Как древние цивилизации относились к языку кратко

Обновлено: 05.07.2024

В мире представлено огромное количество различных культур и национальностей, каждая из которых разговаривает на своем уникальном языке. Но существуют и такие языки, на которых уже много лет никто не говорит. В частности, к таким языкам относятся древнегреческий и латынь. Несмотря на их относительную востребованность в современном мире, интерес к древним языкам не угасает. Их продолжают преподавать и изучать в высших учебных заведениях. О том, для чего нужны древние языки в современном мире, и как они могут быть полезны для тех, кто за них берется, — рассказывает Ксения Данилочкина.

— Для чего в современном мире изучать древние языки в условиях, когда на них никто не говорит?

— Получается, древние языки помогают понять многие современные контексты, которые в ходе культурного развития претерпели некоторые изменения. Какие еще навыки могут получить студенты при изучении древних языков?

Мне кажется, один из самых главных навыков – это умение в целом работать с языком. Я преподаю студентам латынь. А латынь считается базой всех романских языков. И если вы хотите изучить новые романские языки, которые сложились на основе латыни, то логические и устоявшиеся правила латинского языка, помогут лучше их понять. Если вы знаете какие-то латинские корни, то вам даже будет проще изучать английский язык, потому что там тоже все это есть.

— А с чего вообще начинается изучение древних языков?

— Отличается ли подход в изучении древних языков от подхода в изучении европейских или восточных языков? И если да, то чем именно?

— Какие перспективы открываются для студентов, которые владеют древними языками?

Поскольку все мы люди, и все мы общаемся между собой, то любой способ коммуникации по-своему интересен. Чем шире поле знаний, тем больше общих тем с человеком вы можете найти. Если же говорить конкретно о карьере, то при изучении древних языков важен факт работы с текстами: умение понять чужую мысль и донести ее. Вообще, античность придумала риторику и ораторское искусство. Это очень хорошие два инструмента. Современные президенты любых стран пользуются теми же самыми приемами, которые были созданы в I-II веках до н.э. или н.э. Зная всю эту общую картину и научившись работать с текстом, вы сможете воплощать его в разных областях, использовать на практике. Например, при создании рекламных текстов, чтении и написании книг или же просто для общения, которое сведет в подходящий момент с нужными людьми.

Что думают об изучении древних языков сами студенты?

До древних языков я уже учила три современных языка (испанский, французский и английский). Мне хотелось выучить латинский язык, так как именно к нему восходят испанский и французский. Мне нравится лингвистика, хотелось посмотреть, как вообще формируются языки. Кроме того, изучать древние языки полезно для того, чтобы прокачать мозг. Они развивают мышление и улучшают память. Мне нравится разбираться в грамматических конструкциях и определять формы слова. И что немаловажно, знание древних языков дает возможность читать оригинальные тексты.

Самое интересное в изучении древних языков – чтение текстов на языке оригинала. В основном мало, что удается понять. Авторы нетипично располагают слова в предложениях и используют замысловатые грамматические конструкции. Однако от этого процесс изучения не становится хуже. Когда преподаватели приводят наш перевод к понятному виду, то ты начинаешь понимать все, что хотел сказать автор. С изучением древних языков мне стало гораздо проще и понятнее изучать английский и немецкий. Я поняла, что если могу перевести текст с древнегреческого, то со всеми остальными трудностями точно справлюсь.

В расовом отношении хетты, как показывают их собственные и египетские памятники изобразительного искусства, принадлежали к так называемому хеттскому, или арменоидному, расовому типу, одному из трех черноволосых подтипов широкоголовой белой расы. Они были смуглые, коренастые, с выдающимися челюстями, скошенным лбом, выпуклыми глазами, крупным орлиным носом, выдающейся верхней губой и несколько уходящим подбородком. У них были прямые черные волосы и живые черные глаза, бороды они не носили. Мы можем предполагать, что этот арменоидный тип был среди хеттов преобладающим, однако весьма вероятно что они, как о том свидетельствуют и языковые данные, были народом этнически неоднородным.

Богатые царские архивы, обнаруженные в 1906—1907 гг. к Богазкёе — древнем Хаттусе, столице Хеттского царства,— являются главным источником изучения хеттской истории и культуры и к тому же практически единственным источником изучения хеттского языка. Некоторые документы богазкёйского архива написаны на аккадском языке аккадской клинописью (аккадский язык и аккадская клинопись были дипломатическими языком и письменностью древнего Ближнего Востока), но основная масса документов написана той же клинописью на хеттском языке.

Принадлежность хеттского языка к индоевропейской семье языков была установлена с самого начала его дешифровки уже упоминавшимся выше чешским ученым Б. Грозным.

В свое время вопрос происхождения хеттского языка породил немало самых фантастических теорий; его связывали даже с. перуанским кечуа, с японским исацтекским языками. В настоящее же время большинство филологов согласилось с тем, что хеттский был одним из первых или даже первым языком, отделившимся от общего индоевропейского ствола. Американский ученый Стертевант считает даже, что хеттский язык и индоевропейский язык-основа представляют собой ответвление от еще более раннего общего языка, который он называет индо-хеттским. С точки зрения Стертеванта, хеттский имеет ряд специфических архаических черт, тогда как историческим индоевропейским языкам свойственны общие нововведения. Некоторые ученые согласны с теорией Стертеванта (например, Гётце, 1945), другие же резко возражают против нее (например, Гельб и Бонфанте, 1945). Грамматика хеттского языка, его именные и глагольные формы явно носят индоевропейский характер, однако этого нельзя сказать обо всем словаре, так как в хеттском сказывается сильное влияние других, неиндоевропейских языков, в частности местного хаттского языка. Мы можем допустить, что, когда индоевропейцы пришли в эту область, они столкнулись здесь лицом к лицу с могущественными и более многочисленными племенами и вскоре поняли, что для того, чтобы продолжать свое существование, им нужно не обосабливаться, а смешаться с местным населением.

Ритуальные тексты из Богазкёя содержат много отрывков на трех других языках. Один из них лувийский. Этот язык первоначально ошибочно рассматривался как финно-угорский, на самом же деле он близко родствен хеттскому; впрочем, местные малазийские языки, по-видимому, оказали на него значительно большее влияние, чем на хеттский. Другим местным языком является хурритский. Это неиндоевропейский язык; он очень мало отличается от языка страны Митанни (а возможно, это тот же язык).

То касается третьего языка, то это уже упоминавшийся хаттский,

то есть неиндоевропейский язык, употреблявшийся автохтонным населением Малой Азии, принадлежащий, возможно, к кавказской группе языков. В богазкёйских документах употребляется также палайский язык, но о нем мы пока почти ничего сказать не можем.

Имеющиеся в нашем распоряжении этнические и лингвистические данные позволяют сделать следующие выводы: 1) восточная Малая Азия была первоначально населена хаттскими народами, говорившими на неиндоевропейском языке и принадлежавшими к арменоидному типу; 2) после вторжения индоевропейских хеттов автохтонное население не исчезло, а приняло иностранных индоевропейских правителей и ассимилировалось с пришельцами; в результате местный расовый тип стал преобладающим, а язык местного населения оказал сильное влияние на язык новоприбывших; этническое наименование коренных жителей продолжало употребляться за пределами страны для обозначения населения всего государства.

Хотя хеттская цивилизация во многих отношениях в долгу у других современных ей культур, в особенности у вавилонской, ей, несомненно, свойственны и определенные оригинальные черты. Высокий уровень хеттской культуры достаточно ясно подтверждается богатством хеттской литературы — религиозной, лексикографической и исторической, — развитой военной, административной и политической организацией Хеттского царства, а также дипломатическим искусством, проявленным хеттскими правителями в XV—XIII вв. до н.э. Более того, развитые коммуникации между столицей и отдаленными провинциями, бесспорное своеобразие памятников искусства, успехи в области экономики и права, получившие отражение в хеттских законах и других документах, а в особенности создание местного письма (см. ниже) и своеобразного способа высекания рельефных надписей — все это, вместе взятое, показывает, что хеттская культура во многом не уступала египетской и ассиро-вавилонской.

Хеттский пантеон был, грубо говоря, смесью месопотамских и местных элементов, хеттская мифология находилась под сильным влиянием шумеро-вавилонских мифов, толкование же предзнаменований, также преимущественно вавилонского происхождения, подверглось в ряде частных деталей существенным изменениям.

Основные исторические события

Около середины III тыс. до н.э. восточная Малая Азия делилась на ряд городов-государств; после долгой борьбы один из таких городов — город Хатти, добился господства над остальными. В последние века III тыс. до н.э. произошло индоевропейское вторжение, которое иные ученые отождествляют с приходом лувийцев, а около 2000 г. до н.э. в страну вторглись хетты — другой индоевропейский народ. Город Хатти, известный затем как Хаттус, стал столицей могущественного царства, которому в дальнейшем даже удалось разрушить Вавилонское царство.

Чёрная книга молитв Марии Сфорцы


Чёрная книга молитв Марии Сфорцы. 1466-1476 гг. Миниатюрист Филиппде Мацерольес. Книга создана в Брюгге для герцога Бургундского Карла Лысого. Чёрная бумага, золото,серебро

Школьная тетрадь. Египет


Школьная тетрадь. Египет. Деревои краска

Письменность не только признак цивилизации вообще. Это, прежде всего показатель уровня самостоятельности культуры. Пользуясь заимствованным письмом, народ составляет единое цивилизационное пространство с другим народом или народами, подвергается его культурному влиянию. Если же какое-то время господствует собственная система письма, значит, цивилизация возникла обособленно, пусть позднее, и подверглась внешнему воздействию. Единство системы письма позволяет очертить границы цивилизации. Так, западноевропейскую цивилизацию Средних веков позволительно называть латинской. У всех народов Западной Европы тогда в ходу был латинский алфавит, сохраняющийся у них и по сей день. Более того, в Средневековье распространение алфавита сопровождалось распространением латинского языка в качестве языка литературы и официальных документов. В древности на Ближнем Востоке подобной общей письменностью долго была месопотамская клинопись, а затем ещё шире разошлось родившееся в Сирии арамейское письмо. Причём последнее также распространялось вместе с языком.

Клинописная надпись из дворца Дария I


Клинописная надпись из дворца Дария I. Персеполь. VI в. до н. э.

Но появление письменности ни в коей мере не умаляет значения вещественных памятников и труда археолога. Да, толкование многих археологических находок облегчается существованием письменных данных. Но ведь и сами древнейшие письменные памятники стали известны только благодаря археологам. Самые ранние рукописи из европейских библиотек и архивов относятся лишь к III–IV вв., хотя нередко и являются копиями более древних. Огромную массу древнейших письменных памятников доставляет так называемая эпиграфика – наука о надписях на камне и различных предметах, иными словами, о надписях, сделанных нетрадиционным инструментом на нетрадиционном писчем материале. Многие из них сохранились до наших дней и не нуждались в поисках, но большинство всё же обнаружили археологи в разных точках земного шара. В результате археологических раскопок в руках учёных оказались глиняные таблички из Западной Азии, а также папирусы из Египта, рукописи на бычьей коже (пергамене), относящиеся к рубежу новой эры.

Пиктограммы и символы индейцев апачи


Пиктограммы и символы индейцев апачи. XIX в.

Именно благодаря археологическим находкам была воссоздана история древнейших цивилизаций.

Найденные же археологами рукописи рубежа новой эры, помимо прочего, доказали безусловную подлинность тех памятников древнегреческой и древнеримской литературы, которые сохранились в копиях Средних веков. Сейчас установлено как достоверный факт – в древнейших центрах цивилизации письменная традиция не прерывалась с конца IVтысячелетия до н. э.

Практически каждый очаг самостоятельного становления цивилизации обладал собственной системой иероглифического письма. Однако кому принадлежит пальма первенства, учёные до сих пор не установили. Ясно лишь, что иероглифика зарождалась в разных, даже соседних областях независимо друг от друга.

Глиняная клинописная табличкаиз Месопотамии


Глиняная клинописная табличкаиз Месопотамии

Египетская погребальная стела


Египетская погребальная стела с изображением жертвенных подношений богу Осирису

Собственными системами иероглифов обладали и другие очаги древнейших цивилизаций. Так было в тысячелетиях до н. э. в долине Инда (так называемое протоиндийское письмо), а во II–I тысячелетиях до н. э. в Южной Аравии.

Самая распространённая и дожившая до наших дней система иероглифического письма – китайская. Она зародилась во И тысячелетии до н. э. и прошла долгий путь исторического развития. Китайская иероглифика с самого начала отличалась простотой и схематичностью начертаний и была быстро приспособлена для передачи слогов. Кроме того, ввиду замкнутости и самобытности китайской культуры здешним иероглифам не пришлось соперничать с алфавитами. Китайская идеография не только сохранилась, но была воспринята в Средние века и соседними народами: вьетнамцами, корейцами, японцами. В Японии до сих пор пользуются одной из разновидностей китайской письменности. Однако всё же китайская идеографическая письменность не была на Дальнем Востоке единственной. В 70-х гг. XX в. памятники самостоятельной иероглифической системы II – I тысячелетий до н. э. обнаружили китайские археологи к югу от реки Янцзы, где в древности жили предки тайских и вьетских племён.

Утагама Кунисада


Утагама Кунисада. Праздник живописи и каллиграфии в чайном доме Манпаширо. 1827 г.

Собственное иероглифическое письмо существовало и у индейских цивилизаций Древней Америки. Древнейшее – ольмекское появилось в Мексике во II – начале I тысячелетия до н. э. К ольмекской письменности восходят иероглифы других индейских народов Центральной Америки: майя, миштеков, сапотеков. В Южной Америке в начале IIтысячелетия н. э. собственную иероглифику (келька) создали индейцы-аймара. Но в XVв., когда государство аймара покорили инки, все письменные памятники, свидетельствовавшие о величии прежней культуры, были уничтожены завоевателями. До нас дошли лишь три небольшие надписи келька, относящиеся ко времени до XVI в.

Кодекс Борджа


Кодекс Борджа. Библиотека Ватикана. XIII в.

Главным подспорьем для дешифровщика являются так называемые билингвы – памятники, в которых на двух языках или двумя письменными системами даётся один и тот же текст. Билингвы были довольно распространены на Ближнем Востоке, где параллельно существовали разные системы письма. Роль билингвы могут играть и словари, по тем же причинам активно создававшиеся в древних ближневосточных государствах. Подлинная удача для историка – находка трилингвы, т. е. совпадающего текста в трёх разнописьменных вариантах.

С трилингвы некогда началась расшифровка древнеегипетской письменности. В руки французского исследователя Жана Франсуа Шампольона (1790 – 1832) попала надпись на так называемом Розеттском камне. На этой базальтовой плите одна и та же надпись повторялась на греческом и древнеегипетском языках. При этом один вариант египетского текста был выполнен хорошо известным местным алфавитным письмом, а другой – загадочными для тогдашней науки иероглифами. Прочтение Розеттской надписи позволило определить основные черты иероглифического письма и расшифровать его.

Греческое письмо


Греческое письмо. Камень. Лувр. Париж. 475 г. до н. э.

Большое количество словарей, билингв и трилингв досталось археологам, проводившим раскопки в Месопотамии и других областях Передней Азии. Среди них особое место занимает трёхъязычная Бехистунская надпись, высеченная на высокой скале Бехистун близ города Хамадан в Иране. Эту памятную надпись о победах персидского царя конца VI в. до н. э. Дария I удалось прочесть английскому учёному Генри Кресвику Роулинсону (1810 – 1895). Она дала ключ к расшифровке клинописи древних цивилизаций Ближнего Востока. Закономерным итогом этой многолетней работы, восхождения по цепочке билингв и словарей, стало открытие неизвестного прежде и не родственного известным языка – шумерского.

В случае, когда в распоряжении учёных не оказывается билингвы, им приходится вести расшифровку письмен исходя из самих доставшихся текстов. Тогда внимательнейшему изучению подвергаются характер письма, состав текстов, сведения о культуре, их породившей. Если удаётся определить предполагаемый смысл хотя бы одного текста (например, часто повторяющееся перечисление двенадцати-тринадцати слов может быть обозначением месяцев), в руки учёных попадает так называемая искусственная билингва. Если же с её помощью тексты начинают читаться, причём не только самим первооткрывателем, значит, путь избран верный. Честь разработки этого метода принадлежит российскому учёному Юрию Кнорозову (1922–1999), занимавшемуся исследованием цивилизаций Центральной Америки. Разработанная им методика успешно применяется его учениками и последователями при изучении протоиндийского, минойского и рапануйского письма.

При этом продолжают звучать утверждения представителей разных народов, что именно их язык является самым древним. В число таких вводят и русский, и армянский, и даже чеченский. Рассмотрим же те языки, которые подтверждены наукой как наиболее древние.

Обнаружить самый древний язык на самом деле ненамного проще, чем самую древнюю цивилизацию. Да, это сложно, но обобщенные представления создать возможно.

Хотя, основным подспорьем является письменность. Ибо без письменности все утверждения превращаются в голословные утверждения. Так что правильнее говорить не о самых древних языках, а о самых древних языках, обретших письменность.

Шумерский язык

Впервые он в письменном виде проявился около 5200 лет назад. Предполагается что он появился около 6 тыс. лет назад вместе с древними шумерами.

Его особенностью является то, что он относится к числу изолированных языков, которые не имеют научно установленных родственных связей с другими языками, чтобы ни говорили, скажем, чеченцы и тюрки, считающие что шумерские письмена прекрасно читаются с СОВРЕМЕННОГО чеченского или тюркских языков.

Древнеегипетский язык

Очень странный язык, который определили в афро-азиатскую языковую семью. Впервые проявил себя в виде письменности 5400 лет назад.

В виде коптского языка просуществовал до VII в. н. э. После нашествия арабов-мусульман был вытеснен семитским арабским, сохранившись лишь как священный язык коптской церкви.

Аккадский язык

Он письменно подтвержден примерно 4800 лет назад. Свое имя он получил от одного из крупных центров Месопотамии – города Аккад. Относится к семитским языкам. Как и шумерский, он ныне мертв.

Эблаитский язык

Мало кто знает о государстве Эбла. Между тем эблаитский семитский язык господствовал где-то в 4400 лет до н.э. Сейчас н считается вторым семитским языком после акадского в плане древности. Увы, сейчас он мертв.

Минойский язык

Он намного моложе. Пик его популярности пришелся примерно на II в. до н. э. Центром его распространения считают Древний Крит.

Этот язык во многом загадочен и до сих пор толком не установлено, кому он приходился родственником (претендентов на эту роль – не счесть!).

Хеттский язык

На родство с ним, как и в предыдущих случаях, претендуют почти все. Однако научных подтверждений этому нет. Впервые в письменном виде он был зафиксирован 3700 лет назад.

Однако это был Бронзовый век, за которым последовал Коллапс Бронзового века, нашествие Народов моря, результатом чего стало исчезновение хеттского языка.

Греческий язык

Самый древний из ныне живых языков. Впервые был зафиксирован в XV веке до н. э. Соответственно, он считается самым древним из числа индоевропейских языков. Сейчас на нем говорит около 13 млн. человек.

Китайский язык

В письменно V виде он был зафиксирован в XI в. до н. э. Правда, у китайцев есть утешение: на этои языке сейчас говорит более чем миллиард человек, что делает его одним из самых распространенных в мире!

Читайте также: