Как повысить качество знаний по английскому языку в школе

Обновлено: 05.07.2024

Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Обучение иностранному языку в школе – это усвоение знания иностранного языка для выработки умения выражать законченную мысль на уровне фразы или предложения. Успех в обучении иностранному языку всего на 20% зависит от знания лексики и грамматики и на 80% - от культуры и чувства слов.

Качество обучения – это уровень подготовки учащихся к ответам, умению выразить мысль. Проявляется в формировании навыков и умений от простого к сложному.

Качество обучения иностранному языку – это умение общаться и грамотно строить беседу на иностранном языке.

Использование ИКТ

Я с учениками принимаю участие в интернет конкурсах и олимпиадах: на инфо-уроке, мега-таланте, вип-граде, уроках английского.

Метод проектов

При изучении иностранного языка значимые результаты даёт метод проектов. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее, происходит и интеллектуальное, и нравственное развитие. У учащегося вырабатывается потребность отвечать за себя и за всю группу. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества. Используя метод проекта, формируется устойчивый интерес к мотивации, к дальнейшему изучению иностранного языка.

Примеры проектных заданий, апробированных на практике:

Мой дом (4 класс).

Мой любимый писатель (9 класс).

Субкультуры (10 класс) .

Идеальное государство (11 класс).

Мой любимый фильм (11 класс) и т.д.

Для повышения качества обучения иностранному языку, широко использую новые информационные технологии такие как:

Технология проблемного обучения.

Технология развития критического мышления.

Активные методы обучения.

Игровая технология.

Здоровьесберегающие технологии.

Разноуровневое обучение.

) упражнение с применением семантических полей. Выбираются предметы по теме и не по теме. Сначала в быстром темпе читаются слова на русском языке, затем - на английском языке. Ученики определяют, какие слова не по теме.

Следующим способом повышения качества обучения является использование методики интенсивному обучению чтению , которая удачно сочетается с заучиванием наизусть четверостиший, рифмовок, пословиц, поговорок, драматизацией диалогов.

Ну и, конечно, не надо забывать о внеурочной деятельности. Неделя английского языка - один из видов внеклассной работы метода интенсивного обучения. Из моего опыта работы в школе следует, что внеклассная работа способствует более быстрому и глубокому овладению языком, творческому развитию учащихся. При проведении конкурсов на изучаемом языке в соревнование вовлекаются даже самые пассивные школьники.

Список литературы.

2.Малкина Н.А. "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и подготовки учителя", Мурманск, 2001 г.

Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Обучение иностранному языку – это усвоение знания иностранного языка для выработки умения выражать законченную мысль на уровне фразы или предложения. Успех в обучении иностранному языку всего на 20% зависит от знания лексики и грамматики и на 80% - от свободы общения и чувства слов.

Качество обучения – это уровень подготовки учащихся к ответам, умению выразить мысль. Проявляется в формировании навыков и умений от простого к сложному.

Качество обучения иностранному языку – это умение общаться и грамотно строить беседу на иностранном языке. Качество обучения зависит от качества деятельности педагога.

Причины снижения эффективности и качества обучения на уроке иностранного языка:

Разный уровень умственного развития учащихся;

Разный темп умственной работоспособности учащихся;

Пассивная позиция части обучающихся в учебном процессе;

Перегруженность содержания учебного материала;

Дисциплина на уроке;

Конфликт между педагогом и учащимися;

Недостаточная подготовка после общеобразовательной школы;

Появление или возрастание ошибок к концу работы;

Недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.

Пути повышения эффективности урока:

постоянное повышение квалификации, педагогического мастерства учителя;

улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;

комплексное планирование уроков;

рациональное использование времени урока;

соблюдение логики уроков;

соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;

развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;

учет индивидуальных особенностей обучающихся

использование нетрадиционных форм урока, различных методов и технологий: технология сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии и др.

Активные нетрадиционные формы уроков.

Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные нетрадиционные формы уроков. К таким урокам относятся: урок-конференция, пресс-конференция, дискуссия, ток-шоу, диалог, экскурсия, урок-заочное путешествие, урок защиты профессий, ролевая игра и т.д.

Прежде всего учителю необходимо уметь разграничивать эти уроки и знать специфику каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией проведения.

Применение новых педагогических технологий, как фактор повышения качества образования, индивидуализация и социализация обучения.

Применение инновационных педагогических технологий значительно повышает эффективности и качество урока. Так использование ИКТ и интерактивной доски – презентации, электронные учебники и словари (говорящие), видеофильмы, значительно повышает мотивацию учащихся, оказывает влияние на успешное усвоение языковых знаний и в конечном итоге повышает уровень обученности учащихся.

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам

В практике преподавания учет личностной индивидуализации выражается в отборе содержания упражнений и их организации, содержании ролевых карт, в распределении ролей в ролевой игре; в выборе тем, подборе содержания и распределении функций при организации и проведении проектной работы; подборе пар для диалога, формировании малых групп; формулировке индивидуальных заданий; индивидуализировании домашнего задания и т. д.

Технология сотрудничества. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас и просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов, но и их интеллектуального и нравственного развития. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе - вот что составляет суть данного подхода.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре . Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является и целью, и средством обучения. Цель – овладеть иностранным языком, язык – средство общения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно лишь говоря, слушать – слушая, читать – читая.

Включение обучающегося в процесс внеклассной работы

Внеклассная работа помогает студентам совершенствовать уровень их практических навыков говорения, чтения, аудирования и письма, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. Это домашние задания, консультации, выполнение презентаций, подготовка к самостоятельным работам и семинарам. Для изучавших немецкий язык – индивидуальные задания.


Полный текст материала Статья "Повышение качества обучения английскому языку" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.

Согласно требованиям ФГОС нового поколения результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что “изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” .

Другими словами, особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых инновационных технологий в школе. Это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языкам.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Изучать английский язык –значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение к учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
  • личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
  • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых-способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Все вышеперечисленные технологии не используются изолированно. Учитель находится в постоянном творческом поиске, но урок всегда будет основной формой обучения учащихся.

В последние года в школах Республики Татарстан очень активно внедряется сингапурская методика. В чём сущность данной методики? Если привычные обучения задействуют только несколько учеников, то сингапурская методика даёт возможность работать со всем классом вместе. В результате все ученики принимают активное участие в обучении. В основе сингапурского метода обучения английскому языку лежит командная работа, которая основывается на создании комфортной психологической атмосферы. В ходе обучения используются разные методы по объединению коллектива и команды (тимбилдинг и классбилдинг). При проведении уроков я часто использую обучающие структуры: Таймд Раунд Робин, Финк-Райт-Раунд-Робин, Клок Баддис и другие, которые способствуют эффективному взаимодействию учащихся. Использование сингапурского метода в изучении иностранного языка создаёт условия для развития мышления и речи учащихся, а применение разнообразных игр, тренингов вызывает интерес у учащихся к изучению языка.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих школьникам применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом-процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Работа в старших классах, я часто использую метод проектов. Это и “Защита окружающей среды”, “Роль интернета”, “Мобильные телефоны” и многие другие. Работа над проектом –это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем , что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых.

В заключении хочу сказать, что использование новых образовательных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии в урочной и внеурочной деятельности, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является неотъемлемой частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно-ориентированным.

С целью достижения высококачественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был обустроен современными техническими средствами.

Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Таким образом, сочетание учебной и внеурочной деятельности позволяет учителю на уроках английского языка достичь желаемого результата.

Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.

Главное – это искры радости познания в глазах детей.

Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.

1. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2000. – №5. – С. 6–11.

2. Литонина Н.В. Формирование учебно-познавательной компетенции школьников средствами иностранного языка / Н.В. Литонина // Иностранные языки в школе. – 2012. – №6. – С. 69–74.

3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /– М.: Просвещение, 2011. – С. 127.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути повышения качества знаний на уроках английского языка в условиях ФГОС.

Из опыта работы на уроках английского языка.

Мы все прекрасно понимаем, что мы работаем в условиях ФГОС, которые предъявляют новые требования к уроку. Я систематически стараюсь повышать эффективность и качество урока, опираясь на материал учебника и рабочую тетрадь авторов Биболетовой, Афанасьевой с помощью методов и приемов таких как:

Работа в парах, группах.

Работа с одаренными детьми.

Работа в парах и группах. Данные формы работы используются мною в связке с индивидуальной и фронтальной, так как я делю на группы и пары своих учеников, когда мне необходимо чтобы дети смогли между собой составить диалог, полилог, интервью. А также проследить сотрудничество между ребятами. Сначала я готовлю перечень тематических фраз и опорных слов. Благодаря которым дети создают диалоги, интервью или полилоги. Например, я говорю ребятам: давайте представим ситуацию, что вы встретились со своим иностранным другом по переписке. Как вы будете общаться? Обычно я использую это для снятия языкового и психологического барьера. Очень часто такой метод я использую в тех классах, в которых ребята, на мой взгляд мало общаются друг с другом и в конце года я вижу положительный результат.

4. Самостоятельная работа. При организации самостоятельной работы я, в качестве справочного наглядного материала предоставляю ребятам схемы пройденного. Я заметила, что учащиеся лучше усваивают тему, с помощью таких схем и легко ориентируются в самостоятельной работе. В своей практике использую такие виды домашней учебной работы: индивидуальная; групповая; творческая; дифференцированная; одна на весь класс; составление домашней работы для соседа по парте. Индивидуальную домашнюю работу задаю, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае мне легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа выполняется, например, на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

Благодаря такой организации самостоятельной работы:

1. Мои учащиеся могут пользоваться дополнительной литературой.

2. Мои учащиеся могут выделять главное из общей информации.

3. Мои учащиеся могут лаконично излагать полученную информацию.

5. Работа с одаренными детьми. У меня есть несколько мотивированных учащихся, которые решили связать свое будущее с иностранным языком. Они имеют не только желание, но и способности к изучению английского языка. Таким ребятам я уделяю особое внимание и стараюсь поддержать их. Самостоятельно они создают минивидеоролики, по темам, которые я им предлагаю на выбор, например, для заболевших учеников, в качестве организации дистанционной работы с ними. Сегодня на моём уроке вы сможете в этом убедиться. В течении нескольких лет я организую переписку с носителем английского языка. На днях самоуправления, предметных неделях, таким учащимся уже могу доверить проведение уроков, викторин. Эти дети являются победителями и призерами окружного этапа всероссийской олимпиады школьников, дистанционных конкурсов и очных и заочных научно-практических конференций.

Результатом работы использования таких путей повышения качества обучения я считаю:

1. положительную динамику учебных достижений – это повышение качества знаний учащихся, что можно увидеть на данных диаграммах за последние два года, и соответственно, повышение у учащихся мотивации обучения и познавательного интереса к иностранному языку.

Использование таких путей повышения качества на своих уроках рассматриваю не только как цель, а также

- как способ расширения кругозора учащихся;

- как источник дополнительной информации по предмету;

- как возможность личностно-ориентированного подхода к учащимся;

- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка;

- как способ развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

Из всего выше сказанного следует, что формирование данных Универсальных Учебных Действий является мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Мне как учителю, это позволяет расти творчески, повышать профессиональную компетентность, участвовать и выступать на окружных методических объединениях учителей иностранного языка, делясь опытом своей педагогической деятельности.

Список методической литературы:

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.

Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003

Салтовская Г.Н. Лингводидактический подход к проектной методике в младших классах. Пятигорск, 1997

Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. — М.: Учитель, 2011.

Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2005.

Читайте также: