Как правильно называется школьная доска

Обновлено: 04.07.2024

Все учились в школе и помнят, как не хотели выходить к доске или, наоборот, – стремились. Так что же это за аксессуар такой – школьная доска? Откуда она взялась и почему зеленая? Это довольно интересная история.

Школьная доска. Настолько обыденная, привычная вещь, что редко кто фиксирует на ней внимание. Но ведь этот предмет один из самых необходимых в мире. Доски есть везде, где обучают детей, и они по всему свету почти одинаковые. Различия в основном хронологические. Те, кто учился в 70-80-х годах, помнят черные или коричневые доски, а сейчас они зеленые. Было время, когда отсутствовали общие, большие доски, а были только индивидуальные. Можно сказать, что этот привычный для нас предмет обихода имеет длинную историю. Менялись и форма и размер и цвет и все изменения вызывались серьезными причинами.

Немного истории

Учащимся во все времена требовался недорогой расходный материал, который можно использовать неоднократно. В древнем Шумере дети писали на непросохших глиняных табличках, в Египте - палочкой на известняковых пластинках. В средние века в Индии ученики писали кусочками одной из пород известняка на обожженных плоскостях из дерева. Главным достоинством этих способов была возможность стирать написанное и использовать материал снова. В Европе к XIX веку наибольшее распространение получили аспидные дощечки. Это пластины из прочного сланца в деревянной раме. Писали на них грифелем или палочкой из алюминия. Все написанное можно было стереть тряпкой. Однако не было главного – большой общей доски, которой мог пользоваться и учитель, объясняя задание или проверяя знания учеников, но необходимость уже была из-за распространения образования и увеличения количества учащихся на одного преподавателя.

В 1800 году в образовании произошла, по сути, революция. Шотландский учитель Джеймс Пилланс придумал и использовал первую большую школьную доску. Он преследовал сугубо прагматичную цель – ему надо было, чтобы ученики рисовали карты, а на маленьких индивидуальных досках просто не хватало места. Тогда он и объединил много маленьких поверхностей в одну большую, стал использовать мел и даже создал свой рецепт изготовления цветного мела. Опыт оказался успешным. Учителя получили возможность обучать детей намного более эффективно, чем раньше.

С этого момента школьные доски заняли свое прочное место в обучении детей. До сих пор невозможно представить образовательный процесс без этого предмета. Но его развитие тоже не остановилось. В основном изменения касались цвета поверхности.

Почему доска зеленая

Первоначально они изготовлялись из сланца и покрывались черной краской. Казалось абсолютно естественным писать белым мелом по черной доске - лучше видно. Однако со временем выявились и недостатки черного цвета. При ярком солнечном свете создавалась излишняя контрастность и написанное становилось трудночитаемым. После стирания оставались слишком сильные белые разводы, что затрудняло продолжение объяснения урока. Поэтому со временем, гораздо чаще стали использовать коричневый или темно-красный цвет. Кстати, в советских школах доски были коричневого цвета.

Однако, к середине XX века исследования ученых в области восприятия цветов привели к выводу, что наиболее благоприятным для человеческого глаза является зеленый. В разных школах были проведены эксперименты и учителя согласились, что темно-зеленый цвет школьной доски лучше способствует процессу обучения. В результате с 60-х годов эти школьные атрибуты стали изготавливать из стальных пластин покрытых зеленой эмалью. Сначала они распространились в США и Западной Европе, а затем и в Восточной Европе.

Объясняется это изменение цвета просто – зеленый лучший цвет для человеческого восприятия. Он создает наименьшую нагрузку для глаз при длительной работе с текстом или изображениями. Это приятный и успокаивающий цвет, близкий к природе. К тому же выяснилось, что зеленый цвет способствует подъему умственной активности и сосредоточенности, увеличивает концентрацию внимания. А это именно те факторы, которые необходимы для успешного обучения. Потому, практически по всему миру, школьные доски темно-зеленого цвета.

Но прогресс не стоит на месте и в заключение обязательно надо констатировать появление новых, более современных вариантов этого атрибута образования. Здесь и покрытия, на которых можно писать маркером, и интерактивные доски, где все действия ученики могут выполнять с помощью компьютера и многие другие интересные варианты. Правда, сама идея большой поверхности используемой для демонстрации и обучения не изменилась со времен Джеймса Пилланса, учителя и изобретателя.

Школьная доска кабинета математики одной из российских средних школ.

Школьная доска кабинета математики одной из российских средних школ.

Классная доска (синоним: Школьная доска или просто Доска) — используемая в образовательных учреждениях поверхность, на которой преподаватель и ученики могут писать или рисовать для пояснения изучаемого материала. Классные доски используют также в различных учреждениях, чтобы оставлять записки и объявления о новых событиях, для записи счёта в небольших соревнованиях.

Классная доска в классе для обучения великих княжон (дочерей императора) в Ливадийском дворце

Классная доска в классе для обучения великих княжон (дочерей императора) в Ливадийском дворце

Использование меловой доски в школе в младших классах

16.04.2009

Появление досок в школе относят к началу XIX века. Тогда у каждого школьника была собственная доска для записей, сделанная из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца. Писали на них грифелем, а стирали записи тряпочкой. Учителю надо было подойти к каждому ученику и проверить написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс.

Позже появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом. Они оказались настолько удачными, что до сих пор используются в образовательных учреждениях. Их изготавливают из дерева, стекла или металла и покрывают тёмной матовой эмалью, обычно чёрной, тёмно-зелёной или коричневой. Более качественные доски делают с покрытием из шероховатого фарфора, который очень устойчив к истиранию: такие доски могут выдерживать 10-20 лет интенсивного использования.

Надписи, сделанные мелом, легко стираются влажной тряпкой или губкой. Иногда используют специальный ластик для доски: деревянный брусок, на который наклеена войлочная подушечка.

При всём своём удобстве, меловые доски имеют важный недостаток: при письме на них образуется меловая пыль, которая пачкает одежду и у некоторых людей может вызывать аллергию. Меловая пыль также может негативно влиять на чувствительное к пыли оборудование, например, компьютеры.

В середине двадцатого века в школах стали появляться белые доски, на которых можно писать цветными маркерами. Такой подход обеспечивает более яркое и контрастное изображение, что облегчает процесс зрительного восприятия изображения.

Использование белой маркерной доски в школьном кабинете

Белые доски обычно делают из металла, покрытого эмалью, стекла или пластика. Самые непрочные из них - доски с пластиковым покрытием, а самые долговечные - доски, покрытые эмалью, или металлокерамические доски, как их еще называют.

В зависимости от того, используются ли маркеры на водной основе или маркеры сухого стирания, надписи с доски стирают либо влажной тряпкой или специальным очистителем. Использование маркеров на водной основе более экономично, так как не надо тратить средства на покупку очистителя. Металлокерамические доски являются и магнитными досками, то есть с помощью магнитов можно поместить на доске различные информационные материалы (плакаты, таблицы и т. п.).

Ещё со времён появления меловых досок их стали делать с несколькими рабочими поверхностями: распашными или раздвижными.

Впервые "интеллект" в школьную доску внесла японская компания PLUS в конце 80-х годов прошлого столетия. Именно ей принадлежит право первенства создания первой копирующей доски, идею которой успешно подхватила и претворила в жизнь компания Panasonic, выпустив на рынок копирующие доски PanaBoard и CopyBoard. Идея копирующей доски была поистине гениальной - чтобы снабдить аудиторию написанной на доске информацией, не надо переписывать всё от руки - достаточно нажать одну кнопку и всё, что написано на доске, распечатывается на одной странице.

В начале 90-х годов появились первые электронные доски. Пионером стала компания Microfield Graphics (США) с электронной доской SoftBoard. Все, что написано на электронной доске, появлялось на экране компьютера. Теперь записанную информацию можно было сохранять в файл, распечатывать, посылать по факсу, по электронной почте и передавать в реальном времени по сети.

Примерно к тому же времени относятся доски, имитирующие работу компьютерного монитора, где в качестве компьютерной мыши используется электронный стилус. Впоследствии такие доски стали называть интерактивными досками.

Если говорить о копирующих, электронных и интерактивных досках 90-х годов, то они в первую очередь были предназначены не для образовательного, а для корпоративного сегмента. Цены на такие доски были слишком дороги для школьных классов: цена на копирующую доску была от 1,5 до 5 тысяч долларов, цена на электронные и интерактивные доски варьировалась от 3 до 7 тысяч долларов (см. статью Михаила Гуткина, PC Week/RE 08.10.1996 "Доска как доска, но с компьютером").

Первым, кто обратил внимание на образовательный сектор, была компания Smart. Им удалось обратить на себя внимание руководителей министерств образования - и многие школы в Европе и в России получили доски SmartBoard благодаря целевым федеральным поставкам.

В настоящее время интерактивные доски все чаще и чаще находят применение в начальном, среднем и высшем образовании, в первую очередь за счет все большего проникновения цифрового мира в жизнь, но еще и потому, что их стоимость стала доступной для образовательных учреждений.

Использование интерактивной доски в школе на уроке

Существует несколько типов интерактивных досок в зависимости от применяемых технологий.

В основе сенсорной интерактивной доски лежит резистивная матрица - двухслойная сетка из тончайших проводников, разделенных воздушным зазором, которая вмонтирована в пластиковую поверхность интерактивной доски. Проводники замыкаются от давления на поверхность при прикосновении. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши. Особенность интерактивной доски с сенсорной технологией дает существенное преимущество при использовании таких досок в начальной школе и в коррекционных школах, поскольку рисование пальцами, вызывая интерес у детей, одновременно развивает мелкую моторику. Эта технология не требует применения специальных маркеров, не использует никаких излучений для работы и не подвержена внешним помехам. Недостатком этой технологии является небольшая задержка реакции матрицы при быстром перемещении маркера или заменяющего его предмета, а также то, что поверхность доски легко повредить.

Если говорить о поверхности твердой и прочной, более защищенной от возможного вандализма, то следует обратить внимание на доски с электромагнитными, инфракрасными и ультразвуковыми технологиями.

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, который часто называют электронным стилусом (выглядящий как пластмассовый стержень со скруглённым концом, обычно имитирующий по форме маркер).

Сейчас выпускаются электронные интерактивные доски, использующие инфракрасные и ультразвуковые датчики для определения положения маркера. Иногда вместо датчиков используются инфракрасные лазеры, считывающие с высокой точностью текущее положение маркера.

Что происходит нового в области интерактивных досок? Они перестают быть инструментом для учителя и становятся средством для организации групповой работы учащихся. Впервые возможность использования двух электронных стилусов стала предлагать компания Hitachi в досках Starboard. В настоящее время многие производители интерактивных досок используют эту возможность.

Использование интерактивной доски на школьных занятиях

Настоящая революция произошла в 2009 году, когда компания PolyVision представила интерактивную доску PolyVision eno, первую в мире интерактивную доску без проводов. Eno - это прочтенное справа налево английское слово 'one', означающее "один", "одна", и она одна действительно может быть использована как обычная белая маркерная доска с магнитной поверхностью: на ней можно писать разноцветными фломастерами, стирать, прикреплять магнитами наглядные материалы, а при необходимости превращать в большой интерактивный экран.

На интерактивной доске компании PolyVision нанесена незаметная координатная сетка с разбросанной по ней специальным образом точками - именно сочетание точек воспринимается как уникальная координата компьютерной мыши благодаря инфракрасному датчику, расположенному в электронном стилусе.

Прочная металлокерамическая поверхность и отсутствие электроники на доске PolyVision eno делает доску действительно антивандальной - в ней просто нечему сломаться. Впервые на интерактивную доску производитель дает гарантию не в несколько лет (5-10), а пожизненную гарантию. Такую доску не надо запирать в кабинете во время перемены, чтобы случайно не испортить.

Отсутствие электронных устройств на интерактивной доске делает более простым переход от традиционных средств обучения к современным. Интерактивная доска больше не является отдельно стоящей доской. Она используется как обычная классная доска, и только при необходимости превращается в интерактивную доску.

Появление досок PolyVision eno с несколькими рабочими поверхностями (распашными или раздвижными) позволило увеличить размер доски и использовать самые различные комбинации: интерактивная белая маркерная доска занимает центральную часть, а вспомогательные поверхности представляют белые маркерные доски и/или меловые доски.

Хотя цена интерактивной доски PolyVision eno с дополнительными поверхностями выше, чем у обычной интерактивной доски, совокупная стоимость вложения в такую доску гораздо ниже - ведь вместе с интерактивной покупается школьная доска, которую можно использовать без ограничений.

Данный материл является интеллектуальной собственностью. Произвольное копирование материала запрещено. Для согласованного копирования обратитесь в компанию "ДЕЛАЙТ 2000".

Школьная доска - неотъемлемая часть процесса обучения, именно она позволяет удобно и наглядно демонстрировать учебный материал, а также служит для практической части обучения - например для решения задач и составления схем.

Виды современных школьных досок

Современные школьные доски

  • Меловая - вид, сохранившийся с прежних времен, но претерпевший усовершенствования; теперь меловые доски изготавливаются из стеклоэмали повышенной прочности и стальной основы. Доска имеет матовую поверхность на которую хорошо ложится мел.
  • Доска для маркеров - представляет собой металлический лист, покрытый специальным покрытием (обычно белой стеклоэмалью). Маркеры контрастно выглядят на светлом фоне, а металлическая основа позволяет прикреплять к доске различные учебные материалы при помощи магнитов.
  • Комбинированная доска - обычно имеет два или три элемента, основной может выступать меловая доска, а дополнительной - маркерная. Также возможен вариант поворотной двухсторонней доски - по мере заполнения поля, ее переворачивают, это дает возможность сохранить нестертой важную информацию, которая может понадобиться позже в ходе урока.
  • Интерактивная школьная доска - наиболее современный вариант, представляющий собой сочетание специального экрана и оптического проектора, подключенных к компьютеру . Такая доска представляет почти неограниченные возможности демонстрации материала, в том числе интерактивных моделей учебных пособий. Ее экран чувствителен к касанию и в зависимости от модели может обрабатывать несколько касаний одновременно, поэтому ученики могут работать с различными типами учебных программ, возможна и работа в группах.

Кроме этих разновидностей в учебном процессе возможно использование вариантов с неполным функционалом — например, стенды из пробки, на которых можно лишь прикреплять некоторые учебные материалы и листы с информацией, или экранов для демонстрации видео, не поддерживающих возможность интерактивной работы.

Главным требованием объединяющим все виды школьных досок, из-за непосредственной близости к детям, является их безопасность - все устройства должны гарантировать отсутствие токсичных и некачественных материалов, кроме того, доски должны отличаться прочностью и устойчивостью к повреждениям.

Читайте также: