Как оформить картотеку пальчиковых игр в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр. Игры очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями.

Список используемой литературы

  1. Алябьева А.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М., 2007.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 - 7 лет. М., 2007.
  4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковых гимнастик. СПб., 2008.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М., 2005.

Картотека пальчиковых игр

Пальчиковые игры - отличный способ ускорения развития детей дошкольного возраста. Благодаря пальчиковым играм дети не только учатся пользоваться всеми пальчиками по отдельности, но и изучают цвета, цифры и буквы. Пальчиковые игры в виде коротких стихов или в аудиовизуальном формате полноценно зарекомендовали себя среди детских педагогов в детских садах и школах. Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста разбиты по категориям для удобного поиска и использования в обучении. Пальчиковые игры можно использовать как в групповых, так и в индивидуальных занятиях с малышами. Важно делать небольшую паузу между играми, чтобы ребенок успел отвлечься и перестроиться на новую увлекательную для него игру.

Грибы

Капуста

У Лариски – две редиски

У Лариски – две редиски.
По очереди разгибать пальчики
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

На базар ходили мы

На базар ходили мы,
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев
Много груш там и хурмы,
По одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку
Есть лимоны, апельсины,
При этом ладони не соприкасаются
Дыни, сливы, мандарины,
Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!

Будем мы варить компот

Ягоды

Раз, два, три, четыре, пять,
Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.
В лес идем мы погулять.
Обе руки идут по столу.
За черникой,
Загибают пальчики, начиная с большого.
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем

Здравствуй, полянка большая!
Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,
Здравствуй, трава – мурава!
Похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём.

Как у нас семья
Большая Да веселая
Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно
Два у лавки стоят,
Загибают большие пальцы
Два учиться хотят.
Загибают указательные пальцы
Два Степана сметаны объедаются.
Загибают средние пальцы
Две Дашки у кашки питаются.
Загибают безымянные пальцы
Две Ульки в люльке качаются.
Загибают мизинцы

В нашей группе все друзья
Дети ритмично стучат кулачками по столу
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Разжимают кулачки, начиная с мизинчика

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
Соединение пальцев по очереди с большим
В морях – корабли, ледоколы, суда,
То же пальцами другой руки
Они очень редко заходят сюда.

Раз, два, три, четыре, пять,
Загибать пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
Имитировать лепку комков
Птичек крошками кормили,
Крошить хлебушек всеми пальчиками
С горки мы потом катались.
Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу валялись
Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли,
Отряхивать ладошки
Съели суп и спать легли.
Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку

Новый год

Зимние забавы

Снежок

Раз, два, три, четыре, пять,
Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили.
"Лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальчиком.
Раз — подбросим,
"Подбрасывают".
Два — поймаем,
"Ловят".
Три — уроним
"Роняют".
И. сломаем.
Хлопают по столу.

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок!
Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
Рисуют в воздухе круг
И станет ком снеговиком.
Рисуют три разные по величине круга снизу-вверх
Его улыбка так светла!
Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу
Но солнце припечёт слегка –
Поднимают руки вверх
Увы! И нет снеговика!
Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками.

Зимующие птицы

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей, прилетело?
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Мы расскажем.
Загибание пальчиков, начиная с большего.
Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Повар

Повар готовил обед,
Ребром ладони дети стучат по столу
А тут отключили свет.
Повар леща берет
Загибают большие пальцы
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье
Загибают средние пальцы
Угли бьет поварёшкой.
Загибают безымянные пальцы
Сахар сыплет в бульон.
Загибают мизинцы
И очень доволен он.
Разводят руками

Хитрые пальчики

Вот забор.
Пальцы правой руки прижать друг к другу.
В заборе щели.
Раздвинуть пальцы.
Пальцы в них пролезть хотели.
Просунуть большой палец левой руки
Сунул голову Большак
Между большим и указательным пальцами правой.
Дальше не пройти никак!
Крепко зажать большой палец.
Вслед за ним застрял Указка.
Указательный палец левой руки между
Середняк хотел – напрасно!
Указательным и средним пальцами правой,
Безымянный – безуспешно!
Средний палец левой руки между,
Хоть один прошёл? Конечно!
Средним и безымянным пальцами правой,
Щуплый, маленький мизинчик
Мизинец несколько раз согнуть –
Помощь братьям оказал:
Разогнуть, потом помахать им.
Из щелей их всех достал.
Каждый палец по очереди освободить из плена.

Много есть профессий знатных

Много есть профессий знатных,
Соединять пальцы правой руки с большим.
И полезных, и приятных.
Соединять пальцы левой руки с большим.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.
Сразу всех не называю,
Сжимать и разжимать кулачки.
Вам продолжить предлагаю.
Вытянуть руки вперёд ладонями вверх

Дружат в нашей группе,
Пальцы рук соединяют в замок несколько раз
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать.
Соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
Руки вниз, встряхивают кистями.

В гости к пальчику большому.

В гости к пальчику большому,
Самомассаж подушечек пальцев поочерёдно.
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Моя семья

Знаю я, что у меня
Поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья:
И в соответствии с текстом,
Это – мама,
В определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я,
Сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя,
Средний и большой.
Это – папа,
Это – дед. И у нас разлада нет.

Мамочка, мамочка
Поочерёдно загибаем пальчики
Любимая моя,
Правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка,
Затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя.
Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить.

Дружно маме помогаем

Дружно маме помогаем
Пыль повсюду вытираем.
Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.

Много мам на белом свете

Варежка

Шапочки

В шапочках желтых мы стали цыплята,
Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками
В шапочках белых мы стали зайчата,
Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки,
Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках,
Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали,
Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали.
Прыгает вперед на двух ногах.

Не плачь, куколка моя

Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.
Имитация укачивания куклы.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
Загибание пальчиков.
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью, постираю и пойду.
Имитация по описанию в стихотворения.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Поработали вдвоем,
А теперь мы отдохнем.
Положить руки на колени.

Гномики

Жили были в домике
Маленькие гномики:
Дети сжимают и разжимают кулачки
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
Загибают пальчики, начиная с больших
Раз, два, три, четыре, пять,
Разгибают пальчики, начиная с мизинцев
Стали гномики стирать:
Трут кулачки друг о друга
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Лики – штанишки,
Мики умница был, Всем водичку носил.
Загибают пальчики, начиная с больших

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого

Новые кроссовки

Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук

Ботинки

Обувь

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем обувь мы считать:
Раз – туфли,
Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки,
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.

Прилетела к нам вчера
Машут ладошками
Полосатая пчела.
На каждое название насекомого,
А за нею шмель-шмелек
Загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали,
Подносят к глазам.
От усталости упали.
Роняют ладони на стол.

Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…

Божьи коровки

Божьей коровки папа идёт,
Всеми пальцами правой и левой руки шагать по столу одновременно.
Следом за папой мама идёт,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.
Юбочки с точками чёрненькими.
Постучать указательными пальцами по столу.

Паучок

В нашей комнате-столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
На каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках
Много мебели в квартире
Сжимают и разжимают кулачки
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом,
Посидели за столом,
Загибают пальчики на каждое название мебели
Чай с вареньем дружно пили,
Много мебели в квартире.
Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу

Раз, два, три, четыре,
Удар кулачками друг о друга
Мы посуду перемыли:
Одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого
Мы посуду перемыли,
Одна ладонь скользит по другой по кругу
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Загибают пальчики по одному, начиная с большого
Так мы маме помогали!
Удар кулачками друг о друга

Солдаты

У Матрешкиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц
Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке,
На каждое название животного загибают
В теплом полушубке,
Пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже
Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши
Корова в рогоже.
Удары кулачками.

Игрушки

Петушок

Солнышко-вёдрышко

Позвала нас в гости кошка

Иголка

Рисунок

Прогулка

Город

Кап, кап, кап

Шаловливые сосульки

Шаловливые сосульки,
Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз.
Положить руки на колени.
Шаловливые сосульки,
Покрутить кистями рук.
Посмотрели вниз.
Опустить голову вниз.
Посмотрели, чем заняться?
Пожать плечами.
Стали каплями кидаться.
Руками соответствующие движения.
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, кап, дзинь-дзинь, дзинь.
В такт наклонять голову вправо – влево.

Тише, тише не шумите

Этот пальчик хочет спать,
Загнуть большой палец
Этот пальчик лег в кровать,
Загнуть указательный палец
Этот пальчик чуть вздремнул,
Загнуть средний палец
Этот пальчик уж уснул
Загнуть безымянный палец
Этот крепко-крепко спит
Загнуть мизинец
Тише, тише, не шумите…
Погрозить пальцем
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
Разогнуть кулачек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию "Картотеку пальчиковых игр" для детей раннего возраста. Развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание и начинать надо как можно раньше. Известно, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В этом нам и помогут упражнения с пальчиками в форме игры, так называемые пальчиковые игры. Они как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики ребенка.



Картотека пальчиковых игр о ЗИМЕ


Картотека по психогимнастике


Картотека сюжетно - ролевых игр для дошкольников


Картотека хороводных игр в младшем группе детского сада


Картотека дидактических игр по познавательному развитию


Картотека проблемных ситуаций по лексическим темам в подготовительной к школе группе


Картотека дидактических игр на тему "Безопасность в быту"


Картотека игр по теме "Здоровье и безопасность человека"


Картотека игр по правилам дорожного движения


Картотека зимних подвижных игр для детей дошкольного возраста


Картотека музыкально - дидактических игр в подготовительной к школе группе


Картотека подвижных игр для детей 2-3 лет


Картотека "Самомассаж для детей 5-7 лет"


Картотека дидактических игр в подготовительной группе "Знакомство с национальной культурой"


Картотека игр по патриотическому воспитанию


Картотека малоподвижных игр


Картотека игр по речевому развитию


Картотека считалок для детей старшего дошкольного возраста


Картотека эстафет и аттракционов для физкультурных праздников и досугов

Читайте также: