Как называет себя сам царь из бориса годунова кратко самое

Обновлено: 02.07.2024

Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.

Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.

Главные персонажи:

Второстепенные герои:

БОРИС ГОДУНОВ

1.

//Пушкин А.С. Поли. собр. соч. 1937. Т. VII; Ду-рылин С. Пушкин на сцене. М., 1951. С. 65-91, 134-162; Гуковский Г.А. Борис Годунов

//Гуковский ГА. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 5-72; Непомнящий B.C. Наименее понятный жанр

//Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. М., 1987; Рассадин С. Два самозванца

//Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 3-58.

2.

Исполнителями роли Б.Г. были М.В.Даль-ский (1898, Александрийский театр), Ю.М.Юрьев (1900, там же), А.И.Южин (1902, Малый театр).

3.

Прародителем исполнительской традиции образа Б.Г. стал Ф.И.Шаляпин, впервые исполнивший эту партию в 1898 г. После Шаляпина Б.Г. Мусоргского обрел множество ярчайших исполнителей в лице А.С.Пирогова и М.О.Рейзена, И.И.Петрова и А.П.Огнивцева, Б.Христова и Н.Гяурова.

Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me

Значения в других словарях

Часть 1

Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.

Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.

Часть 2

Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.

Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.

В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.

Часть 3

Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.

Часть 4

Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.

Часть 5

Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.

Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.

Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.

Пушкин не случайно взялся за обработку этого исторического материала в художественной форме. Он нашел много сходного в положении России своего времени, в отношениях между царской властью и народом конца первой четверти 19 в. и России конца 16 — начала 17 веков и показал, как глубоко разобщены царь и народ.

Свою трагедию Пушкин закончил чуть раньше, чем за месяц до исторического дня — 14 декабря 1825 года, и результатами труда был очень доволен, хотя и понимал, что провести ее через цензуру будет трудно. В этом он не ошибся: только через пять лет, и то с некоторыми сокращениями, удалось наконец ее напечатать.


В начале лекции Александр Ужанков отметил важную роль русской литературы в духовном пути к Богу. Он сравнил ее с житиями святых:


У каждого произведения должно быть хорошее начало, которое заинтересует читателя. И здесь Александр Ужанков о Пушкина. Он обратил внимание на первую строфу пьесы:

Пушкин в своем произведении показал все темные стороны власти. Годунов взошел на трон кровавым путем. Появилась цепочка причинно – следственных связей: за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб.


– подвел итог в конце встречи Александр Ужанков.


Главные герои

Царь Борис Годунов

Влиятельный боярин, ставший правителем Руси в конце XVI в.

Григорий Отрепьев

Молодой монах, известный как Лжедмитрий.

Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царём Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско и пошёл отвоёвывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.

Второстепенные персонажи

Пимен

Летописец Чудова монастыря, старец.

Монах, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть даётся по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.

Марина Мнишек

Дочь польского воеводы, молодая девушка.

Чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая молодая женщина. Она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для неё не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.

Шуйский

Представитель влиятельного княжеского рода.

Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум делает ему честь как отличному политику.

Николка

Юродивый Николка по прозвищу Железный колпак.

Андрей Яковлевич Щелканов

Думный дьяк, дипломат, государственный деятель.

Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за её пределами. Характеризуется как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьём и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.

Фёдор Годунов

Единственный сын царя Бориса Годунова, его наследник.

Царевич Фёдор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.

Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.

Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.

Главные персонажи:

Второстепенные герои:

Часть 1

Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.

Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.

Часть 2

Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.

Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.

В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.

Часть 3

Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.

Часть 4

Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.

Часть 5

Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.

Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.

Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.

Главные герои

Другие персонажи

  • Воротынский – один из князей при дворе.
  • Басманов, Пушкин и Мосальский – военные при дворе.
  • Отец Пимен – летописец. Был в Угличе во время убийства наследника Ивана Грозного.
  • Марина Мнишек – возлюбленная Григория.
  • Феодор и Ксения – дети главного героя.
  • Мисаил и Варлаам – бродячие монахи.
  • Николка – юродивый.

Картина 2

Постепенно царь приходит в себя и садится на свое место. Шуйский обращается к нему и просит выслушать некоего старца, который желает поведать великую тайну. Борис дает свое согласие.

Очень краткий пересказ

В монастыре летописец Пимен рассказывает монаху Григорию о том, что присутствовал в городе, когда убивали наследника Ивана Грозного. Если бы ребенок выжил, он был бы одного возраста с Григорием. Последний решает выдать себя за выжившего наследника престола, чтобы стать новым царем.

Борис переживает из-за того, что стал убийцей. Его нечистая совесть становится причиной душевных мучений.

Сюжет


1598 г. Царская власть переходит к Борису Годунову. 1603 г. В Чудовом монастыре старец Пимен поведал своему келейнику Григорию о некоторых деталях гибели царевича Дмитрия. С этой информацией тот сбегает из монастыря, перебирается в Польшу, где объявляет себя спасшимся царевичем Дмитрием.

Польская знать с готовностью принимает его. Единственный человек, которому он признаётся в своём истинном происхождении – польская дворянка Марина Мнишек, однако её мало интересует это, для неё важнее осуществление своих честолюбивых планов посредством использования влюбленного в неё Отрепьева. Поляки снаряжают войско, во главе которого в 1604 г. Григорий переходит польско – литовскую границу и у города Новгород – Северский разбивает русскую армию.

(Не смотря на неустанные заботы о благосостоянии государства, Борис Годунов быстро терял народное расположение, благодаря своей подозрительности. Сооружение каменных построек и щедрая раздача милостыни в годы бедствий народа от голода и мора не достигли успокоения черни. Част повторявшееся обвиенние в убийстве царевича и слухи о появлении самозванца сократили дни жизни Годунова. Профессор В.П.Верещагин, 1896 г.)

В это время Москве неожиданно умирает Годунов. Бояре, объединённые в заговоре, убивают его наследников и объявляют об их самоубийстве. На Лобном месте боярин Гаврила Пушкин провозглашает нового царя Дмитрия Ивановича и призывает людей приветствовать его. Однако народ безмолвствует.)

Краткое содержание

События начинаются 20 февраля 1598 года в кремлевских палатах. Князья ведут диалог о том, что Борис Годунов и его сестра уже целый месяц находятся в монастыре, забыв обо всем мирском. Но Шуйский считает, что народу еще придется повоевать и поплакать, а главному герою поморщиться. Иначе кровь наследника престола, Дмитрия, пролилась напрасно. Шуйский также считает Бориса Годунова виновным в смерти младенца.

Народ просит Годунова стать правителем. Борис, немного подумав, соглашается и присягает на царство.

Ночью в монастыре Отец Пимен продолжает работу над летописью, рядом отдыхает Григорий. Далее следует его рассказ о своем сне: Григорий с вершины смотрит на столицу, а люди внизу показывают на него пальцем и смеются над ним. Из-за страха и позора мужчина падает.

Отрепьев расстроен из-за того, что, в отличие от Пимена, который участвовал в битвах, он не повидал этот мир. Монах расспрашивает летописца о том, как он жил, и последний рассказал, что был в Угличе как раз в момент убийства сына Ивана Грозного. И если последний выжил бы, он был бы одного возраста с Григорием.

Дом патриарха Услышав историю, Григорий решает сбежать из монастыря. Он заявил, что станет новым царем. Об этом доложили главе церкви, и он дает приказ найти монаха и выслать его в храм.

Палаты царя После разговора с кудесником Борис начинает верить, что его правление будет безмятежным, но все же несчастлив. Годунов дает людям работу, делится деньгами, строит новые дома, но народ не благодарит его. Они по-прежнему помнят о царевиче Дмитрии. Причина же переживаний Бориса кроется в его нечистой совести, ведь именно он убил младенца.

Корчма у границы Литвы Григорий и монахи Варлаам и Мисаил сидят в харчевне. Лжецарь замаскировался, чтобы никто его не узнал. Он расспрашивает хозяйку корчмы о том, как попасть в Литву. Внезапно в заведение заходят солдаты, получившие приказ поймать еретика по имени Гришка Отрепьев. Григорий вызвался прочитать приказ и намеренно изменяет его так, чтобы солдаты подумали, что там написано про Варлаама. Приставы хотели арестовать монаха, но обман раскрылся. Григорий достает спрятанный нож и быстро сбегает через окно.

Дом Шуйского Ведется разговор между Пушкиным и Шуйским о том, что из Польши пришел посланник, утверждающий, будто Дмитрий Иванович Грозный выжил. Шуйский понимает, что это ложь и он обязан скрыть это от людей.

Самбор. Замок воеводы Григорию нравится дочь польского вельможи по имени Марина, и он просит ее о свидании в саду. Там он раскрывает свою тайну, что на самом деле является самозванцем. Однако девушку не интересует любовь простого монаха, ей нужен именно царь. Марина начинает критиковать Отрепьева, обещая раскрыть его обман. Это заставило самозванца возмутиться: царь России не боится женщины из Польши. Марине понравились его слова, достойные настоящего мужчины. Однако пока он не станет правителем, она не будет встречаться с ним.

Собрание у царя На собрании начали обсуждать тему захвата Чернигова самозванцами. Царь попросил своих слуг вернуть город. Он предложил принести тело Дмитрия в столицу, чтобы народ убедился в его смерти. Но Шуйский останавливает царя и предлагает просто поговорить с людьми.

Новгород-Северский Идет битва между Московского царством и самозванцем. Последний одерживает победу и получает славу отчаянного головореза.

Площадь у собора в столице Люди поговаривают о том, что монаха Григория преследуют за предательство церкви. В это время храм посетил царь. К нему подходит Николка, жалуясь, что другие дети его обижают. Он просит убить их так же, как и наследника Ивана Грозного. Охранники хотели наказать мальчика за такие слова. Борис Годунов просит отпустить его: он распорядился, чтобы мальчик помолился за него. Но последний отказался, сказав, что не собирается молиться за таких людей.

Севск После захвата Севска Лжедмитрий начинает допрос пленника из Москвы. Он узнает, что в столице Годунов казнил тех, кто поддерживает Григория. В ярости самозванец бросает все свое 15-тысячное войско на столицу, где на тот момент было 50 тысяч солдат. Чуда не произошло и Лжедмитрий проигрывает, однако чудом спасается, сбегая в лес вместе с единомышленниками.

Палаты царя Царь беспокоится о том, что Григорий, несмотря на неудачу, снова смог собрать армию. Годунов недоволен действиями бояр: он решает переизбрать воеводу, выбрав безродного, но опытного Басманова. Внезапно Борису стало плохо. Предчувствуя скорую смерть, царь позвал к себе сына и принялся наставлять его. Правитель порекомендовал выбрать в качестве советника Шуйского, а воеводой – Басманова. К сыну главного героя выходят все обитатели царских палат и клянутся ему в верности. Начался обряд прощания с правителем.

Ставка Пушкин разговариваем с Басмановым. Он говорит, что Лжедмитрий хотел бы видеть такого талантливого воина на своей стороне. Последний отвечает, что уже служит Федору, а Григория считает самозванцем. Однако, несмотря на то, что он самозванец, его поддерживают люди и их мнение является настоящей силой. Басманов решает обдумать предложение.

Кремль Феодора и Ксению взяли под стражу. Народ у стены говорит, что в злодеяниях отца дети все же не виноваты. В дом предыдущего царя зашло несколько бояр и стрелки. Несколько минут люди слышали стуки и крики. После из дома вышел Мосальский, заявив, что Феодор и его мать отравились. Народ напуган и безмолвен. Мосальский спрашивает, почему они молчат, ведь они должны восхвалять нового правителя Дмитрия Ивановича. Но народ ничего не говорит.

Раскрытие проблем

Основным новаторским стилем писателя стал показ образа народа в качестве основного действующего персонажа. В пьесе хорошо описана динамичность его развития. Обычные пассивные люди начинают обретать небывалую мощь, и, как результат, влияют на исторические события. Пушкин поднимает в своем произведении и другие проблемы:

  1. Трагедия Годунова. Она состоит в том, что Борис, пытаясь добиться всеобщего блага, уверен, что для этого можно использовать любые средства. За это судьба покарала не только его, но и весь народ, позволивший случиться этой ситуации.
  2. Борьба за трон. Пушкин описывает, как амбиции человека, который стремиться добиться власти любой ценой, не приносят ничего, помимо погибели. Годунов терпит поражение, утаскивая с собой семью и целое государство, а Лжедмитрий стал катализатором ужасной войны и Смутного времени, поставив на кон непосредственно существование страны.
  3. Судьба России. Рассказ прерывается, он не доходит до трагических событий Смуты, но заданное писателем настроение хорошо дает понять, что обычным людям предстоят огромные испытания.
  4. Смута. Она описывает причины как внешнеполитического, так и духовного состояния в России, приведшие страну к печальным историческим событиям.

Основная идея произведения

Этапы работы

Начиная от задумки до воплощения, работа заняла один год. Гораздо больше времени ушло на то, чтобы преодолеть цензурные преграды и получить разрешение на печать. Это заняло целых пять лет. В конечном итоге книга была напечатана и издана в типографии департамента народного просвещения 24.12.1830 г. небольшим тиражом в 2000 экз. Продавалась в книжном магазине А. Ф. Смирдина.

История создания

Это сочинение было написано Пушкиным в переломный момент его творчества. Трагедия знаменует переход поэта от романтизма к реализму и объективности. Замысел произведения — показать на реальном примере, как происходят государственные перевороты и революции, какова роль народа в этих событиях, как простые люди взаимодействуют с властью.

Трагедия непохожа на привычную всем пьесу драматургического жанра. В ней нет классических актов или действий. Сочинение разделено на 23 сцены, которые чередуются одна за другой. Все время меняется место развития событий: читатель попеременно оказывается то в дворцовых палатах, то в монастыре, в России или в Польше.

Личная жизнь

Единственной супругой в биографии Бориса Годунова была дочь Малюты Скуратова – Мария. Она была покладистой и красивой девушкой, во всем поддерживающей своего мужа.

За 10 лет супружества у пары не родилось ни одного ребенка. Доктора предполагали, что Мария от рождения была бесплодной женщиной.

В связи с этим Годунов пригласил английского врача, чтобы тот осмотрел его жену и помог ей родить ребенка.

Спустя 2 года у них родилась девочка Ксения. После этого на свет появился мальчик Иван, который умер в младенчестве по причине несчастного случая.

Позже Мария родила Годунову мальчика Федора, который стал настоящей отрадой для царя. Отец делал все возможное, чтобы дать сыну лучшее образование. Федора обучали лучшие европейские и московские педагоги.

История создания

Обобщенные характеры-типы

Анализ произведения

Содержание произведения


Действие начинается в 1598 году. Князья Шуйский и Воротынский обсуждают убийство царевича Димитрия, в этом ужасном преступлении Василий Шуйский обвиняет шурина царя — Бориса Годунова. Потрясенный смертью царя Федора Иоанновича, русский народ умоляет затворившегося в монастыре Бориса взять управление государством в свои руки. После некоторых раздумий он дает свое согласие.

1603 год. Келья Чудова монастыря. Выведав от старца Пимена обстоятельства мученической кончины царевича Димитрия, его келейник Гришка Отрепьев замышляет использовать это знание в корыстных целях и сбегает из монастыря. Инок Григорий замышляет кощунство – он собирается выдать себя за покойного царевича, чтоб впоследствии взойти на царский престол. Едва скрывшись от разыскивающей его стражи, Гришка убегает в Польшу. Там он очаровывает дочь воеводы Мнишека Марину, и признается ей в своем самозванстве.

Тем временем в доме Шуйского появляется письмо о якобы чудесном спасении царевича, после чего князь отправляется с этой вестью к царю. Бориса одолевают страшные муки совести, он пытается узнать от Шуйского правду о кончине отрока.


В 1604 году, вдохновленные самозванцем Лжедмитрием польские войска переходят российскую границу. Тем временем, в Угличе состоялось обретение мощей невинноубиенного царевича, что окончательно доказало самозванство Отрепьева.

В декабре того же года, под Новгород-Северским, происходит битва войска Бориса с поляками. Годунов проигрывает сражение. На Соборной площади происходит сцена Бориса с юродивым, где последний обвиняет царя в детоубийстве, сравнивая его с Иродом.

Прибыв в Москву, царь Борис скоропостижно умирает. Будучи в предсмертной агонии, он благословляет на царство своего сына, малолетнего отрока Федора. Опальный дворянин Гаврила Пушкин подталкивает к измене одного из воевод и на Лобном месте провозглашает Лжедмитрия царем. Далее разворачивается страшная трагедия – бояре врываются к заточенным детям и супруге Годунова и убивают их. Боярин Мосальский лжет народу, что вся семья Бориса приняла яд и умерла, и провозглашает власть Лжедмитрия. Народ безмолвствует.

Образ Бориса Годунова

Фигура Бориса Годунова — царя, который не получил престол по наследству, но завоевал его хитростью, умом и энергией, весьма симптоматична, как выражение перемен, начавшихся в его эпоху. Это-то и побудило Пушкина поставить образ Бориса в центр своей исторической трагедии, где душевные переживания и судьба Годунова получили широкий обобщающий смысл.

Царь Борис — в изображении Александра Сергеевича — дальновидный и умный правитель. Благодаря своей энергии и уму, он оттеснил более родовитых претендентов-бояр, расчистив дорогу к престолу. В дальнейшем честолюбивый Борис мечтает упрочить завоеванную власть за своими наследниками посредством трезвого расчета, твердо продуманных, дальновидных политических планов. Но, захватив трон в результате искусной политической игры, он своим примером показал путь к нему другим честолюбцам. С этой точки зрения, появление Самозванца в пушкинской трагедии — не случайность, а закономерное следствие тех же исторических причин, которые сделали возможным воцарение самого Годунова.

Пушкин воспользовался в трагедии принятой также Карамзиным (но отвергавшейся многими последующими историками) версией об убийстве Борисом Годуновым младшего сына Грозного, царевича Димитрия. Но Карамзин осуждал Годунова как узурпатора, убийцу законного монарха. Пушкин же трактует убийство Димитрия как звено в цепи многочисленных преступлений, неотделимых от самой идеи царской власти. Нравственный суд над Годуновым и Самозванцем в трагедии перерастает в осуждение любой — хотя бы выдающейся — исторической личности, которая строит свою деятельность на насилии и преступлениях.

Характер Бориса Годунова освещен Пушкиным широко и разносторонне. Перед зрителем проходят все основные этапы его царствования — от воцарения до смерти. Борис предстает перед нами в своих отношениях с боярами, народом, патриархом, наедине с собой, в различных обстоятельствах личной и государственной жизни. Трагедия изображает не только ступени, ведущие его к возвышению и гибели, но и показывает, как по-разному, в зависимости от обстановки, раскрываются несходные грани характера Годунова. Это — суровый и властный правитель, заботливый отец, человек, способный трезво оценивать свое положение и глядеть в глаза правде, даже если она угрожает его спокойствию и могуществу, и в то же время страдающий от бессилия изменить сделанное, помешать историческому движению, которое, не предвидя того, что оно в будущем неизбежно, обратится против него самого, он сам и вызвал.

Главные герои

Борис Годунов


Автор многогранно раскрывает его образ – как властный и мудрый правитель, любящий муж и отец, Борис наделен многими достоинствами. Опытный политик, одаренный могучей волей, блестящим умом и искренней заботой о своем народе царь, тем не менее, не смог завоевать народную любовь. Народ не смог простить ему убийство царевича, кроме того, политика тотального закрепощения крестьян также была не по душе простому люду. Все царские щедроты и благодеяния воспринимались народом как лицемерные средства задобрить и удержать от мятежа народные массы. По мнению Пушкина, именно отсутствие народной поддержки, любви и уважения было главной причиной трагедии царя Бориса.

Подробнее: Борис Годунов: характеристика и образ героя

Пимен


Кроткий и смиренный старец, монах-летописец Чудова монастыря — один из центральных персонажей трагедии Пушкина, он является единственным свидетелем трагического убийства. Пимен непреднамеренно провоцирует своего келейника Григория на самозванство одним лишь неосторожным упоминанием о равном возрасте Отрепьева и убиенного царевича. При этом он декларирует власть царя, как данную от Бога, и впоследствии призывает народ каяться за грехи царя-детоубийцы.

Подробнее: Пимен: характеристика и образ героя

Григорий Отрепьев


Образ одного из главных героев начинает раскрываться в келье старца Пимена. Страстная натура молодого инока берет верх над его стремлением к уединению в монастырских стенах. Далее Гришка раскрывается и как пылкий влюбленный, и как одержимый жаждой власти молодой человек.

В образе Самозванца он заручается поддержкой как бояр, так и польской шляхты, но любовь народа ему завоевать так и не удастся. Вместо приветственных возгласов, новопоставленного царя ожидает народное безмолвие.

Марина Мнишек


Честолюбивая дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия, она была готова добиться царской власти любым путем, будучи одинаково безразличной как к страстной любви Самозванца, так и к политическим интересам своего народа.

Князь Шуйский


Яркий представитель боярской оппозиции, участник практически всех политических заговоров. Его роль имеет большой вес и значение в сюжете трагедии. Он первым расследует убийство царевича и дальновидно оценивает последствия вести о Самозванце. Изворотливость, трезвый и холодный расчет – характерные черты поведения этого действующего лица как в отношении царя, так и в отношении его приближенных.

Юродивый. Значительность роли этого персонажа в том, что он позволил себе на площади перед собором Василия Блаженного прилюдно обвинить царя в убийстве маленького царевича. Второе появление в сцене битвы под Кромами ознаменуется плачем Юродивого о судьбе русского народа в грядущее Смутное время.

Очень краткий пересказ

В монастыре летописец Пимен рассказывает монаху Григорию о том, что присутствовал в городе, когда убивали наследника Ивана Грозного. Если бы ребенок выжил, он был бы одного возраста с Григорием. Последний решает выдать себя за выжившего наследника престола, чтобы стать новым царем.

Борис переживает из-за того, что стал убийцей. Его нечистая совесть становится причиной душевных мучений.

Цитаты


Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение поэмы имеет свои новаторские особенности – вследствие разрыва с правилами классицизма, вместо обычных пяти действий мы наблюдаем 23 сцены, которые постоянно меняют место действия, что также является новаторской чертой авторского замысла. Новая трактовка и нарушение трех единств, типичных для трагедии классицизма (время действия, место действия и единство действия), нарушение чистоты жанра (смешение трагических, комических и бытовых сцен) позволяют назвать трагедию Пушкина удачной попыткой переворота в русской и мировой драматургии.


Главный новаторским компонентом является показ образа народа как главного действующего лица. В трагедии великолепно показана динамичность его развития. Пассивные и бессознательные народные массы обретают небывалую мощь, и как следствие, силу воздействия на ход исторических событий. Народ невидимо присутствует во всех эпизодах пьесы, включая монологи и диалоги ее персонажей, и выходит на первый план в ключевых сценах подобно хору в трагедиях античной эпохи.

Читайте также: