Как правильно держать карандаш ребенку в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

В этом прекрасном процессе важно все: моторика рук, осанка, настроение малыша и даже то, каким способом он появился на свет.

Меня часто спрашивают, когда начинать обучение, как держать карандаш? Отвечаю: с самого раннего возраста, когда малыш только научился брать погремушку, ложку. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче ребенок сможет адаптироваться в детском саду. Можно приступать к регулярным занятиям и в 3-4 года, но не позже: у дошколят слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, еще не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. У здоровых деток примерно к третьему году обучения навык письма автоматизируется. Это позволит им успешно осваивать школьную программу.

Мелкая моторика рук влияет на развитие всего растущего организма, но особенно головного мозга и ЦНС. Поэтому перед родителями прежде всего стоит задача укрепить мелкие мышцы и сделать пальчики сильнее.

Как научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Многие родители замечают, что ребенок при письме или рисовании неправильно держит карандаш и ручку. Является ли это проблемой? Что влияет на формирование правильного захвата? Как научить ребенка правильно держать ручку? Ответы на эти и многие другие вопросы вы можете найти в нашей статье.

Почему ребенок неправильно держит карандаш?

Проблема неправильного захвата остро встает перед родителями первоклашек. В школе детям приходится часто и много писать, а то, как ребенок держит ручку, напрямую влияет на его почерк и скорость письма. Откуда же возникает эта проблема?

Мелкая моторика рук у маленьких детей развита еще недостаточно, поэтому малыш держит погремушку или карандаш всеми пальцами, зажимая в кулак. Уже в более старшем возрасте некоторые дети изо всех сил сдавливают карандаш, выставляя пальцы вперед. Такое неправильное положение пальцев часто превращается в привычку, от которой бывает трудно избавиться.

Почему ребенок неправильно держит карандаш?

Обращайте внимание на то, как ребенок рисует или пишет. Не позволяйте ему держать карандаш, как ему захочется. Чем раньше малыш научится правильно держать карандаш и ручку, тем проще ему будет в школе.

Признаки неправильного захвата карандаша

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков говорит о том, что необходимо помочь ребенку научиться писать правильно.

Признаки неправильного захвата карандаша

На что влияет неправильный захват?

Специалисты сходятся во мнении, что от того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит его здоровье. Неправильный захват при письме может пагубно сказаться на зрении ребенка, а также приводит к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. Это может отразиться на отношении ребенка к учебе в школе.

Как правильно держать карандаш и ручку?

Для того чтобы научить ребенка правильно держать ручку, нужно обратить его внимание на то, как при письме должны располагаться пальцы. Если ребенок правша, то ручка должна лежать на левой части среднего пальца. Указательный палец при этом придерживает пишущий предмет сверху, а большой – слева. Если ребенок левша, то положение пальцев зеркально меняется. Ручка лежит на правой стороне среднего пальца, большой палец придерживает ее справа, а указательный палец располагается сверху. Безымянный палец и мизинец обычно прячутся в кулак. Если ребенок держит пишущий предмет правильно, он не выпадет из рук при поднятии указательного пальца.

Как правильно держать карандаш и ручку?

Основная задача родителей – научить ребенка держать карандаш так, чтобы при письме рука не уставала.

Чтобы ребенок лучше запомнил правильное расположение пальцев при письме, можно обратить его внимание на следующие моменты:

  • Можно представить, что при письме карандаш ложится спать, а его подушка – это верхняя часть среднего пальца, а указательный и большой пальцы – это одеяло;
  • Пальцы должны быть расслаблены;
  • Пальцы должны быть расположены на расстоянии 1-2 см от пишущей части ручки или карандаша;
  • Можно касаться стола кончиком мизинца.

7 простых способов, как научить ребенка правильно держать карандаш

7 простых способов, как научить ребенка правильно держать карандаш

  1. Хорошим способом формирования правильного захвата в раннем возрасте является рисование маленькими кусочками мелков. Их нельзя взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.
  2. Метание дротиков в игре дартс. Предложите ребенку представить, что карандаш – это дротик, и его нужно метнуть в лист бумаги.
  3. Нарисуйте на среднем пальце малыша точку, которой должна касаться ручка. Такую же метку можно оставить на ручке (на расстоянии около 1,5 см от пишущего края).
  4. Метод салфетки. Половинку салфетки нужно прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Остальные пальцы держат ручку.
  5. Прикрепить карандаш к руке резинкой. Если ребенок попытается взять сжать карандаш в кулак, резинка будет натягиваться и доставлять дискомфорт.
  6. Ручка-тренажер. Эти ручки имеют трехгранную форму и отличаются небольшим весом, что позволяет ребенку легко научиться писать.
  7. В канцелярских магазинах также можно найти специальные насадки на ручки и карандаши с выемками для пальцев. Такие насадки имеют забавную форму и очень нравятся детям. Существуют насадки для левшей и для правшей.

Чем лучше писать: выбор письменных принадлежностей для ребенка

Чем лучше писать: выбор письменных принадлежностей для ребенка

Значимую роль в обучении ребенка письму играют письменные принадлежности. Результат во многом зависит от того, чем ребенок пишет. Для маленького ребенка лучше выбрать восковые мелки или фломастеры. Они нравится детям, потому что оставляют на бумаге яркие следы, и удобны тем, что на них не нужно сильно нажимать. Специалисты утверждают, что в дошкольном возрасте полезнее всего рисовать и писать карандашами. Орудуя карандашом, ребенок научится управлять силой нажима на лист бумаги. Лучше выбирать карандаши трехгранной формы, чтобы ребенок правильно держал их в руке. Место, за которое малыш держит карандаш, желательно должно быть прорезинено, чтобы при письме пальцы не соскальзывали. Также обратите внимание на материалы, из которых сделаны письменные принадлежности, так как многие дети тянут их в рот.

Если говорить о выборе ручки, то для детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше подойдут шариковые ручки с темно-синими чернилами. Если ручка пишет светлыми чернилами, ребенок будет сильнее на нее давить, так как буквы плохо видны на бумаге. Не стоит покупать слишком длинные (более 13 см) и толстые (свыше 7 мм) ручки.

Как подготовить ребенка к выполнению письменных заданий

В школе дети каждый день сталкиваются с заданиями, требующими письменного решения. Чтобы быть к этому готовыми, необходимо начать подготовку руки к письму еще в дошкольном возрасте. Для этого прекрасно подойдут игры и упражнения на развития мелкой моторики, например:

  • Нанизывания бус, шнуровки, развязывание узелков;
  • Работа с ножницами;
  • Лепка и аппликация;
  • Игры с крупами;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Штриховки, обведение по контуру, раскрашивание и т.д.

Как подготовить ребенка к выполнению письменных заданий

Систематические занятия по приобщению ребенка к грамоте лучше начинать с 4-5 лет. Будьте готовы к тому, что не каждому ребенку обучение письму дается легко. Для того, чтобы освоить этот навык, необходимо не только хорошее развитие моторики рук, но и достаточный уровень развития мышления, памяти и внимания.

Помимо подготовки руки к письму и формирования правильного захвата, необходимо научить ребенка, как нужно сидеть за столом. Ребенок должен помнить, что:

  • Ноги должны стоять на полу;
  • Спина должна быть прямая;
  • Локти нужно держать на столе;
  • Между телом и столом должно быть небольшое расстояние (2 см);
  • Лист бумаги или тетрадку стоит класть под углом 30 градусов по отношению к телу.

Выводы

Выводы

Часто бывает так, что ребенок ни в какую не хочет правильно держать ручку, сжимает ее в кулачок или держит ее другими удобными для себя способами. Такая вредная привычка может заставить понервничать любую маму, ведь от этого малыш быстро устает писать (или рисовать, штриховать, закрашивать), портится не только почерк ребенка, но и его осанка. Именно поэтому очень важно научить ребенка правильно держать пишущие предметы. Используя маленькие хитрости, описанные в статье, вы можете сделать этот процесс более эффективным и безболезненным.

Заключение

Ребенку трудно сразу держать пишущую принадлежность (мелок, карандаш, фломастер). Это вполне естественно и не является проблемой. За формирование захвата отвечает мелкая моторика. Чтобы научить малыша держать карандаш правильно – нужно проявить терпение. В этой статье мы дадим практические советы родителям и расскажем о причинах возникновения этой проблемы.

Почему малыши не могут сразу правильно держать пишущие предметы

Проблема правильного захвата наиболее остро встает, когда ребенок идет в школу. Приходится много писать, и нагрузка на руку сильно возрастает, поэтому важно еще перед школой научить ребенка правильно держать ручку и карандаш.

Мелкая моторика рук у малышей еще слабо развита, поэтому они держат предметы (погремушку, карандаш), зажимая их в кулак, всеми пальчиками.

Обязательно обращайте внимание на то, как ребенок захватывает предметы, как держит карандаши, кисточки для рисования. Чем раньше вы начнете обучать малыша правильно обращаться с ручкой, тем легче ему будет в начальной школе.

Неправильный захват – признаки:

  • во время письма указательный палец находится выше большого;
  • пишущий предмет лежит на указательном пальце;
  • захват слишком далеко от пишущей части (более 1,5 см);
  • три пальца находятся на одном уровне;
  • слишком сильный нажим;
  • верхний конец карандаша направлен не к плечу, а в сторону;
  • малыш при письме передвигает бумагу, а не ручку.

Неправильный захват не только усиливает нагрузку на кисть и руку малыша, но и может со временем пагубно отразиться на здоровье (плохое зрение, сколиоз).

Учимся правильно держать ручку и карандаш

Учимся правильно держать ручку и карандаш

Прежде всего нужно объяснить и показать ребенку, как правильно при письме должны располагаться пальцы. Безымянный палец и мизинец прячутся в кулак. Пишущая принадлежность лежит на безымянном пальце и придерживается большим и указательным.

Важно научить ребенка держать карандаш таким образом, чтобы рука при рисовании и письме не уставала.

Методы, которые помогут научить ребенка правильно держать пишущие принадлежности:

  1. В раннем возрасте хорошо формирует правильный захват рисование мелками.
  2. Метание дротиков в игре дартс имитирует правильный захват ручки.
  3. Нарисуйте на пальчике малыша точку, которой должен касаться карандаш.
  4. Купите ручку-тренажер с трехгранной формой или специальную насадку. Этот аксессуар поможет ребенку научиться правильно держать ручку.
  5. Метод салфетки – мизинец и безымянный палец прижимают к ладони салфетку, остальные три держат карандаш.
  6. Прикрепите резинкой карандаш к руке, если малыш попытается взять его в кулак, резинка будет натягиваться, не давая возможность изменить положение.

Письменные принадлежности играют значимую роль при обучении ребенка. Успешный результат во многом зависит от того, чем пишет ребенок. Малышу лучше выбирать фломастеры или восковые мелки. Они удобны в держании и очень нравятся детям, так как оставляют на бумаге яркие, сочные цвета. В дошкольном возрасте лучше всего рисовать и учиться писать карандашами.

Как подготовить малыша к выполнению письменных заданий

Как подготовить малыша к выполнению письменных заданий

Начинать подготовку к письму нужно уже в дошкольном возрасте, чтобы дальнейшая нагрузка была малышу под силу. Необходимо регулярно давать задачи, развивающие мелкую моторику.

Занятия для развития мелкой моторики:

  • нанизывание бусин, завязывание узелков, шнурование;
  • творческие занятия: работа с ножницами, пластилином, рисование, разукрашивание;
  • игры с крупами, аппликации;
  • пальчиковая гимнастика.

У многих первоклассников при поступлении в школу обнаруживаются сложности с правильным захватом прибора для письма. Тренировать мелкую моторику рук и учить правильно держать карандаш необходимо задолго до школы. Обучить этому дошкольника гораздо легче, чем первоклассника.

Развивать мелкую моторику рук ребенок начинает с рождения. Он пытается удержать в ручке погремушку, перебирает пальчиками различные элементы своих игрушек, мнет, рвет и многое другое. Уже в 2-3 года, когда дошкольник начинает пробовать себя в рисовании, необходимо показать ему, как правильно держать фломастер, и контролировать, чтобы захват формировался именно так.

Почему обучать правильно держать приборы для письма так важно? Привыкнув на ранних этапах к неправильному захвату, ребенок впоследствии может столкнуться с рядом проблем:

Начать подготовку пальчиков к письму можно с помощью следующих занятий:

- застегивание пуговиц (от самых крупных до самых мелких в зависимости от возраста ребенка);

- лепка из пластилина или теста;

- нанизывание бусин, пуговиц и других мелких предметов на нитку;

- различные манипуляции с узелками на веревках;

- игры с использованием бельевых прищепок;

- специальная гимнастика для пальчиков, пальчиковые игры.

Важно следить, чтобы с самого начала пальчики держали ручку правильно. Захват пишущего прибора осуществляется верно, если:

  • Точка опоры карандаша — верхняя фаланга среднего пальца. Большой и указательный пальчики придерживают карандаш: большой находится слева, указательный — сверху.
  • Безымянный пальчик и мизинец прижаты к ладони, подогнуты к основанию большого пальца.
  • Расстояние от пальчиков до кончика карандаша около 1,5 см.
  • Карандаш наклонен под углом около 60 градусов.
  • Мизинчик немного касается поверхности стола, рука опирается на него.
  • Рука и пальчики расслаблены.

Как научить ребенка правильно держать прибор для письма?

Карандаш нужно держать свободной рукой перпендикулярно поверхности стола, а пальчиками пишущей руки захватить карандаш сверху, словно пинцетом. Все три пальчика должны проскользить вниз по карандашу до такого положения, в котором будет удобно им пользоваться. Рука наклоняется, пальчики остаются в том же положении.

Простую бумажную салфетку нужно сложить в несколько слоев и попросить ребенка прижать ее безымянным пальцем и мизинцем к ладони. Три “рабочих” пальчика осуществляют правильный захват, а два “свободных” вынуждены держать салфетку и не могут случайно помешать.

Если мелок разрезать на кусочки длиной около 3 см, ребенок сможет взять такой кусочек только тремя “рабочими” пальчиками. Когда дошкольник привыкнет к правильному захвату, можно переходить на обычные карандаши или ручки.

На верхней фаланге (ближе ко второй) среднего пальчика нужно нарисовать любой знак: красную точку, сердечко, звездочку и т.п. Такой же знак нужно нарисовать и на карандаше на высоте около 1,5 см от его кончика. Когда карандаш попадает в ручку ребенка, эти метки должны совпасть.

Такие насадки можно найти в любом канцелярском отделе. Они имеют выемки и углубления в нужных местах, благодаря чему пальчики ложатся правильно. Кроме того, эти приспособления очень мило выглядят — деткам будет очень интересно “поиграть” с ними.

В тех же канцелярских отделах можно найти специальные ручки-тренажеры для формирования правильного захвата. Они имеют треугольную форму и выемки для пальчиков, что позволяет им держать ручку нужным образом.

Такой способ помогает приучить ребенка держать карандаш под нужным углом. На запястье руки нужно накинуть резинку (канцелярскую, для денег), затем перекрутить ее, сделав маленькую петельку, и эту петельку зафиксировать на карандаше (набросить на верхнюю часть и подвинуть ближе к середине). Останется подкорректировать положение резинки и карандаша так, чтобы наклон был верный.

Дротики обычно бросают тремя пальцами. Так, на примере этой игры, ребенок сможет понять принцип правильного захвата карандаша и подготовит руку к письму. Такой способ подходит для старших дошкольников.

В носке или варежке нужно прорезать небольшое отверстие, чтобы туда пролезали только три “рабочих” пальчика. Когда такой носок будет на ручке, безымянный пальчик и мизинец будут спрятаны внутри и не смогут мешать.

правильный захват ручки

В начальных классах дети часто неправильно держат пишущие принадлежности во время выполнения заданий на уроках. А это чревато многими проблемами в будущем. Сформировать у ребёнка правильный захват ручки и карандаша лучше ещё в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятный период для этого — 3–4 года.

Правильный захват — залог красивого почерка и свободного письма

Очень важно начать учить кроху верно захватывать письменные принадлежности ещё на стадии знакомства с ними, чтобы избежать такого неблагодарного дела, как переучивание. Если малыш неправильно берёт карандаш, это часто приводит к множеству проблем:

  • быстрой утомляемости во время выполнения письменных заданий;
  • снижению быстроты письма;
  • ухудшению зрения и осанки (поскольку часто, чтобы увидеть написанное при неправильном захвате, приходится сгибаться в неестественной позе и приближать глаза к бумаге).

Чтобы научить, как правильно держать ручку при письме, первоклассника или дошкольника, родитель должен быть сам осведомлён, как располагать пальцы на этих принадлежностях при письме. У праворуких детей пишущий предмет при должном расположении лежит на левой стороне среднего пальца; придерживает его наверху указательный палец, а слева — большой; оставшиеся пальчики прижимаются к ладони.

У леворуких детей расположение пальцев зеркально праворуким: карандаш лежит на правой части среднего пальца, справа её удерживает большой палец, а наверху — указательный.

Правильный захват ручки

Ручка должна держаться тремя пальцами

Как понять, что ребёнок неправильно держит ручку

Признаками неправильного захвата является следующее:

  • конец письменной принадлежности расположен не в направлении к плечу, а в противоположном;
  • малыш берёт пишущий предмет двумя, четырьмя пальцами или всей ладонью;
  • при письме ручка удерживается очень близко к пишущему кончику или очень далеко;
  • рука сильно напряжена.

Проверить должный захват можно и следующим образом: если оторвать от пишущего предмета указательный палец, то предмет не упадёт.

Галерея: неправильный захват ручки и карандаша

Неправильным является и захват четырьмя пальцами Если ручка удерживается средним и большим пальцем — это неправильный захват При неправильном захвате ребёнку не видно за рукой, что он пишет

Как подготовить руку к захвату пишущих принадлежностей

Существует несколько способов подготовки руки к должному захвату письменных принадлежностей:

  1. Начинать знакомство малыша с инструментами изобразительной деятельности лучше с восковых мелков, разломленных на несколько маленьких частей. Поскольку малюсенькие кусочки нельзя взять в ладонь, то крохе приходится брать их тремя пальцами.
  2. Важно стимулировать ребёнка брать маленькие предметы.
  3. Обязательно нужно развивать мелкую моторику рук с помощью шнуровок, застёгивания/расстёгивания пуговиц, пальчиковой гимнастики, лепки и т. д.

Способы обучения верному захвату (простые лайфхаки, помощь резинки и других приспособлений)

Чтобы малыш быстро запомнил корректное расположение пальчиков при письме, можно использовать следующие способы:

По опыту работы с детьми разных возрастов могу сказать, что при выборе принадлежностей для письма нужно ориентироваться на их возраст. Детям 3–4 лет подойдут толстые трёхгранные пишущие принадлежности. А в 4–5 лет уже можно переходить на обычные карандаши.

Галерея: способы формирования правильного захвата ручки и карандаша

Резинка помогает удерживать карандаш в правильном положении В продаже имеется множество насадок на карандаж для формирования правильного захвата Способ захвата дротика и карандаша аналогичен Зажатая между безымянным пальцем и мизинцем салфетка помогает взять ручку правильно

Видео: как научить правильно сидеть за столом и держать ручку

Видео: учимся держать ручку правильно — советы даёт нейропсихолог Светлана Циновская

Отзывы родителей

Успешность в учёбе зачастую зависит от того, насколько ребёнку легко удаётся красиво и разборчиво писать. В большинстве случаев причиной плохого почерка является неправильный захват ручки. Поэтому очень важно научить малыша как можно раньше правильно держать пишущие принадлежности.

Читайте также: