Как доказать бесконечность материи пространства и времени кратко

Обновлено: 03.07.2024

Материя в классической механике Ньютона, формы её движения. Признаки, объекты и классы материальных систем. Особенности познания пространства и времени в общей и специальной теориях относительности Эйнштейна. Количественная характеристика бесконечности.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.04.2016
Размер файла 18,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Современная наука о строении материи

3. Пространство и время

1. Современная наука о строении материи

В основе современного научного представления о материи лжит идея о том, что материя сложно организованная система, состоящая из нескольких уровней. Любой объект материального мира можно рассматривать в качестве системы, состоящей из элементов, находящихся в неразрывной связи друг с другом.

Любой объект, принадлежащий к макромиру можно рассматривать в качестве сложной системы элементарных частиц и взаимодействий между ними.

Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенной связи между ними: ядра атомов, входящие в состав молекулы как одноименные (положительные) заряды, подчиняются силам электростатического отталкивания, но вокруг них образуются общие электронные оболочки, которые как бы стягивают эти ядра, не давая им разлететься в пространстве.

Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. В простейшем случае - у атома водорода - ядро состоит из одной частицы - протона.

Ядра более сложных атомов образованы путем взаимодействия протонов и нейтронов, которые внутри ядра постоянно превращаются друг в друга и образуют особые целостности - нуклоны, частицы, которые часть времени пребывают в протонном, а часть - в нейтронном состоянии. Наконец, и протон, и нейтрон - сложные образования.

В них можно выделить специфические элементы - кварки, которые взаимодействуют, обмениваясь другими частицами - глюонами (от лат. gluten - клей), как бы "склеивающими" кварки. Протоны, нейтроны и другие частицы, которые физика объединяет в группу адронов (тяжелых частиц), существуют благодаря кварк-глюонным взаимодействиям.

Однако не только неживой материи присуща такая строгость и упорядоченность ее строения. Любой живой организм также представляет собой ещё более сложный объект, поскольку в него кроме уже упомянутых выше элементарных частиц входят и клетки, и построенные из них системы тканей и органов, а сами живые существа входят в состав сложных систем (биоэкосистем), которые в свою очередь формируют биосферу Земли.

Материя всегда находится в состоянии взаимодействия с окружающим ее пространством. бесконечность материя время пространство

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого.

Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то есть устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют ее структуру. Иными словами, система - это элементы и их структура См. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2010. .

Любой объект материального мира уникален. Нет двух одинаковых кусков породы, планет или живых клеток.

Но при всей уникальности и непохожести объектов определенные их группы в своем строении обладают общими признаками. Например, существует очень большое разнообразие атомов, но все они устроены по одному типу - в атоме должно быть ядро и электронная оболочка.

Огромное многообразие молекул - от простейшей молекулы водорода до сложных молекул белков - имеет общие структурные признаки: ядра атомов, образующих молекулу, стянуты общими электронными оболочками. Можно обнаружить общие признаки строения у различных макротел, у клеток, из которых построены живые организмы, и т.д.

Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи.

Все виды материи связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого. Строение материи можно представить как определенную иерархию этих уровней - микро-, макро- и мегауровней организации.

2. Движение

Движение - философская категория, которая связана с существованием материи. Движение представляет собой любое изменение или взаимодействие материальных объектов. Движение невозможно обнаружить само по себе, понять наличие или отсутствие движения можно только в связи с материальным объектом и изменением его положения или состояния.

Движение в философии - это, с точки зрения школы элеатов, предмет для особого рода рассуждений - апорий. Их автор, Зенон, вообще полагал, что об этом нельзя непротиворечиво мыслить. Следовательно, размышлять о движении вообще невозможно.

Движение в философии - это некое единство с пространством и временем, - утверждал Аристотель. Они не существуют в отрыве. Поэтому механически делить их на бесконечные точки - неверно и нелогично. Мир изменчив, он развивается из-за противоборства стихий и начал, и следствием этого является многообразие. Так, движение и развитие в философии стали отождествляться См. Данильян О.Г. Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М.: Эксмо, 2009..

Подтверждения этому появились в эпоху Возрождения. В указанное время была очень популярна идея о том, что и то, и другое происходит потому, что весь мир - это арена становления души или жизни. Последняя разлита по всему бытию.

Даже материя одухотворена, и поэтому развивается. Однако в Новое время философы принялись искать, что же является основой движения. Они отождествляли материю с веществом, а последнее наделяли косностью.

Так объясняли причину изменений во времена Ньютона и Гоббса. Но это неудивительно, поскольку тогда человека тоже считали чем-то наподобие сложного механизма.

Представители марксизма отвергали идею внешнего источника движения, утверждая что движение является неотъемлемым атрибутом материи и эти два философских понятия можно рассматривать только в комплексе, поскольку материя и есть источник всякого движения.

Движение материи происходит из-за взаимодействия различных противоположностей. Они являются причиной изменения конкретных ее состояний.

Диалектический материализм выступил с концепцией, которая описала формы движения. В философии марксизма изначально было пять таких видов изменения - от простых ко все более сложным. Считалось, что особенности форм движения обуславливают качества предметов. Они же представляют собой источник специфики явлений материального мира.

В XIX веке выделялось несколько форм движения. Это механическое, физическое, биологическое и социальное движение. Каждая из них имеет свой материальный носитель - тела, атомы, молекулы, белки, людей и общества.

Однако впоследствии развитие науки показало, что эта классификация не совсем соответствует действительности.

3. Пространство и время

Сущность пространства и времени в истории философии рассматривалась с позиции трех парадигм.

В первую очередь рассматривался гносеологический аспект данных понятий, то есть исследовались аспекты гносеологического статуса пространства и времени, существуют ли они только в восприятии человека или существуют вне человеческого сознания, являясь неотъемлимым компонентом бытия.

Таким образом в данной парадигме рассматривался как раз вопрос объективности существования таких феноменов как пространство и время.

В рамках второй парадигмы изучался вопрос о том, как пространство и время соотносятся с понятием материи Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М., 2008. Ч. 1. Разд. 1, §1. С. 10 .

Третья категория философского исследования была посвещена вопросам основных свойств пространства и времени.

В рамках первой, гносеологической парадигмы пространство и время с одной стороны рассматривались как объективные характеристики бытия, а с другой стороны - считались чисто субъективными феноменами, поскольку связаны с восприятием человека и вне человеческого сознания существовать не могут, равно как и весь окружающий человека материальный мир Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2010. - С.36 .

Проблема соотношения пространства и времени с категорией материи имеет две точки зрения. Одна из них, субстанциальная, говорит о том, что пространство и время представляет собой две самостоятельные категории и существуют параллельно с материей. вступая с ней во взаимодействие.

Это позволяло делать вывод о том. что свойства пространства и времени не зависят от протекающих в них процессов, связанных со свойствами материи.

Реляционная концепция говорит о том, что пространство и время не являются независимыми категориями, а образуют системы отношений между пространством, временем и материальными объектами. Вне взаимодействия с материей ни пространство, ни время не существуют.

В реляционной концепции пространство и время являются общими формами, координирующими материальные объекты и их состояние.

Следовательно, допускается зависимость свойств времени и пространства от материального взаимодействия с предметами окружающей действительности.

Если рассматривать конкретно проблему объективности пространства и времени, то обе эти концепции являются равноценными.

С точки зрения естественнонаучных дисциплин преимущество имела субстанциональная концепция, поскольку лежала в основе классической ньютоновской механики.

Кроме того, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства-времени был факт единственности эвклидовой геометрии.

Несмотря на то, что в 1830-г годах Лобачевским была открыта неэвклидовая геометрия и появились идеи многомерности и нелинейности пространства, но до открытия теории относительности неэвклидова геометрия рассматривалась как любопытная математическая теория, но не более того.

Если допустить, что пространство и время существуют сами по себе, то возможно противоречие с принципом всеобщей взаимосвязи всех материальных явлений в мире и возникновении идеи о том, что мир может быть расчленен на отдельные, не взаимосвязанные между собой объекты Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М., 2008. Ч. 1. Разд. 1, §1. С. 11 .

Количественные аспекты взаимозависимости свойств пространства и времени и связи их свойств с материей представлены в современной науке в теории относительности Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М., 208. Ч. 1. Разд. 1, §1. С. 12 .

По третьей парадигме, т. е. о свойствах пространства и времени, существует относительное единство мнений. Общие свойства пространства и времени, объективность и всеобщность, вытекают из их характеристики как форм существования материи.

Пространство-время нашего мира имеет четыре измерения: три из них характеризуют пространство и одно - время. Чтобы задать положение тела в пространстве, достаточно трех координат, а временная характеристика события определяется одной координатой. Иначе говоря, пространство имеет размерность 3, а время - 1 Данильян О.Г. Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М.: Эксмо, 2009.- С. 49 .

Многообразие видов материи в нашей Метагалактике тесно связано с такой фундаментальной характеристикой пространства-времени, как его размерность 3 плюс 1.

Часто бесконечность пространства и времени рассматривается как чисто количественная характеристика. Математическим образом такой бесконечности служит бесконечный натуральный ряд чисел, когда можно неограниченно прибавлять все новые и новые единицы, получая сколь угодно большие числа.

Оказалось, что бесконечность материи в пространстве и времени нужно понимать не в чисто количественном, а в качественном смысле. Это значит, что на разных уровнях организации материи можно столкнуться с качественно различными структурами пространства и времени.

Пространство и время неотделимы друг от друга, а также от материи. то можно говорить о том, что пространство и время образуют единый комплекс пространства-времени.

Но при познании пространства и времени ученые часто абстрагируются от их материального содержания, рассматривая как самостоятельные формы бытия.

Пространство и время могут быть рассматриваемы как объективные категории, которые не зависят от материи, а также как субъективные категории, существование которых без взаимодействия с материей невозможно.

Первый подход применим в классической механике Ньютона.

Вторая точка зрения нашла свое отражение в общей и специальной теория относительности, которые рассматривают пространство и время только применительно к взаимодействию их с материальными объектами мира.

Список литературы

1. Алексеев П.В. История философии: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 240 с.

2. Балашов Л.Е. Философия. - М.: Дашков и К., 2009. - 664 с.

3. Данильян О.Г. Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.

4. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М., 2008. Ч. 1. Разд. 1, §1. С. 10-129.

5. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2010. - 368 с.

Подобные документы

Понятие, формы, объекты, виды и методы осуществления финансового контроля. Проверка правильности использования денежных ресурсов муниципальными предприятиями, учреждениями. Государственная финансовая ревизия органов общей и специальной компетенции.

презентация [516,7 K], добавлен 23.07.2015

Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО Агрофирма "Сеченовская", оценка ее финансового состояния. Анализ показателей наличия и движения материальных ценностей. Анализ использования ресурсов и резервы сокращения материальных затрат.

курсовая работа [53,3 K], добавлен 28.09.2012

История зарождения контроля формирования, распределения и использования денежных фондов. Современная роль финансового контроля, его объекты и основные принципы. Классификация по субъектам, времени и сферам проведения. Характеристика методов контроля.

курсовая работа [34,0 K], добавлен 04.08.2010

Сущность экологического налога, объекты и субъекты налогообложения, особенности его уплаты. Упорядочение и классификация налогов. Особенности и признаки косвенной и прямой их формы, значение для экономического развития страны. Налоги на внешнюю торговлю.

контрольная работа [14,0 K], добавлен 19.02.2012

Исследование методом АВС-анализа материальных и финансовых ресурсов Медицинского центра "Практика" за год. Расчет общей стоимости по каждому расходному материалу и суммы расходов за изучаемый период. Ранжирование расходных материалов по стоимости затрат.

Из истории формирования понятия "пространство" следует, что до сих пор нет единства в вопросе "что такое пространство?". В настоящее время существует две диаметрально противоположные точки зрения, выражающиеся в:
1) абсолютизации пространства, как ящика без стенок, потолка и пола, выполняющего роль пассивного вместилища материи всего мира (Демокрит, Ньютон и др.);
2) субстанциализации пространства, как первоосновы сущего, связующего всю материю мира воедино (Декарт, Эйнштейн и др.).

В первом случае мир и пространство есть разные сущности с кажущимся приоритетом пространства над миром по причине того, что, во-первых, пространство вечно, поскольку ни из чего не состоит, а посему не может создаваться-разрушаться, что значит, что пространство может существовать само по себе и без мира; и, во-вторых, это мир находится внутри пространства, а не наоборот.
Во втором случае мир и пространство едины с кажущимся приоритетом мира над пространством по причине того, что, во-первых, пространство без мира существовать не может; и, во-вторых, что пространство, как и мир, имеет свою внутреннюю структуру, которая изгибается, растягивается и дребезжит.

В связи с этим, возникает множество вопросов. Например, что главнее: мир или пространство? Есть ли у одного из них приоритет по отношению к другому и в чем он выражается? Пространство конечное или бесконечное? Имеет ли оно свою собственную структуру, поскольку конечность пространства предполагает наличие у него границы, что и есть один из элементов структуры? И так далее.
Для начала выясним, конечное пространство или бесконечное ?

Воспользуемся сущностно-сущей терминологией, построенной на основе фразы "сущности существуют в сущем". Эта фраза является формулой вложенных друг в друга матрешек, или формулой холархической структуры вложенных систем.

Формула работает следующим образом.
Если мы возьмем в руки реальный огурец и разрежем его пополам, чтобы видны были внутренние составляющие, то в этом случае огурец будет сущим для существующих (бытийствующих) внутри него составных его сущностей - семян, клетчатки и кожуры. Это значит, что семена, клетчатка и кожура огурца, если на один из них направлен вектор внимания наблюдателя, будут сущностями огурца, при этом сам огурец, как единое целое, остается в боковом зрении наблюдателя, поэтому он будет сущим, в котором существуют его составные сущности. Не трудно догадаться, что сущее имеет смысл места существования сущностей. Как только мы переведем вектор внимания с семян, кожуры или клетчатки на сам огурец, как единое целое, так тут же он станет для нас, наблюдателей, сущностью, существующей в более глобальном сущем, т.е. в более глобальном месте. Например, огурец растет на грядке. Грядка для него, как сущности, является сущим. Переведем вектор внимания на грядку - она станет для наблюдателя сущностью следующего по иерархии сущего. Например, огорода. Огород, в свою очередь, станет сущностью такого сущего, как, например, территория России. Территория России, став сущностью при направленном на нее векторе внимания, обретет свое место в сущем под названием "планета Земля". Планета Земля, как сущность, существует в таком сущем, как, например, Солнечная система. Солнечная система, как сущность, существует в галактике Млечный Путь, являющейся для нее сущим. И так далее. В конце концов, мы в своем движении по сущностно-сущей цепочке достигнем предельных понятий. Весь мир станет предельной сущностью, а пространство - предельным сущим. Далее сущностно-сущей цепочке развиваться некуда. Пространство уже не сможет стать сущностью, поскольку для этого должно существовать более глобальное сущее. Гиперпространство, например. А оно будет предельным сущим или, опять-таки, должно как сущность существовать в более глобальном сущем? В супер-пупер-пространстве? Встает закономерный вопрос: сколько можно однотипные "чистые" пространства, как сущности, размещать в более глобальных и, опять-таки, "чистых" пупер-пространствах, выполняющих роль сущего? Бесконечно? Или существует несколько переходных вариантов пространств, заканчивающихся истинным пространством? Бритва Оккама этого не приемлет. Пространство, в котором существует мир, одно и оно не может быть сущностью, ибо в сущностно-сущей цепочке является предельным сущим. Остается выяснить, что это значит.

Рассмотрим наше сущностно-сущее путешествие на примере с вложенными друг в друга матрешками.

Пусть самая маленькая кукла олицетворяет такую составную сущность огурца, как его семена. Вставим ее в следующую по размеру куклу, но не станем закрывать верхней половинкой. В этом случае вектор нашего внимания будет сосредоточен на маленькой кукле, как едином целом, а боковым зрением мы будем видеть часть второй куклы, являющейся для первой куклы сущим, или местом ее существования. При этом внешние контуры маленькой куклы совпадут с внутренними контурами большей куклы, а внешних контуров большей куклы мы не будем видеть вообще, поскольку большая кукла не находится на острие вектора нашего внимания. То есть, мы ничего не знаем о большей кукле, пока не сосредоточим на ней свое внимание. Тем не менее, мы заранее и чисто теоретически можем предположить, что для внешних границ сущего может быть три варианта:
1) внешних границ у сущего вообще нет, поскольку они совпадают с границами своего же внутреннего контура, очерченного поверхностью составной своей сущности;
2) границы внешнего контура сущего есть, они не совпадают с границами внутреннего контура и где-то в конкретном месте обретают свою форму;
3) внешние границы сущего уходят в бесконечность, не имея предела, т.е. сущее является бесконечным.
К анализу этих вариантов мы вернемся позже. Пока же зафиксируем только, что у сущего точно есть внутренние границы, совпадающие с внешними границами находящейся в нем сущности, что значит, что внутренние контуры сущего есть место, занимаемое сущностью в сущем, и это место определяется внешними контурами сущности, существующей в данном сущем.

Теперь закроем вторую куклу ее верхней половинкой, превратив ее тем самым в единое целое. Теперь вектор внимания целиком направлен на эту куклу и она для нас, наблюдателей, при наличии внешних контуров, стала сущностью. Вставим ее в следующую по размерам куклу. Все наши рассуждения далее полностью повторятся. Мы также заметим, что размеры кукол увеличиваются, то есть каждая последующая кукла больше предыдущей. Это объясняется тем, что в сущем существует не одна сущность, а значительно больше. Например, из трех выбранных нами составных сущностей огурца - семян, кожуры и клетчатки - мы в своем сущностно-сущем анализе использовали только одну сущность - семена. За счет оставшихся без внимания сущностей формируются размеры сущего, в котором они существуют. Собрав весь набор матрешек, остановимся на предпоследней и последней куклах, олицетворяющих весь мир и пространство соответственно.

Итак, предпоследняя кукла (мир) вставлена в самую большую (пространство). Закроем последнюю куклу ее верхней половинкой. Вектор нашего внимания направится на последнюю куклу, олицетворяющую пространство. Если у куклы-пространства есть внешние контуры (внешние границы), то она опять превратится в сущность, для которой должно существовать более глобальное сущее. Но мы определились: мир является предельной сущностью, поскольку имеет внешние контуры, а пространство - предельным сущим и оно не является сущностью другого, более глобального сущего. Выше мы определили три возможных варианта для куклы:
1) внешние контуры куклы совпадают с ее внутренними контурами (сущее является совокупностью мест, занимающих составными матрешками), что равносильно тому, что внешние контуры последующей куклы совпадают с внешними контурами предыдущей куклы. В этом случае внешние контуры у куклы-пространства есть, они совпадают с контурами мира, поэтому кукла-пространство превратится в сущность, существующую в более глобальном сущем, что противоречит условию, что пространство является предельным сущим.
2) внешние границы у куклы-пространства конечные, поэтому у нее есть внешние контуры. Это тоже противоречит нашему условию.
3) кукла-пространство бесконечна. Это значит, что у пространства нет внешних границ и мы, как наблюдатели, нигде не найдем такой точки, чтобы сконцентрировать внимание на нем, как на обычной сущности (на внешних контурах куклы).

Как видно, только третий пункт удовлетворяет условию, что пространство является предельным сущим. Таким образом, мы доказали, что оно является бесконечным.

Все наши рассуждения были проведены для субъект-объектного мира (миропонимания). В нем мир является конечным, поскольку он материализован субъектом (аналогия: видимое Солнце имеет конечный диаметр только в привычном нам субъект-объектном мире, а в объект-объектном мире Солнце - это вся Солнечная система и даже больше). В объект-объектном мире весь мир, как и пространство, также будет бесконечным. Но это уже другая история.

Копия статьи "Пространство конечное или бесконечное?", размещенной на моем канале на яндекс-дзен

Истинная бесконечность - это процесс постоянного новообразования, включающий в себя бесконечность пространства и времени, диалектически раскрывающийся процесс обретения границ и их утраты, достижения равновесия и одновременно стремление к.. .

Библиотечка | Диалектический Материализм - Глава VIII

. как изменчивость научных знаний о строении и формах движения материи не опровергает объективной реальности внешнего мира"[21]. Бесконечность пространства и времени. Одним из важнейших свойств пространства и времени является их бесконечность.

Уже в древние времена люди задумывались о пространстве и времени. В наиболее выраженной форме представления о пространстве и времени развивались в виде двух противоположных концепций, которые впоследствии были названы концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая концепция предполагала существование пространства как некой пустоты, не связанной с материальными объектами. Также считалось, что время — это независимая сущность, не связанная с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, пространство и время не считались оторванными от вещей. В науке до конца XIX и начала XX века господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций, Кар и другие, исходя из своего атомистического учения, понимали пространство как пустоту. Они считали, что для существования и движения атомов необходима пустота — своего рода контейнер, в котором атомы, соединяясь в движении различными способами, образуют множество тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о природе пространства и времени получили дальнейшее развитие в работах Бруно, Галилея, Декарта и других.

Далее кратко рассмотрим природу второй концепции пространства и времени. Аристотель, отвергая идею атомистической структуры мира, тем самым отвергал и идею пустого пространства. По мнению Аристотеля, пространство — это совокупность мест, занимаемых телами. Другими словами, пространство — это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время — порядок взаимной смены явлений и состояний тел, то есть время связано с движением и изменением тел. Вторая концепция получила дальнейшее развитие в работах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и других. Согласно Лейбницу, пространство и время не могут существовать вне материи и процессов, происходящих в ней. Лейбниц выступал против понимания Ньютоном чистого протяжения и чистой длительности. С точки зрения диалектического материализма, пространство и время неотделимы друг от друга и от движущейся материи, формами существования которой они являются. Согласно этой концепции, бытие без времени — такая же большая бессмыслица, как и бытие без пространства, пространство и время без материи — пустые понятия, абстракции, существующие только в нашем сознании. Конечно, диалектико-материалистическая концепция раскрывает сущность пространства и времени в основном с общефилософских позиций.

Пространство и время - Бесконечность и беспредельность

Бесконечность и беспредельность

Однако с развитием современной науки его выводы получили научное подтверждение. Научное определение пространства и времени, а также более или менее полное раскрытие их свойств связано с развитием современной науки, особенно физики и философии. В настоящее время, как мне кажется, сущность пространства и времени достаточно точно выражена в следующих определениях. «Пространство — это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их положение по отношению друг к другу и их относительный размер (расстояние и ориентация). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время — это совокупность отношений, выражающих координацию отрыва состояний (явлений) друг от друга, их порядок и длительность. Эти определения диалектичны и материалистичны по своей природе. Они показывают невозможность наделения понятий пространства и времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как неких абсолютно самостоятельных сущностей.

Здесь пространство и время понимаются не иначе, как определенные свойства бесконечной совокупности материальных объектов. Только через существование последних, благодаря тому, что они обладают протяженностью, размерами, взаимным расположением относительно друг друга, порядком смены состояний и длительностью своего существования, мы можем понять, что такое пространство и время. Зависимость пространства и времени от материи также определяет все их фундаментальные свойства. В то же время следует подчеркнуть, что хотя они и являются равноправными формами существования материи, между ними есть и различия. И поэтому они обладают рядом свойств, которые одновременно являются общими для них и отличают их друг от друга.

Общность заключается, во-первых, в их объективности. Как материя не зависит от человеческого сознания, так и пространство и время не зависят от него. Идеалисты внесли свой вклад в путаницу в этом вопросе. Так, Беркли считал, что пространство — это не что иное, как сосуществование ощущений в уме, субъекте; время — это последовательность ощущений. Согласно Канту, пространство и время являются априорными (доэкспериментальными) формами ощущения. Наложенные на хаос чувств, эти априорные формы упорядочивают их в пространстве и времени. Во-вторых, в силу вечности существования материи, пространство и время вечны. Не может быть ситуации, в которой материя существовала бы как до появления пространства и времени, так и после их исчезновения.

Попытки осмыслить пространство и время как имеющие начало или конец встречаются у Гегеля, Дюринга и других. Согласно Гегелю, природа разворачивается сначала в пространстве, а затем во времени. Следуя Дюрингу, мы должны в целом признать, что было время, когда времени не существовало. Третьим свойством пространства и времени является их бесконечность и безграничность. В применении к пространству безграничность означает, что в каком бы направлении и на какое бы расстояние мы ни двигались, мы нигде и никогда не достигнем такой границы, которую можно считать ограничением. Бесконечность пространства проявляется в том, что какой бы большой ни была система, всегда найдется система большего порядка, которая включает первую систему как один из своих элементов.

Что касается времени, то бесконечность и беспредельность проявляются в отсутствии событий, после которых нет длительности; нет неуправляемого количества последовательных процессов. В-четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности. И абсолютность не мыслится здесь в ньютоновском смысле. Это проявляется в том, что независимо от смены явлений, от всех изменений в материальных телах, пространство и время существуют объективно. Другими словами, ни один материальный объект, независимо от его свойств, не может находиться вне времени и пространства. В то же время, свойства пространства и времени могут меняться с изменением свойств материи.

Свойство пространства и времени

Отметим еще одно общее свойство пространства и времени. Это свойство является их внутренним противоречием. Предыдущие два свойства являются примерами его проявления. Бесконечность пространства и времени состоит из конечных длительностей отдельных процессов. Какие свойства отличают пространство и время друг от друга? Особым свойством пространства является его трехмерность. Это выражается, во-первых, в том, что тело может двигаться в пространстве в любом направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад. Во-вторых, все материальные тела имеют трехмерную пространственную форму — протяженность в длину, ширину и глубину.

Математически трехмерное пространство выражается соответствием один-к-одному между его точками и тройками чисел — их координатами в заданной произвольной системе координат. Время, в отличие от пространства, одномерно. То есть, если задано начало во времени, то начало или конец любого процесса, длина временного интервала описывается одним числом. Кроме того, время обладает свойством необратимости. Обратное движение во времени невозможно. Она всегда и везде течет в одном направлении: из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Из этого следует, следует отметить вскользь, необратимость во времени причинно-следственных связей. Из приведенных выше свойств пространства и времени следует, что пространство обладает свойствами симметрии, а время — асимметрии. Симметрия пространства выражается в том, что объекты, расположенные в одной части пространства, могут быть зеркальным отражением материальных объектов в другой части пространства относительно определенной линии.

Существует также симметрия пространства относительно оси вращения относительно любой точки. Симметрия пространства проявляется в симметричном расположении различных материальных тел. Например, в форме кристаллов, строении бабочек. В классической физике и специальной теории относительности преобладают постулаты об однородности и изотропности пространства и однородности времени, которые следуют из их свойств. Однородность пространства заключается в равенстве всех его точек, а изотропия — в равенстве всех его направлений. Однородность времени подразумевает равенство всех моментов времени. Это означает, что в каждой точке пространства, в любом направлении и в каждый момент времени законы физики действуют одинаково. Изменение представлений о пространстве и времени, сопровождавшее создание неевклидовой геометрии и открытие специальной теории относительности, вызвало большой резонанс в области философии. Ряд философов и физиков пришли к выводу, что поскольку наши представления о пространстве и времени меняются, они субъективны. Между тем, абстрактные понятия пространства и времени относительны, они могут изменяться, уточняться с развитием науки, но из этого не следует, что объективные пространство и время изменяются соответствующим образом и приспосабливаются к нашему опыту.

Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени

Современное понимание пространства и времени сложилось в результате длительного исторического процесса познания, содержанием которого была, прежде всего, борьба С и Р подходов к пониманию их сущности.

Такое понимание пространства, как мы помним, было важным элементом философии Демокрита. Именно существование абсолютной пустоты (пустого пространства) привело к разделению атомов (атом Демокрита — абсолютно неделимая частица, не имеющая частей) и вещей, которые из них состоят. Поэтому Демокрит считал пространство существующим в том же смысле, что и вещи. Его подход, важно помнить, был обусловлен пониманием материи как однородной, одинаково качественной. В естествознании концепция пространства и времени была разработана прежде всего И. Ньютоном как важный элемент его механики (на этом мы остановимся ниже).

Поэтому атом неизменен и существует вне времени. Это означает, что философия Демокрита содержит С-концепцию времени.

Основные свойства пространства и времени

При анализе этих вопросов необходимо учитывать не только тот факт, что пространство и время неотделимы от движения материи, но и наличие субординации между ними: «Движение — суть время и пространство. Вот два соображения в пользу этого тезиса.

Во-первых, пространство и время являются сторонами движения материи.

Тот факт, что свойства пространства (и времени) не зависят от отдельных объектов (явлений) в определенных пределах, не означает, как мы подчеркиваем, что эти свойства вообще не зависят от материи.

Поскольку сущностью пространства и времени является движение, т.е.

  • (a) Наиболее существенные свойства пространства и времени являются проявлениями свойств материи в движении.
  • (c) понимание пространства и времени в основном определяется пониманием движения, взаимодействия.

К общим свойствам пространства и времени как атрибутов материи относятся прежде всего: объективность, абсолютность (как всеобщих форм бытия материи), необходимая взаимосвязь друг с другом и с движением материи, неисчерпаемость, единство непрерывного и прерывного в структуре (на последних двух пунктах мы остановимся ниже).

Чтобы проиллюстрировать тезис (а), давайте кратко рассмотрим проблему размерности пространства и времени.

действие частиц, а S — геометрическое место точек, находящихся на одинаковом расстоянии m1 — R

при удалении m2 от m1 — центра поля. В двумерном пространстве, например, поскольку S = 2 R, мы имели бы F — . Но согласно закону Кулона.

F — это соответствует S R2 , которое справедливо только в трехмерном пространстве. Заметим, что только в последнем случае, как показывает современная теоретическая физика, возможно стабильное существование атомов и планетарных систем.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Известные законы Материи нужно дополнить ещё одним может быть главнейшим — законом бесконечности Материи. Материя (всё,что имеет вес, объем и прочие свойства и в конечном итоге каким-либо образом проявляет или может проявить себя) бесконечна как в малом, так и в большом, бесконечна в разнообразии форм своего существования.

Таблица химических элементов Менделеева — это наше промежуточное земное достижение. Однако,с точки зрения закона о бесконечности Материи — химических элементов — бесконечное количество. И у нас, и во Вселенной,и тем более в других более значительных или очень мелких формах Материи — химических элементов бесконечное количество. И нам ещё предстоят бесконечные открытия этих химических элементов (или иных подобных форм Материи)по мере развития науки нашей цивилизации.

Кстати,применяя метод подобия,можно на примере существования скажем молекулы Материи проецировать и изучать большие частицы Материи — галактики и пр.Не всегда,но иногда это может принести интересные результаты.

Разнообразие существования философии Материи

Философская форма Материи — разумные существа — так же бесконечны, как и сама Материя.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….

Человек живет и умирает.

Читайте также: