Как перевелись богатыри на руси краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Как известно – Слухами Земля полниться. Шило в мешке не утаишь. Добрая весть со скоростью пули распространяется.
Вот и до меня дошла весть благая. Молва людская говорит, что появились нынче на Руси-матушке Богатыри-мОлодцы.
Вышли Богатыри-молодцы в Чисто Поле с врагом сразиться. Руки крепки, мечи остры. Крушат врагов налево и направо. Крепко стоят на Земле. Земля-Матушка в помощь – Силы придаёт.
Открою маленькую тайну, а может и не маленькую. Про то, где находится то Чисто Поле, где проходит битва…, где проходят НАСТОЯЩИЕ Битвы… как между Добром и Злом, например. В Сказках часто речь про это ведётся. Место это не на Земле. Тонкий мир это, невидимый глазу. Где мысли-думки летают. Где впервые воплощаются мечты, желания, планы.
Есть замечательные Законы Гермеса Трисмегиста . Просто обожаю их (особенно второй), ведь с помощью них можно найти подсказки, ответы на многие вопросы. Буду не раз ещё к ним обращаться, проводить аналогии разных явлений:
1. Закон Ментализма : ВСЁ есть – Разум. Вселенная движима Силой мысли.
Существует ЕДИНОЕ Универсальное Сознание – Универсальный Разум. Наша реальность – это проявление нашего разума. Мысли – материальны.
Этот закон называют ещё – законом фрактальности.
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — безконечность
И небо — в чашечке цветка.
Всё устроено по ЕДИНОМУ образцу. Принцип устанавливает аналогию между макрокосмом и микрокосмом. Это означает, что каждая законченная часть целого несёт в себе информацию о целом. Строение атома повторяет строение Солнечной системы. В молекулах ДНК хранится информация, необходимая для воспроизводства всего организма (клонирование из этой оперы).
Человек, например, является голографическим отражением Вселенной, подчиняющийся и развивающийся в соответствии с вселенскими законами.
Нельзя, например, взять и сразу построить дом. Сначала, архитекторы составляют проекты (в масштабе рисуют архитектурный вид будущего творения, с разных ракурсов-проекций), потом – расчёты из чего строить будут, сколько материала надо, сметы и пр.
Но перед всеми этими работами – проект осуществляется в голове. В мыслях, в мельчайших подробностях.
Там… – Чистое Поле, где всё воплощается впервые. Так же РЕАЛЬНО, как потом это проявится на физике, в настоящей реальности.
Где Там? Не видимо это Поле для других. Но для человека, что творит – оно реально.
Этим Полем нынче выступает и интернет. Да, да. Здесь, невидимо для большинства, тоже ведутся баталии, создаются проекты. Здесь кипит жизнь. Здесь общаются без слов, не видя друг друга, находясь за тысячи километров друг от друга.
В интернет пространстве нельзя ничего ни потрогать, ни понюхать. Даже не видя собеседника (за исключением общения в скайпе и пр. мессенджерах) чувствуешь его, взаимодействуешь, понимаешь, находишься на одной Волне.
И сейчас в этом Чистом и, во многом уже – Не чистом, поле-пространстве Интернета ведутся Битвы… за умы людей. Хотя, точнее – за Души. Идеологическая Война идёт.
Многие люди, как те Ильюши, лежат себе на диванчиках, смотрят в окошко-экран телефона-смартфона или компьютера, ноутбука. Подняться – нет мочи. Ноженьки не слушают.
И вот случилось нынче, как в той Сказке: «Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.
Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:
— Встань, Илья, отвори калиточку.
— Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.
— А ты приподнимись, Илюшенька.
Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.
— Ну-ка, пройдись, Илья.
Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.
Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:
— Принеси-ка, Илюша, студёной воды. Принес Илья студёной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.
— Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.
Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:
— Много ли чуешь в себе силушки?
— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.
— Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зелёных лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.
Выпил Илья и остаточек.
В русских Сказках под водицей всегда понималась информация. Не простая информация – Знания ИСТИННЫЕ.
К слову, люди ныне не ведают про мир, где живут, совсем ничего. Ни как устроен мир, ни как здесь всё работает. А мир наш – очень сложный. Это ОЧЕНЬ сложное устройство-механизм. По сложности его можно сравнить, что с телом человека, с многообразием органов, систем, каждый из которых отвечает за свои функции. Есть главные, есть обслуживающие. Есть программа, которая управляет этим сложным механизмом: сердце качает кровь, лёгкие – воздух, печень – чистит и т.д.
В теле есть сосуды и др. каналы, по которым осуществляется движение (доставка, питание, управление и пр.). От органа к органу, от клетки к клетке. Всё работает слаженно и все органы и их составляющие получают то, что им необходимо – кислород, питательные элементы и пр.
Наш мир с городами устроен подобным образом. Все города, все населённые пункты связаны между собой транспортными магистралями. Но кроме движения людей и машин осуществляется в мире иное движение – движение энергий. Ведь, по сути, весь мир и есть Энергия.
Что происходит, когда происходит в теле закупорка некого канала (тромб, например, защемление нерва)? Организм даёт сбой. Может человека парализовать. А может и к смерти привести.
Ещё раз обращу ваше внимание на отрывок из Сказки, что выше привела пример. 30 лет (ТРИДЦАТЬ ЛЕТ. ) Илюша был парализован и лежал на печи, не мог встать.
Какое совпадение. С 1991 года – с развала СССР, и до нашего времени 2021 года – прошло ровно 30 лет. Что-то произошло глобальное, что парализовало народ. Народ перестал управлять своей жизнью, творить, создавать. Превратился в потребителя. Сиднем сидит. Так и стало возможным тварить здесь ныне тёмные делишки ворагам.
Какие же энергетические каналы они нам перекрыли?
Если посмотреть на города, то с высоты птичьего полёта они напоминают микросхемы.
А раз так, то имеются каналы-энергопрОводы, по которым и происходит движение энергии.
Перенаправили энергию злОдеи, что предназначена была для здорового функционирования мира. Ныне некротическая энергия правит балом в мире. Понастроили пирамид-ретрансляторов, которые не понять куда и кому перенаправляют энергию.
Как подбежит витязь к горе, так и окаменеет,
Как подбежит другой, так и окаменеет,
Как подбежит третий, так и окаменеет…
С тех пор и перевелись витязи на Святой Руси!
Я не раз убеждался в том, что наши предки оставили нам все сокровища, которыми владели, не только материальные, но и духовные. Надо лишь суметь их распознать и правильно ими распорядиться.
Они оставили нам русский язык — сокровищницу Силы и знаний о мироустроении. Тот, кто владеет словом, владеет Силой. Не зря в этом слове корнем, как мне видится, является лов — ловить. Слово — словить — поймать — владеть. А что несёт в себе слово? Образ. Тот, кто умеет создавать образы и выпускать их в мир, по-настоящему владеет Силами мира.
Когда-то на Руси было неисчислимое множество богатырей и богатырок. Почему? Потому что мы чтили Волоса, то есть Силу Жизни. Всё живое — всегда сильное. Сравните силу животного, скажем крупной собаки, и силу современного человека… Я уж не говорю о диких животных.
Давайте суммируем то, что говорится в былине. От иноземной силы явились двое, но витязи их не узнали. Когда разрубают, то есть истребляют эту иноземную силу, она удваивается. Чем больше её уничтожают, тем больше её становится. Наконец её стало столько, что богатыри дрогнули, побежали и превратились в камень. Они превращались в камень, подбежав к горе. Почему? Что особенного скрывается в горе, что можно окаменеть, приблизившись к ней?
И почему воителей появилось двое? Почему они размножаются, когда их уничтожаешь, разрубая пополам? Давайте толковать.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Отчего люди тупеют
Отчего люди тупеют Все мы появляемся на свет с врожденной способностью к обучению. Какими бы разными ни были наши склонности, способность обучаться является общей для всех и необходима нам для того, чтобы приспособиться к окружающему миру и выжить в нём.Почему же так
ЗВЕЗДА РУСИ
ЗВЕЗДА РУСИ (РУССКАЯ ПЛЕТЁНКА)К счастью, не всё уничтожено, утеряно и забыто из того огромного культурного пласта, которым владела северная цивилизация древних Ариев. В частности, сохранилось изображение великого магического Славянского знака, который символизирует
Отчего бывают кошмарные сны?
Отчего бывают кошмарные сны? Ночью души многих людей отправляются в Космический кинотеатр сновидений. Но далеко не каждый сон мы смотрим в этом кинотеатре. До кинотеатра сновидений нужно еще как-то добраться; и не каждую ночь, и не каждый человек попадает в него.Дорога к
Глава III О ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ
Глава III О ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ Благосклонный читатель, здесь хочу я искренне пригласить тебя покинуть твои мечтания и не заглядываться на языческую мудрость, а также не
Когда и как гадали на Руси
Когда и как гадали на Руси Ворожбой на Руси активно занимались на Святки, начиная от Рождества и до Крещения. Проводили обряды гадания и в другие праздники зимы и поздней осени (на Введение, Параскеву Пятницу, день мученика Меркурия и святой Екатерины, Николу зимнего и
Телепортация человека: ОТЧЕГО ЛЮДИ ЛЕТАЮТ… НЕ ТАК, КАК ПТИЦЫ?
Телепортация человека: ОТЧЕГО ЛЮДИ ЛЕТАЮТ… НЕ ТАК, КАК ПТИЦЫ? Всегда стремились люди страстно куда попало вон из темени в пустой надежде, что пространство освобождает нас от времени. Поэт Игорь ГУБЕРМАН На классическую в театральной России фразу «Отчего люди не летают
Глава 21 Отчего иногда возникают проблемы?
Глава 21 Отчего иногда возникают проблемы? Я принял решение и отныне несмотря ни на что продолжу фокусировать внимание на процессе создания трех с лишним миллионов. Сегодняшним утром я фокусировал внимание на обладании, усиливал это чувство, переживал связанные с ним
Отчего умерла корова
Отчего умерла корова «Наталья Ивановна, когда мы после похорон родственника убирали в комнате, то стоял, как принято, стакан с водой и кусочком хлеба. Я этот хлеб отдала своей корове, а на девятый день корова умерла. Могло ли это быть связано с тем, что я хлеб покойника
ЗАГОВОР НА РУСИ
ЗАГОВОР НА РУСИ Их было превеликое множество. Заговоры лечебные: от крови, от пореза, от лихорадки, против зубной боли, от грыжи, боли в ушах, от безумия, родимца и белой горячки, от болезни глаз, от пьянства и от запоя и вообще от всякой болезни. Заговоры воинские. Заговоры на
Отчего он краснеет?
Отчего он краснеет? Вегетативные показатели, непроизвольные реакции кожи или частей лица. Это может быть изменение цвета кожных покровов (человек краснеет или бледнеет), расширение зрачков, подрагивание губ или моргание глаз. Могут наблюдаться и прочие индивидуальные
ЧАСТЬ 1 РУСЬ ДО РУСИ
ЧАСТЬ 1 РУСЬ ДО РУСИ Все это было, было, было, Свершился дней круговорот… Александр
РУСЬ ДО РУСИ
РУСЬ ДО РУСИ Сколько лет человечеству? Современные ученые, как правило, называют цифру 40 тысяч лет — с момента появления на Земле кроманьонца. Это — стандартный временной интервал, отводимый человеческой истории в учебной, научной и справочной литературе. Однако есть и
О том, как брат Раш бросил повара в котел с кипящей водой, отчего тот и умер
О том, как брат Раш бросил повара в котел с кипящей водой, отчего тот и умер Случилось так, что однажды брат Раш вышел из монастыря поразмяться и возвратился домой поздно, а повар очень на его долгое отсутствие сердился. И вот, как только Раш вошел на кухню, повар приступил к
Отчего болит сердце
Святой Василий Великий и святой великомученик Георгий[218] Иконы приписываются новгородской школе и датируются ок. 1400 г.
Святой Василий Великий и святой великомученик Георгий[218] Иконы приписываются новгородской школе и датируются ок. 1400 г. Воспроизведенные здесь две иконы входили в состав чина, который, как мы видели из разбора иконостаса, занимает в нем по своему значению одно из самых
Однажды на закате солнца выехало на Сафат-реку семеро русских богатырей, названых братьев; был тут и Илья Муромец, и Добрыня, и Алеша Попович.
Видят богатыри перед собою широкое чистое поле, а среди поля вырос развесистый дуб, дуплистый, старый; около дуба сходятся три дороги: первая ведет к Новгороду, вторая к старому Киеву, а третья к синему морю, последняя дорога широкая, прямая, только нельзя по ней ездить: уже три года, как залегла она, заняли ее разбойники татары.
Остановились под дубом русские витязи, разложили тут шатер полотняный, коней пустили на зеленый луг, а сами легли отдыхать. Поутру проснулся Добрыня с зарею, чистой росой умылся, господу богу помолился и оглянулся кругом. Видит Добрыня: за Сафат-рекою стоит белый полотняный шатер, залег в нем злой татарин, не дает проезду конному, не дает дороги пешему.
Оседлал Добрыня своего доброго коня, положил потнички на потнички, воилочки на воилочки, а сверх всего на коврик надел черкасское седельце, взял свое оружие, сел на коня и ударил своего бурушку по крутым бедрам; конь от земли отделился, перескочил на другой берег Сафат-реки. Кричит Добрыня татарину:
— Выходи, злой татарин, со мной на честный бой!
Не два ветра в поле слетались, не две тучки в небе сходились — сходились, слетались два удалые витязя, сломались в этой сшибке их острые копья, в куски рассыпались булатные мечи.
Сошли тогда витязи с коней, стали биться рукопашным боем; размахнулся Добрыня правой рукою, поскользнулась у него правая нога, упал Добрыня на сырую землю, и разрубил татарин грудь его белую, вынул из нее молодецкое, богатырское сердце.
Встал и Алеша, росой умылся, богу помолился, вышел из шатра — видит, стоит у шатра конь Добрыни, стоит невесел, копытом землю роет, очи потупил, тоскует по хозяине.
Поскакал тогда Алеша к татарскому шатру, видит он — лежит Добрыня в чистом поле убитый; очи ясные закатились, опустились руки сильные, на груди запеклась богатырская кровь.
— Злой татарин-бусурманин! выходи со мною на честный бой!
— Худо тебе, Алеша, бороться со мною, из твоего рода все в бою не крепки,— не устоишь и ты!
— А ты, молодец, не хвались раньше времени, хвались потом, как одолеешь меня в бою.
Но в бою одолел Алеша татарина; уже заносит меч свой, чтобы срубить ему голову, как откуда ни возьмись прилетает черный ворон и говорит Алеше:
— Послушайся меня, добрый молодец, не убивай татарина; слетаю я за синее море, принесу тебе мертвой и живой воды. Вспрыснешь ты Добрыню мертвой водой — срастется его белое тело, вспрыснешь живой — очнется добрый молодец.
Послушался Алеша ворона. Принес ворон живой и мертвой воды, и ожил Добрыня, а татарина богатыри отпустили на волю.
Вот проснулся Илья Муромец, росой умылся, богу помолился, оглянулся кругом, видит старый казак — на том берегу Сафат-реки собралась несметная татарская сила, столько силы, что ни на коне ее не объехать, серым волком не обежать, черным вороном не облететь.
Закричал Илья громким голосом, собрал своих названых братьев; сбежались витязи, сели на добрых коней, все врубились в силу татарскую. Долго бились витязи и одолели татарскую силу: кого конем потоптали, кого мечом порубили, и разгорелось в богатырях молодецкое их сердце, расходились могучие руки; стали они похваляться:
— Одолели мы татарскую силу; руки у нас еще не притомились, кони не утоптались!
И сказал Алеша безрассудное слово:
Не успел Алеша кончить своей речи, а сила небесная тут как тут: явилось двое воинов; лица у них светлые, как день.
И говорят воины русским витязям:
— Давайте померяемтесь с вами силою, не смотрите на то, что нас двое, а вас семеро.
Не угадали витязи, кто явился перед ними, как ударил Алеша одного воина с размаху по голове, разрубил его надвое и видит дивное диво: вместо одного — перед ним двое воинов; разрубил он обоих — и стало воинов четверо.
Кинулся в битву Добрыня; порубил воинов и видит чудное чудо: из каждого воина стало два.
Прискакал Илья Муромец, ринулись в битву и другие богатыри: чем больше рубят, тем больше прибывает у противников их силы; утомились тут у богатырей могучие руки, притоптались добрые кони.
Страх взял богатырей; в первый раз бросились они бежать от врага… Побежали укрыться в каменные горы, в темные пещеры. Только — неслыханное дело! Как подбежит к горе богатырь — так и окаменеет; и все до одного превратились могучие богатыри в белые горючие камушки.
И перевелись с тех пор витязи на святой Руси, только не замолкла, не потемнела их слава, и поют поныне деды внукам славные песни об их великих подвигах, о верной их службе Солнышку-князю и всему народу христианскому.
Кто он, русский национальный герой, которого можно поставить детям в пример? А не поискать ли его в прошлом, в русском народном эпосе? Благодаря мультипликаторам наши чада узнали, что богатыри на Руси крепко стояли в вере и правде. Давайте вернем в детское чтение былины, обогащенные духовными смыслами православного христианства.
Былинами зачитывались юные читатели ещё в XVII-XVIII веках, но с появлением художественной литературы и журналов для детей увлечение героическим эпосом пошло на спад, а к ХХI веку интерес вовсе сошел на нет. Былину начали незаслуженно забывать.
Куда лучше и точнее? Было когда-то – в старинные годы.
Ваши дочери и сыновья зачитали эпопею Толкина? Тогда и в былинах они что-то найдут, ведь там, как в своеобразном средневековом фэнтези, им рисуется совершенно особая история. В ней добро и зло зримы и материальны и бьются не на жизнь, а на смерть. Время условно, а правда причудливо переплетается с вымыслом. Герои величественны и эпически прекрасны.
Былина – жанр поэтический. Особо ритмически организованный. И здесь срабатывает родительский аргумент – нет, вместе с детьми дома читать мы не будем, сложно воспринимать текст. Пусть лучше в школе на уроках разбирают.
Былины сказывали или пели, точнее, произносили нараспев – их можно было услышать от жителей русской глубинки в начале прошлого века, о чем с детской радостью сообщают исследователи – собиратели фольклора. Увы, сегодня народный стиль исполнения былин практически утрачен.
На самом деле, звучание былины естественно и свободно, так что, читая своим чадам, можно добиться красивого и ясного слова – если довериться стихотворной ткани и идти вслед за ритмом. Торжественный, полный героической патетики слог и интонацию старинной легенды дети оценят по достоинству.
Один в поле воин
Детству и юности нужны идеалы. В былине идеальный мир создается гиперболой. Именно здесь обитают необычные красивые люди, наделенные преувеличенной силой и благородством, выделяющиеся из большинства. Способные на сильные чувства, деяния, поступки, подвиги и свершения. Умеющие защитить свою землю и тех, кого любят. Одним словом, герои с большой буквы.
А как можно собирать Бога? На ум приходит призыв святого Серафима Саровского – стяжать Духа Святого через богообщение, а оно – одна из целей христианской жизни.
Герой былины богатырь монументален, бесстрашен, благороден, силен, но его сила – это еще и сила духа. Недаром он способен выступить один против всех вражеских сил, опровергая русскую поговорку “Один в поле не воин”.
Поэт Андрей Вознесенский однажды написал такие строки:
«Единственной спичкой гремит коробок.
Илья, Добрыня и Алеша – младшее, юное поколение былинных богатырей родом из киевского былинного цикла. Их старшие братья Святогор, Дунай, Волхв и прочие персонажи ближе к языческой Руси, к легенде, к мифу.
Уроки истории
По былинам легко создать исторически точную реконструкцию, будь то спектакль, фильм или мультик – так много там достоверных деталей древнего времени.
За что ни возьмись – будь то богатырские доспехи или кони, города или герои, повседневный быт и его колоритные приметы – все описано подробно и обстоятельно.
Встречаются в былинах даже реальные исторические личности – например, князь Владимир Мономах, но большинство князей вымышлены и являют собирательный образ. И, что неслучайно, высший идеал правителя из былинного мира – это святой князь, который крестил Русь – Владимир Красное Солнышко.
Присутствуют и другие реалии славянской истории – ранние набеги Дикого Поля (половцев и печенегов) на Русь и всё то, что они с собой принесли – горе, плен, разорение, запустение. Монголо-татарское иго тоже оставило в былинах горький след и отзвук далеких битв. С приходом Батыя Русь стала все глубже проникаться православным христианством, что отразилось и в былине.
В былинном мире присутствует и своя география, которая позволяет подразделять былины на южные и северные, столичные и прочие. Москва и Белое море, Киев и Новгород, Печоры и онежские земли – перед нами предстаёт вся Древняя Русь, через которую дети могут узнавать современную им Россию.
Христианское и языческое
Начитанные мамы и папы могут возразить: где вы обнаружили в былинах христианские мотивы и смыслы, когда этот жанр – героический эпос Древней Руси, где, что ни слово, проступает славянское язычество?
И с этим трудно поспорить. Но мы все-таки поспорим, ведь христианство вошло в былинные тексты, одухотворило их и может послужить к пользе юных читателей.
Былины разделяют на дохристианские и христианские, но и ранние былины позднее были христианизированы, ведь передавались они устно. Когда и как это произошло? У исследователей нет единого мнения – очевидно, не за один день.
Но что интересно – герои странствуют и совершают свои деяния не на Руси – на Святой Руси, и за эту святорусскую землю готовы кровь проливать и головы сложить.
В поздних былинах добро и зло приобретают черты христианства и язычества, и, как положено добру и злу, противоборствуют, а добро неизменно побеждает.
Здесь присутствуют христианские символы – например, Пресвятая Троица.
Троекратность действий, героев, событий, произнесенных слов часто встречается в русском фольклоре, особенно в сказках. В былинах она – излюбленный прием.
Стоит вспомнить символ былинной мощи – знаменитых васнецовских трех богатырей у заставы, и потянется ниточка: три подвига или три богатырских путешествия, трижды брошенный жребий Садко, которого три раза не пригласили пировать. Свидетельство, произнесенное трижды, обретает особую силу и значимость, неслучайно во многих таинствах Церкви возносятся троекратные молитвенные обращения к Богу.
Исследователи находят сходство между парами богатырей и парами святых, например, Ильей Муромцем и Святогором – и Печерскими святыми – преподобными Антонием и Феодосием. На эту мысль их навела похожесть образов, а также отношений и характеров при сопоставлении былинных и богослужебных текстов.
Кроме внешней символики, в былинах нам являются нравственные ценности христианства. Своими подвигами богатыри утверждают правду самоотречения и нестяжательства во имя блага других. Появляется совершенно новый герой – не грозный и мощный, а незаметный, сильный духовно более чем физически, то есть калика перехожий – юродивый нищенствующий богатырь – странствующий рыцарь русского Средневековья. Подвиги такого богатыря продиктованы не желанием славы и богатства, а его совестью и верой – не корысти, а правды ради. Оттого у нового богатырского поколения зачастую нет понимания с власть имущими – князьями.
Многие богатыри находят себе спутниц жизни и берут благословение у родителей на брак, благословляют трапезу, охраняют себя крестным знаменем от злых сил, почитают иконы. Овдовев и совершив подвиги, приходят к аскезе и принимают постриг. Богатыри совершают крестовое братание, передают друг другу силы. Святогор в буквальном смысле вдыхает свой дух в Илью Муромца перед кончиной. Так передается мысль о преемственности богатырей дохристианского мира и христианской Руси.
Идя в бой, они, как и положено христианину, имеют память смертную, от этого и смерть во имя ближнего им не страшна. Они принимают церковные таинства (венчание, крещение и т.д.), сами являются крестными родителями.
Святой богатырь Илья
Кстати, Илью Муромца не нужно и сопоставлять со святыми, потому как он реальный исторический персонаж и сам истинный святой.
Как гласит народное предание, преподобный Илия Муромец имел прозвище Чоботок. Житие его отсутствует в патерике Лавры, из чего можно заключить, что в монастыре он прожил недолго, скорее всего, умерев там от ран. Изустная история о нем содержит очень мало конкретных исторических сведений. Известно только, что, завершив подвиги, он принял монашество и почил в Киево-Печерской Лавре примерно в 1188 году. Там в Антониевой пещере монастыря до сих пор обретаются его святые мощи. Они дают нам представления и о богатырском телосложении инока, и, по результатам исследований, о его болезни, из-за которой он был много лет прикован к постели.
Оказывается, нашего святого прославляют не только русские былины, но и германский героический эпос Средневековья, в котором действует герой по прозвищу Илья Русский.
Решение принять монашество для воинов того времени – не редкость, согласно летописям и другим источникам, и в древней Руси, и гораздо позднее была такая традиция. Ослябя и Пересвет, Александр Невский – наиболее яркие примеры.
О победах и странствиях святого Илии рассказывают почти два десятка былин. В одной из них он даже совершает паломничество из Киева на Святую Землю в виде убогого странника. Среди его поверженных противников – Идолище Поганое, что говорит нам о борьбе православного воина с язычеством.
Чудеса: сказочные и духовные
У былин – своя поэтическая правда. И ничего удивительного в том, что в мире, где реальное и придуманное тесно переплетены, постоянно случаются чудеса.
Само название жанра – былина – то, что было – становится для нас как бы гарантом того, что описанное там чудо на самом деле произошло. И читателям былины ничего не остается, как безусловно принять всё на веру.
Былинные чудеса – это чудеса сказочные и чудеса христианские. Со сказочными – всё понятно: это народные представления о том, как перевоплощаются герои и предметы, проявляют себя явления природы.
С христианскими чудесами всё иначе – оживление мертвых, исцеление болящих, освобождение от чар и искушений, чудеса во время странничеств и паломничеств – это не древнерусская фантастика, а житийная быль и реальность, и вместе с тем – та мистическая составляющая, без которой невозможна вера.
И с ними дядька… Святогор
О связи богатыря со Святой Горой говорят сами тексты былин. В одной из них рассказывается, как Святогор зовет Илью Муромца в паломничество по святым горам. А в другом тексте Илья даже хоронит своего наставника на Елеонской горе Святой Земли.
Кстати, и положение Святогора во гроб имеет христианскую символику. В православном мире оно звучит как символ пострижения в монашество. Символичны и неслучайны и три обруча, которыми обивают гроб Святогора (в чине посвящения в монахи есть формула троекратного отречения от мира).
Читая эти подробности о гробах, возможно, дети и родители вздрогнут. Но, если они не чужды православной культуре, то вспомнят, что многие иноки ставили в кельях домовины, а святые спали в гробах.
Нераскаянный грешник наказан
Правда, далеко не все богатырские герои былин достигают духовных высот. Те, кто уклоняется с пути праведной жизни, бывают наказаны и получают урок.
Яркий пример – Василий Буслаев, которого высокий язык былины нарекает Васькой. Такое снижение пафоса и героики неслучайно – это языковая оценка героя.
Герой ссорится на пирах с богатыми купцами – в общем, ведет себя вызывающе. Его эпатажные выпады заканчиваются тем, что он переходит все границы с точки зрения русского средневекового сознания, а именно – бьется с человеком духовным, со старцем Пилигримом.
Фауст по-былинному
Чем больше христианского в былине, тем сильнее меняется облик богатыря – от брутальности – к одухотворенности, от мощи кулака – к силе духа.
Герои в шлемах на конях сменяются менее героическими с виду персонажами, их Бог – не в силе, а в правде. Они не совершают подвигов на поле брани. Главное борение происходит в душе.
Бедный новгородский музыкант Садко – словно герой бродячих сюжетов мировой литературы, он напоминает и греческого Орфея, сходящего в самый ад, и гётевского Фауста, который продает бессмертную душу.
Музыка в древнем Новогороде не ценится высоко, удел гения – играть на пирах на потребу публике за мелкие гроши и едва сводить концы с концами. Несколько дней без пиров – и карман совсем пустеет. Садко ропщет, и его настигает искушение.
Бесовские силы в былине – это Морской царь, который вкрадчиво предлагает помощь и притворно заботится о даровитом гусляре, а на самом деле потворствует грехам сребролюбия, стяжания, гордыни, чтобы забрать душу человека.
Самый русский святой
Почему именно Никола-угодник возникает в былине?
Как образ святого Николая, так приближенный к житию, оказался в былине? Святой является не только воинам, но и всем, кто нуждается в нём, во сне и наяву.
Осторожно, подделка!
Выход, похоже, есть – глубоко изучать вопрос и покупать только проверенные новые издания, либо идти в детскую библиотеку и находить там издания былин советских лет, над которыми кропотливо и любовно (под нелишним контролем печатных органов) работали исследователи фольклора, составители и редактора.
Валентина Киденко
В статье использованы материалы интернет-СМИ
Илл. из открытых источников ( в том числе рисунки И. Билибина)
Читайте также: