Как написать проект в школьной библиотеке

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время нет, наверное, ни одной библиотеки, которой не приходилось бы создавать проекты, принимать участие в различных конкурсах. Благодаря проектной деятельности, помимо улучшения финансового состояния библиотек, усиливается их роль в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе. Что же такое "проект"? Проект – комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата. Замысел проекта должен быть социально значимым. При этом он может быть очень скромным, но обязательно нужным кому-то.

Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.

Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации как целевых читательских групп, так и широкой общественности города.

Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к кооперации и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.

В результате реализации проекта возникают новые образовательные, информационные, культурные и социальные услуги, новые возможности, новые структуры.

- Определение цели, задач, основных требований, необходимых ресурсов, времени и средств, анализ окружения проекта, отбор участников проекта, определение возможных рисков

- Действительно ли основная проектная идея отвечает современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории

- Необходимо показать, как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная библиотека сможет ее решить. Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными, реальной статистикой, экспертными оценками, публикациями в прессе, обращениями пользователей и т.д.

Следующей фазой является фаза разработки. Ее главным содержанием является разработка основных компонентов проекта и подготовка к его реализации. Общее содержание работ можно сформулировать так:

· Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)

· Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)

Должно быть ясно, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Объясните, что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

На фазе реализации проекта выполняются основные работы проекта, необходимые для достижения поставленной цели. По мере осуществления проекта руководитель постоянно контролирует ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми.

На фазе завершения проекта достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта. Основное содержание работ обычно состоит в следующем:

Идеальный проект – тот, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты устойчивы, а успешный опыт используется другими людьми и организациями.

Описание проблемы, для решения которой создан проект; четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности. Для достижения желаемого результата позволитель­но слегка преувеличить значимость темы проекта.

Мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным ука­занием дат проведения мероприятий и лиц, которые несут за них ответствен­ность.

Збаровская, Н. Проектная деятельность библиотек / Н.Збаровская // Библиотека. – 2005. - № 4. – С. 79 – 82. – (Кадры).

Иванова, Б. Фандрайзингу нужно учиться / Б.Иванова // Библиотека. – 2002. - № 2. – С. 26 – 28. – (Экономика и рынок).

Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю.Качанова ; науч. ред. В.А.Минкина. – СПб. : Профессия, 2003. – 317 с.

Коптяева, Е. Проект – это шаг вперед / Е.Коптяева // Библиотека в школе. – 2006. - № 11, 1 – 15 июня. – С. 5 – 7.

Макеева, И. Проект, еще проект / И.Макеева // Библиотека в школе. – 2005. - № 23, 1 – 15 декабря. – С. 21 – 22.

Мэйхен, М. Как получить грант? / М.Мэйхен // Библиотека. – 2002. - № 2. – С. 22 – 25 ; № 4. – С. 9 – 11 ; № 5. – С. 28 – 31. – (Экономика и рынок).

Пурник, А .А. Проектное управление в библиотечной сфере: авторский семинар / А.А.Пурник // Молодые в библиотечном деле. – 2006. - № 4. – С. 4 – 27 ; № 7. – С. 35 – 47 ; № 8. – С. 3 - 19.

Субарляк, Н. В. За проектной работой – будущее библиотек / Н.В.Субарляк // Молодые в библиотечном деле. – 2005 . - № 2. – С. 22 – 27.

Юсупова, В. В чем преимущества проектного мышления / В.Юсупова, О.Урядова // Библиотека. – 2002. - № 1. – С.43 – 45. – (Программно-целевая деятельность).

1. Пилотный проект - это первый этап внедрения, позволяющий убедиться в применимости и эффективности предлагаемой системы действий, обучить рабочую группу сотрудников библиотеки работе с новой системой, определить необходимую конфигурацию системы, а также определить и спланировать организационные и технические мероприятия на первом этапе внедрения. Продолжительность его не более 30 дней.

3. Инновационный проект - это проект, который содержит какое-то новшество, значительное изменение, перемену.

5. Стратегический проект - это проект, который содержит планирование какой-либо деятельности на длительную перспективу.

6. Организационный проект - направлен на объединение людей для достижения сложных задач. Например, для разработки проекта более сложного уровня.

7. Партнёрский проект - это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями.

8. Экономический проект - имеет форму долгосрочного планирования приоритетных библиотечных задач в установленные сроки (в этом смысле стратегический и экономический проекты похожи).

9. Образовательный проект - направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких-либо знаний, умений.

11. Культурно-досуговый проект - это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей, где практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельностью культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно- досуговых зрелищных мероприятий, литературно - музыкальных вечеров, организацию театров книги, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.

12. Проект повышения квалификации - направлен на улучшение, усовершенствование рабочих качеств специалистов библиотеки.

Очевидно, что многообразие перечисленных классификационных признаков проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками.

Интересные проекты помогают привлечь в библиотеку новую аудиторию, начать эффективное сотрудничество с другими образовательными организациями и сделать досуг читателей более разнообразным. В публикации мы даем советы как выбрать тему библиотечного проекта, найти и получить грант на его реализацию.

Одним из перспективных направлений в работе библиотек является программно-проектная деятельность. Библиотечный проект может стать одним из наиболее эффективных инструментов продвижения библиотеки и повысить ее престиж. Чаще всего проектная деятельность библиотеки подразумевает получение гранта, выделение средств на реализацию программы или проекта.

Грант помогает профинансировать более масштабные и интересные мероприятия для посетителей и сотрудников библиотеки, повысить книгообеспеченность или заключить необходимые соглашения с другими организациями. Особенно это актуально при сокращении объемов финансирования библиотеки государственными структурами. Выигранный грант является визитной карточкой библиотеки и способствует развитию библиотечной деятельности.

Что же такое проектная деятельность?

Прежде чем перейти к определению библиотечного проекта и перечислению его видов, давайте разберемся, что такое проектная деятельность и проект в целом. Проектирование представляет собой целенаправленную деятельность по поиску новых решений, включающих комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения результата (например, повышение книгообеспеченности).

Результатом проектирования становится проект или программа. Различие между ними заключается в объекте исследования. У проекта есть один объект исследования, у программы их несколько. По сути, программа состоит из нескольких проектов и решает более сложные задачи. Целевая программа, в свою очередь, содержит комплекс взаимосвязанных проектов, имеющих общую цель.

Библиотечный проект: виды и структура

Библиотечная программа является общественным некоммерческим проектом, главной целью которого обычно становится достижение более широкого доступа к информации или расширение кругозора у определенной аудитории. Все библиотечные проекты условно можно разделить на несколько видов:

  • проекты по просветительской работе с группами населения;
  • проекты историко-краеведческой направленности;
  • проекты информационно-документационного обеспечения субъектов местного самоуправления, региональной власти, местного бизнеса, малого предпринимательства;
  • проекты по развитию культуры города или региона за счет участия в культурных программах.
  • целеориентированность и результативность;
  • четкие временные рамки;
  • четко распределенный бюджет, материальные и трудовые ресурсы;
  • уникальность.

Что нужно сделать, чтобы получить грант?

Найти организации, предоставляющие гранты, или источники, которые содержат информацию о грантовых конкурсах. Легче всего это сделать с помощью интернет-ресурсов, но можно воспользоваться и возможностями ресурсных центров, а также посетить специальные мероприятия.

Культура. Гранты России. Агрегатор сведений о федеральных, региональных, муниципальных и частных грантах для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства.

Все конкурсы. Гранты. Рубрика сайта, посвященного различным конкурсам.

В крупных городах частым событием являются семинары по оформлениям заявок на грант и встречи с представителями благотворительных организаций. Постарайтесь регулярно посещать эти мероприятия, чтобы иметь актуальную информацию.

Далее нужно выбрать грантодателей, ориентируясь на то, какие фонды скорей всего захотят финансировать библиотечную программу или проект.

Важно! При определении грантодателя нужно исходить из ограничений гранта. Грант может ограничиваться географией реализации проекта или статусом заявителя. Например, на грант Президента РФ на развитие гражданского общества могут подаваться только некоммерческие неправительственные организации, а фонд Михаила Прохорова дает гранты исключительно заявителям из Сибирского, Уральского и Дальневосточного федерального округа; Воронежской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Самарской, Тамбовской и Белгородской областей.

Тема проекта определяется в результате анализа ситуации и формулируется через проблему, которая в настоящий момент стоит перед библиотекой. Проблема должна решать конкретные и измеримые задачи. Существует несколько методик, которые помогут выбрать правильную тему.

  • Необходимо проанализировать темы проектов, которые чаще всего получают грант, и изучить интересы грантодателя. Бывает, что грантодатель ориентируется на определенную аудиторию, например молодых читателей или мам с детьми. Также он может выбирать проекты по конкретным проблемам или по четко прописанной структуре заявки.
  • Найти, если это возможно, заявки предыдущих лет. Если тема вашего проекта похожа на предыдущие, то, скорей всего, они не пройдут отбор. Грантодателю будет нецелесообразно давать грант на одно и то же.

Заявка является письменным обращением с описанием проекта и просьбой выделить грант. Из заявки грантодатель должен понять, насколько библиотека способна эффективно и вовремя реализовать проект. Все требования к заявкам обычно размещены на сайте грантодателей.

Примеры библиотечных конкурсов и грантов

Заключение

Поиск грантов и оформление заявок — довольно трудоемкий процесс, однако это может принести пользу как для сотрудников библиотеки, так и для ее посетителей. Чтобы упростить задачу, вы можете выбрать две или три программы, наиболее подходящие для библиотеки, и подаваться на эти программы каждый год. Это позволит не делать слишком много ненужных заявок. Также обычно конкурсы, которые проходят из года в год, имеют одинаковые требования. Поэтому вам не нужно будет изучать весь массив рекомендаций по оформлению заявки. С более подробными советами по созданию и оформлению проектов и программ вы можете ознакомиться в следующих источниках:

    Внедряем новые проекты: из опыта работы библиотек [Текст] / Российская государственная библиотека; [куратор проекта Е. Н. Гусева]. — Москва : Пашков дом, 2013. — 52 с. — (Библиотека библиотекаря)

Нажмите, чтобы узнать подробности

А сколько проектов разработано в вашей школьной библиотеке?

  • 1. Никогда в проектах не участвовали ;
  • 2. сами не разрабатывали, участвовали в общешкольных, муниципальных, региональных ( и других) проектах;
  • 3. Самостоятельно разработали и реализовали 1 проект ШБ;
  • 4. Самостоятельно за последние 3 года разработали и реализовали 2 – 4 проекта ШБ;
  • 5. Систематически занимаемся проектной деятельностью последние 5 лет, ежегодно реализуем несколько проектов ШБ;
  • 6. Систематически разрабатываем проекты , реализуем и делимся опытом проектной деятельности с коллегами, размещаем опыт в сети Интернет
  • Проект– комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата.
  • Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.
  • Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации целевых читательских групп
  • Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к сотрудничеству и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.

У проекта есть свои свойства:

Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы :

Необходимо определить :

  • - Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта
  • - Отвечает ли проектная идея современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
  • - Как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная ШКОЛЬНАЯ библиотека сможет ее решить.

Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными

Цель проекта

  • Задачипроекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации.
  • Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия .

Как сформулировать задачи

оптимально формулировать задачи глаголами :

Следующей фазой является фаза разработки :

  • Назначение руководителя и формирование команды
  • Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)
  • Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)
  • Заключение договора на получение финансирования (возможно и без материальных затрат)
  • определить, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта:

Идеальный проект - польза от него не заканчивается вместе с ним, - результаты устойчивы, - опыт используется другими людьми и организациями.

Алгоритм оформления проектной документации 1. Титульный лист (название проекта, авторы, организация - заявитель) 2. Введение (краткое описание проекта. Постановка проблемы)

Алгоритм оформления проектной документации

(название проекта, авторы, организация - заявитель)

(краткое описание проекта. Постановка проблемы)

Результаты работы проекта:

- проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив; - это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации; - это видимые результаты труда коллектива единомышленников; - в творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки и ШКОЛЫ, но и сами учащиеся, их семьи, жители города;

- работа приносит радость, слова благодарности, привлечению внимания органов власти, предпринимательских структур, общественности города к проблемам чтения; - проектная деятельность способствует личностному развитию.

Виды проектов: 1. Пилотный проект 2 . Информационный проект . 3 . Инновационный проект 4 . Маркетинговый проект 5 . Стратегический проект . 6. Организационный проект 7. Партнёрский проект 8. Экономический проект 9. Образовательный проект 10.Социальный проект 11. Культурно-досуговый проект 12. Проект повышения квалификации 13. Исследовательский проект 14. Творческий проект

Виды проектов:

  • 1. Пилотный проект
  • 2 . Информационный проект .
  • 3 . Инновационный проект
  • 4 . Маркетинговый проект
  • 5 . Стратегический проект .
  • 6. Организационный проект
  • 7. Партнёрский проект
  • 8. Экономический проект
  • 9. Образовательный проект
  • 10.Социальный проект
  • 11. Культурно-досуговый проект
  • 12. Проект повышения квалификации
  • 13. Исследовательский проект
  • 14. Творческий проект

По количеству исполнителей проект может быть:

По количеству исполнителей проект может быть:

По временным рамкам проект может быть:

Роль учеников в проекте :

Роль библиотекаря :

Совместные действия учеников и взрослых :

  • - определение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
  • - поиск путей их решения;
  • - осуществление и аргументирование выбора;
  • - сравнение полученного с требуемым;
  • - корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
  • - оценка процесса и результатов проектирования;
  • -работа над библиотечным проектом выстраивается по определённому алгоритму.

Ценность проектной деятельности для учащихся

Способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы широко внедряется проектная деятельность. Разработка и реализация проектов требует от педагога-библиотекаря соответствующей подготовки, так как он выступает не только в роли руководителя проекта, но и в роли учителя.

Проектная, научно-исследовательская деятельность в библиотеке

( опыт работы МБОУ Гимназии № 14 г. Выксы. педагог-библиотекарь Л.П. Мучкаева)

Одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы ( беседы, библиотечные уроки, громкие чтения и др.) широко внедряется использование инновационных технологий (проектная, научно-исследовательская деятельность), что открывает новые возможности в привлечении детей к чтению и творчеству. Проектная, научно-исследовательская деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Проектная, научно-исследовательская деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно- библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов.

Разработка и реализация проектов требует от школьного библиотекаря соответствующей подготовки, так как он выступает не только в роли руководителя проекта. Но и в роли учителя.

Сегодня существует несколько терминов, связанных с понятием

Читайте также: