Как диктовать диктант во 2 классе школа россии

Обновлено: 07.07.2024


Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или "подлавливающим" ученика.

Когда учащиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по тетрадям, проверяют написанное.

Оба варианта орфографического задания учитель записывает на доске до того, как начнет диктовать текст (до окончания диктанта задания закрыты). После написания диктанта и его проверки учитель читает вслух варианты задания и поясняет их. Затем дети самостоятельно выполняют работу.

За диктант выставляет одна отметка:
"5" – если в диктанте нет ошибок;
"4" – если в работе допущены 2 ошибки;
"3" – если допущены 4 ошибки;
"2" – если в работе допущено 5 и более ошибок

Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду следующие моменты:
1) повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
2) ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).

Ошибкой считается:
1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2) неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные);
3) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Орфографическое задание оценивается так:
"5" – за полностью выполненное задание без ошибок;
"4" – за полностью выполненное задание при одной ошибке;
"3" – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
"2" – за невыполненное задание.
Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.

диктант

Диктант - какое страшное слово для многих школьников. Казалось бы, что может быть трудного в написании диктанта. Оказывается, за этим маленьким словом прячется, наверное, самый трудный и часто используемый вид проверки грамотности наших школьников.


К сожалению, подготовиться к диктанту за один день невозможно. Любой диктант - это результат продолжительной работы и тренировки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок писал диктанты правильно, надо приготовиться к длительной работе. Но не переживайте. Не так страшен волк, как кажется. Работа, конечно, будет длительной, но не очень трудной.

Для начала, надо отметить, что чем больше читает ребенок, тем лучше он справляется с этим видом работ. Следовательно, начинать подготовку к диктантам надо с чтения книг. Существует много различных упражнений, развивающих орфографическую зоркость человека, т.е. умение замечать и запоминать как пишется слово. Человек, обладающий орфографической зоркостью, пишет слова правильно, не задумываясь о правилах языка, автоматически. При этом большое значение имеет и зрительная память, которую тоже можно успешно развивать разными игровыми упражнениями.

Навык письма под диктовку надо развивать и закреплять. А для этого нужно чаще писать небольшие диктанты самостоятельно дома. При этом совсем не обязательно покупать специальные сборники диктантов, можно воспользоваться учебником русского языка. Выбираете упражнение, которое ребенок еще не проходил или прошел уже давно и успел забыть. И диктуете, а ребенок записывает.
Почему удобно использовать учебник? Потому, что там используются слова на изученные орфограммы и предложения определенного уровня сложности. Вы закрепляете знание орфограмм, словарных слов и тренируете ребенка в написании диктанта.

При написании диктанта, взрослый сначала читает весь текст, чтобы ребенок имел представление о том, что будет писать. Если пишете не текст, а просто отдельные предложения, тогда читаем по предложению. Затем читаем одно предложение и начинаем записывать. При этом для 1- начала 2 класса лучше акцентировать внимание ребенка на каждом слове: "Первое слово - Наступила". Когда ребенок написал, - "Следующее слово - холодная". "Следующее слово - зима. Предложение закончилось". Так вы обращаете внимание ребенка, что слова пишутся отдельно и "напоминаете", что в конце предложения надо поставить точку. Кроме этого, проговаривая слова для первоклассников, надо говорить их так, как пишется, а не так, как мы говорим. Будем диктовать: "КОрОва даёт мОлОкО. ВОрОн сел на дуБ."

Когда ребенок записал все предложения, нужно проверить диктант. Вы диктуете все сначала, а ребенок проверяет каждую букву и слово. Чтобы он лучше это сделал, можно предложить, чтобы ребенок представил, что это чужая тетрадь и внимательно проверял каждую букву.

Для учеников 2-4 класса уже отделять слова не нужно, но желательно, чтобы ребенок посчитал слова при вашем чтении. Если есть предлоги и союзы, то надо отметить, что есть маленькие слова-помощники.
Важно, что при написании диктанта ребенку нужно проговаривать все, что он пишет. Письмо с проговариванием помогает избежать многих ошибок и учит ребенка контролировать свою работу. Во 2-4 классах, когда дети уже изучают правила написания слов, нужно, чтобы ребенок объяснял написание сомнительных букв и устно подбирал проверочные слова.

Возможно, сейчас вам кажется, что это долго и трудно. Трудно может быть первые 2-3 раза. Затем ребенок научится, привыкнет и это войдет в привычку, кстати, очень полезную.

Не все слова русского языка можно проверить правилами. есть словарные слова, написание которых надо просто запомнить. И таких слов немало. Как запоминать словарные слова, расскажу в следующий раз.
А пока попробуйте писать диктанты с комментированием и результаты не заставят себя ждать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика проведения диктанта в начальной школе

Учитель должен приучать детей не бояться диктантов, не пугать их.

До начала проведения диктанта учителю следует проверить у детей наличие ручек, карандашей, линеек; попросить детей проверить, хорошо ли пишет ручка, при необходимости – поменять ее.

В процессе диктовки учитель находится на одном месте. Категорически не допускается ходьба по классу. Нельзя делать замечания детям по поводу допущения ими ошибок.

Сначала учитель читает диктант полностью в чуть замедленном темпе, выразительно. Непонятные слова или выражения детям следует разъяснить, можно с помощью учащихся. Допускается вопрос детям об орфограммах или пунктограммах, которые встречаются в диктанте.

Учитель выразительно и четко диктует каждое предложение три раза:

Первый раз – целое предложение. Дети должны понять смысл предложения и запомнить последние слова для постановки верного знака препинания. Нельзя допускать, чтобы дети начали писать в этот момент, это провоцирует большое количество ошибок на пропуск и замену слов и букв.

Второй раз – словосочетаниями и смысловыми частями. Недопустимо многократное повторение одних и тех же словосочетаний, каждое словосочетание произносится 1-2 раза.

Третий раз – после написания предложения для проверки. Следует приучать детей не глазами пробегать написанное, а прочитывать, проговаривая шепотом или про себя.

Очень важно! Учитель читает текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Если орфограмма еще не изучена, то следует произнести орфографически не всё слово, а лишь ошибкоопасное место. Недопустимо проговаривание по слогам уже изученных орфограмм. В отдельных случаях можно выписать особенно сложное в написании слово на доске.

Чтение учителя не должно быть ни подсказывающим, ни провоцирующим ошибки.

После написания диктанта учитель читает весь текст диктанта целиком, делая небольшие паузы между предложениями, чтобы дать детям возможность успеть проверить написанное.


Тренажёр для подготовки к диктантам по русскому языку. Диктанты составлены по всем основным темам за курс 2 класса. В каждой теме представлены диктанты пяти видов. Книга поможет ребёнку научиться писать простые диктанты, состоящие из отдельных слов, записывать тексты под диктовку, выполняти грамматические задания к диктантам. Пособие может использоваться родителями при самостоятельных занятиях с ребёнком, а также будет полезно учителям, репетиторам, гувернерам, няням.

Оглавление

  • Учимся писать под диктовку слова и предложения с заглавной буквы
  • Учимся писать под диктовку слова и предложения с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учусь писать диктанты. 2 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Учимся писать под диктовку слова и предложения с заглавной буквы

Словарные диктанты (диктанты отдельных слов)

Запиши слова под диктовку.

Альбом, село, Москва, Волга, улица Зелёная, станция Апрелевка, мальчик.

Запиши слова под диктовку.

Город Владимир, Олег, метро, кошка, Россия, город Рим, река Ока, ученик Андреев.

Запиши слова под диктовку.

Илья Морозов, город Плёс, красное полотенце, кошка Мурка, широкая улица, планета Земля.

Запиши слова под диктовку.

Река Урал, коза Зорька, ранняя заря, Каспийское море, Сергей Петрович, новый город, город Новгород.

Запиши слова под диктовку.

Собака Шарик, старая собака, Аня Смелова, смелый мальчик, Наталья Павловна Морозова.

Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши имена собственные. Во второй столбик запиши все остальные слова.

Озеро Байкал, вершина горы, Уральские горы, водопад Кивач, остров Врангеля, пёс Тузик.

Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши имена собственные. Во второй столбик запиши все остальные слова.

Африка, Тихий океан, площадь Победы, улица Авиаторов, Россия, река Иртыш.

Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши имена собственные. Во второй столбик запиши все остальные слова.

Море Лаптевых, город Мурманск, Ольга Сергеевна Белова, Охотское море, мальчик Максим.

Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши имена собственные. Во второй столбик запиши все остальные слова.

Карское море, директор Травин, город Норильск, река Лена, Лена Петрова.

Запиши слова в два столбика. В первый столбик запиши имена собственные. Во второй столбик запиши все остальные слова.

Улица Правды, Поклонная гора, Павел Антонович Жуков, собака Белка.

Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

Дорога, город Новгород, подруга, Куликова Аня, соседка Инга, собака.

Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

Тетрадь в клетку, директор школы, Ольга Птичкина, река Ока, старая машина, кот Пушок.

Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

Пушистая кошка, собака Вента, бодливая корова, курочка Пеструшка, улица Зелёная, дорога к дому.

Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

Красная площадь, старинный город, улица Арбат, маленькая собачка, Собачкин Игорь.

Запиши только слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

Собака Дружок, новый стол, корова Бурёнка, детская площадка, дедушка

Выборочно — распределительные диктанты

Запиши только имена собственные. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных записывай на первой строчке, а названия географических объектов — на второй.

Пудель Чарли, старая дорога, Никита Смирнов, озеро Байкал, Уральские горы, озорной мальчик, город Волгоград.

Запиши только имена собственные. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных записывай на первой строчке, а названия географических объектов — на второй.

Небольшой остров, Анна Ивановна, кот Рыжик, Азовское море, река Амур, подруга соседке, девочка Катя.

Запиши только имена собственные. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных записывай на первой строчке, а названия географических объектов — на второй.

Попугай Петька, старая птица, Пётр Иванович Орешкин, вкусный орех, Россия, город Углич, Белое море.

Запиши только имена собственные. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных записывай на первой строчке, а названия географических объектов — на второй.

Село Весёлое, старый город, город Астрахань, весёлая игра, собака Вента, бабушка Нина, ученик Смирнов.

Запиши только имена собственные. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных записывай на первой строчке, а названия географических объектов — на второй.

Витя Сорокин, птица сорока, Алексей Антонович, лучший друг, собака Дружок, река Енисей.

Запиши текст под диктовку и выполни задания.

Аня Чашкина и Катя Фролова пошли гулять. Они встретили Юлю Смелову. Девочки пошли на детскую площадку. Они весело провели время.

1. выпиши из текста имена собственные и раздели их для переноса.

2. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

3. Выпиши из текста 3 слова, которые обозначают предмет.

4. Из первого предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.

5. Слова последнего предложения раздели на слоги. Обозначь ударение.

Запиши текст под диктовку и выполни задания.

У Жени Петина живут щенки Дружок и Гномик. У его соседки Эли овчарка Вента. Ребята вместе выгуливают собак. Их питомцы дружат.

1. Слова первого предложения раздели на слоги.

2. Во втором предложении подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.

3. Выпиши из текста имена собственные и раздели их для переноса.

4. Последнее предложение разбери по членам.

5. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Запиши текст под диктовку и выполни задания.

В выходные Ксюша ходила на выставку кошек. Она видела много разных животных. У бабушки живёт пушистый кот Мурзик. Теперь и у Юли будет свой питомец. Мама купила девочке котёнка. Его зовут Тишка.

1. Второе предложение разбери по членам.

2. Выпиши из текста имена собственные и раздели их на слоги.

3. В третьем предложении подчеркни буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.

4. Выпиши из текста три слова, которые обозначают действие предмета.

5. Выпиши из текста два слова, в которых количество звуков и букв не различается.

Запиши текст под диктовку и выполни задания.

Наступил вечер. Вот пастух гонит коров. Они идут по широкой улице. Наши коровы Дочка и Зорька узнали свой дом. Бабушка Лида пойдёт их доить.

1. Слова первого предложения раздели на слоги.

2. Выпиши из текста два слова, в которых букв больше, чем звуков.

3. Слова второго предложения раздели для переноса.

4. Выпиши из текста имена собственные.

5. Выпиши из текста два имени нарицательных.

Запиши текст под диктовку и выполни задания.

По дороге скачет конь. Его зовут Орлик. На коне сидит мой дедушка. Его зовут Геннадий Осипович. Он работает в колхозе. Дедушка приехал на обед.

1. В последнем предложении подчеркни главные члены.

2. Выпиши из текста слово, которое состоит из 4 слогов.

3. Выпиши из текста имена собственные и раздели их для переноса.

4. Выпиши из текста два слова, в которых букв больше, чем звуков.

5. Выпиши из текста два слова, в которых звуков больше, чем букв.

Запиши текст под диктовку и выполни задания.

У нас живёт пёс. Его зовут Верный. Пёс охраняет дом бабушки и дедушки. Мою бабушку зовут Лидия. Моего дедушку зовут Геннадий.

1. В третьем предложении выдели грамматическую основу.

2. Запиши транскрипцию слова Лидия.

3. Выпиши из текста имена собственные и раздели их на слоги.

4. В первом предложении подчеркни буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.

5. Выпиши из текста два слова, которые нельзя перенести.

Запиши текст под диктовку и выполни задания.

Летом я поеду к бабушке и дедушке. Они живут в селе Широкий Буерак. Оно находится в Саратовской области. Их дом стоит на берегу Волги. Я буду там гостить до конца лета.

Читайте также: