Как пословицы связаны с речью кратко

Обновлено: 05.07.2024

В богатейшей сокровищнице русского устного народного творчества значительное место занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образности поговорки. Эти жанры пользовались и пользуются большой популярностью, как в древности, так и в наши дни. Пословицы и поговорки способствуют обогащению языка, они прочно вошли в нашу речь, и являются неотъемлемой ее частью. С их помощью люди с давних пор приобрели необходимый навык выражать свои мысли доходчиво, учились умению лаконично и вместе с тем образно оценивать различные явления действительности.

  • красна речь с притчею (поговоркой);
  • поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Из содержания большинства пословиц и поговорок можно четко выделить мысль о необходимости речи и слова для человека, т.е. необходимости функции общения вообще. Это видно из следующих пословиц:

Слово благо паче даяния многа (на старославянском языке).

Петух поневоле запоет, коли говорить не умеет.

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Кто не умеет говорить, тот портит разговор.

Без слова дело не делается.

Красное слово всегда в пору.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Слово сказал, так на нем хоть терем клади.

Без языка и колокол нем.

Сила влияния слова на психику человека и его душевное состояние, переживания, эмоциональный настрой велика.

Слово — ключ, которым открывают сердца.

Слово горы ворочает.

Птицу кормом возьмешь, человека — словом.

Нет мук страшнее муки слова.

Ветер горы разрушает — слово народы подымает.

Слово не стрела, а к сердцу льнет .Слово пуще стрелы разит.

Сказал, как топором отрубил.

Сказал, как узлом завязал.

Наговорились, как меду напились.

Благодаря пословицам и поговоркам мы узнаем, как необходимо для человека умение правильно говорить, какой должна быть красиво построенная, правильно оформленная речь. Одна из пословиц гласит: По речам узнают человека.

Итак, правильная речь должна быть:

Умную речь хорошо и слушать.

Умные речи и дурак поймет.

Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь.

Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

Глупо говорить — людей смешить.

Глупые речи, что пыль на ветру.

Хорошего пирожка приятно покушать, умную речь приятно послушать.

Непродуманное слово, что недозрелое яблоко.

Слово не воробей, вылеmum — не поймаешь.

Слово не стрела, а пуще стрелы. Конь вырвется — догонишъ, а сказанного слова не воротишь.

Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Сказанное слово в кадык не ворочается. Сорвалось словцо — не схватишь за кольцо.

Губки да зубки — два замочка: вылетит словечко, не поймаешь.

Слово вовремя и кстати сильнее письма и печати.

Каждому слову свое место.

Речь красна слушанием.

Сам поет, сам и слушает.

Не молчи, когда нужно говорить.

Слова не должны расходиться с делом, а должны подкрепляться ими.

Не бросай слов на ветер.

Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто попусту слов не тратит.

Говорить без дела, что на воде писать.

Где много говорят, там машины стоят.

Речи слышали, а дела не видим.

Говорит много, а дела на грош, да и тот нехорош.

Словами, что листьями сыплет, а делами, что иглами колет.

Из одних слов шубы не сошьёшь

Четко, кратко и доступно

выражать свои мысли, высмеивать чрезмерную болтливость и пустословие.

Скажи свинье, а свинья борову, а там разойдется по всему городу.

Острый язык — дарование, длинный язык — наказание.

К осени погода становится дождливее, а люди к старости — болтливее.

Рот нараспашку, язык на плечо.

В многословии не без пустословия.

Говори, говори: да и молчи.

Много говорить — голова заболит.

Лишнее говорить — только делу вредить.

Язык без костей потешает гостей.

Умей сказать многое в немногих словах.

Коротко сказано, да много высказано.

Несколько хороших слов — сладко, слишком много слов — приторно.

Некоторые пословицы и поговорки повествуют о речевых нарушениях.

Говорит, словно жвачку жует.

Рассказал, как размазал. Прожуй слово да вымолви .

Говорит, что горох о стену лепит.

Говорит, как спит.

Трудности в формировании фразы

Замолчал, как рыба в пироге.

Замолчал, как воды в рот набрал.

Говорит, как клещами на лошадь хомут надевает.

В пословицах и поговорках можно найти и некоторые советы по исцелению речевых дефектов.

Говори смелее — будет вернее!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Пословицы и поговорки о речи.

Посвящается моим коллегам учителям -логопедам.


Консультация для родителей "Используем пословицы и поговорки - развиваем и обогащаем речь"

данная консультация поможет родителям и всем интересующимся использовать народную кладезь - пословицы и поговорки - в развитии речи детей.


Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)

Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками.


Консультация для родителей "Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи"

Для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем, важно активно использовать задания, в которых содержатся поговорки и скороговорки.


Цель: Воспитывать интерес к устному народному творчеству, через чтение пословиц и поговорок.Задачи:Пополнять активный словарный запас детей пословицами и поговорками, уточнять значение.Развивать интер.


Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - "Русские народные пословицы и поговорки".

Пословицы и поговорки о языке и речи для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки, которые учат детей хорошей речи?

В данной статье мы разберем интересные и познавательные для детей пословицы. Изучите с детьми пословицы о речи и языке, а наша статья вам в этом поможет.

Пословицы и поговорки являются высказываниями, которые так или иначе всегда присутствуют в нашей жизни. Именно с помощью таких изречений наша речь становится более эмоциональной и красноречивой. Также не стоит забывать и о том, что на примере пословиц можно объяснять разные понятия, особенно если говорить об обучении детей.

Пословицы и поговорки о языке и речи для дошкольного возраста, детского сада: сборник с объяснением смысла

С помощью речи мы общаемся с нашими родными, друзьями, да в принципе со всеми, кто нас окружает. Именно способность говорить дает нам возможность практически с самого рождения высказывать свои мысли, показывать эмоции.

Маленьким деткам очень важно дать понять, что речь и слово – это своеобразные инструменты, которые нужно умело использовать, дабы не навредить самому себе или кому-то.

Лучшие пословицы и поговорки о языке и речи для младшего и среднего школьного возраста: сборник с объяснением смысла

Популярные русские народные пословицы и поговорки о языке и речи: сборник с объяснением смысла

Русское народное творчество не обходится без пословиц и красноречивых изречений. Некоторые из поговорок уже не употребляются в повседневной речи, но есть и такие, которые актуальны и сегодня.

  • В сладких речах всегда таится горечь. Смысл пословицы в том, что красивые слова не всегда являются правдивыми. Пословица учит нас объективно оценивать ту информацию, которую преподносят нам люди.
  • Где много слов, там мало дел. Поговорка объясняет нам, что болтливые люди зачастую умеют только красиво говорить, а когда приходит время действовать и исполнять обещанное, они отступают.
  • Говорить легко, делать трудно. Язык наш не устает практически никогда, поэтому много людей так сильно любят болтать. Зачастую воплотить в жизнь сказанное гораздо сложнее, чем просто сказать об этом, поэтому и говорят, что легко рассказывать как нужно, а вот взять и сделать так – трудно.
  • Доброе слово окрыляет. Слова, как известно, могут и лечить, и калечить. Добрым и приятным словом можно вселить в человека веру, доброту и уверенность. Поэтому и говорят, что от добрых речей человек словно крылья получает.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Когда наступает засуха, все живое замирает, жизнь, будто останавливается, однако, с приходом дождя все возвращается на свои круги. Вот так и в жизни с человеком. Доброе слово может воодушевить человека, подарить ему веру в себя.
  • За ее языком не поспеешь и босиком. Так говорят о людях, которые много и быстро говорят.
  • Каков ум, такова и речь. Смысл пословицы в том, что зачастую то, что человек позволяет говорить себе, зависит от его мудрости и разума. Глупые люди не говорят умных вещей, так же и с мудрыми. От мудрого человека редко услышишь дурость.
  • Когда говоришь, хорошенько думай. Поговорка призывает нас думать о том, о чем мы собираемся сказать. Обдуманные высказывания никогда не поставят нас в неловкое положение.
  • Лучшее лекарство – всегда говорить правду. Изречение объясняет нам, как важна правда, и учит нас тому, что во всех ситуациях мы должны говорить только правду.
  • Многословие – не мудрость. Пословица объясняет нам, что человек, который постоянно и много говорит, не обязательно является умным и мудрым. Наоборот, безудержные речи зачастую говорят о глупости человека.
  • Одно дело – говорить много, другое – говорить дело. Говорить дело, значит говорить правильные, толковые слова, которые касаются сути какого-то дела. Суть высказывания в том, что есть большая разница между тем человеком, который болтает пустые слова и тем, кто говорит информацию со смыслом.
  • Правдивое слово – как лекарство: горько, зато излечивает. Порой правда не совсем такая, какой бы мы хотели ее знать. Несмотря на это, гораздо лучше знать правду и жить, сделав выводы, нежели тешить себя неправдой и создавать иллюзию счастья.
  • Рана, нанесенная словом, тяжелее, чем рана от стрелы. Смысл изречения в том, что иногда сказанное слово может принести больше боли и вреда, нежели какое-то оружие, поскольку страдания душевные порой гораздо сильнее, нежели физические.
  • Слово – полководец человечьей силы. Поговорка объясняет нам то, что слова это не просто звуки. Все слова наделены огромной силой и при правильном их использовании, можно свернуть горы.
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнешь. Человеческая душа является невидимым другим людям местом. Однако ее владелец всегда знает и чувствует как она болит. Смысл пословицы в том, что словом можно ранить душу.
  • У плохих людей язык злодей. Суть изречения заключается в том, что недобрые люди всегда говорят много гадостей.
  • Хорошую речь приятно слушать. Поговорка объясняет нам о том, что человека, который говорит приятные, добрые слова и правду всегда приятно слушать.
  • Что в лицо сказано, со злом не связано. Все мы знаем, что за спиной говорятся, как правило, только плохие вещи о нас. Поговорка учит нас тому, что сказанные в лицо слова, пусть даже и неприятные, нельзя считать подлыми.
  • Язык без костей. Так говорят о человеке, который говорит много и зачастую только глупые речи.
  • Язык у сплетницы длиннее лестницы. Под длинным языком принято подразумевать такое человеческое качество как болтливость. Люди, которые сплетничают, все время кого-то обсуждают, осуждают, поэтому и говорят, что у сплетниц очень длинный язык.
  • Языком не торопись, а делом не ленись. Смысл поговорки в том, что говорить нужно лишь после того, как подумаешь о том, что хочешь сказать, а вот исполнять сказанное нужно быстро.

Самые интересные пословицы и поговорки о языке и речи для детей: сборник с объяснением смысла

Не только русские народные пословицы и поговорки являются интересными и поучительными. Красноречивые высказывания других народов мира так же отличаются актуальностью и популярностью.

Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о языке и речи: сборник с объяснением смысла

  • Коротко, да ясно. Для того чтобы сказать какую-то мысль правильно и красиво, совершенно не обязательно говорить много и заумно. Если человек высказывается просто и понятно, о его речах говорят, что сказаны они коротко и ясно.
  • Бог дал два уха, а один язык. Существует множество высказываний о том, что мы награждены двумя ушами, чтобы много слушать и лишь одним языком, что говорить в меру и лишь по делу. Смысл пословицы заключается в том, что важнее слушать, думать и делать выводы, недели постоянно болтать, не слыша никого вокруг.
  • Не всякому слуху верь. Людская молва, сплетни и слухи – это то, что портит отношения между людьми. Зачастую множество информации не имеет ничего общего с правдой. Поэтому данное изречение учит нас обдуманно подходить к полученной информации и верить в нее, только если она проверенная.
  • Не при вас будь сказано. Так говорят тогда, когда озвучивается и произносится какая-то информация, которая изначально не предназначалась для какого-то присутствующего человека.
  • Лепечет как сорока. Крик и лепет издаваемый сорокой трудно не заметить. Звуки этой птицы очень быстрые и резкие. Так говорят о человеке, который постоянно что-то болтает, при этом делает это крайне быстро.
  • Язык иглы острее. Суть изречения в том, что языком можно уколоть гораздо больнее, нежели самой острой иголкой, поскольку игла наносит физическую боль, создавая рану на теле, а слова ранят душу.
  • Язык до Киева доведет. Так говорят потому, что с помощью общения можно узнать любую информацию. Раньше, когда еще не было карт и других средств для общения, люди использовали речь в качестве навигатора. Много кто хотел попасть в Киев и, находясь в пути, спрашивал дальнейшую дорогу у проезжих и прохожих. Так и появилось данное высказывание.
  • Слухом земля полнится. Суть поговорки заключается в том, что люди очень часто говорят недостоверную информацию, и каждый последующий человек искажает услышанное сильнее предыдущего. Впоследствии таких действий наша земля в буквальном смысле слова наполняется слухами.
  • Секрет на весь свет. Все мы понимаем, что секрет, это тайная, сокровенная информация, которая в принципе не предназначена для распространения ее среди широких масс населения. Такое высказывание применяется к информации, которая была сказана как секрет, но стала всем известной из-за чьей-то болтливости.
  • Сказано – сделано. Так говорят о действиях человека, который всегда делает то, о чем говорит, то есть отвечает за свои слова.
  • Бойся Вышнего, не говори лишнего. Вышний имеется в виду Бог. Пословица призывает всех нас говорить только правду и при этом обдумывать каждое свое слово, дабы им не ранить и не огорчить кого-то. Ведь за неправдивые и обидные речи все мы понесем наказание.
  • На что привирать, лучше смолчать. Суть высказывания заключается в том, что чем говорить неправду, лучше попросту промолчать и вовсе ничего не говорить.

Пословицы и поговорки несут в себе глубокий смысл. Правильно используя их в своей речи, мы делаем ее богаче и красноречивее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

2) Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.

3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.

Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).

Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Их можно использовать в различных речевых ситуациях, так как они разнообразны по своей тематике. Я помню такие пословицы:

Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, а один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дело мастера боится. Не спеши языком, а торопись делом. Делу время, а потехе час.

Летом мы с бабушкой ходили за лесной ягодой. День был жаркий. Мы собрали немного ягод. И мне больше не хотелось их собирать, но бабушка мне напомнила:

Я наблюдала, что в речи бабушки встречались и такие выражения:

Как снег на голову. Лёгок на помине. Живут душа в душу. Их водой не разольёшь. Это поговорки.

Причины необходимости употребления пословиц и поговорок:


- поговорка - подмеченная нашим предками закономерность.
- мы их слышим и тоже замечаем эти правила, т. е. теоретически осмысливаем мир вокруг, поведение людей (сколько волка ни корми - он в лес сморит, доверяй, но проверяй, на бога надейся, а сам не плошай и прочие про поступки)

- пословицы и поговорки - передают нам моральны ценности предков. (тут подбери поговорки про доброту, помощь, друзей, родителей)

- делают речь богаче, красочней. вовремя использованная поговорка поможет убедить другого человека или просто доставит слушателям удовольствие

- знакомясь с поговорками других стран и народов - видишь ИНОЕ отношение к миру, к людям, а иногда удивляешься совпадению (подбери тут поговорки американские, китайские, и др.)

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

Методы применения пословиц :

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например, для звука Ж:

Или для звука Ш:

Консультация логопеда для родителей.

Основы правильной речи

С рождения ребё нка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.

Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Ребё нок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественные.

Консультация для родителей Роль игры в развитии речи дошкольника Кувардина Ольга Петровна, воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида № 46, Комсомольск - на - Амуре КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника Музалевская Наталья Анатольевна, старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного.

Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Игра – это подлинно «путь детей к познанию мира, в котором они живут.

Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.

Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной.

Читайте также: