Как подразделялись кабардинские дворяне уорки кратко
Обновлено: 02.07.2024
1 чел. помогло.
^ ТРИ ИСТОРИКА О КАБАРДИНСКОЙ ИСТОРИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Во-первых, как бы в пылу полемики не скатиться на более близкий и понятный ее авторам хамско-плебейский язык и не оказаться с ними на одном уровне.
Во-вторых. Как бы при этом не обидеть основное и разумное большинство наших соседей и друзей - кабардинцев, приводя факты из их реальной истории, которая, вопреки всем заверениям авторов вышеупомянутой статьи, выглядит несколько иначе, а потому скрывается не только от стороннего читателя, но и собственного народа.
Итак, предлагаем вашему вниманию краткие отрывки из трудов выше названных ученых.
«Греки, занимавшие восточный берег Черного моря задолго до рождества Христова, передали сведения о наших предках, которых они называют, вообще, зюгами, а иногда керкетами. Грузинские же летописцы именуют их джихами, а край называют Джихетиею.
Но настоящее родовое название нашего народа есть то, которое уцелело в поэзии и в преданиях, т. е. ант, изменившееся с течением времени в адыге или адыхе.
Есть в Кабарде старцы, которые выговаривают это слово сходно с прежним его произношением - aнтихe, в некоторых же диалектах говорят просто атихе.
Судя по дошедшим до нас преданиям, можно заключить, что древние адыхе одарены были благородством души и хорошими умственными способностями, славились деятельностью и сметливостью.
Адыхе мало заботятся о чистоте своей наружности, часто покрытые грязью и пылью они являются в многочисленном собрании, где беспорядок одежды нисколько не предосудителен. Все хвалят нашу стройность, высокий рост и мужественную осанку. Оклад лица часто сбивается на славянский, особенно в простом народе.
В старину среди адыхов мало было дурных людей, а о разбоях предания и вовсе не упоминают. Помогать бедным поставлялось всем в священную обязанность.
Просить помощи у соседа или у незнакомого не почиталось пороком.
Чужеземные купцы и ремесленники охотно посещали адыхов, потому что не опасались разбоя и воровства.
Бедному переселенцу из чужих стран позволялось красть в течение шести или семи лет для поправления своего состояния. Но по истечении срока, положенного обычаем, запрещалось прибегать к этому средству обогащения.
Некоторые утверждают, что в древности дворяне или уорки были гораздо образованнее простых людей и мягче нравами. Старцы были уважаемы молодыми людьми, которые не смели им противоречить и даже при них садиться.
Из множества племен адыхов, живущих за Кубанью, кяхе, или нынешние шапсуги, обитали в горных ущельях или в глубине лесов, которые защищали их от неприятеля и представляли удобства для звериной ловли.
Кабардинцы же строились преимущественно на равнинах и только частью в ущельях. Селения обрывали канавой и делали кругом завалы, подобные нынешним полевым укреплениям.
В древние времена не знали употребления монеты, а торговая мена производилась на хлеб, скот, одежду и прочие вещи. Одежда мужчин походила на нынешнюю черкеску, но шилась с разрезными рукавами. Употреблялись башлыки, панчохи, ноговицы, бурки из овечьей шерсти, чувяки, шапки и шубы; легкие бешметы, стеганные на бумаге. Женская одежда состояла из длинной сорочки из кисеи или бязи, шелкового стеганого бешмета, который шился иногда длинным иногда коротким, как у мужчин. На головах девушки и молодые женщины носили шапки с небольшим околышем из смушек.
Народ наш не имел гражданского устройства и, не зная выгод правительства сильного, не терпел неограниченных владетелей в земле своей и думал, что лучшее благо для человека есть дикая и необузданная свобода.
Владельцы обращаются с уорками и народом просто, без гордости и надменности. Сильнейший и богатейший владелец живет в такой же хижине, как и последний уорк; пища состоит из вареного пшена и куска баранины.
Если уорк увидит на владельце хорошее платье, шапку или другое и пожелает иметь эту вещь, то владелец не вправе ему в этом отказать.
Владельцы из опасения разориться одеваются весьма бедно. Часто случается, встречая князя вместе с уорком, принять последнего за князя, а первого за простолюдина.
Древние адыхе не уступали другим народам в честности, добронравии и гостеприимстве; и нет сомнения, что только гибельное нашествие аваров и причиненное ими разорение помешали возникавшему просвещению, перенесенному из Греции, и ввергли народ во мрак невежества и варварства.
Адыхейские князья, к общему вреду своего народа, управляли каждый своим участком независимо. Они вели войны то между собой, то с соседними народами: с татарами и калмыками, причем, однако же, они всегда руководствовались беспристрастием и справедливостью.
Мы уже говорили о том, каким образом разделился адыхейский народ на разные племена, получившие наименование по месту жительства или по имени князя, вначале властвовавшего над ними. Причиной тому всегда была взаимная зависть, доведшая до ужасных бедствий и породившая глубокое ослепление. Ненавидя друг друга, каждый мог ограбить ближайшего соседа, отчего весь адыхейский народ начал забывать и наконец совсем изменил древние обычаи и нравы, основанные на братской любви.
Потомки египетских князей утвердились между кабардинцами, бесленеевцами и кемиргойцами, а прочие племена, у коих они не могли укорениться, сохранили древние обычаи в полной чистоте. У них управляют старшины, и если кто-нибудь совершит преступление, то по всенародному суду наказывается смертью: с накладенными за рубашку и в исподнее платье камнями его бросают в воду. Для маловажных преступлений и измены есть другие, определенные обычаем наказания.
В эту эпоху Кабарда представляла вид рассеянного воинского стана, где каждый, ополчаясь, охранял свое имущество вооруженной рукой. Народонаселение Малой Кабарды состояло из людей беспокойных, воинственных, отважных пришельцев, бродяг и преступников из разных стран и всех вероисповеданий. Это скопище мало повиновалось своим князьям; живя в своеволии и предаваясь всем буйствам, они разоряли восточные границы Кабарды и вносили в ее пределы все ужасы войны и опустошения. Несчастная Малая Кабарда готова была потерять благодать христианской веры, державшейся в продолжение столь многих веков. Магометанское духовенство спешило воспользоваться тягостным положением кабардинцев, дабы обратить их к исламизму, не щадя при этом ни обещаний, ни подарков. Уже близка была минута решительного перелома, с наступлением коего, вероятно, исчезла бы и политическая самобытность Кабарды.
В этом положении кабардинский народ решился прибегнуть под защиту абазинцев и других горских племен.
От редакции:
Прежде чем изложить очередную научную версию истории кабардинского народа, наверное, необходимо дать читателю и краткую биографическую справку о ее авторе.
Якоб Рейнеггс (1744-1793 гг.) - известный немецкий ученый, обладающий фундаментальными знаниями в физике, химии, минералогии и владевший рядом древних и новых европейских и азиатских языков, оказался на русской службе, и только в течение 1781-1784 гг. он по заданию Российского правительства совершил пять экспедиций по Кавказу, в т.ч., по его личному признанию, дважды побывал в Кабарде, и вот как он изложил историю этого народа:
«История происхождения современных черкесов, которые также называются кабардинцами, не менее легендарна. Она написана Мулла-Феррах-ид-дином в X в. хиджры, и поскольку не имеют другой версии, она признается истинной всеми образованными черкесами. Она проявляется также в некоторых свидетельствах древних географов, которых Мулла, несомненно, не читал.
Предки этого народа, говорится в истории, произошли, согласно устной традиции, от расы зинджей (цыган), которая раньше проживала в провинции Купт или Копт в Египте, откуда она была позже изгнана.
Вся раса зинджей состояла из 4 орд. Ату, Адон и Гарезет поселились во Фракии и Болгарии, но Сер-Акус со своей частью народа отправился на Кубань, и там его народ распространился под названием зинджей до Меотийского озера; отсюда они проникли во внутренние области и, наконец, овладели всей страной от моря до Маныча на протяжении многих сотен верст.
Но черкесы в настоящее время слишком смешанны, чтобы определить по их чертам их происхождение; их обычаи в основном такие же, как и у татар, хотя они и имеют некоторые отличия.
В VII в. хиджры кабардинцы под этим именем оставили Тавриду, поскольку они не нашли там тех условий, на которые рассчитывали. Они вернулись к старым жилищам на Кубани и поселились также на острове, который образуют Черное море, часть Меотийского озера и два рукава Кубани. Пока все у них было спокойно, они называли страну (в отличие от неудобств, которые они встретили в Крыму) Кизил-Таш (Золотая земля, Золотой камень), и остров до сих пор удерживает это название. Но, вероятно, и там не все их устраивало, поскольку они продвинулиcь дальше на северо-восток под руководством вождя Инала Дегеню в место, где жил небольшой народ черкесов.
Наконец, когда численность кабардинцев увеличилась, они отважились досаждать черкесам всеми возможными способами так, что последние были вынуждены оставить свое имущество, переселиться за Терек и искать себе для жизни новое место, которое они назвали Ахло-Кабак.
Однако кабардинцы в течение долгого времени приняли обычаи, одежду и язык черкесов; они были даже названы черкесами, но при великой их численности они думали (чтобы отличать себя), что они смогут сделать свое величие более выгодным не иначе, чем как прикреплением своего древнего названия к их современным поселениям, поскольку других национальных отличий уже не осталось. Поэтому они назвали свои владения Большой Кабардой, и, поскольку они считали себя покорителями и хозяевами изгнанных черкесов, они назвали их и их деревни (т. е. Ах-ло-Кабак) Малой Кабардой. Это отличие в названиях сохраняется до сих пор; поэтому, когда упоминаются кабардинцы, мы подразумеваем под ними черкесов Большой Кабарды, и, напротив, кабардинцы Малой Кабарды - это черкесы. Однако и те и другие известны как под названием кабардинцы, так и под названием черкесы и говорят одним и тем же языком.
Вследствие того, что черкесский язык невозможно передать никаким алфавитом и не может быть ясно и правильно передан посредством какого-либо другого языка, кабардинцы пользуются татарским языком, и пользуются им при письме. Но они имеют секретный, или тайный, язык, на котором между собой говорят только князья и дворяне, а простой народ не осмеливается говорить на этом языке, даже если и понимает его.
Черкесы сами себя разделяют на князей (беи), дворянство (уздени) и вассалов (кулы). Они различаются также и по одежде, поскольку только князь может носить кольчугу.
Достоверные исторические сведения о кабардинцах начинаются довольно поздно. Более древняя их история неизвестна.
Народ адыге не имеет письменности. Сведения об его истории поэтому основываются, преимущественно, на устных народных рассказах и преданиях.
В таких рассказах обыкновенно мало достоверного.
В 1827 году, во время проезда через Кабарду начальника главного штаба генерал-адъютанта Дибича, кабардинцы подали ему прошение, в котором жаловались на суровые меры, принятые против них генералом Ермоловым. В этом прошении кабардинцы, на основании народных преданий, сообщили и некоторые сведения об исторической судьбе своего народа.
Некоторые производили кабардинцев из Малороссии.
Из всех разнообразных рассказов можно сделать, таким образом, одно только несомненное заключение: кабардинцы не были исконными жителями Кабарды, а откуда-то сюда переселились.
На морской карте Средиземного и Черного морей, составленной в 1497 году Федуцием Анконским, название кабардинского народа выставлено красною краскою несколько на запад от того места, где теперь находится Таганрог, а также на Кизиль-таше.
На основании их можно, однако, признать, с большей или меньшей достоверностью, пребывание кабардинцев в Крыму, вопреки мнению Клапрота, и довольно позднее расселение их оттуда по Кубани и в местах, где кабардинцы живут и в настоящее время. Судя по всему, кабардинцы заняли эти места не раньше конца ХV или начала XVI в., а не в VIII ст., как говорили кабардинцы в своем прошении, поданном генерал-адъютанту Дибичу.
Результатом вражды адыгейских князей между собою было и распадение Кабарды на Большую и Малую.
. Иногда сами же кабардинские князья во время своих распрей призывали к себе на помощь соседей.
С половины XV века у кабардинцев появился новый опасный враг - основанное около того времени крымское ханство. Кабардинцы принуждены были платить крымским ханам дань деньгами или невольниками. Удовлетворить жадность ханов кабардинцы, однако, не могли. Требования ханов постепенно увеличивались и часто не знали пределов. Когда же кабардинцы отказывались удовлетворить их, крымские татары делали набеги и опустошали Кабарду.
Уже в ноябре 1552 г., в год покорения Казани, в Москву приехало посольство от пятигорских черкесов.
В августе 1554 года вместе с Щепотьевым в Москву приехали новые послы от кабардинского народа - князья Сибок, Ацимгук и другие. Кабардинские князья величали себя холопами царскими, отдавались в подданство московскому царю с женами и детьми и всей землей, выражали готовность давать ежегодную дань. У царя они просили помощи против турок и крымцев.
В сентябре 1559 года приехавший в Москву черкесский мурза Чюрак бил челом московскому государю, чтобы он послал к черкесам своего воеводу и велел бы всех черкесов крестить в православную веру.
В 1563 году, по просьбе Темрюка, русскими ратными людьми в Кабарде был поставлен первый русский город, в котором и поселился Темрюк. Через несколько лет пришлось русским основывать новый город для защиты Темрюка. В интересах иметь постоянную помощь и защиту со стороны московских воевод Темрюк послал в Москву в 1566 году своего сына князя Матлова с просьбой построить городок на р. Терек у устья Сююнчи (Сунши) реки. Просьба была уважена.
Вскоре по избрании Михаила Федоровича на царство, в 1613 году.
Когда в 1645 году умер царь Михаил Федорович, кабардинские князья беспрекословно были приведены к присяге новому царю Алексею Михайловичу на прежних основаниях.
Кабардинские князья просили царя построить для их защиты новый город недалеко от Терека в местности Бештамак, обильной лесом.
В Кабарде боролись две партии - русская и крымская.
В 1725 году князь Рослан-бек Кайтукин поссорился с владельцами родов Атажукина и Мисо-стова. Желая одержать верх над своими противниками, князь
Рослан-бек призвал крымского хана Бахта-Гирея в Кабарду, присягнул на верность крымскому хану. Крымцы разорили Кабарду.
Примечание:
Бред, да и только.
^ ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Но и это абсолютно бесперспективно.
Дело в том, что, светлой памяти, Исмаил Мизиев, еще в 1997 году внесенный в научный Словарь Кембриджского университета как один из выдающихся людей 20-го века, сегодня оказался для них еще более страшным, чем при жизни.
В середине XVI в. адыги подразделялись на следующие племена: жанеевцы, натухайцы, шапсуги, абад-зехи, махошевцы, бесланеевцы, убыхи, хакучи и кабардинцы. Границы их обитания проходили от Черного моря (с запада) до кумыков (на юго-восток). На северо-востоке они граничили с ногайцами, на юго-востоке - с Абхазией. Таким образом, адыги занимали на Северном Кавказе территорию почти от моря до моря. Источники свидетельствуют, что так называемая Черкесия подразделялась на Западную (собственно Черкесию) и Восточную (Кабарду).
К XVI в. Кабарда становится на Центральном Кавказе одним из мощных феодальных государственных образований. Она занимает не только важный стратегический район Северного Кавказа, но и обширную территорию. Западная граница Кабарды доходила до бесланеевцев, отделившихся от кабардинцев еще в XV в., живших в XVI-XVII вв. между Кубанью и Лабой. На востоке ее граница доходила до впадения реки Аргун в Сунжу.
Кроме князей, были и уздени (уорки) разных степеней: уорки первой степени именовались тлякотлеш (лъа-къуэлъэщ), второй - дижиниго (дыжьыныгъуэ); за ними по феодальной лестнице следовали уорки низших степеней. Уорки обязаны были нести военную службу во время княжеских походов. Тлякотлеши (лъакъуэлъэщ) и дижиниго (дыжьыныгъуэ) пользовались одинаковыми Завами в решении государственных дел. Например, ;ри кабардино-русских переговорах и те и другие могли ъггь советниками князя (къуэдзэ).
В XVII в. в Балкарских обществах имели место феодальные отношения.
Политический строй адыгов в XVI в. у различных их группировок был неодинаковым. Например, у кабардинцев, бесланеевцев, жанеевцев, махошевцев, темиргоев-цев, хамышевцев и черченейцев высшее феодальное сословие именовалось князьями; абадзехи, натухай-цы, убыхи, шапсуги имели первостепенных дворян, т. е. узденей, приравненных по своим правам к князьям. Иными словами, власть феодалов у адыгов в XVI в. была верховной светской властью. Князь считался предводителем дружины, которая могла быть собрана в его владениях; он объявлял войну и устанавливал перемирие; знатное его происхождение и непререкаемую власть признавали соседние племена.
Судебно-законодательным органом Балкарии было Тёре. Это был высший выборный общенациональный универсальный орган социально-политического и законодательного порядка, регулирующий политическую и общественную жизнь балкарцев и карачаевцев. Выборы в Тёре проходили один раз в 7 лет. Были малое и общенародное Тёре.
В XXI веке вопросы об аристократических династиях Кавказа кажутся неактуальными. Хотя представители некоторых из них живут в наше время, несомненно, время князей, дворян ушло в прошлое. Но несмотря на это они оставили глубокий след в истории этого региона.
Когда говорят о дворянских и княжеских фамилиях Кавказа, чаще всего упоминают об адыгской аристократии, поэтому в данной статье мы подробнее остановимся именно на них.
В Адыгском обществе уже с XVI века наблюдается развитие феодальных отношений. К началу XVIII века среди адыгских субэтносов выделялись аристократические (бжедуги, темиргоевцы, бесленеевцы, кабардинцы, жанеевцы, егерукаевцы, мамхеги, махошевцы, хатукайцы), где правящей силой в обществе были феодальные фамилии, и демократические (абадзехи, натухайцы, шапсуги, хакучи), где основная власть принадлежала народному собранию, а имеющийся слой дворян в правах сильно не выделялся среди остальных общинников.
Дворяне составляли второй класс. Некоторые из них становились очень могущественными, вступая в родство с княжескими семьями, но чаще они исполняли обязанности оруженосцев князя и прислуживали ему за столом.
Ниже в социальной адыгской иерархии находился класс отпущенных на свободу, который состоял из крепостных, получивших свободу за какие-нибудь услуги. Бывало что люди, проданные в рабство, возвращались с небольшим состоянием и строили себе усадьбу. Они пользовались одинаковыми правами с дворянами, а их состояние переходило потомству.
Зависимые, или крепостные, составляли четвёртое сословие. Они жили в полном подчинении воле князя или дворянина, обрабатывая их землю в мирное время и защищая на войне, и эта зависимость переходила от отца к сыну. Однако, на их землю и скотину не имели права ни дворяне, ни князья. Крестьяне имели право свободно уйти от них и устроиться в другом месте.
Пятым сословием были рабы. Каждый посторонний, который отважился проникнуть в глубь этого края и не сумел назвать своего кунака или хозяина, мог ожидать, что его обратят в раба.
Среди кабардинцев в XVI—XVIII вв. высший совет князей и дворян также выбирал верховного князя — Пщышхуэ.
Иналидами являлись практически все черкесские пщы (князья), как на западе, так и на востоке страны. Иналиды были связаны родственными узами с царственными династиями Османской империи, Крымского ханства, Русского царства, Калмыкского ханства, Ирана, различных владельческих домов Грузии, Дагестана и пр. Наибольшего политического могущества и известности достигли кабардинские Иналиды в XVI—XVIII вв. Многие из них эмигрировали в соседние страны. Из таковых наиболее известны князья Черкасские и князья Бековичи-Черкасские в России и князья Черкасские в Польше.
Также в среде феодалов многих субэтносов адыгов были Хануко — отпрыски крымской ханской династии Гиреев, чингизиды, состоявшие в близкородственных связях с адыгскими родами (чаще всего их матери и бабушки были из адыгских родов), которые также владели землёй и крепостными. Многие адыгские дворяне из рода Гиреев поступили на военную службу в российскую армию и участвовали во всех войнах Российской империи вплоть до 1917 года. Среди них были Султан Сагат-Гирей, Султан Адиль-Гирей, Султан Крым-Гирей, Султан Аган-Гирей, Андрей Андреевич Султан Крым-Гирей и др.
У родственного адыгам народа убыхи князья тоже имелись, но имели минимальные привилегии перед обычными крестьянам, что связано с общинным (даже анархическим) общественным укладом этого народа. Обычно они осуществляли функцию военных вождей.
Так, у горных убыхов военная власть из поколения в поколение сохранялась у представителей знаменитого дворянского рода Берзеков. У убыхов Вардане — дворянский род Дзиаш (Дзейш).
Куденетовы, Анзоровы, Дидановы, Мисостовы, Тамбиевы, Кайтуковы, Толастановы, Атажукины, Кайтукины, Керкановы, Джеджоковы, Кунчикоковы, Бешкоковы, Ахеджаковы, Хамишеевы, Хаджимуковы, Крымчериоковы, Болотоковы, Айтековы, Каноковы, Лаипановы, Шалоховы, Кайтукины, Керкеноковы, Доброковы, Батоковы, Шумануковы, Кабаховы, Хавшуковы, Тамуковы, Богарсуковы.
Подписывайтесь на канал и вскоре ждите статьи об аристократических фамилиях других народов!
В формировании культуры нашей многонациональной страны каждый из ее народов внес свой уникальный вклад. Для понимания общей картины традиционных культур народов РФ необходимо их глубокое изучение.
Особенностью расположения региона Юга России является пересечение зоны пояса степей; зон Черного, Азовского и Каспийского морей; рек: Волги, Дона, Кубани и Терека; Главного Кавказского хребта с его перевалами. Таким образом, данный регион — основной узел коммуникаций, связывающий между собой важнейшие регионы Евразии.
Военный аспект формировал все составляющие традиционных культур народов Юга России, что выработало ряд схожих черт как в материальной, так и в духовной культуре народов данного региона: своеобразный менталитет воина с обостренный чувством справедливости, особой значимостью понятий чести и достоинства; расположение и планировка поселений, а также конструкция жилищ; снаряжение и вооружение, ставшие неотъемлемой частью повседневного костюма; система воспитания, танцы и песни, в которых воспевались воинская доблесть и подвиги героев.
Северный Кавказ уникален также тем, что, несмотря на относительно небольшую территорию, он является самым многонациональным регионом РФ. При этом языки народов региона принадлежат к разным языковым семьям: кавказской (абхазо-адыгская и нахско-дагестанская группы), индоевропейской (иранской и славянской группам) и алтайской (тюркская группа) языковой семье.
Доклад посвящен черкесской рыцарской культуре. Безусловно это явление обширное и многоаспектное, и осветить его более или менее полно в данной работе невозможно. Поэтому мы остановимся на некоторых важных аспектах черкесской культуры, получивших не только региональное и общероссийское, но и международное звучание.
Адыги являются одним из автохтонных народов Северного Кавказа. Адыгский (адыгейский и кабардино-черкесский) язык относится к абхазо-адыгской языковой группе кавказской языковой семьи.
В рассматриваемый период территория Черкесии простиралась от побережья Черного моря на западе до реки Сунжи, а в ряде периодов до Каспийского моря на востоке, от низовьев реки Кубань и степной зоны современного Ставропольского края до высокогорья Кавказского хребта. Верхним течением реки Кубань Черкесия делилась на Западную Черкесию и Восточную Чекресию, то есть Кабарду [17, с. 313; 5, с. 119; 13, с. 112, 113].
Таким образом, рыцарь – это тяжело вооруженный всадник, феодал, профессиональный воин, следующий определенным законам чести, предпочитавшим единоборство с достойным (равным себе, тоже рыцарем) противником при решении вопросов чести, турнирах, а также в условиях боя.
В отличие от собственно тяжеловооруженного всадника, духовные и эстетические аспекты рыцарской культуры востребованы и сейчас.
Феодализм на Северном Кавказе был наиболее развитым именно в Восточной Черкесии – Кабарде. Поэтому ряд аспектов заявленной темы будут рассматриваться именно на примере Кабарды.
Рассмотрим феодальную структуру черкесского общества. На высшей ступени иерархической лестницы находились князья (пши) — потомки Инала Великого, родоначальника черкесских князей. Княжеское сословие было закрытым. В Кабарде правили пять княжеских фамилий. Общее управление осуществлял Великий или Большой князь, избиравшийся пожизненно по очереди из княжеских родов.
Категория пшикеу — личные телохранители князей. Князья набирали их из числа отличившихся зависимых крестьян: предоставляли им свободу и затем принимали на службу. Категория бейголь – должностные лица, находившиеся на службе у князей и дворян первой степени. Удельный вес бейголей был значительным. Большинство бейголей отправлялись вместе с князями на войну, где они выполняли вспомогательные функции. Их также набирали среди крестьян. Пшикеу и бейголи не обладали дворянским статусом, но пользовались покровительством своих сюзеренов. Наиболее отличившиеся пшикеу и бейголи могли претендовать на перевод в сословия незнатных дворян.
Далее следовали сословия полузависимых и зависимых крестьян, которых привлекали в ополчение при необходимости.
В черкесских княжествах существовала также категория крестьян – тлхукошао, известная в русских источниках как такошавы. Они участвовали вместе с князьями и дворянами в военных походах и претендовали на перевод в дворянское сословие. В целом, военный класс черкесских княжеств, в которые входили князья, дворяне трех степеней и крестьяне, привлеченные на военную службу князьями и первостепенными дворянами, составлял порядка 30% населения [13, с. 114-116]
Ещё одной стороной духовной культуры черкесов, имеющей ближайшие параллели в рыцарской культуре Западной Европы, является культура героических песен, прославляющих подвиги героев и сословие поэтов-певцов — менестрелей.
Черкесский историк и этнограф XIX в., офицер царской армии Султан Хан-Гирей в своей работе описывает это сословие следующим образом: «Говоря о поэзии черкес, нельзя не упомянуть о поэтах или певцах их. В прежние времена было в Черкесии особливое сословие, так называемые джегуако, которые исключительно занимались стихотворством, воспевали кровавые события, народные и славные деяния отличившихся воинов, составляли жизнеописания знаменитых мужей и пели вековые песни; таким образом эти певцы подвиги предков передавали потомкам… Каждый князь, …, имел при себе таких певцов, содержал их в довольстве…
По своему содержанию черкесские песни подразделялись на:
2) Описание битв…
Сравним вышесказанное с одним из определений средневековых менестрелей.
В обоих случаях это профессиональные сказители, поэты, певцы, музыканты, композиторы, состоявшие на службе у феодальной элиты и воспевавшие рыцарские подвиги и значимые исторические события, тем самым пропагандируя, романтизируя образ рыцаря, следующего путём кодекса чести.
В материалах Коллегии иностранных дел 1748 г. о войсках Кабарды зафиксировано следующее: «Ныне в Большой Кабарде… военных людей собраться может с лишним 6 тысяч человек… А в Малой Кабарде… с небольшим 3 тысячи… Ружье у кабардинцев по большей части огненное, а у некоторых есть и сейдаки (комплекс-лук в налуче и стрелы в колчане Н.Ф.)… А сабли и сашки… у каждого кабардинца, да и панциря (тип кольчуги Н. Ф.) редкий человек не имеет… Они при драке их с неприятелем, из пищалей стреляют каждый только один раз, а потом все саблями и сашками рубят и колют.
Об этом же сообщал Ф. Жиль: «В прошлом столетии, и даже в начале нашего (XIX в. — Н. Ф.), кабардинцы были столь могущественной нацией, что могли снарядить в военный поход до 15 тысяч только дворянских всадников, одетых в кольчуги. Каждый из них был вооружен луком, снабженным 50 стрелами, саблей и пистолетом.
Таким образом, мы видим, что характер рыцарского адыгского (кабардинского) коня остался неизменным с древности до наших дней. Сам обладая высокими качествами боевого коня, он старается убедиться в превосходных личных качествах всадника-рыцаря, проверяя его. А убедившись, становится верным, неустрашимым другом в бою и в самых тяжелых условиях похода.
Таким образом, тысячелетняя селекция сделала адыгского коня превосходным боевым конем, что дополнялось специальными тренировками, методика которых вырабатывалась богатым боевым опытом.
В контексте всаднической культуры адыгов большое значение играет и снаряжение коня: седло и упряжь. Черкесское седло имеет как конструктивные, так и технологические особенности, которые делают его великолепным боевым седлом, позволяющим всаднику проделывать длительные походы, не утомляя коня весом, либо вредным воздействием на тело животного, а в бою приемы боевой джигитовки, которые позволяют максимально эффективно атаковать противника и уклоняться от оружия врага [2, с. 104-106].
В Черкесии в рассматриваемый период употреблялся и более архаичный комплекс снаряжения вооружения, характерный для черкесского панцирника и, окончательно оформившийся в XVIII в., комплекс связанный с огнестрельным оружием.
В первый комплекс входил защитный доспех – черкесский панцирь (кольчуга), шлем в двух вариантах – высокий и низкий, налокотники и боевые перчатки. Легкость и прочность скрепления колец кольчужной сетки входившей в виде бармицы в конструкцию шлема, в виде деталей, фиксировавших налокотники на предплечье воина, и защиты тыльной части кисти в боевых перчатках, и лаконичная форма и размеры основных элементов шлема и налокотников, а также самой кольчуги (или как называли кольчугу с несколько уплощенными кольцами – панциря), позволяли при относительно небольшой массе обеспечить надежную защиту даже от ненарезных ружей. Именно поэтому черкесский защитный доспех использовался в бою вплоть до середины XIX в. [2, с. 97-101].
Черкесские панцирники широко использовали лук со стрелами. Стрелы подразделялись: на бронебойные — с четырехгранными узкими наконечниками; рассекающие — с более широкими двумя лопастями, поражавшие коней и бездоспешных противников; зажигательные — к наконечникам которых прикрепляли паклю, пропитанную горючим материалом; сигнальные — широкий наконечник которых имел небольшие отверстия, издававшие свист [2, с. 69-71].
Широкое использование черкесской сабли адыгской аристократией вытеснило из комплекса вооружения черкесских воинов щиты, копья и пики.
В целом, черкесский панцирник являлся типичным примером тяжеловооруженного воина-рыцаря, особенно учитывая мощь черкесской сабли как оружия против врага в тяжелом доспехе.
Предположим что шаг равен 70 см., и конь на галопе скачет со скоростью 50 км/ч. Тогда дистанция, когда достается ружье равна 14 м., а скорость, если ее перевести в м/с (в систему СИ) равна 13,89 м/с. Таким образом, указанная дистанция преодолевается за время чуть-чуть более секунды. То есть доставание ружья, выстрел в противника, переброс ружья через плечо, обнажение шашки и нанесение удара происходит за время менее полутора секунд. Даже если предположить, что скорость всадника в два раза ниже (~25 км/ч), все эти действия происходят за время меньше, чем 2,5 сек.
Таким образом, комплекс — черкесская шашка со специфическим утапливанием рукояти по самое навершие в ножны и подвешиванием лезвием кверху, специфическая форма черкесского ружья с узким прикладом и особым типом ношения, позволили адаптировать длинноствольное огнестрельное оружие (ружье) к рыцарской кавалерии, где основным остается бой длиноклинковым оружием.
Формирование и переход комплекса ружье + шашка в дворянскую среду подробно показан в статье автора в соавторстве с д.и.н. А. В. Кушхабиевым [13].
Таким образом, сохранение эффективного использования длинноклинкового оружия, что составляло основу действия элитной рыцарской черкесской кавалерии, позволило сохранить и эффективно применять рыцарское по сути войско и в период широкого распространения огнестрельного оружия.
Естественно, что рыцарская культура формирует и своеобразную эстетику, которой пронизывается вся духовная и материальная культура. Образ черкеса, воина-рыцаря становится привлекателен не только как грозного воина-всадника, но и как возвышенный романтический и этим привлекательный образ. Мы видим эти образы в творчестве великих русских поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, А. И. Куприна и др.
Из приведенного выше следует, что в Черкесии в указанный период была развита рыцарская культура, безусловно, со своей спецификой, но соответствовавшая основным признакам рыцарских культур Западной и Центральной Европы и Дальнего Востока (Японии). Все это получило широкое освещение в источниках XVI-XIX вв. как в европейских, так и в восточных. Рыцарская культура черкесов оказала значительное влияние на культуру народов Кавказского региона, а в разные периоды — на культуры ряда народов Евразии.
Углубленное изучение черкесской культуры будет способствовать более полному пониманию ряда межкультурных взаимоотношений народов Российской Федерации.
Читайте также:
- Какое значение имели крестовые походы для стран запада и востока 6 класс кратко
- Какой процесс называют оплодотворением 6 класс биология кратко
- Что такое индукция кратко
- Что такое анамнез в медицине определение простыми словами кратко и понятно
- Какую эволюционную роль играют ароморфозы и идиоадаптации кратко