Как помочь застенчивому ребенку в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Загидуллина Наталья Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: "Ц.р.р. - д/с №158"
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с застенчивыми детьми в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Наталья Владимировна Загидуллина

Особенности работы с застенчивыми детьми в ДОУ.

Основной из проблем в современной системе воспитания и обучения дошкольников

является готовность ребёнка к школе. Мы хотим видеть своих детей умными,

сообразительными, творчески мыслящими. Между тем поступление в школу полностью

перестраивает жизнь ребёнка, поэтому важно не забывать о психическом здоровье детей.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный,

открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами.

В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный

образ жизни, возникают новые отношения, с людьми. Смена окружения может

сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Основываясь на

результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между

нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем застенчивым детям. Дети, имеющие

такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие – либо изменения в жизни,

испытывают страх перед чужими людьми в новой обстановке. Застенчивых детей не

видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети

часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые

считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребёнок

очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Проблема в

том, что у таких детей страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют

развитие эмоций, и интеллектуальной сфер личности. Для них неразрешима даже самая

простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о

совместной игре. Каждое своё действие ребёнок проверяет через мнение других, его

внимание в большей степени сосредотачивается на том, как его действия оценят взрослые.

Свою работу в нашем дошкольном учреждении с такими детьми мы строим в

- развитие позитивного самовосприятия;

- повышение уверенности в себе и своих силах;

- развитие доверия к другим;

- снятие телесного напряжения;

-развитие умения выражать свои эмоции;

-развитие навыков коллективной работы;

- развитие навыков самоконтроля;

- развитие положительной школьной мотивации;

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с

ними контакта, развитии доверительных отношений, поэтому важно не спешить, нужно

дать ребёнку время освоиться. Этому способствуют игры на установление доверительных

вопросах, развивают находчивость, смекалку. В них можно играть и дома и во время

Мы стараемся помочь ребёнку поднять самооценку в конкретных видах

деятельности – на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится

отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то

вместе с ним, или давая ему какое – то задание, говорим, что уверены в его успехе, но

готовы помочь, если что-то не получится. Если ребёнок слишком сосредоточен на оценке,

и это тормозит его действия, пытаемся отвлечь его от оценочной стороны деятельности.

Здесь помогают игровые

приёмы и юмор, который должен быть направлен не на ребёнка, а на ситуацию в

целом. Например, если малышу не удаётся собрать пирамидку или фигурку из

конструктора, можно сделать их одушевленными наделить вредным характером, который

придуманного персонажа, разыграть смешную ситуацию.

В своей работе с застенчивыми детьми большое внимание мы уделяем играм –

фантазиям, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребёнка, а

ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу и страх. Такие

игры помогают ребёнку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они

бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут

иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах,

попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а

иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ

о другом ребёнке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми

для разговора о себе.

Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым

необходимо учесть несколько правил.

1. Обдумать какие ситуации для ребёнка являются более трудными. Настроиться на

волну его чувств, переживаний, взглянуть на проблему глазами ребёнка.

2. Подумать над сюжетом рассказа. Какие мысли вы бы хотели донести до ребёнка,

какие конкретные советы дать ему?

3. Начинать рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их

жизни, сходных с жизнью ребёнка (например, мальчик живёт в таком же доме, у него есть

такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не

должно прямо совпадать с именем ребёнка, но может иметь некоторое сходство с ним по

звучанию. Необходимо описать его переживания в конкретной ситуации как можно

подробнее. Например, если ребёнок часто стесняется присоединиться к игре сверстников,

можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым,

некрасивым неуклюжим и будут смеяться. Из – за этого малыш боялся смотреть в глаза

ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.

4. По ходу рассказа необходимо обращаться к ребёнку за дополнениями, чтобы он

стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задать ему вопросы, о том, что ещё

подумал герой, как можно было бы ему помочь.

5. Затем ввести персонаж, который станет помощником ребёнка в разрешении

внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый

волшебник. Придумать диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать

разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывать детские

комментарии к рассказу. Привлекать ребёнка к поиску решения. Стараться сделать его

активным и соавтором истории.

6. Придуманная история должна иметь положительный результат.

7. После обсуждения поведения вымышленного персонажа, понаблюдать за

поведением застенчивого ребёнка, в реальных ситуациях его жизни, проверить повлияла

ли на него игра. Постараться сделать так, чтобы история имела продолжение в

зависимости от поведения ребёнка.

8. Необходимо стараться сделать рассказ живым, остроумным, вводить в него

больше диалогов различных персонажей, наполнять его сказочными элементами.

Помимо придумывания рассказов мы организуем с детьми игры – драматизации,

персонажами которых становятся знакомые герои сказок, животные. Поочерёдно

проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой

лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребёнок невольно

найдёт в них отголоски собственной жизни, научится бороться

со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребёнком

Наряду с перечисленными приёмами работы с застенчивыми детьми мы также

используем такие методы и приёмы, как:

-обучение способам расслабления;

-рисование для выявления и отработки страхов;

-использование элементов сказкотерапии, арттерапии, телесной терапии;

-обучение диалоговому общению в сюжетно ролевых играх.

Застенчивые дети чаще встречаются в семьях авторитарного стиля, стиля

неполных семьях, поэтому можно считать, что основной причиной болезненной

застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в

семье. Поэтому особое внимание мы уделяем консультированию родителей. Объясняем

особенности ребёнка, рассказываемо его потенциальных возможностях. Если причина

нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, тактично разговариваем об этом

с родителями. Наши рекомендации родителям застенчивого ребёнка включают следующие

1. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения

ребёнка, а в отношении его личности они вообще не допустимы.

3. Главный козырь взрослых – это тактичность и терпение.

4. Необходимо развивать у ребёнка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребёнка к разностороннему общению:

обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги продавцу, кондуктору и т. д.). На

первых этапах присутствие знакомого взрослого обязательно.

Взрослых просим проанализировать своё отношение к ребёнку. Безусловно, мама и

папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей

любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают

внимание на своих детей лишь тогда, когда те делают что-то неправильно, достижения и

хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети

нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они

эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее настроение и

успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребёнка не

формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и

безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть

внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда

она, на первый взгляд ему не нужна. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и

успехи замечены и оценены положительно. Главное, продемонстрировать ему, что его

старания и успехи замечены и оценены положительно. Необходимо помнить о том, что

застенчивые дети очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем

их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить.

Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли они ограничивают

свободу ребёнка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно

нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребёнку избавиться от страха наказания.

Чрезмерной скованности. Если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой.

Но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдёт ему на пользу. Подобные

упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.

Мы советуем родителям играть вместе с детьми, ведь именно в игре ребёнок может

свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение,

почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается,

что прятки , жмурки – это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причём, они

лишь якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры да ещё

и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активировать

жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими.

Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление

препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и

смехом, также помогут застенчивому ребёнку почувствовать себя увереннее. Организуя

такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал

себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость,

выразить радость того, что играли вместе. Эмоционально – непосредственное

взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо

несколько взрослых и детей. В таких играх создаётся эмоционально – положительная

атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются

дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше

симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но необходимо думать о будущем

ребёнка. Ведь если застенчивость в детстве мешает ему нормально общаться и

развиваться, какую службу сослужит такая черта при поступлении в школу, во взрослой

жизни? Конечно, при желании и определённых волевых усилиях человек может сам

когда малыш вправе рассчитывать на помощь и поддержку родителей и педагогов.

Только разносторонний комплексный подход, единая стратегия в общении, с

застенчивым ребёнком педагогов и родителей, позволяет нам снимать барьеры в общении,

Застенчивый ребёнок сосредоточен на собственных переживаниях и поведении и, несмотря на то, что чаще всего он доброжелательно относится к другим людям, сверстникам, не рещается проявить свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушениям во взаимодействии с окружающими. Статья адресована педагогам ДОУ, родителям, воспитывающих детей с подобными трудностями в общении, всем заинтересованным лицам.

ВложениеРазмер
kak_pomoch_rebyonku_preodolet_zastenchivost._chto_neobhodimo_znat_roditelyam_i_pedagogam.docx 18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость.

Что необходимо знать родителям и педагогам.

Как проявляется застенчивость, что является причиной её возникновения у детей, как оказать поддержку застенчивому ребёнку? Давайте подробно рассмотрим это сложное состояние, которое свойственно не только детям, но и взрослым, и является наиболее распространённой причиной осложнения общения, вызывая повышение тревожности, нежелание общаться с окружаюшими, отгороженность, снижение активности.

Причины возникновения застенчивости

- высокая возбудимость нервной системы и высокая (даже излишняя) чувствительность к стрессам, обычным социальным ситуациям, острое реагирование на любую угрозу;

- наследственность: у застенчивых и инвертированных родителей чаще всего бывают застенчивые дети. Пока учёные не обнаружили генов, которые отвечали бы за наличие или отсутствие застенчивости, но очевидно, что дети копируют черты характера, свойственные родителям, чьё поведение является образцом для ребёнка;

- обострённое ожидание и восприятие оценки взрослыми. У застенчивых детей с возрастом формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение, похвала вызывает не только радость, но и смущение;

- ошибки воспитания, когда ребёнка, например, сравнивают с его братьями, сёстрами, другими детьми, по мнению родителей, более успешными. У ребёнка накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Заниженная самооценка, неуверенность в себе затрудняют общение со сверстниками и вызывают социально пассивное поведение, которое нередко сопровождается тревожностью;

- неуверенность в положительном отношении к нему взрослого: ребёнок одновременно и желает, и боится привлечь к себе внимание взрослого, выделиться, оказаться в центре внимания;

- гиперопека: нездоровое отношение к ребёнку, вследствие чего сын или дочь не могут получить нужный опыт и навыки, чтобы стать психически и эмоционально здоровой личностью. При гиперопеке ребёнок не имеет в семье ни права голоса, ни права на собственные желания и предпочтения, у ребёнка нет социальной независимости;

- низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контакте с другими людьми — взрослыми и сверстниками — мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, как в игровую, так и в учебную.

Пути решения проблемы застенчивости. Рекомендации родителям:

Детская застенчивость – явление преходящее, исчезающее вместе с опытом установления контактов. Предупредить и устранить застенчивость у детей можно, если постараться расширить круг общения: чаще приглашать к нему друзей, вместе с ребёнком ходить в гости к знакомым людям, родственникам, расширять маршрут прогулок, учить ребёнка спокойно относиться к новым местам. Посещайте детские представления, театры, музеи, выставки и тогда у вас появятся новые интересные темы для обсуждения, возможность эмоционально насыщенного общения.

Итак, родителям необходимо постоянно подкреплять в ребёнке уверенность в себе и в своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, расширять круг знакомств, безусловно позитивно относиться к ребёнку — принимать со всеми достоинствами и недостатками, проявлять такт и терпение, не давая воли чувству неудовлетворённости и желанию сию же минуту ребёнка изменить.

Как взаимодействовать с застенчивыми детьми. Рекомендации педагогам:

Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, с того момента, как ребёнок переступает порог детского сада. Воспитатель в группе — самый главный человек для маленького ребёнка, это второй значимый взрослый в жизни ребёнка после родителей. Ребёнок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми достоинствами: красотой, умом, добротой, а опытный и чуткий педагог всегда внимателен к чувствам и переживаниям ребёнка.

Ребёнок с застенчивостью фиксирован на своей личности: всё, что он делает, пропускает через себя, но именно он может стать хорошим другом, так как очень чувствителен, способен уловить тонкие нюансы настроения других людей, совершенно неагрессивен и ненавязчив. В большинстве своём такие дети очень наблюдательны, ответственны и щепетильны.

Совершенно ясно, что первым и самым необходимым в работе воспитателя будет развитие навыков социального взаимодействия . Для этого нужно создать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений (коллективные игры, создание и проигрывание различных ситуаций). Маленьким детям сложно встать на позицию другого человека, но они способны к сопереживанию, поэтому в детском саду (да и дома) нужно начать с создания условий для сопереживания радости , умения справляться с собственными огорчениями, научиться радоваться успехам других и сопереживать неудачам. при этом ребёнка с застенчивостью постараться включать в любую новую игру постепенно: пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в неё играют другие дети и лишь потом, когда он сам захочет, станет её участником. Педагогу необходимо добиться, чтобы ребёнок в игре со взрослым и другими детьми сначала сопереживал вместе с педагогом, а потом и сам активно делился своими переживаниями от ярких впечатлений, то есть преодолел робость.

Далее эффективно использовать игры, включающие телесный контакт, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения (с использованием элементов музыкотерапии).

Следующим этапом будут игры на формирование чувства уверенности и доверия к окружающим. Игры, способствующие повышению самооценки ребёнка с застенчивостью, можно использовать на любом этапе работы. И наконец, закрепляя полученные коммуникативные умения, использовать различные творческие игры и задания, предполагающие более свободное и открытое общение со сверстниками .

Коррекционная работа педагога с детьми в группе может строиться с помощью педагога-психолога дошкольного учреждения, который проведёт наблюдение и диагностическое обследование психологических особенностей по запросу воспитателя, даст необходимые рекомендации. Результатом совместной работы воспитателя и педагога-психолога может стать реализация коррекционно-развивающих занятий с детьми, индивидуальная помощь родителям и детям в преодолении этой проблемы.

На занятиях (индивидуальных и групповых) необходимо создать очень тёплую доверительную обстановку, благодарить детей за их дружбу, помощь, поддержку, поощрять проявлять свои чувства и говорить о них.

Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему :" Застенчивые дети”, которая может использоваться педагогами-психологами и педагогами ОУ в работе с застенчивыми детьми.

Застенчивость свойственна многим взрослым и детям. Застенчивые дети замкнуты, нерешительны, робки, испытывают сложности в установлении контактов, общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети испытывают дискомфорт, необъяснимый страх перед людьми, это не позволяет им высказать своё мнение, доказать свою точку зрения, показать свои способности и достижения.

На сегодняшний день психологи отмечают, что причина застенчивости – реакция на эмоцию страха, которая возникает у ребёнка в определённый момент при общении с другими взрослыми (сверстниками) и впоследствии закрепляется (это может быть реакция на агрессивную критику, игнорирование ребёнка, "травля” другими детьми, переход в новую школу, низкая самооценка и т. д.).

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, вызвать интерес и научить общаться могут педагог-психолог, педагог, родители.

Как же помочь застенчивому ребёнку? Вот несколько советов для того, чтобы помочь ребенку чувствовать себя уверенным в окружающем мире и не боятся общаться с людьми:

1. Необходимо выработать определённый стиль взаимоотношения с ребёнком родителям и педагогам:

- не говорите при ребёнке или самому ребёнку, о том, что он стеснительный, застенчивый;

- обратить внимание на свое собственное поведение ;

- постоянно подкреплять в ребёнке чувство уверенности в себе и своих силах;

- постепенно, осторожно привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением.

2. Поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.

3. Научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

4. Отрабатывайте поведение в тех или иных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

Педагогу-психологу необходимо принимать активное участие в работе с застенчивым ребёнком :

- выявить причину возникновения застенчивости (беседы с родителями, педагогами);

- организовать создание благоприятной, комфортной среды для ребёнка (наблюдение, консультации с педагогами и родителями и т. д.);

- проводить коррекционные занятия (предварительно разделив детей на подгруппы по сходству причин возникновения застенчивости).

На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего, необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.

Общение должно проходить в спокойной обстановке.

Универсальное средство обучения общению — это игра.

Нужно ли оберегать малыша от сложностей жизни, если рано или поздно он все равно с ними столкнется?

Да, это неизбежно. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними уверенным в себе, уравновешенным, не отягощенным комплексами человеком, или запуганным неудачником, привыкшим к своей "второсортности”. Не нужно "подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя.

Консультация для воспитателей "Как общаться с застенчивыми и тревожными детьми"

Дети, имеющие такие проблемы, как замкнутость и застенчивость, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.

Работа педагога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

— развитие позитивного самовосприятия;

— повышение уверенности в себе и своих силах;

— развитие доверия к другим;

— снятие телесного напряжения;

— развитие умения выражать свои эмоции;

— развитие навыков коллективной работы;

Просьба, обращенная к застенчивому ребенку должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Основная тактика — это тактичность и терпение.

Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка — это привлечение ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью и доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятельность.

1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы. Не сравнивайте ребенка с окружающими!

3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.

4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо. На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

6. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

7. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения.

Так же, как очевидна связь между застенчивостью и неуверенностью, также нельзя не заметить зависимость от касаний чувства безопасности и спокойствия. Прикасайтесь к ним с нежностью, гладьте по голове, обнимайте.

Разговор по душам.

Было доказано, что дети раньше начинают говорить правильно и выразительно, если мама с самого рождения много разговаривала с ними. Дети же, чьи мамы просто молча выполняют свои обязанности, говорят плохо, у них малый словарный запас. Позвольте ему свободно говорить о том, что ему хочется, что нравится, а что не очень. Позвольте иногда выплеснуть свой гнев. Поощряйте ребенка на разговоры, но не принуждайте участвовать в них.

Нужно серьезно отнестись к словам психологов, считающих, что если вы не довольны поведением ребенка, вы должны обязательно дать ему понять, что вас возмущает не сам ребенок, а его поступки. Иными словами, ребенку важно знать, что он любим, и любовь эта не зависит ни от чего, она постоянна и неизменна, то есть безусловна.

Дисциплина с любовью и пониманием.

Чрезмерная дисциплина может повлиять на развитие застенчивости у детей дошкольного возраста через следующие причины:

Дисциплина часто основана на изначальной неправоте ребенка, на утверждении, что он обязательно должен измениться. Это ведет к снижении самооценки.

Пугающий авторитет родителей может перерасти в серьезный комплекс, при котором ребенок будет чувствовать страх перед любыми авторитетными лицами.

Старайтесь замечать не только проступки ребенка, но и отмечать хорошее поведение.

Научите ребенка терпимости.

Лишь своим примером можно научить детей быть участливыми. Пусть они ищут причину неудач в первую очередь в обстоятельствах, а не в окружающих людях. Поговорите о том, почему тот или иной человек делает определенные безрассудные поступки, или что могло повлиять на изменение его поведения.

Научите ребенка больше доверять людям. Для этого родителям важно наличие максимально близких отношений с ребенком. Дайте ему понять, что вы его любите и цените таким, какой он есть. И что есть и другие люди, которые тоже могут ценить и уважать его, если он сблизиться с ними.

Уделяйте детям внимание.

Старайтесь уменьшать время, которое вы проводили отдельно от ребенка и всегда предупреждайте его, если вы сможете уделить ему внимание. Даже минута теплой и уважительной беседы с ребенком гораздо важнее целого дня.

Игры и упражнения с детьми.

Ребенку предлагают нарисовать себя. На первом рисунке – таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хочет быть. Различия между рисунками отражают самооценку ребенка.

Для разыгрывания и обсуждения можно предложить ситуации, наиболее сложные для ребенка:

ты пришел в новый класс, школу, познакомься с детьми…

ты пошел в магазин…

дети играют во дворе.


Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Поощряйте самостоятельность

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

Дайте ребенку право слова

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Давайте разберемся, в чем заключается опасность стеснительности у детей. Также в статье вы найдете 12 советов, как снять зажатость и застенчивость у ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Казалось бы, невелика проблема — стеснительный ребенок. Ну и что, все мы в детстве стеснялись, и ничего, выросли. Вырастут и все остальные дети, но каким будет их детство? Как пройдет подростковый период? Будет ли это время безоблачно счастливым?

Причины возникновения застенчивости

Их можно условно разделить на две категории — врожденные и приобретенные.

Врожденные причины:

  • Тип темперамента. Более стеснительны флегматики и меланхолики.
  • Генетика. Согласно исследованиям, в 30% случаев стеснительность, как черта характера, обусловлена генетически.
  • Лабильность нервной системы. Высокая чувствительность, низкая сопротивляемость нагрузкам и стрессам.
  • Особенности организма. Например, слабое зрение, плохой слух.
  • Расстройства аутистического спектра: синдром Аспергера, аутизм и пр.

Приобретенные:

  • Неразвит навык социального взаимодействия. Например, застенчивый домашний ребенок приходит в детский сад и не знает, как вести себя в коллективе.
  • Низкий эмоциональный интеллект.
  • Неблагополучная среда обитания: родители-алкоголики и т. п.
  • Травматические события в прошлом.
  • Психологические трудности: тревожность, мнительность.
  • Проблемы адаптации. Касается значительных изменений в жизни (переезд, развод родителей, смерть родственника).
  • Недостатки в воспитании: авторитарные родители, гиперопека.

Детскую робость заметно уже с 2 лет, и к 6 годам становится понятно, каким ребенок будет в будущем — стеснительным или бойким. Поэтому важно вовремя принять меры, чтобы преодолеть застенчивость на стадии ее зарождения.

Не менее важно корректировать стеснительность, которая обусловлена врожденными факторами. Но здесь уже без помощи специалистов (психологи, коррекционные педагоги) не обойтись.

Влияние застенчивости на качество жизни

Родителям замкнутого и стеснительного ребенка может казаться, что эта особенность характера даже полезна. Он не лезет в опасные ситуации, держится возле взрослых, не идет на контакт с чужими людьми. Но на самом деле здесь гораздо больше минусов, чем плюсов.

Застенчивость в дошкольном возрасте

Маленькие дети испытывают трудности с описанием собственных переживаний. Особенно если это робкие, замкнутые малыши. Они не могут пожаловаться маме на то, что боятся кататься на карусели, а лишь заливаются горьким плачем при виде аттракциона. При этом они хотят это сделать, и при должной поддержке сделали бы, но…

Постепенно взрослые привыкают к нерешительности ребенка и перестают предлагать ему попробовать что-то новенькое. Предугадывая негативную реакцию, они не подпускают к малышу незнакомых людей. Более того: увидев, как ребенок стесняется, ёжится от страха и жмется к маме, взрослые стесняются этих проявлений и выбирают совершенно неправильную тактику — оставить ребенка в покое.

Детский сад и стеснительные дети

Зачастую воспитатели знают, что от замкнутого ребенка не дождешься звонкого прочтения стишка на утреннике, поэтому часто он вообще не получает никаких ролей. Таких детей могут даже не брать в соревнования, потому что робость не позволит им вступить в борьбу с соперниками. Фактически застенчивость становится причиной социальной изоляции.

По данным исследователей, более 42% дошкольников 4-5 лет демонстрируют стеснительность в незнакомой или не совсем дружественной среде (когда ребенок остается без родителей, один на один с детским коллективом и воспитателями). Поэтому очень важно правильно адаптировать детей к посещению детского сада:

  • постепенно наращивать время пребывания;
  • придумать ритуалы встреч и прощаний с родителями;
  • мотивировать посещение сада;
  • в первое время маме или папе присутствовать в группе рядом с ребенком;
  • наладить контакт с воспитателями и другими детьми.

Застенчивость в школе

Если проблема стеснительности не решена в дошкольном возрасте, школа для такого ребенка становится настоящим испытанием. В детском саду можно было спокойно сидеть в уголочке и играть с игрушкой, но во время уроков остаться один на один со своими страхами и зажатостью не получится.

Нерешительность и неуверенность в своих силах нивелируют пользу образовательного процесса.

Для застенчивых детей школа ассоциируется со стрессом. Успеваемость падает: даже легкие задачи даются с трудом, если решать их нужно у доски перед всем классом.

Вдобавок к стеснительности появляется неуверенность в собственных знаниях. Что толку от них, если рассказать миру о своих способностях ребенок не может.

Что происходит, когда ребенок стесняется в школе

Робкие дети еще в детском саду привыкают к социальной изоляции, поэтому им крайне трудно подружиться с одноклассниками. Если повезет, можно найти компанию среди таких же стеснительных ребят. Но это единичные случаи. В основной массе застенчивые дети продолжают оставаться одни.

Стеснительность накладывает отпечаток на способность коммуницировать с окружающими. Ребенок боится попросить о помощи, задать вопрос учителю или соседу по парте. Это приводит к снижению уровня притязаний. Такому ученику ничего не нужно, ничего не интересно, он инертен и незаинтересован в школьных делах.

Проблема усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает замещать свое мнение мнением окружающих. И действительно начинает считать, что ему ничего не нужно и не интересно.

Подростковая застенчивость

С 8 лет начинается препубертатный период, когда стеснительный ребенок постепенно превращается в стеснительного подростка. Отмечается это время не только активным физическим ростом, но и изменениями в психологическом плане.

Застенчивость становится постоянной чертой характера. Окружающие, да и сам подросток, к ней уже давно привыкли. Выработались определенные поведенческие модели, которые позволяют находиться в зоне психологического комфорта:

  • ребенок трудно сходится с новыми людьми, поэтому за все школьные годы у него появилось не более 1-2 друзей;
  • он остается в тени на праздниках и других мероприятиях;
  • теряется у доски, поэтому уровень успеваемости средний или ниже среднего;
  • отвергает общение с противоположным полом.

Кстати, в Украине провели опрос среди подростков и юношей от 14 до 18 лет. По полученным данным, 40% из них страдает повышенной стеснительностью. Девушки примерно на четверть чаще, чем парни.

Чувство одиночества у подростков

Боязнь проявить свои лучшие навыки и произвести хорошее впечатление приводит к изолированности, которая принимает иную форму, чем в детстве. Один из главных трансформационных процессов у подростков — необходимость чувствовать себя частью группы. Это дает ощущение защищенности, раскрепощает, позволяет проявить свою идентичность. Но застенчивому ребенку крайне трудно приобщиться к какому-либо сообществу, поэтому природный процесс нарушается, чувство одиночества обостряется в разы.

Подросток болезненно переживает изолированность. Может стать изгоем в классе, подвергаться буллингу. В итоге развивается целый комплекс психологических проблем, возникает повышенная тревожность, депрессия.

Мы рассмотрели влияние стеснительности на детей из разных возрастных групп, и напрашивается вывод — с этим качеством нужно бороться! Но важно подойти к этому максимально деликатно.

Читайте также: