Как осуществляется распределение труда в системе управления ответ кратко

Обновлено: 18.05.2024

Основой эффективной управленческой деятельности любого предприятия является грамотно выстроенная организационная структура управления.

Организационная структура представляет собой комплекс взаимосвязей между различными уровнями организации, нацеленный на максимально эффективное распределение обязанностей между всеми уровнями управления и конкретными сотрудниками.

Практически любая структура управления предполагает наличие вертикальных и горизонтальных связей.

Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования, строятся между подразделениями предприятия, которые находятся на одном управленческом уровне (не подчиняются друг другу). Вертикальные связи предполагают подчинение одного звена или звеньев другому.

В организационной структуре можно выделить два основных звена:

  • управляемое звено (подчиняющийся объект);
  • управляющее звено (руководящий объект).

Сегодня существует много классификаций организационных структур управления предприятием. Все их многообразие можно разделить на две группы:

Залог успешного функционирования предприятия при иерархическом типе структуры управления:

  • иерархичность управления;
  • четкое и полное распределение труда;
  • преобладание вертикальных связей;
  • наем на работу исключительно квалифицированных работников.

Гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям во внешней среде при одновременном почти полном отказе от иерархии и преобладании горизонтальных связей — основная характеристика органического (горизонтального) типа управления.

Вертикальная структура управления

Эта структура управления имеет наибольшее распространение за счет четко выраженной иерархии: чем выше должность, тем больше полномочий и подчиненных. Основание пирамиды состоит из должностей, у которых нет подчиненных.

Например, во главе компании стоит единоличный руководитель, реже — совет директоров. В середине находятся руководители высшего звена (заместители генерального директора по направлениям). Далее идут руководители среднего звена (начальники отделов по направлениям), затем — руководители низшего звена (начальники бюро, групп и т. д.), потом — исполнители.

Нередко вертикальная структура насчитывает не два-три звена руководителей, а больше. Это актуально для крупных компаний, которые давно находятся на рынке. В таком случае создаются различные департаменты, дирекции, отделы, группы, бюро и другие службы. В каждой из них есть свой руководитель.

В итоге получается, что путь от исполнителя до высшего руководства настолько длинный, что сведения с низа до верха доходят с опозданием, искажением или вообще не доходят.

Горизонтальная структура управления

Горизонтальная структура направлена на то, чтобы минимизировать бюрократию в структуре управления для ускорения процесса согласования документов, принятия решений, повышения адаптивности и гибкости компании. В таком случае сокращается путь от высшего руководства до исполнителей. Эта система управления предполагает и повышенную инициативность, креативность исполнителей.

Учитывая, что основные связи горизонтальные, взаимодействие между исполнителями (группами исполнителей) должно быть на высоком уровне. Добиться этого не так просто, особенно в ситуации, когда у исполнителей (групп исполнителей) диаметрально противоположные видения на одну и ту же задачу.

По этой причине в некоторых случаях может показаться, что системе управления не хватает звена среднего руководства. Однако заниматься формированием такого звена не нужно. Ведь задача системы сводится к максимальной эффективности без бюрократизации при повышенной вовлеченности в процесс непосредственных исполнителей.

В большинстве случаев по мере развития компании расширяется доля занимаемого ею рынка, увеличивается численность сотрудников. Как следствие, усложняются структура и бизнес-процессы компании, взаимодействие между элементами структуры.

Если изначально компания функционировала при наличии единоличного руководителя и нескольких исполнителей, то по мере развития у нее появляются новые подразделения со своими начальниками среднего звена, которые отвечают за финансовые, технические и другие вопросы.

Выстраивается четкая схема: от руководителя высшего звена спускается задача руководителю (руководителям) более низкого звена. Дальше задачу спускают до руководителей, стоящих одной ступенью ниже, или до исполнителей. Когда поставленная задача выполнена, снизу вверх движется отчет о результатах выполнения.

Графически вертикальную и горизонтальную структуру управления можно представить следующим образом (рис. 1, 2).


ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

На основании представленных схем вертикальной и горизонтальной структур управления компанией определим основные преимущества и недостатки каждой из них (см. таблицу).


ОСНОВНЫЕ ПОДТИПЫ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

Линейная структура управления

Линейная структура управления предполагает наличие единоличного руководителя, которому подчиняются исполнители или руководители подразделений (линейные руководители).


Преимущества линейных структур управления:

  • четкость управленческой функции;
  • высокая степень ответственности на всех уровнях структуры;
  • оперативность принятия решений и исполнения поставленных вертикальных задач;
  • простота построения.

Недостатки линейных структур:

  • низкий уровень гибкости и адаптации к изменяющимся внешним факторам;
  • высокая загрузка руководителей всех уровней структуры;
  • высокая концентрация власти;
  • высокие требования к квалификации руководителей.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Виды разделения управленческого труда

2. Иерархическое (вертикальное) разделение труда предусматривает распределение комплексов работ по реализации управленческих функций по уровням иерархии управления, закрепление их за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

3. Технологическое разделение труда – это дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению, анализу и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.

4. Профессиональное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда и закрепление за отдельными работниками в соответствии с их профессиональной подготовкой.

5. Квалификационное разделение труда – распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.

6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).

Типы руководителей

1. По признаку разделения труда выделяют линейных и функциональных менеджеров (руководителей, управляющих).

Линейные менеджеры – лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений. Например, линейными менеджерами являются: директор, начальник отдела внутреннего туризма, руководитель группы, сектора и т. п.

Функциональные менеджеры – лица, ответственные за определенную функциональную сферу деятельности в системе управления, возглавляющие функциональные подразделения. К примеру, директор по маркетингу, директор по персоналу и т. п.

2. По месту в системе управления организации выделяют:

● руководителей низового звена (руководители секторов, групп, мастера и т. п.);

● руководителей среднего уровня (начальники отделов, управляющие по продукту, проекту, региону и т. п.);

● руководителей высшего звена управления (директор, его заместители).

Каждый из уровней управления отличает характер выполняемой работы. Так, работа руководителей низового уровня управления связана с решением преимущественно оперативных (координация, контроль, регулирование деятельности) и тактических проблем, характеризуется разнообразием выполняемых действий, частой сменой деятельности, постоянным общением с непосредственными руководителями и подчиненными. В действиях руководителей среднего звена преобладает решение тактических задач, однако, могут решаться вопросы стратегического характера. Руководители высшего звена определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных составляющих. Соответствующая деятельность имеет стратегическую направленность, характеризуется масштабностью, сложностью, наличием связи с внешней средой организации. Р. А. Фатхутдинов [29] приводит следующую структуру рабочего времени руководителей (рис. 2):

Подводя итог, отметим, что разделение управленческого труда является важным фактором повышения его результативности, и в каждой организации приобретает свою конкретную форму. Что касается вертикального разделения труда, то в малых по размерам организациях, что характерно для туристской деятельности, средний уровень управления может отсутствовать.

Деловые качества менеджера

В зарубежной и отечественной литературе, социологических исследованиях уделяется большое внимание деловым качествам менеджера как интеллектуальному ядру коллектива.

Качества, которыми должен обладать руководитель, на наш взгляд, следует подразделять на три группы: профессиональные, организаторские, личностные, что связано с множеством выполняемых ролей.

Так, З. П. Румянцева [20] требования к профессиональной компетенции менеджеров формулирует следующим образом:

1.Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.

2. Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации.

3. Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.

4. Владение искусством управления человеческими ресурсами.

5. Владение искусством налаживания внешних связей.

6. Способность к самооценке. Умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию (знания и умения).

На наш взгляд, данный перечень профессиональных качеств можно разбить на три подгруппы: собственно профессиональная компетентность (специальные знания, навыки, умения); методическая компетентность (способность к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению и т. п.); социальная компетентность (способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов и т. п.).

Среди организаторских качеств можно выделить следующие: целеустремленность, умение подбирать и эффективно использовать работников, определять их задачи и функции, делегировать полномочия, следование принципам единства слова и дела, доведение начатого до конца, личная организованность, умение создать благоприятный социально-психологический климат и т. д.

Чтобы работать с людьми, менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего: ум, энергичность, упорство в достижении целей, принципиальность и решительность, честность, справедливость, высокая требовательность к себе и другим, уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии, чувство долга и ответственности. Особо следует отметить такое качество, как умение работать в стрессовых ситуациях [5],а также способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы.

А. Я. Кибанов [27] выделяет следующую совокупность деловых и личностных качеств, имеющих особую значимость в процессе деловой оценки руководителя:

1. Общественно- гражданская зрелость (способность подчинять личные интересы общественным, умение прислушиваться к критике, быть самокритичным, активно участвовать в общественной деятельности, высокая политическая грамотность).

2. Отношение к труду (чувство личной ответственности, чуткое и внимательное отношение к людям, трудолюбие, личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими).

3. Уровень знаний и опыт (квалификация, знание основ управления, передовых методов руководства).

4. Организаторские способности (умение организовать систему управления, умение организовать свой труд, умение проводить деловые совещания, способность к самооценке своих возможностей и своего труда, возможностей и труда других).

5. Умение работать с людьми (с подчиненными, с руководителями, умение создавать сплоченный коллектив, подобрать, расставить и закрепить кадры).

6. Умение работать с документами и информацией (умение коротко и ясно формулировать цели, излагать деловые письма, приказы, распоряжения, способность четко формулировать поручения, давать задания, знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, умение читать документы).

7. Умение своевременно принимать и реализовывать решения, в том числе способность обеспечить контроль за исполнением решений, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, разрешать конфликтные ситуации, владеть собой, соблюдать психогигиену.

8. Способность увидеть и поддержать передовое, в том числе способность поддержать новаторов, нейтрализовать скептиков, консерваторов, мужество и способность идти на обоснованный риск.

9. Морально- этические черты характера (честность, добросовестность, порядочность, принципиальность, выдержанность, вежливость, настойчивость и т. д.).

В западной литературе по менеджменту продолжается обсуждение и уточнение набора требований к менеджерам. Так, английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Френсис [8] предлагают следующий перечень: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать рабочие группы.

Современная практика менеджмента привела к необходимости выделения такого качества, как умение работать в команде, руководствуясь принципом сотворчества, управленческого консультирования. Команда, по мнению А. Пригожина, это не совокупность непосредственных подчиненных руководителя, а группа профессионалов. Отметим, что команда должна строится по принципу дополнения слабых сторон руководителя.

Выводы по теме

1. Управление и менеджмент – достаточно схожие понятия. Различие обусловлено многообразием объектов управления.

2. Управление в социально-культурной сфере и туризме является более широким понятием, нежели менеджмент (это и государственное управление, и негосударственное, неполитическое управление социальными процессами, и хозяйственное управление), носит разноуровневый характер. Менеджмент в СКС и Т, в свою очередь, является хозяйственным управлением, осуществляемым на микроуровне, то есть на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

3. Управленческий труд – особый вид труда, имеющий свой предмет и продукт труда, использующий специфические средства труда. Управленческий труд является косвенно- производственным, но, в то же время напрямую влияющим на эффективность деятельности организации

4. Объективным процессом, повышающим эффективность управленческого труда, является процесс разделения труда. Многообразие видов разделения управленческого труда обусловлено многообразием его форм. Разделение трудав каждой организации приобретает свою конкретную форму. Что касается вертикального разделения труда, то в малых по размерам организациях, что характерно для туристской деятельности, средний уровень управления может отсутствовать.

5. Управленческий труд в той или иной форме присущ не только руководителям, но и рядовым работникам аппарата управления.

6. Набор качеств, присущих менеджеру, может быть различным, что зависит от целого ряда факторов. В целом, можно выделить три подгруппы деловых качеств: собственно профессиональная компетентность (специальные знания, навыки, умения); методическая компетентность (способность к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению и т. п.); социальная компетентность (способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов и т. п.). Чем выше положение руководителя, тем меньшее значение приобретает профессиональная компетентность и возрастает роль социальной компетентности.

Вопросы для самоконтроля

2. Выделить схожие и отличительные черты данных понятий.

3. Выделить основные элементы процесса управления.

5. Обосновать важность обратной связи в процессе управления.

6. Предприниматель и руководитель: сходство и отличие понятий.

7. Перечислить особенности управленческого труда.

8. Формы управленческого труда.

9. Признаки и виды разделения управленческого труда.

10. Обозначить принципиальное различие линейных и функциональных руководителей.

Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, они могут решать разные задачи и выполнять различные функции. Это связана с тем, что в организации существует иерархия в управленческой деятельности.

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. Это способствует повышению качества управляющих воздействий.

Обычно управленческий труд классифицируют по шести основным признакам (см. табл. 5). Ведущее место среди них занимает функциональное разделение, поскольку именно оно определяет появление других видов.

Признак разделения Определение понятия
Функциональное Выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления
Иерархическое Распределение комплексов работ по уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних
Технологическое Дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников
Профессиональное Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой
Квалификационное Распределение работ по функциям управления и закрепление их за управленческими работниками в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями последних
Должностное Распределение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией

Виды разделения управленческого труда

В соответствии с подходом, получившим в России наибольшее распространение, управленческих работников по их функциональной роли в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов, служащих (технических работников).

2) Специалисты – это работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. К специалистам относятся экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры и др. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений, в качестве которых могут выступать приказы и распоряжения руководителей, технико-технологические нормативы и организационные регламенты деятельности, четкие квалификационные требования относительно специальных знаний.

3) Служащие (технические работники) – это работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей. Они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы.

Поскольку ключевой фигурой в управлении является руководитель (менеджер), его деятельность следует рассмотреть подробнее.

В теории и практике управления руководителей (менеджеров) подразделяют на линейных и функциональных. К линейным менеджерам относятся лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие предприятия или его подразделения (цеха, участка, бригады). К ним относятся директор, начальник цеха, мастер, бригадир. К функциональным менеджерам относятся работники, ответственные за определенную сферу в системе управления и возглавляющие функциональные подразделения. Это начальник отдела кадров, начальник отдела маркетинга и т.п.

По месту в системе управления предприятием выделяют менеджеров трех уровней: низового, среднего и высшего звеньев.

1) Менеджеры (руководители) низового звена отвечают за выполнение производственных заданий и за непосредственное использование выделенных им ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, начальник смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Их работа связана с решением преимущественно оперативных и тактических проблем, принимают управленческие решения, связанные с использованием отдельных видов производственных ресурсов.

2) Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу менеджеров низового звена. К ним относятся начальник цеха, заведующий отделом, директор филиала и т.д. Характер действий менеджера среднего звена определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. Значительную долю их рабочего времени занимают общение с менеджерами низового и высшего звеньев управления.

Основные задачи, которые они решают:

- обеспечение нормального протекания производственных процессов;

- предотвращение возможных сбоев и нарушений, связанные с деятельностью предприятия;

- готовят предложения руководству предприятия по принятию различных решений.

3) Менеджеры высшего звена определяют направление функционирования и развития предприятия в целом, принимают ключевые решения относительно текущих дел или будущего предприятия. К ним относятся директора (президенты) предприятий, их заместители (вице-президенты). От менеджеров высшего звена зависят цели предприятия и способы их достижения. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, наибольшей теснотой связи с внешней средой.

Менеджеры - лидеры

Менеджеры-лидеры - это носители нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на использование культурно-этических инструментов руководства.

Менеджером, отвечающим запросам новой философии управления, считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса. Чем завоевывается сейчас авторитет? Опыт ведущих фирм убеждает в том, что это - высокий профессионализм и стремление к совместному стилю управления фирмой руководителем и коллективом. Речь идет о способности управляющих вести дело так, чтобы их подчиненные постоянно чувствовали к себе уважение, были причастны к решению возникающих проблем, не испытывали помех в созидательном труде, полностью неся ответственность за результаты деятельности и чувствуя при этом свою значимость.

Основные черты менеджера-лидера (современного руководителя):

- доступен каждому работнику, тон обсуждения любых проблем неизменно доброжелателен;

- глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со значительным количеством сотрудников, много времени уделяет поиску подходящих кадров, их обучению;

- не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берет на себя ответственность и часто идет на риск;

- терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;

- при выдвижении на ответственные посты рекомендует способных работников из своей организации и лишь в исключительных случаях приглашает специалистов со стороны;

- поощряет самостоятельность подчиненных, причем мера этой самостоятельности точно соответствует способностям и профессионализму работника;

- без необходимости в работу подчиненных не вмешивается, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи;

- уверен в себе и собственных силах, неудачи воспринимает как временное явление;

- постоянно перестраивает свою работу, ищет и внедряет новое, поэтому возглавляемая им организация оказывается более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и интенсивно развивается.

Разделение труда является одним из направлений организации труда. По своей сути оно представляет базу для организации производства.

Разделение труда – это обособление различных видов трудовой деятельности, разграничение деятельности людей в ходе совместного труда.

Правильное разделение труда оказывает положительное воздействие на специализацию работников и способствует приобретению ими новых производственных навыков и знаний, а также установлению ответственности каждого работника за его работу и рациональное использование совокупного фонда рабочего времени и производственных фондов, развитию взаимозаменяемости работников в ходе выполнения рабочих обязанностей и повышению содержательности труда.

Формы разделения труда на предприятии зависят от нескольких факторов, которые заключаются в следующем: технологическая однородность работ, сложность и ответственность, содержание труда и целевое назначение выполняемых работ. Выделяют такие форы разделения труда: технологическое, функциональное, профессиональное т квалификационное.

Технологическое разделение труда – это расчленение производственного процесса на отдельные фазы, технологические комплексы, виды работ и операции.

Ключевым фактором технологического разделения труда является характер технологического процесса. Технологическое разделение труда представляет собой основу специализации участков, конвейерных и поточных линий, в том числе отдельных рабочих мест внутри предметных участков. Технологическое разделение труда бывает двух видов: предметное и пооперационное.

Предметное разделение труда подразумевает, что тот или иной работник должен специализироваться на выполнении законченного вида работ или на изготовлении конкретного изделия или детали. Пооперационное разделение труда представляет собой более мелкое разделение процесс изготовления конечного продукта на более мелкие и дробные стадии, которые выполняю разные работники.

Пооперационное разделение труда преобладает над предметным и вот его преимущества:

  • При пооперационном разделении труда специализация рабочих требует значительно меньше времени на подготовку кадров, что влияет на быструю выработку чёткого рабочего ритма, роста мастерства и доведению действий до автоматизма.
  • Пооперационное разделение труда способствует формированию предпосылок для механизации и автоматизации производства, а также к использование новейшего оборудования и созданию специализированных рабочих мест.
  • Пооперационное разделение труда оправдано для широкого применения специализированного инструмента, приспособлений и оснастки, что даёт возможность экономить затраты труда.

Важно понимать, что целесообразно прибегать к пооперационному разделению труда при массовом и крупносерийном производстве. Одновременно с этим необходимо принимать во внимание, что чрезмерная дробность выполняемых работ может стать причиной профессиональной ограниченности рабочего, а также негативно сказаться на творческих способностях и уровне трудоспособности. Кроме этого, слишком дробный труд может повлиять на преждевременную утомляемость работника и снижению уровня производительности труда.

Для оценки оптимальности технологического разделения труда в качестве критериев используются следующие параметры: затраты времени на выполнение операций, на наладку оборудования, что в конечном итоге оказывает влияние на длительность производственного цикла и уровень производительности труда, использование оборудования во времени и по мощности.

Функциональное разделение труда – это разделение труда в зависимости от содержания труда и целевого назначения выполняемых работ.

Иначе говоря, функциональное разделение труда представляет собой такое разделение труда, которое соответствует выполняемым процессам работниками предприятия. В этой связи весь все сотрудники предприятия делятся на функциональные группы:

  • Основные рабочие, которые заняты в процессе изготовления готовой продукции.
  • Вспомогательные рабочие, которые не заняты в производственном процессе, но от действий которых зависит нормальное функционирование основного производства.
  • Руководящий персонал, специалисты и служащие, которые занимаются осуществлением функций общего правления и технического руководства.
  • Охрана, младший обслуживающий персонал, ученики.

Исходя из всего перечисленного, следует сказать, что функциональное разделение труда подразумевает обособление отдельных групп работников в зависимости от того, какую они роль играют в процессе производства.

Функциональное разделение труда сконцентрировано на повышении производительности труда и эффективности производства.

В случае, если освободить основного работника от транспортировки предметов труда, можно увеличить долю оперативного времени в общем фонде его рабочего времени.

Такая мера позволит улучшить использование оборудования и повысит эффективность труда конкретного рабочего. Более того, специализация другого сотрудника на выполнении вспомогательных работ даст лучший результат и надёжность обслуживания основного производства. Вместе с тем, стоит отметить, что функциональное разделение может стать причиной неполного использования фонда времени, в первую очередь у тех рабочих, которые выполняют специализированные вспомогательные функции. Таким образом, совокупные затраты времени увеличиваются. Это факторы, чьё действие противоположно и обуславливает необходимость установления самых рациональных форм функционального разделения труда.

Показатели рабочего времени выступают в качестве критериев оптимальности функционального разделения труда. Кроме того, данными принято считать также структуру затрат, долю оперативного времени в общих затратах рабочего времени, а также длительность производственного цикла, сокращение численности, повышение производительности труда и сокращение затрат на заработную плату и иные расходы.

Выполнение данной функции или какой-то другой способствует формированию профессии и специальности исполнителей.

Работами, которые связаны с преобразованием предметов труда в машиностроении занимаются литейщики, кузнецы, токари, фрезеровщики, шлифовщики и пр.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что внутри каждой функциональной группы существует разделение труда, иными словами, разделение труда среди работников в зависимости от их профессиональных навыков и умений, а также от характера технологии выполнения работ.

В каждой профессиональной группе также существует разделение труда среди работников, которое зависит от уровня их квалификации. Это явление получило название квалификационного разделения труда. Согласно данному разделению происходит обособление отдельных групп работников в зависимости от их умений, мастерства, а также уровня профессионализма и способности выполнять разной сложности работу.

Квалификационное разделение труда базируется на сложности выполнения работниками трудовых функций, которые отражаются в соответствующей квалификации и разряде. Служащие в этом отношении оцениваются с позиции своей ответственности в рабочем процессе и умении выполнять разного рода управленческие функции.

Критерии рациональности профессионально-квалификационного разделения труда

К критериям рациональности профессионально-квалификационного разделения труда можно отнести: Соответствие между фактической численностью сотрудников, которые работают по профессиям, и квалификации, которая соответствует расчёту; соответствие разряда работающих разряду той работы. Которую они выполняют; сокращение затрат рабочего времени на выполнение работы; уровень и рост производительности труда.

Проектирование рациональных форм разделения труда должно в процессе принимать во внимание технические, экономические, физиологические и социальные границы, нарушать которые не рекомендуется в силу уменьшения эффективности производства и ухудшения условий труда.

Общий уровень разделения труда на предприятии, а также в его подразделениях, оценивается посредством коэффициента разделения труда iCPT, который высчитывается по следующей формуле:

Критерии рациональности профессионально-квалификационного разделения труда

где 2Хн.з — суммарное время выполнения не предусмотренной заданием работы в течение смены по группе обследованных рабочих, мин; Тсм — продолжительность рабочей смены, мин; Ч — численность обследованных рабочих, чел.

Совмещение профессий и многостаночное обслуживание

Технический прогресс внёс свои коррективы в формы разделения труда, они постоянно развиваются и меняются. Наблюдается процесс освобождения рабочего от непосредственного воздействия на предмет труда. Большое количество функций регулярно переходит во власть машин от рабочих, более того, в бюджете сменного времени серьёзно увеличивается доля активного и пассивного наблюдения за работой оборудования. У сотрудника освобождается время в ходе рабочего процесса. В этой связи появляется вопрос, необходимо ли его загружать в этот период какой-то иной работой с целью максимально эффективного рабочего времени. Однако вместе с тем встаёт вопрос о гармоничном развитии человека, повышении содержательности труда и возникновении почвы для творчества.

Для решения данной проблемы развиваются такие формы организации труда, как совмещение профессий и многостаночное обслуживание. Организационно-технические предпосылки развития данных форм организации труда: повышение уровня механизации и автоматизации производства, повышение доли машинно-автоматического времени, уменьшение занятости рабочего на обслуживание машин и оборудования.

Совмещение профессий и функций – это процесс выполнения в течение нормальной продолжительности рабочей смены наряду с работами по основной профессии работ, которые относятся к тарифно-квалификационным справочникам иной профессии.

Суть совмещения профессий состоит в том, что исполнитель вместе со своей основной работой выполняет целиком работу другого рабочего, которую можно совместить.

Это действие позволит полностью освободить рабочих, которые выполняют работу по совместительству.

В ходе совмещения функций работник может сохранить свой прежний профиль работы, даже повысить его и при этом будет выполнять часть функций иного исполнителя. Данное совмещение приводит к частичному высвобождению работников.

Совмещение профессий может происходить через несколько вариантов. К таким относятся: совмещение основным производственных работ, которые относятся к различным профессиям или специальностям; вспомогательных функций по обслуживанию оборудования; основных и вспомогательных функций; основной работы и административных функций. На практике это используется на предприятиях посредством разработки схем и возможных вариантов совмещения для конкретных производственных условий.

К техническим и организационным условиям введения совмещения профессий и функций относятся:

  • Единая цель, которая устанавливается конечной целью производства, а также организационно-технической зависимости между основными и совмещаемыми работами.
  • Возможность совмещать во времени и пространстве выполнение основной работы и смежной.
  • Необходимый уровень квалификации исполнителей или возможность его повышения для владения смежной профессией.
  • Отсутствие негативного влияния в процессе совмещения профессий на качество продукции, производительность труда о оборудование.
  • Необходимая структура затрат рабочего времени на выполнение работ по основной о совмещаемой профессиям.

Загрузка рабочего должна составлять не более 70-80%. Коэффициент возможного совмещения определяется как отношение свободного от выполнения основной работы времени к сменному времени, вычисляется по формуле:

Совмещение профессий и многостаночное обслуживание

Прежде чем внедрить совмещение профессий необходимо проанализировать производственные условия в масштабе проектируемых подразделений предприятия, в первую очередь, загруженность рабочих, в качестве инструмента оценки выбирается фотографии рабочего дня.

Важно соблюдать объём работ по совмещаемой профессии, который не должен превышать основной, в виде формулы это выгладит так:

Совмещение профессий и многостаночное обслуживание

Суммарная загрузка рабочих должна приближаться к нормативной величине или больше её, в формуле это выражение имеет такой вид:

Совмещение профессий и многостаночное обслуживание

где Тн — нормативная загрузка рабочего.

Результаты, которые показывают эффективность совмещения профессий:

  • Экономические.
  • Психофизиологические.
  • Социальные.

Первые выражаются в совершенствовании использования рабочего времени, улучшается кадровый состав и оборудование, а также уменьшается численность сотрудников и повышается производительность труда, тем самым экономится фонд заработной платы.

Вторые результаты оказывают благоприятное воздействие на снижение уровня монотонности труда, перераспределение нагрузок на организм человека, а также способны повысить работоспособность человека.

Третьи результаты положительно сказываются на повышении квалификации кадров, содержательности труда и удовлетворённости трудом.

Руководители предприятий, сотрудники которых совмещают профессии и функции, назначают доплаты за счёт фонда заработной платы, который экономится ввиду полученной выгоды за совмещение труда и сокращения численности сотрудников.

Многостаночное обслуживание – это такая форма организации труда, которая подразумевает работу одного или нескольких рабочих на нескольких станках, а также выполнение ими ручных приёмов на одних и тех же станках в течение машинно-автоматического времени на других станках.

Адекватная организация многостаночного обслуживания подразумевает самую большую загрузку оборудования при оптимальной занятости рабочего-многостаночника. Организация многостаночной работы определяется длительностью цикла и его структурой.

Цикл многостаночного обслуживания – это период времени выполнения всего комплекса работ, который основан на обслуживании всех станков конкретной группы.

Структура цикла выражается в соотношении машинно-автоматического времени и времени занятости рабочего-многостаночника на конкретном станке. Время занятости состоит из времени на установку и снятие детали, управлении станком, переходы от станка к другому станку, а также времени активного наблюдения.

Перед организацией многостаночного обслуживания ставится задача по выбору самого оптимального варианта совмещения. В качестве критерия оптимальности может выступать затрата на 1 минуту оперативного времени или сумма затрат на выполнение операции.

Для расчёта количества станков, которые необходимо включить в многостаночный, нужно учитывать условия полной занятости рабочего. Это условие выполняется при помощи формулы:

Совмещение профессий и многостаночное обслуживание

Важно, чтобы коэффициент занятости рабочего находился на оптимальном уровне. Его величина зависит от тяжести условий труда и степени утомляемости. Обычно этот показатель варьируется от 0,7 до 0,9.

Кооперация труда

Потребность в разделении труда возникает через необходимость объединения трудовой деятельности рабочих для создания готового продукта.

Кооперация труда – это объединение отдельных исполнителей для достижения конечной цели производства.

Ключевая цель совершенствования форм кооперации труда заключается в том, чтобы обеспечить чёткое согласование во всех действиях работников, а также синхронность всех трудовых усилий коллектива с целью установления рациональных производственных связей между всеми сотрудниками.

Кооперация труда создаёт новые коллективные формы и организации. Активное развитие коллективных форм организации труда несёт в себе социально-экономический смысл и обуславливается технико-технологическими, организационными и социальными факторами. Для создания условий приложения совокупного труда и для достижения производственной цели необходимо регулярно заниматься усложнением технологического оборудования и технологических процессов, более того, необходимо постоянно менять форму организации труда и производства, а также структуру рабочего времени. Общий уровень кооперации труда на предприятии и в его подразделениях оценивается при помощи коэффициента кооперации труда. В формуле это выражается следующим образом:

Кооперация труда

​​​​​​​

где 2Тп.0 — суммарные потери времени, вызванные недостатками в кооперации труда, по группе обследованных рабочих, мин; Тсм — продолжительность рабочей смены, мин; Ч — численность обследованных рабочих, чел.

Читайте также: