Как обеспечивается точность и плавность произвольных движений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Точность и плавность движений обеспечивается работой мозжечка.

Мозжечок координирует движения, делая их точными, плавными и соразмеренными, устраняет лишние движения, поддерживает позы и равновесие тела.

у многих культур цветки расположены группами, образуя общее соцветие. так, капуста, смородина имеют соцветие кисть; яблоня, груша, слива – щиток; вишня, лук – зонтик; морковь, петрушка – сложный зонтик; подсолнечник, георгины, астры – корзинку; пшеница, рожь, ячмень – сложный колос; овес, просо – метелку; томат – завиток и т.д. (рис. 15).

гранулярная (шероховатая ) эпс более развита в клетках развивающегося зародыша,т.к. на стенках эндоплазматической сети данного типа сконцентрированы рибосомы(именно поэтому ее и называют шероховатой(,как известно ,участвуют в синтезе белка,а одной из функций белка является строительная.то есть для развития организма нужен белок.

Если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).

Психофизиологическая структура движения сложна. В.П. Дудьев (2002) в своей работе рассматривает мозговую организацию психомоторики. Он отмечает, что движение осуществляется посредством двух структур: афферентной и эфферентной, которые обеспечивают направленность и пространственное распределение двигательных импульсов, а также превращение их в последовательные кинетические мелодий. Вначале для совершения движения важную роль играют лобные, необходимые для создания проекта движения, и теменные, осваивающие смысловую структуру движения, отделы коры головного мозга. Далее при участии премоторных полей идет процесс выработки двигательных фонов, обеспечивающих выполнение вспомогательных технических коррекций на бессознательном уровне. Потом движение выполняется, но при осуществлении даже совершенного координированного движения всегда присутствует предварительная коррекция. Это возможно благодаря афферентным импульсам, которые держат мозговой центр в курсе текущего механического и физиологического состояния двигательного аппарата.

Простейшие двигательные рефлексы человека, обеспечивающие нормальное протекание более сложных двигательных актов (кожные, сухожильные и другие) обусловлены деятельностью нижних отделов центральной нервной системы (спинного, продолговатого, среднего мозга). Более сложные рефлексы позы, стояния регулируются деятельностью среднего мозга, вестибулярного аппарата, которые в свою очередь, подчинены регулирующему влиянию мозжечка. Последний координирует соразмерность движений. Все большее обогащение афферентации ведет к усложнению двигательных актов. Включение зрительной афферентации обеспечивает точность движений в пространстве. Та часть пространства, которая участвует в движении, делится на сенсорное и моторное поля. Моторное - это, где совершается движение. Сенсорное поле шире моторного. Благодаря зрению и слуху мы учитываем характеристики пространства, в котором совершается движение. Более сложные двигательные действия – предметные - возникают при деятельности высокоорганизованных отделов коры головного мозга, лобных долей, больших полушарий. Действия приобретают смысловое содержание, становятся целенаправленными.

Произвольные движения возникают как результат реализации программ, формирующихся в двигательных функциональных системах ЦНС. Осуществляются эти движения при сокращении мышц - агонистов и синергистов и одновременном расслаблении антогонистов. Таким путем обеспечиваются не только перемещения конечностей, но и более сложные двигательные акты: ходьба, спортивные упражнения, устная и письменная речь и т.п. (В.П. Дудьев, 2002).

Н.А. Бернштейн (1947) выделял следующие этапы выполнения произвольного движения: 1 этап - восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в ситуацию; 2 этап - выявление двигательной задачи, т.е. создание образа того, что должно быть; 3 этап - программирование решения задачи, т.е. определения цели и содержания движения, а также средств из имеющихся у индивида в наличии двигательных ресурсов, с помощью которых он решит двигательную задачу; 4 этап - фактическое выполнение движения: человек преодолевает избыточную свободу своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией, которая является центральным звеном движения, обеспечивающим точность, соразмерность и плавность его выполнения.

М.О. Гуревич и Н.И. Озерецкий (1930) выделили следующие компоненты психомоторики: 1) Экстрапирамидные: тонус; смена иннервации и денервации; темп; ритм; автоматические движения (выразительные и защитные); вспомогательные движения. 2) Пирамидные: сила, энергия движений; отчетливость выполнения (отсутствие синкинезий). Отчетливость зависит также от согласованности всех систем. 3) Церебеллярные кортикоцеребеллярные компоненты: равновесие, соразмернность движений; координация движений. 4) Фронтальные: двигательная активность, определяющая установку, перемену установки и последовательность движений; способность выработки формул; способность сохранения формул (энграммы); способность к одновременному движению; вторичные автоматизмы.

До работы Н.А. Бернштейна (1947) в физиологии бытовало мнение, что механизм движения укладывается в рамки описания рефлекторной дуги: стимулирование процесса его центральной переработки - двигательная реакция. Бернштейн считал, что эта схема может описывать простое движение, например коленный рефлекс. Но для сложных двигательных актов Бернштейн предложил совершенно новый способ управления движения: принцип сенсорных коррекций. Бернштейн полагал, что окончательная цель движения может быть достигнута только если в него постоянно будут вноситься поправки или коррекции.

Н.А. Бернштейн (1947) выделил пять основных уровней организации движений.

Уровень А - руброспиналъный, уровень кинетической регуляции, самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует важным аспектом любого движения - тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Самостоятельно уровнем А регулируются следующие немногочисленные движения: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато в фортепианной игре, удержание позы в полетной фазе прыжка и другие. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

Следует отметить также, что развитие движений в онтогенезе протекает в тесном контакте с психическим развитием. На начальных этапах движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, кинестетических и др.) являются основным средством познания окружающего мира. А.В. Запорожец (1960) указывал на то, что в организме новорожденного ведущей системой является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются коррелятивно, т. е. следом за ней и в зависимости от нее. Этому есть немало подтверждений. Например, опыты доктора Коха (Чехословакия), который обучал группу младенцев лазанию по шведской стенке, развивая их врожденный рефлекс ползания. Малыши успели не только освоить лазание раньше, чем обычную ходьбу, но и интеллектуально развивались быстрее, чем обычно.

В целом многие авторы, такие как Н.А. Бернштейн (1966), А.И. Быкова, Т.И. Осокина (1960), А.В. Запорожец (1960), М.М. Кольцова (1973) и другие, подчеркивают необходимую потребность ребенка в движении с первых месяцев жизни. Ограничение движений вызывает беспокойство у детей, плач. У более старших детей каждое выполнение движений (ползание, хождение, подпрыгивание и др.) сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Указанными исследователями замечено, что дети, лишенные возможности свободных движений, менее развиты, обычно вялы, не эмоциональны.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать следующие краткие выводы:

– Моторика является физиологической основой высших психических функций.

– Психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, эмоциональными, волевыми).

– Сущность развития психомоторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, а в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

– Нарушение психомоторики может привести либо к нарушению развития в целом, если оно произошло в раннем возрасте, либо, если возникло на более поздних этапах, к недостаточному развитию той или иной высшей психической функции.

– Достаточный уровень развития психомоторики, как явствует из уровневой организации движений, является одной из важнейших предпосылок формирования специальных навыков - навыков чтения и письма, которые в будущем займут ведущее место в структуре учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость полноценного развития психомоторики у детей дошкольного возраста, а также своевременной диагностики ее нарушений и их коррекции.

Список литературы:

1. Бернштейн Н.А. О построении движений - М.: Медгиз, 1947. – 254с.
2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. - 349с.
3. Быкова А.И., Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском са-ду. - М: Издательство АПН СССР, 1960. - 214с.
4. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Ч.1. - М.- Л.: Мосполиграф, 1930. - 160с.
5. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
6. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. АПН РСФСР.- М.: Акад.пед.наук, 1960. - 430с.
7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - М.: Педагогика, 1973. - 144с.
8. Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2004. – 14с.
9. Платонов К.К. О системе психологии - М.: Мысль, 1972. – 216с.
10. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М.: АН СССР,1952, т. 1, с.60.

Располагается спинной мозг в позвоночном канале и надежно защищен оболочками (твердой, путинной и мягкой сосудистой) и спинномозговой жидкостью. Центральную часть в нем занимает серое вещество, которое на поперечном срезе имеет контур бабочки. В центре серого вещества расположен узкий центральный канал со спинномозговой жидкостью. А снаружи расположено белое вещество, содержащее нервные волокна. Эти нервные волокна связывают нейроны головного мозга с нейронами спинного мозга друг с другом.

Функции серого вещества заключаются в контроле мышечной активности и восприятии сенсорного характера. Функции белого вещества – это проведение импульсов от периферии к центральной нервной системе и обратно.

№ 2. Начертите схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета.


Параграф 45. Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг.

Стр. 285

Вопросы в начале параграфа

№ 1. Почему повреждение продолговатого мозга смертельно?

Потому что в продолговатом мозге расположены центры, которые отвечают за жизненно важные функции организма (сердечнососудистая деятельность, дыхание, врожденные рефлексы).

№ 2. Как обеспечивается точность и плавность произвольных движений?

За координацию произвольных движений отвечает мозжечок, который делает их соразмерными, плавными и точными. Он же устраняет и движения, которые возникают по инерции или в ответ на какой-то раздражитель.

№ 3. Почему мы реагируем на новизну?

Нейроны центров первичной обработки информации, которые находятся в среднем мозге, реагируют на внешние раздражители в виде чего-то нового, неожиданного или внезапного. Это ведет к возникновению ориентировочной реакции. Другими словами, услышав новый звук, происходит ознакомление с ним, определение его источника. Позже реакция на появление этого звука будет рефлекторной.

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

Ответ

+

Объяснение: он отвечает за координацию

Ответ

+

Точность и плавность движений обеспечивается работой мозжечка.

Мозжечок координирует движения, делая их точными, плавными и соразмеренными, устраняет лишние движения, поддерживает позы и равновесие тела.

Читайте также: