Как отражена стратегия медицинского обеспечения в конституции российской федерации обж кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стратегия представляет собой важный документ стратегического планирования, содержащий оценку состояния национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан, определяющий цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения на долгосрочную перспективу.

Важно, что наряду с положительными трендами, достижениями здравоохранения нашли место и современные проблемы: недостаточный уровень первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения, слабое развитие инфраструктуры детского здравоохранения (современным требованиям не отвечает треть зданий детских больниц в регионах), паллиативной медицинской помощи, лекарственного обеспечения.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Судебная практика по статье 41 Конституция РФ:

Сметанина Т.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше административным исковым заявлением и указала на несоответствие оспоренного ею в части пункта 3.4 Инструкции положениям статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 37, 41 , 45, 46, 54, 55 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статей 55, 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 5, 11, 81, 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования. В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Оснований для признания оспариваемой нормы недействующей со дня принятия Административного регламента не имеется, поскольку проверка законности оспариваемого нормативного акта осуществляется на его соответствие действующему законодательству. Статья 41 Конституции Российской Федерации непосредственно не регулирует отношения, связанные с государственной регистрацией лекарственных средств. Федеральные законы, на которые ссылается заявитель, утратили силу что исключает проверку содержания оспариваемой нормы на ее соответствие этим законам.

6 июня Президент России Владимир Путин своим Указом № 254 утвердил Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года.

Стратегия представляет собой важный документ стратегического планирования, содержащий оценку состояния национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан, определяющий цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения на долгосрочную перспективу.

Дмитрий Морозов напомнил, что в декабре 2018 года Комитетом по охране здоровья были организованы Парламентские слушания для обсуждения тогда еще проекта Стратегии, которые собрали на площадке Государственной Думы Российской Федерации отраслевых экспертов, ученых, руководителей органов власти и медицинских учреждений, врачей и пациентов. Отрадно, что сформулированные предложения были использованы при доработке проекта документа.

Согласно Стратегии целями развития здравоохранения в России являются увеличение численности населения, продолжительности жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение государственных гарантий.

Реализация Стратегии запланирована в два этапа: 2019 - 2021 годы и 2021 – 2025 годы. К 2025 году предполагается достичь целей, поставленных в Указе Президента № 204: увеличить продолжительность жизни до 78 лет, добиться снижения показателей смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения, смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения, смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения, младенческой смертности до 4,5 случаев на 1 тыс. родившихся детей.

Депутаты держат на парламентском контроле вопросы правоприменительной практики, исполнения бюджета, реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации.

«В ближайших планах Комитета – выездное заседание в Институте электронного медицинского образования Сеченовского университета с обсуждением принятого документа, и наших задач, как законодателей - объявил Дмитрий Морозов. – Я вижу две принципиально важные составляющие: качество здравоохранения с точки зрения простых людей, мониторинг удовлетворенности граждан, и рост ядра кристаллизации успеха самого здравоохранения, подготовки специалистов будущего, обеспечения социальной поддержки врачевания.

Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019г № 254 Стратегия разработана в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан и предусматривает скоординированную политику в сфере охраны здоровья граждан.

Один из разделов Стратегии отражает сложившуюся ситуацию в сфере охраны здоровья населения, отмечены как положительная динамика в части отдельных демографических показателей и организации медицинской помощи, так и имеющиеся проблемы, обуславливающие вызов национальной безопасности в сфере охраны здоровья населения.

Следует отметить, что отток высококвалифицированных медицинских работников из государственных медицинских организаций указан как одна из угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан.

Стратегией установлены цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения в стране.

Кроме того, определены основные механизмы оценки состояния национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан, основные этапы и ожидаемые результаты при реализации Стратегии, а также механизм ее реализации.

Одним из приоритетных направлений решения основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации, обозначенных в Указе, определено совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, предусматривающее в том числе:

  • увеличение объема целевого обучения медицинских специалистов;
  • постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников;
  • устранение дисбаланса между наличием медицинских работников определенных специальностей и категорий и потребностью в таких работниках, особенно в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
  • предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки, в том числе обеспечение их жильем.

Реализация Стратегии позволит создать условия:

  • для обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан;
  • для увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении, в том числе продолжительности активной трудовой жизни.

Указом поручено Правительству РФ в 6-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 год, с учетом обеспечения согласованных действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, медицинских, научных, образовательных организаций и общественных организаций.

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано при осуществлении своей деятельности в сфере охраны здоровья граждан на период до 2025 года руководствоваться положениями Стратегии, предусмотрев внесение необходимых изменений в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

1. Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др.

Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно статье 2 Основ охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Закрепление права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Согласно ст. 29 Основ государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных выше в пункте 1);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

В государственной и муниципальной системах здравоохранения гражданам предоставляется медицинская помощь бесплатно. В рассматриваемой статье Конституции РФ подчеркивается безвозмездное оказание медицинских услуг только гражданам России. Для иностранных граждан и лиц без гражданства медицинская помощь оказывается в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 №186.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В данной Программы бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной форме.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения является важной гарантией права граждан на охрану здоровья.

Основной целью данных программ является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями

В субъектах РФ действуют региональные программы.

Еще одной важной гарантией государства является принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. К таким мерам можно отнести осуществление дополнительного финансирования и создание механизмов развития ряда сегментов здравоохранения в части медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и др.

Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Формирование здорового поколения – одна из наиболее приоритетных социальных проблем любого государства. В России она стала особенно злободневной. Здоровый образ жизни людей и здоровье нации в конечном счете зависят от того, как будет сформирован активный интерес к физической культуре и спорту, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию у молодежи и подрастающего поколения.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Читайте также: