Как перевелись богатыри на руси краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Как известно – Слухами Земля полниться. Шило в мешке не утаишь. Добрая весть со скоростью пули распространяется.

Вот и до меня дошла весть благая. Молва людская говорит, что появились нынче на Руси-матушке Богатыри-мОлодцы.

Вышли Богатыри-молодцы в Чисто Поле с врагом сразиться. Руки крепки, мечи остры. Крушат врагов налево и направо. Крепко стоят на Земле. Земля-Матушка в помощь – Силы придаёт.

Открою маленькую тайну, а может и не маленькую. Про то, где находится то Чисто Поле, где проходит битва…, где проходят НАСТОЯЩИЕ Битвы… как между Добром и Злом, например. В Сказках часто речь про это ведётся. Место это не на Земле. Тонкий мир это, невидимый глазу. Где мысли-думки летают. Где впервые воплощаются мечты, желания, планы.

Есть замечательные Законы Гермеса Трисмегиста . Просто обожаю их (особенно второй), ведь с помощью них можно найти подсказки, ответы на многие вопросы. Буду не раз ещё к ним обращаться, проводить аналогии разных явлений:

1. Закон Ментализма : ВСЁ есть – Разум. Вселенная движима Силой мысли.

Существует ЕДИНОЕ Универсальное Сознание – Универсальный Разум. Наша реальность – это проявление нашего разума. Мысли – материальны.

Этот закон называют ещё – законом фрактальности.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — безконечность
И небо — в чашечке цветка.

Всё устроено по ЕДИНОМУ образцу. Принцип устанавливает аналогию между макрокосмом и микрокосмом. Это означает, что каждая законченная часть целого несёт в себе информацию о целом. Строение атома повторяет строение Солнечной системы. В молекулах ДНК хранится информация, необходимая для воспроизводства всего организма (клонирование из этой оперы).

Человек, например, является голографическим отражением Вселенной, подчиняющийся и развивающийся в соответствии с вселенскими законами.

Нельзя, например, взять и сразу построить дом. Сначала, архитекторы составляют проекты (в масштабе рисуют архитектурный вид будущего творения, с разных ракурсов-проекций), потом – расчёты из чего строить будут, сколько материала надо, сметы и пр.

Но перед всеми этими работами – проект осуществляется в голове. В мыслях, в мельчайших подробностях.

Там… – Чистое Поле, где всё воплощается впервые. Так же РЕАЛЬНО, как потом это проявится на физике, в настоящей реальности.

Где Там? Не видимо это Поле для других. Но для человека, что творит – оно реально.

Этим Полем нынче выступает и интернет. Да, да. Здесь, невидимо для большинства, тоже ведутся баталии, создаются проекты. Здесь кипит жизнь. Здесь общаются без слов, не видя друг друга, находясь за тысячи километров друг от друга.

В интернет пространстве нельзя ничего ни потрогать, ни понюхать. Даже не видя собеседника (за исключением общения в скайпе и пр. мессенджерах) чувствуешь его, взаимодействуешь, понимаешь, находишься на одной Волне.

И сейчас в этом Чистом и, во многом уже – Не чистом, поле-пространстве Интернета ведутся Битвы… за умы людей. Хотя, точнее – за Души. Идеологическая Война идёт.

Многие люди, как те Ильюши, лежат себе на диванчиках, смотрят в окошко-экран телефона-смартфона или компьютера, ноутбука. Подняться – нет мочи. Ноженьки не слушают.

И вот случилось нынче, как в той Сказке: «Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.

Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

— Встань, Илья, отвори калиточку.

— Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

— А ты приподнимись, Илюшенька.

Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

— Ну-ка, пройдись, Илья.

Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.

Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:

— Принеси-ка, Илюша, студёной воды. Принес Илья студёной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.

— Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.

Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:

— Много ли чуешь в себе силушки?

— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.

— Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зелёных лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.

Выпил Илья и остаточек.

В русских Сказках под водицей всегда понималась информация. Не простая информация – Знания ИСТИННЫЕ.

К слову, люди ныне не ведают про мир, где живут, совсем ничего. Ни как устроен мир, ни как здесь всё работает. А мир наш – очень сложный. Это ОЧЕНЬ сложное устройство-механизм. По сложности его можно сравнить, что с телом человека, с многообразием органов, систем, каждый из которых отвечает за свои функции. Есть главные, есть обслуживающие. Есть программа, которая управляет этим сложным механизмом: сердце качает кровь, лёгкие – воздух, печень – чистит и т.д.

В теле есть сосуды и др. каналы, по которым осуществляется движение (доставка, питание, управление и пр.). От органа к органу, от клетки к клетке. Всё работает слаженно и все органы и их составляющие получают то, что им необходимо – кислород, питательные элементы и пр.

Наш мир с городами устроен подобным образом. Все города, все населённые пункты связаны между собой транспортными магистралями. Но кроме движения людей и машин осуществляется в мире иное движение – движение энергий. Ведь, по сути, весь мир и есть Энергия.

Что происходит, когда происходит в теле закупорка некого канала (тромб, например, защемление нерва)? Организм даёт сбой. Может человека парализовать. А может и к смерти привести.

Ещё раз обращу ваше внимание на отрывок из Сказки, что выше привела пример. 30 лет (ТРИДЦАТЬ ЛЕТ. ) Илюша был парализован и лежал на печи, не мог встать.

Какое совпадение. С 1991 года – с развала СССР, и до нашего времени 2021 года – прошло ровно 30 лет. Что-то произошло глобальное, что парализовало народ. Народ перестал управлять своей жизнью, творить, создавать. Превратился в потребителя. Сиднем сидит. Так и стало возможным тварить здесь ныне тёмные делишки ворагам.

Какие же энергетические каналы они нам перекрыли?

Если посмотреть на города, то с высоты птичьего полёта они напоминают микросхемы.

А раз так, то имеются каналы-энергопрОводы, по которым и происходит движение энергии.

Перенаправили энергию злОдеи, что предназначена была для здорового функционирования мира. Ныне некротическая энергия правит балом в мире. Понастроили пирамид-ретрансляторов, которые не понять куда и кому перенаправляют энергию.

Как подбежит витязь к горе, так и окаменеет,

Как подбежит другой, так и окаменеет,

Как подбежит третий, так и окаменеет…

С тех пор и перевелись витязи на Святой Руси!

Я не раз убеждался в том, что наши предки оставили нам все сокровища, которыми владели, не только материальные, но и духовные. Надо лишь суметь их распознать и правильно ими распорядиться.

Они оставили нам русский язык — сокровищницу Силы и знаний о мироустроении. Тот, кто владеет словом, владеет Силой. Не зря в этом слове корнем, как мне видится, является лов — ловить. Слово — словить — поймать — владеть. А что несёт в себе слово? Образ. Тот, кто умеет создавать образы и выпускать их в мир, по-настоящему владеет Силами мира.

Когда-то на Руси было неисчислимое множество богатырей и богатырок. Почему? Потому что мы чтили Волоса, то есть Силу Жизни. Всё живое — всегда сильное. Сравните силу животного, скажем крупной собаки, и силу современного человека… Я уж не говорю о диких животных.

Давайте суммируем то, что говорится в былине. От иноземной силы явились двое, но витязи их не узнали. Когда разрубают, то есть истребляют эту иноземную силу, она удваивается. Чем больше её уничтожают, тем больше её становится. Наконец её стало столько, что богатыри дрогнули, побежали и превратились в камень. Они превращались в камень, подбежав к горе. Почему? Что особенного скрывается в горе, что можно окаменеть, приблизившись к ней?

И почему воителей появилось двое? Почему они размножаются, когда их уничтожаешь, разрубая пополам? Давайте толковать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Отчего люди тупеют

Отчего люди тупеют Все мы появляемся на свет с врожденной способностью к обучению. Какими бы разными ни были наши склонности, способность обучаться является общей для всех и необходима нам для того, чтобы приспособиться к окружающему миру и выжить в нём.Почему же так

ЗВЕЗДА РУСИ

ЗВЕЗДА РУСИ (РУССКАЯ ПЛЕТЁНКА)К счастью, не всё уничтожено, утеряно и забыто из того огромного культурного пласта, которым владела северная цивилизация древних Ариев. В частности, сохранилось изображение великого магического Славянского знака, который символизирует

Отчего бывают кошмарные сны?

Отчего бывают кошмарные сны? Ночью души многих людей отправляются в Космический кинотеатр сновидений. Но далеко не каждый сон мы смотрим в этом кинотеатре. До кинотеатра сновидений нужно еще как-то добраться; и не каждую ночь, и не каждый человек попадает в него.Дорога к

Глава III О ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ

Глава III О ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ Благосклонный читатель, здесь хочу я искренне пригласить тебя покинуть твои мечтания и не заглядываться на языческую мудрость, а также не

Когда и как гадали на Руси

Когда и как гадали на Руси Ворожбой на Руси активно занимались на Святки, начиная от Рождества и до Крещения. Проводили обряды гадания и в другие праздники зимы и поздней осени (на Введение, Параскеву Пятницу, день мученика Меркурия и святой Екатерины, Николу зимнего и

Телепортация человека: ОТЧЕГО ЛЮДИ ЛЕТАЮТ… НЕ ТАК, КАК ПТИЦЫ?

Телепортация человека: ОТЧЕГО ЛЮДИ ЛЕТАЮТ… НЕ ТАК, КАК ПТИЦЫ? Всегда стремились люди страстно куда попало вон из темени в пустой надежде, что пространство освобождает нас от времени. Поэт Игорь ГУБЕРМАН На классическую в театральной России фразу «Отчего люди не летают

Глава 21 Отчего иногда возникают проблемы?

Глава 21 Отчего иногда возникают проблемы? Я принял решение и отныне несмотря ни на что продолжу фокусировать внимание на процессе создания трех с лишним миллионов. Сегодняшним утром я фокусировал внимание на обладании, усиливал это чувство, переживал связанные с ним

Отчего умерла корова

Отчего умерла корова «Наталья Ивановна, когда мы после похорон родственника убирали в комнате, то стоял, как принято, стакан с водой и кусочком хлеба. Я этот хлеб отдала своей корове, а на девятый день корова умерла. Могло ли это быть связано с тем, что я хлеб покойника

ЗАГОВОР НА РУСИ

ЗАГОВОР НА РУСИ Их было превеликое множество. Заговоры лечебные: от крови, от пореза, от лихорадки, против зубной боли, от грыжи, боли в ушах, от безумия, родимца и белой горячки, от болезни глаз, от пьянства и от запоя и вообще от всякой болезни. Заговоры воинские. Заговоры на

Отчего он краснеет?

Отчего он краснеет? Вегетативные показатели, непроизвольные реакции кожи или частей лица. Это может быть изменение цвета кожных покровов (человек краснеет или бледнеет), расширение зрачков, подрагивание губ или моргание глаз. Могут наблюдаться и прочие индивидуальные

ЧАСТЬ 1 РУСЬ ДО РУСИ

ЧАСТЬ 1 РУСЬ ДО РУСИ Все это было, было, было, Свершился дней круговорот… Александр

РУСЬ ДО РУСИ

РУСЬ ДО РУСИ Сколько лет человечеству? Современные ученые, как правило, называют цифру 40 тысяч лет — с момента появления на Земле кроманьонца. Это — стандартный временной интервал, отводимый человеческой истории в учебной, научной и справочной литературе. Однако есть и

О том, как брат Раш бросил повара в котел с кипящей водой, отчего тот и умер

О том, как брат Раш бросил повара в котел с кипящей водой, отчего тот и умер Случилось так, что однажды брат Раш вышел из монастыря поразмяться и возвратился домой поздно, а повар очень на его долгое отсутствие сердился. И вот, как только Раш вошел на кухню, повар приступил к

Отчего болит сердце

Святой Василий Великий и святой великомученик Георгий[218] Иконы приписываются новгородской школе и датируются ок. 1400 г.

Святой Василий Великий и святой великомученик Георгий[218] Иконы приписываются новгородской школе и датируются ок. 1400 г. Воспроизведенные здесь две иконы входили в состав чина, который, как мы видели из разбора иконостаса, занимает в нем по своему значению одно из самых

Русские богатыри

Однажды на закате солнца выехало на Сафат-реку семеро русских богатырей, названых братьев; был тут и Илья Муромец, и Добрыня, и Алеша Попович.

Видят богатыри перед собою широкое чистое поле, а среди поля вырос развесистый дуб, дуплистый, старый; около дуба сходятся три дороги: первая ведет к Новгороду, вторая к старому Киеву, а третья к синему морю, последняя дорога широкая, прямая, только нельзя по ней ездить: уже три года, как залегла она, заняли ее разбойники татары.

Русские богатыри

Остановились под дубом русские витязи, разложили тут шатер полотняный, коней пустили на зеленый луг, а сами легли отдыхать. Поутру проснулся Добрыня с зарею, чистой росой умылся, господу богу помолился и оглянулся кругом. Видит Добрыня: за Сафат-рекою стоит белый полотняный шатер, залег в нем злой татарин, не дает проезду конному, не дает дороги пешему.

Оседлал Добрыня своего доброго коня, положил потнички на потнички, воилочки на воилочки, а сверх всего на коврик надел черкасское седельце, взял свое оружие, сел на коня и ударил своего бурушку по крутым бедрам; конь от земли отделился, перескочил на другой берег Сафат-реки. Кричит Добрыня татарину:

— Выходи, злой татарин, со мной на честный бой!

Не два ветра в поле слетались, не две тучки в небе сходились — сходились, слетались два удалые витязя, сломались в этой сшибке их острые копья, в куски рассыпались булатные мечи.

Сошли тогда витязи с коней, стали биться рукопашным боем; размахнулся Добрыня правой рукою, поскользнулась у него правая нога, упал Добрыня на сырую землю, и разрубил татарин грудь его белую, вынул из нее молодецкое, богатырское сердце.

Встал и Алеша, росой умылся, богу помолился, вышел из шатра — видит, стоит у шатра конь Добрыни, стоит невесел, копытом землю роет, очи потупил, тоскует по хозяине.

Поскакал тогда Алеша к татарскому шатру, видит он — лежит Добрыня в чистом поле убитый; очи ясные закатились, опустились руки сильные, на груди запеклась богатырская кровь.

— Злой татарин-бусурманин! выходи со мною на честный бой!

— Худо тебе, Алеша, бороться со мною, из твоего рода все в бою не крепки,— не устоишь и ты!

— А ты, молодец, не хвались раньше времени, хвались потом, как одолеешь меня в бою.

Но в бою одолел Алеша татарина; уже заносит меч свой, чтобы срубить ему голову, как откуда ни возьмись прилетает черный ворон и говорит Алеше:

— Послушайся меня, добрый молодец, не убивай татарина; слетаю я за синее море, принесу тебе мертвой и живой воды. Вспрыснешь ты Добрыню мертвой водой — срастется его белое тело, вспрыснешь живой — очнется добрый молодец.

Послушался Алеша ворона. Принес ворон живой и мертвой воды, и ожил Добрыня, а татарина богатыри отпустили на волю.

Вот проснулся Илья Муромец, росой умылся, богу помолился, оглянулся кругом, видит старый казак — на том берегу Сафат-реки собралась несметная татарская сила, столько силы, что ни на коне ее не объехать, серым волком не обежать, черным вороном не облететь.

Закричал Илья громким голосом, собрал своих названых братьев; сбежались витязи, сели на добрых коней, все врубились в силу татарскую. Долго бились витязи и одолели татарскую силу: кого конем потоптали, кого мечом порубили, и разгорелось в богатырях молодецкое их сердце, расходились могучие руки; стали они похваляться:

— Одолели мы татарскую силу; руки у нас еще не притомились, кони не утоптались!

И сказал Алеша безрассудное слово:

Не успел Алеша кончить своей речи, а сила небесная тут как тут: явилось двое воинов; лица у них светлые, как день.

И говорят воины русским витязям:

— Давайте померяемтесь с вами силою, не смотрите на то, что нас двое, а вас семеро.

Не угадали витязи, кто явился перед ними, как ударил Алеша одного воина с размаху по голове, разрубил его надвое и видит дивное диво: вместо одного — перед ним двое воинов; разрубил он обоих — и стало воинов четверо.

Кинулся в битву Добрыня; порубил воинов и видит чудное чудо: из каждого воина стало два.

Прискакал Илья Муромец, ринулись в битву и другие богатыри: чем больше рубят, тем больше прибывает у противников их силы; утомились тут у богатырей могучие руки, притоптались добрые кони.

Страх взял богатырей; в первый раз бросились они бежать от врага… Побежали укрыться в каменные горы, в темные пещеры. Только — неслыханное дело! Как подбежит к горе богатырь — так и окаменеет; и все до одного превратились могучие богатыри в белые горючие камушки.

И перевелись с тех пор витязи на святой Руси, только не замолкла, не потемнела их слава, и поют поныне деды внукам славные песни об их великих подвигах, о верной их службе Солнышку-князю и всему народу христианскому.

Кто он, рус­ский наци­о­наль­ный герой, кото­рого можно поста­вить детям в при­мер? А не поис­кать ли его в про­шлом, в рус­ском народ­ном эпосе? Бла­го­даря муль­ти­пли­ка­то­рам наши чада узнали, что бога­тыри на Руси крепко сто­яли в вере и правде. Давайте вер­нем в дет­ское чте­ние былины, обо­га­щен­ные духов­ными смыс­лами пра­во­слав­ного христианства.

Были­нами зачи­ты­ва­лись юные чита­тели ещё в XVII-XVIII веках, но с появ­ле­нием худо­же­ствен­ной лите­ра­туры и жур­на­лов для детей увле­че­ние геро­и­че­ским эпо­сом пошло на спад, а к ХХI веку инте­рес вовсе сошел на нет. Былину начали неза­слу­женно забывать.

Куда лучше и точ­нее? Было когда-то – в ста­рин­ные годы.

235 - Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

Ваши дочери и сыно­вья зачи­тали эпо­пею Тол­кина? Тогда и в были­нах они что-то най­дут, ведь там, как в свое­об­раз­ном сред­не­ве­ко­вом фэн­тези, им рису­ется совер­шенно осо­бая исто­рия. В ней добро и зло зримы и мате­ри­альны и бьются не на жизнь, а на смерть. Время условно, а правда при­чуд­ливо пере­пле­та­ется с вымыс­лом. Герои вели­че­ственны и эпи­че­ски прекрасны.

Былина – жанр поэ­ти­че­ский. Особо рит­ми­че­ски орга­ни­зо­ван­ный. И здесь сра­ба­ты­вает роди­тель­ский аргу­мент – нет, вме­сте с детьми дома читать мы не будем, сложно вос­при­ни­мать текст. Пусть лучше в школе на уро­ках разбирают.

Былины ска­зы­вали или пели, точ­нее, про­из­но­сили нарас­пев – их можно было услы­шать от жите­лей рус­ской глу­бинки в начале про­шлого века, о чем с дет­ской радо­стью сооб­щают иссле­до­ва­тели – соби­ра­тели фольк­лора. Увы, сего­дня народ­ный стиль испол­не­ния былин прак­ти­че­ски утрачен.

На самом деле, зву­ча­ние былины есте­ственно и сво­бодно, так что, читая своим чадам, можно добиться кра­си­вого и ясного слова – если дове­риться сти­хо­твор­ной ткани и идти вслед за рит­мом. Тор­же­ствен­ный, пол­ный геро­и­че­ской пате­тики слог и инто­на­цию ста­рин­ной легенды дети оце­нят по достоинству.

Один в поле воин

Дет­ству и юно­сти нужны иде­алы. В былине иде­аль­ный мир созда­ется гипер­бо­лой. Именно здесь оби­тают необыч­ные кра­си­вые люди, наде­лен­ные пре­уве­ли­чен­ной силой и бла­го­род­ством, выде­ля­ю­щи­еся из боль­шин­ства. Спо­соб­ные на силь­ные чув­ства, дея­ния, поступки, подвиги и свер­ше­ния. Уме­ю­щие защи­тить свою землю и тех, кого любят. Одним сло­вом, герои с боль­шой буквы.

245 - Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

А как можно соби­рать Бога? На ум при­хо­дит при­зыв свя­того Сера­фима Саров­ского – стя­жать Духа Свя­того через бого­об­ще­ние, а оно – одна из целей хри­сти­ан­ской жизни.

Герой былины бога­тырь мону­мен­та­лен, бес­стра­шен, бла­го­ро­ден, силен, но его сила – это еще и сила духа. Неда­ром он спо­со­бен высту­пить один про­тив всех вра­же­ских сил, опро­вер­гая рус­скую пого­ворку “Один в поле не воин”.

Поэт Андрей Воз­не­сен­ский одна­жды напи­сал такие строки:

«Един­ствен­ной спич­кой гре­мит коробок.

Илья, Доб­рыня и Алеша – млад­шее, юное поко­ле­ние былин­ных бога­ты­рей родом из киев­ского былин­ного цикла. Их стар­шие бра­тья Свя­то­гор, Дунай, Волхв и про­чие пер­со­нажи ближе к язы­че­ской Руси, к легенде, к мифу.

Уроки истории

По были­нам легко создать исто­ри­че­ски точ­ную рекон­струк­цию, будь то спек­такль, фильм или муль­тик – так много там досто­вер­ных дета­лей древ­него времени.

За что ни возь­мись – будь то бога­тыр­ские доспехи или кони, города или герои, повсе­днев­ный быт и его коло­рит­ные при­меты – все опи­сано подробно и обстоятельно.

239 - Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

Встре­ча­ются в были­нах даже реаль­ные исто­ри­че­ские лич­но­сти – напри­мер, князь Вла­ди­мир Моно­мах, но боль­шин­ство кня­зей вымыш­лены и являют соби­ра­тель­ный образ. И, что неслу­чайно, выс­ший идеал пра­ви­теля из былин­ного мира – это свя­той князь, кото­рый кре­стил Русь – Вла­ди­мир Крас­ное Солнышко.

При­сут­ствуют и дру­гие реа­лии сла­вян­ской исто­рии – ран­ние набеги Дикого Поля (полов­цев и пече­не­гов) на Русь и всё то, что они с собой при­несли – горе, плен, разо­ре­ние, запу­сте­ние. Мон­голо-татар­ское иго тоже оста­вило в были­нах горь­кий след и отзвук дале­ких битв. С при­хо­дом Батыя Русь стала все глубже про­ни­каться пра­во­слав­ным хри­сти­ан­ством, что отра­зи­лось и в былине.

В былин­ном мире при­сут­ствует и своя гео­гра­фия, кото­рая поз­во­ляет под­раз­де­лять былины на южные и север­ные, сто­лич­ные и про­чие. Москва и Белое море, Киев и Нов­го­род, Печоры и онеж­ские земли – перед нами пред­стаёт вся Древ­няя Русь, через кото­рую дети могут узна­вать совре­мен­ную им Россию.

Христианское и языческое

Начи­тан­ные мамы и папы могут воз­ра­зить: где вы обна­ру­жили в были­нах хри­сти­ан­ские мотивы и смыслы, когда этот жанр – геро­и­че­ский эпос Древ­ней Руси, где, что ни слово, про­сту­пает сла­вян­ское язы­че­ство?

И с этим трудно поспо­рить. Но мы все-таки поспо­рим, ведь хри­сти­ан­ство вошло в былин­ные тек­сты, оду­хо­тво­рило их и может послу­жить к пользе юных читателей.

Былины раз­де­ляют на дохри­сти­ан­ские и хри­сти­ан­ские, но и ран­ние былины позд­нее были хри­сти­а­ни­зи­ро­ваны, ведь пере­да­ва­лись они устно. Когда и как это про­изо­шло? У иссле­до­ва­те­лей нет еди­ного мне­ния – оче­видно, не за один день.

Но что инте­ресно – герои стран­ствуют и совер­шают свои дея­ния не на Руси – на Свя­той Руси, и за эту свя­то­рус­скую землю готовы кровь про­ли­вать и головы сложить.

В позд­них были­нах добро и зло при­об­ре­тают черты хри­сти­ан­ства и язы­че­ства, и, как поло­жено добру и злу, про­ти­во­бор­ствуют, а добро неиз­менно побеждает.

Здесь при­сут­ствуют хри­сти­ан­ские сим­волы – напри­мер, Пре­свя­тая Троица.

Трое­крат­ность дей­ствий, героев, собы­тий, про­из­не­сен­ных слов часто встре­ча­ется в рус­ском фольк­лоре, осо­бенно в сказ­ках. В были­нах она – излюб­лен­ный прием.

Стоит вспом­нить сим­вол былин­ной мощи – зна­ме­ни­тых вас­не­цов­ских трех бога­ты­рей у заставы, и потя­нется ниточка: три подвига или три бога­тыр­ских путе­ше­ствия, три­жды бро­шен­ный жре­бий Садко, кото­рого три раза не при­гла­сили пиро­вать. Сви­де­тель­ство, про­из­не­сен­ное три­жды, обре­тает осо­бую силу и зна­чи­мость, неслу­чайно во мно­гих таин­ствах Церкви воз­но­сятся трое­крат­ные молит­вен­ные обра­ще­ния к Богу.

Иссле­до­ва­тели нахо­дят сход­ство между парами бога­ты­рей и парами свя­тых, напри­мер, Ильей Муром­цем и Свя­то­го­ром – и Печер­скими свя­тыми – пре­по­доб­ными Анто­нием и Фео­до­сием. На эту мысль их навела похо­жесть обра­зов, а также отно­ше­ний и харак­те­ров при сопо­став­ле­нии былин­ных и бого­слу­жеб­ных текстов.

236 - Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

Кроме внеш­ней сим­во­лики, в были­нах нам явля­ются нрав­ствен­ные цен­но­сти хри­сти­ан­ства. Сво­ими подви­гами бога­тыри утвер­ждают правду само­от­ре­че­ния и нес­тя­жа­тель­ства во имя блага дру­гих. Появ­ля­ется совер­шенно новый герой – не гроз­ный и мощ­ный, а неза­мет­ный, силь­ный духовно более чем физи­че­ски, то есть калика пере­хо­жий – юро­ди­вый нищен­ству­ю­щий бога­тырь – стран­ству­ю­щий рыцарь рус­ского Сред­не­ве­ко­вья. Подвиги такого бога­тыря про­дик­то­ваны не жела­нием славы и богат­ства, а его сове­стью и верой – не коры­сти, а правды ради. Оттого у нового бога­тыр­ского поко­ле­ния зача­стую нет пони­ма­ния с власть иму­щими – князьями.

Мно­гие бога­тыри нахо­дят себе спут­ниц жизни и берут бла­го­сло­ве­ние у роди­те­лей на брак, бла­го­слов­ляют тра­пезу, охра­няют себя крест­ным зна­ме­нем от злых сил, почи­тают иконы. Овдо­вев и совер­шив подвиги, при­хо­дят к аскезе и при­ни­мают постриг. Бога­тыри совер­шают кре­сто­вое бра­та­ние, пере­дают друг другу силы. Свя­то­гор в бук­валь­ном смысле вды­хает свой дух в Илью Муромца перед кон­чи­ной. Так пере­да­ется мысль о пре­ем­ствен­но­сти бога­ты­рей дохри­сти­ан­ского мира и хри­сти­ан­ской Руси.

Идя в бой, они, как и поло­жено хри­сти­а­нину, имеют память смерт­ную, от этого и смерть во имя ближ­него им не страшна. Они при­ни­мают цер­ков­ные таин­ства (вен­ча­ние, кре­ще­ние и т.д.), сами явля­ются крест­ными родителями.

Святой богатырь Илья

Кстати, Илью Муромца не нужно и сопо­став­лять со свя­тыми, потому как он реаль­ный исто­ри­че­ский пер­со­наж и сам истин­ный святой.

Как гла­сит народ­ное пре­да­ние, пре­по­доб­ный Илия Муро­мец имел про­звище Чобо­ток. Житие его отсут­ствует в пате­рике Лавры, из чего можно заклю­чить, что в мона­стыре он про­жил недолго, ско­рее всего, уме­рев там от ран. Изуст­ная исто­рия о нем содер­жит очень мало кон­крет­ных исто­ри­че­ских све­де­ний. Известно только, что, завер­шив подвиги, он при­нял мона­ше­ство и почил в Киево-Печер­ской Лавре при­мерно в 1188 году. Там в Анто­ни­е­вой пещере мона­стыря до сих пор обре­та­ются его свя­тые мощи. Они дают нам пред­став­ле­ния и о бога­тыр­ском тело­сло­же­нии инока, и, по резуль­та­там иссле­до­ва­ний, о его болезни, из-за кото­рой он был много лет при­ко­ван к постели.

Ока­зы­ва­ется, нашего свя­того про­слав­ляют не только рус­ские былины, но и гер­ман­ский геро­и­че­ский эпос Сред­не­ве­ко­вья, в кото­ром дей­ствует герой по про­звищу Илья Рус­ский.

Реше­ние при­нять мона­ше­ство для вои­нов того вре­мени – не ред­кость, согласно лето­пи­сям и дру­гим источ­ни­кам, и в древ­ней Руси, и гораздо позд­нее была такая тра­ди­ция. Ослябя и Пере­свет, Алек­сандр Нев­ский – наи­бо­лее яркие примеры.

О побе­дах и стран­ствиях свя­того Илии рас­ска­зы­вают почти два десятка былин. В одной из них он даже совер­шает палом­ни­че­ство из Киева на Свя­тую Землю в виде убо­гого стран­ника. Среди его повер­жен­ных про­тив­ни­ков – Идо­лище Пога­ное, что гово­рит нам о борьбе пра­во­слав­ного воина с язычеством.

Чудеса: сказочные и духовные

У былин – своя поэ­ти­че­ская правда. И ничего уди­ви­тель­ного в том, что в мире, где реаль­ное и при­ду­ман­ное тесно пере­пле­тены, посто­янно слу­ча­ются чудеса.

Само назва­ние жанра – былина – то, что было – ста­но­вится для нас как бы гаран­том того, что опи­сан­ное там чудо на самом деле про­изо­шло. И чита­те­лям былины ничего не оста­ется, как без­условно при­нять всё на веру.

Былин­ные чудеса – это чудеса ска­зоч­ные и чудеса хри­сти­ан­ские. Со ска­зоч­ными – всё понятно: это народ­ные пред­став­ле­ния о том, как пере­во­пло­ща­ются герои и пред­меты, про­яв­ляют себя явле­ния природы.

С хри­сти­ан­скими чуде­сами всё иначе – ожив­ле­ние мерт­вых, исце­ле­ние боля­щих, осво­бож­де­ние от чар и иску­ше­ний, чудеса во время стран­ни­честв и палом­ни­честв – это не древ­не­рус­ская фан­та­стика, а житий­ная быль и реаль­ность, и вме­сте с тем – та мисти­че­ская состав­ля­ю­щая, без кото­рой невоз­можна вера.

И с ними дядька… Святогор

О связи бога­тыря со Свя­той Горой гово­рят сами тек­сты былин. В одной из них рас­ска­зы­ва­ется, как Свя­то­гор зовет Илью Муромца в палом­ни­че­ство по свя­тым горам. А в дру­гом тек­сте Илья даже хоро­нит сво­его настав­ника на Еле­он­ской горе Свя­той Земли.

Кстати, и поло­же­ние Свя­то­гора во гроб имеет хри­сти­ан­скую сим­во­лику. В пра­во­слав­ном мире оно зву­чит как сим­вол постри­же­ния в мона­ше­ство. Сим­во­личны и неслу­чайны и три обруча, кото­рыми оби­вают гроб Свя­то­гора (в чине посвя­ще­ния в монахи есть фор­мула трое­крат­ного отре­че­ния от мира).

Читая эти подроб­но­сти о гро­бах, воз­можно, дети и роди­тели вздрог­нут. Но, если они не чужды пра­во­слав­ной куль­туре, то вспом­нят, что мно­гие иноки ста­вили в кельях домо­вины, а свя­тые спали в гробах.

Нераскаянный грешник наказан

Правда, далеко не все бога­тыр­ские герои былин дости­гают духов­ных высот. Те, кто укло­ня­ется с пути пра­вед­ной жизни, бывают нака­заны и полу­чают урок.

Яркий при­мер – Васи­лий Буслаев, кото­рого высо­кий язык былины наре­кает Вась­кой. Такое сни­же­ние пафоса и геро­ики неслу­чайно – это язы­ко­вая оценка героя.

Герой ссо­рится на пирах с бога­тыми куп­цами – в общем, ведет себя вызы­ва­юще. Его эпа­таж­ные выпады закан­чи­ва­ются тем, что он пере­хо­дит все гра­ницы с точки зре­ния рус­ского сред­не­ве­ко­вого созна­ния, а именно – бьется с чело­ве­ком духов­ным, со стар­цем Пилигримом.

Фауст по-былинному

Чем больше хри­сти­ан­ского в былине, тем силь­нее меня­ется облик бога­тыря – от бру­таль­но­сти – к оду­хо­тво­рен­но­сти, от мощи кулака – к силе духа.

Герои в шле­мах на конях сме­ня­ются менее геро­и­че­скими с виду пер­со­на­жами, их Бог – не в силе, а в правде. Они не совер­шают подви­гов на поле брани. Глав­ное боре­ние про­ис­хо­дит в душе.

Бед­ный нов­го­род­ский музы­кант Садко – словно герой бро­дя­чих сюже­тов миро­вой лите­ра­туры, он напо­ми­нает и гре­че­ского Орфея, схо­дя­щего в самый ад, и гётев­ского Фау­ста, кото­рый про­дает бес­смерт­ную душу.

237 - Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

Музыка в древ­нем Ново­го­роде не ценится высоко, удел гения – играть на пирах на потребу пуб­лике за мел­кие гроши и едва сво­дить концы с кон­цами. Несколько дней без пиров – и кар­ман совсем пустеет. Садко роп­щет, и его насти­гает иску­ше­ние.

Бесов­ские силы в былине – это Мор­ской царь, кото­рый вкрад­чиво пред­ла­гает помощь и при­творно забо­тится о даро­ви­том гус­ляре, а на самом деле потвор­ствует гре­хам среб­ро­лю­бия, стя­жа­ния, гор­дыни, чтобы забрать душу человека.

Самый русский святой

Почему именно Никола-угод­ник воз­ни­кает в былине?

Как образ свя­того Нико­лая, так при­бли­жен­ный к житию, ока­зался в былине? Свя­той явля­ется не только вои­нам, но и всем, кто нуж­да­ется в нём, во сне и наяву.

Осторожно, подделка!

240 - Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

Выход, похоже, есть – глу­боко изу­чать вопрос и поку­пать только про­ве­рен­ные новые изда­ния, либо идти в дет­скую биб­лио­теку и нахо­дить там изда­ния былин совет­ских лет, над кото­рыми кро­пот­ливо и любовно (под нелиш­ним кон­тро­лем печат­ных орга­нов) рабо­тали иссле­до­ва­тели фольк­лора, соста­ви­тели и редактора.

Вален­тина Киденко

В ста­тье исполь­зо­ваны мате­ри­алы интернет-СМИ

Илл. из откры­тых источ­ни­ков ( в том числе рисунки И. Билибина)

Читайте также: