Как правильно списать автобус в школе

Обновлено: 02.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок списания автомобиля в бюджетном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Порядок списания автомобиля в бюджетном учреждении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Списание и утилизация автомобиля
(Ларцева Л.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 8) При принятии решения о списании и утилизации пришедших в негодность транспортных средств федеральным казенным учреждениям необходимо руководствоваться Положением N 834, а также разработанными в соответствии с ним ведомственными порядками.

Каждое транспортное средство проходит тот период, когда его списание с баланса учреждения неизбежно. Ведь пока автомобиль не снят с учета, он считается объектом транспортного средства. Кроме того, подержанный автомобиль с большим сроком службы влечет за собой существенные финансовые потери для бюджета своего владельца. Если такой автомобиль не представляет особой ценности, то лучшим решением будет его списание и утилизация.

Списание автомобиля с последующей утилизацией может быть произведено по разным причинам:

  1. физический износ транспортного средства;
  2. повреждение (порча) в результате аварии (ДТП);
  3. стихийное бедствие (пожар, наводнение);
  4. прочие обстоятельства, при наступлении которых транспортное средство становится непригодным для дальнейшей эксплуатации, а восстанавливать (ремонтировать) его нецелесообразно.

Порядок списания автомобиля можно разделить на следующие этапы:

  1. принятие комиссией учреждения решения о списании и оформление соответствующих документов;
  2. согласование принятого решения с вышестоящим государственным органом;
  3. отражение списания автомобиля в бюджетном учете;
  4. демонтаж и утилизация автомобиля;
  5. оприходование запчастей и металлолома, оставшихся в распоряжении учреждения после демонтажа автомобиля, и учет средств, полученных от реализации металлолома;
  6. снятие автомобиля с учета;
  7. передача данных о списанном автомобиле в Росимущество.

Остановимся на этих этапах подробнее.

Принятие решения о списании автомобиля

Для принятия решения о списании транспортного средства в учреждении создается постоянно действующая комиссия.

Эта комиссия обладает следующими полномочиями:

  1. комиссия производит внешний осмотр транспортного средства, подлежащего списанию, учитывая данные, которые содержатся в учетно-технической и иной документации;
  2. определяет целесообразность (пригодность) дальнейшего использования транспортного средства, а также возможность использования его отдельных деталей, конструкций и материалов, полученных от утилизации объекта, а также возможность и эффективность его восстановления;
  3. устанавливает основные причины списания транспортного средства, среди которых может быть физический и (или) моральный износ, возможные нарушения условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительный простой транспортного средства, а также другие причины, которые могли привести к необходимости списания имущества;
  4. определяет виновных лиц, деятельность которых могла повлиять на преждевременное списание транспортного средства, а также выносит решение о привлечении к ответственности данных лиц, согласно законодательству РФ;
  5. устанавливает возможность эксплуатации отдельных деталей, конструкций и материалов ликвидируемого транспортного средства и определяет их рыночную стоимость;
  6. осуществляет контроль над снятием деталей, изготовленных из цветных и драгоценных материалов, путем их взвешивания и передачи в пункты хранения;
  7. формирует пакет документов, необходимый для получения разрешения от вышестоящего органа и подготавливает акт о списании транспортного средства.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения. Возглавляет комиссию председатель, он непосредственно и осуществляет руководство деятельностью комиссии, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии, при возникновении спорных вопросов обеспечивает коллегиальность в их обсуждении. При необходимости, если в учреждении отсутствуют работники, обладающие специальными знаниями, по решению председателя комиссии для участия в заседаниях могут приглашаться эксперты.

Решение о списании транспортного средства принимается только в том случае, если за это проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании, после того, как решение о списании принято, подписывается акт о списании транспортного средства.

Согласно Приказу № 52н от 30.03.2015, списание автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф. 0504105), который утверждается руководителем казенного учреждения только после получения соответствующего разрешения.

Обратите внимание: до утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бюджетном учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).

Порядок действий необходимый для получения разрешения на списание автомобиля

Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Порядок согласования определяется каждым учреждением самостоятельно. Например, учреждения подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Основываясь на этот документ при рассмотрении вопроса согласования решения списания имущества подведомственным учреждением, необходимо представить в Минобрнауки следующие документы на бумажном и электронном носителях:

  1. сопроводительное письмо о согласовании решения о списании транспортного средства;
  2. заключение учреждения о возможности списания транспортного средства;
  3. перечень объектов транспортных средств учреждения, по которым необходимо принять решение о списании;
  4. инвентарные карточки учета транспортных средств, по которым необходимо принять решение о списании;
  5. выписка из реестра федерального имущества по транспортным средствам подлежащим списанию;
  6. копия приказа об утверждении комиссии по подготовке и принятию решений о списании транспортных средств с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения;
  7. копия протокола заседания комиссии учреждения;
  8. акт о списании транспортного средства;
  9. фотография транспортного средства, по которому необходимо принять решение о списании, подписанная и с указанием даты съемки.

При списании автотранспортного средства необходимо представить копии:

  • технического паспорта;
  • свидетельства о регистрации;
  • документа о прохождении последнего технического осмотра;
  • заключения о его техническом состоянии, подтверждающего непригодность дальнейшего использования (в случае отсутствия соответствующего специалиста в штате учреждения — копию заключения, выданную лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).

Документы предоставляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. При рассмотрении Министерство принимает решение о согласовании списания или дает отказ в списании транспортного средства. При принятии положительного решения руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании транспортного средства и документы, подтверждающие его утилизацию.

Операции по списанию и утилизации автомобиля в бюджетном учете

Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).

Также необходимо учитывать разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д 28и-2716, при заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене.

На основании вышеизложенного заказчик не имеет право заключать контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.

Снятие автомобиля с государственного учета

При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.

Передача сведений об автомобиле в Росимущество

Акт о списании автомобиля оформленный комиссией учреждения утверждается только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До момента утверждения акта мероприятия по утилизации и демонтажу автомобиля не допускаются.

Металлолом и запчасти, оставшиеся в распоряжении учреждения от демонтажа списанного автомобиля, необходимо принять к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000), а доходы, полученные от реализации металлолома, перечисляются в доход бюджета.

После того, как автомобиль утилизирован, он снимается с государственного учета и по нему направляются сведения в Росимущество.

Автомобиль может быть списан с последующей утилизацией по разным причинам: физический износ, повреждение (порча) в результате аварии (ДТП), стихийного бедствия (пожара, наводнения) и прочие обстоятельства, при наступлении которых транспортное средство становится непригодным для дальнейшей эксплуатации, а восстанавливать (ремонтировать) его нецелесообразно. Какова процедура списания (утилизации) автомобиля в таких случаях и как отразить эти операции в бюджетном учете, расскажем далее.

Порядок списания автомобиля условно можно разделить на следующие этапы:

1) принятие комиссией учреждения решения о списании и оформление соответствующих документов;

2) согласование решения с вышестоящим государственным органом;

3) отражение выбытия автомобиля в бюджетном учете;

4) разборка и утилизация автомобиля;

5) оприходование металлолома и запчастей, оставшихся в распоряжении учреждения после разборки автомобиля, и учет средств, полученных от реализации металлолома;

6) снятие автомобиля с учета;

7) передача в Росимущество данных о списанном автомобиле.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Принятие решения о списании автомобиля

В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается постоянно действующая комиссия. Она обладает следующими полномочиями:

осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

принятие решения по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества;

установление причин списания имущества, в числе которых могут быть физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания имущества;

подготовка акта о списании транспортного средства и формирование пакета документов, необходимых для получения разрешения от вышестоящего органа.

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты.

Решение о списании имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.

Согласно Приказу Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н списание автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф. 0504105), который утверждается руководителем казенного учреждения только после получения соответствующего разрешения.

Обратите внимание: до утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бюджетном учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834).

Получение разрешения на списание автомобиля

В соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

В каждом ведомстве устанавливается свой порядок согласования. Например, федеральные учреждения, подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Согласно этому документу для рассмотрения вопроса о возможности согласования решения о списании федерального имущества подведомственная организация представляет в Минобрнауки следующие документы на электронном и бумажном носителях:

1) сопроводительное письмо о согласовании решения о списании федерального имущества;

2) заключение организации о возможности списания федерального имущества с учетом прогноза влияния списания федерального имущества на дальнейшую деятельность организации;

3) перечень объектов федерального имущества организации, решение о списании которых подлежит согласованию;

4) инвентарную карточку учета основного средства, решение о списании которого подлежит согласованию;

5) выписку из реестра федерального имущества в отношении федерального имущества, решение о списании которого подлежит согласованию;

6) копию решения организации о создании комиссии по подготовке и принятию решений о списании федерального имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации;

7) копию протокола заседания комиссии организации;

8) оформленный комиссией организации акт о списании федерального имущества;

9) подписанные фотографии федерального имущества, решение о списании которого подлежит согласованию, с указанием даты съемки.

В случае списания автотранспортного средства также представляются копии:

технического паспорта автотранспортного средства;

свидетельства о регистрации автотранспортного средства;

документа о прохождении последнего техосмотра автотранспортного средства;

заключения о техническом состоянии автотранспортного средства, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате организации – копия заключения, выданного лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).

Документы подписываются руководителем и главным бухгалтером организации (за исключением оформляемого комиссией организации акта о списании) и представляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. Министерство рассматривает их и принимает решение о согласовании списания имущества учреждения либо дает отказ. В случае принятия положительного решения о согласовании руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании федерального имущества, а также документы, подтверждающие утилизацию списанного федерального имущества.

Бюджетный учет операций по списанию и утилизации автомобиля

Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля является утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105). К акту в обязательном порядке прилагается копия инвентарной карточки списываемого объекта (ф. 0504031).

На основании акта в инвентарной карточке также проставляется отметка о выбытии объекта.

Для отражения в бюджетном учете операций по списанию автомобиля с дальнейшей утилизацией применяется следующая корреспонденция счетов (п. 10 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Согласно принятому комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решению о списании транспортного средства, оформленному актом о списании, операции оформляются:

– при прекращении эксплуатации объекта, пришедшего в негодность, в том числе по причине физического износа

1 104 35 411
1 114 35 412
1 401 10 172

Забалансовый счет 02*

– при уничтожении, разрушении, приведении в негодность объекта вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природного явления, катастрофы)

1 104 35 411
1 114 35 412
1 401 20 273

– при выбытии объекта помимо воли казенного учреждения (при выявленных недостачах, хищениях, фактах уничтожения основных средств в результате террористических актов)

1 104 35 411
1 114 35 412
1 401 10 172

Пример 1.

Служебный автомобиль попал в ДТП. Авария произошла по вине третьих лиц. Согласно экспертизе страховой организации автомобиль непригоден к дальнейшей эксплуатации. На основании справок, подтверждающих факт аварии и повреждения транспортного средства, комиссия приняла решение о его списании и дальнейшей передаче на утилизацию. Балансовая стоимость автомобиля равна 700 000 руб., а сумма амортизационных отчислений по нему на момент аварии – 300 000 руб.

В бюджетном учете казенного учреждения операции будут оформлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан пришедший в негодность автомобиль на основании решения комиссии:

– в сумме начисленной амортизации

1 104 35 411

1 101 35 410

300 000

– в сумме остаточной стоимости (700 000 – 300 000) руб.

1 401 10 172

1 101 35 410

400 000

Принят списанный автомобиль на забалансовый учет до момента утилизации

Забалансовый счет 02

1

Списан с забалансового учета переданный на утилизацию автомобиль

Забалансовый счет 02

1

Пример 2.

Гараж казенного учреждения затопило вследствие паводка. В результате серьезно пострадал служебный автомобиль. По оценкам экспертов, ущерб, причиненный автомобилю, не позволяет эксплуатировать его в дальнейшем. Кроме того, эксперты также пришли к выводу о нецелесообразности восстановления транспортного средства: поскольку автомобиль старый, стоимость его ремонта значительно превысит его рыночную стоимость. На основании экспертных оценок комиссия приняла решение о списании этого объекта. Балансовая стоимость автомобиля составляет 170 000 руб. Амортизация по нему была начислена полностью.

После утверждения акта о списании произведена разборка автомобиля. К учету приняты годные запчасти на общую сумму 40 000 руб. Остальная часть автомобиля сдана в металлолом. Доход от сдачи металлолома составил 10 000 руб. Эти доходы были перечислены в бюджет непосредственно организацией, принимающей вторсырье.

Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан автомобиль, пострадавший от паводка

1 104 35 411

1 101 35 410

170 000

Приняты к учету запчасти, оставшиеся после разборки автомобиля

1 105 36 346

1 401 10 172

40 000

Принят к учету металлолом

1 105 36 346

1 401 10 172

10 000

Списан реализованный металлолом

1 401 10 172

1 105 36 446

10 000

Начислен доход от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

10 000

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме средств, полученных от реализации металлолома (на основании извещения (ф. 0504805), направленного администратору доходов в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета)

1 304 04 446

1 303 05 731

10 000

Поступили в доход бюджета средства от реализации металлолома (на основании подписанного администратором доходов извещения, уведомляющего о поступлении платежа в бюджет)

1 303 05 831

1 205 74 664

10 000

При заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене необходимо учитывать разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д28и-2716.

Лом и отходы цветных и (или) черных металлов – это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

С учетом изложенного заказчик не вправе заключить контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.

Снятие автомобиля с государственного учета

Регистрационное подразделение снимает с государственного учета транспортное средство при предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании транспортного средства в специально отведенном поле.

Передача данных об автомобиле в Росимущество

При принятии решения о списании и утилизации пришедших в негодность транспортных средств федеральным казенным учреждениям необходимо руководствоваться Положением № 834, а также разработанными в соответствии с ним ведомственными порядками.

Оформленный комиссией учреждения акт о списании автомобиля может быть утвержден только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До утверждения акта реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), не допускается.

Запчасти, металлолом, оставшиеся в распоряжении учреждения в результате разборки списанного автомобиля, принимаются к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000). Доходы от реализации металлолома зачисляются в доход бюджета.

После утилизации автомобиль снимается с государственного учета, а сведения по нему передаются в Росимущество.

Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы


Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Читайте также: