Как москва стала центром русского православия кратко

Обновлено: 07.07.2024

2 февраля 1589 года константинопольский патриарх Иеремия II нарёк митрополита Иова Патриархом Московским и всея Руси. Так де-юре завершился шестивековой путь к духовной самостоятельности Русской православной церкви. Историки отмечают, что принятие решения об учреждении нового патриаршества во второй половине XVI столетия было закономерным: в то время Москва, где на царство венчались свои правители, уже была признана духовной наследницей Византии.

Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.

В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.
1 марта 1325 года Москва стала церковным центром Руси.

Святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Общество ЦАРЬГРАД

Общество ЦАРЬГРАД

Общество ЦАРЬГРАД запись закреплена

1 марта 1325 года Москва стала церковным центром Руси

1 марта 1325 года митрополит Пётр перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву. Этому способствовал Великий князь Иван Калита, который долгое время уговаривал митрополита и в итоге добился своего. Москва стала не только экономическим, политическим, но и церковным центром государства.

Это произошло неслучайно. В 1299 году митрополит Киевский и всея Руси Максим уехал из Киева в более спокойный Владимир, перенеся сюда и центр русского православия. В 1305 году ему на смену пришёл митрополит Пётр. Он часто гостил в Москве, сблизился со многими московскими князьями и с самим Иваном Калитой.

1 марта 1325 года состоялся переезд митрополита Петра вместе с другими духовниками в Москву, а уже в 1326 году митрополит умер и был объявлен первым московским святым. Его приемник, митрополит Феогност, продолжил дело Петра, и вскоре окончательно перенёс митрополичью кафедру в Москву.

Для Ивана Калиты перенос церковного центра стал огромной удачей. Авторитет Москвы значительно вырос, и это сыграло важную роль в возвышении города как центра, вокруг которого в дальнейшем объединились остальные княжества.

2)Когда было принято христианство на руси?
3)Какой главный документ был написан при Ярославе Мудром?
4)В каком из Русских городов функционированно вече?
5)Какое княжество стало центром собрания русских земель (12века) ?
6)Какие княжества на Руси вам известны?
7)Первое упоминание о Мосвке?
8)Как называется первая русская летопись?
9)Главная отрасль хояйства восточнославянских племен?
10)Центром в 10веке древнерусского государства был город. ?
11)Почему погиб князь Игорь?

1) В 1325 году в Москву из Владимира перенес свою резиденцию митрополит киевский и всея Руси Петр, после чего Москва стала одним из основных центров православия.

2) Христианство на Руси было принято князем Владимиром (Святославичем) в 988 году.

5) Центром собирания раздробленных русских земель было Московское княжество.

6) Киевское княжество (1132—1471), Переяславское княжество (1054—1239), Галицко-Волынское княжество (1198—1392), Турово-Пинское княжество (ок. 998—1168), Полоцкое княжество (ок. 960—1307/1399), Новгородская республика (IХ в.— 1478), Псковская республика (1348—1510), Смоленское княжество (ок. 990—1404), Черниговское княжество (1024—1330), Новгород-Северское княжество (ок. 1096—1494), Муромо-Рязанское княжество, Тмутараканское княжество (ок. 988—1100), Ростово-Суздальская земля, Суздальско-Нижегородское великое княжество (1328—1424), Переяславско-залесское княжество (1175—1302), Ростовское княжество (ок. 989—1474), Ярославское княжество (1218—1463), Углицкое княжество (1216—1591), Белозерское княжество (1238—1486), Стародубское княжество (1238—1460), Галицкое княжество (1246—1453), Юрьевское княжество (ок. 1212—1345), Костромское княжество (1246—1303), Дмитровское княжество (1238—1569), Тверское княжество (1242—1490), Московское княжество (1276—1547), Великое княжество Литовское (1236—1569).

7) Первое упоминание о Москве относится к 1147 году (по Ипатьевской летописи) , когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем, которого Юрий Долгорукий и пригласил на встречу в Москву словами: "Приди ко мне брате в Москов".

8) Первая русская летопись называется "Повесть временных лет " ("Первоначальная летопись" или "Несторова летопись") — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века.

9) Главной отраслью хозяйство восточных славян являлось скотоводство. Разведение крупного рогатого скота обспечивало восточных славян мясом, молоком и молочными продуктами.

10) Центром древнерусского государства являлся город Киев.

Читайте также: