Как писать хорошо уильям зинсер кратко

Обновлено: 04.07.2024

2. Простота
Старайтесь быть максимально простым во всем: в используемых словах, в структуре текста, в длине предложений и абзацев. Простое, понятное предложение редко выходит и с первого раза, и со второго, и с третьего, поэтому не ленитесь раз за разом возвращаться к тексту, упрощая и выкидывая все лишнее.

Единство же - это стержень хорошего текста. Почему оно так важно? Единство не позволяет мыслям читателя разбредаться, становится легче понять ваш текст, а кроме того, подсознательно автор текста, в котором есть единство, кажется уверенным, знающим, что он говорит человеку. Такого хочется слушать и такому доверяешь. Как обеспечить единство текста? Планированием. Перед тем, как начнете писать, вы должны определиться о чем, как и кому вы собираетесь что-то рассказать и в дальнейшем придерживаться этого плана.


Мастерство писателя совершенно напрасно окружено ореолом тайны. Писать значит думать на бумаге. Всякий, кто ясно мыслит, способен ясно писать о любом предмете – статьи, эссе, блоги или даже целые книги. Более того, умение грамотно излагать свои мысли в письменном виде обязательно для любого, кто хочет преуспеть в современном перенасыщенном информацией мире. Уильям Зинсер, самый авторитетный преподаватель писательского ремесла из ныне живущих, в 30-м юбилейном издании своей книги, впервые выходящей на русском, обстоятельно рассказывает, как писать любые тексты на любую тему – о людях, о путешествиях, о себе, о технике, о спорте, об искусстве. Поясняет, какими правилами писатель должен руководствоваться, какими методами пользоваться и как относиться к своему труду, чтобы максимально приблизить его к совершенству. Помните: то, что вы пишете, зачастую является единственным шансом отрекомендовать себя тому, в чьей помощи, деньгах или доброй воле вы нуждаетесь. И если ваше послание вычурно, напыщенно или туманно, таким же читатель представит себе и вас. У него просто не будет иного выбора. Так что научиться писать хорошо в ваших же интересах. 5-е издание.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как писать хорошо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Ярко-красный пиджак доктора Брока придавал ему слегка богемный вид, какой и положено иметь литераторам, а потому первый вопрос был адресован ему. Каково это — быть писателем?

Он ответил, что это ни с чем не сравнимое удовольствие. Вернувшись домой после утомительного дня в больнице, он тут же берется за тетрадь и строчит, мигом снимая всю накопившуюся усталость. Слова так и льются рекой на бумагу. Это очень легко. Затем я сказал, что писать совсем не легко и это далеко не всегда удовольствие. Это тяжелый и одинокий труд, и слова редко льются рекой.

Пожалуй что да, ответил доктор Брок. Отправляйтесь на рыбалку. Или на прогулку. Пожалуй что нет, сказал я. Если ваша работа — писать каждый день, вы должны привыкнуть выполнять ее как любую другую работу.

Еще один ученик спросил, считаем ли мы полезным вращение в литературных кругах. Доктор Брок ответил, что он в восторге от своего нового имиджа творческой личности, и вспомнил несколько историй о том, как его издатель и агент гуляли вместе с ним по манхэттенским ресторанам, где собираются писатели и редакторы. Я сказал, что профессиональные писатели — работяги-одиночки, которые редко видятся с другими писателями.

Беседа продолжалась в том же духе и стала откровением для всех нас. Под конец доктор Брок признался мне, что его чрезвычайно заинтересовали мои ответы: ему никогда и в голову не приходило, что писать может быть трудно. Я ответил, что был не менее заинтригован его ответами: мне никогда не приходило в голову, что писать может быть легко. Почему бы мне на досуге не заняться хирургией — так, ради забавы?

Что же касается учеников, то на первый взгляд может показаться, будто мы их порядком озадачили. Однако на самом деле они получили бы о писательстве гораздо более узкое представление, если бы перед ними выступил лишь один из нас, потому что нет единственно правильного способа делать такое глубоко личное дело. Существуют самые разные писатели и самые разные методы, и любой метод, который позволяет вам сказать то, что вы хотите сказать, и есть правильный — по крайней мере, для вас. Одни пишут днем, другие ночью. Одним нужна тишина, другие включают радио. Одни пишут ручкой, другие за компьютером, третьи наговаривают в диктофон. Кто-то пишет черновик в один присест, после чего редактирует его целиком, а кто-то способен перейти ко второму абзацу только после бесконечно долгой возни с первым.

Но все писатели ранимы, и всех снедает внутреннее беспокойство. Ими движет желание перенести на бумагу часть самих себя, но они не просто записывают все, что приходит на ум. Они садятся за стол, дабы совершить некий литературный акт, и личность, возникающая на бумаге, гораздо скованнее той, что — фигурально говоря — взялась за перо. Вся хитрость в том, чтобы отыскать за этой скованностью реального человека.

В конечном счете главный продукт, предлагаемый писателем читателю, — это не тема, о которой он пишет, а он сам. Я часто ловлю себя на том, что с интересом читаю о вещах, прежде казавшихся мне совершенно неинтересными, — например, о каком-нибудь научном исследовании. Меня захватывает энтузиазм автора, искренне влюбленного в свое дело. Что его в нем привлекло? Какой эмоциональный багаж он с собой принес? Как оно изменило его жизнь? Чтобы зачитаться книгой Генри Торо, вовсе не обязательно мечтать провести год в одиночестве на Уолденском пруду.

Можно ли научить этим принципам? Скорее всего, нет. Но большинству из них можно научиться.

Словесный мусор — это беда нашей страны. Мы, американцы, душим себя тяжеловесными оборотами, ненужными повторами, помпезными завитушками и бессмысленным жаргоном.

Но вы не сможете писать хорошо, если не будете вычищать каждое предложение, оставляя в нем только самое необходимое. Каждое слово, которое не несет смысловой нагрузки, каждое длинное слово, которое можно заменить на короткое, каждое наречие, которое дублирует по своему значению стоящий рядом глагол, каждая пассивная конструкция, которая мешает читателю ясно понять, кто что делает, — вот тысяча и одна примесь, ослабляющая силу предложения. И их количество обычно бывает пропорционально уровню образования и статусу пишущего.

Следует принять меры, обеспечивающие полную невидимость на неограниченное время в течение воздушных налетов всех муниципальных объектов, занимаемых органами федерального правительства, путем изоляции всех источников как внутреннего, так и внешнего освещения.

Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил [2] .

Как нам, всем остальным, достичь этой завидной свободы от речевого мусора? Для этого надо очистить от него наши головы. Кто ясно мыслит, тот ясно пишет; одного без другого не бывает. Человек с мутными мыслями не способен писать хорошим языком. Пару абзацев он, возможно, кое-как осилит, но вскоре читатель потеряет интерес к его рассказу — а это самое печальное, что может случиться, поскольку снова завладеть его вниманием будет очень нелегко.

Что же это за капризное существо — читатель? Без дополнительных стимулов он теряет концентрацию примерно через тридцать секунд, притом что за его внимание борется множество разнообразных сил. Когда-то этих сил было относительно немного: газеты, журналы, радио, супруг или супруга, дети, домашние животные. Сегодня к ним добавилась еще целая галактика электрических изобретений, служащих для развлечения и передачи информации: телевизоры, магнитофоны, DVD — и CD-плееры, видеоигры, Интернет, электронная почта, мобильные телефоны, смартфоны, айподы — плюс фитнес-клубы, бассейны, спортплощадки и самый могучий из конкурентов, сон. Человек, дремлющий в кресле с книгой или журналом, — живое свидетельство того, что все старания писателя пропали втуне.

Некоторые авторы считают, будто читатель слишком глуп или слишком ленив для того, чтобы уследить за ходом их мысли, но это плохое оправдание. Как правило, читатель теряет интерес из-за небрежности писателя. Эта небрежность принимает разные формы. Порой фраза выходит такой замусоренной, что читатель, продирающийся сквозь словесные нагромождения, просто не улавливает ее смысла. Порой она бывает так плохо сконструирована, что читатель может понять ее несколькими разными способами. Порой автор на ходу меняет значение местоимений или глагольные времена, так что читатель перестает понимать, кто говорит или когда случилось то, о чем ему рассказывают. Порой предложение Б выглядит логически не связанным с предложением А: писатель, для которого эта связь очевидна, забыл вставить недостающее звено. Порой автор неправильно использует какое-нибудь слово, потому что не дал себе труда заглянуть в словарь.

Поэтому писатели должны постоянно спрашивать себя: что я пытаюсь сказать? На удивление часто они и сами этого не знают. Затем они должны посмотреть на то, что уже написали, и спросить: сказал ли я это? Будет ли моя мысль ясна человеку, который впервые столкнулся с этой темой? Если нет, значит, в механизм попала какая-то труха. У хорошего писателя достаточно ясная голова, чтобы увидеть эту труху и выбросить ее вон.

Писать — это тяжелая работа. Ясная фраза — не случайность. Очень редко фразы выходят ясными с первого и даже с третьего раза. Помните это в минуты отчаяния. Если вы обнаружите, что писать трудно, не удивляйтесь. Так оно и есть.



Думаете, о подобных мелочах не стоит беспокоиться? Нет, стоит. Качество написанного прямо пропорционально количеству вредных мелочей, которые автору удалось из него убрать. Пристально следите за каждым словом, которое переносите на бумагу, и вы заметите, что среди этих слов поразительно много ненужных.

Вы тоже можете развить в себе такую остроту зрения. Ищите мусор в том, что вы написали, и безжалостно удаляйте его. Будьте благодарны за все, что вам удалось выбросить. Перепроверяйте каждое предложение, попавшее на бумагу. Есть ли у каждого слова своя незаменимая роль? Нельзя ли выразить ту же мысль более экономно? Не выглядит ли ваша фраза чересчур напыщенной, претенциозной или витиеватой? Не пожалели ли вы что-нибудь ненужное только потому, что оно кажется вам красивым?

Упрощайте же, упрощайте.

На этом можно покончить с ранними предупреждениями о разбухших монстрах, поджидающих в засаде каждого писателя, который пытается сочинить ясное английское предложение.

Для ответа я сначала воспользуюсь аналогией с плотницким делом, а затем перейду к обсуждению более широкой проблемы — кто такой писатель и как ему сохранить самобытность.

Очень немногие осознают, насколько плохо они пишут. Никто не показал им, сколько лишнего и мутного просочилось в их стиль и как это мешает читателю понять их мысли. Если вы дадите мне статью на восьми страницах, а я попрошу вас сократить ее до четырех, вы ужаснетесь и воскликнете, что это невозможно. Потом вы пойдете домой и сделаете это, и она станет гораздо лучше. А потом наступит черед самого трудного: сократить ее до трех.

Вся штука в том, что написанное надо сначала вычистить, а уж потом разукрашивать. Вы должны знать, каковы главные инструменты и для чего они предназначены. Развивая эту аналогию, скажу, что в первую очередь необходимо научиться аккуратно пилить доски и загонять гвозди. Позже вы сможете снять фаски на ребрах или добавить изящные резные детали на свой вкус. Но ни в коем случае нельзя забывать, что вы заняты ремеслом, в основу которого положены определенные принципы. Если гвозди плохи, дом рухнет. Если глаголы слабы, а синтаксис шаток, то предложения развалятся.

Не стану возражать против того, что некоторые авторы нон-фикшн — Том Вулф, Норман Мейлер и другие — построили весьма впечатляющие дворцы. Но эти писатели годами оттачивали свое мастерство, и, когда они наконец принялись сооружать свои замысловатые башенки и висячие сады — к изумлению всех тех, кому и не снились подобные украшения, — они уже знали, что делают. Никто не становится Томом Вулфом за одну ночь, даже сам Том Вулф.

Итак, сначала научитесь забивать гвозди, и, если вещь, которую вы соорудили, прочна и удобна, вам уже будет приятно ею полюбоваться.

Так же обстоит дело и с писателями, которые намеренно украшают свою прозу. Они теряют то, что делает их уникальными. Если вы начинаете форсить, читатель сразу это замечает. Но ему хочется, чтобы с ним говорили искренне. Отсюда фундаментальное правило: будьте самим собой.

Однако нет на свете правила, которому труднее следовать. Оно предъявляет к писателю два требования, противоречащие его метаболизму. Он должен успокоиться и одновременно сохранять уверенность в себе.

Предлагать автору успокоиться — примерно то же самое, что предлагать успокоиться человеку, которого проверяют на предмет возможной грыжи, а что до уверенности — взгляните, как напряженно он сидит и как хмуро смотрит на экран, ожидающий его слов. Обратите внимание на то, как часто он встает, чтобы пожевать или глотнуть чего-нибудь. Писатель готов делать что угодно, только бы не писать. Я работал в газетных редакциях и могу засвидетельствовать, что количество походов к кулеру в расчете на один репортеро-час значительно выше того, которое обеспечивает организм жидкостью в потребном ему объеме.

Как же избавить бедного писателя от страданий? К сожалению, для этого еще никто не изобрел хорошего лекарства. Могу лишь предложить вам утешительную мысль: вы не одиноки. Бывают дни получше и похуже. Порой выпадают настолько плохие, что хочется дать себе зарок никогда больше не писать. У всех нас было много таких дней, и много их еще ждет впереди.

И все же было бы неплохо свести количество плохих дней к минимуму, что возвращает меня к проблеме, связанной с необходимостью успокоиться.

Представьте себе, что вы писатель и садитесь за работу. Вы думаете, что ваша статья должна быть такой-то величины — меньше несолидно. Думаете, как благородно она будет выглядеть в напечатанном виде. Думаете обо всех, кто ее прочтет. Думаете, что она должна быть веской и авторитетной. Думаете, что ее стиль должен ослеплять своим блеском. Неудивительно, что вы волнуетесь: вас так занимают мысли о вашей колоссальной ответственности, что вы не можете даже взяться за дело. Однако вы клянетесь себе быть достойным поставленной задачи и, глубоко вздохнув, принимаетесь изобретать пышные фразы, которые не пришли бы вам на ум, если бы вы не так отчаянно стремились произвести впечатление.

И это твердое убеждение? Лидеры, которые виляют и ныряют, как постаревшие боксеры, не внушают доверия, да и не заслуживают его. То же самое можно сказать и о писателях. Не прячьте себя, и ваша тема будет привлекать внимание. Верьте в свою индивидуальность и в свои взгляды. Писать — значит демонстрировать свое эго — смиритесь с этим, и пусть его энергия движет вашим пером.

Возможно, вы увидите здесь парадокс. Раньше я предупреждал вас, что читатель — существо нетерпеливое, вечно балансирующее на грани сна или потери внимания. Теперь же я говорю, что надо писать для себя и не беспокоиться, что читатель может потеряться по дороге.

Однако речь тут идет о двух разных вещах. Первая — это мастерство, вторая — отношение к делу. В первом случае все определяется тем, владеете ли вы приемами конкретного ремесла. Во втором — тем, как вы пользуетесь этими приемами, чтобы выразить свою неповторимую индивидуальность.

Если мы толкуем о мастерстве, то терять читателей из-за недостатка профессионализма непростительно. Когда они засыпают посреди вашей статьи, потому что вы небрежно отнеслись к какой-нибудь технической детали, вина ложится на вас. Но в отношении более широких вопросов — нравитесь ли читателю вы сами, или то, чтó вы говорите, или как вы это говорите, согласен ли он с вами, близко ли ему ваше чувство юмора и ваша жизненная позиция, — вы можете не тревожиться о нем ни секунды. Вы такой, какой вы есть, он такой, какой он есть, и вы с ним либо поладите, либо нет.

Не удивлюсь, если это все еще кажется вам парадоксом. Разве можно пристально следить за тем, чтобы не потерять читателя, и при этом проявлять полное равнодушие к его мнению? Уверяю вас, что одно не зависит от другого.

Во-первых, упорно трудитесь над тем, чтобы овладеть своими инструментами. Упрощайте, убирайте лишнее и боритесь за ясность. Относитесь к этому как к механической работе, и она скоро принесет свои плоды. Эти действия никогда не станут настолько же механическими, как бритье или чистка зубов; вы не перестанете изобретать разные способы использования ваших инструментов. Но, по крайней мере, ваше письмо будет опираться на твердые принципы, и шансы потерять читателя заметно снизятся.

О другом лучше думать как о творческом акте — выражении того, кто вы есть. Успокойтесь и скажите то, что хотите сказать. А поскольку ваш стиль — это и есть вы сами, вам нужно лишь быть верным себе, и вскоре он начнет освобождаться от мусора и тумана, с каждым днем становясь все более отчетливым. Возможно, ему понадобятся целые годы, чтобы наконец по-настоящему оформиться в ваш стиль, ваш голос. Но ведь найти себя как личность тоже непросто — и так же непросто найти себя как писателя, причем даже после того, как это произойдет, ваш стиль не перестанет меняться с возрастом.

Цыплята не всегда пользуются уважением и почетом среди людей, выросших в городе, хотя яйцо, по моим наблюдениям, сохраняет у них стойкую популярность. Сейчас курица находится в зените славы. Война обожествила ее, сделав героиней тыла, — ей отдают должное за столами переговоров, ее превозносят в каждом железнодорожном вагоне, ее женственная грация и своеобразные привычки стали излюбленной темой в разговорах множества восхищенных фермеров, для которых она еще вчера была лишена всякого интереса и обаяния.

Моя собственная привязанность к курице ведет начало с 1907 г., и я оставался верным ей как в хорошие времена, так и в плохие. Порой наши взаимоотношения поддерживались лишь ценой серьезных усилий. Поначалу, живя мальчишкой в строго зонированном пригороде, я должен был считаться с соседями и полицией; моих кур приходилось охранять не менее бдительно, чем подпольную газету. Потом, уже как деревенский житель, я должен был считаться со своими старыми городскими друзьями, большинство из которых видело в курице комический, чисто водевильный персонаж… Их презрение только усиливало мою любовь к курице. Я хранил ей преданность, как жених — невесте, в открытую осмеянной его семьей. Теперь настал мой черед улыбаться, и я с улыбкой слушаю пылкие излияния горожан, которые вдруг признали за курицей социальный статус и, покряхтывая от наслаждения, с глубоким знанием дела рассуждают о преимуществах красных наседок породы нью-гемпшир перед кружевными виандотками. Их возгласы полны такого искреннего изумления и восторга, будто первая курица появилась на свет не в индийских джунглях далекого прошлого, а где-то под Нью-Йорком и только вчера.

Для того, кто держит кур, птицеводство всегда остается чудесным и бесконечно увлекательным занятием. Каждую весну я беру в руки фермерский журнал и снова забываю обо всем вокруг, погружаясь в старые как мир инструкции о том, как подготовить брудер…

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Уильям Зинсер Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов

Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов: краткое содержание, описание и аннотация

Книга Уильяма Зинсера — самая популярная и авторитетная книга в мире о писательском мастерстве. Она выдержала 30 переизданий и разошлась общим тиражом более миллиона экземпляров. Это книга о том, как писать статьи, эссе, блоги и целые книги — увлекательно, ярко и доходчиво. Ее аудитория — не только профессиональные журналисты и литераторы, а все работники интеллектуального труда. Ведь умение грамотно излагать свои мысли в письменном виде обязательно для любого, кто хочет преуспеть в современном перенасыщенном информацией мире. Зинсер обстоятельно рассказывает, как писать любые тексты на любую тему — о людях, о путешествиях, о себе, о технике, о спорте, об искусстве. Поясняет, какими правилами писатель должен руководствоваться, какими методами пользоваться и как относиться к своему труду, чтобы максимально приблизить его к совершенству. Книга Зинсера пригодится всем, кому приходится или кто по собственному желанию пишет нехудожественные тексты — от деловых писем до научно-популярных книг.

Уильям Зинсер: другие книги автора

Кто написал Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Уильям Зинсер: Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов

Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов

Стивен Кинг: Как писать книги

Как писать книги

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Кеннет Роуман, Джоэл Рафаэльсон: Как писать так, чтобы вам доверяли

Как писать так, чтобы вам доверяли

Хилари Реттиг: Писать профессионально

Писать профессионально

Николай Кононов: Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков

Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков

Стивен Кинг: Как писать книги. Мемуары о ремесле.

Как писать книги. Мемуары о ремесле.

Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов — читать онлайн ознакомительный отрывок

Как писать хорошо

Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов

Прочитав эту книгу, вы:

• овладеете всеми премудростями писательского мастерства, предельно понятно изложенными самым авторитетным автором в этой сфере;

• начнете писать любые тексты так, чтобы целевая аудитория считывала ровно тот смысл, который вы вкладываете, и получала от чтения удовольствие и пользу;

• научитесь преодолевать тиранию конечного продукта и получать удовольствие от самого процесса письма.

Среди картинок, украшающих стены моего кабинета в Манхэттене, есть фотография Элвина Брукса Уайта. Ее сделала Джил Кременц — она сняла Уайта у него дома в Бруклине, в штате Мэн, когда писателю было семьдесят семь. Седоволосый человек сидит на простой деревянной скамье за простым деревянным столом — три доски на четырех ножках — в небольшом лодочном сарайчике. Из открытого окна видно море. Уайт печатает на механической пишущей машинке, и кроме нее на фотографии присутствуют только два предмета: пепельница и бочонок из-под гвоздей. Бочонок — это я сообразил и без объяснений — выполнял роль мусорной корзины.

Этот снимок видели многие люди из разных уголков моей жизни — писатели и желающие стать писателями, студенты и бывшие студенты. Они приходят, чтобы обсудить какую-нибудь писательскую проблему или рассказать мне о последних поворотах своей судьбы, но очень скоро их взгляд падает на сидящего за машинкой старика. Их внимание притягивает сама простота процесса. У писателя на фотографии есть все, что нужно: устройство для письма, лист бумаги и пустая емкость для фраз, которые получились не такими, как он хотел.


Основное занятие профессио­нального писателя нон-фикшн — работа над текстом. Писательство — ремесло. Человек, не пишущий из-за отсутствия вдохновения, увиливает от своей работы и не сможет заработать себе на хлеб. Писатели — трудяги-одиночки. Они редко видятся с коллегами и никогда не вращаются в литературно-богемных кругах.

У каждого писателя свой метод работы, но все они переносят на бумагу часть самих себя. Личность, возникшая на бумаге, гораздо скованнее той, которая держит перо. Читателю необходимо отыскать за этой скованностью реального человека и заинтере­соваться им. На этом взаимодействии и держится хорошая литература нон-фикшн.

Глава 2 . Простота

Наша речь загромождена ненужными оборотами. Нам кажется: если фраза проста — что-то с ней не так.

Чтобы писать хорошо, надо научиться упрощать каждую фразу. Длинные слова, наречия, деепричастные обороты, пассивные конструкции засоряют текст и мешают понять его.

За внимание читателя надо бороться. Человеку, вынужденному продираться через текст как через джунгли, скоро надоест это занятие. Чаще всего это происходит из-за небрежности писателя, который плохо составил фразу или неправильно употребил слово.

Глава 3 . Мусор

Качество написанного прямо пропорционально количеству вредных мелочей, которые автору удалось убрать, поэтому следить нужно за каждым словом.

Не употребляйте длинные или модные словечки — они могут задушить ваш текст. Чтобы очистить написанное, заключите не выполняющие полезной работы слова и отрывки в скобки. Вы сразу поймёте, что надо убрать.

Глава 4 . Стиль

Писателю необходимо стать узнаваемым, а, значит, выработать фирменный стиль.

Очистив текст, некоторые начинают его украшать — подыскивать броские эпитеты и сравнения. На первый взгляд такой текст выглядит хорошо, но потом начинает казаться неестественным. Свой стиль можно выработать лишь одним способом — оставаясь собой.

Естественней всего выглядит текст, написаны от первого лица. Однако этот стиль подходит далеко не ко всем жанрам.

Не прячьтесь за мутными местоимениями, твёрдо придержи­вайтесь своих взглядов, и ваша индивиду­альность будет замечена.

Глава 5 . Аудитория

Мастерство служит для того, чтобы удержать внимание читателя. Но затем нужно ему понравиться, только тогда читатель станет вашим. Писатель должен не только в совершенстве владеть техническими приёмами, но и подходить к писательскому ремеслу как к творческому акту.

Будьте верным себе, и со временем ваш стиль освободится от мусора и тумана, оформится и отточится.

Глава 6 . Слова

Всеми силами избегайте этого. Подбирайте редкие и необычные слова. Чаще ройтесь в словарях. Особенно полезен будет словарь синонимов.

Следите за тем, как звучат составленные вами фразы. Человек слышит каждую фразу своим внутренним ухом, поэтому ритм и аллитерация очень важны.

Слова — ваши единственные инструменты, используйте их умело и изобретательно. И помните: кто-то невидимый всегда вас слушает.

Часть 2 . Методы

Глава 7 . Единство

Писать учатся, когда пишут. Стержень хорошего письма — единство, которое не даёт мыслям читателя разбредаться.

Как его достичь?

Выберите местоимение — решите, от какого лица вы будете писать. Обеспечьте единство времени — выберите время глаголов, с которым вам комфортно писать. Сохраните в тексте единство тона. Выберите небрежный, дружеский или официальный тон и никогда не смешивайте их.

Приступая к работе, спросите себя:

  • В какой роли я выступлю перед читателем? (Репортёр, поставщик информации, обычный человек).
  • Какой стиль я выберу? (Безлично-репортёрский, дружеский или официальный).
  • Какой будет моя позиция? (Неравнодушие, отстранённость, осуждение, ирония, мягкий юмор).
  • Насколько широко я охвачу тему?
  • Каков мой главный тезис?

Помните, что ни одну, даже самую узкую тему нельзя охватить полностью — ваш сегодняшний окончательный итог завтра неизбежно станет промежуточным.

Тезис, основопо­лагающая мысль, в произведении может быть только одна. Решите, какую идею вы хотите донести до читателя, и это определит и тон книги, и авторское мнение.

Часто случается, что принятые вами решения неверны, и нить повествования ведёт вас совсем в другую сторону. Не будьте рабом заранее составленного плана и двигайтесь, куда зовёт душа.

Глава 8 . Зачин и концовка

Важнейшая часть статьи — зачин. Цель у зачина одна — заинтересовать.

Используйте оригинальную мысль, изящный парадокс, шутку или просто начните рассказывать интересную историю. Читатель должен сразу понять, о чём ваша статья и стоит ли её читать. Наращивайте напряжение от абзаца к абзацу. Конец каждого абзаца делайте острым и неожиданным, чтобы читатель захотел перейти к следующему.

Не менее важна и концовка статьи. Не стоит затягивать её, подводить итоги сказанного ранее. Идеальное окончание должно слегка удивлять читателей своей неожиданностью, но выглядеть абсолютно правильным.

Если вы изложили все факты и передали идею, просто ставьте точку. Для концовки может пригодиться острая фраза, которая удивит читателя.

Глава 9 . Всего понемножку

Глаголы

Избегайте страдательного залога. Текст, нафарши­рованный пассивными конструкциями, утомляет читателя. Помните: чем короче, тем лучше.

Наречия, прилага­тельные и спецификаторы

К прилага­тельным тоже стоит относиться с осторожностью, иначе ваш текст окажется излишне цветистым и пышным. Используйте прилага­тельные, когда без них не обойтись.

Пунктуация

Начинающий писатель может запутаться в длинной фразе. Лучший выход из этой ситуации — поставить в середине предложения точку и разбить его на две части. Текст, составленный из коротких и ёмких фраз, читается легче.

Восклица­тельный знак используют, чтобы подчеркнуть серьёзность фразы. Не стоит расставлять его слишком часто и отмечать им свои шутки.

Точка с запятой позволяет добавить к первой части фразы ещё одну связанную с ней мысль. На этом знаке читатель делает небольшую паузу, поэтому используйте его аккуратно, чтобы не затормозить текст.

Тире усиливает вывод или обобщение, а два тире выделяют дополни­тельную мысль, вставленную посреди фразы. Этот знак подталкивает, убыстряет текст.

Двоеточие обеспечивает паузу перед длинным перечислением.

Поворотные слова и существи­тельные, выражающие понятия

Вереницы существи­тельных, преувеличения и достоверность

Часто встречаются фразы с гирляндами существи­тельных. Каждую такую гирлянду можно заменить одним словом, лучше всего — глаголом, и избавить текст от балласта.

Преувеличения — бомбы с грубым юмором. Не стоит портить ими свой текст. А вот достоверность для писателя нон-фикшн — вещь необходимая. Не позволяйте читателю поймать себя на обмане, иначе потеряете его доверие навсегда.

Радикальный метод и абзацы

Иногда встречаются фразы, которые невозможно перестроить. Проще выбросить из неё плохой кусок — это лишь улучшит текст.

Сделают статью читабельней и короткие абзацы, ведь сплошной текст только отпугивает читателя. Оптимальная длина абзаца — 2−3 предложения. Каждый абзац — это отдельное целое, единое по смыслу и по структуре.

Часть 3 . Жанры

Глава 10 . Нон-фикшн как литература

Среди книг, которые издаются сегодня, появляется всё больше нон-фикшн. Люди хотят читать не вымышленные истории, а правду об окружающей их жизни.

Большинство знаменитых писателей нон-фикшн вышло из журналистики. Современные писатели нон-фикшн не только умеют чётко излагать факты, но и красиво писать.

Если человек хочет научиться писать и работать с текстом, ему лучше приниматься не за роман, а за статьи.

Глава 11 . Как писать о людях

Чтобы взять хорошее интервью, надо уметь разговорить своего собеседника. Его слова всегда будут лучше ваших, ведь они открывают его сущность. Живость ваших сочинений будет прямо пропорциональна количеству цитат, которые вам удастся в них вставить.

Найдите интересного человека с образной речью, подготовьте список вопросов и запишите всё, что он вам скажет. Весь разговор не войдёт в статью, но вам важно не упустить удачную фразу.

Составляя статью по итогам интервью, вы можете убрать из разговора весь мусор или поменять фразы местами. Вы должны выделить главное, не исказив позицию своего собеседника.

Глава 12 . Как писать о местах

В каждой, даже заурядной местности есть своя особенность. Найдите её и начните с неё свою статью. А дальше беритесь за людей, живущих в этой местности, ведь самое интересное для читателя — это люди.

Тщательно выбирайте слова, особенно прилага­тельные, чтобы не впасть в слащаво-романтический стиль. Пишите живо, интересно и по существу, без лишних эпитетов.

Глава 13 . Как писать о себе

Автобиография охватывает всю жизнь человека и подводит её итог, а мемуары напоминают снимок значимого для автора момента жизни. Постарайтесь передать атмосферу того времени. В этом вам помогут описания чувств и деталей — звуков, запахов, названий, песен. И конечно же, людей, которые окружали вас тогда.

Глава 14 . Наука и техника

Научно-популярный нон-фикшн основывается на логике и напоминает перевёрнутую пирамиду. Вершина этой пирамиды — основопо­лагающий факт, от которого идут выводы, и пирамида расширяется.

Этот жанр научит вас ясно мыслить и чётко выстраивать текст.

Глава 15 . Деловые бумаги

Все деловые бумаги кишат канцеля­ризмами.

Научитесь писать свои доклады нормальным языком. В них должна отражаться ваша личность, а начальник должен понять, какое новаторское улучшение вы разработали.

Глава 16 . Спорт

Практически все спортивные комментаторы пользуются особым языком, до предела насыщенным спортивными жаргонизмами. Мы читаем подобные статьи, чтобы узнать результат соревнования, но не для удовольствия.

Как написать интересный спортивный обзор?

  • Избегайте шаблонных выражений.
  • Ищите новые, незатёртые слова.
  • Не забывайте о простом, хорошем и кратком языке.
  • Не насыщайте свою статью лишними цифрами.
  • Пишите о людях.

Глава 17 . Как писать об искусстве

Люди, пишущие об искусстве, делятся на обозревателей и критиков. Обозреватель рассказывает о новых фильмах или книгах, а вы решаете, стоят ли они вашего внимания. Критик же раскрывает смысл романа или спектакля, оценивает их, основываясь на истории жанра.

Для тех, кто решил писать об искусстве, существует несколько правил.

  1. Любите область своей деятельности. Читатель должен чувствовать, как трепетно вы относитесь к литературе или театральному искусству.
  2. Не раскрывайте подробностей сюжета. Прочтя вашу статью, читатель должен сам решить, хочет ли он узнать концовку истории.
  3. Используйте в обзорах конкретные детали — это поможет избежать общих, ничего незначащих слов.
  4. Не употребляйте восторженных эпитетов, выражайте своё мнение ясно и точно.

Глава 18 . Юмор

Если вы пытаетесь писать юмористические произведения, то почти всё, что вы делаете, серьёзно. Порой юмор — единственный способ сказать нечто важное или взглянуть по-другому на явление, ставшее обыденным.

Здесь тоже существуют правила:

Будь то сатира, пародия или фельетон, юмор не только развлекает — он делает человека свободным.

Часть 4 . Отношение

Глава 19 . Звук вашего голоса

Не пытайтесь приспособиться к стилю издания или жанру нон-фикшн. Пишите обо всём, но только в своём стиле. Читатель должен выделять ваши работы из сотен других, узнавать звук вашего голоса.

Избегайте небрежности, снисходи­тельности и банальности. Некоторые писатели умеют общаться с читателем, как с близким другом. Но у неумелого автора это получается небрежно, вульгарно и даже оскорбительно, со штампами и дешёвым жаргоном.

Используйте свой хороший вкус и не бойтесь подражать другим писателям — со временем из этого родится ваш неповторимый стиль.

Глава 20 . Удовольствие, страх и уверенность

Писательство — занятие одинокое. Чтобы однообразие и рутина не проникли в вашу статью, пишите её с удовольствием. Ваша статья пропитается этим чувством и передаст его читателям.

Читатель должен чувствовать, что писателю хорошо, даже если ему плохо. Научитесь отключаться от своих проблем и полностью отдаваться работе.

Многие авторы нон-фикшн испытывают страх перед чистым листом бумаги. Чтобы преодолеть его, надо просто начать писать. Преодолеть страх перед взятыми на себя обязательствами, перед неудачей, помогут интерес к теме и точность изложения.

Глава 21 . Тирания конечного продукта

Некоторые писатели, ещё не начав писать, уже видят свою статью напечатанной. Это мешает выбирать комфортные стиль, форму и тон.

Глава 22 . Писательские решения

Создавая статью или книгу, автор принимает ряд решений. Решения бывают крупные — в каком жанре, стиле, лице и времени писать. И мелкие — какое слово или речевой оборот использовать в конкретном предложении.

Мало уметь составлять красивые и мелодичные фразы, надо научиться правильно их связывать. Последо­ва­тельность фраз должна быть логичной, чтобы напряжение рассказа росло и вело читателя от абзаца к абзацу. Каждый очередной шаг должен выглядеть неизбежным.

Глава 23 . Как писать семейную историю и мемуары

Создавая книгу о семье, вы пишите не только о себе, но и о своих родственниках. Если вы решились увековечить историю своей семьи, пишите правду, не бойтесь задеть сестру или кузена. Сохраняйте хороший вкус, чувство меры и не вываливайте на читателей и родню кучу грязного белья.

Не планируйте фундамен­тальную эпопею. Просто запишите свои воспоминания, а потом соедините их в одно целое.

Глава 24 . Пишите как можно лучше

Писатель должен развлекать. Статьи, которые развлекают, запоминаются читателю, и в следующий раз он будет искать в газете именно вашу статью.

Девяносто процентов вашей победы составляет умение обращаться со словами. Хорошим подспорьем станет природный талант, вкус, чувство ритма и слова. Но главное — чувство соперничества. Если вы хотите стать настоящим писателем нон-фикшн — пишите лучше всех и защищайте свой труд от некомпе­тентных редакторов.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: