Как начальной школе с помощью ладони расстояния между пальцев формировать представление о величинах

Обновлено: 05.07.2024

1. Учить выделять величину как пространственный признак предмета и сравнивать предметы по размеру на глаз:

а) разные по величине (резко контрастные);

б) одинаковые по величине.

'2. Показать трехмерность пространства. Познакомить с раз­личными параметрами величины предмета:

Активизация словаря: учить величину и результаты сравнения обозначать словами:

3. Учить сравнивать предметы по величине приемами при­ложения и наложения.

4. Развивать глазомер.


  1. Учить сравнивать два предмета по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов по размеру.

  2. Учить измерять длину с помощью условной мерки.

  1. Познакомить с общепринятыми мерами длины: метром и сантиметром.

  2. Формировать представление об объеме, измерении объе­ма жидких и сыпучих веществ условными мерками. Познакомить с литром.

  1. Формировать представление о массе предметов и ее изме­нении условными мерками. Познакомить с килограммом.

  2. Учить делить предметы и геометрические фигуры на две и четыре равные части.

Методика ознакомления с различными параметрами величины предмета (задачи 1, 2)

Предварительная работа

Особенности наглядного материала

Одинаковые предметы с ярко выраженным одним парамет­ром, резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и равные по величине.

Длина: ленты, веревки, шнурки, полоски, лыжи, дорожки и др.

Ширина: ленты, полоски, дорожки, ручейки и др.

Высота: дома, башни, деревья, люди и др.

Толщина: палки, карандаши, деревья и др.

Методика обучения

Сначала знакомим с каждым параметром в отдельности, за­тем возвращаемся к общей величине как обобщению получен­ных сведений.

Вначале рассматриваем два предмета контрастные по разме­ру и вводим новый термин. Потом учим сравнивать два предме­та по конкретному параметру, сначала неравные, затем равные по величине.

Последовательность ознакомления:

- длина, ширина, высота, толщина, величина (размер)

Фрагмент 1:

Наглядный материал: две ленты одного цвета, одинаковой ширины, контрастность длины примерно в 3 раза.

Организация: подгруппа детей вокруг стола.


  • Что это?

  • Какого цвета ленты?

  • Чем ленты отличаются?

  • Посмотрите, эта лента длинная, эта лента короткая.

  • Какая эта лента?

  • А эта?

  • Покажи длинную ленту.

  • Покажи короткую ленту.

Фрагмент 2:

Наглядный материал:

демонстрационный: две полоски разного цвета и длины, оди­наковой ширины на фланелеграфе;

раздаточный: у детей на столах по две разные полоски и гри­бы (игрушечные или нарисованные).

Организация: дети за партами.


  • Покажите длинную полоску.

  • Покажите короткую полоску.

  • Сравните их по длине. Скажите, какая длиннее, какая короче.

  • На короткую полоску поставьте один гриб, а на длинную полоску — много грибов.

  • Расскажите, сколько грибов куда поставили.

Наглядный материал: две полоски разной длины на фланелеграфе и много полосок двух таких же размеров на столе (по количеству детей).

Организация: подгруппа детей вокруг стола.


  • Найдите на столе длинные полоски, прикрепите их на фланелеграф под длинной полоской.

  • Эта полоска длинная, эта полоска длинная. Они все одинаковые по длине. Повторите.

  • Покажи длинную полоску. Еще одну. Сравни их по длине.
    Воспитатель выделяет короткую полоску.

  • Какая это полоска?

  • Найдите короткие полоски на столе, прикрепите под ко­роткой полоской.

  • Эта полоска короткая, эта полоска короткая. Они тоже одинаковые по. длине. Повторите.

Дидактические игры на закрепление представлений о длине

Рассматриваем предметы с ярко выраженной шириной, ос­тальные параметры должны совпадать.

Дидактические игры на закрепление представлений о ширине

Замечание: при знакомстве с высотой наглядный материал должен стоять на ровной горизонтальной поверхности верти­кально вверх (на фланелеграфе и т. п. давать нельзя, так как мы знакомим с трехмерностью пространства). Рассматриваем пред­меты с ярко выраженной высотой, остальные параметры должны совпадать. Термины вводим в той же последовательности:

Дидактические игры на закрепление представлений о высоте

Замечание: при знакомстве с толщиной основной прием — взять в руку, обхватить руками. Рассматриваем предметы с ярко выраженной толщиной, остальные параметры должны совпа­дать. Термины вводим в той же последовательности:

Дидактические игры на закрепление представлений о толщине

Замечание: после изучения всех параметров даем сравнение предметов по двум, затем по трем параметрам одновременно:

Снова рассматриваем величину, но уже как обобщающее понятие.

Дидактические игры

Методика обучения сравнению предметов по величине способами приложения и наложения (задача 3)

Предварительная работа
Когда дети научатся выделять и сравнивать разные парамет­ры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.

Методика обучения

Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).

Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меря­ют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).

Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.

Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, не­много различающиеся по длине. Совместно с детьми формули­руется правило и проговаривается сначала при помощи воспита­теля, затем самостоятельно.

Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом дру­гой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а дру­гая — короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.

Замечание: правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней сто­роне.

Для сравнения высоты предметы необходимо поставить ря­дом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим.

Методика работы по развитию глазомера (задача 4)
Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.

Фрагмент:

Наглядный материал: на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.

Или: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок.


  • Посмотри на полоску-образец, запомни длину.

  • Найди такую же по длине.

  1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).

  2. Уменьшается контрастность размеров.

  • Что выше у нас на участке забор или беседка?

  • Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?

  • Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.

Предварительная работа

После формирования навыков сравнения размеров предме­тов на глаз и способами приложения и наложения тренируем в выкладывании сериационных рядов.

Особенности наглядного материала

Наборы одинаковых предметов, различающихся только од­ним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать с предметами, различающимися цветом, двумя-тремя парамет­рами.

Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5—25 см с разницей око­ло 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточ­ные.

Это пособие универсально. Его можно использовать при ре­шении различных программных задач, выбирая нужное количе­ство полосок необходимого размера.

Наборы полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см) разной ширины (примерно 1—6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.

Наборы предметов (10 штук) одинаковых по всем параметр рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные.
Методика обучения

Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формули­руем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.


  1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить,

  2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.

  3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длин­ную и ставить в ряд.

  4. Положить последнюю полоску.

  • Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.

  • Сравни соседние полоски.

  • Красная длиннее желтой, но короче синей (А С).

— Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А =>А

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел 3.1. Методика изучения величин в начальном курсе математики

Тема 3.1.4. Методика изучения длины в начальной школе

Длина - это характеристика линейных размеров предмета (протяженности). С длиной и с единицами ее измерения дети знакомятся на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

На первом этапе учитель объясняет, какие представления имеют учащиеся об изучаемой величине. С этой целью можно показать два карандаша одного цвета, но разной длины и попросить учащихся охарактеризовать их. Умело направляя ответы детей с помощью наводящих вопросов, следует обратить их внимание именно на признак длины и добиться, чтобы они не только ответили, что один карандаш длиннее, а другой короче, но и пытались доказать это, например, путем приложения карандашей друг к другу. Учитель варьирует подобные задания, используя при этом различные предметы, модели, рисунки, стремясь добиться того, чтобы учащиеся осознали, что предметы обладают свойством иметь длину и что их, например, карандаши, можно сравнивать по этому признаку путем наложения, приложения и на глаз.

Использование мерок для сравнения длин отрезков подготавливает учащихся к осознанию самого процесса измерения. Например, на доске начерчены два отрезка (90 см. и 120 см.) - проблемная ситуация.

При этом расположены так, что дать обоснованный ответ о том, какой из отрезков длиннее (короче), нельзя (способ приложения в этом случае не применим). Учитель показывает ученикам планку длиной в 30 см., называет ее меркой и предлагает с ее помощью сравнить длины отрезков.

Созданная проблемная ситуация поможет учащимся осознать тот факт, что для сравнения длин отрезков необходимо пользоваться одной меркой. Это подготовит к пониманию того, что числовое значение величины зависит от единицы измерения. Усвоение этого продолжается в процессе различных упражнений. Используя групповую форму работы на уроке, можно провести такую практическую работу.

Аналогичным заданием является измерение длины класса шагами или длины доски разными мерками. В результате практических работ учащиеся подводятся к выводу, о необходимости введения единицы измерения длины - сантиметра, дециметра, метра или километра. Учитель, знакомит детей с линейкой и с правилами измерения длин отрезков с помощью этого инструмента.

В первом классе дети получают наглядное представление о сантиметре. Они выполняют следующие задания:

1. Измеряют длину полосок с помощью модели сантиметра;

2. Измеряют длину полосок с помощью линейки.

Чтобы измерить длину полоски, надо приложить к ней линейку так, чтобы начало полоски соответствовало цифре 0 на линейке. Число, соответствующее концу полоски и есть ее длина.

Дети выполняют следующие виды заданий:

1. Сравнение длин полосок с помощью мерок произвольной длины;

2. Нахождение равных и неравных отрезков, определение, на сколько один отрезок больше или меньше другого;

3. Измерение отрезков и их сравнение с помощью линейки.

Во втором классе дети знакомятся с такими единицами измерения длины как дециметр и метр.

Дециметр - метрическая мера длины. Дециметр равен одной десятой доле метра. Дециметр - дм (без точки).

Дети получают наглядные представления о дециметре как об отрезке равном 10 см. и выполняют задания следующего характера:

1. Измерение предметов с помощью модели дециметра (альбом, книга, парта);ъ

2. Вычерчивание в тетради отрезка длиной 1 дм; 3. Сравнение изученных величин;

4. Преобразование величин:

В основе выполнения заданий на сравнение и преобразование величин лежит знание соотношения:

Метр - основная мера длины. Метр введен в употребление в конце XVIII в. во Франции.

В третьем классе дети получают наглядные представления о метре и знакомятся с основными метрическими соотношениями:

Дети учатся обозначать новую единицу измерения длины : м (без точки), измерять предметы с помощью новой единицы длины (шнур, доска, класс). В качестве инструмента используется метровая линейка или портновская лента.

Учащиеся выполняют задания:

Сравнение: 1м. 99 см; Преобразование величин:

В четвертом классе в задания для преобразования и сравнения величин вводится новая единица:

Миллиметр - мм (без точки) - метрическая мера длины. Миллиметр равен одной тысячной доле метра, то есть десятой доле сантиметра.

Школьники выполняют задания вида:

Измерение предметов (гвоздь, шуруп), выражение результатов в миллиметрах; Вычерчивание отрезков разной длины; Преобразование величин.

Опыт показывает, что правильное вычерчивание отрезков, заданной длины особенно на первых парах требует большого терпения и внимания, так как у детей еще отсутствует навык владения карандашом и линейкой. Именно поэтому необходимо систематически и достаточно долго повторять упражнения по вычерчиванию и сравнению отрезков.

При работе над темой длина, должна выполняться следующая система упражнений, раскрывающая некоторые свойства понятия длины отрезка, а также подтверждающая справедливость математических законов и для значений величин.

II. Упражнения, приводящие к понятию длины отрезка.

1. Определите длину каждого отрезка.

2. Вычислите, на сколько сантиметров длина первого отрезка больше длины второго отрезка. III. Упражнения, иллюстрирующие переместительное свойство сложения длин отрезков.

Расстояние от Москвы до Свердловска 1667 км, а от Свердловска до Новосибирска 1524 км. Чему равно расстояние от Москвы до Новосибирска? Чему равно расстояние от Новосибирска до Москвы? При решении этой задачи составляются такие выражения:

1667+1524 (км) - расстояние от Москвы до Новосибирска;

1524+1667 (км) - расстояние от Новосибирска до Москвы. Решение этой задачи подтверждает свойство переместительности сложения во множестве длин отрезков.

IV. Упражнения, иллюстрирующие сочетательное свойство сложения длин отрезков.

Расстояние от Москвы до Свердловска 1667 км, от Свердловска до Новосибирска 1524 и от Новосибирска до Иркутска 1851 км. Чему равно расстояние от Москвы до Иркутска?

При решении этой задачи следует составить такие математические выражения: (1667+1524) +1851 (км) - расстояние от Москвы до Иркутска;

1667+ (1524 +1851) (км) - расстояние от Москвы до Иркутска.

Вычисляя значения этих выражений, учащиеся устанавливают, что сложение величин ассоциативно.

V. Задания, иллюстрирующие свойство монотонности сложения в множестве длин отрезков.

От села Сосновка до села Красное 24 км, а от села Красное до села Дачное 18 км. Сравнить расстояние от Сосновки до Красного с расстоянием от Сосновки до Дачного. И по чертежу, и по условию задачи учащиеся устанавливают, что 24 VI. Задачи, неявно вводящие следующее свойство длины отрезка: длину отрезка можно делить на любое число п одинаковых частей.

Начертите отрезок длиной 12 см и разделите его на 3 равные части, а затем каждую из них на 2 равные части. На сколько равных частей можно разделить весь отрезок? Чему равна длина шестой части данного отрезка?

Диагностика сформированности представлений о величинах и их измерении

Диагностика сформированности представлений о величинах и их измерении

Ранний возраст

Задание №1

Цель: Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров
и их обозначению в речи

Ход: Рассматривание зайчика. Смотри, кто это на полянке такие? (зайчики) какие зайчики (один большой- другой маленький). А в каком доме живет большой зайчик? А маленький? Давай угостим зайчиков морковкой (большая-маленькая) .

Критерии оценивания:

Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого

Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого

Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.

Младшая группа

Задание №1

Цель: Учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее — короче,
выше — ниже, больше — меньше

Материал: лист с заданием. карандаш


Ход:

Игровое задание

Найди длинную морковку(шарфик, дерево), а теперь короткую

Задание №2

Цель: Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при
сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения

Ход: Д/и "Палочки" (на изображение длинных и коротких дорожек) . У нас есть палочки разной длинны, как мы будем определять какая длиннее, какая короче? (наложение, приложение)
какая палочка длиннее? Какая короче? Почему?
какая палочка широкая- какая узкая?

Критерии оценивания:

Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого

Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого

Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.

Средняя группа

Задание №1

Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета
по толщине путем непосредственного наложения или приложения их
друг к другу

Какой медведь – папа? А мама? А сынок? ( Большой медведь - папа, поменьше - мама, самый маленький – сынок). Давай покормим медведей. А теперь уложим спать в свои кроватки.

Задание №2

Цель: Учить сравнивать предметы по двум признакам величины

Задание №3

Цель: Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной
длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной
последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.

Критерии оценивания:

Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого

Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого

Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.

Когда человек протягивает вам ладони, в большинстве случаев его пальцы не соприкасаются друг с другом. Это говорит о том, что перед вами независимый и мыслящий человек.

В том случае, если пальцы человека крепко сомкнуты, вы можете быть уверены, что перед вами человек, умеющий приспособиться к любой ситуации и делающий это всеми доступными способами. Такие люди, за редким исключением, не способны проявить оригинальную идею.


Человек, пальцы которого удалены друг от друга, не переносит приспособленчества, зато любит удивлять и даже шокировать окружающих.

Если между указательным и средним пальцами имеется заметный промежуток, как указано стрелкой на рисунке 63, это говорит о трезво мыслящем и ответственном человеке, способном самостоятельно принимать решения. Такая комбинация наиболее удачна для менеджеров и управляющих.


Рис. 63. Ответственный человек

Иногда встречаются руки с заметным промежутком между средним и безымянным пальцами (рисунок 64).


Рис. 64. Стремление к независимости

Это указывает на человека, ценящего независимость и свободу, которого очень трудно подчинить и склонить к чему-либо без его согласия на это.


Рис. 65. Самостоятельный человек

Заметный промежуток между безымянным пальцем и мизинцем, отмеченный стрелкой на рисунке 65, выдает человека, предпочитающего всегда принимать решения самостоятельно. Этот человек довольно нетрадиционен в своих взглядах и подходах, что часто влечет за собой неприятности и осложнения в личной жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

08. Расстояние планет до Солнца

08. Расстояние планет до Солнца Меркурий – 58 млн. км;Венера – 108 млн. км;Земля – 150 млн. км;Марс – 228 млн. км;Юпитер – 778 млн. км;Сатурн – 1,43 млрд. км;Уран – 2,87 млрд. км;Нептун – 4,5 млрд. км;Плутон – 5,95 млрд. км.Расстояние планет до центра породившей их звезды, также как и их

12. Разница между творением Эфира и испусканием, а также между разрушением и поглощением

12. Разница между творением Эфира и испусканием, а также между разрушением и поглощением Хотим обратить ваше внимание на один существенный момент.В каждой частице протекают два противонаправленных процесса: творение Эфира и его разрушение (исчезновение).А с другой

Для тех, кто между.

Для тех, кто между. Дорогие мои! Если вы одновременно и системные работники, и видящие, пожалуйста, мужайтесь. Переживаемое вами внутреннее смятение ложно. Испытываемый вами страх необоснован. Вы ощутите в себе небывалую силу еще до того, как закончите читать данное

[Исследования в области передачи мысли на расстояние]

[Исследования в области передачи мысли на расстояние] Радуюсь, что Вы убедились в низком качестве некоторых медиумов. Могу подтвердить правильность сведений г. Л. Обычно другим запрещают то, в чем сами особенно заинтересованы. Ведь сейчас невероятно развито всякое

[Научные иследования феномена передачи мысли на расстояние]

Глава 14 Беседа между двумя архангелами и беседа между двумя архидемонами о без временном рождении человека

Глава 14 Беседа между двумя архангелами и беседа между двумя архидемонами о без временном рождении человека МИРДАД: В момент безвременный рожденья Человека архангелы на верхнем полюсе Вселенной вели беседу эту.Сказал архангел первый:Младенец дивный на Земле родился, и

[Исследования в области передачи мысли на расстояние]

[Исследования в области передачи мысли на расстояние] Радуюсь, что Вы убедились в низком качестве некоторых медиумов. Могу подтвердить правильность сведений г. Л. Обычно другим запрещают то, в чем сами особенно заинтересованы. Ведь сейчас невероятно развито всякое

[Научные иследования феномена передачи мысли на расстояние]

Между Тигром и Драконом

Между Тигром и Драконом Даосские мудрецы подарили миру ключ сложения полярных противоположностей: «Существует Свирепый Тигр и Неукротимый Дракон. Они находятся в постоянной вражде. Тигр страшен свирепостью, а Дракон неисчерпаем в своей неукротимости. Но если их

Расстояние между звездами заполняют люди

Расстояние между звездами заполняют люди С какой скоростью мчится свет? Майкельсон и Морли измерили это при помощи сложной системы труб и зеркал: 300 000 км/сек. А люди это знали давно. Обернувшись лучом, герой сказки мгновенно огибает вселенную и оказывается в тридесятом

X. Между сообщниками

X. Между сообщниками Следователь уже закончил осмотр квартиры, когда лорд Дженнер, вернувшись из Порт-де-Франса, подъехал к дому своего тестя.Выражение глубокого недоумения отразилось на красивом лице англичанина, когда Гермина, захлебываясь слезами, рассказала ему о

Расстояние до Солнца

Расстояние до Солнца Для расчета этого расстояния была выведены очень простая формула: нужно умножить высоту пирамиды на 10 в девятой степени, поскольку пропорция пирамиды составляет 10 к 9 (10 единиц высоты к 9 единицам ширины).Если принять высоту пирамиды за радиус, а длину

Расстояние между планетами

Расстояние между планетами По мнению Джона Уилсона, в пирамидах Гизы запечатлены расстояния между планетами Солнечной системы. Его расчеты построены на так называемых единицах. Так, длину основания пирамиды, 231,65 м, он принимает за 648 единиц, а высоту – за 405 единиц. Каждая

Читайте также: