Как приучить ребенка к порядку в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Акку­рат­ность редко бывает врож­ден­ной чер­той харак­тера, ско­рее, это при­об­ре­тен­ное каче­ство. Когда в доме есть актив­ные, много игра­ю­щие дети, бывает трудно под­дер­жи­вать без­упреч­ную чистоту. И в то же время упо­ря­до­чен­ный мир нужен детям. Пред­став­ле­ние о порядке мно­гие берут из семьи, но, даже если роди­тели напра­вят все силы на то, чтобы дети были чисто­плот­ными, нет гаран­тии, что они обя­за­тельно ста­нут собран­ными и педан­тич­ными. Играет роль тем­пе­ра­мент, осо­бен­но­сти харак­тера, воз­раст­ные кри­зисы. Взрос­лые ста­ра­ются научить детей быть вни­ма­тель­ными к внеш­нему виду, порядку в ком­нате и общей орга­ни­зо­ван­но­сти. Но не менее важно подойти к вос­пи­та­нию акку­рат­но­сти так, чтобы стрем­ле­ние к чистоте не пре­вра­ти­лось в одер­жи­мость и не ока­зы­ва­лось боль­ной темой как для стар­ших чле­нов семьи, так и для младших.

Объ­яс­нить ребенку, для чего нужен поря­док в делах и вещах – задача не из лег­ких. Дети не любят нота­ции, а при­чины, кото­рые имеют зна­че­ние для взрос­лых, могут не сра­ба­ты­вать с детьми. Поэтому в каж­дом инди­ви­ду­аль­ном слу­чае нужно почув­ство­вать, какая моти­ва­ция может сработать:

Поря­док – это удобно. Когда ничего не забы­ва­ешь, а нуж­ные вещи нахо­дятся на своих местах. Под­ска­жите ребенку, что важ­ный номер теле­фона не поте­ря­ется, если его запи­сать не на клочке бумаги, а зане­сти в запис­ную книжку или теле­фон­ный кон­такт-лист. Купите несколько папок с раз­де­ли­те­лями, в кото­рых можно хра­нить худо­же­ствен­ные работы, и пусть во время сле­ду­ю­щего при­езда бабушки с дедуш­кой ребе­нок про­де­мон­стри­рует им свои рисунки, а вы пора­ду­е­тесь вслух: как удобно пока­зы­вать гостям аль­бом, в кото­ром рисунки хра­нятся аккуратно.

Поря­док – это необ­хо­димо. В учебе акку­рат­ность при­го­жда­ется при уме­нии писать в про­пи­сях, обво­дить по пунк­тиру, про­ве­рять ошибки в дик­танте и при выпол­не­нии мно­гих дру­гих зада­ний. Похва­лите малыша за то, что не зашел за кон­тур, рас­кра­ши­вая кар­тинку, а школь­ника – за то, что обо­шелся без пома­рок, пере­пи­сы­вая упраж­не­ние из учеб­ника. Полу­чив хоро­шую оценку за акку­рат­ное выпол­не­ние работы или услы­шав учи­тель­скую похвалу за кра­си­вый почерк, дети про­чув­ствуют всю важ­ность тща­тель­ного подхода.

Поря­док – это при­ятно. Отлич­ная моти­ва­ция для детей – это гости-сверст­ники, кото­рых им нра­вится при­гла­шать в свою чистую ком­нату. Пусть ваш дом будет открыт для дру­зей, и тогда детям будет в удо­воль­ствие наво­дить поря­док перед их визитом.

С акку­рат­ным чело­ве­ком ком­фортно окру­жа­ю­щим. При­ятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забы­вает, во сколько нужно прийти на дру­же­скую встречу и не устра­и­вает бес­по­ря­док на тер­ри­то­рии, кото­рую делит с дру­гими (напри­мер, за школь­ной пар­той или в общей ком­нате лет­него лагеря). Может быть, вы вспом­ните, как недавно при­шлось про­пу­стить начало мульт­фильма в кино­те­атре, а затем, изви­ня­ясь, про­би­раться через поло­вину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не пове­шен­ные на при­выч­ный крю­чок, а почему-то ока­зав­ши­еся в варежке. Или в вашем семей­ном опыте най­дется дру­гая похо­жая исто­рия. Ино­гда детям необ­хо­димо уви­деть минусы от невни­ма­тель­ного отно­ше­ния к вещам, ко вре­мени или к порядку, чтобы в буду­щем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку наве­сти порядок

Роди­тели могут быть удив­лены тому, что у детей суще­ствует соб­ствен­ное пред­став­ле­ние о порядке, кото­рое отли­ча­ется от задан­ного в семье. Одна­жды зна­ко­мая при­зна­лась, что ее вось­ми­лет­ний сын, у кото­рого талант – захлам­лять про­стран­ство вокруг себя, во время семей­ного путе­ше­ствия и про­жи­ва­ния в отеле уби­рал вещи на место. Когда его спро­сили, почему дома он не делает то же самое, ребе­нок отве­тил, что ему нра­вится, что в отеле мало лиш­него, поэтому не хочется загро­мож­дать кра­си­вый номер бес­по­ряд­ком. Это откро­ве­ние стало для роди­те­лей пово­дом поду­мать, что, воз­можно, в домаш­ней дет­ской ком­нате слиш­ком много вещей. Так было при­нято реше­ние избав­ляться от лиш­него. Если похо­жая про­блема суще­ствует и в вашем доме, нужно про­сто с чего-то начать:

- вме­сте с ребен­ком раз­де­лить ком­нату на квад­раты и уби­рать по квад­рату в день. При таком спо­собе боль­шое зада­ние, кото­рое сна­чала пред­став­ля­ется невы­пол­ни­мым, раз­би­ва­ется на малень­кие, и их удобно делать по шагам. Помо­гите ребенку в начале пути: пока­жите, куда сло­жить машинки, а куда мяг­кие игрушки, рас­сор­ти­руйте несколько пред­ме­тов вме­сте, а затем оставьте малыша закан­чи­вать дело;

- пред­ло­жить детям укра­сить ком­нату по их вкусу: с боль­шей охо­той они будут под­дер­жи­вать поря­док в ком­нате, если им будет нра­виться, как она выгля­дит. Также важно, чтобы дети чув­ство­вали, что это их тер­ри­то­рия, даже если речь идет не о целой ком­нате, а об игро­вом или твор­че­ском уголке в квар­тире. При­зна­вая ответ­ствен­ность за поря­док в своем уголке, дети могут орга­ни­зо­вать хра­не­ние вещей по сво­ему вкусу, а не только так, как под­ска­жут взрослые;

- отка­заться от боль­шого коли­че­ства игру­шек. Скоп­ле­ние маши­нок, кукол и раз­ных мело­чей обычно и явля­ется глав­ной при­чи­ной хаоса в доме. Если сокра­тить общее коли­че­ство поку­па­е­мых игру­шек не уда­ется, дого­во­ри­тесь о том, чтобы дер­жать на виду лишь часть игру­шек, а осталь­ные уби­рать на антре­соли или бал­кон, пери­о­ди­че­ски меняя их местами;

- опре­де­лить для каж­дой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ори­ен­тир – что и куда класть, роди­тели могут сфо­то­гра­фи­ро­вать ком­нату с пра­вильно раз­ло­жен­ными вещами и пове­сить фото на стену;

- орга­ни­зо­вать про­стран­ство так, чтобы уборка была про­стой, а вещи можно было легко найти. Исполь­зуйте кон­тей­неры с понят­ными ребенку над­пи­сями или наклей­ками, папки с фай­лами для школь­ных бумаг, пере­го­родки для нос­ков и белья, чтобы они были сло­жены отдельно и акку­ратно, а также ящики для стро­и­тель­ных инстру­мен­тов с про­зрач­ными отсе­ками, в кото­рых удобно хра­нить мел­кие детали конструкторов;

- вве­сти еже­днев­ные обя­зан­но­сти, кото­рые ста­нут дет­ским вкла­дом в наве­де­ние домаш­него порядка. Раз­ре­шите детям выби­рать из пред­ло­жен­ных обя­зан­но­стей те, с кото­рыми они будут лучше, по их мне­нию, справляться;

- при­бе­гать к помощи элек­трон­ных устройств и нагляд­ных помощ­ни­ков: мар­кер­ных досок, ярких сти­ке­ров, кален­да­рей, орга­най­зе­ров в ком­пью­тере или теле­фоне. Под­ска­жите, что опо­ве­ще­ния в теле­фон­ном кален­даре помо­гут не забыть о днях рож­де­ния дру­зей и род­ствен­ни­ков, сти­керы удобно исполь­зо­вать как тек­сто­вые закладки-напо­ми­на­ния в кни­гах, учеб­ни­ках или днев­нике, а на доске можно напи­сать рас­по­ря­док дня или спи­сок дел и зада­ний кото­рые необ­хо­димо сделать.

Также можно посте­пенно научить детей неко­то­рым при­е­мам, бла­го­даря кото­рым под­дер­жи­вать поря­док будет не так утомительно:

- уби­рать по пути, класть на место то, что взял, закры­вать то, что открыл, уро­нен­ную вещь под­ни­мать с пола, а сня­тую с вешалки форму вешать обратно после учеб­ного дня;

- сде­лать тра­ди­цией еже­ве­чер­ние пять минут лег­кой уборки перед сном, чтобы утром было при­ятно захо­дить в комнату;

- перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, кото­рую только что закончил;

- начи­нать уборку с того, что больше нра­вится. Напри­мер, сна­чала рас­ста­вить музы­каль­ные диски, а потом разо­браться с одеж­дой и т.д.

Часто уме­ние орга­ни­зо­вать свой быт удоб­ным обра­зом пере­хо­дит от роди­те­лей. У ребенка с дет­ства впе­ча­ты­ва­ется в под­со­зна­ние то, что вы после подъ­ема заправ­ля­ете постель, а перед сном уби­ра­ете мелочи, остав­лен­ные на поверх­но­стях мебели. Или дети видят, что роди­тели еже­дневно при­ни­мают душ, и вос­при­ни­мают эту при­вычку как есте­ствен­ную и для них тоже.

И хотя поло­жи­тель­ный при­мер – это все­гда пер­вый шаг, бывает, что и про­стые пра­вила дети отка­зы­ва­ются соблю­дать, про­сто потому что это им неин­те­ресно. С малы­шами в таком слу­чае сра­ба­ты­вает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по тай­меру пре­вра­ща­ется в борьбу с мик­ро­бами, кото­рых раз­но­цвет­ная щетка выго­няет за две минуты, а уборка игру­шек ста­но­вится сорев­но­ва­нием: кто полу­чит больше очков, метко забро­сив мяг­ких зай­цев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно при­дер­жи­ваться сле­ду­ю­щих стратегий:

- сохра­нять непри­нуж­ден­ное отно­ше­ние к наве­де­нию порядка. Если дети видят, что роди­тели взды­хают и долго соби­ра­ются с силами, прежде чем про­пы­ле­со­сить ком­нату, то и они будут вос­при­ни­мать уборку как мучи­тель­ное меро­при­я­тие. Поэтому под­дер­жа­ние порядка в доме лучше вос­при­ни­мать как часть семей­ной жизни – такую же есте­ствен­ную, как покупка про­дук­тов или тра­ди­ци­он­ный поход в кино по выходным;

- опре­де­лить вме­сте, что для вас и детей озна­чает “чистая ком­ната” и попро­сить их при­дер­жи­ваться этого списка. Он, напри­мер, может состо­ять из сле­ду­ю­щих пунк­тов: заправ­лен­ная постель, акку­ратно сло­жен­ная одежда, чистый пись­мен­ный стол;

- про­сить детей не про­сто выпол­нить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рас­сор­ти­ро­вать одежду по цвету для буду­щей стирки. Так они, во-пер­вых, учатся от взрос­лых, как именно наво­дить поря­док, а во-вто­рых, чув­ствуют вза­им­ную вовле­чен­ность в общее дело.

Как не пере­гнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из чле­нов семьи акку­рат­ность – навяз­чи­вая идея. В этом слу­чае уборка висит над осталь­ными домо­чад­цами дамо­кло­вым мечом. Пси­хо­логи счи­тают, что одна из при­чин чрез­мер­ного вни­ма­ния к чистоте и порядку – неуве­рен­ность в себе и жела­ние защи­титься физи­че­ским поряд­ком от любого внеш­него воз­дей­ствия. Для таких людей харак­терна повы­шен­ная раз­дра­жи­тель­ность из-за неза­кры­того тюбика зуб­ной пасты или чашки, постав­лен­ной не на ту полку. Уста­нав­ли­вая пра­вила чистого дома, необ­хо­димо пом­нить о том, что поря­док – хотя и важ­ная, но все-таки не глав­ная состав­ля­ю­щая семей­ного уюта и бла­го­по­лу­чия. Должно оста­ваться и сво­бод­ное время и радость от того, что в домаш­ней обста­новке можно расслабиться.

Когда роди­тели при­ме­няют авто­ри­тар­ный под­ход и ста­вят поря­док глав­ной целью, устра­и­вая еже­не­дель­ные гене­раль­ные уборки, кон­тро­ли­руя мель­чай­шую деталь и со вздо­хом вме­ши­ва­ясь в то, что, по их мне­нию, у ребенка полу­ча­ется плохо, дети начи­нают сопро­тив­ляться и демон­стра­тивно отка­зы­ваться от уборки. Так они выра­жают про­тест про­тив жест­кого кон­троля и давления.

Луч­ший вари­ант — при­дер­жи­ваться золо­той сере­дины. Не быть дик­та­то­ром, про­ве­ря­ю­щим паль­цем пылинки на книж­ном шкафу, но и не оста­ваться рав­но­душ­ным к дет­ской акку­рат­но­сти. Можно с пони­ма­нием отне­стись к тому, что у ребенка была слож­ная школь­ная неделя, и не загру­жать его пору­че­ни­ями в выход­ные. А можно спо­койно напо­ми­нать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школь­ный рюк­зак, при­го­то­вил одежду на утро – все в порядке есте­ствен­ных просьб, кото­рые вы озву­чи­ва­ете детям и на кото­рые отзы­ва­е­тесь сами.

Мно­гие дети не желают зани­маться убор­кой из-за того, что ста­вят в при­о­ри­тет массу дру­гих инте­рес­ных вещей: ком­пью­тер, дру­зей, книги, про­гулки. В таких слу­чаях неко­то­рые роди­тели при­ме­няют метод послед­ствий. Напри­мер, дого­ва­ри­ва­ются, что, пока пись­мен­ный стол не будет очи­щен от ско­пив­шихся бумаг, на ком­пью­тере играть нельзя. С одной сто­роны, может пока­заться, что это уль­ти­ма­тум, про­тив кото­рого ребе­нок может вос­стать. Но с дру­гой сто­роны, дети – члены семьи, в кото­рой каж­дый своим малым вкла­дом обес­пе­чи­вает общий ком­форт. Важно, чтобы они осо­зна­вали это с малых лет.

Выбор – быть акку­рат­ными или нет – дети делают сами. Ино­гда глядя на роди­те­лей и беря с них при­мер (мама перед при­хо­дом гостей застав­ляла про­ти­рать посуду до блеска, ско­рее всего, и дочь будет наво­дить лоск перед визи­том дру­зей). Часто дети сами дорас­тают до пони­ма­ния того, что поря­док – сино­ним ком­форта. В неко­то­рых счаст­ли­вых слу­чаях акку­рат­ность – про­сто черта харак­тера. Но пока дети малень­кие, роди­тели под­ска­зы­вают, как стре­миться к акку­рат­но­сти, и это луч­шее, что они могут сде­лать. Есть веро­ят­ность, что дети все-таки возь­мут дан­ные советы на воору­же­ние, когда в буду­щем сами ста­нут хозя­е­вами соб­ствен­ного дома.

Читайте также: