Как организовать работу в школе по навигатору дополнительного образования

Обновлено: 05.07.2024

Современное развитие общества порождает изменения в системе дополнительного образования детей. В статье рассматривается навигатор педагога дополнительного образования, как современный механизм поддержки доступа к услугам дополнительного образования. Навигатор содержит не только информацию о реализуемых программах дополнительного образования, но и описание специфики, форм, видов методической деятельности, используемой в системе дополнительного образования, профессиональную компетентность педагога. Навигатор предназначен для методистов, педагогов, специалистов по кадрам и других работников дополнительного образования.

Оценить 1669 1

Отделение дополнительного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАВИГАТОР

Французова Татьяна Владимировна

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАВИГАТОР

Аннотация: Современное развитие общества порождает изменения в системе дополнительного образования детей. В статье рассматривается навигатор педагога дополнительного образования, как современный механизм поддержки доступа к услугам дополнительного образования. Навигатор содержит не только информацию о реализуемых программах дополнительного образования, но и описание специфики, форм, видов методической деятельности, используемой в системе дополнительного образования, профессиональную компетентность педагога. Навигатор предназначен для методистов, педагогов, специалистов по кадрам и других работников дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, навигатор, дополнительное образование, педагог, профессиональный рост, методическая деятельность, учебно-воспитательная деятельность.

Развитие дополнительного образования, повышение его качества и доступности для детей с разными образовательными потребностями является одним из важнейших приоритетов государственной образовательной политики, что зафиксировано в различных нормативных документах. Они, в свою очередь, определяют необходимость обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в соответствии с заказом личности, общества и государства.

Развитие современного общества порождает вызовы, которые обуславливают важность формирования у подрастающего поколения компетенций, связанных с взаимодействием человека с другими людьми и социумом, социальной ответственностью, готовностью к социальному саморазвитию, умением ориентироваться в многообразии информации и взглядов, в процедурах гражданского участия в общественной жизни, умению учиться и жить в быстро изменяющемся мире. Все чаще мы говорим, что живем в нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном мире, который требует особых сформированных компетенций и качеств у субъектов деятельности, необходимости построения современной образовательной среды и осуществления социального воспитания молодежи [3, c .12].

Единый национальный портал дополнительного образования детей позволяет размещать информацию для профессионального и родительского сообществ на федеральном и региональном уровнях, освещать информацию по шести направленностям дополнительного образования детей, размещать программы по воспитанию. Навигатор дополнительного образования детей направлен на оказание помощи детям и их родителям в выборе дополнительных образовательных программ и на получение сертификата персонифицированного финансирования [1, c .146-156].

Однако существует потребность в разработке навигатора для другого круга пользователей: методисты, педагоги и другие работники дополнительного образования. Такой навигатор должен содержать, не только информацию о реализуемых программах дополнительного образования, но и описание специфики, форм, видов методической деятельности, используемой в системе дополнительного образования, профессиональную компетентность педагога.

Выделим основные области деятельности педагога дополнительного образования:

учебно - воспитательная работа;

методическая и инновационная деятельность;

дополнительные критерии [3, c .17].

Учебно-воспитательная работа в навигаторе отражает процессом развития личности обучающегося через создание условий, благоприятных для этого. Этот блок отражает работу с детьми, их достижение, организацию их досуга:

сохранность контингента обучающихся;

организация и проведение мониторинга индивидуальных достижений обучающихся;

организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании (детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми - сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации);

участие обучающихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях;

результативность участия в конкурсах, соревнованиях, фестивалях;  работа в каникулярное время;

разработка плана мероприятий [5].

Профессиональная компетентность в навигаторе отражает успехи и достижения конкретного педагога организации, его готовность к осуществлению своей профессиональной деятельности:

проведение открытых занятий, мероприятий;

выступления на конференциях, семинарах, круглых столах, педсоветах, проведение мастер - классов;

наличие статей, публикаций;  наставничество;

участие в оргкомитетах, экспертных группах, жюри конкурсов;

участие в профессиональных конкурсах, смотрах, фестивалях;

обучение на курсах повышения квалификации;

Методическая и инновационная деятельность навигатора отражает погруженность педагога в разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно - массовой, а также досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей:

разработка программы педагога дополнительного образования;

развитие УМК образовательных программ;

участие в региональной инновационной площадке;

участие в грантовых программах [4, c .85-89].

награды (благодарности, грамоты) за успехи в профессиональной деятельности;

привлечение спонсоров и партнёров для реализации деятельности Центра;

чёткое выполнение правил внутреннего трудового распорядка;

создание условий информационной открытости.

Таким образом, проанализировав практику организации деятельности педагога дополнительного образования в логике реализации профессионального стандарта, показана потребность в разработке навигатора для широкого круга пользователей.

Исходя из этого, был разработан навигатор педагога дополнительного образования, который опирается на четыре основных области деятельности педагога: учебно-воспитательная работа, профессиональная компетентность, методическая и инновационная деятельность, дополнительные критерии.

Разработанный навигатор является универсальным, что означает его применимость для любого педагогического работника системы дополнительного образования детей. Он отражает эффективность деятельности педагога, установив области деятельности которые западают, способствует его развитию и совершенствованию. Все показатели в навигаторе связаны между собой и влияют на итоговый результат деятельности педагога дополнительного образования. При этом, низкая активность по какому-либо критерию на уровне всей организации негативно отражается на деятельности педагога, понижая эффективность и результативность его работы.

Список использованной литературы

Дейч Б.А., Дополнительное образование детей как развивающаяся социальная практика [Текст] / Б.А. Дейч // В сборнике: Социальная педагогика в современных социальных практиках. Сборник научных статей VI международного симпозиума. - 2016. - С. 146-156.

Шиманова Н.Я., Специфика педагогической деятельности в системе педагогического образования [Текст] / Н.Я. Шиманова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 1. - С. 85 - 89.

В нашем Центре дополнительного образования мы разработали алгоритм планомерного внедрения Навигатора в работу учреждения. Это помогло нам избежать многих проблем с педагогами и родителями. А сам портал стал для нас полезным.

Из опыта координатора Навигатора дополнительного образования Ольги Станиславовны Щедренко.

Статья будет интересна:

  • педагогам дополнительного образования
  • методистам
  • заместителям директоров по учебно-воспитательной работе

Это региональный Интернет-портал, который представляет собой единое информационное пространство практик дополнительного образования региона. Портал позволяет семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

5 шагов по внедрению Навигатора

При внедрении "Навигатора дополнительного образования" в нашем Центре внешкольной работы "Галактика" мы сделали 5 шагов. Последовательное их выполнение позволило нам практически безболезненно перейти на новую систему набора детей в творческие объединения.

Итак! Какие шаги необходимо сделать в учреждении, чтобы механизм заработал и педагоги безболезненно перестроились на новый формат набора детей в творческие объединения?

  1. Определить ответственного координатора по Навигатору ДО.
  2. Организовать обучение по работе в Навигаторе координатора и административной группы.
  3. Познакомить педагогов дополнительного образования с требованиями к паспорту дополнительных общеобразовательных программ в АИС Навигатор.
  4. Внести изменения в локальные акты учреждения, в связи с работой в АИС Навигатор ДО.
  5. Информирование родителей о работе интернет-ресурса, об изменениях при зачислении на программы учреждения.

Для тех, кто только начинает входить в данную систему предлагаю ознакомится с некоторыми инструкциями:

Навигатор- как средство повышения вариативности качества и доступности дополнительного образования

Навигатор предназначен для повышения вариативности, качества и доступности дополнительного образования, создания условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей, формировании эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.

Навигатор- как средство повышения вариативности качества и доступности дополнительного образования

Сегодня нововведения происходят не только в системе общего образования, в системе дополнительного образования происходят глобальные реформы. Никогда так система дополнительного образования не испытывала такого пристального внимания со стороны государства как в настоящее время. Дополнительное образование рассматривается как уникальная социальная практика наращивания потенциала личности и потенциала общества в целом.

Прозрачность, доступность и конкурентоспособность дополнительного образования – вот главные принципы новых целевых проектов.

В рамках проекта в каждом субъекте РФ создан общедоступный сайт-навигатор по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Навигатор) – интернет-портал, где родители ищут кружки и секции для своих детей, а организации дополнительного образования привлекают детей на свои занятия.

Навигатор предназначен для повышения вариативности, качества и доступности дополнительного образования, создания условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей, формировании эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.

Навигатор предназначен для решения следующих задач:

  • информирование населения о дополнительных общеобразовательных программах и мероприятиях дополнительного образования;
  • учет детей, занимающихся по программам и участвующих в мероприятиях;
  • формирование отчетов и графиков для эффективного принятия управленческих решений в сфере детского дополнительного образования.
  • предоставление инструментов для организаций дополнительного образования по обработке заявок и контроля посещаемости учебных программ и мероприятий;

Эта система уникальна и не имеет аналогов в международном масштабе. Ее отличительная особенность — добровольное решение детей и родителей, по какой программе дополнительно заниматься. В системе представлены варианты мест дополнительного образования в регионе и их подробное описание: адрес, цели, программы и т. д.

Для чего нужен Навигатор и какая от него польза?

Задача Навигатора ДОД НСО обеспечение доступа к современным общеразвивающим программам дополнительного образования детей и предоставления исчерпывающей информации для детей, подростков и родителей (законных представителей) об образовательных услугах организаций дополнительного образования Ставропольского края.

Данный Навигатор - это:

– единая база данных о программах дополнительного образования, реализуемых учреждениями в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения;

– доступная актуальная информация о наличии свободных мест в группах, расписании, педагогах и обеспечении программ;

– система учета детей, вовлеченных в дополнительное образование;

– возможность получения услуги записи на обучение по программам дополнительного образования в электронном виде.

Кому и какие новые возможности открывает Навигатор?

Родители (законные представители) или сами дети старше 14 лет, могут выбрать подходящую программу дополнительного образования по территориальной доступности, возрасту, интересам, отзывам и оценкам других родителей. На портале имеется гибкий поиск программ, которые реализуются в муниципалитетах и районах РБ.

Для образовательного учреждения Навигатор – это дополнительный инструмент для привлечения детей и ведения учёта через личный кабинет. Создавая карточки программ, образовательное учреждение даёт полноценную информацию о секциях, кружках, которые реализуются на их базе. Это хороший способ заявить о себе родительской общественности и прорекламировать свои услуги – подчеркнул руководитель РМЦ Р. Тухватуллин. Данные Навигатора поступают в Федеральную единую информационную автоматизированную систему, содержащую сведения о дополнительном образовании Министерства просвещения РФ.

Для органов власти – это инструмент для принятия управленческих решений на основе данных о востребованности программ.

Значимость дополнительного образования в жизни детей

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Как зарегистрироваться в Навигаторе ДОД НСО?

Для регистрации личного кабинета необходимо пройти авторизацию (получение прав пользователя в системе) заполнив следующие обязательные поля:

• название муниципального образования (выбирается из списка);

• номер мобильного телефона;

Как получить сертификат на дополнительное образование

Сертификат – это бюджетные деньги, которые предназначены для оплаты внешкольного образования детей. Смысл его введения в том, что теперь финансироваться будут только те программы, которые востребованы у родителей и детей, а не те, что были запланированы в рамках госзаказа.

До таких нововведений принцип распределения средств был аналогичным плановой экономике – учреждение составляло перечень программ и план по набору детских групп. Деньги из бюджета перечислялись в полном соответствии с этим планом. Главный недостаток такой системы был в том, что план не всегда соответствовал спросу.

Теперь все будет иначе. Финансирование из бюджета будет выделяться на детей, которые по факту выбрали ту или иную программу. Родители по такой системе станут непосредственными участниками распределения бюджета.

Персональный сертификат — это документ, выступающий гарантией ребенку со стороны государства. Он подтверждает, что конкретный ребенок может посещать выбранный кружок или секцию за счет бюджетных средств.

Бумажного формата сертификата не предусмотрено. Фактически он представляет собой электронную запись в информационной базе. В системе будет отображаться состояние счета и история списания денежных средств. Все данные надежно защищены.

Сертификат присваивается детям от 5 до 18 лет. У него есть конкретный номинал. Это реальные деньги, выделяемые из бюджета. Потратить их можно только по целевому назначению — на оплату занятий ребенка в секции или кружке. Размер номинала сертификата определяется местными властями.

Зачем нужен сертификат на дополнительное образование детей

С помощью внедрения новой системы государство стремиться улучшить качество дополнительного образования для детей. На бюджетное финансирование смогут рассчитывать только программы, которые интересны населению. Остальным придется меняться или ликвидироваться.

Теперь родителям и детям будет удобно выбирать и записываться на секции. Все доступные варианты размещены на едином портале. Тут доступна следующая информация: кружки и секции, работающие в районе; расписание; отзывы других родителей.

В результате внедрения больше детей сможет обучаться в секциях на платной основе. Если раньше семья не могла себе позволить ходить на какой-то кружок, то теперь с помощью сертификата можно оплатить обучение ребенка частично или в полном объеме. Это будет зависеть от суммы, на которую выдан сертификат, и стоимости кружка.

Для лучшего понимания всех возможностей Навигатора были выделены двенадцать преимуществ для родителей:

1. Собственный личный кабинет, в котором хранится и отображается информация об отложенных и ранее просмотренных программах, оформленных заявках на программы обучения, списаниях и остатке денежных средств по сертификату персонифицированного финансирования.

2. Подача заявки на получение сертификата дополнительного образования (учета).

3. Запись ребенка на программы дополнительного образования.

4. Предоставление полной и актуальной информации об образовательных учреждениях Ставропольского края.

5. Обширная библиотека образовательных программ дополнительного образования Ставропольского края в одном месте с актуальными и полными данными (цель и задачи; ожидаемые результаты; информация о преподавателе; расписание занятий и прочее).

6. Наличие фотографий и видеоматериалов в одном формате, показывающих деятельность по программам изнутри.

7. Разнообразные системы поиска, каталогизации, фильтрации, сортировки и рекомендаций программ, в том числе в виде картографического расположения.

9. Участие в оценке программ дополнительного образования через заполнение анкеты для родителей.

11. Бесплатное профориентационное тестирование ребенка.

12. Консультационная поддержка в онлайн-режиме.

Навигатор — это не просто нововведение системы дополнительного образования детей, это инструмент, который позволит стереть границы подведомственной принадлежности учреждений и выстроить доступность всех дополнительных общеобразовательных программ в регионе для детей и родителей.

Сегодня нововведения происходят не только в системе общего образования, в системе дополнительного образования происходят глобальные реформы. Никогда так система дополнительного образования не испытывала такого пристального внимания со стороны государства как в настоящее время. Дополнительное образование рассматривается как уникальная социальная практика наращивания потенциала личности и потенциала общества в целом..

В рамках внедрения целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в нашей республике в 2018 году создан и функционирует Региональный модельный центр, интернет-портал Навигатор дополнительного образования детей.

Что такое Навигатор дополнительного образования детей?

Навигатор дополнительного образования – это интернет-портал, на котором загружаются все программы дополнительного образования и предназначен он прежде для детей и родителей. Данный портал доступен по ссылке p02.навигатор.дети.

Для чего нужен Навигатор и какая от него польза?

Данный Навигатор - это:

– единая база данных о программах дополнительного образования, реализуемых учреждениями в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения;

– доступная актуальная информация о наличии свободных мест в группах, расписании, педагогах и обеспечении программ;

– система учета детей, вовлеченных в дополнительное образование;

– возможность получения услуги записи на обучение по программам дополнительного образования в электронном виде.

Кому и какие новые возможности открывает Навигатор?

Родители (законные представители) или сами дети старше 14 лет, могут выбрать подходящую программу дополнительного образования по территориальной доступности, возрасту, интересам, отзывам и оценкам других родителей. На портале имеется гибкий поиск программ, которые реализуются в муниципалитетах и районах РБ.

Для образовательного учреждения Навигатор – это дополнительный инструмент для привлечения детей и ведения учёта через личный кабинет. Создавая карточки программ, образовательное учреждение даёт полноценную информацию о секциях, кружках, которые реализуются на их базе. Это хороший способ заявить о себе родительской общественности и прорекламировать свои услуги – подчеркнул руководитель РМЦ Р. Тухватуллин. Данные Навигатора поступают в Федеральную единую информационную автоматизированную систему, содержащую сведения о дополнительном образовании Министерства просвещения РФ.

Для органов власти – это инструмент для принятия управленческих решений на основе данных о востребованности программ.

Что такое сертификат, что он из себя представляет? Чем отличается сертификат персонифицированного финансирования от сертификата учета?

Второй – сертификат финансирования. Сертификаты с номиналом будут у тех, кто занимается по программам, включенным в персонифицированное финансирование. Чтобы на него были зачислены средства, необходимо в учреждении написать заявление. Это можно сделать одновременно с подтверждением данных ребенка. Все данные о сертификате – срок действия, остаток средств на счете, списания – находятся на сайте Навигатора дополнительного образования в Личном кабинете пользователей.

Номинал сертификата определяется муниципалитетом. Деньги нельзя потратить на другие цели и нельзя обналичить. Применить сертификат финансирования, с денежными средствами, можно будет только на те программы, которые в учебном году открыты в рамках персонифицированного финансирования.

На какую сумму сертификат?

Пока система персонифицированного финансирования работает в 36 городах и районах республики, включая Уфу, с сентября 2020 года новшество заработает по всей Башкирии, в том числе и в городе Стерлитамак. Узнать номинал сертификата в г.Стерлитамак можно в учреждении, где ребенок посещает или собирается посетить кружок, или в личном кабинете пользователя. Он действует год – с 1 января по 31 декабря. Количество сертификатов ограничено.

Что этим сертификатом можно оплатить?

Если вы сходили несколько занятий и вам не понравилось, не надо просто бросать – напишите заявление, что не будете больше ходить. Только после этого неизрасходованные средства вернутся на сертификат и вы сможете оплатить ими другой кружок.

Для чего нужен сертификат? Ведь сегодня родители могут записать детей в бесплатные кружки без всяких сертификатов

Деньги на все кружки и секции выделяются из местного бюджета города. Сертификаты – это не дополнительные ресурсы. Это те же самые средства, просто часть их потратят через сертификаты с номиналом. Так будет видно, считают разработчики данного проекта, какие секции и кружки действительно востребованы детьми. Система сертификатов призвана персонифицировать денежные потоки муниципалитета на дополнительное образование.

Если ребенок захочет перейти учиться в другую организацию, то вместе с ним учреждение потеряет деньги. Все это призвано стимулировать учреждения к развитию, разработке по-настоящему интересных и полезных программ.

Возможно, это новшество скажется и на зарплате педагогов – их стимулирующие выплаты могут зависеть от наполняемости групп. А это стимул делать занятия яркими, интересными и максимально полезными.

Важно понимать, что Вы не получаете документ на руки – он существует только в электронном виде. Сертификат нельзя обменять на деньги, продать, подарить. Воспользоваться им может только тот ребенок, на кого он оформлен.

Можно ли оплачивать частные кружки?

У меня три ребенка. Сколько сертификатов я получу? Могу я перекинуть средства с одного на другой, чтобы деньги не пропадали?

Вы получите три сертификата – каждому персональный. Перекидывать средства ни посторонним, ни близким родственникам нельзя. На чье имя выдали, тот и должен потратить.

Да, для этого нужно принести в учреждение подтверждающие документы (например, справку от врача) и написать заявление, чтобы руководитель кружка отметил пропускаемые даты. Без такого заявления после каждого занятия будет списываться его стоимость, даже если ребенок отсутствовал.

Мы прописаны в Стерлитамаке, а живем в Уфе. Ребенок не сможет ходить на кружки?

Посещение кружков по оплате сертификатом не привязано к месту регистрации. Вы можете быть прописаны в любом городе или районе республики и смело активировать сертификат в Уфе на любой кружок или секцию, где есть места.

Нет. Если вы переезжаете в другой город или район, то приходите в учреждение, где сейчас занимается ваш ребенок, и пишите заявление об отчислении. По новому месту жительства вам нужно будет получить новый сертификат с полной суммой. Два важных момента:

  1. Город или район, куда вы переезжаете, должен быть в списке муниципалитетов, где работает система.
  2. В другом регионе сертификат использовать невозможно.

Можно ли записаться на кружки и секции без сертификата с номиналом?

Да, смогут, это зависит от стоимости программ этих кружков: есть программы более дорогостоящие, есть с меньшей стоимостью.

Что делать родителям сейчас?

На сегодняшний день нам в Навигаторе необходимо зарегистрировать всех детей нашего города в возрасте от 5 до 18 лет, обеспечивая 100% запись обучающихся по программам дополнительного образования в образовательных учреждениях.

Далее необходимо подтвердить свои данные в учреждении для обучения по программе на новый 2020-2021 учебный год.

Не правда. Сертификат начинает действовать с момента зачисления на программу. Если ребенок больше не хочет посещать занятия – родитель может написать заявление об отчислении и средства сертификата не будут списываться. Перейти из одного кружка в другой или записаться на несколько кружков можно в любой момент времени – главное, чтобы на сертификате был доступный остаток средства, а в кружке – свободные места.

А может ли быть такое, что мест – на нужное направление действительно не окажется? И что в таком случае делать?

Может, конечно, всегда есть более популярные направления. В таком случае можно выбрать программы смежного профиля в другой организации или оставить заявку, если место освободиться, представители образовательной организации с вами свяжутся.

Можно ли сложить сертификаты детей из одной семьи, если один ребёнок не хочет нигде заниматься, а другой рвётся записаться на всё, что предлагают?

Нет, сертификат – это индивидуальная гарантия государства, передать его другому лицу нельзя.

Мой ребёнок занимается спортом. Но на портале спортивное направление представлено только школьными секциями. Почему?

Спортивные школы не все имеют лицензию на реализацию дополнительных общеразвивающих программ, поэтому в системе персонифицированного финансирования они участия не принимают. Но в Навигаторе будут регистрироваться и на их программы можно будет записаться, как и раньше – бесплатно.

Куда обращаться, если остались вопросы?

Контакты Муниципального опорного центра г.Стерлитамак

Как и любой процесс, система персонифицированного финансирования имеет свои плюсы и минусы. Сегодня еще рано говорить о всех плюсах и минусах этого проекта, он не реализован в г. Стерлитамак. В городе началась большая подготовительная работа в этом направлении и вторая половина этого года, 2021 год покажет все преимущества и недостатки этой системы изнутри. Сегодня наша общая задача, педагогической и родительской общественности, вовлечь детей в дополнительное образование, развивать их способности, таланты, проявляя должное внимание к новым организационно-управленческим и экономическим механизмам в системе ДО и обеспечивая Успех каждого ребенка.

Каждый из Вас – полноценный заказчик, у Вас есть право выбирать: где и по какой программе обучаться Вашему ребенку! Главное, помните: государство, передавая Вам средства на образование Вашего ребенка, думает, что Вы сможете распорядиться ими лучше него, поэтому все, что Вы делаете, делайте ради успешного будущего своих детей!

Читайте также: