Как формируется экологическая культура личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Человек должен научиться соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Ведущая роль в этом процессе принадлежит экологическому воспитанию и образованию, целью которого является формирование такого интегративного качества личности как экологическая культура. Экологическая культура формируется в системе непрерывного экологического образования и воспитания, основными звеньями которой, являются: семья, дошкольное заведение, школа, внешкольные воспитательные учреждения, средства массовой информации. Формируя экологическую культуру личности, необходимо учитывать особенности каждого структурного компонента образовательного пространства, а также специфику их взаимосвязи и взаимодействия при управлении данным процессом. Экологическое образование и воспитание осуществляется не в рамках одного урока, лекции, темы и даже не учебного года, а осуществляется постоянно, причем на всех ступенях образования, лишь немного меняя свою специфику.

Экологическое образование — это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

Экологическое образование характеризуется:

ü историчностью – продолжает то, что инстинктивно закреплено и культурно продолжено;

ü адаптивностью – поддерживает адаптацию общества к природе;

ü общечеловеческим значением.

Экологическое воспитание формирует ответственное отношение обучающихся к человеку как природному существу, к природе как среде его обитания, к деятельности по ее охране.

В процессе экологического воспитания важно учитывать три основных компонента:

ü интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого порядка);

ü личностный (мотивация, отношения и оценки);

ü внутреннюю готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в деятельности по охране природной среды).

Целью экологического образования и воспитания является формирование ответственного отношения к природной среде на основе подлинных и глубоких знаний о ней.

Процесс экологического образования и воспитания проходит несколько этапов.

На I этапе происходит усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций (на уровне фактов, представлений, идей, законов), а также навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера.

На II этапе обучающиеся оперируют накопленными знаниями, умениями, навыками в учебных и игровых ситуациях: на семинарах, диспутах, конференциях, сюжетно-ролевых играх, экскурсиях.

На этом этапе осуществляется выдвижение экологических проблем, гипотез, накапливается опыт оценок экологических ситуаций и принятия решений; выполняются интеллектуальные, практические операции в реальной действительности.

III этап характеризуется применением экологических знаний, умений, навыков, развитием эмоционально-волевых качеств в реальных ситуациях по разработке природоохранительных проектов, в организационной работе, в процессе отдыха в природном окружении.

Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:

- способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании ребенка;

- является существенным компонентом гуманизации школьного образования, поскольку рассматривает деятельность человечества с позиций той пользы (в широком смысле), которую эта деятельность несет отдельному человеку;

- формирует общеучебное и общечеловеческое умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;

- расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

- позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.

В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.

В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования:

  1. Однопредметная — вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности.
  2. Многопредметная — осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.
  3. Смешанная — вводится новый курс экологической направленности с одновременной экологизацией традиционных учебных предметов.

Сегодня большинство ученых и педагогов-практиков определяют цель экологического образования и воспитания как формирование экологической культуры личности и общества. В научной литературе встречаются различные определения сущности данного качества, однако все чаще предпочтение отдается подходу, в рамках которого экологическая культура рассматривается как культура отношений человека к природе, другим людям и к самому себе.

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но и форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:

- стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

- способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека;

- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания;

- вовлекать обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения.

Воспитывая детей, педагоги должны уделять особое внимание следующим вопросам:

ü пониманию самоценности природы;

ü осознанию ребенком себя как части природы;

ü воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

ü формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

ü пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

ü формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

ü усвоению азов экологической безопасности;

ü усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

ü формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания, и образования может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:

- дошкольное экологическое воспитание в семье и в сᴨециализированных воспитательных учреждениях;

- школьное экологическое образование и воспитание, внешкольные воспитательные учреждения;

- экологическое образование специалистов среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и ᴨедагогических училищах);

- экологическое образование в высшей школе, а также экологическая подготовка педагогических и научных кадров;

- неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых.

В системе непрерывного образования началом формирования экологической направленности личности дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды, закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека.

На данной ступени нужно решить, по крайней мере, три задачи:

1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.

2. Помочь детям понять, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно.

3. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

Экологическое образование и воспитание в школе

Центральным звеном экологического образования и воспитания является школа. Школьный курс естественнонаучных дисциплин, помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа — основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней. Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В начальных классах поощряется интерес к природе, сообщаются первичные сведения об экологических системах организмов, взаимовлиянии человека и природы, о естественных ресурсах, происходит закрепление и развитие знаний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется систематически и последовательно, обязательны также образные формы обучения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, изобразительное искусство, музыка, трудовая подготовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий материал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природными объектами.

В среднем школьном звене главная роль в экологическом образовании отводится предметам естественнонаучного цикла. Также должна осуществляться экологизация всех учебных дисциплин – привнесение в практику преподавания различных дисциплин элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов, в частности человека с окружающей средой методами конкретной дисциплины. Путем экологизации учебных предметов у учащихся можно сформировать обобщенные представления о сущности экологических проблем, привитие экологической культуры должно проводиться средствами всех предметов.

Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой.

1. Анисимова, Т.В. Становление экологической культуры будущего учителя в учебно-воспитательном процессе в вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01./ Т.В. Анисимова. – М., 2002. – 143 л

2. Залесская, Ю.И. Управление процессом формирования экологической культуры личности / Ю.И. Залесская // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – №4. – С. 12 - 16.

4. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании. – 2005. – №2. – С. 66-72.

5. Экологическое образование школьников. / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравчиной. – М., 1983.

6. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В.А. Ясвин // Психологический журнал. – 2000. – ТОМ 21. – № 4. – С. 79-88.

Экология — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.

Воспитание экологической культуры — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической деятельности учащихся, овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.

Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры учащихся.

Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы.

Экологическая культура в себя включает:

- систему экологических знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней;

- экологическое сознание и ценностное отношение к природе (определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетическое отношение, любовь к природе, ответственность и т. д.);

- экологическую деятельность (информационная, учебно-исследовательская, природоохранная и просветительская).

Экологические знания формируют следующие ключевые идеи:

- биосфера — это целостное явление, в котором компоненты взаимосвязаны;

- в природе присутствует многообразие видов и существует необходимость их охраны;

- зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды;

- природа — фактор нравственно-эстетического развития личности.

Критерии сформированности экологической культуры:

- проявление ответственности за сохранение природного окружения;

- участие в видах деятельности по охране окружающей среды.

Условия воспитания экологической культуры:

- сочетание различных форм, методов и средств;

- повышение экологической культуры самих педагогов и родителей;

- организация практической деятельности по охране природы;

- взаимодействие учреждений образования с субъектами природоохранной деятельности;

- непрерывность экологического образования.

Формы экологического воспитания:

- эколого-ориентированные (эколого-психологические тренинги, экологические праздники, дискуссии, игры, тематические недели);

- просветительские формы (информационные часы, слеты, выпуск экологического листка, театрализованные мероприятия);

- эколого-краеведческие формы (экскурсии, путешествия, школьный экологический музей, живой уголок).

Экология — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.

Воспитание экологической культуры — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической деятельности учащихся, овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.

Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры учащихся.

Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы.

Экологическая культура в себя включает:

- систему экологических знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней;

- экологическое сознание и ценностное отношение к природе (определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетическое отношение, любовь к природе, ответственность и т. д.);

- экологическую деятельность (информационная, учебно-исследовательская, природоохранная и просветительская).

Экологические знания формируют следующие ключевые идеи:




- биосфера — это целостное явление, в котором компоненты взаимосвязаны;

- в природе присутствует многообразие видов и существует необходимость их охраны;

- зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды;

- природа — фактор нравственно-эстетического развития личности.

Критерии сформированности экологической культуры:

- проявление ответственности за сохранение природного окружения;

- участие в видах деятельности по охране окружающей среды.

Условия воспитания экологической культуры:

- сочетание различных форм, методов и средств;

- повышение экологической культуры самих педагогов и родителей;

- организация практической деятельности по охране природы;

- взаимодействие учреждений образования с субъектами природоохранной деятельности;

- непрерывность экологического образования.

Формы экологического воспитания:

- эколого-ориентированные (эколого-психологические тренинги, экологические праздники, дискуссии, игры, тематические недели);

- просветительские формы (информационные часы, слеты, выпуск экологического листка, театрализованные мероприятия);

- эколого-краеведческие формы (экскурсии, путешествия, школьный экологический музей, живой уголок).

ЭМБЛЕМА САДА ПНГ

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный.

Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что, можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.

Общение ребенка с природой очень необходимо для психического развития личности, так как пробуждаются яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту мира вокруг себя. Положительные эмоции оказывают благоприятное воздействие на нервную систему ребенка. Природа успокаивает, отвлекает от грустных моментов, снимает напряжение, вредно отражающееся на психическом развитии, обеспечивая положительное и эмоциональное состояние ребенка.

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а так же ценностных ориентаций, на ответственное отношение к природе.

Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем, закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать ее.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.

Наиболее традиционной формой организации зеленой зоны в детском саду является групповой уголок природы, его целесообразно иметь в каждой возрастной группе (в групповой комнате).

В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за растениями у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Кроме постоянных растений в уголке природы находиться временные объекты природы. Например, мини-огород на окне — лук, чеснок, овес и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок — это реальная витаминная добавка в питание детей. Эти растения полезны также тем, что выделяют фитонциды и оздоравливают воздух помещения. Весной вместе с детьми выращиваем цветочную рассаду для участка.

Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза) задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

Подвожу ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

На участке детского сада также создана развивающая экологическая среда. По периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом использовано разнообразие пород деревьев.

Hа территории дошкольного учреждения, было создано экологическое пространство, которое используется для оздоровления и экологического воспитания детей: огород.

Дети с удовольствием регулярно ухаживали за овощными культурами: поливали тёплой отстоявшейся водой, рыхлили землю, пропалывали сорняки (ручная прополка), наблюдая за процессом роста растений и созревания плодов, собрали богатый урожай

Используя помощь родителей, были созданы клумбы при входе в помещение детского сада, где показан цветочный дизайн, радующий детей цветущими цветами (календула, ноготки, бархатцы, петунии). Вместе с детьми заботились о цветах, рыхлили землю, поливали, наблюдали за ростом и развитием растений. На примере сорняков объясняла детям о многих биологических особенностях растений, влияние человека на растительные сообщества

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает внимательное изучение и знание возможностей и способностей каждого ребенка. У каждого - свой темперамент, свои способности, возможности, интересы, каждый ребенок - неповторимая индивидуальность. Знание индивидуальных особенностей детей помогает подобрать посильное задание каждому ребенку, включить его в деятельность, которая приносит наибольший воспитательный эффект.

Знание особенностей формирования коллективных отношений в группе, статус каждого ребенка в коллективе, помогает найти правильный способ педагогического руководства дошкольниками.

Первоначальное просвещение и воспитание экологического характера формирует семья. Начиная с дошкольного возраста в игровой форме проходит знакомство детей с понятиями живой и неживой природы, с многообразием растительного и животного мира, воспитывается эстетическое отношение к природе, прививаются навыки поведения в природе.

В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, служат для него примером для подражания.

Обобщая все вышесказанное очевидно, сколь велика роль взрослого, и не только в организации педагогической деятельности. Взрослый всегда является эталоном, образцом для подражания для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, характеризующимся синзетивностью, стремлением выбрать свой стиль поведения, найти нужный тон взаимоотношения с окружающим его миром.

Результатом работы стало то, что изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.


Формирование экологической культуры иэстетического отношения человека кприроде посредством экологического воспитания

Сатуева Лайла Ломалиевна, кандидат биологических наук, доцент

Чеченский государственный педагогический институт

История развития цивилизаций демонстрирует нам процесс становления, развития, роста и прогресса человеческого разума и человеческой мысли. Сегодня мы наблюдаем последствия достижений научно-технического прогресса цивилизаций и его разрушительную силу по отношению к природной среде. Уничтожая природу вокруг себя — человечество уничтожает себя. Природная особенность человека, отличающего его от других живых существ на земле — это наличие разума. Человеческий разум — это великий дар, позволяющий осознавать свои действия и иметь возможность выбора [10].

Разум не запрограммирован на самоуничтожение, наоборот, — это возможность созидать и творить в гармонии с природой. Учитывая сложившуюся экологическую ситуацию и кризис глобальных экологических проблем на планете Земля, человечество должно жить и передать бережное отношение к природе своему наследию [5].

Экология в течении ХХ века и начале ХХI испытала ни с чем не сравнимое развитие, по мере которого из частной биологической дисциплины она превратилась в меганауку, включающую вопросы как всех естественных наук, так и большинства гуманитарных. Всеобщий интерес к экологии оказался вынужденным — обусловленным опасным ухудшением состояния природы, не выдерживающего натиска жителей. Многократно возросшая за последние 150 лет мощь человечества стала слишком опасной для самих людей и всей природы на Земле. Регулирование хозяйственного прогресса требует заботы об отдаленном будущем и умения решать многофакторные задачи. Сталкиваются краткосрочные интересы личности и долгосрочные интересы всего человеческого сообщества. Знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора. Недостаточно продуманная деятельность человека является одной из причин потепления климата, как для самого человека, так и для всего живого на Земле [6].

Цель формирования экологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране.

Пути формирования экологической культуры общества адекватны путям достижения устойчивого развития. Для этого требуется:

 система экологического образования и просвещения, формирующая экологические знания, экологические ценности и идеалы;

 информационная система, обеспечивающая получение экологической информации всеми социальными группами населения;

 система экологического менеджмента, экологизация хозяйственной деятельности;

 развитие высоких, биосферосовместимых технологий, использование вторичных ресурсов;

 развитие гражданских экологических инициатив, общественных экологических организаций;

 повышение статуса экологических проблем в общественном сознании, формирование действенной экологической политики государства;

 участие в международных программах, нацеленных на сохранение биосферы в глобальном масштабе [1, 2].

Современное состояние экологической культуры характеризуется следующими показателями:

 высоким уровнем обеспокоенности за состояние окружающей среды;

 убеждением, что экологическая обстановка будет ухудшаться, и что необходимо принятие более жесткого экологического законодательства, более строгих мер по отношению к загрязнителям природы;

 восприятием окружающей среды как непригодной для жизни, ожиданием ухудшения здоровья, сокращения продолжительности жизни из-за состояния окружающей среды;

 незначительным участием в общественных экологических организациях;

 низкой удовлетворенностью деятельности органов власти всех уровней по защите окружающей.

Экологическая культура не сводится к воспитательным и просветительским мерам при всей их безусловной важности. Она носит интегрирующий, комплексный характер и затрагивает культуру производства и потребления, образ жизни людей и экологическое сознание, в том числе деятелей государства и бизнеса, а также международное сотрудничество. Значимость экологических проблем для людей, их экологическая культура находятся в прямой зависимости от уровня образования, доходов, здоровья и качества жизни. Вопросы экологической культуры также могут затрагиваться в рамках рассмотрения темы вмешательства науки в природу, о различных этических ограничениях и прогнозировании последствий применения новых научных разработок. Например, сегодня опасения общественности вызывает применение генно-модифицированных организмов при производстве продуктов питания. Проблема актуальности экологического знания и культуры вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках [4, 8].

Таким образом, актуальность проблем экологической культуры возрастает. Это вызвано:

 необходимостью повышения экологической культуры человека;

 необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

 необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

 необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

 недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства, формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом в силу того, что оно может и должно способствовать разрешению проблем, возникающих в процессе реализации основных тенденций мирового развития. Разработка новой парадигмы образования связана с развитием информационного общества [5].

В задачи освоения экологической культурой, должно входить формирование экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды, принципы деятельности по предотвращению экологического кризиса; соблюдение законодательства в области природопользования и охраны природных и культурных ценностей; всемерное содействие объединенным усилиям по сохранению природного комплекса, а также оздоровлении окружающей среды; созданию систем охраняемых природных территорий, призванных сберечь разнообразие природных ландшафтов и генофонд растительного и животного мира на локальном, региональном и глобальном уровнях и многое другое, что может привести к ухудшению или разрушению природной среды. Экологическая культура позволяет всем жителям Земли осознать важность поставленных задач и тем самым способствует объединению усилий людей для достижения цели сохранения благоприятных условий существования на Земле, для последующих поколений [7, 11].

Предотвращение современного экологического кризиса не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания. В науке все большую актуальность приобретает положение о том, что человечество может выбраться из катастрофы сужающегося кольца глобальных проблем только радикально перестроив нравственные основы своей жизни, только распространив этические нормы на природу. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия, кризисного состояния природной среды является низкий уровень экологической культуры населения, отсутствие у людей экологического самосознания и устойчивой потребности в природоохранной деятельности, устойчивом ценностном отношении к природному окружению. Ценности, ценностное отношение. Данную проблему можно обозначить как одну из вечных проблем, порожденных ходом исторического развития цивилизации.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, Земля, проблема, экологическое воспитание, экологическое сознание, бережное отношение, правовая система.

Похожие статьи

Проблемы экологического образования и воспитания на.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность, экологическое воспитание, мир природы, подрастающее поколение, метапредметный подход, экологическое сознание.

К вопросу об эколого-правовой культуре | Статья в журнале.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое воспитание учащихся на уроках.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Формирование экологической культуры средствами.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Воспитание экологического сознания и экологической.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

К вопросу о формировании культуры экологической.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Проблема экологического воспитания дошкольников.

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помощь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и.

Научные основы формирования экологического воспитания на.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Читайте также: