы школьник не слишком сильно выбивался из графика, иначе процесс адаптации к раннему пробуждению придётся начинать сначала.

Кроме того, нужно создать условия, которые позволят организму ребёнка подготовиться ко сну:

  • Обеспечьте ребёнку комфортные условия для сна. У вашего школьника должно быть удобное спальное место в помещении с хорошей свето- и звукоизоляцией. В тёплое время года желательно оставлять окно открытым на всю ночь, чтобы в комнату поступал свежий воздух.
  • Сбалансируйте физическую и психическую нагрузку в течение дня. Если ребёнок весь день просидел за компьютером с уроками, а затем посетил два кружка — то устал только его мозг, в то время как тело ещё полно энергии. Из-за этого могут возникать трудности с засыпанием. Небольшая физическая нагрузка за три-четыре часа до сна поможет расслабиться вечером.
  • Следите за питанием ребёнка. Плотный ужин непосредственно перед сном, особенно если в нём преобладает жирная и острая пища, может не только помешать ребёнку выспаться, но и повредить систему пищеварения. Лучше кормить ребёнка ужином за два-три часа до сна, а перед сном угостить фруктами, йогуртом или зерновыми хлопьями.
  • Приглушите свет за час-полтора до сна. Биологические часы человека во многом зависят от уровня освещения. Постепенное снижение яркости света запустит механизм отхода ко сну.
  • Постарайтесь убедить ребёнка не пользоваться перед сном гаджетами. Лучше проведите это время вместе. Совместное чтение или прослушивание расслабляющей музыки поможет ребёнку сформировать привычку, полезную для засыпания.
  • Многим подготовиться ко сну помогает тёплый душ, под его воздействием вырабатывается расслабляющий гормон — мелатонин.
  • Приучите ребёнка готовить все дела с вечера. Чем меньше нужно будет сделать утром — тем дольше можно спать. Объясните ребёнку, что сделанные вечером уроки, собранная сумка и подготовленная одежда позволят сэкономить драгоценные минуты утреннего сна и избавят от утренней суеты.

Соблюдение этих несложных правил поможет вашему сыну или дочери лучше высыпаться и набираться сил. Теперь поговорим о том, как облегчить процесс пробуждения.

Как научить ребёнка рано вставать

Если ребёнок соблюдает режим дня и хорошо высыпается, проблем с ранним подъёмом возникать не должно. Перечислим ещё несколько вещей, которые помогут ребёнку вставать в школу.

Мотивация

Постарайтесь сделать так, чтобы после пробуждения ребёнка ждало что-то приятное. Вкусный завтрак или просмотр любимого шоу на YouTube с утра послужат хорошим стимулом для пробуждения и поднимут настроение.

Стакан воды

Начинать утро со стакана воды комнатной температуры — здоровая и полезная привычка. Вода сразу после пробуждения позволяет запустить многие необходимые процессы организма.

Зарядка

Всего 5-7 минут энергичных движений после пробуждения помогут вернуть в тело бодрость. Если ребёнку скучно выполнять однообразные упражнения, предложите ему просто подвигаться под любимую музыку.

Ещё одна полезная для здоровья привычка. Утренний душ — очень эффективный способ снять сонливость.

Трекеры сна

Смарт-часы и фитнес-браслеты поддерживают специальные приложения, анализирующие фазы сна человека и позволяющие активировать будильник во время быстрой фазы, когда просыпаться комфортнее всего.

Что делать, если ничего не помогает

Изображение на обложке: Defaced / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

У родителей первоклассников впереди непростое время. Нужно не только следить за адаптацией ребенка к школе, поддерживать контакт с учительницей, вовремя замечать сигналы неблагополучия — но и учить ребенка самостоятельности в новом, школьном формате. Как перейти от контроля к самоконтролю в вопросах еды, когда ребенок должен начать сам собирать школьный рюкзак и вставать по будильнику? Вот что предлагает "ленивая мама" Анна Быкова.

До какого возраста контролировать питание ребенка

Родительский контроль бывает разный. Бывает защищающий. Бывает направляющий. Бывает удушающий. Бывает блокирующий. Бывает раздражающий. Бывает отдаляющий. И один легко перерастает в другой, если родители забывают вовремя отступить, ослабить контроль.

До какого возраста контролировать питание ребенка

Когда мама контролирует все, что ребенок съел за день, когда ему всего два года, — это нормально, это естественно, это разумно, особенно если у ребенка аллергия. Но вот ребенку уже семь лет, и он приглашен на день рождения одноклассника. Много детей, весело и шумно, дети периодически подбегают к столу, что-то хватают и убегают играть дальше. Родители оживленно беседуют.

И только одна мама неустанно бдит за сыном: как бы не схватил со стола чего-нибудь вредного, аллергенного. "Витя, Витюша, что ты только что взял?! Положи конфету на место! Иначе мы немедленно уходим!"

Каждый шаг Витюши контролируется мамой. Мама фактически провоцирует сына на игру: "Попробуй утащи со стола конфету так, чтобы я не заметила". Возможно, в этот раз не получится и победа будет за мамой. Но, уверяю, игра продолжится на следующем празднике. Мамин контроль станет раздражающим, и он отдалит маму от сына.

К тому же такой контроль блокирует развитие самоконтроля и ответственности. Вите семь. Он уже способен обнаружить причинно-следственную связь между тем, что он ест, и высыпаниями на коже. "Ты взял конфету? Ты можешь ее съесть. Но ты знаешь, что после этого у тебя будут сильно чесаться руки". Да, Витя знает. И Витя может сделать выбор. Сам. Сознательно и ответственно. Важно только не бояться делегировать ребенку эту ответственность.

Я работала воспитателем в аллергогруппе детского сада. У каждого ребенка из группы была аллергия на что-то, но у всех разная. И каждый ребенок знал, что ему можно, а что нельзя.

В детском саду есть традиция приносить конфеты по случаю дня рождения и угощать всю группу. В аллергогруппе приносили не запрещенные большинству конфеты, а печенье или бисквиты. Четырехлетние дети (те, для кого это было актуально) интересовались: "А там нет орехов?". Или могли отказаться: "Мне нельзя, там глютен!". Родители объяснили им, что и почему нельзя, то есть объяснили причинно-следственную связь, делегировали ответственность, превратили контроль в самоконтроль.

До какого класса помогать ребенку собирать портфель

Когда мама контролирует процесс сбора школьного рюкзака в первой четверти первого класса — это нормально, это контроль адекватный, естественный. Важно через контроль учить ребенка способам самоконтроля: "А теперь проверь еще раз, все ли ты положил. Давай сверим по расписанию в дневнике. Так, математика. Учебник и рабочая тетрадь на месте?".

Но если ребенок уже в третьем классе, а мама вечером лезет к нему в рюкзачок с вопросом: "А краски ты положил?" — это уже контроль удушающий. Принести краски на урок рисования — это уже зона ответственности ребенка.

Даже если не положил, что страшного произойдет? Придет на урок без красок, прочувствует последствия своей забывчивости. Будет самостоятельно решать возникшую сложность, например, попросит соседа по парте о том, чтобы пользоваться его красками. Даже если не получится договориться, даже если — худший из сценариев — получит двойку, это тоже опыт, из которого можно сделать вывод.

Правильный вывод: "Надо внимательней собирать ранец". Или неправильный вывод: "Мама! Ты почему мне краски не положила! Из-за тебя я „двойку“ получил!" Неправильный вывод провоцирует мама, проверяющая школьный рюкзак ребенка. Не перевела контроль в самоконтроль.

Другая крайность — сразу, с первых дней в школе делегировать ребенку ответственность за учебу — тоже не способствует развитию самостоятельности. Что будет, если ребенку сказать: "Как хочешь, так и собирай свой ранец!" — не научив его способам самоконтроля, не рассказав, что надо сверять содержимое ранца с расписанием? Скорей всего, ребенок сразу попадет в ситуацию неуспеха, что вызовет у него негативное отношение к учебе.

Есть понятие "зона ближайшего развития". Перескакивать через эту зону, отсылая ребенка к деятельности, с которой он еще не умеет справляться (не знает как), нельзя. Сначала показываем, потом делаем вместе, потом контролируем, потом доверяем — важно соблюсти эту последовательность этапов, не перескакивать через них.

До какого класса помогать ребенку собирать портфель

До какого класса будить ребенка перед школой?

Как понять, когда контроль становится удушающим? Очень просто. Задайте себе вопрос: когда я контролирую, я действую из любви к ребенку или из любви к себе? Если из любви к себе и желания проявить власть, то необходимость контроля будет формулироваться так: "Надо делать, как мама сказала. А так, как не говорила, делать не надо. Мама лучше знает. Маму нужно слушаться. Даже если мама ошибается — все время от времени ошибаются, все равно будет так, как мама сказала".

Инициатива ребенка при таком подходе полностью подавляется родительским авторитетом. В очередной раз сделать то, что велели родители, и именно так, как они велели, — это исполнительность, а не самостоятельность.

Еще один вопрос. Когда вы контролируете, вы делаете это из желания помочь ребенку или из желания избежать негативной оценки своей персоны? Так бывает, что родительским контролем движет мысль "Что обо мне подумают?".

Если ребенок забудет дома учебник, что обо мне подумает учитель? Если ребенок опоздает в школу, что обо мне подумает англичанка? Если ребенок не окончит институт, что обо мне подумают подруги?

— Быстрее! Сколько можно копаться! Ты же опоздаешь! Хватит есть! Положи бутерброд! Некогда доедать! Уже пора зубы чистить! Быстрее дожевывай! Запей, а то подавишься! Ты уснул в ванной, что ли? Выходи уже, одевайся! Сначала обувь, потом куртку! Перчатки взял? Ключи взял? Проездной?

Когда-то я жила на съемной квартире с очень плохой шумоизоляцией. Каждое утро я была невольным свидетелем утренних сборов в школу сына своих соседей. То есть это я так думала, что это сборы в школу. Пока не проехалась однажды вместе с соседями в лифте до девятого этажа. Мама-соседка причитала на тему "скоро уже сессия", а сынок бурчал, что успеет все выучить.

Нерасторопный "школьник" оказался студентом. Могу предположить, что мама подгоняла его, когда он учился в начальной школе, потом в средней и так далее. Интересно, когда он пойдет работать, она будет его будить?

Уже в начальной школе ребенку нужно объяснить, как заводить будильник. Экспериментальным путем можно определить, сколько времени занимает путь до школы и сколько времени требуется для утренних сборов. "Смотри, сегодня мы шли до школы 20 минут. Если ты хочешь идти медленно, не торопясь, нужно выходить раньше. Но и встать надо раньше. На сколько ты заведешь будильник?"

Учить ребенка не опаздывать, самому следить за временем важно именно в начальной школе. Когда еще есть уважение к учебе и есть желание быть прилежным учеником. Когда есть личная мотивация прийти в школу вовремя. Потому что на фоне личной мотивации проще всего формировать ответственность и самостоятельность.

Есть у меня подозрение, что если соседа-студента приходилось контролировать, чтобы он не опоздал на лекции, и принудительно усаживать за учебники во время сессии, то мотивации на учебу в данном вузе у него не было. Ему это не надо — учиться там. Это не его самостоятельный выбор. Это выбор родителей и, как следствие, вынужденный контроль, без которого все пойдет по совсем другому сценарию.

Читайте также: