Как повысить школьную мотивацию у дошкольников

Обновлено: 03.07.2024

Актуальной проблемой для современной системы образования является мотивация к обучению дошкольников. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть эффективной уже в детском саду. Мотивацию дошкольников можно рассматривать как психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Позитивная мотивация - это побуждение, которое обуславливает достижение положительного результата к будущей учебной деятельности. Психологи и педагоги отмечают, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

  • Обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
  • Отсутствие интереса к учебе;
  • Школьная дезадаптация;
  • Угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;
  • Нежелание идти в школу;
  • Неврозы.

Эффективное развитие мотивации у дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включает несколько направлений:

  • улучшение отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями;
  • стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
  • формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
  • создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности;
  • обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Развитие мотивации у дошкольников - это задача не только специалистов дошкольного учреждения. В данный процесс должны активно включаться и родители. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого.

Позитивная познавательная мотивация имеет несколько главных условий развития:

  • обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
  • удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
  • удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
  • комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
  • развитие у родителей, педагогов эмоционального принятия ребенка;
  • создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Развитие мотивации должно идти параллельно, неразрывно с обучением. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, с возможностью играть и фантазировать. Одними из ведущих способов формирования мотивации являются дидактические игры, проблемные и творческие задания. В процессе формирования мотивации важную роль играют сказочные персонажи и красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у ребенка. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться - это необходимо стимулировать в них.

Родители и педагоги помогают и учат ребенка преодолевать страх, выдают авансы успеха (у тебя получится), дают высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность (только ты сможешь это сделать), усиливать мотивацию (это необходимо нам для…). Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие - это условие успешного дальнейшего обучения. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети способны сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования - это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребенка к достижению цели в домашних условиях:

  • поощрять исследование окружающей среды;
  • хвалить ребенка за совершенные достижения;
  • оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;
  • воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты;
  • стимулировать общение;
  • прививать начальные способности к исследованию.

Выполнение этих условий поможет вашим детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

  1. Обеспечьте ребенка необходимой стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений: книги, пазлы, кубики и т.д.
  2. Дайте ребенку игрушки и материалы, в которые можно играть, меняя их местоположение и форму. Позвольте ему сделать собственный выбор - это придаст уверенности в себе и создаст мотивацию.
  3. Ребенку полезно играть шариками или бусинками, составляя из них цепочку. Это развивает познавательные способности и усиливает концентрацию.
  4. Полезным занятием является сортировка предметов по форме. Давайте задания, соответствующие его возрасту. Это придаст ему уверенность в выполнении заданий. Помогайте ребенку справляться с заданиями. Благодаря вашей помощи он сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми трудностями.
  5. Разделяйте интересы ребенка. Спрашивайте и говорите о том, что ему интересно. Предлагайте различные задания, выполнение которых способствует его развитию. Успешное выполнение одного задания подталкивает ребенка к выполнению другого.
  6. Помогите ребенку овладеть базовыми умениями.
  7. Участвуйте в играх ребенка, взаимодействуйте с ним. Проводя время с ребенком, вы сможете лучше понять его и помочь ему.
  8. Награждайте и поощряйте ребенка за хорошо выполненное задание. Никогда не обещайте награду прежде, чем дадите ее.
  9. Начинайте читать ребенку с раннего возраста. Чтение ребенку вслух развивает его творческие способности и воображение.
  10. Дайте ребенку понять, что все дети разные, помогите ему осознать свои слабости и развить в себе сильные стороны.
  11. Говорите Вашему ребёнку, что Вы верите в его способность выполнить задание. Дайте ему понять, что неудача всего лишь случайность.
  12. Дайте ребёнку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его любопытство. Можно дать ему магнит и предложить разделить предметы на те, которые притянутся к магниту и те, которые не притянутся. Любопытство и любознательность играют важную роль в мотивации вашего ребёнка.
  13. Хвалите ребёнка всякий раз, когда он старается овладеть новыми умениями. Это заставляет его стараться ещё сильнее. Хвалите ребёнка не только за достижения, но даже за попытки. Помогите ребёнку понять, что достичь успеха нелегко, для этого требуется время и старание.
  14. Сделайте чтение увлекательной игрой для ребёнка. Вы можете издавать смешные звуки и предложить ребёнку сделать то же. Можно сыграть роль персонажа сказки. Всё это поможет превратить чтение в удовольствие.
  15. Попросите ребёнка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание. Гораздо полезнее спросить, что ребёнок сам думает о своей работе, чем просто похвалить его.
  16. Позвольте ребёнку проявлять активность различными способами. Дети обычно учатся делать что-либо методом проб и ошибок. Никогда не критикуйте ребёнка за неудачу, наоборот, посоветуйте ему, что делать, чтобы добиться желаемого результата.
  17. Вместо того чтобы говорить ребёнку, как именно выполнить ту или иную задачу, просто предложите ему различные способы выполнения и пусть он выберет сам.
  18. Дайте ребёнку возможность показать свои умения и талант окружающим.
  19. По мере того, как ребёнок развивается, меняются его интересы и способности. Время от времени обсуждайте с ребёнком его интересы.
  20. Старайтесь не кричать на ребёнка и не ставить его в неловкое положение перед окружающими.

Как определить, насколько сильна мотивация ребёнка? Лучший способ определить степень мотивации ребёнка - это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребёнок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от её выполнения. И наоборот, немотивированный ребёнок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется.

Пусть в семье все было сделано правильно и домашнее воспитание не заглушало, а помогало развитию познавательной потребности. Значит ли это, что, пойдя в школу, ребенок проявит интерес к учебе? К сожалению, такой гарантии дать нельзя. На это есть несколько причин.

Прежде всего, потребность и интерес не одно и то же. Психологическая наука различает эти два понятия. Потребности являются более глубокими побудителями к деятельности, чем интересы, но ведущими стимулами деятельности и поведения людей являются интересы. Потребности дают как бы первый толчок, импульс, интересы же определяют характер деятельности и поведение человека, определяют пути удовлетворения потребности в зависимости от конкретных социальных условий. Деятельность, которая нас в данном случае интересует, это учебная. Потребность, которая является двигателем такой деятельности, познавательная. Можно сказать, что если познавательная потребность у ребенка заглушена неправильным воспитанием, то интереса к учебе у него не возникает.

  • положительной эмоцией по отношению к деятельности;
  • наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познания;
  • наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений).

Вот от этих трех условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к учебе. Итак, если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.

В среднем дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду.

На основе этой мотивации воспитатель получает возможность создавать условия для более высокой мотивации, показывая ценность их деятельности для семьи и воспитателя.

Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого доброжелательного общения со взрослыми, то в средней для них становится важной и оценка. Поэтому у ребенка возникает потребность не только в общении с воспитателем, но и в положительной оценке его деятельности со стороны взрослого. В связи с чем необходимо с большим вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования детской деятельности.

Мотивация дошкольников к обучению остается актуальной проблемой и по сей день. На протяжении нескольких лет дети привыкают к одним правилам, но наступает момент, когда им приходится серьезно изменить свои взгляды и образ жизни. Объяснить ребенку важность и необходимость таких изменений непросто, и тут на помощь родителям приходит опыт специалистов в области детской психологии.

Ценность качественной мотивации

Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе. Задача родителей в том, чтобы вырастить достойную личность, приспособленную к самостоятельной жизни. Многолетний опыт показывает, что метод кнута и пряника в деле воспитания не дает желаемых и устойчивых результатов. Бесполезно против воли заставлять ребенка делать то, что, по его мнению, выполнять необязательно. А вот правильная мотивация способна творить настоящие чудеса.


Мотивировать детей можно к учебе, спорту, занятию искусством и многому другому. А чтобы запустить процесс, родителям нужно ближе познакомиться с тем, что такое мотивация, какие ее виды бывают и как правильно мотивировать ребенка, руководствуясь его личностными характеристиками, без привлечения специалистов.

Виды мотивации

Мотивация по-разному интерпретируется специалистами, но в общем понимании это умение индивидуума путем деятельности удовлетворять свои потребности и желания. А вот процесс стороннего мотивирования можно сравнить с манипуляцией, которая может быть положительной и отрицательной. По В. К. Вилюнасу, мотивация — это целая система процессов, которые побуждают человека к действию.

Специалисты в области психологии выделяют 6 видов мотивации, это:

Нюансы мотивации дошкольников

В возрасте 6-7 лет имеет место каждая из вышеперечисленных мотиваций, однако преобладание какой-либо оказывает влияние на формирование характера индивидуума и его учебу в будущем. Определить преобладающий вид мотивации сложно, так как на поставленные вопросы дети часто отвечают шаблонно. Например, если задать ребенку вопрос, хочет ли он учиться в школе, он, скорее всего, не задумываясь, ответит утвердительно, что связано сразу с несколькими причинами. Во-первых, дети знают, какой ответ от них хотят получить взрослые, и дают его. Во-вторых, ребенок не имеет достаточных знаний о том, что подразумевает под собой обучение в школе. Поэтому дать точный ответ, не понимая сути вопроса, он не может.


Базовые потребности дошкольников формируются еще в раннем детстве, поэтому в процессе становления мотивов у ребенка большое значение имеет семья. Мотивационная основа школьного обучения основывается на:

Формирование положительного отношения к обучению

В общих чертах можно выделить два пути создания положительной мотивации ребенка к обучению.

Первый — формировать у дошкольника положительные эмоции по отношению к самому процессу, в который ребенок включен. Это может происходить сразу несколькими способами:

  • одобрение со стороны педагога;
  • вера родителей в своего ребенка;
  • поощрение даже за самые маленькие достижения;
  • поддержка и заинтересованность взрослых в том, чем занимается ребенок.

В этом случае стоит избегать критики дошкольника, акцентируя внимание на том, что он делает хорошо, а не на том, где ребенок потерпел неудачу.

Второй путь подразумевает процесс создания положительной мотивации к учебе за счет осознания важности обучения. Дошкольнику подробно и на протяжении относительно длительного периода объясняют пользу обучения, что именно от учебы получит ребенок. Он должен понять, что образование нужно ему (например, для достижения желаемого результата в будущем), а не родителям или учителю. Однако такое мотивирование дошкольников нельзя назвать устойчивым. Стоит только ребенку потерять желание того, на что его настраивали изначально, как мотивация сойдет на нет.

Важные условия для формирования мотивации у дошкольников

К основным условиям, которые необходимы для успешной мотивации детей дошкольного возраста, можно отнести:

Чтобы обеспечить полноценные условия для эффективного мотивирования, нужно создать благоприятный психологический климат. Ребенку очень сложно сосредоточиться, если в доме постоянно происходят конфликты. Это вызывает в нем страх и другие негативные эмоции.

Наглядные примеры мотивации дошкольников

При развитии мотивации в дошкольном возрасте действия родителей не обязательно должны быть направлены на само обучение. Например, развить усидчивость у дошкольника можно с помощью игр, а применять полученный навык он будет в учебе.

Несколько примеров того, как родители могут влиять на ребенка и стимулировать деятельность, к которой он изначально испытывает неприязнь.

Трудовая деятельность

Наверное, каждый родитель согласится, как тяжело приобщить ребенка к чистоте и порядку и особенно к самому процессу уборки. Но все может измениться, если переключиться на игру. Например, игрушкам можно помочь добраться до своих домиков (расставить по полкам или сложить их в ящик). Подключить ребенка к настоящей уборке можно посредством личного примера и путем постановки перед ним несложных задач, в которых он будет выступать помощником.


Нелюбимые блюда

Дети еще не понимают пользы продуктов, поэтому хотят есть только вкусное. Накормить ребенка, например, кашей, часто становится непосильной задачей для родителей. Но и тут на помощь придет мотивация. И вариантов здесь много — от интересного оформления самого блюда до использования увлекательных рассказов и сказок в процессе еды. Нужно проявить фантазию и подать ребенку блюдо, которое будет оформлено необычно и привлекательно. Это вызовет у ребенка желание съесть все предложенное.

Еще один способ накормить ребенка тем, что ему не нравится, — включить его воображение. Можно представить ему блюдо не как еду, а как армию полезных солдатиков, которые хотят оберегать его здоровье, силу (для мальчиков) и красоту (для девочек). Но попасть внутрь и приступить к работе они могут, только если сам малыш поможет им, т.е. съест. Чем красочнее и интереснее будет представлен процесс, тем эффективнее такой метод.

Две типичные ошибки родителей

Вторая распространенная родительская ошибка — возлагать задачу формирования мотивации дошкольника на сторонние заведения: сначала на детский сад, а затем и на школу. В этот же разряд ошибок можно отнести запоздалую реакцию взрослых, считающих, что в 2-3 года ребенок еще слишком мал для мотивирования, да и в 5 лет он тоже еще ничего не понимает. Это очень большое заблуждение! Как раз в то время, когда ребенок только начинает вести активную социальную жизнь, делает свои первые шаги (а это происходит примерно в 1-1,5 года), уже необходимо уделять больше внимания мотивированию ребенка. Если не упустить момент, в дальнейшем учеба будет даваться намного легче. Ребенок будет сам стремиться к обучению без дополнительной стимуляции со стороны взрослых.

Советы родителям дошкольников

Как уже говорилось ранее, базовая мотивация берет свое начало в семье ребенка, поэтому родители должны принимать активное участие в подготовке дошкольника к обучению.


Специалисты в области детской психологии предлагают использовать следующие практические рекомендации:

  1. В процессе мотивации дошкольника важно учитывать интересы ребенка, его индивидуальные потребности и приоритеты. В самом начале основная цель заключается не в том, чтобы обучить ребенка, а в том, чтобы привить желание учиться с удовольствием. Например, если ребенку нравятся стихи, то развивающий процесс нужно строить на этом, и даже таблицу умножения можно учить, используя рифмы.
  2. Очень важно создать у ребенка положительный образ школы. Звучит очень просто, но в обществе ребенок может слышать обратное. Усложняется ситуация в семьях, где есть дети постарше, которые жалуются на школу и на то, как тяжело в ней учиться. Такие высказывания формируют у ребенка устойчивое мнение об учебном заведении как о чем-то плохом и скучном. Нужно оградить ребенка от таких отзывов.
  3. Создать приблизительное представление о школе. Так как ребенок еще не может понять, что именно преподают в школе и чем там придется заниматься, информация может подаваться в игровой форме. Особенности мотивации дошкольников заключаются в том, что все усваивается посредством игр. Например, рисование веселых и ярких картин — ИЗО; прыжки, игры — физкультура; чтение захватывающих рассказов и сказок — литература. Подобное времяпровождение доставит ребенку положительные эмоции, и он поймет, что в школе может быть очень интересно.
  4. Развитие кругозора. Дошкольник хоть и маленький, но у него есть уже свое мнение, накопленный опыт и знания. Очень полезно разговаривать с ребенком на интеллектуальные темы, спрашивать его мнение по разным вопросам. Нужно воспринимать дошкольника как маленького взрослого, тогда он будет чувствовать, что его мнение важно и интересно, а значит нужно больше узнавать, чтобы потом общаться.

Полезная информация для родителей

Чтобы ребенок тянулся к знаниям, полезно уже с раннего детства окружить его интеллектуальными играми. Это могут быть кубики, пазлы, головоломки и т.п. Таким образом, под видом игры он будет развивать свое мышление. Полезно выбирать игры, предполагающие работу с мелкими деталями, например нанизывание бусин на леску, — это повышает концентрацию и усидчивость у ребенка.

Чтобы не вызвать в ребенке страх неудач, следует помогать ему в выполнении заданий, направлять его. Тогда со временем к нему придет уверенность, он не будет бояться сложностей и со всем научится справляться без посторонней помощи.

Важно научить дошкольника не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его. В семейных разговорах у малыша полезно спрашивать, что он думает по поводу ситуации и на чем именно строится его мнение. Это научит ребенка обосновывать сказанное и принимать решение, основываясь на логических рассуждениях.

Дошкольникам полезно читать детские книги. В процессе чтения можно фантазировать и представлять происходящее в книге, еще лучше, если получится воспроизвести действие книги в виде постановки домашнего театра. В качестве актеров могут выступить игрушки. Польза таких занятий бесценна — происходит развитие воображения, творческих способностей, памяти.

В деле мотивации дошкольников особая роль отводится развитию любознательности. Идеальное занятие с этой целью — эксперименты. Есть много самых разных вариантов лабораторных работ для маленьких химиков, которые удивляют не только детей, но и взрослых. Это разовьет в ребенке дух первооткрывателя и тягу к знаниям.


Очень важно позволить дошкольнику ошибаться. Личный опыт — лучший и запоминающийся урок. Не нужно ругать ребенка. Наоборот, следует поддержать его и объяснить, что ошибаться это нормально, а не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. Для многих родителей такое окажется непростым занятием, зато это облегчит процесс воспитания в будущем. Когда ребенок будет понимать, что за содеянное отвечать придется только ему, он несколько раз подумает, прежде чем что-то сделать.

Мотивация дошкольника — процесс трудоемкий, но вполне реальный. Дать рекомендации, подходящие для всех, нельзя, ведь каждый ребенок индивидуален. Если учитывать особенности ребенка, его потребности и приоритеты, эффективность от мотивирования будет значительно выше.


Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей. Наш новый блогер Анна Чиркова рассказывает, как работать с детской мотивацией.

В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.

Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.

Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.

Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.

Что влияет на нежелание учиться

1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.

2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.

3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.

4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.

5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.

6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.

Какие факторы влияют на интерес к учёбе

1. Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.

Какие бывают виды мотивации

Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
  • коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
  • эмоциональные;
  • саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние — поощрения, наказания.


Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые

Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.

Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.

1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.

2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.

4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.

5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.

6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.

Как повысить мотивацию к учёбе

1. Обучайте ребёнка в игровой форме

Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.

Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.

Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.

2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях

Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения, а не большие награды

4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками

Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.

Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.

5. Минимизируйте стрессы

Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.

Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.

Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.

Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.

Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.

Представьте, каким человеком будет ваш ребёнок в конце учебного пути. Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!

Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов или родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной готовности ребёнка к школе.

Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность, входящая в психологическую.


Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.


Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.

Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов.

Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6 – 7 лет, каждый из них оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребёнка степень выраженности и сочетание мотивов индивидуальны.

Достаточное развитие учебно – познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

Преобладание игрового мотива, перенесённого в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Мотивационная готовность предполагает высокий уровень развития следующих типов мотивов: учебно познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (не адекватно перенесённый в учебную деятельность).

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:
1. Социльный мотив

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Ошибка родителей №1
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №7
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Ошибка родителей №10
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Читайте также: