Как облегчить ребенку расставание с мамой в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

8 причин, почему убегать, не прощаясь, плохо

Для малыша:

Он видит, как родители боятся прощаний, и делает вывод, что расставание — это что-то неприятное и даже страшное. Именно поэтому ребенок насильно старается удерживать около себя все привычное и любимое (родителей в том числе). При этом он тратит много сил на контроль того, что у него уже есть, и энергии на новые знания и знакомства уже не хватает — в результате малыш может даже замкнуться в себе.

Он ревнует родителей к их делам (к работе, друзьям, магазинам, парикмахерским и т. д.). Ему кажется, что, если родители тайно убегают от него, значит, они любят что-то там больше, чем его здесь. В итоге малышу будет трудно научиться уважать работу и досуг родителей.

Он чувствует себя неполноценным членом семьи: его обманывают, а значит, с его чувствами не считаются.

Для родителей:

Ребенок, который с опаской относится к новым контактам, будет все сильнее и сильнее привязывать к себе маму, не позволяя ей отходить от себя ни на шаг.

Ребенок, который своим агрессивным поведением доказывает, что он достаточно большой и сильный, чтобы с ним говорили серьезно, причиняет много хлопот, ссоря мам и пап с бабушками, нянями и воспитателями.

Ребенок, который заметит, что его обманывают, может начать манипулировать и всегда найдет способ заставить родителей переживать, нервничать и опаздывать на свои важные встречи: слезами, жалобами, плохим сном, аппетитом и поведением.

Момент разлуки

Ребенок хочет:

знать, куда уходит мама;

знать, когда она вернется;

быть уверенным, что с ним ничего не случится;

быть уверенным, что с мамой ничего не случится.

Взрослый желает:

обеспечить безопасность малыша;

не опоздать туда, куда идет;

оставить ребенка в хорошем настроении;

вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.

Как облегчить расставание с ребенком

Вот что вам нужно делать, для того чтобы облегчить предстоящее расставание, как продолжительное, так и не очень, для себя и для своего чада:

Чтобы не опаздывать и в то же время иметь возможность нормально попрощаться с ребенком, соберитесь на 5–10 минут раньше (больше не нужно, если вы не хотите превращать церемонию прощания в отдельное событие дня).

"Почему ты плачешь?" этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям в момент расставания.

Понять, почему ребенок плачет, если его все устраивает почти невозможно. Если спросить его об этом ребенок не сможет объяснить причину того, почему он не хочет отпустить маму. Почему же он плачет?

Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Ребенок не боится остаться без мамы, его просто беспокоит ситуация расставания. А еще он беспокоится за маму: как она там, без него?

Рассмотрим ситуацию расставания при посещении детского сада с точки зрения мамы. Она 3 года была дома, практически не расставаясь со своей крохой. Ей очень хотелось вновь начать общаться с друзьями в обществе большого количества людей, побыть вне дома, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с другой стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у нее появится больше времени заняться собой, своей карьерой. Она готовится к этому: сначала подбирает хороший детский сад, затем занимается оформлением своего чада в садик, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.

Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он им не радуется. Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, он не сильно понимает, поскольку опыт его слишком ограничен. Ребенок начинает нервничать.

И вот мама приводит ребенка в детский сад, где бегает целая куча веселых детей. Но вдруг ее ребенок, который так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за ее юбку, плачет и ни с кем не хочет общаться. Воспитатель начинает отрывает его от маминой юбки, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу. Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка домой, она понимает, что по возвращению домой ее ждет вся домашнюю работу, которую она раньше делала в течение дня, только теперь это все нужно сделать вечером за несколько часов. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. У нее не хватило времени уделить необходимое время для игры и заботы своему крохе. А ведь еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра. Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.

Как же этот день ощутил ребенок, что он чувствует? В мгновение непонятные ранее мамины слова вдруг воплощаются в жизнь. Он попадает в новое место с незнакомыми людьми, детьми. Дети с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню. При этом чем чаще ребенок слушает, тем больше он любит эту вещь. Из-за этого детского свойства врачи часто рекомендуют вводить новшества в семье постепенно.

Очень часто родители забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителей это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это проговаривать, но дети об этом не могут догадаться. Когда он, оказывается в новых обстоятельствах, ребенок полагает, что останется там навсегда. Получая новые впечатления, он фантазирует на новые темы и начинает сильно переживать.

Но все возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. И пока врач не выпишет в детский сад (а затянуться может на 2-3 недели, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что нужно заболеть и тогда мамочка вновь окажется рядом с ним. Он "обучается" изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы могут сделать из них даже "профессиональных больных". Так называют часто болеющих детей, среди которых аллергики разных видов, поскольку аллергия - это повышение активности иммунной системы, после того как в силу каких-то обстоятельств она была длительно или интенсивно подавлена эмоциями. Но не стоит в этом винить детей, следует обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.

Первое, что нужно сделать, - заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему в течение определенного времени, например месяца. При этом в первый раз маме необходимо посмотреть, как ребенок будет чувствовать себя в группе, возможно, ему будет легче, если она остается вместе с ребенком, пока он знакомится с детьми. Кто-то отпускает маму посидеть в раздевалке, но так, чтобы он мог ее видеть и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. При этом мама всячески показывает, что не собирается уходить. Для трудно адаптирующихся детей первые 2-3 дня стоит сократить время пребывания в саду до 2 часов. Затем попробовать привести ребенка до обеда, продолжительность таких посещений может затянуться надолго, но, ни в коем случае не нужно давить на ребенка и настаивать остаться спать в садике. Можно предложить ребенку взять с собой любимую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если ему станет грустно, и он вспомнит о маме, захочет побыть с ней, он может достать игрушку и поговорить с ней.

Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, рассказывайте ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Соответственно опишите, что будут делать на работе папа и мама. Обязательно говорите о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду - учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

Родителям необходимо после возвращения ребенка из детского сада восполнить те чувства, которых так не хватало ему в саду. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.

Необходимо изменить свое поведение родителя во время болезни ребенка. Даже при исполнении всех рекомендаций ребенок может заболеть. Чтобы не сформировалась патологическая потребность в заболевании, необходимо во время болезни уделять внимание к нему ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.

"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.

Например, уходя, мама всегда:

- на несколько минут берет малыша на руки, обнимает;

- целует и говорит, куда уходит и когда придет;

- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);

- если ребенок плачет – говорит, что ей жалко, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;

-передает ребенка взрослому, с которым он остается;

Такое поведение помогает ребенку привыкнуть к расставанию. Не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Не нужно упрекать ребенка в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела, он чувствует себя в этот момент "Ненужным", помехой для мамы. Мамы говорят такие слова в отчаянии, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.

Важно помнить, что при расставании именно ребенок нуждается в утешении, а вовсе не взрослый, озабоченный собственными переживаниями. При расставании мама сама должна быть спокойна и уверенна, ведь у мамы с ребенком самая тесная взаимосвязь. Если мама будет "как на иголках", то ребенок не сможет спокойно расстаться с ней. Каждый маленький ребенок очень хочет, чтобы мама и папа были спокойны и веселы.

Ребенок в детском саду

Это естественно и нормально, что маленькие дети скучают по родителям, когда тех нет рядом. Даже если вокруг все хорошо, было бы лучше, если бы здесь была еще и мама. А если еще в саду ребенку не нравится.

Нам с дочкой помогают несколько простых приемов перекрывания расставания. Эти приемы протягивают между нами ниточки в течение дня и строят мостики к другому берегу — к вечерней встрече.

Фотографии и любимые вещи ребенка

Временные ритуалы

Очень удобно, когда приход в садик и уход из него привязаны к режиму дня.

  • В садик мы приходим к утренней зарядке. Я переодеваю девочку, мы ждем других детей и вместе спускаемся в спортзал, там она меня целует и убегает заниматься.

В понедельник мы приходим позже (пока у меня есть такая возможность) — к физкультуре после завтрака. Процесс тот же — переодевание и проводы до спортзала. Но лишний час времени с мамой вдохновляет и радует девочку в первый день новой садиковой недели.

  • Забирать дочку я стараюсь тоже с привязкой к чему-то, что формирует ее режим и ее садиковое время. Сначала забирала после обеда, потом после полдника. Сейчас забираю с вечерней прогулки. Последние дни вечером дети не гуляют, и дочке стало трудно — ее время проходит в ожидании без каких-либо разбивок на интервалы, она начинает ждать меня сразу после полдника. Думаю, что надо начинать оставлять ее до ужина. Ужинать не обязательно в саду, но можно уходить домой, когда другие идут на ужин.

Временная определенность прихода позволяет детям жить — играть, общаться, заниматься, не погружаясь в непрерывное ожидание. А поскольку с определением времени у малышей еще сложности, для них время измеряется делами — едой, сном, занятиями, прогулками и прочими пунктами режима.

Ребенок в детском саду

Ритуалы прощаний и встреч

Эти ритуалы дают ребенку возможность настроиться на садик утром и переключиться, расслабиться вечером.

Как компенсировать день без мамы

На днях дочка разлаялась в автобусе, в котором мы ехали из садика домой. Люди начали оглядываться, она начала играть на публику. Пришлось предупредить щенячий патруль, что лаять надо шепотом, потому что по правилам собак в автобусах надо перевозить в намордниках и на поводке, а у тебя же нет намордника. Поэтому надо лаять тихо-тихо, чтобы никто не понял, что я везу щенков.

Наверняка у вас есть свои моменты, сближающие вас и ребенка в течение дня друг без друга. Вспомните эти моменты, помогите малышу не терять внутренней связи с вами в разлуке. Детсадовец еще мал, придет время, и ребенок сам уйдет от вас, а сейчас вы ему нужны, как воздух.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Поэтому даже о детей, кто уже относительно давно посещает детский сад, по утрам можно слышать разы типа "не хочу-у-у в садик!", сопровождаемые плачем, а иногда даже настоящей истерикой.

❗ Что делать, если продолжать водить ребенка в сад необходимо?

Главное, сначала понять, что слезы - это еще не катастрофа. Они дают выход эмоциям, что само по себе уже неплохо. При этом важно самим воздержаться от проявления тревожности или раздражения, сохранять спокойствие - нужно вспомнить, кто тут взрослый, и не "подливать масла в огонь": ну ругать, не "шипеть" на ребенка, чтобы успокоился и уж тем более не плакать вместе с ним ;-)

✨ Как правильно действовать, чтобы облегчить расставание с ребенком

★ 1. По дороге в детский сад отвлекайте ребенка разговорами или играми.

Можно просто посчитать голубей, машины, столбы. Можно спеть песню, рассказать стихотворение. Можно поиграть в игру "кто больше назовет имен / животных и т.д."

★ 2. Нельзя убегать или исчезать из поля зрения ребенка незаметно!

Многие стремятся таким образом облегчить расставание СЕБЕ, а не ребенку (чтобы не видеть слез). Но они будут! Ребенок все равно заметит отсутствие мамы или папы.

Как надо: несмотря на плач, нужно продолжать разговаривать с ребенком доброжелательным тоном, рассказывать ему о том, чем он будет заниматься в садике, когда вы за ним придете, что будет после ("пойдем домой", "поиграем на площадке", "зайдем в магазин" и .д.), а также о своих планах на день и вечер. Все это должно дать ребенку почву для других более радостных или занимательных мыслей и ожиданий, отвлекающих его от тяжести разлуки.

★ 3. Всегда четко объясняйте ребенку, когда вернетесь.

Например, "я заберу тебя, когда вы пойдете вечером гулять с группой, после сна". И обязательно постарайтесь исполнить обещанное, не опаздывая. Если все же вы опоздали, извинитесь перед ребенком и объясните, почему это случилось.

★ 4. Придумайте ритуал для прощания.

Кто-то убирает маме в сумку любимую игрушку, чтобы забрать ее, когда мама придет вечером. Кто-то "прячет" в кармашек мамин поцелуй. Кто-то просто крепко-крепко обнимается или дает "пять". Главное, чтобы этот ритуал всегда соблюдался.

★ 5. Обеспечьте доброжелательного посредника.

Наверняка, вы уже успели понять, к какому воспитателю или няне ребенок доверяет больше всего (или кто из них больше расположен в вашему ребенку). Старайтесь передавать ребенка одному и тому же человеку.

Если малышу очень трудно расставаться именно с мамой, возможно, решит проблему, если в сад ребенку будет отводить кто-то другой (бабушка, папа и т.д.), с кем ему будет легче расставаться. Но в этом случае нужно обязательно сообщить этому взрослому обо всех обязательных ритуалах.

Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей любого возраста. Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и долгий перерыв в посещении детского сада, и др. Со стороны педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребенка, объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем позаботятся.

https://img.wikireading.ru/225978_10_i_008.jpg

Один из вариантов – пройти вместе с ребенком в группу и оставаться там в течение некоторого времени, чтобы ребенок мог найти себе занятие по интересам.

Обязательно прощайтесь с ребенком и говорите ему, когда вы за ним вернетесь. Ритуалы прощания могут быть разные: поцеловать ребенка, прочитать прощальное стихотворение, прощаться ручками, носиком, глазками, помахать рукой, посмотреть в окно, как уходит мама, ввести ребенка в группу и др.

Оставьте какие-то свои вещи ребенку, чтобы ему не было одиноко: фотографию, расческу, заколку, шарфик и др.

Выясните, какие игрушки и какие занятия интересуют ребенка, и предложите их ему, когда он появится в группе.

Уделяйте ребенку дополнительное внимание, пока он привыкает к обстановке и успокаивается.

Встречайте ребенка в приемной с улыбкой, радостью, что он пришел к вам в группу.

Увлеките ребенка интересной игрушкой, сюрпризным моментом, интересным заданием или вовлеките его в коллективную игру.

Разрешайте ребенку приносить с собой из дома любимую игрушку, книгу. Прочитайте книгу для всех детей, пусть ребенок научит других детей играть в свою любимую игру.

Порекомендуйте родителям первое время забирать ребенка пораньше, чтобы он не остался последним в группе.

И, что самое важное, создайте вокруг ребенка обстановку безопасности и заботы.

Читайте также: