Как оформить ребенка в коррекционную школу

Обновлено: 08.07.2024

ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки. На их основе Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложив в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Рассмотрим все эти варианты для создания общего представления о детях с ОВЗ.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

ОВЗ по ФГОС

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Основания для записи ребенка в коррекционную школу, и что делать, если ребенка не принимают даже в такую школу?

Существуют специализированные, так называемые коррекционные школы, где обучаются не только дети-инвалиды, но и любые дети, имеющие трудности в обучении.

Ребенок отстает в развитии…

Амбиции родителей или здравый смысл?

И даже если в глубине души вы понимаете, что обычной школе вашему чаду не учиться, первая реакция родителей на отказ и направление обучаться в коррекционной школе – это гнев, возмущение и злоба, смешанная с обидой. В этот момент родительские амбиции часто возвышаются над здравым смыслом. Мы-то нормальные! – рассуждают мать и отец – почему наш ребенок должен учиться в школе для УО – так дети дразнят умственно отсталых. Но когда проходит первый гнев, затихают обида и боль, приходит трезвое понимание ситуации. Да, мой ребенок не в силах учиться в обычной общеобразовательной школе, потому что не справится с программой в силу своих индивидуальных особенностей развития: он быстро утомляется, часто простывает, и у него имеется непростой медицинский диагноз. Ведь если коррекционные школы создает и содержит государство, тратя на эти учебные заведения огромные средства, значит, они все-таки нужны?

Отдавайте в обычную школу!

Пусть сидит как овощ?

Плюсы и минусы коррекционных школ

ПМПК: наберитесь терпения

Инклюзивное образование – в жизнь!

Стучите, и вам откроют

Не принимают в школу? Идите в суд

Помните: право родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка установлено законодательством и гарантировано государством.

Чтобы попасть в школу 8 вида, где учатся дети с умственной отсталостью, нужно пройти медико-педагогическую комиссию. А прежде всего, иметь задержку интеллектуального развития.

Иногда туда попадают дети, которые могли бы учиться в общеобразовательной школе с небольшой помощью. Это чаще происходит с детьми из неблагополучных семей, но иногда из нормальных. По глупости, недальновидности и лени взрослых.

Люда родилась не совсем здоровая, у нее была дисплазия тазобедренного сустава. Почти два года ее лечили, жалели, ограждали, опекали.

Была некоторая задержка развития, прошли комиссию и она начала учиться в обычном учебном заведении, в классе коррекции для детей с ЗПР.

Программа там такая же, как у всех, только в классе 12 человек. После уроков с учениками работал дефектолог, логопед, психолог. Дети там находились до 17 часов, их дважды кормили бесплатно. Это было немаловажно для мамы Людочки, которая к тому времени развелась с мужем.

Попалась им трудная учительница. Задавала много заданий, спрашивала строго. Нескольких детей рекомендовала интернат 8 вида, некоторые родители ее послушались и попали туда. Умные же перевели в другие заведения, и ребята благополучно закончили их, поступив в обычные колледжи.

Девочка училась на три-четыре. Во втором классе бойко начала читать на английском, по нему была отметка отлично. Не давалась математика. Никак не могла Людка запомнить состав числа, не получалось из 22 вычесть 8.

К концу года педагог предложил матери отвести ее на ПМПК.

Мама и бабушка Людмилки женщины хорошие, но очень простые. Бабушка закончила восьмилетку, десятилетку освоила в вечерке. Мать просто 8 классов. Обе работали продавцами, до позднего вечера. За девочкой приглядывала прабабушка.

Им бы заниматься с ребенком, пригласить другого учителя в качестве репетитора по математике. В конце концов перевести ее в другую школу, в аналогичный класс коррекции. Поставить дискалькулию и получить адаптированную программу. Но они пошли по другому пути.

ПМПК дала направление в интернат 8 вида. И мама согласилась! Мотивируя тем, что там пятиразовое питание, присмотр, а им с бабушкой некогда, им надо работать.

Сначала Людмила была на три головы выше одноклассников. Даже в математике. Не говоря об окружающем мире и чтении. Могла бы щегольнуть навыками в английском, но иностранного языка в этом заведении нет.

Со временем она опустилась до их уровня. Часто болела, сидя дома, пропускала, потом учеба давалась с трудом.

Мать и бабка были довольны. Бесплатно кормят! Спонсоры дарят подарки, подарили коньки и телефон. Возят в театры, цирк, зоопарк и все бесплатно.

Стали недовольны только в это лето, когда девочка получила аттестат. С ним, оказывается, не берут в городской колледж даже на цветовода, ландшафтного дизайнера. Аттестат общеобразовательной школы требуют. Без него не посылают на курсы от биржи труда. Даже на платные курсы продавца не принимают.


Мать хотела устроить ее кассиром к себе в сетевой магазин, и там нужен аттестат. Нянечкой в детский сад, санитаркой в больнице, везде спрашивают.

Есть колледжи для выпускников этих школ. Но туда надо ездить, в городе нет. Там профессии, не устраивающие ни Люду, ни ее мать. Швея, маляр и все. Так и сидит пока дома без работы и учебы.

Вывод. За детей надо бороться. Умственную отсталость поставить можно многим детям. Он растерялся, испугался, не ответил и вот, пожалуйста. Тест Векслера в провинциях не проводят, в те времена точно.

Где можно обучать ребенка с ОВЗ?

Дошкольники с ОВЗ могут посещать детский сад, школьники учиться в общеобразовательных школах, специальных школах, выбирать надомное обучение, откреплять от школы и переходить на семейное обучение. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно пройти вместе с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Эксперты обследуют ребенка и решат, какой формат обучения будет для него полезным и безопасным.

Детские сады. Дошкольное образование не является обязательным, но родители детей с ОВЗ могут им воспользоваться. Для этого нужно заключение ПМПК о том, что ребенок может посещать детский сад. Дальше нужно обратиться в районный отдел департамента образования — они подберут подходящий сад. Также можно обратиться непосредственно в сад и обсудить возможности обучения.

Не во всех детских садах есть компенсирующие группы, в которых обучаются только дети с ОВЗ, но есть комбинированные группы для детей с ОВЗ и ребят, обучающихся по основной программе. Как правило, педагоги готовы помочь ребятам с особыми потребностями, но не во всех садах есть пандусы и другие материальные условия.

Если ПМПК не против обучения в общеобразовательной школе, то важно определиться с конкретной организацией. Директор должен подобрать подходящий для вас вариант: заниматься в отдельном классе или в общем классе, но по адаптированной образовательной программе. Также можно обучаться дома: вы закреплены за школой, учителя несколько раз в неделю приходят для занятий, аттестацию проводят либо дома, либо в школе.

Школы для детей с ОВЗ. Раньше они назывались коррекционными — теперь название сменили, но смысл остался. Как правило, ПМПК советует обучаться в этих организациях ребятам с серьезными нарушениями развития: глухим, слабослышащим, позднооглохшим, слепым, слабовидящим, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

Семейное обучение. Этот вариант стоит выбирать, если ПМПК советует обучаться дома или вы не доверяете школе. Тогда вы сами будете отвечать за образование и социализацию ребенка, а в школе будете проходить промежуточную и итоговую аттестацию.

Какие специалисты помогут с выбором

ПМПК. Как правило, в ПМПК работают эксперты с большим опытом, но у них не всегда хватает времени на каждого ребенка. Чтобы им было проще, подготовьте справки от лечащего врача или наблюдающего психолога. В любом случае постарайтесь добиться от ПМПК аргументированного ответа: почему ребенку стоит выбрать определенный формат обучения. Если вы будете понимать, какие сложности могут возникнуть при каждом варианте, вам будет проще выбрать.

Наблюдающий специалист. Еще на этапе подготовки к школе, например, за год до поступления стоит заручиться поддержкой дефектолога или психолога. За год он точно изучит вашего ребенка лучше, чем ПМПК за полчаса или час. Он не только сможет определить формат обучения, подходящий ребенку, но подготовит его к школьному обучению или даст советы по правильной организации семейного образования.

Тьютор. Лучше всего пообщаться с тьютором, работающим в школе недалеко от вашего дома. Он сможет рассказать, сколько детей на него приходится, с какими сложностями он сталкивается, нужна ли помощь родителя. Если вы выберете эту школу и очный формат обучения, ребенок сможет заранее привыкнуть к тьютору.

Насколько сложно обучать ребенка с ОВЗ дома?

Обучаться дома можно в двух вариантах:

— вы получаете место в школе, но выбираете заочный или очно-заочный формат обучения. В этом случае школа обязана выделить педагога, но количество часов ограничено и не факт, что у педагога будет специальное дефектологическое образование.

— вы выбираете формат семейного образования, а в школе только проходите промежуточную аттестацию. Тогда вы обучаете ребенка сами — своими силами или с помощью наемных педагогов.

Надо понимать, что ребенка можно просто обучать для его развития, а можно пытаться получить документ о среднем образовании. И даже этих документов два вида — аттестат о среднем образовании, с которым можно поступать в сузы и вузы; свидетельство об обучении в коррекционной школе, с которым можно поступить только в организации, обучающие детей с овз.

Важнее всего в обучении особенного ребенка думать о социализации. В случае домашнего обучения — это получение дополнительного образования, общение с другими ребятами на площадках, создание специальной среды. С дополнительным образованием есть сложности — подойдет не каждый кружок. Но выбрать можно. Еще один плюс — некоторые кружки помогут здоровью ребенка. Та же музыкальная или другая арт-терапия улучшает физическое и психологическое состояние ребенка — это доказано в ряде исследований.

Можно не просто развивать ребенка, но догонять образовательную программу. Для этого нужно изучить адаптированные программы : в них школьные предметы изучаются на упрощенном уровне. Плюс набраться сил для обучения и мотивации ребенка к обучению.

Какую школу выбрать для особенного ребенка - обычную или коррекционную? Как понять, готов ли дошкольник учиться в обычном классе? Что такое аудиоскриннинг? Всех ли слабослышащих детей можно научить говорить? Об этом "РГ" рассказывает доктор педагогических наук, исполняющая обязанности директора Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева.

Татьяна Соловьева: С помощью таких книг обучают грамоте детей с нарушением слуха. Фото: Ирина Ивойлова

Татьяна Соловьева: С помощью таких книг обучают грамоте детей с нарушением слуха. Фото: Ирина Ивойлова

Татьяна Александровна, идет запись в школу. В электронной анкете диагнозы детей указывать не обязательно. Как родителям понять, какая школа для особенного ребенка будет лучше - обычная или коррекционная?

Татьяна Соловьева: Давайте сразу уточним, термины "коррекционная школа", "виды коррекционных школ" (их было восемь) больше не используются в документах. Есть общеобразовательные школы. В некоторых из них созданы необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, работают учителя-дефектологи, есть адаптированные образовательные программы. Чаще всего это школы-интернаты, перечисленный в особом перечне. Их 1664. Выбирая массовую общеобразовательную школу для своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родители имеют право получить у директора полную информацию об условиях обучения. Право выбора остается за родителями. Какой вариант лучше? Поможет понять психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Без заключения ПМПК ребенка не примут в специальную школу, а в массовой - не обеспечат необходимый объем специальных условий, включая занятия с учителем-логопедом или учителем-дефектологом.

А если родители не хотят идти на комиссию? Одни просто не могут допустить мысль, что у ребенка есть нарушения, а другие видят особенности, но считают, что обычная школа всех научит. Тогда как быть?

Фото: Виктор Васенин

Татьяна Соловьева: Исходить надо, прежде всего, из интересов самого ребенка. Организация учебного процесса в специальной школе, специальном классе и в условиях инклюзии отличается.

Родителям надо понимать, что отличий в методике преподавания очень много. Отличается даже построение фразы в речи учителя. Например, в обычном классе в начальной школе педагог может спросить учеников: "В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст?". Учитель-дефектолог, занимаясь с детьми по адаптированной образовательной программе, отбирает слова и выражения так, чтобы донести смысл и научить порядку, алгоритму действий. Например, так: "Составь текст. Расставь предложения по порядку: что было сначала, что потом, чем все закончилось?"

Подскажите родителям, по каким признакам определить, сможет ли дошкольник с ограниченными возможностями здоровья пойти в обычный класс?

Татьяна Соловьева: По статистике половина родителей детей с проблемами речи, слуха, с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата предпочитает отдать своего ребенка в массовую школу. Рекомендую обратить внимание на следующее:

Проявляет ли ребенок интерес к общению, игре с новыми детьми и взрослыми, как активно он включается во взаимодействие с другими людьми, соблюдает ли основные простые правила культуры поведения, речевого этикета?

Посмотрите, насколько внимательно он слушает (воспринимает) чужую речь или, напротив, перебивает, не обращая внимание на сказанное собеседником: "А я вот где был! А у меня машинка!", тянет маму за рукав: "Не хочу. Давай пойдем домой!". У ребенка нет интереса к новому человеку, нет желания узнать что-то новое, незнакомое? Скорее всего, возникнут трудности.

Очень важный показатель - качество и темп выполнения задания за определенный промежуток времени. Если требуется значительная помощь со стороны, нужно контролировать каждый шаг, иначе ребенок бросает начатое, возникает риск формальной инклюзии, когда особый ученик помещается в слишком сложную для него среду обучения.

Что происходит с учеником с ограниченными возможностями здоровья, если он попал в обычный класс, но не готов к этому?

Фото: МЧС РФ по Ульяновской области / ТАСС

Татьяна Соловьева: Ребенок может вести себя по-разному: вертеться на уроке, мешать другим, не отвечать на вопросы учителя, отказываться выполнять задание. Ребенок "сигнализирует" взрослому о своем неблагополучии, но распознать эти сигналы, понять в чем причины и каковы механизмы трудностей по силам только подготовленному специалисту. К сожалению, часто бывает, что к 3-4 классу дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в инклюзии, "уходят" на семейное обучение. Хотя могли бы быть вполне успешными в специальном классе или школе.

В России примерно 14 миллионов слабослышащих. Детей с нарушениями слуха - около миллиона. Учителя обычных школ знают, как их учить?

Татьяна Соловьева: В 2017 году опрос пяти тысяч педагогов массовых школ подтвердил, что им требуется непрерывное методическое сопровождение. Учителя ищут ответы на их личные профессиональные вопросы, связанные с проблемами обучения конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом дети очень разные. Среди обучающихся с нарушениями слуха выделяют слабослышащих, глухих, кохлеарно имплантированных, тех, кто потерял слух, и тех, кто помимо проблем со слухом имеет дополнительные ограничения по здоровью…. Ко всем нужен разный подход. Сложности в школах есть.

Фото: Сергей Куксин

Что касается нарушения слуха, то на 3-4 день после рождения или позже в роддоме или поликлинике может быть проведена процедура проверки слуха или аудиоскриннинга. Родители имеют право настаивать на оказании этой бесплатной услуги. При подозрении на снижение слуха процедура проводится повторно. Если риск нарушения слуха подтверждается, то ребенка направят в врачу-сурдологу. Важно своевременно обеспечить малыша индивидуальными слуховыми аппаратами, организовать предметную развивающую среду, занятия со специалистом дефектологом (сурдопедагогом). Слабослышащего или глухого ребенка можно научить словесной речи.

Слуховой аппарат усиливает звуковой сигнал? Ребенок лучше слышит обычную речь?

Татьяна Соловьева: Слуховой аппарат не работает как очки. Современные устройства - цифровые, настраиваются специалистами, позволяют различать окружающие звуки, речевые и неречевые, в разных условиях. Важно помнить, что при нарушенном слухе возникают неприятные болезненные ощущения в ухе при восприятии громких звуков. Это значит, что при общении со слабослышащим или глухим ребенком не стоит кричать, лучше говорить голосом нормальной громкости. Дело не столько в громкости, сколько в высоте звуков. В большинстве случаев люди с нарушением слуха способны воспринимать низкие звучания, шумы, такие как стук, гудок и другие.

Недавно в известной олимпиаде по иностранному языку впервые участвовала слепая девочка. На устной части ей пришлось отвечать в парах с обычными учениками. Многие из них опасались, что оценка может быть снижена. Девочке требовался тьютор, а время на устный ответ ограничено… Как проводить такие состязания?

Фото: Татьяна Ткачева

Татьяна Соловьева: При организации командных соревнований должны учитываться интересы всех участников команды. В этом случае, думаю, были допущены нарушения. Если соревнуются пары, где условия сопоставимы, например, в обеих парах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, такие состязания возможны, но оцениваться должны особым образом. Организаторам олимпиад нельзя об этом забывать. С другой стороны, включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во всероссийские конкурсы, фестивали, олимпиады - очень важное начинание.

По данным международного исследования PISA около 37 процентов подростков признались, что подвергаются буллингу. Пришел ребенок со слуховым аппаратом или очками на минус восемь в обычный класс. Его ведь и затравить могут!

Татьяна Соловьева: Все не так однозначно. Общение с директорами и педагогами массовых школ, родителями, чьи дети посещают инклюзивные классы, позволяет говорить об отсутствии общей тенденции. Буллингу подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья не чаще, чем их здоровые сверстники, в том числе вполне успешные дети, отличники, из благополучных семей.

Читайте также: