Как понимается свобода человеческой личности в христианстве кратко
Обновлено: 05.07.2024
Свобода извечная проблема человечества, которая до сих пор полно не разрешена, ни в одном государстве мира.
Что говорит о свободе христианство?
Путь к подлинной свободе лежит через освобождение от греха и от власти природной ограниченности. О необходимости стремиться к такой свободе Господь говорит в Новом Завете: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31–32); Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:34, 36).
Ап. Павел говорит: Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:2) – и восклицает: Где дух Господень, там свобода! (2Кор.3:17).
В обыденной жизни человек достигая высокого материального благополучия, может с помощью денег осуществить свои желания, но это не освобождает его от внутренних проблем сознания. Материальный достаток в большинстве случаев усугубляет внутренние проблемы. Становится понятным, причина кроется в нашей духовной сущности, в нашем сознании.
Противоречия в сознании в первую очередь возникают из-за неправильного понимания жизни в целом, включая и саму сущность человека. Христос говорит о том, что правильное понимание жизни - истина, освобождает человека от любого дискомфортного состояния. Апостол Павел говорит о законе духа жизни, другими словами, о законе построения сознания человека.
Как человек может познать истинную свободу и обрести реальное её понимание? Ответ прост, освободив своё сознание от всех факторов, на него влияющих, то есть чрез обретение чистого сознания, в результате духовной практики.
В сознании мы можем воспроизвести явление абсолютной свободы. Данное состояние в свою очередь является, той духовной информацией, которая изменит ваше сознание и в вашем разуме будет проявлено знание о свободе во всей полноте. Вы поймёте, что источник свободы вы сами и все попытки человечества с помощью внешней среды добиться этого, иллюзорны. Такая практика постижения феноменальной сущности жизни, называется духовной. Процесс познания и обучения происходит чрез духовные состояния, другими словами вас учит дух, дух вселенского знания. Это глубокие реальные переживания, которые изменяют человека до самой глубины, и именно они раскрывают тот факт, что человек находился в обусловленном состоянии сознания и являлся его заложником, то есть рабом греха, рабом невежества. Отсюда исходит понимание и того, что всякий человек, не испытавший подобной практики на себе, не может вести конкретный разговор об учении Христа в полной мере. Также и в понимании того факта, что любая искусственная система, созданная людьми в виде государства, находится вне зоны интересов учения Христа.
Государство в системе христианства рассматривается как система, сдерживающая людей в силу их греховности, от более низких поступков на данном этапе развития. Государство не является предметом рассмотрения учения Христа, как предметом рассмотрения и других духовных учителей человечества. Попытки приспособить христианство для служения государству являются глубоким искажением учения. Христианство учит постигать истину, и оно в первую очередь является феноменальной практикой по приведению сознания человека в нормальное состояние. Это естественный процесс. Сегодня учение большей частью переформатировано во внешнее служение. Это не отвергает по сути ничего. Церковь является основанием для духовного развития, собирателем глубокого практического опыта и знания. Смещён акцент, служения Богу и истине, во внешнее. Произошло это в процессе воздействия государства на церковь, в попытке подчинить церковь апокалиптическому зверю.
Свобо́да – дарованная Богом способность человеческой воли, без которой он не мог бы осознанно и охотно стремиться к добру, а значит, не мог бы стать добродетельным.
Бог является высочайше свободным Существом, потому что Он действует независимо от необходимости или принуждения. Он избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. При этом Его воля обладает совершенной святостью, Сам Он творит только высочайшее добро и благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму.
Уподобляясь Богу, человек призван творить одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра. Через такое соединение его свобода должна непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен Сам Бог.
Однако после грехопадения человек встал на путь зла. Грехопадение произошло от злоупотребления свободой разумных тварей, которую Бог создал доброю, и, даровавши им, уже не желает нарушать. После грехопадения человек встал на самую низшую степень свободы – свободы выбора между добром и злом. Избирая добро, человек борется с грехом и соединяется с Богом, возрастая в свободе. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстям, освобождение от которых требует немалого подвига при содействии Божественной благодати.
Для чего человеку дана свобода?
Бог даровал человеку свободу воли, в том числе для того, чтобы человек мог свободно и осознанно уподобляться Ему, духовно сближаться с Ним как со своим Творцом, Источником всяческих благ, чтобы он мог, при содействии Божественной благодати, реализовать свои творческие силы. Свобода воли, которая свойственна нам по существу, при правильном ее употреблении, позволяет нам стяжать и развивать добродетели, добровольно восходить по лествице духовных совершенств. Однако первый человек воспользовался этой свободой для постижения греха, а, кроме того, еще и обвинил Бога в этой данной ему возможности.
Является ли свобода причиной греха?
Причиной греха является не свобода, а желание использовать эту свободу во зло (например, для удовлетворения своих похотей), преднамеренно злая воля, которая сознательно избирает беспорядок и духовный ущерб в своей личной жизни и в жизни ближних.
Была ли свобода до того, как был создан человек?
Если Бог свободен и благ, то Он не может делать зла. Какая же это свобода?
Это софизм. Бог может делать всё, что желает, но зла Он не желает. В этом нет ограниченности, как нет ограниченности у человека, который не желает взрывать дом своего шумного соседа. Воля Божья не только благая, но и всесвободная. Как Всесовершенный, Он осознанно и свободно творит добро, в соответствии с возвышенностью Своих качеств, Своих свойств, Своих совершенств.
Чем свобода Бога отличается от свободы человека?
Не приведет ли к потере свободы человека усиливающийся контроль над деятельностью отдельной личности со стороны государства?
Над внутренней свободой человека государство не властно.
прот. Олег Давыденков:
Вопреки распространенному мнению, формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот, она свидетельствует о некотором несовершенстве. Например, Бог, будучи абсолютно свободным Существом, не имеет избирательной воли, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием, а Бог всегда в совершенстве знает Свои цели и средства их достижения. Поэтому Бог свободен в том смысле, что всегда является таким, каким хочет быть, и всегда действует таким образом, каким желает; ничто Ему не препятствует, никакая необходимость над Ним не тяготеет. Такая свобода называется свободой нравственной, или духовной.
Сама по себе способность выбора еще не делает человека свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают. Человек часто желает того, что не может осуществить, и, наоборот, нередко вынужден делать то, чего делать не хочет. Наиболее ярко в Священном Писании эта мысль выражена в Рим.7:19 : Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Поэтому путь к подлинной свободе лежит через освобождение от греха и от власти природной ограниченности. О необходимости стремиться к такой свободе Господь говорит в Новом Завете: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ); Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин.8:34, 36 ). Ап. Павел говорит: Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ) – и восклицает: Где дух Господень, там свобода! ( 2Кор.3:17 ). Иными словами, через причастие Божеству, через соединение с Богом человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает подлинную свободу.
святитель Феофан Затворник:
Да определили ли вы, чего хотите, так желая себе свободы? Внутренней свободы нечего искать, ибо она есть уже, так как есть неотъемлемая принадлежность духа. Ее никто отнять не может. Выходит, вам желательна внешняя свобода. Но извольте рассудить, в какой мере допустима и достижима такая свобода? Куда ни киньтесь, всюду вы будете окружены такими же свободами, как и ваша, равноправными вашей свободе. Что бы мы ни задумали делать, всегда должны соображать свои действия с действиями других людей и ими ограничивать себя и, следовательно, стеснять свою свободу. Что ни шаг, то пресечение свободы. И притом законное, против которого возражать нельзя, по собственному сознанию. Если это так, то порыв на свободу есть бегание за радугой и еще хуже – желание схватить призрак.
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой!
Достоевский Ф.М.
Magna est libertas posse non peccare; sled maxima libertas – non posse peccare (Велика свобода – быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить) – так выразил свое отношение к свободе христианский святой блаженный Августин.
[i] Флоренский Павел, священник, Микрокосм и макрокосм // Богословские труды. Сб. 24. М., 1983, с.234.
[ii] Григорий Богослов, свт. Слово 45 // Творения. Свято-Троицкая-Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 665. и Стихотворение о смиренномудрии, целомудрии и воздержании // Там же. Т. 2. С. 179.
[iv] Иоанн Златоуст, свт. О творении мира. Беседа 6//Творения. B 12 т. Т. 6. Кн. 2. – СПб., 1898. С. 809
[v] Григорий Богослов, свт. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Собрание творений: В 2 т. Репринт. Т. 1. – СТСЛ, 1994. С 528
[vi] Макарий Великий, прп. Беседа 12,2 // Духовные беседы. Репринт. – СТСЛ, 1994. С. 93
[ix] Григорий Нисский, свт. На тех, кто заснул, PG. 46, 524D.
[x] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам 13, PG. 60, 517.
[xi] Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // архиеп. Василий (Кривошеин). Богословские труды 1952-1983 гг. Статьи, доклады, переводы. — Нижний Новгород, 1996, с. 120.
[xii] Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 478
[xiv] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. Гл. 1. – М., 1992
[xvi] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна 12, 27-28, т. XVII
[xviii] Добротолюбие. М., 1905. Т. 1. С 523
[xix] Герцен А. И. Письма об изучении природы, 5 // Герцен А. И. Сочинения. Т.2. М., 1986, сс. 333-334.
Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5: 1).
Такими словами, возлюбленные братья, обратился некогда величайший из апостолов – божественный Павел – к галатийским христианам, своим духовным чадам, обратился с увещанием дорожить и беречь истинную свободу, чтобы снова не подвергнуться игу рабства.
Возлюбленный брат! Вот мы с тобой стоим в весенний день под теплыми лучами весеннего солнца на берегу реки. Под теплыми лучами растаяли глубокие снега. Посмотри, река ломает лед, долгую зиму она была скована холодными ледяными цепями, она теперь сбросила эти оковы и широким стремительным потоком разлилась по лугам и полям. Быстрые волны неудержимо несутся вперед туда, далеко, далеко – к простору невидимого синего моря. Мы с тобою стоим на берегу и любуемся свободной рекой, ее быстрый, бурный поток ничто не в состоянии удержать, она свободно течет туда, к далекому синему морю, не своим руслом, а разливаясь по лугам и полям. Мы с тобою продолжаем стоять на берегу реки, любуемся ее свободной, стремительной и разрушительной стихией.
Вдруг я присмотрелся к твоему лицу, и на нем отразилась печаль и какая-то тревога. В глазах твоих показались слезы скорби и отчаяния. Ты увидел, что грозные, бурные воды выступившей из берегов реки несут с собою обломки твоего собственного родного дома. Ты уверен, что волны разрушили все плотины и преграды; волны, как жадные хищники-победители, завладели твои добром; в одно мгновение они разрушили и уничтожили все то, над чем трудился твой отец, твой дед, что ты сам созидал, приумножал и возделывал тяжелым трудом твоих рук в поте лица твоего. Понимаешь ли ты теперь, каково ужасно состояние твоей души? Ты видел, какие ужасные бедствия причинила тебе бурная река, вышедшая из границ своих берегов и свободно рушившая и разрушившая твой дом; и разве только твой?
Еще большие бедствия грозят человеку, если из границ и пределов выходит он сам и другие люди, если никто не хочет знать удержу своим желаниям и не признаёт никакой узды над своим безрассудным своеволием. Подумай хорошо о том, что будет с семьей, обществом и государством, если все станут думать, что быть свободным – значит делать все, что захочется. Если люди будут так понимать свободу и поступать так, то на земле не останется ничего святого, между людьми, в обществе и в самом государстве не будет никакого порядка. Тогда будет царствовать право сильнейших, и получится такой хаос, о котором никто не имеет представления. Тогда получится не свобода, а произвол, самый грубый и жестокий произвол. Разум, сердце и совесть говорят нам, что не в своеволии и произволе настоящая свобода, а враг всякой свободы. Свобода заключается не в силе и власти и не в деньгах и богатстве. Есть свобода умственная, нравственная, и есть свобода гражданская, политическая, экономическая. Много всяких свобод, но все это понятия относительные, а по существу – философские.
Свобода нравственная есть величайший дар Божий, которым человек отличен от всех живых существ. Свобода состоит в том, что человек не связан необходимостью поступать так или иначе: ему дано право свободно подчиняться воле Божией, или, что то же, нравственному закону. Но человек всегда может – это вполне от него зависит – и не подчиниться воле Божией, он может жить по своей воле и усмотрению, но в таком случае он отпадает от Бога, удаляется от Него как Источника света и блаженства и впадает в глубину зла, тьмы, скорби и тесноты. Нечто подобное представляет из себя и гражданская свобода. От гражданина зависит подчиняться законам данного государства; если он добровольно подчиняется, тогда он пользуется всеми правами, предоставляемыми ему законом страны, и соединенными с ними благами и он свободен; но свобода эта никому не дает права безнаказанно нарушать законы, будь это нравственные или государственные. Точно так же и свобода слова. Разве свобода слова дает право человеку лгать, клеветать и пачкать честных людей? Разве свобода печати дает право вмешиваться в личную жизнь человека и публиковать? А ведь в наше время печать далеко не правильно понимает свободу печати. Свобода совести есть свобода веровать тому, что признаёт человек более правильным, более истинным, более справедливым; но он не должен делать насилия над свободой других, не должен требовать от других думать так, как он думает, не должен принуждать других действовать вопреки своим личным убеждениям. Или, например, свобода дает право заключать союзы и организовывать общества, но не дает права организовывать и создавать безнравственные союзы и общества, которые могут привести страну или государство к нравственному разложению, разорению, к беспорядкам и гибели. Свобода, направленная к злу, не есть истинная свобода, а злоупотребление свободой, искажение истинной свободы.
Ты, может быть, хотел бы спросить меня: да где же, однако, истинная свобода христианина? Охотно отвечу на этот вопрос, впрочем, не свой ответ дам, а ответ первоверховного апостола – божественного Павла. Он говорит: Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3: 17), – поэтому он советует и заповедует нам неуклонно хранить истинную нашу свободу: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5: 1). Если свобода, по слову апостола Павла, там, где Дух Господень, то ясно, что первое условие истинной христианской свободы – искренняя и нелицемерная вера в Бога и жизнь по заповедям Божиим. Если ты, возлюбленный брат, веруешь всем сердцем и душой во Христа Спасителя мира, своего Искупителя, если на тебе поэтому есть Дух Господень, то знай, что ты уже свободен. Кроме того, такой христианин ощущает неизреченную глубину своей свободы в самом своем сердце. Свободно и радостно идет он по стопам своего Спасителя, он верит в Него, возлюбил Его, живет по слову Духа Божия, а где Дух Божий, там и истинная свобода. Вы слышали уже о свободе ума и сердца, а где нет истинной свободы ума и сердца, там анархия, а анархия умов и сердец не может не породить анархию жизни. Теперь как будто наступают времена общей анархии, и если, Боже сохрани, это сбудется, тогда не будет больше мира нигде и ни для кого на лоне собственного отечества, в собственном доме, тогда не будет более ни признаваемых, ни уважаемых прав, и все, даже и самые мирные граждане, будут вынуждены вооружиться на защиту имущества и всего дорогого своего. Это будет общее состояние непрерывной войны всех против всех.
Но да не будет этого!
Да воцарятся на земле мир, любовь и братство, а самое главное – истинная свобода. Мне хотелось бы открыть глаза русскому народу, которого я всей душой и сердцем, всем своим существом полюбил, хотелось бы, чтобы он убедился в фальшивости тех людей, которые ему навязывают незваные учителя. Прошли смутные годы, но они могут опять повториться, если народ будет спать. Ведь и те крестьяне, которые бунтовались на прошлой революции, были подкуплены обещаниями нечестных людей, пробудивших в них низкие инстинкты корысти и насильничества. В этом заключается позор дорогого моему сердцу русского народа. Он боролся за идеи без цели, по указаниям немца Бебеля и француза Жореса и других представителей европейского социализма и анархизма. Они наивному русскому народу много наговорили и исказили понятие об истинной свободе.
Вы, братья, слушающие меня, вы, представители русского общества! во имя мира и свободы – свободы истинной, во имя самых дорогих интересов вашей родины призываю вас сделать все, от вас зависящее, на лоне своей страны для того, чтобы умирить и успокоить умы, сердца и социальную жизнь своего отечества, возвысить и облагородить и таким образом воздействовать на самый животворящий дух души народной – для его же собственного блага. Русский народ давно, как и все человечество, страстно желает свободы и не хочет понять, что никакая свобода невозможна без дисциплины любви, когда из любви к добру и ближним при свете этой святой любви к добру не хотят делать зла и тем становятся способными пользоваться безграничною свободою, не злоупотребляя ею. Умы и сердца, пока они не дисциплинированы любовью, не имеют мира и порядка в себе, а поэтому и не могут успешно работать на осуществление мирной гармонии жизни, на осуществление общего мирного благоденствия. Укажите народу своему истинный путь и истинную свободу, и тогда на Руси больше никогда не повторятся недавно прошлые смутные годы. Тогда Россия будет процветать во всех отношениях на славу и счастье свое, своих поданных и всего человечества. Аминь.
(Слово, сказанное в церкви Кишиневской митрополии 24 октября 1910 года)
Читайте также: