Как повлиять на детский сад

Обновлено: 04.07.2024

Еще 15-20 лет назад детские сады нужны были для того, что родители могли где-то оставить ребенка и пойти работать. Поэтому главным было местоположение детского сада вблизи от дома или работы родителей. На работу воспитателей особо не смотрели: ребенок под присмотром, здоров, научился читать-писать и слава богу.

Запросы общества поменялись, и детский сад стал услугой: теперь просто присмотр не интересен, нужен как минимум индивидуальный подход к ребенку и даже к родителю. Более того, с изменением оплаты труда в руках родителей и администрации появились инструменты контроля за работой воспитателей.

После жалоб (часто справедливых) со стороны родителей и взысканий от администрации воспитатели детского сада хорошо усвоили свои обязанности, но о том, какие у них есть права — нередко забывают. Родители о них тем более не знают, а поэтому иногда требуют от воспитателя того, что он делать не должен и даже не имеет права.

Пожаловаться на детский сад можно при любом нарушении права ребенка, чаще всего это:

  1. Неудовлетворительное состояние помещений: антисанитарные условия, обветшалый ремонт, ветхая мебель.
  2. Сомнительные методы воспитания и ухода за детьми, систематическое нарушение режима.
  3. Халатность персонала.
  4. Плохое питание. Со всеми нормами на этот счет можно ознакомиться в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №26 от 15.05.2013 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  5. Недовольство медицинским персоналом учреждения: медпомощь не оказывается или не оказывается верно, отсутствуют профилактические меры.

Следует помнить, что подать жалобу может только законный представитель ребенка, то есть родитель или опекун.

Куда и как обращаться с жалобой на детский сад

Обращение к заведующей

В первую очередь следует попробовать решить проблему мирным путем, а именно обратиться с жалобой к заведующей в устной или письменной форме. Чаще всего руководители учреждения не хотят скандалов и уже на этом этапе удается прийти к соглашению.

Городской или районный Департамент образования

Следующим этапом станет жалоба в местный отдел образования. В этом случае также можно изначально обратиться с устной просьбой, но можно и сразу перестраховаться, составив письменный вариант жалобы.

В этот же орган необходимо обращаться при отсутствии положенного места в садик. Образец жалобы на детский сад можно посмотреть по ссылке.

Администрация территориальной единицы: социальный отдел

На руководство дошкольного учреждения, а заодно и на бездействие отдела образования можно пожаловаться в районную, городскую или областную администрацию.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор - организация, которая призвана защищать права всех потребителей, в том числе и в сфере образовательных услуг. Сделать это можно лично, по горячей линии, почте или на портале организации.

Министерство образования РФ

На нижестоящие органы можно пожаловаться и в Министерство образования. Сделать это можно по почте или на портале организации, где надо выбрать вкладку "Обращения граждан", а затем "Электронное обращение".

Рособрнадзор

Эта организация занимается надзором за деятельностью всех образовательных учреждений.

Прокуратура

В Прокуратуру следует обращаться только по серьезным причинам, таким, как физическое или психологическое насилие, направленное на детей, халатность, повлекшая за собой нахождение ребенка в опасности, взятки, финансовые поборы.

Если Прокуратура в ходе проверки выявит нарушения, то автоматически запустит следственные действия, которые приведут к судебному разбирательству.

Как правильно составить жалобу

Конкретной формы жалобы на детский сад законом не предусмотрено. Однако, в соответствии с Законом №59 от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в документе нужно отразить такую информацию, как:

ЗПП

  1. Наименование организации, в которую подается жалоба.
  2. Информацию об ответственном должностном лице: ФИО, должность.
  3. Информацию об обращающемся: ФИО, адрес, телефон.
  4. Детальное и понятное описание проблемы.
  5. Требования к принимающей организации. Например, провести проверку, наказать виновных, устранить недостатки и т. д.
  6. Подпись и дату.

К жалобе лучше всего приложить доказательства, если они есть, например, фото- и видеосъемку, медицинские справки, а также копии обращений в нижестоящие инстанции, если таковые имели место.

Порядок подачи жалобы

Документ составляется в двух экземплярах и доставляется в организацию любым удобным способом.

При личном обращении необходимо поставить входящую отметку на своем экземпляре, при отправке по почте следует выбрать вариант с уведомлением.

Большинство организаций на данный момент принимают жалобы и в сети Интернет. Документ можно составить как лично, так и коллективно.

Ответ на жалобу

Ответить на обращение все вышеперечисленные инстанции обязаны не позднее, чем через месяц. Если по прошествии этого времени не произошло никаких действий - это повод обратиться в вышестоящую инстанцию или подать иск в суд.

Почти во всех группах детского сада есть непослушные дети. Иногда они просто капризничают, а иногда и дерутся, причем не только с другими детьми, но и с воспитателями. А если этот хулиган — ваш ребенок? Могут ли его за это исключить из сада? Разбираемся вместе с психологом Любовью Быковой и юристом Дарьей Хвалько.

Вопрос. Мой ребенок терроризирует других детей и воспитателя в детском саду. Нападает физически, не реагирует на замечания и просьбы. Я уже год хожу с ним к психологу, но ничего не меняется. Как разрешить эту ситуацию? Могут ли другие родители настоять на том, чтобы сына выгнали из сада?

Любовь Быкова, гештальт-терапевт, системно-семейный психотерапевт:

В каждой детсадовской группе, в каждом классе есть ребенок, похожий на Вовочку из анекдотов. Но если в анекдотах все это кажется веселым, то в реальной жизни никому не до смеха: ни взрослым, ни детям.

Давайте разберемся: что стоит за таким поведением ребенка? Если мы представим образ мальчишки-хулигана, не дающего покоя ни детям, ни воспитателям, то первое, что сделает взрослый, — попытается от него отстраниться. Будь то учитель, воспитатель, родитель хулигана или родитель ребенка, которого он задирает.

Представьте: родители отстранились, воспитатель отвернулся, дети не приняли в игру. Что ему остается? Тотальное одиночество, социальный вакуум. Даже взрослому это пережить тяжко. А каково ребенку? Ему приходится отвоевывать свое место в обществе тем или иным способом. Вторая возникающая реакция — дать отпор, подавить агрессию ребенка. И это замкнутый круг. Агрессия на агрессию ничего, кроме жажды войны, не вызывает.

Как быть в этом случае?

Дарья Хвалько, юрист:

  • По инициативе родителей, то есть если они сами решают забрать его из детсада или школы;
  • При ликвидации учреждения.

Рассмотрим ситуацию с другой стороны: ребенок причинил кому-то очевидный вред. Например, кинул камень в одногруппника, и тот получил серьезную травму.


В этом случае родители могут пойти к заведующему и сообщить о возникшей ситуации. Они могут написать обращение в ПДН, для этого родительский коллектив должен собрать следующие материалы: заявления от родителей, от воспитателей (в них нужно указать, что беседы с родителями результата не дают, поведение ребенка ими поощряется).

После принятия заявлений назначается медико-педагогическая экспертиза. Далее психолог в детском саду с разрешения руководства производит официальное освидетельствование под запись. Если психолог выявляет незрелость психики ребенка, составляется заключение. Оно направляется заведующему детским садом.

Не каждая претензия родителей является основанием для жалобы на детское дошкольное учреждение. Например, ребенку не досталась роль на утреннике, родители против закаливания или не хотят, чтобы их чадо посещало группу с детьми с ОВЗ.

Основания для жалобы на детский сад

Требования к оборудованию, режиму, мебели, организации питания и всей работы детского сада содержит СанПиН 2.4.1.3049-13.

Реализация образовательной программы, формы и периодичность занятий, требования к качеству дошкольного образования устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО).

Кроме того, в каждом регионе есть своя нормативная база, например, по установлению платы за присмотр и уход, о выделении бюджетных средств на питание детей, реализации дополнительного образования.

Если детский сад нарушает требования законов, на него можно жаловаться в вышестоящие инстанции.

Причины для жалоб:

  • нарушение санитарных норм (в группах и приемных не проводится влажная уборка дважды в день, у сотрудников нет медкнижек);
  • меню не соответствует требованиям СанПиН, не вывешивается ежедневно в группе, не обновляется на сайте ДОУ, порции меньше установленных;
  • образовательная программа не выполняется или выполняется не в полном объеме; не принимают меры по обеспечению безопасности детей (свободный доступ на территорию и в здание);
  • воспитатели не отвечают квалификационным требованиям – образование не ниже среднего специального, отсутствие судимости;
  • ДОУ собирает с родителей деньги на ремонт, бытовую химию, средства ухода, подарки сотрудникам;
  • заведующий не реагирует на жалобы родителей.

Могут быть и другие основания. Внимательно ознакомьтесь с нормативными документами и, если обнаружите нарушения, смело жалуйтесь.

Основания для жалобы на воспитателя

Однако большинство воспитателей, к сожалению – случайные люди в детских учреждениях. Они работают не по призванию, а по необходимости. Отсюда часто возникают конфликты с детьми и родителями.

Вам стоит насторожиться, если ребенок категорически отказывается ходить в садик, устраивает истерики, стал тревожным, плохо спит, на теле появляются синяки и ссадины, слишком часто болеет. Конечно, есть такие детки, которые просто не любят детский сад. Однако ни один малыш не откажется пойти туда, где его ждут и любят. Даже если ради этого он на несколько часов расстанется с мамой.

Основания для жалобы на воспитателя:

  • грубость, крик, применение физических наказаний по отношению к ребенку;
  • невыполнение своих обязанностей (оставление детей одних, несоблюдение требований гигиены и режима дня);
  • не проводит ежедневный прием детей в группу с контролем состояния здоровья, внешнего вида детей;
  • не помогает детям одеваться на прогулку (если это необходимо по возрасту);
  • не проводит всех предусмотренных программой занятий;
  • дети из садика возвращаются неопрятные, в грязной одежде;
  • воспитатель собирает с родителей деньги на непредусмотренные Уставом ДОУ цели.

Жаловаться на воспитателя можно и в тех случаях, если он не реагирует на замечания родителей, проявляет к ребенку неприязнь из-за жалоб, использует в своей речи недопустимую лексику.

Что входит в обязанности воспитателя

Перечень прав, обязанностей и ответственности закреплен в должностной инструкции воспитателя. При приеме на работу с ДИ воспитателя знакомит заведующий под роспись.

Основные обязанности:

  • вести образовательную и воспитательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО;
  • осуществлять присмотр и уход за детьми в течение дня;
  • активно участвовать в досуге детей;
  • взаимодействовать с родителями воспитанников;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь;
  • проводить воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей детей.

Кроме того, воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье малышей с момента приема в ДОУ и до ухода домой.

Куда жаловаться

На воспитателя, не справляющегося со своими обязанностями или нарушающими права ребенка, подают жалобу заведующему детским садом. Если руководитель не принял мер, можно обратиться в департамент образования, прокуратуру, суд, надзорные инстанции.

Руководство МДОУ

Ответственность за все происходящее в саду – ремонт, питание, организация режима. деятельность персонала, несет заведующий.

В случае получения жалобы на воспитателя руководитель ДОУ обязан провести служебную проверку, наказать виновных и ознакомить родителей с результатами.

Отдел образования

В каждом департаменте муниципального управления образованием есть дошкольный отдел, курирующий работу детских садов и яслей. Сюда можно обратиться, если заведующий не принял мер к устранению нарушений или проигнорировал жалобу родителей.

Департамент образования

Руководитель департамента образования – следующая инстанция для разрешения конфликтной ситуации или устранения нарушений требований законов и нормативов.

Минобразования

Вопросами дошкольного образования занимается Министерство просвещения РФ и региональные ведомства. Жалоба, поданная в Минпрос РФ, будет направлена в министерство региона, поэтому прежде чем обращаться в Москву, следует решить проблему на своей территории.

Прокуратура

В этот надзорный орган обращаются тогда, когда есть угроза жизни или здоровью детей. Воспитатели применяют физическое насилие, техническое состояние помещений детского сада не отвечает требованиям безопасности, в ДОУ занимаются поборами.

Иск можно подать как к ДОУ, так и к конкретному должностному лицу – воспитателю, заведующему, медицинскому, техническому персоналу. Исковое заявление должно иметь основание – в защиту чести или достоинства, возмещение физического или морального вреда.

Рособрнадзор

По жалобам граждан или организаций ведомство может осуществить проверку ДОУ. В компетенции Рособрнадзора – право требовать устранения нарушений, закрыть детский сад или лишить его аккредитации. Жаловаться можно на нарушение требований безопасности и невыполнение образовательной программы.

Роспотребнадзор

Эта организация следит за соблюдением режима дня, выполнением гигиенических требований, организацией и безопасностью питания детей. Подать жалобу могут родители и на плохое состояние помещений детского сада или несоответствующих возрасту детей мебели или игрушках.

Читайте также: