Как определить смысл социального действия в философии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Родоначальником теории социального действия является учёный Макс Вебер. Для Вебера эта теория настолько важна, что он вносит её в понятие социологии. Согласно Веберу, социология - наука, истолковывающая социальное действие.
Социальное действие Вебер определяет как такое, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Также ученый весьма условно проводит границу между данным понятием и поведением. Он пишет, что способность человека произвести действие не означает его понимание, однако всё, что делает человек, так или иначе соотносится с тем, что делают другие люди.

Смысл как признак социального действия

Смысл в данной теории имеет два значения. Он может определяться действующим лицом, нести его оценку данной ситуации и поведения в ней. При этом, существует усреднённый смысл того же типа, который может повторяться много раз в типичных ситуациях.
Также существует чистый смысл, который не несёт такой оценки, и меньшей мерой определён мотивами действий человека.
И тот, и другой тип смысла может иметь отражение в поведении человека, а значит и в социальном действии.
Придать действиям смысл означает осознать их, соотнести с миром, ориентироваться на других.

Структура социального действия

Ещё одним ученым, который произвел серьезный вклад в теорию, стал американский социолог Толкотт Парсонс.
Благодаря Парсонсу появилось понятие структуры социального действия.
В структуре можно выделить следующие элементы:
а) актёр - целостное лицо, которое осуществляет выбор и производит действие;
б) ситуация - совокупность условий, в рамках которых актёр действует;
в) ориентации - мотивы и ценности.
Ориентации позволяют выделить типы социального действия:

    определена познавательными ориентациями;
  • экспрессивная деятельность отражает поиск прямого удовлетворения потребностей;
  • моральная деятельность связана с ценностями и принципами, то есть более широким кругом мотивов к действию;
  • инструментальная деятельность не является самостоятельной, она скорее подготавливает или сопровождает другие типы социального действия человека.

Переменные и уровни социального действия

Понятие эталонных переменных социального действия также ввёл Толкотт Парсонс. Он определил их как дилеммы, сопровождающие выбор при

  • конкретном (в рамках данного действия),
  • личностном,
  • на уровне коллектива
  • и на уровне культуры.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Социальные действия и их смысл

Социальные действия личности – это поступки, имеющие общественное значение. Социальное действие - способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов различных социальных групп и сил. Смысл социальных действий людей определяется их ценностями. То есть, речь идет о мотивации поступков и намерений, о соотношении смысла и значения действий. Важное значение при этом имеют принадлежность к определенной общности, группе как фактор мотивации, роль референтной группы как фактора мотивации, механизмы социального и группового контроля, ответственность человека за выбор социальных действий перед обществом, группой и самим собой. Социальные действия проявляются, в основном, как способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит противоборство интересов и потребностей основных сил данного общества.

Различаются виды социальных действий в зависимости от разрешаемых проблем, их социально-классового содержания, методов и форм их разрешения. При этом могут решаться проблемы экономические, социальные, политические, развития духовной жизни и др. В качестве методов и форм их разрешения могут выступать такие, как реформы, революции, забастовки, движения протеста, акции неповиновения и протеста, организованные и неорганизованные формы их проведения. Социальные действия, подготовленные общественными движениями, руководствуются более или менее детально разработанными программами и определенной идеологией.

М. Вебер и Знанецкий при рассмотрении социального действия главное внимание уделяют следующим компонентам: субъекту действия, ситуации действия и ориентации личности. При этом основным признаком социальности являются не объективные последствия социальных действий, а наличие субъективного смысла действия для самой личности. Основными видами ориентаций личности выступают мотивационная и ценностная ориентация.

Марксистская философия рассматривает в качестве основных проблем социальных действий соотношение сознательного и стихийного элементов в их структуре, а также намерения и последствия деятельности общественных сил, на основе чего устанавливается глубина переворота или изменения и их историческое значение.

При анализе социальных действий можно выделить три уровня социальных взаимодействий: 1) межличностные взаимодействия; 2) групповые взаимодействия; 3) социетальные взаимодей-ствия (уровень общности и общества).

На межличностном уровне взаимодействий можно выделить ряд элементов: субъекты взаимодействия (индивиды), их действия по отношению друг к другу (акты взаимодействия), символы ("проводники") действий, результаты взаимодействий. Каждый из этих элементов может быть классифицирован и проанализирован в качестве функционального элемента социальной системы. Например, субъектов взаимодействия мы можем проанализировать с точки зрения демографической структуры, образовательно-профессиональной, ценностно-ориентационной и т.д. В структуре взаимодействий субъектов коммуникаций можно наблюдать формальные и неформальные отношения, а следовательно, регламентированность или нерегламентированность социального поведения. Итак, межличностные взаимодействия - это определенная система действий, при помощи которых субъекты отношений стараются изменить установки или поведение других лиц. Межличностные взаимодействия в большей степени, чем групповые и особенно социетальные, опосредованы психофизиологическими факторами. Это связано с фактом непосредственного общения субъектов и характером их социальных действий.

Групповые взаимодействия представляют более высокий уровень взаимодействий, при котором проявляются (в большей мере, чем на межличностном уровне) социальные установки (позиции) группы, принятые, разделяемые всеми (или большей частью) ценности. С точки зрения социального анализа этот уровень взаимодействий более сложный; он базируется на дополнительной системе показателей, таких, как отношения в группе, характер лидерства, групповые установки и т.д. Однако, как и при межличностном взаимодействии, мы можем выделить субъектов взаимодействий, которые будут представлять группы, а не отдельных индивидов, составляющих их.

Социетальные взаимодействия (уровень общности и общества) всегда являются опосредованными. Чаще всего такие взаимодействия определяются как социальные отношения. Так как они имеют большую степень опосредованности, то субъекты взаимодействий (например, национальные общности) могут не находиться в непосредственных контактах и не иметь четких представлений друг о друге. При этом уровне взаимодействий весьма трудно фиксировать эмпирически наблюдаемые акты действий, если речь не идет о формальных структурах, заключении политических, экономических договоров и т.д.

На этом уровне отношений действуют социальные другие законы. Они представлены в виде культуры, морали, правовых установлений, которые делают взаимодействия, в том числе и анонимные, в определенной степени нормированными. А так как любое общество заинтересовано в социальном порядке, то система нормированных взаимодействий (на любом уровне) поддерживается законом и социальным контролем. Этот уровень взаимодействий может быть проанализирован с точки зрения функциональных систем (например, образования, воспитания, социального контроля, институтов власти и т.д.) или социальных структур. Такой анализ позволяет определить и характер взаимодействий.

Для нормального функционирования системы взаимодействий на всех трех уровнях необходимо, чтобы она решала четыре фундаментальных задачи:

- поддерживала ценностные образцы культурной системы общества;

- осуществляла интеграцию частей системы в целостность, т.е. объединяла индивидов, группы, общности и т.д.;

- способствовала достижению цели системы (ее отдельных подсистем, например образовательной, воспитательной и т.д.);

- создавала возможности интеграции субъектов взаимодействий в общество.

Реализация этих требований и составляет сущность функционирования социальной системы и личности. Духовный компонент социальных действий в виде ценностей, социальных норм, веро-ваний, идеалов и т.д. отражается в тех организациях, социальных институтах, которые создаются людьми в процессе коммуникаций. Ценности, разделяемые группой или общностью, становятся групповыми, общесоциальными и в свою очередь детерминируют характер социальных действий.

Если групповые отношения принимают организованный, легитимный характер, то среди представителей группы закрепляются права и обязанности каждого человека в отношении друг друга, определяются легитимные функции и роли, которые члены группы берут на себя. К исполнению этих социальных ролей общность начинает готовить своих молодых представителей заранее через систему социализации, воспитания, образования. Это придает системе взаимодействий более контролируемый характер, помогает устранить элементы бессознательного, спонтанного или асоциального поведения. Такую же роль в характере взаимодействий выполняют официальные законы и методы управления в социальной общности. Именно сфера социокультурных ценностей создает мир "значимых" (ценностных) взаимодействий, представляющих интерес для социальной философии.

Иногда я люблю говорить, что читать книгу – значит рассматривать ее автора как уже мертвого, а книгу – как посмертную. Действительно, именно после смерти автора наше отношение к книге становится целостным и как бы неприкосновенным: автор больше не может ответить, нам остается только читать его произведение (с. 139).

…значение важного события превосходит, преодолевает, трансцендирует социальные условия его свершения и может быть вновь осуществлено в новых социальных контекстах. Его важность – это его длительная, а в некоторых случаях и всевременная релевантность (с. 196).

Однако из рикёровской гипотезы о тексте как модели социального действия можно вывести и другой путь рассуждения, другую идею исторической интерпретации; как мы увидим, эта идея обоснована интуициями самого Рикёра. Следуя по этому пути, мы рассматриваем каждый отдельно взятый человеческий поступок как смысловое единство, отделяющееся от своего исходного контекста и подвергаемое новым интерпретациям, каковые именно и образуют исторический процесс. Тогда интерпретация состоит в присвоении новых значений действиям (посредством практических реакций, но не только их), во включении этих действий в новые семантические структуры.

Итак, в начале 1970-х годов, перейдя от герменевтики символов к герменевтике текстов[42], Рикёр оказался на перепутье, перед необходимостью выбирать между нарративным и семиотическим подходами к текстам/действиям. В то время как нарративная логика имеет дело с однородными объектами (событиями), располагающимися на одном уровне темпорально-синтагматической развертки и наделенными имманентным смыслом, – семиотическая теория, вдохновляющаяся идеями Соссюра, постулирует трансцендентное отношение между двумя уровнями: уровнем чувственно ощутимого означающего и уровнем концептуального означаемого. В семиотически понимаемом историческом процессе взаимодействуют и сменяют друг друга два рода единиц; в то время как нарративная схема подобна прямой линии, семиотический процесс идет зигзагом.

От результатов социальной концептуализации, социального осмысления зависит не только ход этого процесса, но даже и само историческое или не-историческое качество тех или иных событий.

Чтобы доказать этот тезис, мы в заключение укажем две специфические области такого обмена, два предельных случая, уже открытых и описанных другими выдающимися теоретиками.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ" в других словарях:

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ — форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д.… … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – — см. Действие социальное. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

Социальное действие — действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием… … Википедия

Социальное действие — (см. Действие социальное) … Экология человека

Социальное действие — форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410) … Большая советская энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ — ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ … Социология: Энциклопедия

Социальное действие — поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированный на другого человека … Социология: словарь

Социальное действие — ♦ (ENG social action) корпоративная деятельность в целях социальных перемен. Индивиды и церкви часто вовлекаются в С. д. в попытках сохранения справедливости, мира или чего то еще, что исходит из христианской благой вести … Вестминстерский словарь теологических терминов

ЗНАЧИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ или ЗНАЧИМОЕ ДЕЙСТВИЕ — (meaningful social action or meaningful action) см. Действие или деятельность, Интерпретация; Verstehen; Герменевтика; Интерпретативная социология … Большой толковый социологический словарь

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — см. Социальное действие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ … Философская энциклопедия

Читайте также: