Как понимается свобода человеческой личности в христианстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свобода извечная проблема человечества, которая до сих пор полно не разрешена, ни в одном государстве мира.

Что говорит о свободе христианство?

Путь к подлинной свободе лежит через освобождение от греха и от власти природной ограниченности. О необходимости стремиться к такой свободе Господь говорит в Новом Завете: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31–32); Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:34, 36).

Ап. Павел говорит: Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:2) – и восклицает: Где дух Господень, там свобода! (2Кор.3:17).

В обыденной жизни человек достигая высокого материального благополучия, может с помощью денег осуществить свои желания, но это не освобождает его от внутренних проблем сознания. Материальный достаток в большинстве случаев усугубляет внутренние проблемы. Становится понятным, причина кроется в нашей духовной сущности, в нашем сознании.

Противоречия в сознании в первую очередь возникают из-за неправильного понимания жизни в целом, включая и саму сущность человека. Христос говорит о том, что правильное понимание жизни - истина, освобождает человека от любого дискомфортного состояния. Апостол Павел говорит о законе духа жизни, другими словами, о законе построения сознания человека.

Как человек может познать истинную свободу и обрести реальное её понимание? Ответ прост, освободив своё сознание от всех факторов, на него влияющих, то есть чрез обретение чистого сознания, в результате духовной практики.

В сознании мы можем воспроизвести явление абсолютной свободы. Данное состояние в свою очередь является, той духовной информацией, которая изменит ваше сознание и в вашем разуме будет проявлено знание о свободе во всей полноте. Вы поймёте, что источник свободы вы сами и все попытки человечества с помощью внешней среды добиться этого, иллюзорны. Такая практика постижения феноменальной сущности жизни, называется духовной. Процесс познания и обучения происходит чрез духовные состояния, другими словами вас учит дух, дух вселенского знания. Это глубокие реальные переживания, которые изменяют человека до самой глубины, и именно они раскрывают тот факт, что человек находился в обусловленном состоянии сознания и являлся его заложником, то есть рабом греха, рабом невежества. Отсюда исходит понимание и того, что всякий человек, не испытавший подобной практики на себе, не может вести конкретный разговор об учении Христа в полной мере. Также и в понимании того факта, что любая искусственная система, созданная людьми в виде государства, находится вне зоны интересов учения Христа.

Государство в системе христианства рассматривается как система, сдерживающая людей в силу их греховности, от более низких поступков на данном этапе развития. Государство не является предметом рассмотрения учения Христа, как предметом рассмотрения и других духовных учителей человечества. Попытки приспособить христианство для служения государству являются глубоким искажением учения. Христианство учит постигать истину, и оно в первую очередь является феноменальной практикой по приведению сознания человека в нормальное состояние. Это естественный процесс. Сегодня учение большей частью переформатировано во внешнее служение. Это не отвергает по сути ничего. Церковь является основанием для духовного развития, собирателем глубокого практического опыта и знания. Смещён акцент, служения Богу и истине, во внешнее. Произошло это в процессе воздействия государства на церковь, в попытке подчинить церковь апокалиптическому зверю.

Свобо́да – даро­ван­ная Богом спо­соб­ность чело­ве­че­ской воли, без кото­рой он не мог бы осо­знанно и охотно стре­миться к добру, а значит, не мог бы стать доб­ро­де­тель­ным.

Бог явля­ется высо­чайше сво­бод­ным Суще­ством, потому что Он дей­ствует неза­ви­симо от необ­хо­ди­мо­сти или при­нуж­де­ния. Он изби­рает, что хочет, и осу­ществ­ляет избран­ное, как хочет. При этом Его воля обла­дает совер­шен­ной свя­то­стью, Сам Он творит только высо­чай­шее добро и благо, кото­рое исклю­чает всякое зло, как свет исклю­чает тьму.

Упо­доб­ля­ясь Богу, чело­век при­зван тво­рить одно добро и воз­рас­тать в непре­стан­ном соеди­не­нии с Богом как Пер­во­об­ра­зом и Источ­ни­ком Добра. Через такое соеди­не­ние его сво­бода должна непре­станно воз­рас­тать, ибо совер­шенно сво­бо­ден Сам Бог.

Однако после гре­хо­па­де­ния чело­век встал на путь зла. Гре­хо­па­де­ние про­изо­шло от зло­упо­треб­ле­ния сво­бо­дой разум­ных тварей, кото­рую Бог создал доброю, и, даро­вавши им, уже не желает нару­шать. После гре­хо­па­де­ния чело­век встал на самую низшую сте­пень сво­боды – сво­боды выбора между добром и злом. Изби­рая добро, чело­век борется с грехом и соеди­ня­ется с Богом, воз­рас­тая в сво­боде. Изби­рая зло, чело­век пора­бо­ща­ется греху – своим пороч­ным стра­стям, осво­бож­де­ние от кото­рых тре­бует нема­лого подвига при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Для чего чело­веку дана сво­бода?

Бог даро­вал чело­веку сво­боду воли, в том числе для того, чтобы чело­век мог сво­бодно и осо­знанно упо­доб­ляться Ему, духовно сбли­жаться с Ним как со своим Твор­цом, Источ­ни­ком вся­че­ских благ, чтобы он мог, при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати, реа­ли­зо­вать свои твор­че­ские силы. Сво­бода воли, кото­рая свой­ственна нам по суще­ству, при пра­виль­ном ее упо­треб­ле­нии, поз­во­ляет нам стя­жать и раз­ви­вать доб­ро­де­тели, доб­ро­вольно вос­хо­дить по лествице духов­ных совер­шенств. Однако первый чело­век вос­поль­зо­вался этой сво­бо­дой для пости­же­ния греха, а, кроме того, еще и обви­нил Бога в этой данной ему воз­мож­но­сти.

Явля­ется ли сво­бода при­чи­ной греха?

При­чи­ной греха явля­ется не сво­бода, а жела­ние исполь­зо­вать эту сво­боду во зло (напри­мер, для удо­вле­тво­ре­ния своих похо­тей), пред­на­ме­ренно злая воля, кото­рая созна­тельно изби­рает бес­по­ря­док и духов­ный ущерб в своей личной жизни и в жизни ближ­них.

Была ли сво­бода до того, как был создан чело­век?

Если Бог сво­бо­ден и благ, то Он не может делать зла. Какая же это сво­бода?

Это софизм. Бог может делать всё, что желает, но зла Он не желает. В этом нет огра­ни­чен­но­сти, как нет огра­ни­чен­но­сти у чело­века, кото­рый не желает взры­вать дом своего шум­ного соседа. Воля Божья не только благая, но и все­сво­бод­ная. Как Все­со­вер­шен­ный, Он осо­знанно и сво­бодно творит добро, в соот­вет­ствии с воз­вы­шен­но­стью Своих качеств, Своих свойств, Своих совер­шенств.

Чем сво­бода Бога отли­ча­ется от сво­боды чело­века?

Не при­ве­дет ли к потере сво­боды чело­века уси­ли­ва­ю­щийся кон­троль над дея­тель­но­стью отдель­ной лич­но­сти со сто­роны госу­дар­ства?

Над внут­рен­ней сво­бо­дой чело­века госу­дар­ство не властно.

прот. Олег Давы­ден­ков:
Вопреки рас­про­стра­нен­ному мнению, фор­маль­ная сво­бода вовсе не явля­ется при­зна­ком совер­шен­ства. Скорее наобо­рот, она сви­де­тель­ствует о неко­то­ром несо­вер­шен­стве. Напри­мер, Бог, будучи абсо­лютно сво­бод­ным Суще­ством, не имеет изби­ра­тель­ной воли, т. к. не имеет потреб­но­сти выби­рать из раз­лич­ных воз­мож­но­стей. Любой выбор всегда связан с неко­то­рым несо­вер­шен­ством: незна­нием, сомне­нием, коле­ба­нием, а Бог всегда в совер­шен­стве знает Свои цели и сред­ства их дости­же­ния. Поэтому Бог сво­бо­ден в том смысле, что всегда явля­ется таким, каким хочет быть, и всегда дей­ствует таким обра­зом, каким желает; ничто Ему не пре­пят­ствует, ника­кая необ­хо­ди­мость над Ним не тяго­теет. Такая сво­бода назы­ва­ется сво­бо­дой нрав­ствен­ной, или духов­ной.

Сама по себе спо­соб­ность выбора еще не делает чело­века сво­бод­ным, потому что жела­ния чело­века и его воз­мож­но­сти не всегда сов­па­дают. Чело­век часто желает того, что не может осу­ще­ствить, и, наобо­рот, нередко вынуж­ден делать то, чего делать не хочет. Наи­бо­лее ярко в Свя­щен­ном Писа­нии эта мысль выра­жена в Рим.7:19 : Доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю. Поэтому путь к под­лин­ной сво­боде лежит через осво­бож­де­ние от греха и от власти при­род­ной огра­ни­чен­но­сти. О необ­хо­ди­мо­сти стре­миться к такой сво­боде Гос­подь гово­рит в Новом Завете: Если пре­бу­дете в слове Моем, то вы истинно Мои уче­ники. И позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными ( Ин.8:31–32 ); Всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха… Если Сын осво­бо­дит вас, то истинно сво­бодны будете ( Ин.8:34, 36 ). Ап. Павел гово­рит: Закон духа жизни во Христе Иисусе осво­бо­дил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ) – и вос­кли­цает: Где дух Гос­по­день, там сво­бода! ( 2Кор.3:17 ). Иными сло­вами, через при­ча­стие Боже­ству, через соеди­не­ние с Богом чело­век при­об­ща­ется к той сво­боде, кото­рой обла­дает Бог, и сам обре­тает под­лин­ную сво­боду.

свя­ти­тель Феофан Затвор­ник:
Да опре­де­лили ли вы, чего хотите, так желая себе сво­боды? Внут­рен­ней сво­боды нечего искать, ибо она есть уже, так как есть неотъ­ем­ле­мая при­над­леж­ность духа. Ее никто отнять не может. Выхо­дит, вам жела­тельна внеш­няя сво­бода. Но извольте рас­су­дить, в какой мере допу­стима и дости­жима такая сво­бода? Куда ни кинь­тесь, всюду вы будете окру­жены такими же сво­бо­дами, как и ваша, рав­но­прав­ными вашей сво­боде. Что бы мы ни заду­мали делать, всегда должны сооб­ра­жать свои дей­ствия с дей­стви­ями других людей и ими огра­ни­чи­вать себя и, сле­до­ва­тельно, стес­нять свою сво­боду. Что ни шаг, то пре­се­че­ние сво­боды. И притом закон­ное, против кото­рого воз­ра­жать нельзя, по соб­ствен­ному созна­нию. Если это так, то порыв на сво­боду есть бега­ние за раду­гой и еще хуже – жела­ние схва­тить при­зрак.

Сво­бода не в том, чтоб не сдер­жи­вать себя, а в том, чтоб вла­деть собой!
Досто­ев­ский Ф.М.



Magna est libertas posse non peccare; sled maxima libertas – non posse peccare (Велика свобода – быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить) – так выразил свое отношение к свободе христианский святой блаженный Августин.

[i] Флоренский Павел, священник, Микрокосм и макрокосм // Богословские труды. Сб. 24. М., 1983, с.234.

[ii] Григорий Богослов, свт. Слово 45 // Творения. Свято-Троицкая-Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 665. и Стихотворение о смиренномудрии, целомудрии и воздержании // Там же. Т. 2. С. 179.

[iv] Иоанн Златоуст, свт. О творении мира. Беседа 6//Творения. B 12 т. Т. 6. Кн. 2. – СПб., 1898. С. 809

[v] Григорий Богослов, свт. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Собрание творений: В 2 т. Репринт. Т. 1. – СТСЛ, 1994. С 528

[vi] Макарий Великий, прп. Беседа 12,2 // Духовные беседы. Репринт. – СТСЛ, 1994. С. 93

[ix] Григорий Нисский, свт. На тех, кто заснул, PG. 46, 524D.

[x] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам 13, PG. 60, 517.

[xi] Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // архиеп. Василий (Кривошеин). Богословские труды 1952-1983 гг. Статьи, доклады, переводы. — Нижний Новгород, 1996, с. 120.

[xii] Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 478

[xiv] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. Гл. 1. – М., 1992

[xvi] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна 12, 27-28, т. XVII

[xviii] Добротолюбие. М., 1905. Т. 1. С 523

[xix] Герцен А. И. Письма об изучении природы, 5 // Герцен А. И. Сочинения. Т.2. М., 1986, сс. 333-334.

Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5: 1).

Такими словами, возлюбленные братья, обратился некогда величайший из апостолов – божественный Павел – к галатийским христианам, своим духовным чадам, обратился с увещанием дорожить и беречь истинную свободу, чтобы снова не подвергнуться игу рабства.


Возлюбленный брат! Вот мы с тобой стоим в весенний день под теплыми лучами весеннего солнца на берегу реки. Под теплыми лучами растаяли глубокие снега. Посмотри, река ломает лед, долгую зиму она была скована холодными ледяными цепями, она теперь сбросила эти оковы и широким стремительным потоком разлилась по лугам и полям. Быстрые волны неудержимо несутся вперед туда, далеко, далеко – к простору невидимого синего моря. Мы с тобою стоим на берегу и любуемся свободной рекой, ее быстрый, бурный поток ничто не в состоянии удержать, она свободно течет туда, к далекому синему морю, не своим руслом, а разливаясь по лугам и полям. Мы с тобою продолжаем стоять на берегу реки, любуемся ее свободной, стремительной и разрушительной стихией.

Вдруг я присмотрелся к твоему лицу, и на нем отразилась печаль и какая-то тревога. В глазах твоих показались слезы скорби и отчаяния. Ты увидел, что грозные, бурные воды выступившей из берегов реки несут с собою обломки твоего собственного родного дома. Ты уверен, что волны разрушили все плотины и преграды; волны, как жадные хищники-победители, завладели твои добром; в одно мгновение они разрушили и уничтожили все то, над чем трудился твой отец, твой дед, что ты сам созидал, приумножал и возделывал тяжелым трудом твоих рук в поте лица твоего. Понимаешь ли ты теперь, каково ужасно состояние твоей души? Ты видел, какие ужасные бедствия причинила тебе бурная река, вышедшая из границ своих берегов и свободно рушившая и разрушившая твой дом; и разве только твой?

Еще большие бедствия грозят человеку, если из границ и пределов выходит он сам и другие люди, если никто не хочет знать удержу своим желаниям и не признаёт никакой узды над своим безрассудным своеволием. Подумай хорошо о том, что будет с семьей, обществом и государством, если все станут думать, что быть свободным – значит делать все, что захочется. Если люди будут так понимать свободу и поступать так, то на земле не останется ничего святого, между людьми, в обществе и в самом государстве не будет никакого порядка. Тогда будет царствовать право сильнейших, и получится такой хаос, о котором никто не имеет представления. Тогда получится не свобода, а произвол, самый грубый и жестокий произвол. Разум, сердце и совесть говорят нам, что не в своеволии и произволе настоящая свобода, а враг всякой свободы. Свобода заключается не в силе и власти и не в деньгах и богатстве. Есть свобода умственная, нравственная, и есть свобода гражданская, политическая, экономическая. Много всяких свобод, но все это понятия относительные, а по существу – философские.

Свобода нравственная есть величайший дар Божий, которым человек отличен от всех живых существ. Свобода состоит в том, что человек не связан необходимостью поступать так или иначе: ему дано право свободно подчиняться воле Божией, или, что то же, нравственному закону. Но человек всегда может – это вполне от него зависит – и не подчиниться воле Божией, он может жить по своей воле и усмотрению, но в таком случае он отпадает от Бога, удаляется от Него как Источника света и блаженства и впадает в глубину зла, тьмы, скорби и тесноты. Нечто подобное представляет из себя и гражданская свобода. От гражданина зависит подчиняться законам данного государства; если он добровольно подчиняется, тогда он пользуется всеми правами, предоставляемыми ему законом страны, и соединенными с ними благами и он свободен; но свобода эта никому не дает права безнаказанно нарушать законы, будь это нравственные или государственные. Точно так же и свобода слова. Разве свобода слова дает право человеку лгать, клеветать и пачкать честных людей? Разве свобода печати дает право вмешиваться в личную жизнь человека и публиковать? А ведь в наше время печать далеко не правильно понимает свободу печати. Свобода совести есть свобода веровать тому, что признаёт человек более правильным, более истинным, более справедливым; но он не должен делать насилия над свободой других, не должен требовать от других думать так, как он думает, не должен принуждать других действовать вопреки своим личным убеждениям. Или, например, свобода дает право заключать союзы и организовывать общества, но не дает права организовывать и создавать безнравственные союзы и общества, которые могут привести страну или государство к нравственному разложению, разорению, к беспорядкам и гибели. Свобода, направленная к злу, не есть истинная свобода, а злоупотребление свободой, искажение истинной свободы.

Ты, может быть, хотел бы спросить меня: да где же, однако, истинная свобода христианина? Охотно отвечу на этот вопрос, впрочем, не свой ответ дам, а ответ первоверховного апостола – божественного Павла. Он говорит: Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3: 17), – поэтому он советует и заповедует нам неуклонно хранить истинную нашу свободу: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5: 1). Если свобода, по слову апостола Павла, там, где Дух Господень, то ясно, что первое условие истинной христианской свободы – искренняя и нелицемерная вера в Бога и жизнь по заповедям Божиим. Если ты, возлюбленный брат, веруешь всем сердцем и душой во Христа Спасителя мира, своего Искупителя, если на тебе поэтому есть Дух Господень, то знай, что ты уже свободен. Кроме того, такой христианин ощущает неизреченную глубину своей свободы в самом своем сердце. Свободно и радостно идет он по стопам своего Спасителя, он верит в Него, возлюбил Его, живет по слову Духа Божия, а где Дух Божий, там и истинная свобода. Вы слышали уже о свободе ума и сердца, а где нет истинной свободы ума и сердца, там анархия, а анархия умов и сердец не может не породить анархию жизни. Теперь как будто наступают времена общей анархии, и если, Боже сохрани, это сбудется, тогда не будет больше мира нигде и ни для кого на лоне собственного отечества, в собственном доме, тогда не будет более ни признаваемых, ни уважаемых прав, и все, даже и самые мирные граждане, будут вынуждены вооружиться на защиту имущества и всего дорогого своего. Это будет общее состояние непрерывной войны всех против всех.

Но да не будет этого!

Да воцарятся на земле мир, любовь и братство, а самое главное – истинная свобода. Мне хотелось бы открыть глаза русскому народу, которого я всей душой и сердцем, всем своим существом полюбил, хотелось бы, чтобы он убедился в фальшивости тех людей, которые ему навязывают незваные учителя. Прошли смутные годы, но они могут опять повториться, если народ будет спать. Ведь и те крестьяне, которые бунтовались на прошлой революции, были подкуплены обещаниями нечестных людей, пробудивших в них низкие инстинкты корысти и насильничества. В этом заключается позор дорогого моему сердцу русского народа. Он боролся за идеи без цели, по указаниям немца Бебеля и француза Жореса и других представителей европейского социализма и анархизма. Они наивному русскому народу много наговорили и исказили понятие об истинной свободе.

Вы, братья, слушающие меня, вы, представители русского общества! во имя мира и свободы – свободы истинной, во имя самых дорогих интересов вашей родины призываю вас сделать все, от вас зависящее, на лоне своей страны для того, чтобы умирить и успокоить умы, сердца и социальную жизнь своего отечества, возвысить и облагородить и таким образом воздействовать на самый животворящий дух души народной – для его же собственного блага. Русский народ давно, как и все человечество, страстно желает свободы и не хочет понять, что никакая свобода невозможна без дисциплины любви, когда из любви к добру и ближним при свете этой святой любви к добру не хотят делать зла и тем становятся способными пользоваться безграничною свободою, не злоупотребляя ею. Умы и сердца, пока они не дисциплинированы любовью, не имеют мира и порядка в себе, а поэтому и не могут успешно работать на осуществление мирной гармонии жизни, на осуществление общего мирного благоденствия. Укажите народу своему истинный путь и истинную свободу, и тогда на Руси больше никогда не повторятся недавно прошлые смутные годы. Тогда Россия будет процветать во всех отношениях на славу и счастье свое, своих поданных и всего человечества. Аминь.

(Слово, сказанное в церкви Кишиневской митрополии 24 октября 1910 года)

Читайте также: