Как характеризует королевскую власть епископ боссюэ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 296.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 302.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres completes. v. 1 — 31, P., 1862—66.

Литература: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а не он Г., История франц. лит-ры, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; R е Ъ е l l i a u Α., Bossuet, P., 1900; B r u ii e t i er e F., Bossiiet, P., 1913; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916; Baumann E., Bossuet, P., 1929; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet, P., 1973.

Боссюэ (Bossuet), Жак Бенинь (27.IX.1627 - 12. IV. 1704) - французский церковный деятель, епископ Mo (с 1681), идеолог феодально-католической реакции и абсолютизма. Воспитан иезуитами. В своих проповедях и многочисленных богословских и исторических трудах боролся против зарождавшихся в 17 веке идей материализма и атеизма, выступал против теорий буржуазных оппозиционных идеологов о народоправстве и народном суверенитете, отстаивал идею провиденциализма и обосновывал доктрину абсолютизма.

Стремясь сохранить незыблемость католицизма, Боссюэ выступал против протестантизма, квиетизма, янсенизма, за объединение всех сил католицизма для усиления церкви. Стоял во главе оппозиции галликанской церкви папству, стараясь, однако, не обострять отношений с Римом. Являясь сторонником церковного галликанства, был против полного подчинения французской церкви власти короля ("Декларация французского духовенства" - "Cleri gallicani de ecclesiastica potestate declaratio", 1682). Боссюэ принадлежит "Рассуждение о всемирной истории" ("Discours sur l'histoire universelle. ", 1681), написанное им для дофина (наследника престола), воспитателем которого он был 1670-1681 годы; представляет последнюю попытку рассмотрения всемирной истории с позиций священного писания. Среди его проповедей особое место занимают "Надгробные речи" ("Oraisons funèbres", 1689), в которых много сведений о политических событиях 17 века. Язык произведений Боссюэ - классический образец французской прозы 17 века.

H. А. Денисова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: Oeuvres complètes, v. 1-12, P., 1868.

Литература: Rissere R., Les idées politiques de Bossuet, Montpellier, 1943; Martimort A. G., Le gallicanisme de Bossuet, P., 1953; Chadwick O., From Bossuet to Newman, Camb., 1957.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 171-172.

Сочинения:

Oraisons funèbres. Paris, 2004; Oeuvres. Pаris, 1979; Correspondance de Bossuet. 15 vols. Vaduz, 1965; Oeuvres completes. 31 vols. Paris, 1862—1875; Размышления на Евангелие. Петроград, 1916.

Литература:

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа).

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Таня Масян

Королевская власть, по Боссюэ, исходит от Бога.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Своеобразную попытку дать освещение всей истории человечества под определенным углом зрения мы видим у одного из наиболее ярких представителей союза церкви и государства во Франции XVII в.— именно у Боссюэ.

Боссюэ во многих отношениях стоит еще на вполне теологической точке зрения, в том виде, в каком ока выработалась в средние века. Вместе с тем мы находим у него известную попытку использовать и приспособить для общих исторических воззрений некоторые моменты из той теории естественного права и общественного договора, которая развивалась буржуазными мыслителями XVII в. На концепции всемирной истории у Боссюэ необходимо остановиться потому, что она оказала чрезвычайно сильное влияние на дальнейшее развитие французской историографии. Как ни беспомощны, как ни наивны его представления, ьо эта его концепция изучалась во французских школах еще в XIX в. как образец исторического сочинения.

Жан Бени Боссюэ (1627—1704) был священником, доктором богословия и прославился как замечательный проповедник. Особенно знамениты были его надгробные речи, которые представляли собой образен ораторского искусства и стиля.

В 1669 г. он достиг сана епископа, а в 1670 г. был приглашен ко двору как наставник дофина и 9 лет оставался в этой должности. Одновременно с этим он сохранял и епископский сан.

На основании этих работ мы и попытаемся охарактеризовать Боссюэ как историка. Я не буду сейчас подробно касаться той его работы, которая представляет главнейший интерес для современного историка, именно об отклонениях протестантских церквей от католицизма. Эта работа была написана в связи с подготовлявшейся в то время отменой Нантского эдикта. Главная цель ее — убедить протестантов вернуться в лоно католицизма. Боссюэ хочет доказать, что всякого рода уклонения от этой древнейшей, как он думает, традиционной религии неизбежно ведут к гибели.

Таким образом, с одной стороны, власть является результатом свободного общественного договора, с другой стороны, она исходит также и от бога, она строится по образцу божеской власти. Бог—царь вселенной, по образцу его власти создается отеческая, патриархальная власть. Потом народы, которые привыкли к отеческой власти, подчиняются монархам, которые заменяют им отцов. Но власть царей, кроме того, основывается и на завоевании; причем власть царя, если даже она первоначально была основана на завоевании и насилии, может стать законной в результате долговременного мирного обладания ею и согласия народов. Через это право силы превращается в право естественное. Таким образом, монархическая власть является властью, наиболее близкой к божественной, наиболее первоначальной по своему происхождению, наиболее распространенной и наиболее естественной, поскольку она имеет прообразом отеческую власть, и, наконец, эта власть является и наиболее сильной, поскольку она устраняет всякую рознь.

Таким образом, на религию Боссюэ смотрит как на опору монархии, а с другой стороны — как на известное ограничение монархии. Признаком истинной религии, с его точки зрения, служит древность ее. Всякая ложная религия является нововведением. Государи должны быть хранителями истинной веры. Власть государя должна быть обращена на искоренение всяких ложных учений. Государь должен украшать храмы; Боссюэ считает святотатством покушение на церковную собственность. Здесь монархическая и церковная точки зрения выступают в полном согласии друг с другом. Эти взгляды Боссюэ отражают галликанскую точку зрения, которая устанавливается в то время во Франции. Боссюэ был одним из авторов галликанской декларации 1682 г., согласно которой устанавливалась независимость королевской власти от папствз. Король не может быть низложен папой, подданные его не могут быть освобождены папой от присяги. Полнота власти короля в вопросах религии, однако, не распространяется на некоторые принятые во Франции постановления соборов. В то же время и суждения папы в делах веры признаются не подлежащими изменению только тогда, когда они приняты французской церковью. Таким образом, в этой декларации мы не видим идеи церковной, а тем более папской теократии. В ней проводится идея союза между церковью и монархией. Вся эта религиозно-политическая программа есть программа французского абсолютизма.'

Каковы же обязанности подданных? Боссюэ говорит о безусловном их повиновении. Подданный должен любить монарха, как любит общественное благо, как любит свою жизнь и даже больше жизни. При этом надо повиноваться не только доброму, но и злому монарху, ни о каком сопротивлении, ни активном, ни пассивном, не может быть и речи. Босюэ допускает в этом отношении единственное исключение — когда государь предписывает что-нибудь противное богу и религии.

Таким образом, учение Боссюэ представляет собой своеобразное приспособление рационалистических представлений о происхождении общества к традиционному средневековому теологическому пониманию истории.

У Целлария мы видим попытку дать систематическую периодизацию исторического материала; хотя сколько-нибудь серьезно говоритьо научных основах этой периодизации не приходится.

Если же мы посмотрим, какие периоды истории намечает Боссюэ, то придется сказать, что деление Целлария по сравнению с периодизацией Боссюэ является чрезвычайно глубоким. Боссюэ намечает в древнейшей истории целый ряд этапов, или, как он называет, эпох, приписывая им определенные совершенно произвольные даты. Первой датой всемирной истории, как он говорит, было появление Адама, или сотворение мира. По его хронологии эта дата приходится на 4004 г. до-н. э. Следующий исторический рубеж—-это Ной, или всемирный потоп (2348 г. до н. э.). Затем идет призвание Авраама, или начало союза: между богом и людьми (по утверждению Боссюэ, 1921 г. до н. э,). Следующий этап — Моисей, или появление писаного закона.

Дальше в качестве этапа приводится событие, несколько неожиданное с точки зрения библейской традиции, которой придерживается Боссюэ,—-взятие Трои (1184 г. до н. э.). Следующей вехой является Соломон, или основание им храма. Седьмой этап — правление Ромула, пли основание Рима. Восьмой — освобождение евреев из вавилонского плена. Девятый—Сципион, или разрушение Карфагена. Десятый — рождество Иисуса Христа. Одиннадцатый—Константин, или торжество христианства. Двенадцатый — Карл Великий и основание новой империи.

По этим основным этапам Боссюэ и строит свою всемирную историю. Древней историей он называет время от сотворения мира до конца правления Карла Великого, а время от Карла Великого до Людовика XIV он называет новой историей. Таким образом, история средних веков у Боссюэ вообще отсутствует. Зато у него есть еще другое деление— по возрастам мира. Таких возрастов он насчитывает: 1) от Адама до Ноя, 2) от Ноя до Авраама, 3) от Авраама до Моисея, 4) от Моисея до Соломона, 5) от Соломона до возвращения евреев из вавилонского плена, 6) от возвращения евреев из вавилонского плена до рождества Христова и 7) последний возраст мира — время после рождества Христова.

По этой схеме мы можем видеть, что вся периодизация Боссюэ носит чисто библейский, богословский характер. Отчасти в ней играют роль события полумифологического характера, как, например, взятие Трои, отчасти некоторые достоверные факты, надерганные из римской истории. Вообще все изложение Боссюэ представляет собой безвкусную и некритическую смесь библейских рассказов, к которым присоединяется множество непроверенных сведений из античных писателей. Боссюэ нельзя отказать в большой, хотя и отрывочной начитанности. Но ему постоянно приходится прибегать ко всяким ухищрениям, чтобы примирить сведения, почерпнутые из античных писателей, с библейскими легендами. Когда такое примирение оказывается невозможным, Боссюэ всегда отдает предпочтение той версии, которая, по его мнению, ближе к библейской.

Основная идея, проводимая Боссюэ в этой части его работы, заключается в том, что Римская империя была передана франкам, которые являются истинными преемниками империи. Франков же он прямо отождествляет с французами. Поэтому Боссюэ считает, что французская монархия самая древняя и самая благородная из всех существующих и мире. Начало ее он ведет от легендарного избрания Фарамунда королем франков, которое якобы имело место в 420 г.

Возвышение и падение империй, по мнению Боссюэ, должно служить примером, поучением для государей, в частности для дофина. Разрушение Рима варварами он рассматривает в духе средневековых хронистов, как возмездие за язычество и пролитую кровь христианских мучеников. Интересно, однако, что помимо целей божественной мести, Боссюэ вводит сюда и некоторые другие объяснения падения Рима, чрезвычайно для него характерные. Он говорит, что Рим пал жертвой чрезмерной любви к свободе, которую Боссюэ вообще считает одной из причин падения государства.

Далее, Рим, которому угрожали лангобарды, отдался под покровительство франков, или, как говорит Боссюэ, французов, и в 800 г, Карл Великий основал новую империю, которая непрерывно продолжается до Людовика XIV.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Oeuvres completes. v. 1 — 31, P., 1862—66. Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958 , с. 638—40; Л а не он Г., История франц. литературы, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896 , с. 716—40; R е Ъ е l l i a u . Bossuet, P., 1900 ; B r u ii e t i er e F., Bossiiet, P., 1913 ; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916 ; Baumann E., Bossuet, P., 1929 ; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet, P., 1973.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(Bossuet), Жак Бенинь (27 сент. 1627 – 12 апр. 1704) – франц. идеолог абсолютизма, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. "Рассуждение о всеобщей истории. " ("Discours sur l'histoire universelle. ", 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христианско-библейской традиции. Произведения Б. пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития.

В соч. "Политика, извлеченная из Священного писания" ("Politique tirée des propres paroles de l'Е́criture", 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчиненную разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в "Рассуждении. " говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу дворянско-католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность реакц. филос.-социологич. идей Б.

Лит.: Плеханов Г., Избр. философские произв., т. 2, М., 1958. с. 638–40; Лансон Г., История французской литературы, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716–40; Floquet A. P., Е́tudes sur la vie de Bossuet. v. 1–3, P., 1855; Rebelliau Α., Bossuet, P., 1900; Brunetière F., Bossuet, P., 1913; Dimier L., Bossuet, P., 1916; Вaumann Ε., Bossuet, P., 1929.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27 сентября 1627, Дижон—12апреля 1704, Париж)—французский философ, писатель; епископ. Изучал теологию в наваррском колледже в Париже; в 1652 принял сан священника; в течение 10 лет был наставником наследника престола. Наибольшее влияние на взгляды Боссюэ оказал Августин. В “Рассуждении о всемирной истории” (Discours sur l'Histoire universelle, 1681) развил христианскую философию истории в духе провиденциализма: Бог непосредственно управляет ходом мировой истории, определяя судьбы народов и государств, “держит. бразды правления над всеми царствами; Он держит все сердца в Своей руке: то Он умеряет страсти, то отпускает узду, •и тем самым Он движет весь человеческий род” (Oeuvres. Р., 1979, р. 1025). Обзор истории человечества Боссюэ довел до времени Карла Великого, выделив 12 эпох. В сочинении “Политика, извлеченная из Священного Писания” (Politique tirée des propres paroles de l'Écriture sainte, 1709) Боссюэ стремился доказать, что из библейских текстов вытекает учение о превосходстве мо

нархии над другими формами правления. Королевская власть, по Боссюэ, исходит от Бога. В трактате “О познании Бога и о самопознании” (De la connaissance de Dieu et de soi-même, 1722) Боссюэ утверждал, что углубленное самопознание с необходимостью возвышает человека до познания Бога. О бытии Бога свидетельствует способность души познавать вечные истины, которые суть не что иное, как сам Бог. Кроме того, несовершенство человеческого разума говорит о наличии верховного Разума как его причины, ибо немыслящие тела не в состоянии произвести мысль. Боссюэ оказал заметное влияние на последующее развитие католической философии; взгляды его резко критиковал Вольтер.

Соч.: Oeuvres complètes, v. 1—31. P., 1862-66; Oeuvres. P., 1979. Лит.: ДансонГ. История французской литературы, т. 1. М-, 1986; RebelliauA. Bossuet. Р., 1900; Dimier L. Bossuet. P., 1916; Goyet T, L'humanisme de Bossuet, t. 1—2. P., 1965; CatvetJ. Bossuet. P., 1968; Le Brun J. La spiritualité de Bossuet. P., 1972.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Читайте также: