Как наш организм защищается от инфекции 8 класс краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Иммунитет. Человек постоянно встречается с многочисленными болезнетворными микроорганизмами — бактериями, вирусами. Они всюду: в воде, почве, воздухе, на листьях растений, шерсти животных. С пылью, капельками влаги при дыхании, с пищей, водой они легко могут попасть в наш организм. Но человек при этом не обязательно заболевает. Почему?

В нашем организме есть особые механизмы, препятствующие проникновению в него микробов и развитию инфекции. Так, слизистые оболочки выполняют роль барьера, через который способны проникать не все микробы. Микроорганизмы распознаются и уничтожаются лимфоцитами, а также лейкоцитами и макрофагами (клетками соединительной ткани). Большую роль в борьбе с инфекциями играют антитела. Это особые белковые соединения (иммуноглобулины), образующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ. Антитела выделяют главным образом лимфоциты. Антитела обезвреживают, нейтрализуют продукты жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов.

В отличие от фагоцитов, действие антител специфично, т. е. они действуют только на те чужеродные вещества, которые послужили причиной их образования.

Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Он бывает нескольких видов. Естественный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней или передается детям от родителей по наследству (такой иммунитет называют врожденным). Искусственный (приобретенный) иммунитет возникает в результате введения в организм готовых антител. Это происходит, когда заболевшему человеку вводят сыворотку крови переболевших людей или животных. Можно получить искусственный иммунитет и при введении вакцин — культур ослабленных микробов. В этом случае организм активно участвует в выработке собственных антител. Такой иммунитет остается на долгие годы.

Английский сельский врач Э.Дженнер (1749—1823) обратил внимание на опасное заболевание — оспу, эпидемии которой в те времена опустошали целые города. Он заметил, что доярки болеют оспой значительно реже, а если и болеют, то в легкой форме. Он решил выяснить, почему это происходит. Оказалось, что многие доярки во время работы заражаются и болеют коровьей оспой, которую люди переносят легко. И Дженнер решился на смелый опыт: он втер в ранку восьмилетнему мальчику жидкость из гнойника на коровьем вымени, т. е. сделал первую в мире прививку— привил ему коровью оспу. Через полтора месяца он заразил ребенка натуральной оспой, и мальчик не заболел: у него выработался иммунитет к оспе.


Постепенно оспопрививание стало применяться в большинстве стран мира, и страшная болезнь была побеждена.

Переливание крови. Учение о переливании крови ведет свое начало от работ У. Гарвея, открывшего законы кровообращения. Опыты по переливанию крови животным начались еще в 1638 г., а в 1667 г. было проведено первое успешное переливание крови животного — ягненка— юноше, который погибал от многократных кровопусканий — модного тогда метода лечения. Однако после четвертого переливания крови больной умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие.


Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впервые переливание крови от человека к человеку осуществил в 1819 г. английский акушер Дж. Бланделл. В России первое успешное переливание крови от человека к человеку произвел Г. Вольф (1832). Он спас женщину, умиравшую после родов от маточного кровотечения. Научно обоснованное переливание крови стало возможным лишь после создания учения об иммунитете (И. И. Мечников, П. Эрлих) и открытия групп крови австрийским ученым К. Ландштейнером, за что в 1930 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Группы крови человека. Представление о группах крови сформировалось на рубеже XIX—XX вв. В 1901г. австрийский исследователь К. Ландштейнер исследовал проблему совместимости крови при переливании. Смешивая в опыте эритроциты с сывороткой крови, он обнаружил, что при одних сочетаниях сыворотки и эритроцитов наблюдается агглютинация (склеивание) эритроцитов, при других — нет. Процесс агглютинации возникает в результате взаимодействия определенных белков: присутствующих в эритроцитах антигенов — агглютиногенов и содержащихся в плазме антител — агглютининов. При дальнейшем изучении крови выяснилось, что главными агглютиногенами эритроцитов оказались два агглютиногена, которые были названы А и В, а в плазме крови — агглютинины а и р. В зависимости от сочетания в крови тех и других различают четыре группы крови.


Как было установлено К. Ландштейнером и Я. Янским, в эритроцитах крови одних людей совсем нет агглютиногенов, но в плазме имеются агглютинины а и р (группа I), в крови других содержатся только агглютиноген А и агглютинин р (группа II), у третьих — только агглютиноген В и агглютинин а (группа III), эритроциты четвертых содержат агглютиногены А и В, не имеет агглютининов (группа IV).

Если при переливании группы крови донора и больного (реципиента) подобраны неправильно, то для реципиента создается угроза. Попав в организм больного, эритроциты склеиваются, что приводит к свертыванию крови, закупорке сосудов и гибели человека.

  • Проблема переливания крови возникла очень давно. Еще древние греки пытались спасти истекающих кровью раненых воинов, давая им пить теплую кровь животных. Но большой пользы это принести не могло. В 1667 г. во Франции было проведено первое внутривенное переливание крови человеку, который потерял много крови. При этом ему перелили кровь ягненка! Естественно, у человека возникли тяжелые осложнения, но, что самое удивительное, пациент их перенес и выздоровел.
  • Особые проблемы, связанные с резус-фактором, возникают при беременности. Как и все факторы, определяющие группы крови, резус-фактор передается по наследству. Если у жены резус-фактор отрицательный, а у мужа положительный, то ребенок может унаследовать от отца положительный резус-фактор. И довольно часто случается так, что резус-отрицательная женщина вынашивает резус-положительный плод. Если эритроциты эмбриона с чужеродным для матери резус-белком попадут в кровь матери, то ее иммунная система будет вырабатывать антитела к резус-белку и уничтожать эритроциты плода. Это может привести к целому ряду неблагоприятных последствий.

Больные теряли способность сопротивляться инфекциям, их иммунитет стремительно ослабевал, они погибали от различных болезней, чаще всего от особой формы воспаления легких или редкой разновидности рака. Заболевание явно не передавалось по наследству и чаще всего встречалось или у наркоманов, или у мужчин-гомосексуалистов. Реже это страшное заболевание развивалось у людей, которым переливали чужую кровь.


Проверьте свои знания

  1. В чем суть фагоцитоза?
  2. Какие механизмы препятствуют проникновению микробов в организм?
  3. Что такое антитела?
  4. Какое явление называется иммунитетом?
  5. Какие бывают виды иммунитета?
  6. Что такое врожденный иммунитет?
  7. Что такое сыворотка?
  8. Чем вакцина отличается от сыворотки?
  9. В чем заслуга Э. Дженнера?
  10. Какие бывают группы крови?

Подумайте

  1. Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор крови?
  2. Кровь каких групп совместима, а каких — нет?

Проникновению в организм микробов препятствуют наружные оболочки нашего тела. Попавшие в организм микробы уничтожаются фагоцитами. Иммунитет— невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Различают естественный и искусственный иммунитет. По наличию или отсутствию в крови человека определенных антигенов и антител выделяют четыре группы крови. В зависимости от присутствия в эритроцитах антигена под названием «резус-фактор - людей делят на резус-положительных и резус-отрицательных.


Заказ сочинений

116. Запишите и охарактеризуйте основные механизмы защиты организма от инфекции.
В нашем организме есть особые механизмы, препятствующие проникновению в него микробов и развитию инфекции. Так, слизистые оболочки выполняют роль барьера для вредных микроорганизмов. Микробы, сумевшие попасть в организм, распознаются и уничтожаются лейкоцитами и макрофагами.
Большую роль в борьбе с инфекциями играют антитела – особые белковые соединения, образующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ. Они обезвреживают, нейтрализуют продукты жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов.

117. Изучите материал учебника и запишите определения.
Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.
Антитела – это особые белковые соединения, производимые клетками иммунной системы.

119. Работы каких учёных послужили основой для научно обоснованного переливания крови?
И. И. Мечников (создание учения об иммунитете)
К. Ландштейнер (открытие групп крови)

120. Проставьте стрелки на схеме переливания крови.

121. Объясните, почему люди с IV группой крови являются универсальными реципиентами.
В крови IV(AB) группы есть антигены А и В. В крови первой группы их нет, во второй группе антигены А, в третьей - В. Соответственно, при переливании вышеуказанных групп к четвертой, в кровь не попадают чужеродные антигены, способные вызвать реакцию иммунитета.

122. Объясните, почему повторное переливание резус-положительной крови резус-отрицательному реципиенту может вызвать у него тяжёлое шоковое состояние.
У людей с резус-отрицательной кровью отсутствует особый белок – агглютиноген. Если им перелить резус-положительную кровь, в кровь попадут агглютиногены, которые могут спровоцировать склеивание эритроцитов и шоковое состояние.

Иммунные механизмы обеспечивают защиту от болезнетворных вирусов и бактерий, уничтожают погибшие и переродившиеся клетки.

Иммунные реакции могут оказывать и отрицательное влияние. Так, они могут быть причиной осложнений при переливании крови и трансплантации органов.

Очень важную роль в формировании иммунитета играет тимус, или вилочковая железа. Эта железа находится за грудиной и хорошо функционирует только у детей.

Защитные механизмы различаются по происхождению, способам воздействия на антиген и продолжительности действия.

2.jpg

У людей есть врождённый иммунитет ко многим заболеваниям. Врождённый иммунитет передаётся по наследству от родителей.

Если человека перенес инфекционную болезнь, то в его организме тоже формируется иммунитет (сохраняются клетки памяти, способные распознавать возбудителя болезни). Такой иммунитет получил название приобретённого. Если этот же микроб через некоторое время снова окажется в организме, он тут же уничтожается.

Естественным является также иммунитет, полученный новорожденным ребёнком от матери. Через плаценту во время беременности, а после рождения с грудным молоком к ребёнку попадают антитела, которые защищают его в первый год жизни от инфекционных заболеваний.

Для защиты от многих инфекционных заболеваний (оспы, коклюша, полиомиелита, дифтерии, гриппа и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.

При введении вакцины у человека возникает лёгкая реакция на возбудителя болезни и вырабатываются клетки памяти. При следующем попадании этого возбудителя клетки памяти быстро распознают его и выделяют антитела, которые препятствуют развитию заболевания. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.

Если человек уже заболел, то используют лечебные сыворотки, содержащие готовые антитела. Для получения лечебной сыворотки берут плазму крови переболевших людей или животных. В этом случае говорят о пассивном иммунитете.

лечебные сыворотки используют для спасения людей от смертельно опасных болезней, например ботулизма, дифтерии. Их используют также при укусах змей (кобры, гюрзы, эфы).

Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).

Неспецифический иммунитет практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.

Специфический иммунитет основан на распознавании конкретного антигена лимфоцитами и его уничтожении. У каждого человека этот тип иммунитета индивидуален. Он формируется постепенно в результате реакции иммунной системы на различные антигены, с которыми контактирует организм.

Специфический иммунитет обеспечивается клетками памяти (особыми лимфоцитами), которые сохраняются в организме после перенесённой инфекции или после прививки на долгое время. Эти клетки распознают возбудителя болезни при его повторном попадании в организм и быстро начинают вырабатывать антитела, препятствуя развитию болезни.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

116. Запишите и охарактеризуйте основные механизмы защиты организма от инфекции.

Первым защитным фактором является анатомический барьер - это кожа и слизистые оболочки. Не только их целостность, но выделяемый потовыми, сальными и другими железами секрет защищает организм от внедрения микробов.

В ответ на проникновение возбудителей активизируются местные защитные барьеры - это лимфатические сосуды и узлы, это образование инфильтрационого (лейкоцитарного) вала, отделяющего очаг воспаления от нижележащих тканей, это разрастание соединительной ткани вокруг воспаления (грануляционный вал).

Активизируется и нормальная флора человека по отношению к новым микроорганизмам.

В борьбе с возбудителем большое значение имеет состояние организма. При полноценном витамизированном питании организм более устойчив к инфекции. Происходит выработка иммунных тел.

Хорошо известна и такая защита организма, как фагоцитоз. Он происходит в очаге воспаления. Сама же воспалительная реакция тоже является защитой организма, так как локализует возбудителя в месте его внедрения.

Активно реагируют на воспаление лейкоциты: помимо скопления их около воспалительного очага, образования лейкоцитарного вала, увеличивается и общее количество лейкоцитов в крови - лейкоцитоз.

Хуже срабатывают защитные механизмы у стариков и детей. Помимо возраста, важны и такие неблагоприятные факторы, как переутомление, истощение, авитаминоз, анемия, сахарный диабет, шок.

117. Изучите материал учебника и запишите определения.

Иммунитет - это неосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.

Антитела - это особые белковые соединения.

118. Заполните схему "Виды иммунитета".

Иммунитет

Естесственный

Т-лимфоцит (клеточный иммунитет)

Искусственный

В-лимфоциты (гуморальный иммунитет)

врожденный приобретенный сыворотка вакцина

119. Работы каких ученых послужили основой для научно обоснованного переливания крови?

И. И. Мечников (создание учения об иммунитете) К. Ландштейнер (открытие групп крови)

120. Поставьте стрелки на схеме переливания крови.

121. Объясните, почему люди с IV группой крови являются универсальными реципиентами.

IV группа (АВ) -- имеет антигены А и В. След. она не годится ни для какой группы, кроме IV. Зато человеку с этой группой пригодна любая кровь, т.к. все антигены для него "родные".

122. Объясните, почему повторное переливание резус-положительной крови резус-отрицательному реципиенту может вызвать у него тяжелое шоковое состояние.

Резус-положительный отличается от резуса-отрицательного тем, что в первом есть какой то специфичный белок, а во втором нет.

Поэтому, если резус-отрицательному перелить кровь резус-положительного у последнего начнется отторжение этого белка, то есть отторжение всей положительной крови, поэтому шоковое состояние.

Читайте также: