Как излагаются элементы нормы права в статьях нормативно правовых актов кратко

Обновлено: 15.06.2024

Способы изложения - это те приемы, которые используются законодателем для формулирования юридических норм в тексте нормативного правового акта.

Норма права и статья нормативного правового акта - элементы разных систем.

Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта нередко не бывает соответствия, совпадения. В таком сопоставлении возможны различные варианты: в одной статье содержится одна правовая норма; одна норма содержится в нескольких статьях; в одной статье содержится несколько норм права и т.д.

В этой связи рассмотрим более обстоятельно разновидности такого соотношения.

1. Норма права сформулирована в статье нормативного правового акта в виде всех трех элементов - гипотезы, диспозиции, санкции. Здесь логическая структура нормы совпадает со статьей нормативного правового акта. Например, в ст. 110 УК РФ прямо излагается гипотеза, диспозиция и санкция: «Доведение до

Здесь гипотеза содержит два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет.

Диспозиция - установление самого правила поведения - участие в выборах, в голосовании.

Санкция - отрицательные последствия для тех, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.

В названных ситуациях норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения правовых норм в юридической литературе называют прямым. К тому же, отметим: структурные элементы отдельной правовой нормы редко содержатся в одной статье нормативного правового акта.

2. Норма права изложена в нескольких статьях одного и того же нормативного правового акта. Так, ст. 12 СК РФ содержит условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 этого кодекса определяют порядок и правила заключения брака, т.е. диспозицию нормы, а ст. 27, 28, 29 СК РФ регламентируют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

3. Элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных правовых актов. Например, в ст. 393 ГК РФ содержится гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающие обязанности должника по отношению к кредитору. Санкция нормы находится в статье иного нормативного правового акта (ст. 206 ГПК РФ), включает возложение обязанности на ответчика совершить определенные действия в пользу истца.

4. Несколько правовых норм включено в одну статью нормативного правового акта. Так, ст. 63 СК РФ предусматривающая права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, состоит из двух частей, каждая из которых есть самостоятельная норма. В ч. 1 утверждается, что родители имеют право и обязанность воспитывать своих детей, а в

ч. 2 констатируется, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного образования.

5. В статьях нормативного правового акта могут отсутствовать указания на гипотезу или диспозицию, поскольку их смысл и содержание устанавливаются, исходя из общего текста нормы. Например, в статьях УК РФ не приводится диспозиция (правило поведения), поскольку содержащиеся в тексте запреты делают ее очевидной. Так, в ч. 1 ст. 158 УК РФ сказано «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества - наказывается.

В юридической литературе наряду с названными рассматриваются следующие способы изложения норм права в нормативных правовых актах: прямой, отсылочный, бланкетный. Краткая характеристика этих способов дана выше с использованием конкретного законодательного материала.

В зависимости от объема нормативности нормы права подразделяются на две большие группы: 1) отправные (исходные, первичные, учредительные); 2) нормы-правила поведения, непосредственно регулирующие поведение индивидов, организаций.

1. Исходные (отправные первичные) нормы отличаются наиболее общим характером, выполняют особую роль в правовом регулировании. Их назначение в том, что они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Специальное юридическое значение этих отправных регуляторов в определении целей, задач, принципов, пределов, направлений правового регулирования, закреплении правовых понятий, категорий.

Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-начала, нормы-принципы, учредительные нормы и нормы- дефиниции.

1) Нормы-начала - предписания, закрепляющие устои

существующего строя, основы социально-экономической,

2) Нормы-принципы - законодательные предписания, выражающие, закрепляющие определенные исходные правовые идеи, отправные начала (принципы) правового регулирования. Например, принцип равенства, предусмотренный ст. 19 Конституции РФ.

3) Учредительные нормы содержат положения статутного характера (статус должностного лица, правовой режим регулирования в той или иной сфере и др.).

5) Нормы-цели - определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность государственных органов. Назовем в этой связи ст. 1 Конституции РФ, указывающую на то, что наше государство является правовым.

2. Нормы-правила поведения - нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. В основу классификации норм-правил поведения могут быть положены различные критерии.

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) различаются нормы государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, трудовые, уголовно-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и нормы других отраслей права.

2. По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы содержатся в большинстве нормативных правовых актов, оказывают регулятивное воздействие путем предоставления участникам

правоотношения субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей. Это в основном нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного права. Назовем в этой связи нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.

Существенно то, что такие нормы регламентируют правомерное поведение субъектов права.

Охранительные нормы - рассчитаны на отклоняющееся от нормы поведение (неправомерное), предусматривают

отрицательную реакцию на него в виде применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Эти нормы вступают в действие с момента нарушения требований

регулятивных и иных правовых норм. Традиционно к охранительным нормам относят нормы уголовного, уголовно­процессуального законодательства. Примером таких норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказание за совершение преступления.

3. В зависимости от особенностей предписаний, содержащихся в регулятивных нормах, выделяют нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Здесь различие основано на том или ином правовом акценте: на предоставлении права, на возложении обязанности или на установлении запрета.

Обязывающие юридические нормы устанавливают для субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия, предписывают активное правомерное поведение.

4. По кругу субъектов различают общие юридические нормы и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т.п. Это нормы, содержащиеся в законах о гражданстве, о выборах и т.д. Специальные нормы, в отличие от общих, отличаются более конкретизированной направленностью. Они распространяют свое действие только на определенные категории лиц (студенты, военнослужащие, несовершеннолетние, пенсионеры и т.д.). Специальные нормы действуют и в отношении четко определенного круга организаций (коммерческие и некоммерческие организации и др.). С этой точки зрения общая норма (ст. 91 Трудового кодекса РФ/ устанавливает для всех работников нормальную продолжительность рабочего времени не более 40 часов. Очевидно, что специальная норма (ст. 92 ТК РФ) предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (16 часов в неделю для работников в возрасте до 16 лет).

5. По степени обязательности (характеру предписания, содержащегося в норме) нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

6. По специфике правового регулирования различают материальные нормы права и процессуальные нормы.

Материальные нормы права непосредственно предоставляют, закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Эти нормы имеют своим предметом воздействия именно общественные отношения, а не процедуру их реализации. Они непосредственно регулируют различные социальные сферы, формируют позитивное (правомерное) поведение их участников, определяют структуру, компетенцию государственных органов и должностных лиц, их взаимоотношения с иными субъектами права и т.д. Соответственно можно сказать, что материальные нормы как бы образуют первый слой права. Судя по названию, данные нормы закреплены в материальных отраслях права - конституционном, административном, гражданском, трудовом, земельном и др.

Процессуальные нормы права, в отличие от материальных, составляют, образно говоря, второй слой права. Они непосредственно не регулируют ни экономических, ни политических, ни управленческих отношений. Особенность этих норм в том, что они предусматривают, закрепляют процедурные предписания, которые регламентируют порядок, правила реализации материальных норм. Имеются в виду, прежде всего, нормы гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права, процессуальные нормы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Эти нормы регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса, рассмотрения дел об административных правонарушениях и др. Особенность в том, что процессуальные нормы касаются не всех субъектов права, а только участников того или иного процесса и лиц, причастных к нему.

7) В зависимости от сферы действия нормы права подразделяются на общефедеральные и др.

- общефедеральные - действуют на территории всего государства;

- региональные - действуют на территории субъектов РФ или в пределах определенного региона, например на Крайнем Севере;

- нормы права местного самоуправления;

- локальные нормы права, действующие на территории определенного предприятия, учреждения, организации.

В юридической литературе выделяют и такие виды правовых норм, как коллизионные, поощрительные, рекомендательные и др.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Назначение этих норм - воздействовать на поведение людей посредством использования средств морального или материального стимулирования (объявление благодарности, выдача премии и др.).

Рекомендательные нормы не обязывают своего адресата совершить определенные конкретные действия или не совершить. Они предоставляют возможность самому субъекту определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант. Такие нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По-видимому, результативность действия норм права определяется многими слагаемыми, в числе которых качество

законодательства, эффективность работы правоприменительных органов, профессионализм должностных лиц, уровень их правосознания и правовой культуры и др.

Гипотеза – это условие или условия, при которых начинает действовать диспозиция. Виды гипотез:

  • в зависимости от характера обстоятельств, изложенных в гипотезе:
    • простая – в гипотезе указывается одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого начинает действовать диспозиция
    • сложная – в гипотезе указывается два или несколько обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать диспозиция
    • альтернативная – в гипотезе указывается два или несколько обстоятельств, при наличии или отсутствии хотя бы одного которых начинает действовать диспозиция
    • абстрактные – указывают общие, родовые признаки обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать диспозиция
    • казуистичные – описывают отдельные строго определенные частные случаи, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы

    Диспозиция – само правило поведения, изложенное в норме права. По степени определенности диспозиции подразделяются на:

    • абсолютно-определенные – содержат исчерпывающую формулировку правила поведения
    • относительно-определенные – устанавливаемое правило поведения уточняется в пределах нормы
    • бланкетные – отсылают к правилу поведения, которое содержится в другом нормативно-правовом акте

    Санкция – мера юридической ответственности, предусмотренная в случае нарушения диспозиции; санкция может быть и мерой поощрения. Виды санкций:

    • по степени определенности:
      • абсолютно-определенные – объем неблагоприятных последствий точно определен
      • относительно-определенные – установлен минимальный и максимальный (или только максимальный) объем неблагоприятных последствий
      • штрафные (карательные) – связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера
      • правовосстановительные – направлены на восстановление нарушенного права
      • простые – предусматривают только один вид наказания
      • альтернативные – предусматривают два или несколько видов наказаний, из которых правоприменитель должен выбрать один
      • кумулятивные – допускают или обязывают применить к правонарушителю наряду с основным дополнительное наказание

      В конкретной норме права могут содержаться не все элементы сразу. Например, в Уголовном Кодексе гипотеза содержится в общей части, а диспозиция и санкция – в особенной

      Способ изложения норм права – это правила и приемы, которые использует законодатель для передачи правовой нормы в тексте закона. Зачастую норма права и статья НПА не совпадают. Это может быть вызвано, например, удобством пользования НПА, требованиями к лаконичности изложения и пр.

      Различают следующие способы изложения:

      • в зависимости от полноты изложения элементов нормы права в статьях нормативных правовых актов:
        • прямой – в одной статье нормативного правового акта содержится одна норма права, причем сразу все три ее структурных элемента
        • отсылочный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом дается отсылка к другой статье (статьям) того же самого нормативного правового акта
        • бланкетный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом недостающие элементы восполняются из статей, расположенных в других нормативных правовых актах
        • можно выделить еще один способ, когда в одной статье нормативного правового акта содержатся насколько норм права
        • абстрактный – элементы нормы права указываются в обобщенном виде
        • казуистичный – элементы нормы права излагаются путем обозначения их индивидуальных признаков, перечисления конкретных случаев

        35) Понятие и виды форм (источников) права

        Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

        Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

        Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

        В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

        Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

        1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

        2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

        3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

        4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

        Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

        а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

        б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

        в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

        Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

        Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).


        В статье нормативного акта содержатся все обязательные элементы нормы без отсылок к другим статьям или положениям).

        Пример (ст. 397 ГК РФ): "В случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков".

        2) Отсылочный способ (элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

        В статье нормативного правового акта имеется конкретная ссылка на статью или часть статьи, в которой содержится недостающая часть нормы)

        Пример (ч.1 ст. 109 Конституция РФ): "Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации".

        ***Положительной чертой отсылочного способа является достижение компактности нормативного правового акта за счет исключения многочисленных повторений;

        3) Бланкетный способ (элементы нормы права содержатся в нескольких различных нормативных актах.

        В статье содержится ссылка на другой нормативный правовой акт, на определенные отрасли права, на "действующее законодательство").

        Пример (ст. 8.23 КоАП РФ): " Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей".

        Структура нормы права – это внутреннее строение нормы права, выражающееся во взаимосвязи её элементов.

        Содержание

        Элементы нормы права: ст 116 УК РФ [ ]

        Гипотеза [ ]

        Гипотеза – это часть нормы права, указывающая на конкретное жизненное обстоятельство (условие), необходимое для реализации нормы права.

        Виды гипотез [ ]

        I. По форме изложения:

        а) абстрактная (в ней используется обобщающая формулировка) б) казуистическая (в ней конкретно перечислены все обстоятельства, необходимые для реализации нормы)

        II. По строению:

        а) простая (указывает на одно обстоятельство, необходимое для реализации нормы права) б) сложная (указывает на два и более обстоятельств в совокупности) в) альтернативная (два и более обстоятельств, из которых достаточно одного)

        III. По наличию или отсутствию обстоятельств:

        а) положительные (указывает на необходимость наличия обстоятельств для реализации нормы права) б) отрицательные (указывает на необходимость отсутствия обстоятельств для реализации нормы права)

        Диспозиция - это часть нормы права, указывающая на правило поведения, которому необходимо следовать при наличии условий, предусмотренных гипотезой.

        Виды диспозиций [ ]

        I. По форме изложения:

        а) простая (устанавливает вариант поведения, но не раскрывает его), б) описательная (содержит описание всех существующих признаков поведения), в) отсылочная (не излагает правило поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другим статьям этого же правового акта), г) бланкетная (не излагает правило поведения, а отсылает к другому НПА).

        II. По строению:

        а) простая (указывает на одно правило поведения), б) сложная (указывает на два и более правил поведения в совокупности), в) альтернативная (указывает на два и более правил поведения, из которых выбирается одно).

        Санкция [ ]

        Санкция – это часть нормы права, указывающая на неблагоприятные последствия для правонарушителя.

        Виды санкций [ ]

        I. По отраслевой принадлежности:

        а) конституционно-правовые б) уголовно-правовые в) дисциплинарные

        II. По строению:

        а) простая (указывает на одно неблагоприятное последствие) б) сложная (указывает на два и более неблагоприятных последствий) в) альтернативная (указывает на два и более неблагоприятных последствий, из которых выбирается одно) г) сложно-альтернативная (лишение свободы с конфискацией имущества)

        III. По степени определенности:

        а) абсолютно-определенная (точно указывает на вид и размер неблагоприятного последствия) б) относительно-определенная (точно указывает на вид неблагоприятного последствия, а его размер устанавливает от минимального до максимального)

        IV. По назначению:

        а) карательная (ее назначение состоит в наказании правонарушителя) б) правовостановительная (ее назначение состоит в восстановлении нарушенного права потерпевшей стороны, в возмещении ей имущественного или иного вреда)

        Логическая и фактическая нормы [ ]

        Вопрос о структуре нормы права являются дискуссионным в юридической науке. Наибольшее распространение получил подход, согласно которому различают логическую и фактическую нормы права, структуры которых различаются.

        Логическая норма состоит из трех элементов. Она представляет собой мысленное явление. В тексте НПА она не существует. Это объясняется специализацией правовых норм в осуществлении функций права. Регулятивные нормы права осуществляют регулятивную функцию, а охранительные – охранительную. на этой основе осуществляется взаимодействие правовых норм.

        Если реализуются требования регулятивной нормы права, то охранительная норма не применяется. Нарушение регулятивной нормы права влечет за собой применение охранительной нормы

        Фактическая норма состоит из двух элементов.

        а) регулятивная фактическая норма состоит из гипотезы и диспозиции, б) охранительная регулятивная норма состоит из гипотезы и санкции (Однако, в науках уголовного и административного права I элемент охранительной нормы права называют не гипотезой, а диспозицией. При этом под диспозицией понимается указание не на правило поведения, а на правонарушение).

        Способы изложения норм права [ ]

        Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила.

        В статье НПА может содержаться одна норма права или несколько норм права. Также норма права может быть закреплена в нескольких статьях.

        I. По характеру изложения:

        а) прямой (в статье НПА все элементы нормы изложены в полном объеме), б) отсылочный (в статье НПА не все элементы изложены в полном объеме, но есть отсылка к другим статьям этого же НПА), в) бланкетный (в статье НПА не все элементы нормы права изложены в полном объеме и нет отсылки. Недостающие сведения содержатся в другом НПА).

        а) абстрактный (изложение правовых норм с использованием обобщающих формулировок), б) казуистический (изложение правовых норм путем перечисления индивидуальных признаков).

        Читайте также: